Что такое срц для несовершеннолетних
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ В СОЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми, проституция и наркомания среди детей и подростков. За последние годы многократно выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Именно этими обстоятельствами была вызвана необходимость создания социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних во всех муниципальных образованиях. Это сравнительно новый тип учреждений в России, поэтому так важно изучение структурных и функциональных обязанностей таких центров.
Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних − сравнительно новый тип учреждений в России, первые из них появились приблизительно 12 лет назад. Основная цель деятельности СРЦ − психолого-педагогическая реабилитация и социализация детей из неблагополучных семей, а также работа с этими семьями. Главное отличие от других государственных учреждений, где содержатся дети-сироты, состоит в том, что в СРЦ дети могут жить от 3 до 6 месяцев. Также имеются особенности в организации СРЦ и существенные отличия от школ-интернатов.
История функционирования социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в г. Новошахтинске берёт своё начало с постановления Мэра г. Новошахтинска от 14.02.2005г. № 143. Изначально СРЦ находился в муниципальном ведомстве г. Новошахтинска. Официально открытие МУ СРЦ состоялось 1 октября 2005 года.
В своей деятельности СРЦ руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными и областными законами, нормативными правовыми актами Ростовской области в области защиты прав и законных интересов ребенка, приказами и распоряжениями министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, министерства труда и социального развития Ростовской области, уставом.
Основными задачами СРЦ являются профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Среди воспитанников центров дети, которые находятся в них стационарно, и те, которые не утратили связи с семьей, но получают в центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь. Годы существования социально-реабилитационных центров позволяют сделать некоторые выводы о составе детей, поступающих в них. Среди возрастных групп преобладают младшие школьники, за ними следуют подростки, при этом в последнее время возрастает число ребят старшего подросткового возраста.
Примерно каждый второй ребенок имеет родителей, лишенных родительских прав, по данным разных центров, в них находится только 6-8% детей, у которых родители умерли.
Социально-реабилитационные учреждения берут на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В стационары центров помещаются дети, не нуждающиеся в изоляции, из приемников-распределителей, а также из больниц, где их вынужденно содержали до помещения в интернатное учреждение.
Одним из основных направлений работы в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних является социальный патронаж.
Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности.
В 2009 году 150 семей находилось на социальном патронаже, 68 снято с патронажа с положительным результатом в конце года.[1]
Специалистами по социальной работе за период 2010 года на патронаже обследовано 150 семей. С патронажа снято 58 семей, в том числе с положительным результатом – 46 семей, 12 семей снято в связи с выездом из города.[1]
В 2011 году на патронаже обследовано 150 семей. С патронажа снято с положительным результатом – 65 семей.[1]
Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.
Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного – с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.
Можно сделать вывод о том, что в связи со сложной социально-экономической обстановкой в городе, число семей, нуждающихся в квалифицированной помощи находиться на постоянном уровне.
Аналитическая справка о работе ГБУСОН РО «СРЦ г.Новошахтинска» (за 2006, 2007, 2008 год, 2009, 2010, 2011 годы)
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3-18лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Территориальные социально-реабилитационные центры позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе родную семью.
Но даже самый хороший приют – это лишь временное место пребывания ребенка, поэтому одна из главных задач социальной помощи ребенку – устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.
Сотрудники центра изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Пожалуй, это самое сложное направление деятельности центра – работа с семьей.
Социальная реабилитация в центре непременно ориентирована на решение семейных проблем. Любое кризисное состояние, вызванное внешними обстоятельствами (безработицей, бедностью, алкоголизацией и.т.д.) порождает не только социальную, но и личностную дезадаптацию, психологический дискомфорт не только самих родителей, но и детей. В этом случае специалист по социальной работе выступает своеобразным посредником между родителями и детьми, находящимся в примерно одинаковой ситуации – острого кризиса, стресса, дискомфорта – и поэтому нуждающимися в помощи многих специалистов. Основная задача специалистов центра – помочь членам семьи осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, активизировать все имеющиеся ресурсы для решения данной проблемы посредством организации эффективной модели социально-реабилитационной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации членов семьи, т.е. восстановление прежних способностей к трудовой деятельности, учебе, возвращение в общество.
Современная государственная социальная политика направлена на сохранение семьи как социального института, помощь каждой конкретной семье. Прежде всего, это профилактические меры, направленные на социальное развитие семьи и ее членов, обеспечение приоритета семейного воспитания детей, утративших родительское попечение. Именно эти задачи стали приоритетными в сфере защиты прав и интересов детей в Ульяновской области.
По состоянию на 2015 год в России насчитывается 210 социально- реабилитационных центров для несовершеннолетних, в которых находятся 28167 воспитанников. На территории Ульяновской области расположены семь социально- реабилитационных центра, в которых находятся 255 детей [1, с. 17].
На примере Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» в г. Ульяновске – Центра по профилактике семейного неблагополучия» (далее – Центр) рассмотрим опыт внедрения и применения инновационной работы в области профилактики социального сиротства.
Центр был открыт в 1996 году. Он являлся субъектом социальной защиты как социально-реабилитационным учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории Ульяновской области оказание разнообразной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним с целью обеспечения реабилитации, в предусмотренном законодательстве полномочий по социальному обслуживанию граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации, в том числе по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. На сегодняшний день цель данного Центра остается той же, но используются новые формы и методы работы.
В функции Центра входят: обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказание помощи в восстановлении социального статуса в коллективах сверстников; разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленной на выход из сложной жизненной ситуации.
Сегодня в Центре работают 4 отделения:
1) Отделение социальной реабилитации, которое оказывает социальную поддержку безнадзорным детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, организует временное проживание, предоставляет правовую, медико-психолого-педагогическую помощь.
2) Сотрудники отделения методологического сопровождения оказывают методическую помощь и поддержку специалистам учреждения по вопросам профилактики семейного неблагополучия, коррекции и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
3) Не менее важным моментом в развитии системы социального обслуживания несовершеннолетних является создание в 2015 году по Распоряжению Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на базе Центра отделения «Социальная гостиница» для временного проживания женщин с несовершеннолетними детьми, оказавшихся втрудной жизненной ситуации, в том числе: беременных женщин и юных матерей. И как показала практика, данная инновационная форма работы оказалась востребованной. Отделение рассчитано на 6 мест. Клиенты социальной гостиницы могут находится в ней до 6 месяцев. В данном отделении предоставляется социальная поддержка женщинам с детьми, беременным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; организуется временное проживание; оказывается правовая, медико-психолого-педагогическая и другая необходимая помощь. Специалисты «Социальной гостиницы» принимают активное участие в дальнейшем жизнеустройстве всех клиентов, попавших в безвыходное положение.
Открытие отделения «Социальная гостиница» является весьма актуальным и своевременным. Данный опыт позволяет объединить ресурсы государства и общества в работе по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия.
4) Так же одним из инновационных направлений в Центре является создание службы сопровождения семей с детьми. Специалисты осуществляют профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства; обеспечивают комплексное социально-психологического сопровождение семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении. Ребенок, временно находящийся в стенах Центра, не утрачивает связи со своей семьей, и так же при выходе ребенка из Центра, сотрудники ведут постоянный «контроль» за семьей, в которой воспитывается данный ребенок.
Приоритетным направлением Центра является создание условий для индивидуального подхода к каждому ребенку, а также восстановление его утраченных связей, социального статуса. Особое внимание уделяется социальной адаптации вновь поступивших детей и их социальной реабилитации. Холостова Е.И определяет, что реабилитационные мероприятия побуждают подростков к активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ребенком право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни [4, с.87].
Коллективом Центра накоплен и обобщен большой опыт реабилитационной работы с детьми, оказавшимися в социально-опасном положении. Специалисты используют различные направления, такие как: «Творческая деятельность», «Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков», «Формирование навыков здорового образа жизни, «Профилактика социального сиротства».
С начала 2015 года на территории Ульяновского региона реализуется проект «России важен каждый ребенок», направленный на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства. В рамках данного проекта сотрудники Центра разработали методику и реализовали в практической деятельности модель социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении с учетом рекомендаций Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, опыта других регионов, а также возможностей Ульяновской области. В предложенной Фондом модельной программе были обозначены цели, задачи, направления и этапы сопровождения семей с детьми. Все это было учтено при разработке регионального проекта. Таким образом, данный Центр стал базовой площадкой для такого направления проекта как работа с кровной неблагополучной семьей.
Таким образом, на примере анализа деятельности Центра мы видим: социально-реабилитационный центр выступает одним из субъектов социальной защиты детей, принимая участие в выявлении и устранении причин и условий социально-опасного положения, оказывая социальную, психологическую и другую помощь как детям, так и родителям.
Библиографический список:
1. Дробинская А.О. Ребенок с задержской психического развития: понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская. – М. : Шк пресса, 2016. – 96 с.
2. Поддубная Т.Н Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб, пособие для студентов высш. учеб. заведений /Т.Н. Поддубная. – М. : Академия, 2014. – 320 с.
3. Савинов А.Н. организация работы социальной защиты : учеб. пособие для студентов для учреждений сред. проф. образования /А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – 2е изд., стереотип. – М. : Академия, 2012. – 192 с.
4. Холостова Е.И Социальная реабилитация: учеб. пособие /Е.И. Холостова, Н.Ф Дементьева. – М. : Дашков и К, 2012. – 340 с.
Электронная библиотека
Социальный приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначены для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Основными направлениями деятельности этих учреждений являются:
· профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
· обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
· обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социо-культурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности, обеспечивает социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации. Центры создаются из расчета один на 5 – 10 тысяч детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается один Центр.
Социально-реабилитационный центр может включать в себя следующие структурные подразделения:
· отделение диагностики социальной дезадаптации;
· отделение реализации программ социальной реабилитации;
· отделение социально-правовой помощи;
· семейную воспитательную группу.
В качестве структурного подразделения социально-реабилитационного центра может быть образован социальный приют для детей и подростков. При этом в штатное расписание центра целесообразно вводить дополнительную должность заместителя директора центра – директора приюта.
Социальный приют для детей и подростков предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Приют создается из расчета один на 5 – 10 тысяч несовершеннолетних, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается один Приют.
Социальный приют для детей и подростков может включать в себя следующие подразделения:
· отделение реализации программ социальной реабилитации;
· отделение социально-правовой помощи;
· семейную воспитательную группу.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначен для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 16 лет и оказания содействия в их дальнейшем устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может включать в себя следующие подразделения:
· отделение реализации программ социальной реабилитации;
· отделение социально-правовой помощи;
· семейную воспитательную группу.
Отделение диагностики социальной дезадаптации предназначено для:
· выявления и анализа факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;
· определения форм и степени дезадаптации, особенностей личностного развития и поведения детей и подростков;
· разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.
Приемное отделение предназначается для:
· проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних, направления их при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение;
· оказания первичной психологической помощи;
· изучения особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних;
· разработки индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков.
В отделении целесообразно предусматривать хранение набора продуктов для оказания экстренной помощи несовершеннолетним в течение суток.
Отделение реализации программ социальной реабилитации предназначается для:
· организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;
· оздоровления системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановления их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятия психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;
· содействия подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;
· включения детей и подростков в разнообразные виды деятельности, проводимые в учреждении и за его пределами;
· оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи.
Индивидуальная программа социальной реабилитации реализуется в условиях дневного или круглосуточного (стационар) пребывания ребенка в учреждении либо в семейной воспитательной группе. По завершении реализации программ социальной реабилитации сотрудники отделения осуществляют патронаж семей, где проживают несовершеннолетние.
В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних с учетом формы и степени их социальной дезадаптации. Количество детей и подростков в реабилитационной группе рекомендуется устанавливать:
· при условии дневного пребывания в учреждении – от 5 до 10 человек;
· при условии круглосуточного пребывания в учреждении – до 7 человек.
Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. В одном отделении целесообразно образовывать не более 5 реабилитационных групп.
Отделение социально-правовой помощи предназначается для:
· защиты прав и законных интересов воспитанников, в том числе, находящихся в семейных группах;
· оказания содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в учреждении, в семью, интернатное учреждение, на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п.;
· формирования банка данных о потенциальных усыновителях, опекунах, попечителях, приемных семьях;
· организации психолого-педагогической, правовой подготовки к приему в семью неродных детей;
· наблюдения за адаптацией несовершеннолетних в принявших их семьях.
Семейная группа обеспечивает оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних и осуществляет свою деятельность на основании примерного положения о семейной группе специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Несовершеннолетний, помещаемый в семейную группу, остается воспитанником учреждения. Принимающая семья подбирается для каждого несовершеннолетнего индивидуально, проходит испытательный срок и подготовку. Семейная группа открывается приказом директора учреждения. Воспитатель семейной группы несет ответственность за здоровье, воспитание, развитие и обучение несовершеннолетнего.
Учреждение обязано осуществлять материальное обеспечение несовершеннолетнего в семейной группе по нормам, установленным для воспитанников учреждения, с учетом пожеланий воспитателя либо в форме выдачи продуктов питания и предметов вещевого довольствия, либо в форме денежной компенсации, а также осуществлять постоянный психолого-медико-социальный патронаж несовершеннолетних. Семейная группа может быть ликвидирована приказом директора учреждения в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей по отношению к воспитаннику либо по заявлению воспитателя семейной группы, ребенок при этом переводится в учреждение.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Находясь в домашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребенка важным условием социальной реабилитации.
Сотрудники приюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Однако очередной срыв со стороны родителей может вернуть ребенка в приют.
Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.
Естественно, что социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степени и в различных формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого ребенка.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации (состояние его физического и психического здоровья, степень образовательной подготовки и т.д.), которая обусловливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в приют.
Одной из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, является восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.
Специалисты используют способа психологической реабилитации: групповой и индивидуальный. Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться; индивидуальная же реабилитация прежде всего призвана снять у ребенка чувство тревоги, неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям.
Если возвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. До недавнего времени законодательство предусматривало только такие формы жизнеустройства детей, как усыновление, опека (попечительство) либо государственное сиротское учреждение, куда в основном и направлялись дети. Конечно, продуктивной формой семейного устройства является передача детей под опеку или на усыновление родственникам, однако последние зачастую не выражают желания сделать это в силу разных причин: наличие у подростка каких-либо заболеваний, стесненные жилищные материальные условия и т.д. Если возвращение в семью невозможно, многие приюты вынуждены передавать подростка в интернат.
Сначала о наличии таких детей оповещают через средства массовой информации или специальный банк данных. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, тщательно обследуются ее материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. Подросток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем передается туда окончательно. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходимые рекомендации каждой семье.
* профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
* обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
* обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.
Центры рассчитаны на 5-10 тыс. детей и могут включать в себя следующие отделения:
* приемное отделение;
* отделение диагностики социальной дезадаптации;
* отделение реализации программ социальной реабилитации;
* отделение социально-правовой помощи;
* семейная воспитательная группа.
Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков.
В приемном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение.
В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации
Ее поэтапное осуществление осуществляется в отделении реализации программ социальной реабилитации. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации.
Индивидуальная программа реабилитации реализуется в условиях дневного или круглосуточного стационара Центра, так и в семейной воспитательной группе.
Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников, в том числе находящихся в семейных воспитательных группах; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях; организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет