Что такое средство выразительности в литературе 5 класс
Тропы в литературе. Таблица с примерами
Тропы в литературе — это система специальных языковых средств, которая используется для достижения образности и выразительности художественного произведения.
Язык служит, в первую очередь, коммуникации людей в обществе. Но этой прагматичной ролью не ограничивается его значение в жизни человека. Кроме этой сверхзадачи, включающей в себя также информативность, язык и речь призваны выражать отношение говорящего к излагаемому материалу, его оценку и эмоции. С этой позиции существует ряд выразительных средств создания образности и выразительности речи, которые называются тропами.
Тропы — средства выразительности речи
Что такое троп?
Лингвистический термин «троп» в переводе с греческого буквально значит «поворот». Им называют образный оборот речи, созданный художником слова, на основе переосмысления прямого значения слова и возникновения нового, переносного значения. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, схожих между собой какими-либо сторонами или признаками. Автор, используя признаки одного явления, характеризует с их помощью другой предмет, стремясь пояснить его и в то же время создать о нем у читателя яркое, образное представление.
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
А. Ахматова. Вечером.
Определение
Дадим определение, что такое троп.
Троп можно назвать формой поэтического мышления. Художник слова с легкостью манипулирует словами, создавая в художественной речи новые сочетания слов, которые в необычном соседстве друг с другом создают неожиданно яркий и зримый образ:
И короткую песню разлуки паровозные пели гудки (А. Ахматова. Реквием)
Роль тропа в художественном произведении
Тропы служат не только для уточнения деталей, признаков и других характеристик явления. Они, как художественные средства, раскрывают особенности творческого мышления автора произведения, который с помощью различных тропов достигает образности картины окружающего мира. Чтобы наглядно пояснить это, вспомним, как в своих «Заметках об искусстве» художник Н. Жуков так писал о многообразии способов образно-художественного воплощения предмета или объекта действительности:
Как передать словами впечатление от очень толстого человека? Можно сказать, что он непомерно толст. Можно сказать иначе: он с трудом передвигался. Или: с трудом входил в дверь. Или ещё: был так толст, что напоминал шар. Можно определить толщину, сказав, что человек был низкого роста, он весил 130 кг. Существуют сотни способов определить комплекцию. Но вот как убедительно может быть передано ощущение полного тела через деталь: он был так толст, что щёки его были видны со спины. И сразу чувствуешь, как ординарны были предыдущие примеры и как меток глаз художника, ухвативший главное в образе человека, стоявшего перед ним.
Как видим, художественный троп (он был так толст, что щеки его были видны из-за спины) помог автору создать зримый и яркий образ. С его помощью лаконично передана сущность явления.
Использование тропов сообщает описываемому явлению то значение, новый оттенок смысла, который нужен в данной речевой ситуации автору, а также передает его личностную оценку явления.
Виды тропов
В художественной речи используются следующие виды тропов:
Таблица
Видеоурок «Литература 5 класс. Тропы. Поэтические приёмы»
Средства речевой выразительности в русском языке.
Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов. По сей день русский язык является одним из наиболее сложных для изучения. Этому способствует огромное количество средств выразительности, которые присутствуют в нашем языке, делают его богатым и многогранным. На сегодняшний день нет чёткой классификации средств выразительности, но всё же можно выделить два условных вида: стилистические фигуры и тропы.
Стилистические фигуры – это речевые обороты, которые использует автор для того, чтобы достигнуть максимальной выразительности, а значит, лучше донести до читателя или слушателя необходимую информацию или смысл, а также придать тексту эмоциональную и художественную окраску. К стилистическим фигурам относятся такие средства выразительности, как антитеза, параллелизм, анафора, градация, инверсия, эпифора и другие.
Тропы – это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. Эти средства художественной выразительности – неотъемлемая часть любого художественного произведения. К тропам относятся метафоры, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии и пр.
Наиболее часто встречающиеся средства выразительности.
Как мы уже говорили, существует очень большое количество средств лексической выразительности в русском языке, поэтому в данной статье рассмотрим те из них, которые чаще всего можно встретить не только в литературных произведениях, но и в повседневной жизни каждого из нас.
— речевым оборотом, в котором присутствуют союзы «будто», «словно», «как», «подобно» (Кожа ее рук была грубой, как подошва сапога).
Кроме вышеперечисленных, существуют следующие средства выразительности, которые мы рассмотрим в следующей статье:
Памятка для 5-6 класса Изобразительно-выразительные средства языка
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Изобразительно-выразительные средства художественной речи
Эпитет – образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.
Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость.
Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного из них.
Как град посыпалась картечь (А.Пушкин).
И, как ребенок после сна,
Дрожит звезда в огне денницы. (И.Бунин).
Антитеза – оборот, в котором сочетаются резко противоположные контрастные понятия и представления:
Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог. ( Г.Державин).
Данный оборот позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи.
Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству (скрытое сравнение):
Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп; густеет облаков волнистое руно. (И.Бунин).
Анафора – повторение начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку:
Стонет он по тюрьмам и острогам…(Н.Некрасов).
Олицетворение – частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.
Здесь даже камни плачут. Цветы говорят: «Прощай!» (С.Есенин).
Эпифора – повторение заключительных слов:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.Блок).
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе повторять.
Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задается не с целью дать или получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.
Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств.
Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Мечты, мечты! Где ваша сладость!(А.Пушкин). Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).
Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус).
Инверсия – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики:
И курганов зеленеет убегающая цепь (А.Фет).
Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный, традиционный вид фразы, что придает последней большую выразительность.
Литота – преуменьшение какого- либо предмета или явления. Иногда называют литоту обратной гиперболой.
В больших сапогах, в полушубке овчинном
В больших рукавицах…. А сам с ноготок! (А. Некрасов).
Изобразительно-выразительные средства художественной речи
Эпитет – образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.
Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость.
Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного из них.
Как град посыпалась картечь (А.Пушкин).
И, как ребенок после сна,
Дрожит звезда в огне денницы. (И.Бунин).
Антитеза – оборот, в котором сочетаются резко противоположные контрастные понятия и представления:
Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог. ( Г.Державин).
Данный оборот позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи.
Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству (скрытое сравнение):
Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп; густеет облаков волнистое руно. (И.Бунин).
Анафора – повторение начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку:
Стонет он по тюрьмам и острогам…(Н.Некрасов).
Олицетворение – частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.
Здесь даже камни плачут. Цветы говорят: «Прощай!» (С.Есенин).
Эпифора – повторение заключительных слов:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.Блок).
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе повторять.
Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задается не с целью дать или получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.
Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств.
Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Мечты, мечты! Где ваша сладость!(А.Пушкин). Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).
Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус).
Инверсия – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики:
И курганов зеленеет убегающая цепь (А.Фет).
Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный, традиционный вид фразы, что придает последней большую выразительность.
Литота – преуменьшение какого- либо предмета или явления. Иногда называют литоту обратной гиперболой.
В больших сапогах, в полушубке овчинном
В больших рукавицах…. А сам с ноготок! (А. Некрасов).
Урок по литературе в 5 классе на тему «Средства выразительности речи»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Изучение средств выразительности речи на уроке литературы в 5 классе (модель урока)
Средства выразительности речи.
Закрепить знания учащихся о средствах выразительности речи:
Развивать умение находить в поэтических текстах средства выразительности речи;
Развивать чувство любви к родине, к русскому языку.
Что такое метафора, эпитет, олицетворение?
Для чего используют авторы в своих произведениях средства выразительности речи?
Научиться различать средства выразительности речи;
Научиться находить их в поэтических текстах.
Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме;
Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения;
Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание; устанавливать рабочие отношения. Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Формирование мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, рисунки учеников.
Формулируем цель урока.
На экране стихотворение Расула Гамзатова:
Разрезают тебя и кромсают зубами.
То хватают тебя, то пинают ногами.
Шар земной для меня не арбуз и не мяч.
Кровь смываю твою и пою над тобою.
Значит, каждый предмет можно сравнить со многими другими.
Как же называются такие слова, помогающие автору нарисовать яркую, образную картину?
— Средства выразительности речи.
— Вспомнить средства выразительности речи.
3. Актуализация опорных знаний.
Какие средства выразительности речи вы знаете?
— Метафора, эпитет, олицетворение.
4. Распределение учащихся на группы.
Каждому из вас дано определение средства выразительности речи. Подумайте, как оно называется, и сядьте за тот стол, на котором стоит ваша табличка.
5. Групповое составление плана сообщения о средстве выразительности речи.
Задание каждой группе. У вас есть определение средства выразительности речи. Используйте его на практике. На столах лежат тексты (отрывки из стихотворений разных авторов). Найдите в них соответствующие средства выразительности речи. Подчеркните их.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согрет.
Заслушиваем результаты работы 1 группы.
— Горит костер рябины красной – метафора.
Как вы объясните эту метафору?
Какие слова семантически связаны друг с другом?
— Горит и красной. Красный – это цвет огня. Рябина пылает красным цветом, как огонь костра. Есенин сравнивает красный цвет рябины с красным огнем костра. Метафора – это скрытое сравнение, перенос наименования с одного явления на другое по общим признакам.
Зачем С. Есенин использует метафору?
-С помощью метафоры автор создает яркий, неповторимый образ.
Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,
А там лазури тающая нежность …
Как будто из действительности чудной
Уносишься в волшебную безбрежность.
Слушаем выступление 2 группы.
Ясень изумрудный, тающая нежность, волшебная безбрежность – эпитеты.
Эпитет – это художественное, образное определение.
С какой целью А. Фет использует эпитеты?
-Эпитеты делают речь яркой, выразительной.
Какие цвета вы увидели в нарисованном пейзаже?
Эпитет волшебная безбрежность о чем вам говорит?
-Поэт увидел в обычной картине природы чудо, волшебство. Он точно ощущает красоту мира.
Эпитеты позволяют чётче представить, ощутить художественные образы.
3 группа (олицетворение):
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ.
С какой целью использует поэт олицетворение?
-Чтобы нарисовать яркую образную картину.
6. Самостоятельная работа (раздаточный материал) – найти средства выразительности речи в стихоторении С.Есенина «Пороша».
7. Проводим игру «Разгадай метафору, эпитет, олицетворение!»
На доске – рисунки учеников, на которых они изображали средства выразительности речи («Задремали звезды золотые…», «… Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона», «…хрустят у рельс суставы», «Закат. Как змеи, волны гнутся…», «Вот охватывает ветер стаи волн…»).
-Потому что наши художники изобразили прямое значение слов.
А надо было какое значение рисовать?
Как называются средства выразительности речи, употребленные в переносном значении?
Тропы используют для …
9. Домашнее задание: найти средства выразительности речи в стихотворении С. Есенина «О красном вечере задумалась крапива».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-286636
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое средство выразительности в литературе 5 класс
Автор: Кулагина Надежда Викторовна
Организация: Гимназия №12
Населенный пункт: г. Долгопрудный
Цели урока :
обучающие: ознакомить учащихся с лексическими средствами выразительности: эпитетом, сравнением, метафорой; научить находить их и понимать их роль в поэтических текстах; привить навык использования средств выразительности в своей речи;
развивающие: продолжить работу по обогащению словарного запаса обучающихся, по развитию образной речи и языкового чутья; по развитию навыков анализа поэтического текста;
воспитательные : прививать любовь к художественному слову, к русской литературе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: раздаточный материал, тексты стихотворений, карточки с заданиями, цветные карандаши, презентация.
(Условное обозначение: ПО – предполагаемый ответ.)
Ход урока.
Слово учителя.
Читая художественные произведения, мы испытываем различные чувства, плачем и смеемся, грустим, радуемся, отчаиваемся или воодушевляемся. А вы, ребята, задумывались: почему все это происходит с нами? Почему так сильно воздействуют на нас книги, которые мы читаем?
Одним из таких средств является эпитет. Запишем это слово в тетрадь.
Эпитет (от греч. epitheton –приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Например, поэт Сергей Александрович Есенин так описал осень: «Отговорила роща золотая/ Березовым веселым языком».
Подумаем, чем отличается эпитет от простого определения?У вас на столах лежат карандаши. Какие они?
(Ученики перечисляют признаки карандашей.)
Сделаем вывод.
ПО. Определение указывает на цвет, форму, размер предмета (красный, желтый, квадратный, круглый, маленький, огромный); указывает на то, из чего сделан предмет ( деревянный, пластмассовый); то есть слова употребляются в прямом значении. Эпитеты дают оценочную характеристику определяемого предмета или явления.
В приведенных словосочетаниях укажите простые определения и эпитеты, объясните значение эпитетов.
Например: седые волосы – это определение, волосы поседели; седая ива – это эпитет, цвет листьев ивы похож на седину человека.
(Работа выполняется цепочкой, один ученик объясняет одно словосочетание.)
Весенний день, весеннее настроение, золотой характер, золотая цепочка, бархатное платье, бархатные лапки, гневный старец, гневное море, стеклянный взгляд, стеклянная дверь, каменное сердце, каменная плита, воробьиное перышко, воробьиная душа, пустая бочка, пустая голова, угрюмый мальчик, угрюмый лес.
Сделайте вывод: как появляются эпитеты?
Понаблюдаем за ролью эпитетов в художественном произведении. Послушайте стихотворение С.Есенина.
( Работа с текстом, ученики выделяют нужные слова цветными карандашами.)
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Вам все понятно в этом стихотворении? Нарисуйте картину, которую вы представляете, читая это четверостишие?
ПО. Раннее утро. На востоке восходит солнце. Его лучи окрашивают горизонт в красный цвет, проникают в лес, льются на поля, луга, добираются до деревни. Освещают огород, капустные грядки в росе. Солнечные лучи блестят в капельках росы, и она кажется красной. Вместе с солнцем просыпается все живое. И на окраине огорода маленький росточек клена встрепенулся после ночного сна и потянулся своими листочками к ласковому солнцу.
Как поэт относится к изображаемой природе? Какие слова помогают понять чувства автора?
ПО. Поэт любуется восходом солнца, замечает все изменения в окружающем мире. Он любит природу. Он так нежно говорит: «клененочек», как мы говорим о детенышах животных: котеночек, теленочек, цыпленочек. Уменьшительно-ласкательный суффикс подчеркивает нежное отношение Сергея Есенина ко всему живому.
А теперь найдите эпитет и определите его роль в этом стихотворении.
ПО. «Красной водой«. Вода, конечно, прозрачная. Но солнечные лучи, преломляясь в капельках воды, окрашивают ее в красный цвет. Эпитет помогает нарисовать картину восхода солнца.
Познакомимся еще с одним стихотворением С.Есенина и определим роль эпитетов в нем.
(Работа с текстом, ученики выделяют нужные слова цветными карандашами.)
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, склоняся, дремлет
Под звуки песен соловья.
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Какой вы почувствовали ночь в этом стихотворении?
ПО. Ночь очень тихая. За день все устали, утомились, и ночью хочется отдохнуть после трудового дня. И ночь располагает к отдыху. Все в природе умиротворилось: солнце погасло, волна затихла, лес дремлет. И только мирно журчит ручей и поет соловей, но их звуки еще сильнее убаюкивают темный лес и его обитателей. И в разлившейся тишине один тростник весело шелестит, но его шелест тих.
Какие эпитеты помогают создать образы природы?
Творческое задание.
А теперь попробуем свои силы. Подберите эпитеты к словам. Кто больше? (Ученики работают парами с карточками. Отвечает та пара, которая подберет больше эпитетов. Остальные подчеркивают те слова, которые называют отвечающие, и добавляют новые, если слово не было озвучено.)
Творческое задание. Кто быстрей!
(Работа с текстами по рядам. Учащиеся каждого ряда получают свое стихотворение. Отвечает тот ученик, который первым поднимает руку. Остальные сверяют со своими вариантами и уточняют.)
Вставьте пропущенные эпитеты в стихотворения русских поэтов. Но вначале давайте подумаем: в стихотворениях пропущено всего несколько слов, но что произошло со стихами?
ПО. Нарушился стихотворный ритм, в каких-то строчках пропала рифма.
А.А.Фет
Сплю я. Тучки______________________________
Подбежали к чистому
Смотрятся в стекло.
Сплю я. Безотрадною
Вдруг сама заветная,
К.К.Случевский
В одежде выцветшей и бурой,
В каемках яркой желтизны,
Объят ты, лес, погодой _________________,
И блекнут все твои сыны.
На их _____________ обличья,
Пятном блестящим с высоты,
Льет солнце ______________ блеск величья
И греет __________________ листы.
Но в безнадежности природы,
Как изумруды зелены,
Заметны озимые всходы
И зелень ели и сосны.
И.А.Бунин
В темнеющих полях, как в безграничном море,
Померк и потонул зари _______________ свет –
И мягко мрак ночной плывет в степном просторе
__________________ заре вослед.
Лишь суслики во ржи скликаются свистками,
Иль по меже тушкан, таинственно, как дух,
Несется быстрыми, неслышными прыжками
Сравните свои варианты со стихотворениями поэтов. Какие можно сделать выводы из проделанной работы?
ПО. В стихотворениях каждое слово должно быть на своем месте, иначе нарушаются ритм и рифма. Поэты тщательно подбирают слова, точные, яркие, выразительные. Эпитеты помогают создавать художественные образы.
Слово учителя.
Еще одним средством выразительности является сравнение. Запишем слово в тетрадь.
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Например, « девушка, черноволосая и нежная, как ночь» (М.Горький).
Понаблюдаем, как сравнения помогают создать поэтические образы в стихотворениях.
(Работа с текстом. Ученики цветными карандашами подчеркивают нужные слова.)
А.К.Толстой
Не пенится море, не плещет волна,
Деревья листами не двинут,
На глади прозрачной царит тишина,
Как в зеркале, мир опрокинут.
Сижу я на камне, висят облака,
Недвижные в синем просторе;
Душа безмятежна, душа глубока –
Сродни ей спокойное море!
Какую картину вы представляете, прочитав это стихотворение?
ПО. Тихое море. Его поверхность абсолютно гладкая, как зеркало. В прозрачной воде отражаются деревья, растущие на морском берегу, и облака на синем небе. На камне сидит человек. Он смотрит на море. Оно успокаивает его. Человек чувствует родство своей души и моря.
Какова роль сравнений в этом стихотворении?
ПО. Как в зеркале, мир опрокинут. Морская поверхность сравнивается с зеркалом. На море полный штиль, а вода зеркальная, и в ней отражается все, только в перевернутом виде.
Душа безмятежна, душа глубока – Сродни ей спокойное море.
Это сложное сравнение. Душа человека сравнивается с морем. Сейчас она безмятежна и спокойна, как море. Но душа и глубока, как море. Значит, в душе человека скрыты такие глубинные тайны, как и в морской пучине. Как человек не может познать все тайны морского дна, так не может до конца познать и свою душу. Сравнение заставляет задуматься о сложности внутреннего мира человека.
Проанализируем еще одно стихотворение.
(Работа с текстом. Ученики цветными карандашами подчеркивают нужные слова.)
Я.П.Полонский
В хвойном лесу
Лес, как бы кадильным дымом
Весь пропахнувший смолой,
Дышит гнилью вековою
А смолу, как слезы, точит
Вся в царапинах и ранах
Смолянистым и целебным
Я люблю дышать всей грудью
В теплый утренний туман.
Ведь и я был так же ранен –
Ранен сердцем и душой,
И дышу такой же гнилью
Все слова понятны в стихотворении? Как вы понимаете слово «кадильным»?
Словарная работа.
Кадило – металлический сосуд для курения ладаном при богослужении.
Какие мысли и чувства пробуждает это стихотворение?
ПО. Если очень внимательно вдуматься в это стихотворение, то оно заставляет поразмышлять о многих важных проблемах. Потрясают старые сосны, стволы которых изуродованы ножом и топором. Но кто орудовал ножом и топором? Человек! Человек бездумно, беззаботно, жестоко поранил миролюбивые деревья. Люди наносят тяжелые раны не только живой природе, но и своим родным, близким. Ведь герой «ранен сердцем и душой», и эти раны могли нанести ему те люди, которые его окружали. Может быть, слово «гниль» указывает на все злое, жестокое, мрачное, что отравляет жизнь природы и человека. Но все-таки стихотворение жизнеутверждающее, потому что побеждает молодая весна.
Какова роль сравнений в этом стихотворении?
ПО. А смолу, как слезы, точит/ Сосен старая кора. Сравнение показывает, что деревья могут плакать, как люди, когда их обижают. Сосны плачут от боли, от унижения. Они беззащитны перед человеком с ножом и топором. И некому утешить старые деревья в их горе.
Лес, как бы кадильным дымом весь пропахнувший смолой. Сложное сравнение, которое заставляет размышлять. Кадильный дым появляется при богослужении, когда человеческие души настраиваются на общение с Богом. Человек, пришедший в лес, вдыхающий лесные запахи, очищается душой и чувствует божественную силу. Он ощущает связь времен, «дышит гнилью вековою» и устремлен в будущее, «дышит… весною молодой». Душа человека обновляется для дальнейшей жизни.
Творческое задание. Кто быстрей!
Попробуем свои силы. Подберите сравнения к словам.
(Работа с карточками парами. Отвечает та пара, которая первой поднимает руку. Остальные сверяют свои варианты и дополняют ответы.)
Лес шумит, как будто…
Снег скрипит, словно…
Ручей журчит, будто…
Ивушка наклонилась, словно…
Лягушки расквакались, будто…
Машина затормозила, как будто…
Слово учителя.
Еще одним средством выразительности является метафора. Запишем слово в тетрадь.
Метафора ( от греч. metaphora – перенос) – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафору называют скрытым сравнением. Например, «Багровый костер заката» (И.А.Бунин).
Понаблюдаем, как метафоры помогают создавать поэтические образы.
(Работа с текстом. Ученики подчеркивают нужные слова цветными карандашами.)
И.А.Бунин
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
Какие поэтические образы природы созданы при помощи метафор?
ПО. На солнце бархатом пшеницы отливают. Представляется огромное поле созревающей пшеницы. Тяжелые колосья, налитые зерном, в солнечных лучах после дождя похожи на бархат золотистого цвета.
…белые березы/ Роняют тихий дождь своих алмазных слез/ И улыбаются сквозь слезы. Дождь прошел. Но мокрые деревья покрыты дождевыми каплями. Ветер качает ветви берез, и капли падают вниз, словно слезы. Березки как будто плачут от радости, что в летний зной дождик освежил их и принес облегчение.
Проанализируем стихотворение Игоря Северянина «Весенняя яблоня» и определим, как созданы поэтические образы с помощью эпитетов, сравнений, метафор.
(Работа с текстом. Ученики цветными карандашами подчеркивают нужные слова.)
Игорь Северянин
Весенняя яблоня
Весенней яблони, в нетающем снегу,
Без содрогания я видеть не могу:
Горбатой девушкой – прекрасной, но немой –
Трепещет дерево, туманя гений мой…
Как будто в зеркало, смотрясь в широкий плес,
Она старается смахнуть росинки слез
И ужасается, и стонет, как арба,
Вняв отражению зловещего горба.
Когда на озеро слетает сон стальной,
Бываю с яблоней, как с девушкой больной.
И, полный нежности и ласковой тоски,
Благоуханные целую лепестки.
Тогда доверчиво, не сдерживая слез,
Она касается слегка моих волос,
И я целую ей цветущее лицо.
Почему стихотворение имеет подзаголовок «Акварель»?
Образ весенней яблони создан при помощи метафоры «в нетающем снегу». Яблоня так буйно цветет, что ее цветы, как снег, закрывают все пространство. Дерево сравнивается с горбатой девушкой, и из-за своего уродства плачет, метафора «росинки слез» показывает, что героиня стойко переносит свое горе, но слезы непроизвольно появляются сами собой. Сравнение «и ужасается, и стонет, как арба» помогает понять, какая тяжесть лежит на душе яблони-девушки, какие душевные муки она переживает. Эпитет «цветущее лицо» объясняет, как расцветает душа человека, когда он испытывает искренние чувства, когда к нему относятся с нежностью и лаской.
Рефлексия.
Подведем итоги. Давайте подумаем, а когда впервые мы познакомились с понятиями эпитет, сравнение, метафора? Вспомним, как наши мамы разговаривали с нами, когда мы были совсем крохотными. Они говорили: «Радость моя! Просыпайся. Солнышко встало. Оно шлет тебе свои ласковые лучи. Они, словно добрые ангелы, пришли сказать тебе: «С добрым утром!» Многие мамы говорили так или подобным образом. Сделаем вывод: зачем нам нужны эпитеты, сравнения, метафоры?
ПО. Эпитеты, метафоры, сравнения делают нашу речь красочной, образной, выразительной. Они развивают образное мышление, творческое воображение, помогают в привычных предметах, явлениях увидеть что-то необычное.
Как мы сегодня работали? Какие виды работ мы выполняли? Свои ответы можно начать так:
На уроке я научился (научилась)…
На уроке я узнал (узнала)…
Я почувствовал (почувствовала) …
Я вспомнил (вспомнила)…
На уроке сегодня мы работали…
Мы выполняли такие виды работ: …
Домашнее задание.
3. Серебряный век русской поэзии. Москва, «Просвещение, 1993;
4. Коновалова М.В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока. Ж-л «Русский язык и литература», издательская группа «Основа», №10, 2015
5. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Москва, «Интеллект-центр», 2017