Что такое средовый подход в обж

Средовый подход в методике обучения ОБЖ

Что такое средовый подход в обж. Смотреть фото Что такое средовый подход в обж. Смотреть картинку Что такое средовый подход в обж. Картинка про Что такое средовый подход в обж. Фото Что такое средовый подход в обж

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 599 раз

Библиографическое описание:

Алексеев, С. В. Средовый подход в методике обучения ОБЖ / С. В. Алексеев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 8-9. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/422/ (дата обращения: 27.12.2021).

Средовый подход в методике обучения ОБЖ

Алексеев Сергей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования

В статье сделана попытка трансформации средового подхода как методологии осмысления проблем окружающей среды в средовую компетенцию как профессиональное требование к деятельности педагога- организатора ОБЖ.

Ключевые слова: среда, средовый подход, средовая компетенция педагога, надпрофессиональные навыки.

Ключевым понятием средового подхода является понятие «среды», которое в науке трансформировалось с чисто биологического, естественнонаучного до социального и образовательного (педагогического). Я. Юкскюль считается одним из основоположников классической этологии. Особую известность получила его концепция о существовании у каждого вида животных специфического, характерного только для него, перцептивного мира «окружения». Из огромного разнообразия стимулов, действующих на животное, лишь небольшое их число вызывает ответную реакцию. Концепция «окружающей среды» Я.Юкскюля положила начало экспериментальным исследованиям взаимоотношений животных со средой их обитания.

Основные требования к образовательным результатам при изучении предмета ОБЖ в контексте ФГОС нового поколения, структура примерной учебной программы курса ОБЖ разработаны на основе средового подхода (природная, техногенная и социальная среды) с широким внедрением модульного принципа (по различным проблемам внутри обозначенных сред). Кроме указанных сред ученые называют городскую, культурную, криминогенную, образовательную и иные среды. Для педагогов образовательная среда, ее безопасный и здоровьесозидающий характер имеет особый интерес. Смысл образовательной среды не является абсолютно новым, например, еще Лоренцо Вала перечисляет пять важнейших условий для ученых занятий:

— «общение с образованными людьми»;

Особый вид компетенции, необходимый современному педагогу, особенно педагогу-организатору ОБЖ, это средовая компетенция. Средовая компетенция рассматривается нами как профессиональные умения педагога (и всего педагогического коллектива!) создать безопасную, здоровьесозидающую, комфортную образовательную среду в школе; это умение методически использовать значимый образовательный (просветительский, воспитательный) потенциал окружающей среды региона (городской, культурной, социальной, природной, образовательной и др.). Пространство (среда) учебного кабинета, образовательная среда школы, пришкольная территория и др. – неполный перечень приложения средовой компетенции педагога.

Представляют особый интерес исследования пространства (среды) школы, класса, пришкольной территории, проведенные зарубежными (С.Гриффитс, Р.Зоммер, А.Швебел, Д.Черлин, Ф.Беккер, Д.Мак-Персон, Р.Гиффорд, К.Вайнштайн и др.) и российскими учеными ( Л.В.Смолова, Г.А.Ковалева, Ю.Г.Панюкова, А.И.Савенков, Е.А.Соловьева и др.) [2].

В качестве ключевых блоков – составляющих средовой компетентности – нами обозначаются следующие:

1. Проектирование модели предметной среды, видение ее в функционировании образовательной среды школы, района, города;

2. Анализ реального состояния предметной среды и соотнесение его с идеальной (планируемым) моделью, понимание возможных направлений ее развития;

3. Профессионально организовывать и методически реализовывать научный, культурный, просветительский, образовательный потенциал региона;

4. Создание педагогических условий для функционирования открытой информационной образовательной среды;

5. Широкое использование безопасных здоровьесозидающих инновационных технологий в организации урочной и внеурочной деятельности в школе.

В процессе мини- исследования 2015г. получены следующие результаты самооценки педагогами параметров средовой компетентности:

Составляющие средовой компетентности

Баллы (по 10-балльной системе)

Проектирование модели предметной среды, видение ее в функционировании образовательной среды школы, района, города;

Анализ реального состояния предметной среды и соотнесение его с идеальной (планируемым) моделью, понимание возможных направлений ее развития;

Профессионально организовывать и методически реализовывать научный, культурный, просветительский, образовательный потенциал региона;

Создание педагогических условий для функционирования открытой информационной образовательной среды;

Широкое использование безопасных здоровьесозидающих инновационных технологий в организации урочной и внеурочной деятельности в школе.

Можно констатировать высокий уровень самооценки аналитической функции средовой компетенции (8,0) и недостаточно высокий- информационной функции (7,4). Экспертная оценка подтверждает полученную закономерность, однако уровень экспертной оценки ниже самооценки (7,4 и 6,0 соответственно).

Принимая за основу идею опережения, прогностическую функцию педагогического образования целесообразно проектировать по результатам форсайт-исследований будущего профессионального ландшафта в образовании.

Атлас новых профессий (2015г.) определяет позицию международных и отечественных экспертов на необходимость формирования следующих надпрофессиональных навыков, таких как:

В Атласе новых профессий в блоке «Безопасность» приведены следующие новые профессии, ориентация на которые может быть основой профориентационной работы: аудитор комплексной безопасности в промышленности, дистанционный координатор безопасности; дизайнер-эргономист носимых устройств для безопасности; специалист по преодолению системных экологических катастроф; проектировщик личной безопасности; менеджер непрерывности бизнеса [1]. Жаль, что в блоке «Безопасность» разработчиками не учитываются две важные надпрофессиональные компетенции: «Мультиязычность и мультикультурность» и «Бережливое производство». В контексте становления образования для устойчивого развития, в котором идеология безопасности может быть системообразующей, указанные навыки будут несомненно необходимы и востребованы.

Источник

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

Урок 2
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности

Содержание урока

Научные подходы — системный и средовый

Научные подходы — системный и средовый

Что такое средовый подход в обж. Смотреть фото Что такое средовый подход в обж. Смотреть картинку Что такое средовый подход в обж. Картинка про Что такое средовый подход в обж. Фото Что такое средовый подход в обжНаучные подходы — системный и средовый — являются основными в теории безопасности жизнедеятельности. Данные подходы позволяют наиболее достоверно строить модели объектов и модели среды их жизнедеятельности (обитания), а также изучать взаимодействие объектов друг с другом и со средой (системой).

Что такое средовый подход в обж. Смотреть фото Что такое средовый подход в обж. Смотреть картинку Что такое средовый подход в обж. Картинка про Что такое средовый подход в обж. Фото Что такое средовый подход в обж

Что такое средовый подход в обж. Смотреть фото Что такое средовый подход в обж. Смотреть картинку Что такое средовый подход в обж. Картинка про Что такое средовый подход в обж. Фото Что такое средовый подход в обжСистемный подход определяет рассмотрение объекта научного познания как системной модели (системы). Система представляет собой объединение отдельных элементов объекта (подсистем) в целостное функционирующее образование (систему).

Системный подход является основополагающим в анализе условий жизнедеятельности и в разработке комплекса мер обеспечения безопасности жизнедеятельности. Цель системного анализа — всесторонне рассмотреть и выявить причины, вызывающие угрозу появления и проявления различных опасностей для человека, общества и государства. Взаимодействие человека и среды рассматривается как взаимодействие системных комплексов: «человек — машина (техника)», «человек — окружающая среда (производственная, бытовая, учебная, игровая)» и др. Специалисты проводят системный анализ опасных ситуаций и мер их профилактики.

Что такое средовый подход в обж. Смотреть фото Что такое средовый подход в обж. Смотреть картинку Что такое средовый подход в обж. Картинка про Что такое средовый подход в обж. Фото Что такое средовый подход в обжСредовый подход позволяет условно выделить из окружающего пространства его часть (объект) для изучения комплексного влияния на человека условий и факторов объекта (теоретической модели «окружающей среды жизнедеятельности»). Это позволяет выявить характеристики различных её аспектов, определить факторы опасности и степень её безопасности.

Что такое средовый подход в обж. Смотреть фото Что такое средовый подход в обж. Смотреть картинку Что такое средовый подход в обж. Картинка про Что такое средовый подход в обж. Фото Что такое средовый подход в обжЛюбая теоретическая модель — это приблизительное описание основных конструктивных характеристик функционирования объекта (системы). Чем точнее описание, тем успешнее может быть прогноз поведения объекта в экстремальной ситуации.

Специалисты разделяют объекты окружающей среды на биотические (биологические) объекты (живое вещество), абиотические (неживое вещество — неорганическое происхождение) и смешанные объекты, включающие живое и неживое вещество планеты. Человек — часть биоты (суммарного живого вещества планеты) — является наиболее сложным биологическим объектом для теоретического описания (моделирования). Современная паука предлагает нам сотни самых разных теоретических моделей человека, общества, окружающей среды. Модели не универсальны, но позволяют прогнозировать поведение людей как биологических объектов в экстремальных ситуациях. Научные модели основа разработки правил безопасности жизнедеятельности.

Информация определяется как синтез функции, структуры, средства взаимодействия (коммуникации) для отражения истинной сущности, смысла, цели существования объекта, предмета, явления, процесса. Существуют способы кодирования, распознавания и интерпретации информации, которые определяют её достоверность и качество понимания. Специалисты в области информационных технологий и средств массовой коммуникации прекрасно осведомлены о значимости и своевременности появления информации или дезинформации.

Неправильная или несвоевременная информация всегда создаёт проблемы, особенно если человек не замечает или не учитывает наличие потенциальных опасностей (скрытой, непроявленной информации).

Учиться пониманию себя и сообщений окружающего мира приходится всю жизнь. Воспитание в себе осторожности, здравомыслия, применение стратегии безопасности жизнедеятельности в обычной жизни — это актуальная задача современного человека. Конечно, приходится рисковать в жизненных ситуациях, но риск должен быть оправдан, просчитан, чтобы защитить здоровье и жизнь людей и окружающую среду.

Что такое средовый подход в обж. Смотреть фото Что такое средовый подход в обж. Смотреть картинку Что такое средовый подход в обж. Картинка про Что такое средовый подход в обж. Фото Что такое средовый подход в обжБезопасность — одна из характеристик и один из критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических, биологических систем. Человек как живой организм может жить только в определённых условиях, определяющих микроклимат его среды обитания, экологической ниши. Любые изменения параметров экологической ниши человека несут угрозу его жизни и здоровью. Соблюдение культуры безопасности жизнедеятельности в быту и на производстве — актуальная стратегия выживания людей, животных и растений в современной среде обитания.

Вопросы и задания

1. Почему в XX в. потребовалось создание науки о безопасности жизнедеятельности?

2. Почему невозможно обеспечить абсолютную безопасность на транспорте, в школьной столовой, других общественных местах?

3. Что специалисты понимают под понятием «приемлемый риск»?

4. Как применить стратегию безопасности жизнедеятельности в обычной жизни школьника?

5. Какую пользу школьнику может принести знание теории безопасности жизнедеятельности?

6. Используя дополнительные источники информации, выясните, какую ответственность за безопасность школьников несёт педагог, сопровождая обучающихся на экскурсию.

7. Оцените полезность (понятность, целесообразность) правил пожарной безопасности, которые указаны в плане эвакуации в помещениях школы, больницы, спортивного клуба, магазина.

Темы учебного исследования

1. Первая пожарная команда в России.

2. Современные огнеборцы: экипировка и техника.

3. Спасатели: экстренные службы посёлка, города, района.

4. Экстремальная ситуация в незнакомом городе и надёжная помощь.

5. Обычные герои: помощь соседей, друзей, знакомых.

Что такое средовый подход в обж. Смотреть фото Что такое средовый подход в обж. Смотреть картинку Что такое средовый подход в обж. Картинка про Что такое средовый подход в обж. Фото Что такое средовый подход в обж

Следующая страница Что такое средовый подход в обж. Смотреть фото Что такое средовый подход в обж. Смотреть картинку Что такое средовый подход в обж. Картинка про Что такое средовый подход в обж. Фото Что такое средовый подход в обжНаука о безопасности жизнедеятельности

Источник

Презентация по основам безопасности жизнедеятельности на тему: «Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое средовый подход в обж. Смотреть фото Что такое средовый подход в обж. Смотреть картинку Что такое средовый подход в обж. Картинка про Что такое средовый подход в обж. Фото Что такое средовый подход в обж

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Общенаучные методологические подходы к изучению проблем БЖ человека в среде обитания
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Преподаватель-организатор ОБЖ Худых Олег Валерьевич

Описание слайда:

Научные основы общей теории БЖ

Основные объекты общей теории БЖ и научные подходы к их изучению

Закон сохранения жизни, энергии в системе «человек – среда» и показатели благополучия и безопасности среды для человека
Вопросы для обсуждения

Описание слайда:

Моделирование;
Методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный (объектовый), синергетический.
Ключевые понятия темы:

Описание слайда:

Общая теория БЖ первоначально объединяла дисциплины:
Охрана труда
Техника безопасности
Пожарная безопасность
Охрана окружающей среды
Гражданская оборона

Описание слайда:

В настоящее время теория БЖ включает в себя:
психология
педагогика
медицина
физическая культура
экономика
теория качества
кибернетика
синергетика
теория образования
социология
биология
экология
валеология
эргономика
культурология
Спец. теории безопасности

Описание слайда:

Научные основы теории Безопасности Жизнедеятельности –
это междисциплинарный комплекс научных средств по изучению жизнедеятельности природных и социальных объектов в естественных и искусственных условиях обитания.

Описание слайда:

пища
вода
комфорт
защита
труд
отдых
Жизнь и здоровье человека = потребности

Описание слайда:

Основные ОБЪЕКТЫ теории БЖ
Личность (человек)
Общество
Государство
Условия жизнедеятельности (среда)

Описание слайда:

ПРЕДМЕТ исследования теории БЖ
ОПАСНОСТЬ
ОПАСНОСТИ
(опасные явления)

Описание слайда:
Описание слайда:

Основополагающий подход к изучению проблем БЖ –

МОДЕЛИРОВАНИЕ объектов
Модель объекта – есть его теоретическое описание математическими методами в виде системных структур определённого иерархического подчинения и взаимодействия.

Описание слайда:

Методологические подходы –
это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей.
Они выполняют роль общих принципов и положений, которые диктуют методы изучения законов и условий жизнедеятельности природных и социальных объектов.

Описание слайда:

Методологические подходы:
Системный
Средовый
Экологический
Аналитический и функциональный
Синергетический
Холистический (основанный на целостном подходе к объектам, явлениям)

Описание слайда:

определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих (подсистем), взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.

Описание слайда:

Рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты пространства.

Описание слайда:

Водная
Воздушная
Наземная
Техногенная (техническая)
Подземная
Социальная
Учебная
Рабочая, и т.д.
Среды:

Описание слайда:

Подразумевает учёт ближних и отдалённых последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.

Описание слайда:

Аналитический и функциональный (объективный) подходы –

Вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.

Описание слайда:
Описание слайда:

Уровни благополучия человека в среде обитания:
КОМФОРТНЫЙ
Оптимальный, уютный, безопасный (соответствует нормам СанПиНа)
ДОПУСТИМЫЙ
Приемлемый (в пределах нормы)
ОПАСНЫЙ
Экстремальный (ведет к нарушению здоровья и аварийным ситуациям)
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫЙ
Значительное превышение норм в течении короткого периода времени

Описание слайда:

Итоговые положения теории БЖ
С момента своего появления на Земле человек живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей;
Регулирование энергетических потоков в системе «человек – среда обитания» обеспечит требуемый уровень безопасности человека и среды;
Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически, или биологически активные вещества. Потенциальную опасность представляет любая деятельность. Опасность – это угроза здоровью и жизни любого живого существа и разрушению неживого объекта. Причины опасностей – это результат деятельности человека, природной стихии или техногенной энергии;
Невозможно обеспечить абсолютную безопасность. Приемлемый риск представляет компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения;
Стратегия управления БЖ – стратегия управления риском потенциальной опасности.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Презентация по основам безопасности жизнедеятельности на тему: «Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое средовый подход в обж. Смотреть фото Что такое средовый подход в обж. Смотреть картинку Что такое средовый подход в обж. Картинка про Что такое средовый подход в обж. Фото Что такое средовый подход в обж

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс
Преподаватель-организатор ОБЖ
Худых Олег Валерьевич

Описание слайда:

Задачи создания научной теории безопасности жизнедеятельности, её значение и особенности;
1
Вопросы для обсуждения:
Основы теории безопасности жизнедеятельности: основные положения и принципы, методы и средства;
2
Стратегия и тактика управления безопасностью жизнедеятельности.;
3

Описание слайда:

Наука о безопасности жизнедеятельности — сфера деятельности учёных и практиков, изучающих особенности возникновения различных опасностей для человека, общества и государства, разрабатывающих методы и средства предотвращения угроз и ликвидации последствий проявления опасностей.
Основы теории безопасности жизнедеятельности —
это междисциплинарный комплекс принципов, законов, методов и средств таких наук, как эргономика, биология, экология, химия, физика, кибернетика, теория управления, квалитология (теория качества), математика, социология, психология, педагогика, медицина, гигиена и др.

Описание слайда:

Теория безопасности жизнедеятельности
(как междисциплинарная область научных знаний)
Правила техники безопасности
в различных отраслях народного хозяйства

Описание слайда:

В круг специфических целей культуры безопасности жизнедеятельности входят:
• разработка определённых норм поведения;
• снижение частоты травматизма;
• обоснование значимости знания основ безопасности жизнедеятельности;
• формирование ответственности каждого человека за состояние безопасности жизнедеятельности;
• обучение практическим навыкам безопасности жизнедеятельности, правилам техники безопасности на производстве.
Жизнедеятельность человека —
это процесс его жизни (существования) и деятельности в среде обитания.

Описание слайда:

с момента появления на Земле человек живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, которые проявляются в нервных потрясениях (стрессы), травмах, болезнях и рассматриваются как угроза личности, обществу и государству;
профилактика опасностей и защита от них — актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема (задача), в решении которой заинтересован каждый человек, общество и государство;
обеспечение безопасности жизнедеятельности — приоритетное право, задача и обязанность личности, общества, государства.
Основные положения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и теории безопасности жизнедеятельности:

Описание слайда:

Под Управлением безопасностью жизнедеятельности подразумевают организацию условий жизнедеятельности, обеспечивающих приемлемый уровень безопасности для участников той или иной деятельности.
Концепция приемлемого (допустимого) риска
Приемлемый риск
представляет собой компромисс между требуемым уровнем безопасности и возможностями общества по его достижению.

Описание слайда:

— это возможность или вероятность возникновения нежелательного события в тот или иной отрезок времени
Стратегия безопасности жизнедеятельности
(стратегия управления безопасностью жизнедеятельности) —
это минимизация риска проявления опасности, обеспечение приемлемого (допустимого) риска.
Риск

Описание слайда:

Стратегия безопасности жизнедеятельности — основная направляющая идея управления безопасностью — включает следующие этапы:
выявление источников потенциальных опасностей;
определение возможных последствий их проявления;
разработку и осуществление мер предупреждения проявления опасностей.

Описание слайда:

Научные подходы
(основные в теории безопасности жизнедеятельности)
Системный
Средовый

Описание слайда:

Системный подход
определяет рассмотрение объекта научного познания как системной модели (системы). Система представляет собой объединение отдельных элементов объекта (подсистем) в целостное функционирующее образование (систему).
Пример:
«человек — машина (техника)»,
«человек — окружающая среда (производственная, бытовая, учебная, игровая)» и др.

Описание слайда:

Средовый подход
позволяет условно выделить из окружающего пространства его часть (объект) для изучения комплексного влияния на человека условий и факторов объекта (теоретической модели «окружающей среды жизнедеятельности»).
Объекты окружающей среды:
Биотические (биологические) объекты (живое вещество)
Абиотические (неживое вещество — неорганическое происхождение)
Смешанные

Описание слайда:

Воспитание в себе осторожности, здравомыслия, применение стратегии безопасности жизнедеятельности в обычной жизни — это актуальная задача современного человека.
ВЫВОД:

Описание слайда:

Вопросы
Почему в ХХ в. потребовалось создание науки о безопасности жизнедеятельности?

Почему невозможно обеспечить абсолютную безопасность на транспорте, в школьной столовой, других общественных местах?

Что специалисты понимают под понятием «приемлемый риск»?

Как применить стратегию безопасности жизнедеятельности в обычной жизни школьника?

Какую пользу школьнику может принести знание теории безопасности жизнедеятельности?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *