Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

Урок развития речи в 6-м классе «Выразительные средства художественной речи»

Цели урока: повторить основные сведения о выразительных средствах художественной речи; формировать умение работать с текстом художественного произведения, картиной, формировать познавательный интерес, способствовать расширению кругозора учащихся; развивать творческое мышление и воображение.

Тип урока: применение знаний на практике.

Оборудование: тексты художественных произведений, репродукции картин, презентация.

1. Организационный момент. (слайд №1)

Тема урока «Выразительные средства художественной речи», а это значит, что на уроке нам предстоит трудная, кропотливая, но интересная работа.

Мы будем работать с текстами художественных произведений, картинами, чтобы развивать творческое мышление и воображение.

— Запишите тему в тетради.

2. Эпиграфом к нашему уроку станет отрывок из стихотворения Константина Бальмонта «Воззвание к океану»: (слайд №2)

— Вы, вероятно, уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

— Какова интонация этих строк? (торжественная)

— Каким настроением они проникнуты? (бодрым, жизнерадостным)

— Какие чувства испытывает поэт, обращаясь к океану?

(уважение, восхищение, преклонение)

— Укажите выразительные средства, с помощью которых достигается торжественный, приподнятый тон речи автора.

эпитеты, антитеза: тихий, бурный, нежный, стройно-важный (Рядом соседствуют противоположные по смыслу эпитеты. С какой целью поэт употребляет их?)

сравнение: ты, как жизнь:

метафоры: пылинкой влажной, каплей в вечном, вечность

риторическое обращение, олицетворение: Океан! (придаёт речи торжественность, выразительность, показывает эмоциональное состояние автора)

— Ребята, это очень важно, что мы акцентируем внимание на средствах художественной выразительности, ведь нам предстоит самим создавать тексты. И чтобы они были яркими, красочными, мы должны использовать в речи тропы.

— Запишите эпиграф в тетради.

3. А иллюстрациями к нашему замечательному эпиграфу могут служить репродукции картин с изображением моря, представленные на нашей мини-выставке.

— Пейзаж, изображающий море, называется «марина». (слайд №3)

— А как называют художника, пишущего морские виды? (маринист)

— На доске представлены репродукции картин русских маринистов: Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918), Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896).

— Самым известным выдающимся художником-маринистом был Иван Константинович Айвазовский. (слайд №4)

— Айвазовский писал свои марины исключительно по памяти.

— На многих полотнах художника изображена трагическая схватка моряков с необузданной стихией. (слайд №5)

— Мотивом для полотна «Девятый вал» послужило бытовавшее среди моряков поверье об особенно грозной и страшной во время шторма девятой по счёту волне.

В картине впечатляюще переданы неотвратимое движение стихии, её грандиозность, глубина пучины под продолжающими бороться за жизнь моряками.

Но несмотря на трагическое начало, заложенное в самом сюжете картины, мы не можем не испытывать восхищение красотой бушующей стихии, её грандиозностью, величием, притяжением, которое заставляет моряков вновь и вновь пускаться в опасное плавание.

4. Дополнит ваши впечатления. (ученик читает стихотворение

К. Бальмонта «Воззвание к океану»)

Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон!

Зеркало предвечных начинаний,
Видевшее первую зарю,
Знающее больше наших знаний,
Я с тобой, бессмертным говорю!

— У вас на партах есть текст стихотворения. (Приложение)

— Найдите в 1 и 2 четверостишиях метафоры, запишите в тетради.

— Какой ещё художественный приём позволил автору изобразить океан как живое существо? (олицетворение, риторическое обращение)

5. О море, океане писали не только поэты, но и писатели-прозаики.

Классиком русской маринистики в литературе считается Константин Михайлович Станюкович. (слайд №32)

— Ребята подготовили для вас сообщение об этом писателе.

(сообщение о К.М. Станюковиче)

Константин Михайлович Станюкович

Отец отправляет кадета Станюковича в кругосветное плавание, надеясь, что «блажь» за годы плавания рассеется и всё встанет на своё место.

Мечта отца осуществилась: имя Станюковичей навсегда запечатлелось в истории русского флота. И этого не произошло бы, если бы Константин не совершил трёхлетнего кругосветного плавания, давшего ему столько впечатлений, что их хватило почти на все написанные им впоследствии морские рассказы и повести.

Решение стать писателем только укрепилось за время плавания. Отцу пришлось смириться с выбором сына, и Константин Станюкович, выйдя в отставку, начинает жизнь профессионального литератора.

Вышедший в 1888 году сборник «Морские рассказы» круто изменил всю его литературную судьбу. До этого он был известным писателем и публицистом, а теперь стал знаменитым автором морских рассказов.

Подобно старинным навигаторам, Станюкович чувствовал норов корабля, привычки его и повадки.

— А сейчас послушайте отрывок из рассказа Станюковича «Максимка».

(учитель читает текст) (слайд №33)

«Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане. По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подёрнутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно безмолвно кругом.

Только светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками, нагоняя одна другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашёптывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа».

— Ребята, у вас есть этот текст. (Приложение) Ваша задача: найти и выписать из текста эпитеты, которые помогают создать яркую, красочную картину океана.

— А теперь проверьте, все ли эпитеты вы выписали. (слайд №34) Среди выписанных вами эпитетов назовите метафорические эпитеты.

6. А дальше вам предстоит побыть в роли писателя-мариниста.

— Мы рассмотрели два текста, увидели, какие эпитеты можно использовать в описании моря, какова их роль. И сейчас постараемся использовать их в речи.

— Вставьте в текст подходящие по смыслу эпитеты, текст запишите в тетради. (слайд №35)

Под лёгким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь нежной рябью, улыбалось бирюзовому небу тысячами серебряных улыбок.

В голубом пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы.

— Давайте посмотрим, какие эпитеты использовал М. Горький.

7. Итоги. Домашнее задание. (слайд №36)

— Мы поработали очень продуктивно.

Вспомнили основные выразительные средства художественной речи;

Увидели мастерство писателей в создании ярких, образных, эмоциональных текстов;

Учились употреблять эпитеты в своей речи.

— Вам предстоит дома продолжить эту работу. Сочините миниатюру о море, используя тропы, записанные в тетради.

Источник

Основные средства художественной выразительности( раздаточный материал для 6 класса).

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Основные средства художественной выразительности

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

Солнечная улыбка (т.е. «улыбка, похожая на солнце»).

говор волн( т.е. волны шумят, будто разговаривают)

бронза мускулов (т.е. мускулы на вид твердые, будто бронза)

заяц (о безбилетном пассажире)

«у меня глаза выпали!»

Олицетворение -это разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Нередко олицетворение создается с помощью обращений к явлениям природы как к живым и сознательным существам. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных.

Сравнение – это троп, состоящий в сопоставлении предметов по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным.

Обычно сравнение выражается с помощью слов «как будто», «точно», «словно», «похоже». Могут быть сравнения в форме творительного падежа.

дождь льет, как из ведра

прозрачный (ручей), как слеза

спешит, как на пожар

Гипербола – одно из выразительных средств речи, означает «преувеличение».

«я тебе уже тысячу раз говорила»

«мы не виделись сто лет«

«еды на полгода хватит«

Если гипербола – чрезмерное преувеличение чего-то, то обратная гипербола означает такое же чрезмерное преуменьшение.

Литота – фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится.

Мужичок с ноготок. Мальчик с пальчик. Дюймовочка. Тише воды, ниже травы. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.А.Некрасов).

Эпитет —это определение при слове, влияющее на его выразительность.

Выражается преимущественно именем прилагательным («серебряная луна», «золотые колосья», «радужные рыбки»),

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

Номер материала: ДБ-234460

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием

Время чтения: 1 минута

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок русского языка в 6 классе «Языковые средства выразительности»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»

Урок русского языка в 6 классе

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

языка и литературы:

О: вырабатывать умение оперировать с понятием эпитет; находить в тексте тропы и употреблять их в собственных текстах.

В: воспитывать любовь к природе; внимательное и бережное отношение к слову.

Р: развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст; развивать образное мышление, воображение, творческое мышление.

I . Организационный момент.

II . Работа с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Послушайте, слышите ли вы ту музыку, которую слышали многие писатели, композиторы, художники.

Ведь очень часто в центре их внимания оказывался дождь.

— А как они передают дождь? (художник рисует красками на холсте; музыкант воссоздает с помощью звуков волшебной музыки).

— А поэты и писатели? (они пишут музыку словами).

— А как они это делают? Как простые слова перестают быть просто словами и становятся музыкой?

— Сделать это превращение может любой или это удел избранных? Можно ли этому научиться? Посмотрите, сколько вопросов у нас возникло. В конце урока мы должны найти ответы на эти вопросы.

2. Постановка целей урока.

Мы посмотрим, как создавали музыку дождя поэты, рассмотрим и повторим их приемы, которые они использовали, и попробуем сами написать небольшую зарисовку.

3. Запись в тетради даты и темы урока – «Музыка дождя».

III . Работа с текстом Юрия Шевчука «Дождь».

1. Работа со словарем.

— Как в словаре дается толкование этого слова? (Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель).

— Как называется словарь, в котором дается толкование лексического значения слова? Кто автор самого знаменитого толкового словаря? (С.И. Ожегов).

2. Подготовка к восприятию произведения.

— Как люди воспринимают дождь? Всегда ли одинаково?

А теперь я предлагаю вам послушать, как Юрий Шевчук описал свое состояние во время дождя.

По ходу слушания выписывайте словосочетания, в которых поэт использует изобразительно-выразительные средства.

3. Прослушивание песни Ю. Шевчука «Дождь». (Текст песни на ИД).

— Как автор называет состояние окружающей среды до дождя? (Душная, унылая пустота).

— Что изменил дождь в состоянии автора? (Пришло вдохновенье).

— Как он оценил свое творчество? (Стихи оказались глупыми, так как были написаны до дождя).

— А как дождь повлиял на людей?

— Какие тропы использует автор? (Веселый ветер; веселье бурною, кипящею волной окатило; душа, захлюпав, вдруг размокла; как салют встречали гром).

Почему стихи Ю. Шевчука стали песней?

IV . Работа с текстом М. Шолохова.

Юрий Шевчук сразу свои стихи положил на музыку, и вы можете сказать, что дело только в этом. И сделаете неправильный вывод.

Я предлагаю посмотреть на текст М. Шолохова, который тоже описывает дождь. К нему никто не написал музыки, но от этого текст не стал менее поэтичным.

Послушайте текст, определите тему этого текста, озаглавьте его.

В начале июня часто шли необычные для лета дожди: тихие, по–осеннему смирные, без гроз, без ветра. По утрам с запада, из–за дальних бугров, выползала пепельно-сизая туча. Она росла, ширилась, занимая полнеба, – зловеще белели ее темные подкрылки, – а потом снижалась так, что прозрачные, как кисея, нежные хлопья ее цеплялись за крышу стоявшей в степи, на кургане, ветряной мельницы; где высоко и добродушно, еле слышной октавой разговаривал гром и спускался благодатный дождь.

Теплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших пенистых лужах. И так тих и мирен был этот летний негустой дождь, что даже цветы не склоняли головок, даже куры по дворам не искали от него укрытия. С деловитой озабоченностью они рылись возле сарая в поисках корма, а мокрые и слегка утратившие свою величественную осанку петухи, невзирая на дождь, кричали по очереди, и бодрые голоса их сливались с чириканьем беззастенчиво купавшихся в луже воробьев и писком ласточек, припадавших в стремительном полете к пахнущей дождем и пылью, ласково манящей земле.

— О чем этот текст? Определите его тему.

— Как можно озаглавить этот текст? (Благодатный дождь).

— Как воспринимают этот дождь? Почему никто не стал прятаться от этого дождя?

4. Словарная работа.

Объясните значение слова благодатный (работа со словарем).

Благодатный – приносящий довольство, радость, полный благ; исполненный благодати.

Разберите слово по составу.

5. Запись и анализ предложения о дожде.

— Найдите предложение, в котором описывается благодатный дождь. Выпишите его. (Теплый, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших пенистых лужах).

— Какие тропы использует автор?

6. Предварительные выводы.

Итак, мы подходим к выводу, что для создания музыки нужно обращать внимание на внутреннее состояние человека и использовать тропы.

V . Творческая работа.

1. Подбор определений.

— Подберите все возможные определения к слову дождь. (Проливной, слепой, грустный, весенний, моросящий, звонкий, радостный, благодатный, веселый и др.)

— Все ли подобранные вами определения являются эпитетами? Почему?

— Дайте определение эпитета. (Образное определение).

— А теперь выделите только эпитеты.

— Какой эпитет самый красивый?

2. Работа со словарем.

Дожди бывают разные. Найдите по словарю синонимов синонимы к слову дождь (ливень, изморось).

Найдите по толковому словарю значения этих слов.

Ливень – сильный дождь.

Изморось – очень мелкий дождь.

3. Распределительная работа.

Распределите подобранные вами эпитеты по колонкам:

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Изобразительно-выразительные средства языка

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Изобразительно-выразительные средства языка.

2. Роль эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол в предложениях и текстах.

Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.

Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.

Литота – это образное выражение, состоящее в преуменьшении размеров, значения изображаемого предмета или явления.

Метафора – Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение).

Олицетворение – разновидность метафоры, наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого.

Эпитет – образное определение предмета или действия.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отгадайте загадку Бориса Заходера:

Конечно, вы догадались, что речь идёт о снеге. Как вам удалось определить правильный ответ? Поэт создал образ снега, сравнив его с мухами. Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, небу приписано действие человека: оно нахмурилось, оно не в духе.

Слова или обороты, употреблённые в переносном значении, называются тропами.

К основным тропам относятся: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола.

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение). Например, рыжие волосы иногда называют огненными, потому что они похожи на цвет огня. Когда человека переполняют разные чувства, говорят: палитра чувств, радуга чувств.

Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека. В тексте загадки небу приписаны действия человека: нахмурилось небо.

У слова барабанить прямое значение – бить в барабан, а переносное – часто и дробно стучать. В стихотворных текстах можно найти олицетворение барабанит дождь:

Барабанят капли по крыше,

Ходит ветер серой волной.

Барабанщик из дому вышел

Под весенний дождь проливной. (Владислав Крапивин)

В этом тексте и ветру приписаны свойства человека, он ходит.

Эпитет – это образное определение предмета или действия.

Например, человека, который много работает, многое умеет, много знает, не устаёт, не ошибается, называют человек-компьютер.

Чаще всего эпитеты используют в художественных текстах.

Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.

Необычность, выразительность придаёт тексту Владимира Маяковского гипербола:

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

Выразительным средством языка является сравнение. Людям свойственно сравнивать предметы по размеру, цвету, функции и другим признакам.

Вот пример стихотворения Николая Заболоцкого «Голос в телефоне»:

Раньше был он звонкий, точно птица,

Как родник, струился и звенел,

Точно весь в сиянии излиться

По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,

Как прощанье с радостью души,

Стал звучать он, полный покаянья,

И пропал в неведомой глуши.

Как отличить сравнение и метафору? Метафора – это скрытое сравнение. Рассмотрим примеры: бронзовый подсвечник – бронза загара – загар как бронза. Бронзовый подсвечник – это подсвечник, сделанный из бронзы. Слово бронзовый употреблено в прямом значении. Бронза загара – это загар, похожий по цвету на бронзу. Это метафора. Загар как бронза – это сравнение. В сравнении есть элемент, указывающий на сравнение, – это слово как. На сравнение могут указывать слова похож, подобен, словно, будто, точно. У метафоры таких слов нет.

В одном тексте могут использоваться различные средства выразительности. Рассмотрим пример – отрывок из текста Бориса Васильева: «Мы испуганно заспешили домой. Но не успели сделать и сотни шагов, как из взорванного громом неба на нас обрушились потоки воды. Упругие струи, будто резиновые шланги, хлестали нас по голове и по спине, возле самых ног змеились молнии, что-то лопалось в траве, и ежесекундно, бушуя в неистовой злобе, ревел гром». В этом тексте есть и метафоры, и олицетворения, и сравнение. Вместе они создают картину грозы, которую каждый читатель представляет очень ярко, как будто сам был её свидетелем.

Если нам нужно сообщить информацию, факты, мы избегаем образных средств. Мы говорим: наступает ночь.

А если необходимо рассказать собеседнику так, чтобы он представил всю картину события, то прибегаем к изобразительно-выразительным средствам. Например, как это сделал Михаил Шолохов: Неслышно, серой волчицей придёт с востока ночь.

Установление соответствия между элементами двух множеств

Определите, какие средства выразительности использованы в предложениях.

Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)

Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)

Для правильного выполнения задания нужно найти слова, употреблённые в переносном значении.

1. Забормотал спросонок гром… Грому приписаны действия человека. Это олицетворение.

2. Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. Брюхо сравнивается с самоваром. Ищем показатель сравнения – слово похожим. Это сравнение. Кроме того, Н. Гоголь преувеличивает размер брюха. Это гипербола.

3. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. Облака сравниваются с горами. Показатель сравнения – слово чем. Это сравнение.

Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)

Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)

Добавление подписи к изображениям.

Выберите наиболее подходящий вариант подписи к фотографии. Название должно передавать образ.

Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Картинка про Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская. Фото Что такое средства выразительности в русском языке 6 класс ладыженская

Дельфины – наши лучшие друзья.

Анализируем варианты. Название должно отражать все элементы изображения: героя (дельфин), его настроение (весёлый), действия (трюк с мячом).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *