Что такое срп в учебном плане
Положение об организации деятельности структурного подразделения Служба ранней помощи на базе государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 000
Заведующая детским садом Советом педагогов
комбинированного вида № 000 детского сада комбинированного вида № 000
_____________ Протокол №___________ от ______________
Положение
об организации деятельности структурного подразделения Служба ранней помощи
на базе государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 000
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Службы ранней помощи, создаваемой на основании городской целевой программы “Модернизация московского образования (Столичное образование-3”, раздел 1 пункт 3.2.), на основании п. 1.5. постановления Правительства Москвы от 01.01.01 г. «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве».
1.2. Служба ранней помощи (далее – СРП) – является структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 000 (далее ГБОУ), для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
1.3. СРП в своей деятельности руководствуется Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ГБОУ, Распоряжениями Правительства Москвы, настоящим Типовым положением.
1.4. Целью создания СРП является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 1,5 до 4 лет с выявленными нарушениями развития, риском нарушений, имеющих и не имеющих статус ребенка-инвалида, для социализации и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
1.5. Основными задачами СРП являются:
— психолого-педагогическое обследование детей от 1,5 до 4 лет с нарушениями развития (риском нарушений) при наличии согласия родителей (законных представителей);
— оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушений) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
— осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с гарушениями развития (риском нарушений);
— включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребёнка;
— определение дальнейшего образовательного маршрута ребёнка.
1.6. СРП создаётся на основании приказа заведующего ГБОУ при наличии необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, а также психолого-педагогических требований к устройству образовательных учреждений различного вида, определяемых нормативно-правовыми актами Министерства образования РФ.
1.7. Открытие и закрытие СРП осуществляется приказом заведующего ГБОУ.
1.8. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Советом педагогов ГБОУ и утверждаются заведующим ГБОУ.
1.9. Деятельность СРП основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей. СРП реализует коррекционные и образовательные программы, адаптивные программы (переработанные специалистами СРП, исходя из целей и задач по реабилитации конкретного ребёнка) а также психологическое сопровождение семьи.
1.20. В рамках государственной программы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в СРП за занятия плата не взимается.
1.21. Отношения между ГБОУ, в состав которого включена СРП, и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключённым в установленном порядке.
2. КОМПЛЕКТОВАНИЕ СРП
2.1. Комплектование СРП детьми осуществляется на основании заключения окружной ПМПК, с согласия родителей (законных представителей).
2.2. Зачисление ребёнка в СРП осуществляется при наличии следующих документов:
· Заявление родителей (законных представителей);
· Заключение окружной ПМПК с рекомендациями о посещении СРП;
· Список по комплектованию СРП окружного управления образования СЗОУО ;
· Копия свидетельства о рождении ребёнка;
· Копия паспорта одного из родителей (законного представителя);
2.3. Зачисление ребёнка в СРП оформляется приказом заведующего ГБОУ.
2.4. Перевод детей в другие образовательные учреждения, отчисление осуществляется на основании решения ПМПк учреждения или окружной ПМПК с согласия родителей, и оформляется приказом заведующего ГБОУ.
2.5. В СРП принимаются дети от 1,5 до 4 лет с нарушениями развития (риском нарушений):
— в основную группу зачисляются дети с выявленными нарушениями развития различной тяжести и сложности, дети-инвалиды, не посещающие государственные образовательные учреждения, с целью реализации индивидуальной образовательной программы для ребенка и его родителей;
— в группу пролонгированного консультирования зачисляются дети с выявленными нарушениями развития различной тяжести и сложности, дети-инвалиды, посещающие государственные образовательные учреждения и нуждающиеся в дополнительной психолого-педагогической помощи, а также дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие возможности регулярно посещать СРП по состоянию здоровья или обстоятельствам семьи, которые с целью оказания консультативной психолого-педагогической помощи родителям и наблюдения за развитием ребенка.
2.6. Не подлежат приему в основную группу СРП дети с крайне тяжелыми и прогрессирующими повреждениями центральной нервной системы (тяжелые случаи эпилептического синдрома с неподдающимися лечению частыми припадками, хронические энцефалиты, декомпенсированная гидроцефалия, генетические дегенеративные заболевания головного мозга), сопровождающимися выраженной отрицательной динамикой или отсутствием психомоторного развития.
2.7. Если в период посещения ребенком основной группы СРП выявляются противопоказания, то он направляется на внеочередное обследование в окружную психолого-медико-педагогическую комиссию или проходит психолого-медико-педагогический консилиум ГБОУ для решения вопроса о переводе в группу пролонгированного консультирования или об отчислении.
3. РЕЖИМ РАБОТЫ И ПРИЁМ ПЕРВИЧНЫХ ОБРАЩЕНИЙ
3.1. Работа СРП организована 5 дней в неделю с 8.00 – 16.30.
3.2. Первичный прием семьи с ребенком осуществляется в плановом порядке по обращению родителей. Первичное обращение – по телефону, электронной почте или очно фиксируется сотрудником в «Журнале записи первичных обращений». В результате разговора возможны: обоснованная переадресация обращения в другое учреждение, назначение первой встречи, назначение решения другому сотруднику. В случае назначения первой встречи родителям перечисляют все необходимые действия, объясняют порядок проведения приема.
3.3. Первичный приём
3.3.1. Учитывая специфику контингента детей (возраст, проблемы развития или поведения и др.), а также с целью детального изучения документации и запроса родителей, проведения клинической беседы и некоторых диагностических процедур на первичный приём приглашаются родители без ребенка. Первичный приём, также как ведение семьи является одной из непосредственных функций педагога-психолога.
3.3.2. На первичном приёме, на который отводится 1 час, заполняются «Регистрационный лист» и «Анкета для родителей». Родители обязаны принести медицинские документы с заключениями врачей о состоянии здоровья ребенка.
3.3.3. Родители могут получить на дом пакет дополнительных диагностических форм опроса для регистрации результатов наблюдения за своим ребенком или уточнения ситуации развития ребенка.
3.3.4. Результат первичного приёма – согласование плана первичного обследования ребёнка и семьи специалистами структурного подразделения.
3.4. Первичное обследование ребёнка и семьи
3.4.1. Первичное обследование ребёнка и семьи может состоять из нескольких встреч.
3.4.2. Первичное обследование ребёнка и семьи проводит педагог-психолог с привлечением других специалистов структурного подразделения.
3.4.3. Результаты первичного обследования ребёнка и семьи специалистами структурного подразделения заносятся в бланк «Результаты первичного обследования».
3.4.5. В случае углублённого обследования ребёнка и семьи с привлечением дополнительных методик, результаты заносятся в бланк «Итоговое заключение по результатам обследования ребёнка и семьи».
3.5. По окончании первичного приема в файле ребенка находятся следующие обязательные документы: «регистрационный лист», «анкета для родителей», «результаты первичного обследования ребенка», медицинские заключения о состоянии здоровья и развития, а также – дополнительные документы – справка об инвалидности, протоколы дополнительного обследования и т. п.
4. ДВИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В СРП
4.1. По результатам первичного приёма составляется заключение для предоставления на окружную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
5.2. При наличии направления окружной ПМПК ребёнок зачисляется в структурное подразделение сроком на 1 год.
5.3. В конце учебного года проводится ПМПк учреждения или ПМПК округа, на основании решения которых может быть продлен срок пребывания ребенка в СРП или выбран иной образовательный маршрут.
5. УЧАСТНИКИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРП
5.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса в СРП являются:
— дети от 1,5 до 4 лет с нарушениями развития (риском нарушений), существенно затрудняющими их функционирование, обучение и социальную адаптацию, имеющих и не имеющих статус ребенка-инвалида;
— их родители (законные представители);
— психолого-педагогические, медицинские работники.
5.2. Штатное расписание СРП предусматривает должности: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования.
5.3. На работу в ГБОУ детский сад № 000 для обслуживания воспитанников СРП
принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее требованиям квалификационной группы по должности, подтверждённое документами об образовании.
5.4. Отношения между специалистами, педагогами СРП и Администрацией ГБОУ Детский сад № 000 регулируются трудовым договором, условия которого не могут противоречить законодательству РФ о труде.
5.5. Специалисты СРП обязаны:
– соответствовать требованиям тарифно-квалификационных характеристик;
– выполнять должностные обязанности, требования трудового договора, Устав учреждения,
соблюдать дисциплину труда;
– проходить периодическое медицинское обследование;
– систематически повышать свой профессиональный уровень;
– обеспечивать защиту прав и свобод детей;
– соблюдать требования конфиденциальности информации в отношении лиц,
производственной санитарии и гигиены, противопожарной охраны, правила
5.6. Специалисты СРП имеют право:
– участвовать в управлении СРП в форме, определенной Уставом учреждения;
– защищать свою профессиональную честь и достоинство;
– выносить на обсуждение общего собрания или совета педагогов
учреждения предложения по организации и содержанию работы СРП;
– самостоятельно определять формы и методы своей профессиональной деятельности;
– аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и
получать ее в случае успешного прохождения аттестации;
– получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством
Российской Федерации, и дополнительные льготы, предоставляемые работникам СРП.
5.7. Родители (законные представители) детей, посещающих СРП, имеют право защищать
законные права и интересы детей, принимать участие в коррекционно-образовательной деятельности
СРП, знакомиться с материалами наблюдений, методами обучения и воспитания,
посещать занятия и участвовать в них; знакомиться с Уставом учреждения и другими документами,
регламентирующими коррекционно-образовательный процесс;
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРП
6.1. Работа с детьми в СРП может проводиться в индивидуальной и групповой формах.
6.2. Наполняемость групп при организации групповой работы:
— 2 человека – для детей с множественными нарушениями развития;
— 4 человек – для детей с нарушениями развития (риском нарушений).
6.3. Продолжительность групповой работы составляет от 1 часа до 1 часа 30 минут в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей.
6.4. Групповую работу могут проводить педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования.
6.5. При организации групповой работы с детьми с выраженными нарушениями или сложной структурой дефекта, возможно одновременное участие разных специалистов (интегрированные занятия).
6.6. В работе группы могут участвовать родители (законные представители).
6.7. Индивидуальная работа с детьми проводится в виде диагностических и игровых индивидуальных сеансов.
6.8. Индивидуальная работа специалистов с детьми проводится в присутствии родителей. В случаях необходимости проведения работы с ребенком без родителя, последнему предоставляется возможность наблюдения за работой специалиста с ребенком.
6.9. Продолжительность индивидуального диагностического сеанса с детьми в Лекотеке составляет
1 час. В сложных случаях проводится несколько диагностических сеансов. Диагностические сеансы проводятся при включении ребенка в Лекотеку, в конце учебного года и по мере необходимости.
6.10. Продолжительность индивидуального игрового сеанса – до 30 минут у учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога дополнительного образования, до 1 часа у педагога-психолога, социального педагога.
6.11. Максимальная нагрузка индивидуальных и групповых игровых сеансов с ребёнком в СРП не должна превышать 3 часов в неделю.
6.12. В зависимости от поставленных целей и от состояния ребенка в проведении индивидуальной работы могут участвовать одновременно два специалиста (интегрированные игровые сеансы).
6.13. С целью обследования семьи и ребенка в различных режимных ситуациях в естественной среде педагогом-психологом или социальным педагогом 2 раза в год может осуществляться работа на дому воспитанников продолжительностью до 3 часов.
6.14. При наличии у ребенка выраженного нарушения развития, не позволяющего регулярно посещать СРП, любой специалист СРП имеет право осуществлять работу с ребенком и семьей на дому с частотой 1 раз в две недели. Продолжительность домашнего визита специалиста составляет от 1 до 2-х часов – 1 час на работу с ребенком, от 30 минут до 1 часа – на консультирование родителей. В связи с посещением семьи на дому, время, затраченное специалистом на дорогу, включается в общее рабочее время специалиста.
6.15. Индивидуальная работа специалиста
(педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования) по консультированию родителей проводится в объеме, необходимом для реализации индивидуально-ориентированной программы. Продолжительность консультации составляет до 1 часа 30 минут.
6.16. Специалисты СРП (руководитель СРП, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, педагог дополнительного образования) имеют право проводить групповые занятия с родителями. В проведении группового занятия с родителями могут участвовать одновременно несколько специалистов СРП в зависимости от поставленных целей. Продолжительность групповой работы с родителями составляет до 2 часов.
6.17. Для подведения промежуточных итогов и более точной координации работы специалистов проводятся заседания психолого-медико-педагогической службы СРП. Продолжительность ПМПс составляет 1 час. Время заседания ПМПс включается в рабочее время специалистов.
7. КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СРП
7.1. Коррекционно-образовательная работа СРП построена на основе II части образовательной программы Реализация регионального компонента «Особенности организации педагогического процесса в СРП».
7.2. Коррекционно-образовательный образовательный процесс СРП направлен на максимально возможную подготовку ребёнка с нарушениями развития к интеграции в различные типы дошкольных и школьных учреждений и включает следующие составляющие: диагностико-мониторинговый, коррекционно-развивающий, социально-педагогический.
7.3. Коррекционно-развивающая работа определяется специальными (вариативными коррекционными) программами с учётом индивидуальных особенностей воспитанников и включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребёнка с проблемами в развитии, а также индивидуально-ориентированными программами, составленными для каждого ребёнка на основе комплексного диагностического обследования.
7.4. Организация коррекционно-образовательного процесса СРП регламентируется годовым
планом структурного подразделения, разрабатываемым руководителем структурного
подразделения и утверждённым заведующим ГБОУ, и расписанием индивидуальных и групповых
игровых сеансов на неделю, индивидуально-ориентированными программами для каждого
воспитанника, разрабатываемыми специалистами СРП самостоятельно.
7.5. Педагог-психолог (ведущий специалист СРП) осуществляет коррекцию и развитие эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сфер воспитанников Лекотеки. Психологическая коррекция направлена на:
· Установление контакта с взрослыми и детьми;
· Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревожности, страха;
· Оптимизацию психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
· Формирование целенаправленного поведения;
· Преодоление отрицательных форм поведения (агрессии, аутостимуляции, негативизма, расторможенности влечений, стереотипий и др.).
7.6. Учитель-дефектолог осуществляет коррекцию и развитие ВПФ, развитие познавательно-речевой деятельности в соответствии с индивидуально-ориентированной программой. Обучающие занятия проводятся (индивидуально) по:
· Формированию целостной картины мира и развитию связной стороны речи;
· Формированию элементарных математических представлений.
7.7. Учитель-логопед осуществляет коррекцию и развитие речевой деятельности воспитанников. Направления коррекционной работы определяются актуальным уровнем речевого развития воспитанника.
7.8. Социальный педагог осуществляет работу
С детьми: диагностику положения ребёнка в семье, диагностику личностных особенностей (характерологические особенности, эмоционально-волевая сфера)
С родителями: диагностика стиля семейного воспитания, диагностика взаимоотношений в семье,
составление паспорта семьи, дифференциация по возникающим проблемам.
Консультирование: консультация по итогам диагностики семей, консультация по проблемам взаимоотношения детей, родителей и воспитателей, консультация по возникающим проблемам.
Просвещение: Цикл бесед для родителей, презентации по проблемам воспитания детей.
Коррекционная работа: индивидуальная работа по проблемам воспитания ребенка в семье, групповая работа с различными типами семей (на основе дифференциации), совместная работа родителей и детей.
7.9. Педагог дополнительного образования (арт-терапевт) создаёт пространство для каждого ребёнка с учётом его возможностей, интересов и уровня развития, которое способствует самовыражению и развитию творческой активности.
7.10. Специалисты СРП имеют право самостоятельно выбирать формы и методы работы с ребёнком и семьёй, решать вопрос об очерёдности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определённый период.
8. РУКОВОДСТВО ЛЕКОТЕКОЙ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
8.1. Управление СРП осуществляется руководителем структурного подразделения СРП, назначенным приказом заведующей ГБОУ детского сада комбинированного вида № 000.
8.2. Кадровый состав СРП формируется согласно приложению №1 к приказу руководителя Департамента Образования Москвы № 000 от 10.08.06. Сотрудники, ранее не имевшие опыта работы с детьми раннего и дошкольного возраста обязаны пройти соответствующие курсы повышения квалификации в течение года с момента начала работы.
8.3. Все документы, касающиеся трудоустройства сотрудников СРП (договора, графики работы, должностные инструкции, сведения о квалификации, приказы и т. п.) находятся в ведении администрации учреждения.
8.4. Оперативные и содержательные вопросы деятельности СРП отражаются во внутренней документации подразделения: документы подразделения, документы сотрудников и документы, отражающие содержание работы с клиентами (детьми, их родителями и другими членами семьи) и собранные в «файл ребенка».
8.5. Руководитель структурного подразделения:
— в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению обучающимися и сотрудниками СРП;
– предлагает к утверждению структуру, штатное расписание и кандидатуры на вакантные должности СРП;
– планирует и организует деятельность СРП, осуществляет контроль за ходом и результативностью этой деятельности, отвечает за качество и эффективность работы СРП, несет ответственность за соблюдение требований охраны прав детей, создает необходимые условия для организации профессиональной деятельности сотрудников;
– отвечает за эффективное и рациональное использование имущества СРП;
– разрабатывает в соответствии с трудовым законодательством должностные обязанности сотрудников СРП;
– обеспечивает охрану жизни и здоровья детей и сотрудников СРП;
– принимает участие в решениях по развитию финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельности СРП, на основании утвержденной сметы расходов.
8.6. Все сотрудники подразделения должны тщательно изучить настоящее положение, получить от руководителя подразделения подробный инструктаж по очному взаимодействию с клиентами, по алгоритму ведения разговора по телефону, по ведению внутренней документации, по этике профессионального общения, разъяснить должностные обязанности и права.
8.7. Работники СРП, воспитанники, их родители (законные представители) в соответствии с действующим законодательством РФ несут материальную ответственность за порчу здания, сооружений, учебного производственного оборудования, инвентаря и другого имущества.
9. ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
9.1. Источниками формирования финансовых ресурсов для содержания СРП являются:
— добровольные пожертвования родителей через Благотворительный фонд.
9.2. Родители имеют право заключать договора с ГБОУ Детский сад № 000 на дополнительные платные услуги.
9.3. Деятельность СРП может быть прекращена в случае экономической нецелесообразности её содержания, отсутствия социального заказа населения или ликвидации образовательного учреждения.
9.4. При ликвидации и реорганизации СРП увольняемым работникам
гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учебный план образовательного учреждения
В этой статье мы рассмотрим, что такое учебный план, как именно он составляется и какие разделы должен в себя включать. Для начала введем определение, что такое учебный план образовательного учреждения.
Учебный план – это документ, устанавливающий список предметов, объем рабочего времени, порядок следования и отдельные этапы подготовки учебных дисциплин, стажировок, факультативных занятий, учебных модулей и других видов практической образовательной деятельности. Также в нем указываются положения о промежуточной оценке студентов и учеников, если этого не определяет Федеральный закон об образовании.
Структура учебного плана
Учебный план состоит из следующих частей:
Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.
Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.
Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.
Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.
При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.
Основные педагогические требования к учебному плану
Эффективный учебный план – это документ, который:
В составе основной образовательной программы основного общего образования может быть, как один учебный план, так и несколько. Это может быть и сочетание нескольких планов по разным профилям обучения. В них обозначается само основание развития учебной деятельности, формируется система познавательных побуждений ученика, его способностей выполнять образовательные цели. Учебный план должен учитывать методы и возможности контроля и оценки результатов учебного действия, распределение часов, создавать так называемые универсальные учебные действия, подготавливать и развивать в учениках способность к одновременной и совместной работе с коллективом и педагогом, создавать основы нравственного поведения и корректного отношения с окружающими людьми и обществом. На этом этапе воспитательные цели основаны на добавлении в программу тех курсов, которые дают возможность построить целостное восприятие мира, обеспечить активный подход и индивидуальную работу с каждым учеником.
Основная суть учебного плана отражает само содержание образования, которое решает ряд важнейших задач: