Что такое средства гармонизации композиции

Средства гармонизации композиции

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Средства гармонизации композиции

доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования ИПКиПРО Курганской области Н.Ю. Ельченко

ст.преподаватель кафедры архитектуры и графики КГСХА Л.Н. Филонова

Печатается по решению методического совета Курганского государственного университета.

Данное учебное пособие посвящено раскрытию основ композиции, а именно правил, законов, приемов и средств композиции в художественном формообразовании. Обращено оно в основном к студентам соответствующего профиля подготовки, хотя может представлять интерес и для специалистов, практикующих в области дизайн-проектирования. Его рекомендации могут быть полезны также широкому кругу читателей, обращающихся к композиции в дизайне.

ISBN 978-5-4217 © Курганский государственный

Создание любого объекта предметно-пространственной среды (ювелирное изделие, костюм, интерьер, машина и т.д.) – это обязательно работа с формой. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, из которого можно лишь условно выделить стадию исключительно художественного формообразования или построения формальной композиции. Эффективность прохождения этого процесса определяется как достижение сдержанности в построении композиции или логически обоснованный выбор композиционных средств. Эти средства чрезвычайно разнообразны. Каждое из них обладает специфическими композиционными свойствами или художественными возможностями.

Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности «Профессиональное обучение (дизайн)».

Основной целью пособия является выработка у студентов сознательного подхода к дизайнерскому творчеству, получение ими знаний на дисциплине «Формообразование».

Пособие состоит из двух разделов, каждый из которых снабжен рядом опорных вопросов и практических заданий.

Теоретический материал проиллюстрирован графическими схемами и рисунками; в приложении представлено большое количество творческих работ студентов Курганского государственного университета кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна. Это дает возможность легче усваивать теоретический материал, познакомиться с различными видами композиционных средств и научиться использовать их в собственном творчестве.

Выполнение практических заданий, прилагаемых к каждому пункту, даст возможность закрепить изученный материал и повысить профессиональное мастерство студентов.

Раздел 1

Средства гармонизации композиции

В дизайне же гармония – это совместимость элементов, составляющих композицию. Каждый элемент дизайна должен дополнять другой цветом, формой, размерами, фактурой, структурой. Если в дизайне присутствует гармония, то его тему очень просто увидеть, она может быть утонченной, романтичной, вызывающей, шокирующей, броской, смешной и т.д. Любая дизайнерская композиция основана на определенных принципах, иначе она не будет восприниматься как нечто гармоничное, целое.

Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. Композиция – это планомерное, строго определенное соединение предметов, переданное дизайнером в своей работе. Композиция всегда имеет определенное содержание, характер, назначение. В процессе создания композиции размещение и распределение изобразительных элементов происходит по определенной схеме в логической последовательности. Средства и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому. Знание основных средств гармонизации композиции позволит создать грамотную композицию, единый ансамбль.

Источник

Средства гармонизации композиции

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Выбор и использование такого средства гармонизации, как пропорции, позволяет художнику создавать произведение, максимально отвечающее законам гармонии и эстетическим потребностям человека. Применение определенных пропорциональных отношений может придать большую выразительность созданному художественному образу, глубже раскрыть его. Однако необходимо отметить, что освоение такого средства гармонизации композиции, как пропорции, требует от обучаемого аналитического мышления, развития логики, элементарной математической грамотности, а также большой скрупулезности в работе. Не зря А. Бурдель говорил: «Искусство — завуалированная алгебра, отнимающая жизнь у тех, кто стремится приподнять ее покрывало».

Чтобы создавать гармоничные, то есть целостные произведения, художник должен осваивать и затем применять законы природы.

Необходимо сказать, что проблема пропорционирования — одна из сложнейших художественных проблем, требующих осмысления.

Анализируя картину Веласкеса «Сдача Бреды», Б. В. Иогансон писал: «Пропорции главных масс гениально просты: если вы возьмете расстояние по горизонтали от левого края картины до последней фигуры левой группы — до стоящего за белой мордой лошади, — то оно будет равно расстоянию от края правой части картины до крайней фигуры правой группы, то есть до человека в шляпе на последнем плане. Если вы возьмете расстояние по вертикали, то расстояние сверху до главной массы, то есть крупа лошади, равно расстоянию до низа картины. Если вы проведете диагональ, то одна пройдет через голову сдающего ключи, вторая — через голову при-

Средства гармонизации композиции

«Анализ композиций архитектуры итальянского Возрождения во многих случаях обнаруживает соразмерность частей, основанную на «золотом отношении» в его чистой математической форме. Так, высота статуи монумента кондотьеру Коллеони в Венеции относится к высоте пьедестала как малый отрезок прямой, поделенный в «золотом отношении», к большему. В том же отношении расчленен пьедестал на цоколь и верхнюю часть, декорированную ордером.

Упражнение 1

Постройте посредством циркуля и линейки два отрезка в пропорциях золотого сечения. Затем меньший из них опять поделите в пропорции золотого сечения на два отрезка и т. д.

Упражнение 2

Постройте прямоугольник со сторонами в пропорции золотого сечения. Затем найдите простой способ расчленить его на любое количество прямоугольников, сохраняя при этом пропорции золотого сечения. Создайте на этой основе композицию в прямоугольнике.

Упражнение 3

Возьмите фотографию скульптуры Поликлета. Наложите на нее кальку и перерисуйте. Потом попробуйте составить схему пропорционирования.

Упражнение 4

Создайте формальную композицию. Выразите ее в двух системах пропорций. Первая композицияв системе пропорций 1:1, втораяв пропорции золотого сечения. Сравните и охарактеризуйте их. Выбирая определенную систему пропорций, вы тем самым уже определяете характер произведения, его художественный строй.

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

* Иогансон Б. В. Работа над картиной. Л., 1973. С. 33.

** Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М., 1971.

Источник

Средства гармонизации композиции

Гармонизация формы объекта дизайна достигается путем преобразования исходных геометрических и физических свойств формы (пространства, объема, конфигурации, величины, зрительного впечатления массы, вида поверхностей, линий, точек, цвета, фактуры и текстуры) в соответствии с основными принципами композиции благодаря профессиональному выбору и умелому использованию средств и приемов композиции.

Основными средствами гармонизации композиции являются:

— контраст, нюанс, тождество;

Каждому средству гармонизации отведена конкретная роль в организации композиции, а степень его значимости в создании произведения каждый художник определяет самостоятельно в силу своих творческих задач.

Приемы композиции – это процесс художественно обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка.

Ритмзакономерное чередование или изменение элементов, свойств, явлений во времени и пространстве. (Рис.1-3)

Природные условия и явления, окружающие человека, так же, как и процессы в человеческом организме ритмизированы. Ритм является одной из основополагающих установок человеческого восприятия. Ритмичное воспринимается как имеющее естественный порядок, правильное. Наличие определенного ритма в композиции облегчает ее восприятие, делает ее более привычной. Поэтому и произведения современного графического дизайна чаще всего ритмичны: современный зритель предрасположен к восприятию ритмических структур в силу ритмичного, быстрого характера современной жизни.

В композициях ритм может быть явным и скрытым:

— явный ритм очевиден, это как поместить элементы на полосатый фон;

— скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, ино гда смысловых, направлений, технических приемов.

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис.1. Ритм в архитектуре. Колизей. Рим.

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис.2. Ритм в живописи. П. Брейгель Старший «Притча о слепых».

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис.3. Ритм в орнаменте. Ханты.

Метр частный случай ритма – представляет собой повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков. Элементы располагаются через равные интервалы. (Рис.4.)

Особое значение ритм приобретает в поп-арте. Художники этого направления активно используют повторения, создают серии одинаковых произведений, что соответствует характеру эпохи постмодерна, когда многочисленные копии (в кино, дизайне, искусстве) нивелируют ценность оригинала.

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис.4. Метрическая организация произведений Э. Уорхола.

Контраст – резкое различие элементов композиции, сочетание противоположных характеристик – высокого и низкого, линий и пятен, тёмного и светлого. (Рис.5)

Контраст является мощным средством усиления выразительности, так как противоположные характеристики подчеркивают друг друга и оттеняют. Светлое рядом с темным кажется светлее, изящное рядом с грубым кажется еще утонченнее, и т. д.

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис.5. Пример контраста линий, форм, цвета.

Нюанс – плавный переход характеристик, такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначительные отличия. (Рис.6)

Нюанс также является сильным выразительным средством, однако, если контраст привлекает внимание, вызывает сильные эмоции, то использование нюанса апеллирует к интеллекту, к тонкому вкусу, к игре ума. В современном дизайне активно используются оба средства выразительности. Контраст и нюанс – это не всегда противоположности, иногда, как например, в работах Энди Уорхолла, эти качества соседствуют: тонкие нюансные различия присутствуют в серии почти одинаковых работ, построенных на контрасте.

Тождество – отношение полностью сходных объектов. (Рис.7) Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис.6. Пример нюанса линий, форм, цвета.

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис.7. Пример тождества линий, форм, цвета.

Пропорциональность – соразмерность частей и целого, которая прослеживается при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом.

Классическим приемом достижения пропорциональности является использование Золотого сечения (изобретение древних греков). Золотое сечение – гармоническое деление отрезка на две части такимобразом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку (C = a + b; a : b = b : c).

Другие виды пропорциональных отношений:

— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…

— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…

— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…

— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.

В современном дизайне пропорциональность чаще определяется «на глаз», интуитивно.

Масштаб, размер. Масштабность – соразмерность принятому эталону.

Размер– величина изображения по отношению к формату.

Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба – как на географических картах, и строящиеся на крупных планах – как например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора: хотел ли автор вызвать ощущение огромного пространства, или тесноты, или присутствия.

Большая часть живописи Нового Времени часто использует «натуральный» масштаб и почти всегда «натуральный» размер изображения: персонажи смотрятся так, что они соответствуют естественному размеру тела человека, вне зависимости от того, фреска ли это во дворце или станковая картина. Естественный масштаб соответствует идеологии Эпохи Просвещения: человек и его разум – главное, что существует, мир рационален.

Крупный масштаб при изображении обнаженного тела очень редко использовался до XX века, и чаще всего в картинах, которые не выставлялись, считаясь неприличными, как например, скандальная картина Г. Курбе «Происхождение мира» или «Даная» Г. Климта. Если на картине изображены резко приближенные части человеческого тела, то зритель оказывается в положении «любовника», он «неприлично» приближен к фигуре. Только в 60-е годы XX века человечество стало достаточно раскрепощенным, чтобы свободно использовать такой масштаб и размер изображаемых элементов.

Статика – зрительное впечатление неподвижности.

Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика». (Рис.8)

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис.8. Схема построения статичной композиции

Динамика – зрительное впечатление движения, скорости.

Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия,сила, дерзость, порыв, «альтернатива». (Рис.9)

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис.9. Схема построения динамичной композиции

Каждый период в истории изобразительного искусства отмечен преобладанием статики или динамики как основной эстетической установки. Это связано с преобладающим типом сознания и мировоззрением. Общая установка исторической эпохи отражается в искусстве как склонность художников к предпочтению статичных или динамичных форм. Характер жизни в 20 веке стал более сложным и многогранным, чем в другие эпохи, поэтому в XX веке статика и динамика органично сочетаются между собой. Возможно, преобладает динамика, как основная черта ритма жизни в постмодерне.

Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы.

Понятия «тектоника» и «атектоника» связаны, но не идентичны понятиям «динамика» и «статика». Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет. Искусство античной Греции тектонично, но не статично. Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их конструкция выражает стремление к полету.

Симметрия – определённый порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Типы симметрии: зеркальная (самый частый случай), центральная, осевая, симметрия поворота, симметрия переноса (принцип орнамента).

Установка на симметрию является одной из основополагающих установок человеческого восприятия, что связано с симметричностью человеческого тела. Симметричные композиции легче воспринимаются, так как симметрия – один из самых простых способов уравновесить композицию. Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы. Однако принцип симметрии нельзя абсолютизировать.

Асимметрия – полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.

Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.

Композиционная симметрия– принцип группировки элементов на плоскости или в пространстве, предполагающий наличие одной или нескольких осей, по отношению к которым ведется построение. В соответствии с принципами симметрии, композиции могут быть: симметричные, асимметричные, диссимметричные и флаговые.

Источник

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ

Метр-ритм

Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов, хотя начало ему могут положить и два элемента. Каковы же объективные закономерности его установления?

Устранению монотонности способствует:

— сочетание в композиции нескольких метрических;

— выделение в метрическом ряду групп элементов;

— установление разрядок между группами;

— «оживление» метрического ряда за счет включения в него акцентов;

— изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис. 4. Основные виды ритмических рядов

Ритму могут подчиняться такие средства построения композиции, как линия, цвет, геометрический вид, рельеф и др. Они в еще большей степени, чем величины и интервалы, подвержены эмоционально-зрительной оценке. Их восприятие основывается на ощущении постепенного нарастания или резкого убывания тех или иных свойств элементов композиции, например насыщенности цвета.

Как и метр, ритм может быть составлен из одного или нескольких рядов, т. е. быть простым или сложным (многорядным). Сложные ритмические ряды могут быть образованы сочетанием разных метрических, метрических и ритмических или одних ритмических рядов. Ритмическая направленность сочетающихся рядов относительно друг друга может быть разной:

От такой направленности во многом зависит характер композиции. Он становится либо подчеркнуто стремительным, либо более успокоенным, построенным на пересечении «двигающихся» в разных направлениях ритмических рядов. При случайном, «броуновском», расположении элементов композиция разрушается.

Равновесие

Распределение нагрузок, точек опоры относительно центра тяжести должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости.

Равновесие объемов или частей любого сооружения, любого предмета зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости. Человеческий глаз отдыхает при восприятии такого предмета. Совершенно-обратное чувство вызывает предмет или сооружение, характеризующееся неуравновешенностью объемов или отдельных частей.

Композиционно равновесие достигается прежде всего формой деталей, цветом, тоном и пластикой.

Статика-динамика

К первому виду относятся зрительно и физически статичные формы. По производимому впечатлению они оцениваются как предельно стабильные. К ним можно отнести квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т. п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.

Второй вид представляют физически статичные, но зрительно динамичные формы, оцениваемые так по впечатлению их некоторой неуравновешенности. Эта оценка касается стационарных форм, устремленных, например, в одном направлении, с нарушенной симметрией и другими специфичными для динамичных композиций свойствами.

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис. 5. Динамичная композиция (студенческая работа)

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис. 6. Статичная композиция (студенческая работа)

Симметрия-асимметрия

Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции в художественном проектировании. С симметрией человек встречается повсеместно в природе и технике, ее широко используют архитекторы.

Симметрия с древних времен считалась одним из условий красоты, поскольку она обеспечивает равновесие композиции. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.

Слово «симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность».

Симметрия обеспечивает предельно четкое зрительное равновесие композиционной формы. Всякое ее нарушение ведет к тому, что эта форма приобретает неуравновешенный характер. Однако дисимметричная, как и асимметричная, композиция сохраняет целостность в том случае, когда фактическая их неуравновешенность устраняется общим зрительным равновесием формы. При этом ось в форме проходит не через ее физический центр (посередине), а через композиционный центр.

Широко применяется также асимметрия, т. е. сочетание и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции особенно важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету.

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис. 7. Студенческая работа на тему «Симметрия»

В частности, важно учитывать особенности восприятия пластической формы с разных точек зрения пространства и в разных ракурсах (рис. 7, 8).

При таком восприятии даже фактически симметричная композиция может зрительно восприниматься асимметричной, и задача ее гармонического построения приобретает в таком случае дополнительную сложность. Решение этой задачи требует повышенного внимания и глубокого чувства гармоничной композиции.

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Рис. 8. Студенческая работа на тему «Асимметрия»

Источник

Статья » Средства гармонизации композиции» 7 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Статья «Средства гармонизации композиции».

Броиловская Наталья Александровна учитель ИЗО

Композиция-важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Мне близко высказывание Е. А. Кибрика о композиции: «Композиция-закономерно построенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости…»

Для гармонии важно соблюдать два условия: 1. равновесие, 2. Единство и соподчинение.

Основными средствами гармонизации композиции являются:

— контраст, нюанс, тождество;

Каждому средству гармонизации отведена конкретная роль в организации композиции, а степень его значимости в создании произведения каждый художник определяет самостоятельно в силу своих творческих задач.

С помощью ритма можно создавать движение в картине к центру, по кругу, по диагонали, к краю, в зависимости от задач. Важен выбор центра композиции, так как он несет смысловую нагрузку, выражает художественный образ, действует психологически. При создании картины нужно помнить, что в центре нужно показывать больше глубины и пространства. Так же необходимо соподчинение планов, цветовое единство и выделение главного.

Рассмотрим основные средства гармонизации композиции.

Для метрической композиции характерна равномерность, например в орнаменте. И используется в декоративно-прикладном искусстве. Самый простой пример метрического орнамента – точка-тире.

Ритм же передает динамизм и порождает движение. Существует два типа ритмов:

— активно-динамические (звуковые, световые, танцевальные)

— пассивно-динамические (ритм в архитектуре, живописи, графике, скульптуре).

Ритм бывает простой и сложный. Например. Изобразим уменьшающиеся квадраты черного цвета по диагонали из нижнего правого угла в верхний левый в квадрате белого цвета. Мы получим ритм. А если мы расположим их по спирали в центр с уменьшением- это будет сложный ритм с оптическим эффектом.

Если нужно быстрое визуальное воздействие на зрителя, то используют средство гармонизации композиции- контраст. Чтобы контраст работал, ему нужно составить перу: большой-маленький, круглый-квадратный, черные-белый, зеленый-красный, гладкий шероховатый. В предыдущем примере я применила и контраст черного и белого. Можно применить цветовой контраст поместив на оранжевый стол синюю чашку.

Другое средство гармонической композиции – нюанс, то есть многообразие оттенков в траве, деревьях зеленого цвета-цветовой нюанс, нюанс форм- размер листьев на дереве или тоновый нюанс в графической композиции. Здесь можно привести пример предыдущий, но поменять цвет чашки на красную.

Тождество – отношение полностью сходных объектов. Такое средство гармонизации композиции используется гораздо реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями. Например 4 одинаковых чашки по размеру и цвету в натюрморте. Но это не интересно.

В создании гармоничной композиции важен момент соотношения. То есть-

Пропорциональность-соразмерность частей и целого. Собственно говоря, чтобы изображаемый предмет был похож на натуру.

Масштаб- соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба – как на географических картах, и строящиеся на крупных планах – как например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора: хотел ли автор вызвать ощущение огромного пространства, или тесноты, или присутствия. Например, если изобразить комнату, где мало мебели, то она кажется больше. А если комната заставлена, то пространство визуально уменьшится.

Симметрия определённый порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Например: зеркальная, центральная, осевая, симметрия поворота, симметрия переноса. Симметрия свойственна человеческой природе. Мы смотрим на лицо человека-оно «симметрично». Есть ось симметрии. Можно попробовать нарисовать половину лица, сложить лист пополам и отпечатать рисунок. Мы получим целое изображение. Этот прием используют для рисования бабочки в детском саду. Когда из закрашенной буквы З при зеркальном отпечатке получится бабочка.

Асимметрия – полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота. Здесь можно нарисовать сложные формы со смещением центра. Можно упомянуть работы Кандинского. В его работах много и динамики.

Динамика зрительное впечатление движения, скорости.

Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв. Можно нарисовать стреловидные объемы устремленные к центру или косичкой то справа, то слева. Использовать контрастные цвета.

Статика зрительное впечатление неподвижности.

Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка. В статике лучше использовать квадратные и прямоугольные формы и симметрию. Например пирамидка с осью симметрии.

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Курс повышения квалификации

Правополушарная живопись

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть фото Что такое средства гармонизации композиции. Смотреть картинку Что такое средства гармонизации композиции. Картинка про Что такое средства гармонизации композиции. Фото Что такое средства гармонизации композиции

Композиция-важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Мне близко высказывание Е. А. Кибрика о композиции: «Композиция-закономерно построенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости…»

Для гармонии важно соблюдать два условия: 1. равновесие, 2. Единство и соподчинение.

Основными средствами гармонизации композиции являются:

— контраст, нюанс, тождество;

Каждому средству гармонизации отведена конкретная роль в организации композиции, а степень его значимости в создании произведения каждый художник определяет самостоятельно в силу своих творческих задач.

С помощью ритма можно создавать движение в картине к центру, по кругу, по диагонали, к краю, в зависимости от задач. Важен выбор центра композиции, так как он несет смысловую нагрузку, выражает художественный образ, действует психологически. При создании картины нужно помнить, что в центре нужно показывать больше глубины и пространства. Так же необходимо соподчинение планов, цветовое единство и выделение главного.

Рассмотрим основные средства гармонизации композиции.

Для метрической композиции характерна равномерность, например в орнаменте. И используется в декоративно-прикладном искусстве. Самый простой пример метрического орнамента – точка-тире.

Ритм же передает динамизм и порождает движение. Существует два типа ритмов:

— активно-динамические (звуковые, световые, танцевальные)

— пассивно-динамические (ритм в архитектуре, живописи, графике, скульптуре).

Ритм бывает простой и сложный. Например. Изобразим уменьшающиеся квадраты черного цвета по диагонали из нижнего правого угла в верхний левый в квадрате белого цвета. Мы получим ритм. А если мы расположим их по спирали в центр с уменьшением- это будет сложный ритм с оптическим эффектом.

Если нужно быстрое визуальное воздействие на зрителя, то используют средство гармонизации композиции- контраст. Чтобы контраст работал, ему нужно составить перу: большой-маленький, круглый-квадратный, черные-белый, зеленый-красный, гладкий шероховатый. В предыдущем примере я применила и контраст черного и белого. Можно применить цветовой контраст поместив на оранжевый стол синюю чашку.

Другое средство гармонической композиции – нюанс, то есть многообразие оттенков в траве, деревьях зеленого цвета-цветовой нюанс, нюанс форм- размер листьев на дереве или тоновый нюанс в графической композиции. Здесь можно привести пример предыдущий, но поменять цвет чашки на красную.

Тождество – отношение полностью сходных объектов. Такое средство гармонизации композиции используется гораздо реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями. Например 4 одинаковых чашки по размеру и цвету в натюрморте. Но это не интересно.

В создании гармоничной композиции важен момент соотношения. То есть-

Пропорциональность-соразмерность частей и целого. Собственно говоря, чтобы изображаемый предмет был похож на натуру.

Масштаб- соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба – как на географических картах, и строящиеся на крупных планах – как например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора: хотел ли автор вызвать ощущение огромного пространства, или тесноты, или присутствия. Например, если изобразить комнату, где мало мебели, то она кажется больше. А если комната заставлена, то пространство визуально уменьшится.

Симметрия определённый порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Например: зеркальная, центральная, осевая, симметрия поворота, симметрия переноса. Симметрия свойственна человеческой природе. Мы смотрим на лицо человека-оно «симметрично». Есть ось симметрии. Можно попробовать нарисовать половину лица, сложить лист пополам и отпечатать рисунок. Мы получим целое изображение. Этот прием используют для рисования бабочки в детском саду. Когда из закрашенной буквы З при зеркальном отпечатке получится бабочка.

Асимметрия – полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота. Здесь можно нарисовать сложные формы со смещением центра. Можно упомянуть работы Кандинского. В его работах много и динамики.

Динамика зрительное впечатление движения, скорости.

Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв. Можно нарисовать стреловидные объемы устремленные к центру или косичкой то справа, то слева. Использовать контрастные цвета.

Статика зрительное впечатление неподвижности.

Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка. В статике лучше использовать квадратные и прямоугольные формы и симметрию. Например пирамидка с осью симметрии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *