Что такое средства деятельности
СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Смотреть что такое «СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в других словарях:
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА — средства, непосредственно используемые оператором в процессе работы либо обеспечивающие ее выполнение. Т. с. д. о. подразделяются на несколько групп. 1. Основные средства непосредственно участвуют в информационном обмене между человеком и машиной … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Средства организации деятельности космонавта — 41 Источник: ГОСТ 28040 89: Комплекс систем обеспечения жизнедеятельности космонавта в пилотируемом космич … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Средства массовой информации — (mass media) Различные средства массовой коммуникации и развлечения: газеты, журналы и прочие печатные издания, телевидение, радио и кино. Функционирование средств массовой информации (СМИ) стало возможным благодаря широкому распространению… … Политология. Словарь.
Средства, полученные от приносящей доход деятельности — Средства, полученные от приносящей доход деятельности, средства, полученные клиентами из внебюджетных источников, образование и использование которых установлено законодательными актами, нормативными правовыми актами Президента Российской… … Официальная терминология
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА — орудия и предметы производственной, трудовой деятельности людей; основные средства: (производственные здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, приборы) и оборотные средства (сырье, материалы, энергия, малоценный инвентарь),… … Экономический словарь
Средства поддержания космонавта в работоспособном состоянии — 42 Источник: ГОСТ 28040 89: Комплекс систем обеспечения жизнедеятельности космонавта в пило … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. Языковой, фонетический, лексический, грамматический и речевой материал, усваиваемый в процессе обучения в виде правил, инструкций, текстов, языковых моделей и речевых образцов с целью практического применения в процессе речевой… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Средства Производства — совокупность средств и предметов труда, образующая вещественный фактор производства, использующийся в процессе создания материальных благ. С.п. включают в себя: основные средства (производственные здания, сооружения, машины, оборудование,… … Словарь бизнес-терминов
Средства контроля — составные части системы внутреннего контроля, установленные руководством экономического субъекта на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления. См. также: Экономические… … Финансовый словарь
Средства выявления устройств для негласного получения информации — средства выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации технологическое, испытательное, контрольно измерительное оборудование, а также средства вычислительной техники и программное обеспечение, позволяющие… … Официальная терминология
Что такое средство деятельности?
Под средствами деятельности понимают разнообразные факторы, используемые для преобразования различных явлений действительности ради достижения определенной цели.
Синонимом понятия «средство» нередко выступает слово «ресурс». Ресурсы бывают разных видов: экономические, материально-технические, финансовые, природные, Научные, людские. Базовыми, по отношению ко всем иным, выступают природные (естественные) ресурсы. Они представляют собой часть всей совокупности природных условий существования человечества, важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Анализ условий деятельности
Рассуждать об особенностях той или иной деятельности, не изучив условия, в которых она протекает, невозможно. Поэтому многие публикации, посвященные анализу социальной деятельности, рассматривают именно этот ее элемент.
Что такое условия деятельности?
Социально-экономическая сторона условий деятельности непосредственно обусловлена совокупностью производственных отношений, а опосредствованно — уровнем развития производительных сил. На обыденном уровне социально-экономическая сторона условий рассматривается как возможность служебного продвижения, повышения квалификации, повышения заработной платы. Как правило, именно под воздействием обстоятельств этого рода у работников складывается расположенность (или нерасположенность) к тому или иному виду труда, позитивные или негативные ценностные ориентации в деятельности. Возможности служебного продвижения, повышения квалификации и повышения заработной платы наиболее сильно влияют как на отношение к труду, так и на его производительность.
Под технико-организационной стороной условий деятельности понимают уровень механизации труда, его структуру по типу трудовых функций, уровень организации труда и управления. Данная сторона непосредственно обусловлена уровнем производительных сил, а опосредствованно — производственными отношениями. О высоком технико-организационном уровне деятельности вряд ли можно вести речь, если у работников отсутствует соответствующая квалификация, образование, технологическая компетентность. Таким образом, повышение уровня технико-организационной стороны условий деятельности требует предварительного повышения уровня подготовки кадров.
Социально-психологическая сторона условий деятельности зависит прежде всего от характера взаимоотношений в первичном трудовом коллективе. Важна также и степень включенности человека в деятельность коллектива. Чем глубже он погружен в нее и как исполнитель конкретных функций, и как личность, тем больше способствует созданию благоприятных социально-психологических предпосылок деятельности. Хороший морально-психологический климат в коллективе, в совокупности с другими сторонами условий деятельности, способствует как активизации этой деятельности, так и удовлетворенности ею осуществляющими ее субъектами.
Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 759 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Средства деятельности различаются по ряду направлений: отношению к применяющему их субъекту, полноте охвата его функций, природе объектов, используемых в качестве средств, а также по видам опосредуемых деятельностей. [1]
Влияние обучающей машины как средства деятельности обучения на ее методы и формы занятий еще нуждается в исследовании. Однако ясно одно, что, будучи адекватным инструментом в руках обучающего и учащегося, она позволяет рационализировать путь достижения дидактических целей и сократить затраты живого труда и времени; некоторые цели, особенно в условиях массового обучения, без обучающих машин вообще не могут быть достигнуты. [3]
Представляется плодотворной попытка тех авторов, которые в социальных технологиях выделяют две формы: 1) программы, содержащие процедуры и операции ( как способы и средства деятельности ), 2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами. Известный исследователь технологии социальной работы Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальной технологии как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, и к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных и прежде всего социально уязвимых групп населения. [6]
А то, что чем меньше примесей отношений индивидуального и коллективного управления внутри авторитарно управляемой группы, чем в большей степени команды, отдаваемые начальниками разных рангов, направлены на достижение поставленных верховным начальником целей, тем ближе к 100 % степень причастности верховного начальника к управлению совокупной деятельностью всех членов группы, а также к собственности на рабочие силы членов группы и на средства деятельности последней. [9]
Таким образом, функция субъекта или живого полифункционального средства является относительной. Неживые средства деятельности обучения также отличаются большим многообразием видов и форм. В частности, они могут быть нетехническими или техническими средствами. Следующая глава книги посвящена рассмотрению технических средств, оснащающих субъектов деятельности учения, обучения и самообучения. [11]
Рассматривая организацию на высоком уровне обобщения, часто употребляют понятие социотехническая система. Эта дефиниция включает в себя следующие сущностные элементы: субъекта целенаправленной деятельности, средства деятельности ( технику и соответствующую ей технологию) и определенным образом организованную производственную среду. При этом, человек, техника и среда рассматриваются как сложное целое, функционирующее и развивающееся по определенным внутрисистемным ( организационным) правилам. [13]
Осознание узости подобного подхода к организации науки получило отражение в работах методологов науки, однако не было воспринято в качестве актуальной проблемы. В частности, Н.Ф. Овчинников [56] указал, что человечество совершает переход к новому способу мышления и образу жизни в силу того, что развитые им средства деятельности и вместе с тем присущие ему средства восприятия мира природного и мира человеческого становятся предметом интереса и изучения, что представляет собой феномен адверсии ( от лат. [14]
Средства, используемые в деятельности
Характеристика деятельности
Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.
Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.
Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).
Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.
Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.
Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.
Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.
Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.
Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.
Основные формы деятельности человека
Деятельность человека осуществляется в среде обитания (производственной, бытовой, природной окружающей).
Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости.
Изучение человека в процессе трудовой деятельности осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.
Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.
Физический труд
Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.
Умственный труд
Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).
Структура деятельности человека
Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.
Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.
Потребность в действии
Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.
Потребности делятся на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:
§ экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
§ Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
§ познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
§ эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
§ трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.
По мнению ряда ученых, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Мотивы деятельности
В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.
Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для молодежи более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).
Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).
Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).
Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.
В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.
Цели деятельности
Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.
Средства, используемые в деятельности
Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.
Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).
Действие
Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:
§ ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
§ традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).
Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.
Особыми формами действий являются: поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».
Средство деятельности
Употребление слова «средство» в психологической, педагогической и философской литературе неоднозначно. Часто оно понимается весьма широко — как все то, что стоит между субъектом и желаемым продуктом деятельности: материальные объекты, язык, понятия, а также методы этой деятельности и даже участки ее процесса.
Подобное понятие «средство» находим у Г. В. Ф. Гегеля : человек «ставит себя в опосредствованное отношение с объектом (= предметом. — Т. Г.) и вставляет между собой и им другой объект, заставляет его вместо себя изнурять себя внешней работой, обрекает его на истощение и, заслоняя им себя, сохраняет себя от механического насилия».
В сущности, аналогичное понятие средства использовал Л. С. Выготский в исследованиях по развитию высших психических функций: «Примерами психологических орудий и их сложных систем могут служить язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы, карты, чертежи, всевозможные условные знаки и т.д.».
Психологические орудия как один из важнейших видов средств человеческой деятельности, а именно деятельности управления и самоуправления поведением, существуют в большом разнообразии форм. Однако из приведенной цитаты можно видеть, что они определяются как нечто субстанциальное, непроцессуальное.
Вместе с тем, как показывает анализ этих исследований Л. С. Выготского, психологическое орудие понимается им именно в качестве промежуточного звена в процессе воздействий человека на состояние определенной психической сферы другого человека или самого себя; это состояние в таких случаях должно рассматриваться как предмет его деятельности.
Несколько слов о терминах. Называя средства психологического воздействия «орудиями», Л. С. Выготский тем самым подчеркивал то общее, что характерно для средств всех видов человеческой деятельности. И все же средства стимульной природы имеют существенную специфику, а слово «орудие» в силу традиционного его использования вызывает сильную ассоциацию с инструментами внешней, материально-преобразовательной деятельности. Поэтому предпочтительнее использовать в таких случаях нейтральное слово «средство».
Обращаясь опять к трудовой деятельности с вещами, отметим, что К. Маркс ограничивал понятие средства относительной устойчивостью объекта, выступающего в такой функции. Оно, по его словам, не теряет своего облика в конце труда — даже после «смерти» машин и инструментов их «трупы» сохраняют свои очертания, в противоположность предмету труда.
Очевидно, такое противопоставление оправдывалось целями дифференцировки этих двух структурных моментов, тем более что К. Маркс оперировал дополнительным понятием «вспомогательные материалы», куда фактически включались как частичный предмет труда, так и то, что выполняет опосредствующие функции.
Соответствующее понятие является достаточно узким, чтобы предотвратить смешение столь различных реальностей, как акты, являющиеся компонентами некоторой деятельности, и объекты, опосредствующие воздействия субъекта на предметы подобных деятельностных актов.
Средства деятельности могут различаться по ряду направлений.
Цели данного анализа требуют их классификации по следующим трем основаниям:
Средство и субъект деятельности
Выше описана структура субъекта как имеющего следующие инструментальные подсистемы:
Имея в виду аспект функционирования средств в единстве с субъектом и отвлекаясь от вопросов, связанных с их природой и происхождением, можно считать их «продолжениями» и отчасти заменителями того или другого из звеньев субъекта, вынесенными вовне, за пределы организма человека-деятеля. Многие исследователи рассматривают средства деятельности человека как сложную и разветвленную систему «искусственных органов» человека. Отнесенность к определенному звену субъекта выступает как одно из главных оснований для классификации средств деятельности.
Есть средства, которые являются в известном смысле продолжениями функциональных мозговых органов, и средства — усилители энергии деятеля.
К первой группе средств относятся всевозможные оптические приборы (лупы, бинокли, микроскопы, телескопы и др.), акустические приборы — внешние усилители звука, а также ряд устройств, позволяющих человеку воспринимать информацию, представленную в иных чувственных модальностях. Сюда же следует отнести устройства, трансформирующие модальность сигналов информации с превращением их из недоступных восприятию человеческими органами чувств в доступные (рентгеновский аппарат, радио- и электроприборы и т.п.).
Здесь необходимо ввести существенное уточнение. Если принять определение «средства» как проводника воздействий субъекта на предмет его деятельности, то упомянутые выше объекты как будто бы не могут быть отнесены к этому понятию. В самом деле, такие объекты представляются помещенными между субъектом и некоторым внешним объектом, подлежащим чувственному восприятию.
К второй группе — средствам осуществления воздействий субъекта на внешнюю ситуацию — принадлежат объекты, используемые при выполнении функций его эффекторных органов. Таковы, в частности, внешние орудия собственно трудовой деятельности. В отличие от первой, вторая группа средств используется для оказания воздействий на некоторый внешний объект.
Но и здесь требуется уточнение. Слово «внешний» употребляется достаточно широко, хотя и вполне определенно, как включающее не только мир, окружающий человека, но и некоторые сферы его самого. Так, человек может причесываться, одеваться, принимать пищу, лечиться и т. п. В этом случае его действия изменяют нечто в его телесном субстрате и направлены на внешний предмет. Если же речь идет об акте ориентировки человека в ситуации, то мы имеем дело, безусловно, с внутренним предметом. То же самое относится и к действиям, в которых субъект достигает таких долгосрочных изменений в своем организме, как приобретение новых знаний или собственно умений.
Само разделение на внутреннее и внешнее не должно абсолютизироваться.
В другом исследовательском контексте, например при изучении хода интериоризации действия, представляется оправданным рассмотрение в качестве внутренних предмета, продукта или средств деятельности, образованных функционированием внешних телесных частей деятеля (например, собственные пальцы, моделирующие объекты счета, или обращенная к самому себе громкая речь как стимульное средство самоуправления и пр.).
Средства этой группы используются не только в ходе исполнительных компонентов деятельности, но и при реализации эффекторных операций, входящих в состав ориентировочных компонентов, направленных на осведомление субъекта деятельности о наличной ситуации.
Особый интерес представляет третья группа средств — «продолжения» функциональных мозговых органов. Это всевозможные материальные объекты, несущие информацию о процедуре выполняемой деятельности. Они могут быть представлены книгами- руководствами, автоматическими (механическими или электронными) справочными устройствами, учебными карточками с алгоритмом действий, а также другими людьми — носителями умения выполнять эту деятельность, которые осуществляют пооперационное руководство данным «неполноценным» субъектом.
Четвертая группа включает устройства, обеспечивающие субъекта дополнительной энергией, полученной от внешних источников. Логически, несомненно, это специальная группа средств, завершающая их целостную систему. Вместе с тем навряд ли можно найти примеры такого рода средств в чистом виде — обычно энергетическая добавка совмещается с введением в деятельность искусственных эффекторов, как это имеет место в различных машинах и станках. По-видимому, более или менее изолированное устройство снабжения субъекта энергией можно наблюдать в случае использования механических манипуляторов, управляемых на основе электрической активности мышц конечностей действующего субъекта. Человек имитирует действия с некоторым объектом, который в реальности является слишком тяжелым и большим. С другой стороны, если объект, напротив, микроскопически мал, требуются манипуляторы, которые уменьшают энергию воздействий на него со стороны деятеля.
Их специфика состоит в том, что они не столько «продолжают» естественные органы чувств, двигательный аппарат или функциональные мозговые органы, сколько заменяют их. Речь идет о протезах — корректорах зрения (очки, контактные линзы), слуховых аппаратах и биомеханических устройствах, компенсирующих функции утраченной конечности. Сюда же следует отнести и находящиеся в процессе разработки аппараты телевизионного «зрения» для слепых. Они выполняют достаточно сложные функции обработки информации и сообщаются с центральными зонами зрительного анализатора субъекта.
Конечно, грань между нормой и патологией в известной мере условна, поэтому иногда бывает трудно провести различие между средствами-протезами и средствами деятельности нормального человека. Так, например, лупа может быть зачислена как в ту, так и в другую группу — в зависимости от того, что принято за «единицу» зрения и насколько мелки наблюдаемые объекты.
Классификации средств, близкие к приведенной здесь, используются в исследованиях по инженерной психологии.
Вообще говоря, «техника есть сколок с живого тела», а «живое тело есть первообраз всякой техники».
Средство и предмет деятельности
Средства «соприкасаются» не только с субъектом, но и с предметом, и вторая их классификация основывается на их отношении к предмету деятельности. Имея в виду различия по этому структурному моменту, человеческие деятельности можно группировать по разным признакам. Для нас сейчас важен один из них.
Речь идет о разделении деятельностей на две, может быть, неравные по объему, но противостоящие друг другу группы — деятельности со сложными информационными системами и деятельности с относительно более простыми материальными объектами, «вещами» и различными материалами. К информационным системам относятся люди, животные, а также неодушевленные кибернетические системы, например технические или биологические.
Имея дело с материальными вещами, субъект производит энергетические воздействия на них с целью их модификации в нужном ему направлении. При наличии в качестве предмета деятельности информационной системы субъект также воздействует на нее с целью изменения ее состояния. Однако такие воздействия носят скорее информационный, чем энергетический характер; точнее было бы сказать, что субъект производит затраты энергии, но они относительно невелики — речь идет об энергии сигналов, несущих информацию. Они определяют последующие состояния информационной системы, задавая направление ее активности, а исполнительные операции по обеспечению нужного состояния производятся за счет ее внутренних энергетических ресурсов. Важной особенностью деятельности с информационными системами является то, что субъект не навязывает им состояния, противоречащие их природе, а выбирает для реализации нужное ему состояние из числа тех, что «предусмотрены» ею. В противном случае человек поступал бы с информационными системами не как с таковыми, а как с обычными вещественными объектами, деформируя их.
Роль стимулов в управлении поведением живых существ изучалась в психологии с различных позиций — бихевиористической, гештальтистской и деятельностной. В рамках последнего направления особенно значимы работы Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева . В связи с исследованием «культурных» психических процессов и форм поведения они определяют понятие «психологическое орудие» применительно к управлению человеком собственным поведением и поведением других людей.
Л. С. Выготский писал: «Линией, разделяющей обе формы (поведения — низшую и высшую. — Т. Г.) является отношение стимул — реакция. Для одной формы существенным признаком будет полная — в принципе — определяемость поведения стимуляцией. Для другой — столь же существенная черта автостимуляция, создание и употребление искусственных стимулов-средств и определение с их помощью собственного поведения. Наличие наряду с данными стимулами созданных является в наших глазах отличительной чертой психологии человека».
И далее: «Искусственные стимулы — средства, вводимые человеком в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции, мы называем знаками, придавая этому термину более широкий и вместе с тем более точный смысл, чем в обычном словоупотреблении. Согласно нашему определению, всякий искусственно созданный человеком условный стимул, являющийся средством овладения поведением — чужим или собственным, — есть знак. Два момента, таким образом, существенны для понятия знака: его происхождение и функция».
Решаемая этими авторами задача, однако, обусловила смещение акцента с управления поведением вообще на управление собственным поведением с помощью «автостимуляции». Так, А. Н. Леонтьев определяет специфику «психологического орудия» следующим образом: «Различие между орудием труда и тем средством — инструментом, которое изготовляет первобытный человек для своей памяти, заключается лишь в том, что в то время как первое всегда направлено на внешнюю природу, с помощью второго он овладевает своим собственным поведением. Это различие, однако, огромного и принципиального значения». Два типа средств человеческой деятельности противопоставляются друг другу как орудия, вступающие в контакт либо с внешним вещным миром, либо с психической сферой самого деятеля. Изучение же средства как такового требует более общего противопоставления — с одной стороны, вещного мира, а с другой — информационных систем: психической сферы людей, животных или неживых кибернетических систем.
Вопрос о стимулах и стимульных средствах тесно связан с проблемой детерминации деятельностей. Каждая деятельность имеет свою историю, и определенные обстоятельства обусловливают как сам факт ее инициирования, так и то, что она реализуется данным способом, а не каким-то иным. Эти обстоятельства, будучи поставлены под контроль того или иного лица, являются в его руках средством «вызывания к жизни» процесса желаемой деятельности. Если такое лицо — сам субъект предстоящей деятельности, то можно говорить о самоуправлении, в противном случае имеет место внешнее управление поведением этого субъекта. Понятно, что обстоятельства могут играть роль стимула или средства управления чьей-либо деятельностью или поведением только в том случае, если они адекватно воспринимаются управляемой системой. Таким образом, здесь существенен, прежде всего, их информационный аспект.
Разумеется, при стихийном течении событий в отсутствие лиц, заинтересованных в преднамеренном инициировании деятельности, такие условия, обстоятельства являются лишь стимулом, побуждающим человека к определенной активности.
Так или иначе они могут представлять собой средство деятельности управления. Последняя является по отношению к «вызываемой» деятельности своего рода «мета-деятельностью»; с операционной стороны, это заключительный акт генезиса субъекта данной деятельности, а именно, создание у него актуальной установки на ее выполнение, готовности ее инициировать или продолжить и реализовать тот или иной вариант ее исполнения.
О каких же обстоятельствах идет речь? Это не что иное как ситуация деятельности, т.е. совокупность исходных условий выполнения деятельности. Иными словами, это ее структурные моменты в их конкретных проявлениях: субъект, предмет, средство и внешние условия (см. выше). Обеспечение их одновременного присутствия есть обеспечение стимула (или средства), побуждающего субъекта к деятельности.
В литературе — иногда под иными терминами — встречаются понятия, сходные с данным.
Спецификой данного понятия «ситуация» является то, что в число его признаков включены также характеристики внутрисубъектных образований, т. е. особенности и текущие функциональные состояния всех инструментальных сфер ее субъекта.
В самом деле, они детерминируют инициирование и ход деятельности не в меньшей мере, чем особенности остальных ее структурных моментов.
Как правило, большая или меньшая часть необходимых условий имеется в наличии к начальному моменту управления. Тогда последнее состоит в создании и применении недостающих компонентов из их совокупности. Эта недостающая часть условий оказывается, таким образом, критической в решении задачи актуализации деятельности. В силу этого она порой ошибочно принимается за само средство управления поведением: часть отождествляется с целым.
Есть еще одно направление использования опосредствующих возможностей обстоятельств деятельности — предотвращение нежелательных ее видов. Для этого достаточно реализовать «право вето» отдельного ее структурного момента, устранив хотя бы один из их совокупности. Тогда деятельность будет блокирована и появление нежелательного для управляющего лица продукта будет исключено.
Независимо от того, являются ли обстоятельства предстоящей деятельности «просто стимулом» для ее субъекта или средством управления им собственным поведением, данный субъект подвергается их воздействию, вследствие этого у него возникает готовность к ее осуществлению. В связи с этим можно поставить вопрос: как различить ситуации с применением субъектом средств управления и без их использования? Иначе говоря, что значит «применить» средство управления?
Если субъект подготовляет для себя стимул, имея в виду использовать его для вызывания нужной ему активности, этот стимул и будет средством его воздействия на себя. Вместе с тем подготовка такого средства не обязательно заключается в реальном построении соответствующих материальных объектов: если они уже существуют, субъекту достаточно произвести их поиск (или, напротив, устранить из поля восприятия) или ограничиться актом выбора их. Даже придание необходимого значения той или иной вещи не обязательно должно инициироваться действующим субъектом. Когда нам другие люди дарят сувениры, желая, чтобы мы впоследствии актуализировали в своем сознании воспоминания о них самих, определенных местах нашего пребывания или каких-либо событиях, соответствующие ассоциации с видом вещи нам навязываются извне. В дальнейшем, однако, процессом собственного воспоминания можно управлять — это наши действия по отношению к подаренным сувенирам — мы их держим на видном месте или устраняем из поля восприятия.
Подобные операции выполняются и самим субъектом, осуществляющим самоуправление. Так, вестники, по-видимому, сами делали зарубки на «жезлах», а испытуемая в описываемом К. Левином эксперименте сама устанавливала связь между положением стрелок часов и уходом из лаборатории.
Нужно иметь в виду, что все это дополнительные, подготовительные акты, направленные на генезис средства самоуправления, а не его использование. Соответственно собственно использование средства оказывается представленным лишь отдельными операциями. В самом деле, вестнику в принципе было бы достаточно просто взять с собой «жезл» с зарубками, смысл которых ему известен, но которые сделаны кем-то другим. То же самое с экспериментом К. Левина: если бы у его испытуемой в данное время имелись неотложные дела, ей, чтобы решиться на уход из лаборатории, достаточно было бы заставить себя взглянуть на часы. Л. С. Выготский говорил о «введении» субъектом стимулов в ситуацию, это слово хорошо передает ограниченный характер содержания его операций по подготовке психологического стимульного средства.
Во-первых, субъекту могут быть репрезентированы одновременно более одной совокупности обстоятельств, каждая из которых обусловливает необходимость разных :
Во-вторых, не всегда имеет место однозначное соответствие между обстоятельствами действий и адекватными способами его исполнения: при одной и той же совокупности обстоятельств субъект может достичь цели разными способами. Примерами могут служить ситуации с буридановым ослом и испытуемой К. Левина. В каждом из представленных случаев перед деятелем встает проблема волевого выбора, которую он решает только с помощью дополнительного психологического орудия — стимула.
Если в ситуацию включается другое лицо, дающее указание относительно характера действий субъекта, его указание выполняет функцию психологического орудия в управляющей деятельности этого лица и «просто стимула» в деятельности субъекта. Такой стимул должен быть рассмотрен как составляющая наличной совокупности обстоятельств действия, а именно его внешних условий. Впрочем, и тогда, когда данный стимульный объект является средством в руках самого деятеля, он есть также своеобразная составляющая внешних условий, хотя и обязанная ему своим присутствием или происхождением.
В отличие от второго из описываемых случаев, первый случай может предполагать актуализацию различных потребностей деятеля, в частности конкурирующих, следовательно, и «борьбу мотивов». Это обусловливает особую остроту проблемы волевого выбора. Однако и при ограниченности задачи выбором между от
дельными способами действия деятель не в состоянии обойтись без средств самоуправления, возникает необходимость в их создании и применении.
Таким образом, то, что Л. С. Выготский называл «группировкой стимулов», определяющей поведение, можно конкретизировать в качестве совокупности структурных моментов действия с выделением среди них как основных, естественных, так и дополнительных, искусственных, создаваемых специально для целей управления поведением.
Впрочем, и естественные стимулы могут с успехом использоваться в качестве психологических орудий. Если субъекту предстоит не выбор способа или вида действия, а осуществление действия с вполне определенным содержанием, то он должен ввести в ситуацию соответствующую совокупность структурных моментов или недостающее ее звено.
Природа средств деятельности
В качестве еще одного основания классификации средств деятельности выступает природа самого объекта, выполняющего функцию проводника воздействий субъекта на предмет деятельности.
Человек использует как неживые объекты, так и живые существа. К числу последних, в частности, относятся и микроорганизмы. Например, реализация технологических процессов брожения производится посредством дрожжевых грибков; в медицине успешно применяются бактериальные препараты для лечения дисфункций кишечника и др.
Разновидностью живых средств являются домашние животные как субъекты тех или иных операций. Поскольку совместные действия выступают для животного лишь как способ получить пищу или избежать наказания, оно не может рассматриваться как субъект этой деятельности наряду с хозяином. Исключением из правила следует считать лишь акты, непосредственно связанные с удовлетворением потребностей животного (например, кормление животного).
Своеобразным орудием в деятельности человека может являться другой человек. Он выступает орудием по отношению к деятельности первого, если выполнение им совместных действий фактически относится к некоторой другой деятельности и ею мотивируется. Но он наряду с первым может быть и субъектом данной деятельности. Таким образом, в ситуациях, когда участники деятельности заинтересованы в достижении общих целей, имеет смысл говорить о «коллективном субъекте».
Правда, и в таких случаях не исключается, а скорее предполагается рассмотрение каждого из субъектов в орудийном аспекте, который обогащает понятие «коллективного субъекта» требованием выявления конкретных функций, выполняемых партнерами. Во всех случаях животное или другой человек являются полифункциональными орудиями. Во многих, хотя и не во всех, отношениях они превосходят неживое полифункциональное орудие — машину.
Следует, однако, иметь в виду принципиальную разницу между использованием в орудийной функции человека и машины. Последняя всегда, при любых обстоятельствах остается только орудием, тогда как орудийное назначение человека относительно, поскольку его участие в чьей-то деятельности инициируется и мотивируется тем, что сам он — субъект в какой-то другой, своей деятельности. Объективно выполняя функцию орудия в некоторой деятельности, одновременно он преследует собственные интересы: подобная роль для него есть лишь дань внешним условиям, конкретизирующим способ достижения его целей.
Заслуживает внимания вопрос о природе средств деятельности управления. Как уже говорилось, они носят информационный характер. Однако информация фиксирована на тех или иных материальных носителях. Собственно стимульное средство — как и стимул (сигнал, знак, ориентир) вообще — представлено именно этим комплексом: информация плюс ее материальная подоплека.
Такое определение стимульного средства не произвольно — каждая из его двух составляющих играет вполне конкретную роль в детерминации поведения управляемой подсистемы. Основное значение, конечно, имеет информация, заключенная в стимуле. В самом деле, от нее зависят операционный состав исполнительных актов, совершаемых этой подсистемой, а значит, и получаемый при этом продукт. В то же время никак нельзя игнорировать особенности материального носителя информации: во многом они обусловливают характер ориентировочных актов, направленных на восприятие управляемой подсистемой информации, вид органов чувств или технических устройств, которые должны функционировать в данном процессе.
Интересно, что в роли стимулов и стимульных средств выступают не только вещи, но и процессы. Здесь нет противоречия с принятым нами определением понятия средства: речь идет не о самом средстве, а лишь о его материальной основе, опосредствует деятельность управляющего субъекта не процесс как таковой, а скорее сам факт его наличия. Можно сослаться на литературный пример, приводимый А. Н. Леонтьевым в контексте использования специальных психологических средств, когда человек управляет процессами собственной памяти. Один из героев Н. В. Гоголя пытается заготовить себе следующий стимул-средство, который бы в нужный момент напомнил ему о необходимости заехать за рукописью. Он взял сам с себя обещание: «…как только чихну в городе, то чтобы при этом вспомнить об этом».
Необходимо следующее уточнение. В соответствии с приведенным ранее понятием не только орудия, но и стимульные средства представлены объектами, являющимися чем-то внешним по отношению к действующему человеку, отличными от его телесных частей. Это продиктовано необходимостью подчеркнуть сущность взаимоотношений человека с такой категорией объектов, которые связывают его с предметом деятельности и которые демонстрируют «хитрость разума. Кстати сказать, если в качестве средств деятельности рассматривается одна из составляющих самого деятеля, то выражение «хитрость разума», очевидно, лишается смысла.
Вместе с тем признак внешней представленности средств становится препятствием, если данное понятие предстоит использовать для того, чтобы проследить процесс развития самого субъекта деятельности в направлении обогащения его новыми мозговыми органами, реализующими такого рода функции, которые ранее могли быть выполнены лишь с помощью внешних объектов. Такой процесс предполагает интериоризацию стимульных средств самоуправления; она, как известно, изучалась в ряде фундаментальных работ Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и их сотрудников.
Таким образом, включение данного признака средства деятельности управления в соответствующее понятие не является непреложным требованием, а определяется характером задач исследования.
Сами по себе критерии внутренней или внешней представленности средства могут быть различными. Возможно, принадлежность объекта (процесса) организму деятеля следует считать более существенной характеристикой внутреннего опосредования, чем его недоступность восприятию стороннего наблюдателя. То же самое можно сказать и относительно предмета (продукта) деятельности.