Что такое средства эксплуатации
Основные средства
Предприятие обязательно владеет определенным имуществом различных видов. Оно необходимо не только для обеспечения деятельности фирмы, но и для управления ею, а также для других целей. Определенную часть имущества составляют основные средства, они подлежат обязательному бухгалтерскому учету.
Обо всём подробнее.
В чем суть основных средств?
Под понятие «основные средства» попадает не любое имущество предприятия. Это материальные объекты, которые фирма использует для различных видов своей деятельности: производства товаров, оказания услуг, выполнения работ, сдачи в аренду и других функций. В отношении этих материальных активов должны быть справедливы все следующие позиции:
СПРАВКА! В специальной литературе иногда употребляется тождественное определение «основные фонды». Но в современной деловой лексике, как отечественной, так и международной, оно считается устаревшим. Не рекомендуем его употреблять, чтобы не показаться «экономическим динозавром».
Что относить к основным средствам
Основные средства классифицируются в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ). Согласно этому реестру, бухгалтерский учет относит к основным следующие материальные активы:
Эти средства не являются основными
Если предмет прослужил владельцу менее одного года, он еще не достиг статуса основного средства.
Есть ограничение и по стоимости: если материальный актив стоит меньше, чем 40 тыс. руб., его не относят к основным средствам. Данный лимит установлен новой редакцией Приказа Министерства финансов РФ № 186н от 24 декабря 2010 г. В нем же разъяснено, что ограничение по стоимости не распространяется на сельскохозяйственный инвентарь, скот, строительные механизмы и оружие: все это является основными средствами, сколько бы оно не стоило.
Кроме того, в перечень основных средств не входят:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Любой материальный актив, предназначенный к продаже или сдаче напрокат, не может быть основным средством.
Сопутствующие понятия
Проанализируем ключевые термины, непосредственно связанные с основными средствами.
В зависимости от того, какие действия производят предприниматели со своими основными средствами, можно выделить несколько важных понятий.
Средства любят учёт
Основные средства в РФ учитываются на основании ПБУ-6/01.
Учёт – это значит уточнение информации по наименованию и стоимости основных средств организации. Для этого первоначально устанавливается стоимость каждого инвентарного объекта: она зависит от способа, каким данный актив вошел в состав основных средств предприятия. Затем эта стоимость ежемесячно уменьшается на определенную амортизационную величину, что и отражается в бухгалтерском балансе в виде остаточной стоимости. В этом документе основные средства фигурируют в качестве внеоборотных активов.
Начисление амортизации – это учет изменившейся стоимости актива в течение срока полезного использования, то есть периода, когда от данного актива планируется получать доход. Он может быть пересмотрен, если в объект производились капитальные вложения с целью его модернизации, восстановления, технического переустройства, ремонта и т.п. Сумма таких вложений называется восстановительной стоимостью.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Период полезного действия часто зависит от эксплуатационных документов, например, вероятный срок работы инструмента, указанный производителем, составляет три года, значит, таков будет и срок полезного использования данного предмета, несмотря на то, что теоретически вещь может прослужить дольше.
Как появляются основные средства
Поступление основных средств определяет их первоначальную стоимость. Материальные фонды предприятия могут быть:
Поступившие средства оформляются актом приема-передачи, а затем – приказом руководителя о вводе их в эксплуатацию. При этом формируется их первоначальная стоимость, которую бухгалтеры отразят на счете 01 «Основные средства».
Куда деваются средства, перестающие быть основными
Отслужившие свое материальные активы уходят из организации путем выбытия. Это может произойти в случае:
Основное средство не будет считаться выбывшим, если его просто переместили из одного подразделения организации в другое. Также никто не будет списывать актив, если он просто временно не используется.
При выбытии стоимость материального основного средства должна быть списана по бухгалтерскому учету, что в обязательном порядке отражается в составе доходов и расходов. При этом расходами будут считаться затраты на выбытие – утилизацию, вывоз, списание и т.д., а доходами – сумма от продажи, стоимость полученных неденежных эквивалентов в качестве мены и пр.
С 1 числа каждого месяца учет будет производиться с учетом изменений в составе основных средств.
ВАЖНО! Если средство выбыло в середине учетного периода, новые начисления амортизации будут произведены все равно с начала следующего месяца.
Что такое срок полезного использования
Учет основных средств характеризуется необходимостью регулярного начисления амортизационных отчислений. Это требуется для постепенного переноса стоимости фондов на результаты производственной деятельности. Величина этого показателя зависит напрямую от значения срока эксплуатации конкретного актива и может влиять на итоги расчета налогов на имущество и прибыль.
Что такое срок полезного использования ОС
Определение времени эксплуатации активов из числа основных средств относится к сфере регламентации ПБУ 6/01 и НК РФ. Налоговое право подразумевает под периодом полезного использования временной отрезок, на протяжении которого отдельный объект из группы основных фондов компании будет применяться в деятельности предприятия с целью извлечения финансовой выгоды (п. 1 ст. 258 НК РФ).
В налоговом учете предполагаемый период эксплуатации определяет, как будет рассчитываться амортизация по активу. Для этого по сроку использования идентифицируют его принадлежность к амортизационной группе. Установленные НК РФ и единым Классификатором категории в бухгалтерском учете могут не применяться при расчете амортизации.
ВАЖНО! Период эксплуатации необходимо определять на этапе постановки актива на баланс и его фактического ввода в эксплуатацию.
Срок применения в хозяйственной деятельности объектов основных средств субъекты предпринимательства определяют самостоятельно. Руководствоваться необходимо нормативными стандартами, Классификатором основных средств, действующей на предприятии учетной политикой и технической документацией по каждому объекту. В отдельных случаях можно ориентироваться на рекомендации производителя амортизируемого изделия.
От чего зависит величина периода полезного использования, как правильно его установить
На предполагаемую продолжительность периода эксплуатации актива влияют такие факторы:
Срок полезного использования зависит и от принадлежности к конкретной амортизационной группе. Таких категорий единым Классификатором (его положения зафиксированы Постановлением от 01.01.2002 г. № 1) предусмотрено 10:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если новое основное средство не перечислено ни в одной из законодательно установленных групп, то владельцу дается право самостоятельно установить период эксплуатации по сведениям из технической документации. При отсутствии необходимой информации о сроке использования объекта в техническом паспорте и других документах предприятие может сформировать письменный запрос производителю с целью идентификации временного потенциала эксплуатации актива.
Время полезного использования должно устанавливаться не только для новых активов, но и для изделий, которые ранее применялись другими лицами. При линейном методе формирования амортизационных отчислений по ним период амортизации устанавливается по такому алгоритму:
Особенность основных средств в том, что результаты начисления амортизации по налоговому и бухгалтерскому учету могут различаться. Это связано с разной методологией расчета и определения срока эксплуатации. По нормам бухгалтерского учета, озвученным в ПБУ 6/01, период использования идентифицируется с привязкой к таким факторам:
СПРАВОЧНО! В бухгалтерском учете нет обязательной привязки амортизационных расчетов к классификационным категориям основных средств, для налогового учета влияние этой системы классификации является основополагающим.
Для каждой из амортизационных групп основных средств предусмотрены минимальные и максимальные величины продолжительности эксплуатации. Предприятия наделяются правом самостоятельно устанавливать срок эксплуатации в предложенном диапазоне. Если в законодательные нормы вводятся изменения, затрагивающие порядок исчисления амортизации или определения срока эксплуатации активов, то субъекты хозяйствования должны придерживаться такой линии поведения:
При выявлении фактов ошибочного отнесения одного или нескольких объектов к конкретной амортизационной группе необходимо исправить ошибку в амортизационных вычислениях и сделать перерасчет базы для налога на прибыль. В ситуациях, когда такая ошибка стала причиной недоплаты по налоговым обязательствам, надо составить и подать в контролирующий орган уточненную декларацию, не дожидаясь проверки ФНС, произвести доплату налога с обязательным перечислением суммы пени. В бухгалтерском учете такой комплекс операций фиксируется при помощи бухгалтерской справки.
Изменение эксплуатационного периода
Для амортизируемых внеоборотных средств законодательством предусмотрена возможность корректировки срока эксплуатации в целях начисления амортизации. Корректировки допускаются в таких ситуациях:
Следствием одного из указанных действий становится удлинение периода эксплуатации актива за счет улучшения его характеристик и обновления изношенных элементов. Новый срок устанавливается с учетом ряда условий:
ЗАПОМНИТЕ! Перевод основного средства после преобразований в другую амортизационную группу невозможен даже в случаях, когда изменилось производственное предназначение объекта (Письмо Минфина от 03.10.2013 г. №03-03-06/1/40974).
В бухгалтерском учете процедура изменения времени предполагаемого пользования основным средством осуществляется без привязки к амортизационным группам. Главными критериями становятся оценочная стоимость, предполагаемые выгоды и степень изношенности оборудования. Произвести корректировку периода эксплуатации в бухгалтерском учете возможно только при условии, что такая операция закреплена в числе разрешенных в учетной политике.
средства эксплуатации
3.5.3 средства эксплуатации : Производственные площади, технические устройства (в том числе приборы, инструмент, запасные части и комплектующие материалы), эксплуатационные документы, необходимые для эксплуатации энергетического оборудования или энергетических сооружений на объектах ОАО «Газпром».
Смотри также родственные термины:
20 средства эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Сооружения, технические устройства, запасные части и материалы, предназначенные для осуществления работ на железнодорожном подвижном составе на всех этапах эксплуатации.
Полезное
Смотреть что такое «средства эксплуатации» в других словарях:
Средства эксплуатации железнодорожного подвижного состава — Средства эксплуатации железнодорожного подвижного состава: сооружения, технические устройства, запасные части и материалы, предназначенные для осуществления работ на железнодорожном подвижном составе на всех этапах эксплуатации. Источник:… … Официальная терминология
средства эксплуатации железнодорожного подвижного состава — 20 средства эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Сооружения, технические устройства, запасные части и материалы, предназначенные для осуществления работ на железнодорожном подвижном составе на всех этапах эксплуатации. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
средства — 3.17 средства [индивидуальной, коллективной] защиты работников: Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения [2].… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Средства управления — документация системы качества предприятия, устанавливающая нормы, правила и процедуры по обеспечению качества эксплуатации, мероприятия и технические средства, обеспечивающие соответствие эксплуатации машин требованиям стандартов и технических… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Средства массовой информации Сургута — Средства массовой информации города Сургута представлены ниже. Содержание 1 Газеты и журналы 1.1 Газета «Сургутская трибуна» … Википедия
Средства регулирования — дорожные знаки, определенные ГОСТ 10807 78, светофоры. (Измененная редакция, Изм. № ) Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Средства механизации — – совокупность строительных и дорожных машин, установок, транспортных средств, комплектов оборудования производственных предприятий, механизированных инструментов и т. п., применяемых на строительстве или эксплуатации автомобильных дорог,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
средства индивидуальной и коллективной защиты работников — 3.82 средства индивидуальной и коллективной защиты работников : Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействий на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. (ГОСТ … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
средства системы эксплуатации — 3.32 средства системы эксплуатации AT: Установленная совокупность ресурсов, обеспечивающих функционирование системы эксплуатации AT. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Состав и учет эксплуатационных расходов
Деятельность любой организации предполагает расходы. Существуют различные виды трат. Одна из разновидностей – эксплуатационные расходы.
Что собой представляют эксплуатационные расходы
Эксплуатационные расходы (ЭР) – это текущие затраты на обеспечение работоспособности основных средств на протяжении всего срока их эксплуатации. Под текущими тратами понимаются расходы на производство и продажу. Они будут разниться в зависимости от специфики деятельности организации. К примеру, если это железнодорожный субъект, средства тратятся на транспортировку грузов, пассажиров, различного багажа. Различают эксплуатационные расходы на обеспечение пожарной безопасности.
Цель трат – исполнение поставленной цели. К примеру, железнодорожной компании нужно транспортировать груз. Для этого требуется вложить средства в топливо, зарплату, техническое обслуживание, электроэнергию. Размер трат определяется объемом эксплуатируемого оборудования, временем использования, удельными расходами на один час работы.
Состав эксплуатационных расходов
Рассмотрим состав эксплуатационных расходов:
Также это могут быть другие траты, зависящие от специфики деятельности предприятия. Конкретный состав определяется руководителем предприятия. Рассмотрим структуру расходов на примере субъектов, занимающихся добычей углеводородного сырья:
Это основной перечень. В состав могут входить и прочие направления трат.
Классификация
Эксплуатационные расходы подразделяются на эти категории:
Классификация может зависеть от специфики деятельности компании. Рассмотрим группировку расходов по признакам на примере субъекта, который занимается железными дорогами:
В приведенном случае группировка выполняется по этим признакам: направления работы, укрупненные формы деятельности, статьи Номенклатуры.
Планирование эксплуатационных расходов
Разработка плана ЭР зависит от типа организации. К примеру, план расходов фирмы ЖД формируется на основании плана перевозок, плана труда и пользования подвижным составом. Цель планирования – обеспечение текущей деятельности нужной суммой денежных средств. Если план будет составлен неправильно, средства могут не вовремя закончиться. Из-за этого деятельность компании будет приостановлена. Фирма потеряет прибыль. Планирование выполняется по статьям затрат. В рамках мероприятия учитываются различные нормативы и лимиты.
Планирование – это составляющая управления ЭР. Однако это не единственный элемент. Управление ЭР также включает в себя анализ трат, контроль над ними, обновление нормативной базы. Порядок планирования подразделяется на ряд этапов.
Расходы на оплату труда
Траты на оплату труда составляют, как правило, большую часть ЭР. Зарплатный фонд формируется исходя из количества сотрудников и средней зарплаты. Количество трудящихся определяется тремя методами:
Средняя зарплата сотрудников включает в себя оклад, премии, проценты, доплаты.
Фонд оплаты – это произведение среднемесячных зарплат на количество трудящихся. Необходимо учесть явочное количество работников, а также число сотрудников, которые находятся в отпуске или на больничном.
ВАЖНО! В заработный фонд не будет включена оплата больничного. Связано это с тем, что эти средства выплачивает не работодатель, а фонд медицинского страхования. Учитываться также не будут командировочные, компенсации за неиспользованный отпуск, премии за ноу-хау.
Социальные отчисления
Работодатель обязан направлять средства в различные фонды. Это пенсионные, социальные, медицинские отчисления. Составляют они 34% от общего фонда зарплат. В некоторых случаях это соотношение может меняться.
Расходы на материалы
Траты на материалы планируются в зависимости от деятельности компании. Рассмотрим методы планирования на примере субъекта, специализирующегося на ЖД:
Как правило, для планирования используется сразу несколько методов. Все зависит от того, что именно нужно рассчитать.
Траты на коммунальные услуги
Основной источник расходов – электроэнергия. Субъекту ЖД нужно учесть также топливо, нужное для транспортировки грузов, расходы на технологические нужды. Траты на топливо определяются на основании числа оборудования, его мощности. В рамках расчетов нужно учитывать следующие аспекты:
Расходование энергии для освещения определяется на основании числа осветительных приборов, их мощности, часов горения, стоимости кВт энергии.
К СВЕДЕНИЮ! Предприниматель может уменьшить расход электроэнергии. Для этого нужно увеличить качество эксплуатации, улучшить технологические процессы и качественные значения пользования.
Амортизационные отчисления
Амортизация – это износ оборудования. Он может быть физическим или моральным. Первый предполагает ухудшение характеристик в процессе длительной эксплуатации. Физический износ определяется исходя из интенсивности использования, качества используемых материалов, качества ремонтных работ и обслуживания. Моральный износ – это утрата актуальности оборудования. Происходит это из-за появления на рынке новой, более совершенной техники. Нормативы износа определяются исходя из конкретного оборудования.
Амортизационные отчисления входят в эксплуатационные расходы. Связано это с тем, что образованный амортизационный фонд направляется на восстановление износившегося оборудования. При расчетах нужно учитывать, что амортизационные отчисления будут равномерными на протяжении всего периода.
К СВЕДЕНИЮ! В расчетах обычно фигурирует не продолжительность эксплуатации, а нормы отчислений.
Учет эксплуатационных расходов
Главная задача учета ЭР – своевременное, полное и объективное фиксирование трат. С помощью бухучета можно контролировать расходы, вводить режим экономии и снижать себестоимость. ЭР определяются в соответствии с заранее составленным планом. Формирование плана предполагает обоснование размера каждого вида траты.
Рассмотрим дополнительные функции бухучета ЭР:
Бухучет должен вестись так, чтобы из него можно было извлечь полную информацию о расходах.
Вопрос: Как арендатору учитывать возмещение по договору аренды коммунальных платежей: расходов на электроэнергию и иных эксплуатационных расходов?
Посмотреть ответ
Классификация и правильное отражение в бухучете
Бухучет организуется на основании правильно разработанной классификации. Она также участвует в планировании расходов, контроле над ними. Рассмотрим основные особенности учета:
ВАЖНО! Синтетический учет отражает суммарные траты. То есть они не подразделяются по направлениям затрат. Нужен СУ для отражения общей суммы ЭР. Аналитический учет предполагает детализированную фиксацию расходов. Нужен он для контроля над соблюдением плана по отдельным направлениям. Организация этих форм учета определяется в зависимости от метода ведения учета: ручного или с помощью вычислительных аппаратов.
ВНИМАНИЕ! Бухгалтер также должен составить ведомость распределения трат. Формируется она при помощи группировки расходов по синтетическим счетам.
Возмещение эксплуатационных расходов
Возмещение расходов актуально в том случае, если предприниматель снимает помещение. Он обязан компенсировать траты арендодателя на оплату услуг. Траты на возмещение ЭР рекомендуется отражать по статье расходов 244 «Прочие закупки». Для оформления компенсации нужно или включить платежи в сумму аренды, или составить отдельное соглашение на возмещение.
Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на эксплуатацию полученного в аренду автомобиля (ГСМ), производимые в соответствии с договором аренды, если указанные расходы оплачиваются за наличный расчет через подотчетное лицо (работника организации)?
Посмотреть ответ
Что относится к основным средствам предприятия
Понятие и состав основных средств
Что такое ОС? В состав основных средств предприятия входят активы, которые имеют материальное выражение и строго отвечают установленным законодательно критериям, на которых мы подробнее остановимся в следующем разделе статьи.
К таким активам относят здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, предназначенные для измерений и регулировок, ЭВМ, транспорт, инструменты, инвентарь, объекты дорожной инфраструктуры, а также прочие виды активов.
В сельхозорганизациях к основным средствам относится племенной и рабочий скот, многолетние растения.
Важно! Объекты материальных активов не относятся к ОС, если они находятся на складах торговых либо производственных предприятий, изготавливающих их. В этом случае они учитываются как товары, предназначенные для продажи, либо как готовая продукция.
В учетной политике (далее — УП) организаций для целей бухучета может быть предусмотрен стоимостный лимит, ниже которого активы, удовлетворяющие критериям признания их как объектов ОС в бухгалтерском учете, могут быть классифицированы как материально-производственные запасы. При этом указанный лимит не должен превышать:
С 2022 года ПБУ 6/01 «Учет основных средств» утратил силу. Вместо него действуют ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Как установить лимит стоимости ОС в бухучете согласно ФСБУ 6/2020, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
По общему правилу капитальные вложения не относятся к основным средствам предприятия. Капитальные же вложения в арендованные объекты основных средств могут быть включены в их состав.
ОС, использование которых ограничивается сдачей в аренду, в бухучете и отчетности признают доходными вложениями в материальные ценности.
Что входит в группу основных средств: критерии
Для того чтобы признать имущество в качестве объекта основных средств в бухучете, нужно соблюсти еще 4 основных условия:
Несмотря на то, что ФСБУ 6/2020 и ПБУ 6/01 предусмотрено только 4 требования, полагаем, что в качестве дополнительного критерия признания ОС в бухучете стоит рассмотреть возможность определения начальной стоимости объектов ОС.
Так, ФСБУ 6/2020 (до 2022 года действовало ПБУ 6/01) содержит конкретное указание на то, что ОС принимаются в бухучете по первоначальной стоимости. Следовательно, невозможность ее определения должна поставить под сомнение любую возможность признать ОС.
О применении указанных выше критериев см. в статьях:
ОС постепенно теряют свои первоначальные качества. При этом выделяют 2 вида износа основных фондов: физический и моральный.
Учет капитальных вложений в арендованные объекты ОС
Капитальные вложения, произведенные в арендованные объекты ОС, тоже можно признать основными средствами. В данной ситуации возможны 2 варианта: когда арендодатель компенсирует стоимость капитальных вложений и когда он подобные затраты не компенсирует.
При 1-м варианте подобные вложения в арендованное имущество не формируют объект ОС у арендатора, поскольку тогда результат этих вложений принадлежит арендодателю. Такие затраты аккумулируются на счете учета капвложений с их последующим списанием на счет учета расчетов с арендодателем.
При 2-м варианте, соответственно, капитальные вложения после их окончания могут формировать стоимость отдельного объекта основных средств.
В том случае, если арендодатель возмещает, например, не всю стоимость капитальных вложений, а за вычетом износа, часть не возмещенной в таком порядке стоимости может также формировать стоимость отдельного объекта ОС.
Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте, правильно ли вы отражаете неотделимые улучшения в учете, в т. ч. убедитесь в корректности сделанных проводок. Эксперты К+ рассказали, как надо организовать учет по новым ФСБУ, действующим с 2022 года, и как нужно было делать по старому ПБУ 6/01. Если у вас доступа к К+ нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите в Готовое решение.
Различия в бухгалтерском и налоговом учете ОС
В целом как ФСБУ 6/2020 (действующий с 2022 года) и ПБУ 6/01 (действующий до конца 2021 года), так и НК РФ содержат сходные определения ОС. Главные различия могут быть сведены к следующему:
Подробнее о возможных способах ликвидации разниц между бухгалтерским и налоговым учетом см. в статье «Учет основных средств стоимостью до 100 000 рублей».
Хотите удостовериться, что верно организовали налоговый учет ОС? Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.
Итоги
Основные средства — важная составляющая имущества любого предприятия. Правильная квалификация объектов, которые относятся к основным средствам, — залог не только корректного ведения бухучета таких активов, но и возможность управлять затратами предприятия и избежать нежелательных налоговых последствий.