Что такое средство общения 5 класс русский язык

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Язык – важнейшее средство общения»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по русскому языку в 5 «В» классе

«Язык – важнейшее средство общения»

Тип урока: урок формирование новых знаний

Тема : «Язык – важнейшее средство общения»

Цели урока: показать функции русского языка; выявить и пополнить

знания учащихся об истории русского языка;

развивать чувство любви и уважения к русскому языку;

создать положительный эмоциональный настрой на

изучение русского языка в пятом классе, учить бережно,

относиться к книге и к учебнику.

Оборудование: учебник, кроссворд, ноутбук,

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

Организационный момент. Знакомство с учениками, представление учителя. Объявление темы и цели урока.

для чего нужен язык? (разговаривать, общаться).

как мы можем общаться? (разговариваем, т.е. устное общение).

Объяснение нового материала.

1. Что возникло раньше: устная речь или письменность?

2. Разгадать кроссворд.

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей–ка!

Можешь и нарисовать …

По белому полю бегает,

За собой фиолетовые следы оставляет. (Ручка).

Спорят, кто быстрей, два братца

День и ночь по кругу мчатся.

Старший брат нетороплив,

Младший брат нетерпелив. (Часы).

Что быстрее всего на свете? (Мысль).

Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш).

Ты беседуй чаще с ней,

Будешь вчетверо умней. (Книга).

Сделать новую черту

Что-нибудь без меня,

Какое слово получилось в середине? Отгадайте (русский).

— Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык). Сколько и какое значение имеет слово «язык»?

Орган вкуса в полости рта, у человека- орган, участвующий в артикуляции.

В колоколе: металлический стержень, производящий звон.

Язык пламени, волны, ледника.

IV. Закрепление нового материала.

Что вы запомнили из сегодняшнего урока?

Для чего же служит язык?

Какие виды речи существуют?

Какой язык является государственным в нашей стране?

V.Подведение итогов урока.

Что узнали о языке?

Как нужно обращаться с учебником, любой книгой?

VI. Домашнее задание. Выписать несколько высказываний о языке и родной речи.

VII. Комментирование оценок.

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Номер материала: ДБ-394209

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок русского языка в 5 классе «Язык как средство общения. Общение устное и письменное»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский языкЧто такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский языкЧто такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский языкТема: Язык и человек. Общение устное и письменное

Цели: метапредметные: ориентироваться в учебнике, извлекать информацию из разных источников;

Метакоммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в ходе совместной деятельности;

Личностные: развивать умение функциональной грамотности, осмысливать понятие «литературный» язык, развивать эстетическое чувство.

Знакомство с учащимися. Организационные вопросы.

Мотивация к учебной деятельности. «Чего я жду от этого учебного года?» (Ответить одним словом или словосочетанием). После ответов учащихся учитель говорит, чего он ожидает от нового учебного года.

Актуализация опорных знаний

Беседа «Рассматриваем учебник»:

— Что вы можете сказать об учебнике? О его авторах? Кому посвящен этот учебник? Каково его назначение?

— Откройте содержание и рассмотрите его. Есть ли понятия, которые вам незнакомы?

— Изучения какого раздела вы ожидаете?

— С каким понятием связано изучение русского языка? (Слово)

Попробуйте передать необходимую информацию своему собеседнику, не прибегая к словам. Какие трудности у вас возникли? С чем это связано?

Что значит изучать русский язык? Составим кластер на основе наших ответов.

Изучать русский язык

Знать его правила Бережно относиться Стремиться к чистоте языка

4. Применение в новых условиях

Докажем на примере ситуации необходимость изучения русского языка

Дима вернулся с дня рождения своей одноклассницы. Когда папа спросил у него, как он провел время, Дима ответил:

— Было так круто! Был торт такой…ух! С этими, как его, ну которые горят! И потом мы играли, ну в эту, которая у Паши есть!

Что именно хотел сказать Дима? Что помешало ему максимально полно выразить свою мысль?

Какой аргумент мы можем еще привести в пользу необходимости изучения русского языка? (Язык нужен для общения) Сформулируем тему урока и запишем ее в тетради.

Какими четырьмя способами мы можем использовать слово в общении? (При затруднении следует обратить внимание на органы восприятия, с помощью которых происходит усвоение и передача текста) – чтение, письмо, говорение, слушание.

На какие пары их можно распределить? (чтение и письмо, говорение и слушание)

По какому принципу мы объединили пары? Представьте в виде схемы.

Приблизительный вариант схемы

Как связаны эти два вида общения?

6. Подведение итогов.

Какова роль языка в жизни человека?

7. Рефлексия «Комплимент».

Сделайте комплимент вашему однокласснику, который проявил себя на уроке.

8. Домашнее задание: карточка с вопросом «10 слов, которые я узнал летом», письменно ответить на вопрос «Кого бы я назвал своим учителем русского языка?»

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Номер материала: ДВ-028946

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс русский язык. Картинка про Что такое средство общения 5 класс русский язык. Фото Что такое средство общения 5 класс русский язык

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Введение. Язык – важнейшее средство общения и познания.

Цель урока : Формировать научные представления о языке, его роли в жизни человека и общества; повторить сведения о единицах языка, полученные в начальной школе. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Развивать логическое мышление, связную речь, умение владеть собой.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование: Магнитофонная запись пьесы П.Чайковского «Подснежник», карточки с ситуативными заданиями, плакаты с высказываниями о языке.

Беседа с учащимися о том, как они провели лето.

Постановка темы и задач урока.

Не будь языка, мы бы не узнали сейчас так много интересного о ваших летних каникулах. Наша задача – убедиться, что только с помощью языка люди могут обмениваться мыслями, информацией, выражать свои чувства, узнавать новое.

Актуализация опорных знаний учащихся

Записать предложение, определить, из каких звуков состоят слова любовь, наш; назвать слова, с помощью которых построено предложение; доказать, что перед нами предложение: Наш язык – наша любовь, наша гордость.

Формирование умений и навыков

Слово учителя. В начале урока вы делились впечатлениями о лете. Рассказывали, слушали и понимали друг друга. Одним словом, общались. С помощью чего мы это делали?

Правильно, с помощью слов, предложений, то есть с помощью языка. Следовательно, язык является средством общения и познания.

Запись предложения Язык – основное и главное орудие обмена мыслями, связи между людьми.

Обратите внимание на слова основное и главное орудие общения. Значит, существуют и второстепенные. Как вы думаете, как еще, кроме слов, можно передать информацию? (Если учащиеся затрудняются, подвести их к ответу с помощью наводящих вопросов) Итак, средствами общения могут быть условные знаки, звуковые и световые сигналы, музыка, живопись, жесты. Но именно язык является среди них главным. Выясним почему.

Прослушать пьесу П.Чайковского, продолжить записанные на доске предложения:

В этой пьесе композитор рассказал о… Под музыку я увидел(а)… Услышал(а)…

Только после прочтения нескольких работ объявляется название пьесы.

Учащиеся образуют 5 групп, каждая получает задание: с помощью жестов и мимики изобразить действия и состояния участников данной ситуации.

«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к музею. Вы объясняете, что музей находится за углом.

«Дома». Вы пришли домой в отличном настроении и сообщаете родителям, что получили 10 баллов по литературе.

«В походе». Вы сидите у костра. Один мальчик пошёл по воду к речке. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что его напугало.

«На рыбалке». Рыба только начала клевать, и в этот момент подходит группа ребят. Как вы предупредите их, чтобы они не шумели?

«У бабушки». Бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы отказываетесь. Как это сделать, чтобы не обидеть бабушку?

Класс должен прокомментировать представленные ситуации. Вывод: В некоторых случаях мы можем обойтись без слов. Но только с помощью языка можно передать информацию любого содержания точно, понятно и быстро. Поэтому язык является важнейшим средством общения и познания.

Запись предложения Язык даёт возможность людям понять друг друга.

На доску вывешивается лист ватмана, на котором написано Язык – важнейшее средство общения и познания. Язык является важнейшим средством общения, так как с его помощью можно передать… Язык является важнейшим средством познания, так как новое мы узнаём из. от… Учащиеся продолжают фразы, учитель дописывает маркером.

Записать 5 пословиц о языке, устно объяснить смысл одной из них.

Индивидуальное задание: прочитать сказку Р.Киплинга «Как было написано первое письмо» и объяснить, почему герои не смогли понять друг друга.

Заключительное слово учителя.

Урок заканчивается песенкой «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».

Источник

Урок русского языка 5 класс по теме «Язык и общение»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1) Предметные (образовательные): продолжить формировать понятие о языке как средстве общения, показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию (общение) ; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”

2) Развивающие (коррекционные): развивать мышление детей (учить анализировать,

сравнивать, обобщать), развитие связной устной речи, развитие письменной речи,

выявление нарушений устной и письменной речи.

3) Личностные (воспитательные): развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем; прививать интерес к русскому языку, расширять словарный запас и кругозор учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

— по источнику знаний: словесный, наглядный;

— по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

— по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Межпредметные связи: литература; история.

Конспект урока по русскому языку

Язык и человек. Общение устное и письменное

1) образовательная: познакомить учащихся с учебником; показать значение языка как важнейшего средства общения; рассказать о видах общения;

2) развивающая: развивать мышление детей, способность мыслить и сопереживать;

3) воспитательная: прививать интерес к русскому языку, воспитывать чуткость, отзывчивость.

Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2009.

2. Вступительное слово учителя.

– Ребята, возьмите в руки учебники. Наш учебник русского языка составили учителя Таиса Алексеевна Ладыженская, Михаил Трофимович Баранов и Лидия Александровна Тростенцова. Давайте познакомимся с ним поближе.

Как у любой другой книжки, у него есть переплёт. А переплёт, если вы не знаете, – это обложка-крышка из картона, в которую вклеиваются все книжные листы. Переплёт у нас зелёного цвета.

Отогните переплёт. Вот он – форзац. Это плотный двойной лист, который склеивает картонный переплёт книги с другими страницами. Форзац защищает их от загрязнений. Здесь мы видим примеры тех правил, которые будем изучать с вами в течение всего года. На заднем форзаце уже другие примеров.

Перелистните. Теперь мы видим титульный, то есть главный, лист. На его оборотной стороне найдите оранжевую рамочку. В этой рамочке есть условные обозначения – значки и рисунки, а рядом с ними – пояснения к ним. Посмотрите внимательно. Если вдруг мы где-то в учебнике, рядом с упражнением, встретим, например, этого весёлого мальчика, значит это интересное упражнение, упражнение-игра.

— А если встретим кружок? Что это будет значить? (Дети отвечают, что это задание, которое предполагает повторение ранее изученного или дополнительное задание. Желательно пояснить детям все обозначения, так как при самостоятельном знакомстве со значками они могут понять не все слова. Так же поступить со звёздочкой и цифрами над словами.)

А теперь найдите алфавитный указатель и содержание. Они очень похожи друг на друга, но всё-таки различны. В содержании учебника темы указываются по порядку, так, как они идут в учебнике – одна за другой. А вот в алфавитном указателе темы расположены по алфавиту – от А до Я.

Очень хорошо. Знакомство с учебником русского языка прошло успешно. Зная, что и где в нём находится, мы не потеряемся в его страницах.

Сейчас отложите его в сторону. Продолжим разговор о языке.

Уроки русского языка могут быть очень интересными. И в этом вы очень скоро убедитесь сами.

Сегодня (но только сегодня!) мы писать не будем. Мы поговорим и порассуждаем о языке.

Язык… Вы когда-нибудь задумывались, что это такое? Язык – это не только то, что находится у нас во рту. Язык – это ещё и то, что помогает нам общаться и понимать друг друга. Лишь только мы родились, мы тут же слышим ласковую мамину речь. Мы растём – и учимся языку, учимся понимать слова, учимся говорить. Но не все дети становятся такими, как мы с вами. Есть на свете те, которые всё же не умеют разговаривать и не понимают никакого языка. Таких детей называют «детьми-маугли».

— Кто-нибудь из вас, ребята, смотрел мультфильм «Маугли» или читал о нём книгу? Кем он был? (Дети отвечают, что Маугли вырос в джунглях и воспитывали его волки и другие звери; он разговаривал на зверином языке и обладал звериными повадками.)

Правильно. А я расскажу вам две истории: одна из них произошла у нас в России, а другая – в Киргизии.

Первая история случилась в городе Чита. Там нашли пятилетнюю девочку, которую воспитывали не мама с папой, а кошки и собаки. Она никогда не была на улице и не умеет разговаривать с людьми. Эта девочка лает, как собачка, и лакает еду из миски. Несмотря на то, что девочка проживала дома вместе с отцом, бабушкой и дедушкой, она почти не разговаривает, хотя понимает человеческую речь.

Когда к ним пришли милиционеры, девочка стала кидаться на них, как собака.

А в Киргизии мальчик, родители которого уехали на заработки в Россию, восемь лет прожил в полузаброшенном сарае среди овец. Его нашли, когда мальчику исполнилось уже 14 лет.

Оказалось, что его родители уехали, оставив ребенка на попечение больной, немощной бабушки. С тех пор он жил в сарае высоко в горах и почти не общался с людьми. Конечно, сначала он пытался выходить из своего убежища и спускался в ближайший поселок, но дети дразнили и избивали его, и он совсем перестал выходить к людям.

О ребенке вспомнили только после смерти старушки. Мальчик почти забыл человеческую речь, ходил босиком, ел руками и давно не мылся. Врачи говорят, что он может так и не научиться читать и писать.

(Здесь уместно будет дать детям высказаться. Как показывает практика, эти рассказы производят на них огромное впечатление.)

3. Работа с учебником.

1. Чтение учеником теоретического материала на стр. 3.

Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?

(Язык – это средство передачи мыслей, знаний и чувств. С помощью языка люди общаются друг с другом, они обмениваются какой-то информацией, своими мыслями, впечатлениями, передают опыт следующим поколениям. Чтобы детям стало более понятно, учитель может привести пример такого содержания: «Я – учитель. Я учу вас. Учу тому, чему когда-то научили меня. То есть сейчас я передаю вам накопленный мной опыт».)

2. Выполнение упражнения 1. Оно читается вслух двумя-тремя учениками.

— Ответьте на вопрос, заданный к упражнению: что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Зачем человеку нужен язык? (Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизнь человека неразрывно связана с языком.)

— Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом? (Выделенные слова – это всё, посредством чего человек общается с себе подобными. Сказки, прибаутки, книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял. Математические формулы, наука, техника, искусство и ремесло – это тоже своего рода язык.)

Рассмотрите рисунки на с. 4. На каком из них показано устное общение, а на каком – письменное?

(Дети отвечают. Здесь можно сказать детям, что письменность появилась значительно позднее устной речи. Первыми изобретателями письма были древние египтяне, которые писали свои тексты иероглифами, т. е. фигурными знаками, рисунками, а такое письмо ученые называют иероглифическим. Следы такого письма в наше время сохранились в математике. Это знаки +, –, = и некоторые другие.

А вообще самым первым видом письма было предметное письмо. И чтобы передать какое-либо сообщение на далекие расстояния, использовали различные предметы. Например, существовала легенда о персидском царе Дарии I , который получил послание от скифов. Послание включало в себя четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец сказал, что ничего больше сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Как же понять это послание скифов? Царь думал, что скифы отдают себя в его власть и в знак своей покорности принесли ему в дар землю, воду и небо, ведь мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрелы отказ скифов от сопротивления. Но один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание по-другому: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то погибните от наших стрел». Как потом оказалось, мудрец оказался прав.

Русский язык, как и все другие современные мировые языки, использует буквенное письмо, т. к. имеет алфавит. С помощью алфавитов устную речь мы переводим в письменную.)

4. Подведение итогов.

Подвести итоги урока можно чтением теоретического материала на стр. 5: «На уроках русского языка (как и на других предметах) вы учитесь не только говорить и писать, но также слушать и читать. Таким образом вы учитесь выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию». Это же можно передать своими словами.

Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.

Давайте подведём итоги. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— в мире существуют “бессловесные” языки

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— общение бывает письменное и устное

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

Мы с вами поставили цель в начале урока. Всё у нас получилось?

Смайлики. Выбрать и нарисовать на полях.

В конце урока целесообразно сообщить ученикам о тетрадях для контрольных и речеведческих работ, а также о необходимости завести словарики для записи слов, не поддающихся правилам русского языка, то есть словам, которые нужно запоминать.

6. Домашнее задание.

Стр.6 упр.6 списать+задание (номера предложений не пишем).

Дополнительное задание по желанию (для составления характеристики класса и выявлению индивидуальных особенностей учащихся): стр.8 упр.10. Выполняется устно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *