Что такое средовой подход

Средовой подход к организации образовательного процесса в центре игровой поддержки ребенка

В организации образовательного процесса применяются различные походы, одним из которых является средовой подход.

Средовой подход представляет собой способ организации среды и оптимизации её влияния на личность ребенка. Среда, окружающая ребенка бывает образовательная, предметная, воспитательная или развивающая. Средовой подход, в свою очередь, включает различные варианты взаимодействия со средой.

Цент игровой поддержки ребенка ГБОУ детский сад №781 открылся 1 октября 2012 года. В настоящее время ЦИПР посещают 24 ребенка.

Предметно-развивающая среда центра игровой поддержки ребенка включает в себя: игровые комнаты: зону сенсорного развития, набор мягких модулей, зону для продуктивной деятельности, физкультурный зал, музыкальный зал и методический кабинет.

Индивидуальные и групповые сеансы,проводимые в ЦИПР направлены на всестороннее развитие детей:

• Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности

• Развитие предметной деятельности и познавательных способностей

• Развитие общения детей со сверстниками

• Развитие игровой деятельности

Структура игрового сеанса позволяет максимально эффективно использовать предметно-развивающую среду. Большая часть игрового сеанса проходит в игровых комнатах, поочередно используются различные зоны, однако физическое развитие, включающее подвижные игры, проводится в физкультурном зале, а театрализованная деятельность и музыкальное развитие проходят в музыкальном зле. В раздевальной комнате проходят выставки детских работ, стенгазет, фотоколлажей. В методическом кабинете организованна библиотека для родителей.

Присутствие родителей на игровых сеансах позволяет чувствовать детям надежную защиту, а значит, возможность свободно адаптироваться в пространстве, учиться и воспринимать окружающий мир.

Игровыесеансы в ЦИПР посещают дети в сопровождении:

Так как для детей раннего возраста не посещающих массовую группу детского сада основной образовательной средой является семья, педагоги ЦИПР уделяют особое внимание взаимодействию с семьей.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

В основе взаимодействия ЦИПР и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Педагоги центра игровой поддержки ГБОУ детского сада №781 используют следующие формы взаимодействия с родителями:

• Индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания детей

• Буклеты, памятки, брошюры и т. д.

• Родительские собрания

• Библиотека для родителей

• Экскурсии, выездные мероприятия (посещение выставок)

Одна и та же среда воздействует на каждую семью по-разному. Поэтому, регулярно проводя анкетирование родителей, уточняя их запросы, выявляя трудности воспитания детей специалисты ЦИПР постоянно совершенствуют формы взаимодействия с семьей. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Таким образом, специалисты ЦИПР эффективно используют предметно-развивающую среду, тесно взаимодействуют с семьями воспитанников реализуют средовый подход в образовательном процессе.

Что такое средовой подход. Смотреть фото Что такое средовой подход. Смотреть картинку Что такое средовой подход. Картинка про Что такое средовой подход. Фото Что такое средовой подход«Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ в соответствии с ФГТ к условиям реализации ООП ДОУ» В настоящее время, при организации педагогического процесса в ДОУ, особое внимание уделяется созданию благоприятной предметно-развивающей.

Источник

Сущность средового подхода в образовании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Средовой подход в образовании – это способ организации образовательной деятельности, при котором обучение и воспитание реализуются посредством создания специальной среды, продуктивной для развития основных личностных качеств и предоставляющей возможности для самореализации и саморазвития личности.

Данный подход возник на основании связи социокультурного пространства с образовательным пространством и образовательной культурой. Он означает, что культура тесно связана с образованием. Она воздействует на его особенности реализации, способствует его развитию и испытывает воздействие образовательного пространства на собственное развитие.

Рисунок 1. Средовой подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные положения средового подхода

В основе средового подхода лежат следующие положения:

Готовые работы на аналогичную тему

Все эти параметры отражают принадлежность средового подхода к концепции и технологии управления образовательным процессом через образовательное пространство, ориентированной на всестороннее развитие учащегося и его активную позицию в образовательном процессе.

Образовательная среда: уровни ее функционирования и компоненты

Образовательная среда – это реальные условия реализации педагогической деятельности, основанные на сочетании социальных условий исторического развития и специально разработанных педагогических условий, в которых осуществляется развитие учащегося.

Образовательная среда отражает условия развития учащихся по конкретному алгоритму. В ней создаются возможности для личностного развития, которые содержатся в социальной сфере.

Образовательная среда способна оказывать решающее воздействие на развитие личности. в то же время, личность может влиять и на развитие образовательной среды, определяя ее функционирование, исходя из необходимости удовлетворения собственных потребностей и интересов.

Образовательная среда включает в себя несколько уровней реализации:

Показателями функционирования образовательной среды являются ее ресурсный состав, т.е. инструменты для реализации образовательной деятельности и возможности, а также устройство среды т.е. способ ее организации и компоненты.

К компонентам образовательной среды относятся:

Рисунок 2. Образовательная среда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, сущность средового подхода определяется способами построения образовательной среды и законами ее функционирования. Данный подход связан с построением безопасного образовательного пространства, отвечающего интересам и потребностям учащихся, целям и задач образовательной деятельности и, ориентированной на всестороннее развитие личности учащегося.

Условия построения безопасного образовательного пространства

Чтобы создать безопасную образовательную среду в учебном заведении требуется соблюдать ряд важных условий. К ним относятся:

Источник

Что такое средовой подход

Что такое средовой подход. Смотреть фото Что такое средовой подход. Смотреть картинку Что такое средовой подход. Картинка про Что такое средовой подход. Фото Что такое средовой подход

Сулима Игорь Иванович, доктор философских наук

Среда, методология, способ, опосредование, концепция, теория, действия.

Проблема методологии исследования возникает с зачатков научного поиска ещё в древних обществах, то есть ещё до того, как наука в эпоху Нового времени сформируется как самостоятельный социальный институт со сложным и достаточно формализованным инструментарием. Это обусловлено естественным стремлением к оптимизации поисковой деятельности, рефлексией над любыми формами, способствующими постижению истины. Первоначальные методологические находки легли в основу научного подхода к поиску истины, в том числе, нахождения истины в ходе педагогического поиска. В этом плане развитие гносеологии и общих методологических установок шло бок о бок. И в этом различении со времен Г.В.Ф. Гегеля отчетливо отражается единство и противоречия бытия и мышления, педагогической реальности и взгляда представителя педагогической науки на то, что происходит в ходе обучения и воспитания, формирования и развития личности ребенка. Размежевание методологии и методики научного поиска прошло достаточно длинный исторический путь. Сам этот путь, на наш взгляд, отражает становление педагогики как науки.

Педагогика как отрасль социального управления требует от педагогов и специалистов в области управления системой образования наличия разнообразных калиброванных инструментов управления, требует высокой методологической квалификации. Педагогика, как и любая наука и сфера общественной практики, требует системы, разработанной и адаптированной под специфику целей, основных методов.

В результате произошло не просто размежевание методологии и методики, существенно отличающихся друг от друга тем, что методология отвечает на базовый вопрос и для исследователя, и для педагога-практика: «Что делать?», а методика отвечает на животрепещущий, сиюминутно актуально значимый, ощущаемый особенно начинающим учителем как «соль педагогики», но всё-таки вторичный вопрос: «Как делать?». Вопрос о том, «как», вторичен потому, что полностью звучит «как это делать?», то есть, до того, как решить вопрос с методикой (конкретным способом, приемом, группой приемов для конкретного случая, частным инструментарием), надо определиться с более принципиальным вопросом.

Теория в педагогике изначально предназначена для влияния на общество, так как педагогика – это отрасль социального управления. Теория – всегда определенный взгляд на мир под строго и системно аргументированным углом зрения, через принципиально значимую в своих характеристиках призму. Наличие и характеристики преломления этого взгляда и есть мировоззренческий смысл методологии.

Признаком теории, способной как таковой выполнять функцию методологии, является её опора на операции, раскрывающие фундаментальный характер познания действительности. Методологические рамки – фактически это рамки концептуально допустимого отношения к действительности.

Средовой подход в образовании как теория разработан учеником академика РАО Л.И. Новиковой руководителем лаборатории среды и средовых исследований в образовании Нижегородского института развития образования доктором педагогических наук Мануйловым Ю.С.

Средовой подход представляет собой теорию осуществляемого через специально формируемую среду управления процессом формирования и развития учащегося. Теорию средового подхода можно определить как методологию. Методологию педагогической деятельности. И методологию научно-педагогического исследования. Средовой подход обладает такими базовыми процедурами: средообразование, наполнение ниш, инверсия среды (она направлена на восстановление понимания среды самим учащимся), осреднение, типизация.

Система действий со средой должна превращать её в средство комплексного целенаправленного воздействия на личность воспитанника. Среда формирует учащегося по своему образу и подобию. Среда раскрывает те или иные возможности для развития личности ребенка. Среда представляет возможности со-бытийного статуса: со-общаться, содружествовать с другими людьми, сотрудничать с ними, соперничать, сопереживать и т.д., быть соратниками, современниками и т.д. Среда предоставляет возможности что-либо иметь или уметь: например, иметь знания в области арифметики и уметь считать, а в итоге так или иначе быть (например, быть математиком, быть человеком, адаптированным к требованиям общества в современном мире исчислений и техники).

Среда влияет на образ жизни учащихся, задавая те или иные стереотипы, модели, «коридоры» дви жения по жизни. В итоге среда типизирует личность и тем самым позволяет обществу через воспитание реализовывать в широкой практике те или иные идеалы, получать тот или иной тип личности. При этом индивидуальность, неповторимость, уникальность человека не страдает, т.к. поле проявления индивидуального остается исключительно широким. Это возможно благодаря тому, что средовой подход опирается на гуманистические философско-методологические течения.

Исходя из постулатов средового подхода как теории опосредованного управления, определяется содержание методологических принципов средового подхода как педагогической деятельности. Методология заключается в действиях по созданию определенной среды (позитивной с педагогической точки зрения). Среда создается путем создания определенных ниш с определенной трофикой. При этом негативные ниши разрушаются или нейтрализуются. Создаются условия формирования и закрепления определенного (позитивного с педагогической точки зрения) образа жизни. Формируются захватывающие стихии, подавляются стихии (в зависимости от их педагогической оценки). Главная методологическая линия – опосредованное средой управление становлением и развитием личности учащегося.

Таким образом, теория средового подхода разрабатывает свой собственный универсальный способ достижения социально значимых концептуальных педагогических целей.

При этом существуют особенности в массовом применении методологии средового подхода. Всякая концепция оценивается педагогами-практиками с точки зрения четкости, однозначности, сложности и масштабности целей и задач, которые потребуется решать им на их рабочих местах, с конкретными детьми, классом. Несомненно, средовой подход как метод опосредованного управления не предназначен для организации деятельности в пару действий с детерминированным результатом, а главное, с простым, давно известным и послушным объектом управления. Такая методология носит синергетический характер. Масштабность (во времени, в пространстве), которая присутствует в процессе внедрения средового подхода, масштабность и относительная устойчивость внедренческих результатов, их определенная последующая «саморегенерируемость» формируют устойчивый позитивный результат и соответствующий настрой у тех, кто работает в логике средового подхода и смог культивировать среду с заданными свойствами. Методология средового подхода очень трудо- и время- ёмка (менять приходится среду, это труднее и дольше, чем заменить обучающую методику, те или иные учебно-методические материалы), но это окупается масштабностью полученных в результате внедрения плодов.

Теория средового подхода является методологией для научно-педагогического исследования. Это выражается прежде всего в определении специфического объекта исследования – среды. Теория средового подхода требует от педагога-исследователя особого отношения к мониторингу педагогической действительности. Связано это с тем, что инструмент влияния педагога на учащегося, во-первых, масштабен и многогранен, открывается всё время новыми гранями, одновременно процесс носит ярко выраженный темпоральный характер, во-вторых, применяется опосредованно. Особое значение мониторинга в принципиальной схеме деятельности педагога-исследователя, идущего к истине и действующего в логике средового подхода, в итоге не уникально.

Несомненно, особенностью является использование той или иной философско-методологической базы для исследования. Нельзя ограничиваться формально и массово применяемым в современной педагогической науке диалектико-материалистическим методом. Концепция средового подхода находит базу в фундаментальных направлениях философско-методологической мысли. Она базируется на таких гуманистических направлениях, как синергетика, феноменология, экзистенциализм, герменевтика. Педагог-исследователь должен уметь оперировать инструментарием этих направлений, должен быть готов к путям исследования, которые носят недетерминистский характер, дают результаты исследования, которые интерпретируются, и эта интерпретация в её многогранности не должна быть нивелирована, диссимилирована, «снята» в итоговых выводах исследователя. Уникальность этой методологии в том, что она не является методологией единичного подхода, это методология общего подхода, опирающегося на поиск типологических черт. Поэтому нельзя средовой подход свести к таким исходным принципам, исходным позициям, которые уже давно и явственно устоялись в методологии научного поиска в педагогике как личностно ориентированный подход, системный подход, деятельностный подход. Средовой подход – это отдельная, самостоятельная методология научно-педагогического исследования. Она отличается от теории воспитательных систем, которая послужила отправной точной возникновения и развития средового подхода в педагогике как самостоятельной теории, обладающей своей методологической составляющей.

Опираясь на средовой подход как методологию научно-педагогического исследования, успешно провели научный поиск с защитой кандидатских диссертаций В.Я. Барышников («Средовой подход в управленческой деятельности специалиста по физической культуре»), Р.А. Кассина («Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя»), Е.В. Боровская (« Образ жизни школьника как условие становления его личности »), Л.В. Волкова («Педагоги как субъекты средообразовательного процесса») и др., активно публикуют результаты исследований, опирающихся на такую методологию, Е.В. Орлов, О.Л. Кораблев, Л.А. Цыганова, М.В. Коробова и др.

1 См.: Сулима И.И., Сулима Э.А. Словарь к курсам «Современный мир» и «Человек и общество». – Нижний Новгород, 1993. – С. 27.

2 Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. – М., 1998. – С. 22-23.

Источник

​Словарный запас: СРЕДОВОЙ ПОДХОД

На лавочке, недавно установленной перед вашим подъездом, никто не сидит? Видимо, управляющая компания не использовала средовой подход. О том, почему этот подход касается каждого и как его применять с умом, рассказали архитектор бюро Рема Колхаса ОМА и руководитель проектов в КБ «Стрелка».

Что такое средовой подход. Смотреть фото Что такое средовой подход. Смотреть картинку Что такое средовой подход. Картинка про Что такое средовой подход. Фото Что такое средовой подход

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

Первым профессиональным планировщиком, который отказался от отчуждённо-бюрократического подхода и поставил в центр человеческое восприятие городской среды, стал Кевин Линч. Он заложил основу так называемого средового подхода. Это направление, объединяющее психологические, социально-психологические, социологические разработки в изучении городов с городским планированием и проектированием.

Что такое средовой подход. Смотреть фото Что такое средовой подход. Смотреть картинку Что такое средовой подход. Картинка про Что такое средовой подход. Фото Что такое средовой подход

Мария Ноговицына, архитектор, выпускница МАРХИ и Архитектурной школы Королевского технологического института в Стокгольме, руководитель проектов КБ «Стрелка»

«Среда — это то, что окружает человека, влияет на него, и наоборот. Для средового подхода характерно объединение знаний профессионалов из самых разных областей. То есть над улучшением качества жизни, к примеру, работают одновременно градостроители, архитекторы, культурологи, экологи, философы, инженеры. В официальных кругах чаще всего термин используется, когда речь идёт об устойчивом развитии. Применим средовой подход как в глобальном смысле, например при комплексном планировании региона, так и в локальном — проектировании отдельного здания. Во втором случае важными становятся не только функция и форма, но и то, каким образом они будут вписаны в повседневность пользователя, не будут ли нарушать культурный контекст или портить экологическую обстановку.

Я приведу пример. КБ «Стрелка» провело конкурс на концепцию «Умной школы» в Иркутске, где важным критерием был именно средовой подход. Здание школы встроено в окружающую среду, позволяя ученикам исследовать природные процессы. Например, обучающий ландшафт включает в себя систему сбора дождевой воды, уровень которой ученики могут измерять. Таким образом, знания получаются опытным путём, а не в замкнутых школьных кабинетах.

В последнее время в Москве появляются положительные примеры по улучшению общественных пространств, та же Крымская набережная, парк Горького, «Музеон». Но также есть примеры, когда благоустройство среды не достигает цели по улучшению качества. Можно привести простой пример — регулярная расстановка скамеек без предварительного анализа потребностей и поведения жителей приводит к тому, что скамейки эти становятся бесполезными и на них никто не сидит. В качестве положительного примера можно рассмотреть центральную площадь в Стокгольме Sergels torg.

Там установлены в огромном количестве скамейки, стоящие в ряд. Проходя утром, можно подумать, что это какое-то несуразное решение, но буквально в 12 часов дня солнце встаёт в такую позицию, что люди со всех ближайших офисных центров выходят на улицу и наслаждаются тёплым воздухом и солнечным светом. И сразу становится понятно, почему именно в том месте и именно в таком количестве были установлены скамейки. Когда люди вовлечены в процесс улучшения общественных пространств, они как минимум больше ценят место, в котором живут или работают».

Что такое средовой подход. Смотреть фото Что такое средовой подход. Смотреть картинку Что такое средовой подход. Картинка про Что такое средовой подход. Фото Что такое средовой подход

Моника Конрад, урбанист, исследователь в КБ «Стрелка», бывший сотрудник бюро Рема Колхаса OMA в Нидерландах

«Я бы не стала говорить, что средовой подход — это всего лишь тренд, который подразумевает включение экологических аспектов в городское планирование на региональном или локальном уровнях. У средового подхода есть экзистенциальное значение, так как он затрагивает основные потребности человечества. И речь не только о Москве и даже о Европе — во всём мире меняется отношение к тому, как использовать природные ресурсы. Идея получила своё развитие ещё в 1970-е годы. Именно тогда был сделан первый шаг к пониманию проблем окружающей среды как неотъемлемой части городского планирования.

В 1972 году на конференции ООН в Стокгольме основные вопросы были посвящены ухудшению окружающей среды и «безграничному загрязнению». В течение последующих десятилетий Стокгольм расширял круг вопросов, которые так или иначе были связаны с экологией. На тот момент речь в основном шла обо всех видах загрязнений, о климатических изменениях, толщине озонового слоя, ограниченности источников пресной воды, чрезмерной вырубке лесов, об опустынивании и деградации земель, опасных отходах и истощении биологического разнообразия. Несколькими годами позже это также привело к пониманию того, что региональные или местные проблемы окружающей среды могут привести к проблемам международной безопасности.

Признание того факта, что охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов должны быть взаимосвязаны с социально-экономическими вопросами бедности, произошло в Рио на Саммите Земли в 1992 году. Эта идея была отражена в определении, которое сформулировала Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, также известная как Комиссия Брундтланд. Таким образом, понятие «устойчивое развитие городов» — это не какой-то случайный выбор отдельной страны, а необходимость. Городские центры должны быть социально справедливыми, экономически и экологически успешными, если мы всё ещё думаем, что города призваны удовлетворять потребности своих жителей и именно они станут домом будущего человечества.

Один из первых и самых заметных примеров того, как успешно может применяться средовой подход в 21 веке стал проект развития бывшего порта в Мальмо. Здесь впервые в крупном масштабе была спроектирована и реализована среда обитания с высокотехнологичными решениями использования природных ресурсов: водоем, который улучшает микроклимат, большое разнообразие растений, влияющих на богатую флору и фауну, солнечные батареи, генерирующие электричество, производство энергии из отходов.

Проект был реализован 15 лет назад, и пока еще рано говорить о его экономической успешности, но однозначно он задал новые стандарты качества среды для будущих поколений».

ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

«Кстати, и средовой подход, ориентированный на индивидуальные аспекты жизнедеятельности человека и до сих пор являющийся едва ли не самой убедительной отечественной градостроительной доктриной, тоже сформировался во времена застоя — в период замедления строительства». (Алексей Муратов в интервью Strelka Magazine о том, зачем Москве мастер-план)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *