Что такое средства синтаксической связи
Средства связи предложений в тексте
теория по русскому 🐻 культура речи
Смысловая и грамматическая связность – один из важнейших признаков текста. Она проявляется в последовательности и логичности изложения, обеспечиваемой специальными средствами связи между отдельными частями текста.
Выделяются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.
Лексические средства
Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной.
Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. (Д.С. Лихачёв)
Повторы формы слова
Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.П. Астафьев)
Повтор однокоренных слов
Синонимы и синонимические замены (контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.А. Абрамов)
Антонимы (в том числе контекстуальные)
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова: вот почему, поэтому, из этого следует, в заключение и т.п.
Морская вода содержит много соли. Вот почему она непригодна для питья.
Морфологические средства
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений
Перестанешь учиться – не сможешь и учить. ИБО знания всё растут и усложняются. (Д.С. Лихачёв)
Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.
Личные, притяжательные и указательные местоимения
Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л.М. Леонов)
Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (Д.А. Гранин)
Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.К. Зайцев)
Наречия времени и места
Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь вступает в силу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д.С. Лихачёв)
Единство временных форм глаголов-сказуемых
Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах.
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий
Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел.
Синтаксические средства
Синтаксический параллелизм (сходное построение рядом стоящих предложений) | Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом. |
Парцелляция (членение одного большого предложения на несколько неполных) | Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер. |
Неполные предложения | – Знаете, о чём мы спорили? – О литературе, музыке, живописи. |
Вводные слова | Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно. |
Прямой и обратный порядок слов | Этот день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос. |
Стоит помнить, что указанные средства связи варьируются в зависимости от темы текста, формы повествования, авторского стиля и т.д. Связь между предложениями может быть как между рядом стоящими предложениями, так и удалёнными друг от друга. Связь между отдельными членами предложения следует отличать от связи между частями сложного предложения.
Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов связи предложений в тексте: цепной и параллельной.
Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. Подобная связь обеспечивается в тексте за счёт «сцепки» между новым и предшествующим предложениями. Средствами связи в таком случае выступают повтор, синонимические замены, местоимения, союзы.
Каждое последующее предложение связывается с предыдущим с помощью синонимической замены и использования личных местоимений.
При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на схожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые. Первое предложение при параллельной связи становится «зачином» для всех последующих, которые будут раскрывать мысль первого, конкретизировать его. Основными средствами связи будут синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)
Все последующие предложения раскрывают значение первого и имеют схожую структуру, подчёркивая противоположность героев.
Типы синтаксических связей
Синтаксическая связь — связь, возникающая между компонентами сложного предложения.
Синтаксическая связь рассматривается как имеющая определённую форму и содержание. Формальная сторона синтаксической связи представлена разнообразными средствами выражения синтаксической связи, содержательную сторону представляют синтаксические отношения.
Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь (подчинение).
Сочинение отличается от подчинения, которое определяется как неравноправная связь, односторонняя зависимость одного компонента связи (слова либо предложения) от другого.
В результате рассмотрения многих формальных характеристик (признаков) сложносочиненного предложения большинство лингвистов сходятся во мнении об определяющей роли в его структуре союза, который является основным средством связи и выражения отношений между соединяемыми компонентами.
По значению сочинительная связь подразделяется на следующие виды:
— противительная связь («а», «да»(в значении «но»),»но»,»зато»,»однако»,»однако же»,»все же»,
— градационная связь («не только — но и»),
— разделительная связь («или», «или, или», «либо», «то-то»,»то ли, то ли»,»не то, не то»).
В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; в зале не только взрослые, но и дети; встретимся сегодня или завтра). Сочинение занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.
Подчинение, или подчинительная связь — отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения.
В такой связи один из компонентов (слов либо предложений) выступает как главный, другой — как зависимый.
Для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Однако этот критерий не считается определяющим.
Существенное отличие подчинительной связи (по С. О. Карцевскому) в том, что она функционально близка к диалогическому единству информативного (вопросо-ответного) типа, во-первых, и преимущественно имеет местоименный характер средств выражения, во-вторых.
Подчинительная связь между простыми предложениями в составе сложного предложения производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Сложное предложение с такой связью называется сложноподчинённым. Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая — придаточной.
Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием.
а) Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений (в роде, числе, падеже) господствующему слову; бывает полное и неполное согласование.
Примеры: маленький мальчик, летним вечером; наш врач, на озере Байкал.
Иногда выделяют особый вид согласования — корреляцию — такую связь, при которой формы числа и рода зависимого слова скорее являются совпадающими с формами главенствующего слова, нежели обусловленными ими.
Примеры: женщина-космонавт, студент-отличник.
б) Управление – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или его эквивалент) ставится в определённой падежной форме, обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания.
Примеры: писать стихи, вера в победу, довольный ответом. Так, переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть прямым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опосредствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, пошел к собаке и т. п.).
в) Примыкание – вид подчинительной связи, при котором подчинённое слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом (порядком слов, лексически и интонацией).
Примеры: внимательно слушать, весьма интересный, слишком поздно.
При нормальной интонации в предложении. Сильно черный трубочист шатает лестницу наречие сильно, которое не может согласоваться со своим определяемым или быть им управляемым, все-таки понимается как определяющий член в синтагме сильно черный по порядку слов (ср. глухие ученые и ученые глухие).
Но если мы повысим мелодический тон на сильно и на шатает, то, несмотря на «дальность расстояния», в синтагму связываются сильно шатает.
Не меньшую роль для интонационного примыкания может играть и паузирование: Ходить долго – не мог и Ходить – долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.
В предложении Мальчики с девочками гуляли может быть пауза перед гуляли, тогда мальчики с девочками – составное подлежащее и предложение нераспространенное без дополнения, если же пауза после мальчики, то с девочками дополнение к гуляли и тем самым – предложение распространенное.
Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции – это конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.
Вводные слова и сочетания – это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.
Вводные слова и сочетания: не являются членами предложения и грамматически не связаны с членами предложения.
В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно: запятыми.
Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению (Степень достоверности, возможности, уверенности, Эмоции, чувства, оценка, Последовательность изложения, связность речи и др.)
Вводные предложения по своей роли похожи на вводные слова, разные значения.
Примеры:
Я думаю, он приедет завтра.
Вставные конструкции отличаются от вводных слов и предложений рядом черт.
1. Они имеют собственные цели высказывания, которые могут совпадать или отличаться от цели высказывания основного предложения:
Синт. ед-цы. Различные подходы к проблеме их выделения и разграничения.
Сентенсоид от типа предикат-сти дел:
1) эксплиц., но не автон. (если погода будет хорошая);
3) имплицитный-формально не выраж., мож. быть восстановлена (как много людей?);
Синтаксическая связь, ее виды и средства выражения
О человеке, который не владеет речью, говорят: «Он двух слов связать не может». Именно связи скрепляют языковые единицы и организуют речь. Синтаксической связьюназывается формальное выражение смысловых отношений между сочетающимися в речи языковыми единицами.
Основными видами синтаксической связи являются предикативная(связь между главными членами предложения; координация подлежащего и сказуемого), сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь объединяет синтаксически равноправные компоненты: однородные члены, а также части сложносочиненных предложений. По количеству объединяемых компонентов сочинительная связь бывает открытой(число компонентов не ограничено, они объединяются интонацией перечисления, повторяющимися союзами: И чувства нет в твоих очах, / И правды нет в твоих речах, / Инет души в тебе (Ф. Тютчев)) и закрытой(количество компонентов строго ограничено, они объединяются с помощью одиночных, парных союзов; возникают отношения противопоставления или соединения, но не перечисления: Я обожал играть в куклы, но всячески скрывал эту постыдную для мальчика страсть).
Подчинительная связь объединяет синтаксически неравноправные компоненты, при которых один является главным, а другой зависимым: это словоформы в составе словосочетаний, части сложноподчиненных предложений: изучать (что?) литературу; Не ходи в лес (при каком условии?), коли зайца боишься (пословица).
Подчинительная связь имеет следующие признаки: 1) она может быть предсказуемой / непредсказуемой; 2) обязательной / необязательной.
При предсказуемой связи главный компонент предопределяет (прогнозирует) строго определенную форму зависимого компонента: радоваться успеху, восхищаться музыкой; Я хочу, чтобы был мир.При непредсказуемой связи могут быть разные формы (компоненты). Ср.: рассказывать о походе –предсказуемая связь, рассказывать с увлечением, рассказывать интересно. Это же и на уровне сложного предложения: Я приду, когда будет темно. Я приду, хотя будет темно. Здесь могут быть разные союзы.
При обязательной связи главный компонент требует обязательного наличия при нем зависимого компонента в тех или иных формах: находиться рядом, находиться в лесу, находиться дома.Связь может быть не обязательной, а только возможной: новый дом, идти с товарищем, идти домой.
Между компонентами синтаксических единиц устанавливаются синтаксические (смысловые) отношения. Так, между компонентами словосочетания гулять в парке существуют синтаксические обстоятельственные отношения места (по вопросу (где?) от главного слова к зависимому). Словосочетание полеты (какие? где?) в космосе имеет определительно-обстоятельственное значение: определительная семантика обусловлена характером синтаксических отношений, а дополняющая ее обстоятельственная семантика – лексико-грамматическим значением зависимой словоформы.В ССП могут наблюдаться отношения одновременности или последовательности событий: На небе появились первые звезды, и мы отправились спать (временная последовательность). Между главной и придаточной частями СПП могут наблюдаться различные отношения, которые определяются по вопросу от главной части к придаточной: определительные, объектные, обстоятельственные.
Для оформления синтаксических связей и отношений, а также построения синтаксических единиц могут использоваться следующие средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц: предложно-падежные словоформы, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), интонация и порядок слов.
Словоформы являются выразителями смысла (семантики) и имеют синтаксическое значение, которое выражается с помощью окончаний и предлогов. Окончания связывают слова друг с другом в с/с и предложении. Предлоги усиливают синтаксическую роль окончаний и являются частью словоформы. Синтаксическая связь между словами помогают осуществлять и приставки, например, в глаголах: выйти из комнаты, войти в класс, дойти до дома.
К служебным средствам синтаксической связи относятся также частицы и их сочетания, которые могут а) включаться в состав членов предложения: Земля как камень; б) самостоятельно выражать различные значения: Ну и что же? А как же!
Такие синтаксические средства, как интонация и порядок слов, играют очень важную роль в формировании смысла предложения. Например, выражение «Ты всё это съешь?!», произнесенное с сомнением, имеет прямо противоположный смысл. Сравните также: Суровая зима. – Зима суровая. (1-е – односоставное номинативное распространенное предложение; 2-е – двусоставное нераспространенное предложение).
Т.о., в предложении с помощью различных лексических и синтаксических средств реализуются различные виды синтаксической связи: предикативной, сочинительной и подчинительной.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Средства связи предложений в тексте
Содержание:
Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.
Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:
Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.
Лексические средства
Морфологические средства
Синтаксические средства
Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.
Служебные части речи
Частица
Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:
Союз
Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:
Самостоятельные части речи
Местоимения
Наречия
Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, иногда предмета.
Синтаксические связи и отношения и средства их выражения.
Большинство синтаксических единиц состоит из нескольких компонентов. Компоненты синтаксических единиц находятся между собой в определенных отношениях, которые выражены языковыми средствами – синтаксическими связями.
Учение о синтаксических связях всегда занимало значительное место в курсе синтаксиса. Понятие синтаксической связи – одно из основных, фундаментальных понятий синтаксиса. Под синтаксической связью понимаются «формальные, строевые отношения между компонентами синтаксических единиц, выявляющие смысловые связи – синтаксические отношения – и выраженные средствами языка» (В.А. Белошапкова).
В современной синтаксической системе выделяют два типа синтаксической связи: сочинение и подчинение. Эти типы противостоят друг другу по признаку наличия / отсутствия отношений определяемого и определяющего, или главного и зависимого компонентов.
При подчинении эти отношения есть, поэтому роль компоненты при создании синтаксической конструкции различна, т.е. компоненты синтаксической единицы разнофункциональны. Подчинительная связь организует:
1. словосочетание: сладкий чай, чай с лимоном.
2. сложноподчиненные предложения: [Деревня, (где скучал Евгений), была прелестный уголок].
Традиционно выделяются виды подчинительной связи по способам ее морфологического выражения: согласование, управление, примыкание.
Согласованием принято называть такую подчинительную связь, при которой главный компонент требует, чтобы зависимое слово было поставлено в те же грамматические формы, в которых выступает главное. Связь согласования грамматическая: достаточно знать только грамматическую форму главного, чтобы назвать форму зависимого, ничего не зная о его лексическом содержании. Главный компонент при согласовании всегда существительное, а зависимый – прилагательное, порядковое числительное, местоимение-прилагательное: солнечное утро, что-нибудь интересное, такая судьба, третий этаж, наблюдаемое явление. Согласование бывает полное (воспроизведение грамматических значений рода, числа и падежа подчиняющего слова: морозный день) и неполное: шерстяные юбка и жакет – согласование в роде и падеже при отсутствии согласования в числе; синие закаты – согласование в числе и падеже.
Управление принято определять как вид подчинительной связи, при котором главный компонент сочетания требует от зависимого формы определенного падежа без предлога или с предлогом. Главное слово можно может употребляться в любых присущих ему формах, а выбор формы зависимого определен главным словом и теми смысловыми отношениями, которые в словосочетании возникают. Управление наблюдается при подчинении существительного (или любого субстантивированного слова): передать другу, уйти от друга, говорить о друге, встреча друзей. Различают сильное слабое управление. При сильном управлении наличие зависимой словоформы предопределено свойствами подчиняющего слова (переходный глагол требует прямого дополнения), тогда как при слабом управлении появление зависимой словоформы необязательно: красота города, улыбаться шутке, стучать молотком.
Примыкание – вид подчинительной связи, который выражается не изменением формы зависимого компонента, а лишь его местоположением, поэтому в качестве зависимых компонентов при примыкании выступают неизменяемые слова: повернуть направо, ехать верхом, очень старый, люблю плавать, привычка курить, идет прихрамывая, пальто беж, дети постарше, его семья.
В синтаксических работах последнего 30-летия уже сложилась традиция выделять особый вид синтаксической связи – координацию, используемую для объединения главных членов предложения.
При сочинении отношений главного и зависимого компонента нет, т.е. компоненты синтаксической единицы однофункциональны. Сочинительная связь организует:
1. Однородные члены предложения: выписать [газеты и журналы];
2. Части сложносочиненного предложения: [К морю князь], а [лебедь там уж гуляет по волнам] (А.С. Пушкин)
Дифференциальным признаком сочинительной связи является количество объединяемых в одном акте связывания компонентов или признак открытости / закрытости. Открытая сочинительная связь объединяет различное число компонентов: Письма пишут разные: слезные, болезные, иногда прекрасные, чаще бесполезные (Симонов). Закрытая сочинительная связь объединяет только два компонента: Ты любишь горестно и трудно, а сердце женское шутя (А.С. Пушкин).
К средствам выражения синтаксических связей относят:
Фонетические средства. Одним из средств выражения синтаксического значения и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является интонация. Интонация оформляет типы простых предложений по цели высказывания: Весна пришла. Весна пришла! Весна пришла?
Интонация важна при выражении речевого смысла предложения: Лошади тронулись, колокольчик зазвенел (интонация перечисления); Лошади тронулись – колокольчик зазвенел (интонация оформляет причинно-следственные отношения).
Одним из средств синтаксической связи являются типизированные лексические средства, представленные местоименными словами:
Мывольныептицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. (А.С. Пушкин)
Морфологические средства. Словоформы обслуживают смысловую сторону синтаксической единицы. Элементами словоформы являются окончания и предлоги. Окончания выражают синтаксические отношения между словоформами в словосочетании и предложении. Особенно важна роль при таких типах подчинительной связи, как согласование и управление: тихий вечер, тихого вечера, тихому вечеру, чтение книги.
Предлоги, как правило, дополняют и усиливают служебную роль окончаний. Например:
В сени вышел царь отец,
Все пустились во дворец,
Царь не долго собирался:
В тот же вечер обвенчался (А.С. Пушкин).
вышел ВсенИ; пустился ВО дворец; обвенчался В вечер.
Роль предлога усиливается в том случае, если предлог участвует в образовании словоформы несклоняемого существительного: Рано утром самолет вылетел из Сочи.
Собственно синтаксические. Союзы могут связывать как однородные члены предложения, так и части сложного предложения. По своему значению союзы бывают сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы оформляют сочинительные отношения между частями сложного предложения, подчинительные – подчинительные отношения. Например, [Залаяла где-то собака], и [послышался злобный вопль, похожий на звук, (какой издают кошки), (когда им наступают на хвост) (Чехов).
Порядок слов важен и при определении членов предложения: Идти было легко и радостно – Было легко и радостно идти.
- Что такое сервисная платформа
- Что такое свободные общинники в истории 6 класс