Что такое срубная культура
Срубная культурно-историческая общность
На рубеже 1800 – 1600 гг. до н.э. абашевские племена послужили одним из компонентов формирования раннесрубного и раннеалакульского населения степной и лесостепной областей Северной Евразии. Европеоидный широколицый тип срубников хорошо представлен в абашевских погребениях.
Была изначально выделена как культура в 1901—1903 годах российским археологом В. А. Городцовым, но в 1970-х годах Н. Я. Мерперт и Е. Н. Черных обратили внимание на локальные различия внутри культуры и ввели в научный оборот понятие «срубная культурно-историческая общность». Представлена памятниками покровской (XVIII—XV века до нашей эры) и бережновско-маёвской (XVII—XII века до нашей эры) срубных культур, представляющими собой поселения, некрополи, мастерские, рудники, клады и единичные находки. Жилища — землянки, полуземлянки и наземные некрополи представлены курганными и грунтовыми могильниками. В курганной стратиграфии срубные погребения занимают верхнее положение по отношению к могилам ямной и катакомбной
общностей. Обряд предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны также случаи кремации. Погребальный инвентарь представлен острорёберными и баночными сосудами, реже — изделиями из металла.
Изменение климатических условий, истощение природных ресурсов и перенаселение привели к резкому сокращению численности населения и культурной трансформации племён срубной общности.
Первооткрывателем срубной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил своё внимание на скорченные погребения в деревянных рамах — срубах. В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения выделенная им культура получила название срубной.
Концепцию происхождения культуры от полтавкинских памятников Заволжья и миграции её на позднем этапе разработала в середине 1950-х годов О. А. Кривцова-Гракова.
По вопросу о происхождении срубной общности в научной среде не наблюдается единства. Существуют три основные точки зрения:
Срубная культура носит автохтонный характер, она сформировалась на базе более ранних культур Северного Причерноморья (Н. Н. Чередниченко);
Срубная культура сформировалась в Нижнем Поволжье, откуда её носители мигрировали на запад (О. А. Кривцова-Гракова).
Область формирования срубной культуры — запад Сибири, а её первые носители родственны андроновцам, впоследствии они откочевали на запад от Урала (В. В. Отрощенко).
Покровская срубная культура (XVIII—XV века до нашей эры) распространена в степной и лесостепной полосе от Северского Донца до Волги. Отдельные памятники представлены на Урале. Эпонимным
памятником является Покровский могильник в саратовском Поволжье, который был исследован П. С. Рыковым в 1920-х годах у г. Покровск (ныне — Энгельс). Выделена в начале 1990-х годов Н. М. Маловым и О. В. Кузьминой как покровская культура. Сформировалась на базе доно-волжской абашевской культуры при непосредственном влиянии синташтинской и памятников потаповского типа Среднего Поволжья.
Памятники представлены поселениями, могильниками, кладами, рудниками, мастерскими и случайными находками. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на небольших возвышениях. Наиболее изученные поселения — Усово озеро, Мосоловка, Капитаново, Янохино, Рубцы и Проказино.
Распространены и украшения из бронзы, сурьмы и золота: кольца, височные серьги, бляшки и браслеты. Основу хозяйства носителей покровской культуры составляло стойловое и отгонное скотоводство. Население покровской срубной культуры в этническом плане представляет индоиранскую этническую группу и имело определённые признаки индоарийского этноса на раннем этапе её развития.
Бережновско-маёвская срубная культура (XVII—XII века до нашей эры) распространена в степной и лесостепной полосе от Ингульца до Волги. Эпонимными памятниками являются Бережновский курганный могильник в Поволжье и Маёвский могильник у г. Днепропетровск. В 70-х годах ХХ века Н. К. Качаловой был выделен бережновский тип памятников. а И. Ф. Ковалёвой — маёвский. Общие черты погребального обряда позволили В. В. Отрощенко объединить оба типа в отдельную бережновско-маёвскую культуру в составе срубной культурно-исторической общности. Ю. М. Бровендер выделяет в её среде степановский тип памятников. Сформировалась на базе бабинской и покровской срубной культур. Памятники представлены поселениями, курганными и грунтовыми могильниками, рудниками, мастерскими, кладами и случайными находками. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на небольших возвышениях. Жилища представлены землянками, полуземлянками и наземными постройками с каменными основаниями стен. Для отопления жилищ использовали очаги.
Курганные некрополи размещаются преимущественно на террасах или возвышенностях по берегам рек, реже — на водоразделах. Включают небольшое количество насыпей, как правило, с несколькими досыпками. Практиковалось сооружение длинных курганов. Усопших хоронили преимущественно в подпрямоугольных ямах, иногда каменных ящиках, в срубах в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Известны также и кремации. Грунтовые могильники бережновско-маёвской культуры размещаются преимущественно на краях коренных берегов, первых надпойменных террасах и на небольших природных возвышенностях в пойме — в непосредственной близости от рек и синхронных им поселений. Погребения представлены ингумациями и кремациями. Захоронения по обряду ингумации совершались в подпрямоугольных ямах и каменных ящиках. Погребений в срубах на территории грунтовых могильников не зафиксировано. Усопшие располагались в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Кремации представлены погребениями в сосудах-урнах и в небольших грунтовых ямках. В качестве погребального инвентаря выступают сосуды, реже встречаются изделия из металла.
Ядро срубной общности сформировалось в лесостепном доно-волжском междуречье на основе местной абашевской культуры. Именно здесь, вдали от чужого влияния, срубная культура представлена в наиболее «чистом» виде. Многие её черты хорошо изучены.
Обычным типом расселения являлось расположение посёлков «гнездами», когда вокруг основного, наиболее крупного посёлка создавались небольшие «хутора».
К развитому этапу окончательно сформировался ведущий тип жилища. Это была полуземлянка средней площадью около 80-100 м2. На столбовой каркас опиралась двускатная кровля. Вдоль стен устраивались лежаки, в центре располагался очаг. Выход устраивался в короткой стене, обычно с южной стороны. Судя по размерам, постройка предназначалась для проживания большой семьи.
Иногда на сосудах, преимущественно в их верхней части, встречаются шнуровой орнамент и разнообразные знаки в виде крестов, солярных знаков, прямоугольников, схематических антропоморфных и зооморфных изображений. Ряд исследователей видит в них примитивное
пиктографическое письмо.
Распространены и украшения из металла: кольца, височные серьги, подвески из проволоки.
Основу хозяйства составляло стойловое и отгонное скотоводство, которое дополняло земледелие. В этническом плане носители бережновско-маёвской культуры представляют ираноязычную группу индоевропейской языковой семьи. В последнее время активно ведется научная дискуссия относительно верхнего хронологического предела срубной культурно-исторической общности. Некоторые исследователи продлевают её время существования вплоть до IX—VIII веков до нашей эры.
Тип хозяйства носителей срубной культурно-исторической общности базировался преимущественно на стойловом и отгонном скотоводстве, которое у населения бережновско-маёвской срубной культуры частично дополняло земледелие. В Днепро-Донецком междуречье обнаружены единичные зёрна культурных злаков, что свидетельствует о наличии пойменного земледелия в хозяйстве срубных племён. В предкавказских и прикаспийских степях и полупустынях, возможно, практиковалось полукочевое скотоводство. Тем не менее, основой хозяйства оседлого срубного населения эпохи поздней бронзы являлось стойловое и отгонное скотоводство.
Приоритетным являлось разведение крупного рогатого скота, меньший процент в стаде составляли лошади. Важную роль в хозяйстве населения срубной культурно-исторической общности занимало горно-металлургическое производство, которое базировалось на медистых песчаниках Приуралья (Каргалинское месторождение) и Донецкого кряжа (Бахмутское месторождение), использовались и рудопроявления Среднего Поволжья. Базовое производство изделий из металла преимущественно располагалось в нескольких посёлках металлургов-литейщиков — Усово озеро (Подонечье), Мосоловка (Подонье), Липовый Овраг (Среднее Поволжье), Горный 1 (Приуралье).
Орудия, необходимые для металлообработки, представлены топорами, молотами, молотками, рудотёрками, плоскими и желобчатыми тёслами и долотами, черенковыми ножами «срубного» типа и кинжалами. В позднесрубное время срубные кузнецы овладевают секретом получения кричного железа, из которого отковываются первые немногочисленные изделия, преимущественно небольших размеров и слабые по качеству изготовления. Встречаются украшения из золота.
Отсутствие письменных источников значительно осложняет решение вопроса об этнической принадлежности племён срубной культурно-исторической общности эпохи поздней бронзы. Таким образом, основным методом определения этнической принадлежности является установление связи ареала племён срубной общности с распространением индоиранских гидронимов и топонимов. Их доскифское происхождение было убедительно доказано лингвистом В. И. Абаевым. Позднее Н. Л. Членова проследила иранские гидронимы в степной и лесостепной полосе от Днепра до Оби, что полностью совпадало с ареалом распространения племён срубной и андроновской культурно-исторических общностей и доказывало их принадлежность к ираноязычной группе индоевропейской языковой семьи.
Носители срубной культуры хронологически предшествовали
скифам и киммерийцам. По этой причине срубная культура зачастую рассматривается как археологический аналог первых иранских диалектов Северного Причерноморья. Иными словами, носители культуры — предшественники скифов и родственных им народов. Однако существует и другая точка зрения: ареал срубной культуры — плацдарм, из которого происходила миграция древних иранцев на северо-запад современного Ирана. Согласно этой точке зрения, полукочевые скотоводческие племена срубной и андроновской культурно-исторических общностей представляют иранскую группу индоевропейской языковой семьи на раннем этапе её развития.
Европеоидный тип срубников широко представлен в погребениях.
Аридизация (иссушение) климата в конце эпохи бронзы (XI—VIII век до н. э.) привела к деградации и исчезновению срубной культуры.
Изменение климатических условий на сухую и прохладную погоду совместно с тотальным перенаселением привело к катастрофическим последствиям. Резко сокращается численность населения, что по археологическим данным фиксируется в уменьшении количества поселений и их культурной трансформации. Носители срубной культурно-исторической общности приняли непосредственное участие в формировании белозерской и бондарихинской культур финального этапа эпохи бронзы и оказали заметное влияние на население лесной полосы Восточной Европы в лице поздняковской и приказанской культур.
Культурная однородность территорий, достигнутая носителями Бабинской культуры, была непродолжительной. В эпоху поздней бронзы на Севере и Западе возобновились мощные западные влияния, а на юге и востоке восточные, что подтверждается сферами влияния металлургических провинций, которые пересекались между Южным Бугом и Северским Донцом. Концентрация упомянутых воздействий имела место в Приднепровье, и особенно на Киевщине, где фиксируются мощные очаги металлообработки, при отсутствии собственной руды. Племена, населявшие тогда территорию Украины, добросовестно выполняли функции «моста» между Востоком и Западом.
Начиная с XII века до н.э. произошли негативные изменения в климате (он становился всё холоднее и суше), демографической ситуации (отток населения), хозяйственной деятельности (попытка хоть как-то приспособления к неблагоприятным условиям) Прекращается разработка залежей медной руды, сворачивается металлообрабатывающее производство. Но одновременно осваиваются, хотя и медленно, навыки обработки железной руды и мобильные формы животноводства. Всё это можно охарактеризовать как подготовку к кардинальным изменениям, которые произошли уже в эпоху раннего железа, в начале I тыс. до н до н. э.
Во 2-ой пол. 2-го – нач. 1-го тыс. до н.э. она распространилась в степной и лесостепной зонах Европейской части бывшего СССР.
С 1000 по 200 гг. до н.э. наступает – киммерийско-скифский период южно-русских и Сибирских степей.
СРУБНАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ
Общность археологических культур бронзового века, существовавшая во второй половине II тыс. до н.э. (конец XVI-нач. XIII вв.).
Ареал распространения ‒ степи, лесостепи и полупустыни Восточной Европы, Южного Зауралья и Западного Казахстана от левобережья нижнего и среднего Днепра на западе до верховьев Урала на востоке. В настоящее время выделяется несколько локальных вариантов и даже культур.
Памятники срубной общности представлены поселениями, курганными и грунтовыми могильниками, рудными выработками, кладами медных слитков и орудий, а также случайными находками.
Впервые срубная культура была выделена В.А. Городцовым в 1916 году вместе с катакомбной и ямной культурами по характерному типу подкурганных погребений.
Поселения
Расположены обычно на низких речных террасах (Суруш, Сусканские 1-2, Мосоловоское). Жилища сооружались с использованием каркасно-столбовой конструкции. Различают наземные жилища, полуземлянки и землянки с двускатной и шатровой крышей. Стены сложены из дерна, укреплены бревнами, редко использовался камень-плитняк. В больших постройках (иногда до 150 м2) жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов, подпольные ямы, иногда колодец. На поселениях найдено большое количество керамики, металлических изделий, инструментов и приспособлений, связанных с металлическим производством. Исследованы также более двадцати поселений горняков и металлургов срубного времени в районе Каргалинского горно-металлургического центра на Урале. На Дону выделяется Мосоловка ‒ специализированное поселение металлургов-литейщиков.
Погребения
В восточных областях культуры известны женские захоронения с богатыми накосниками, изготовленными алакульскими мастерами из листовой бронзы, золотой и серебряной фольги (Лузановский, Ново-Ябалакинский 1).
В грунтовых могильниках (Смеловский, Алексеевский, Съезжинский) захоронения располагались рядами. Возможно, они были предназначены для людей с более низким социальным статусом.
Керамика
Керамика срубной культуры плоскодонная, представлена баночными, почти цилиндрическими, а также горшковидными и острореберными формами сосудов. Основной орнамент ‒ прямые горизонтальные и наклонные линии, каннелюры, зигзаги, горизонтальные елочки, ромбы, прямоугольники. Орнамент наносился среднезубчатым или гладким штампом, для украшения острореберных сосудов использовался мелкозубчатый штамп.
Металлургия
Хозяйство
Для основного ареала срубной общности ведущей формой хозяйства являлось придомное и отгонное скотоводство. В районах предкавказских и предкаспийских степей и полупустынь практиковалась подвижная, возможно полукочевая, форма. В стаде преобладал крупный рогатый скот, меньшая роль принадлежала овцам, козам и лошадям. Определенную роль играло и земледелие, судя по находкам специализированных орудий труда. Однако единичные зерна культурных злаков (в основном просо) обнаружены лишь в Донецко-Днепровском междуречье, в зоне пограничья срубной и сабатиновской культур. Возможно, это свидетельствует о наличии здесь пойменного земледелия.
Происхождение и связь с другими культурами
Происхождение срубных древностей ‒ одна из самых сложных проблем археологии бронзового века. Предполагалось, что первоначальное ядро срубной культуры сложилось на основе позднеямной культуры в Заволжье. Отсюда якобы началось ее распространение на запад до Днепра и на восток до Урала.
Срубная культура
Срубная культура
Содержание
Этимология и история открытия
Была раскопана на Северском Донце в начале XX века одновременно с ямной и катакомбной культурами. Определена как самостоятельная культура в 1905 году В. А. Городцовым. Известно не менее 500 археологических памятников.
Своё название срубная культура получила благодаря тому, что преимущественное большинство впервые исследованных на Северском Донце могил имело срубы, изготовленные из деревянных колод. На других территориях распространения срубных племен срубов в захоронениях выявлено мало. Покойников хоронили в простых грунтовых ямах или клали в каменные ящики.
Периодизация срубной культуры
В срубной культуре выделяются 3 хронологических периода.
Наивысшего расцвета срубная культура достигает во второй период (15-14 в. до н. э.). Наземный тип зданий остается преобладающим. В погребальном обряде поза адорации становится основной. Сокращается число богатых захоронений и вещей в них. Посуда стандартизуется на всей территории срубного культурно-исторического сообщества.
Завершающий этап срубной культуры на Южном Урале (14-12 в. до н. э.) характеризуется глубокой и разнообразной перестройкой материальной и духовной культуры. Наблюдается резкое сокращение числа памятников. Возможно, срубное население приняло участие в формировании ряда культур позднего бронзового века.
Из-за того, что срубные племена на всей территории своего распространения вступали в контакт с местным населением возникали локальные отличия в их культуре. Из остатков срубных памятников особо выделяются поселения Правобережной Украины, где выделяются сабатиновская группа памятников (степное Правобережье) и белозерская — на нижнем Днепре, которые часто называют отдельными культурами. Они отличаются и хронологически: срубная датируется 16-12 в. до н. э., сабатиновская — 14-12 в. до н. э., а белозерская — 11-9 в. до н. э. Поселения срубной, а особенно сабатиновской и белозерской культур, значительно больше, чем катакомбных — население вело оседлый образ жизни и занималось скотоводством и земледелием.
Ремёсла
Важной чертой срубной, сабатиновской и белозерской культур является значительное количество бронзолитейных мастерских и кладов бронзовых изделий. В клады, которых только в Северном Причерноморье выявлено больше 20, входят изделия из бронзы и слитки металла. Один из наибольших кладов обнаружен около села Рыбаковка, в Николаевской области, где находилось 50 бронзовых топоров-кельтов. Другой такой бронзовый клад, который был найден в Херсонской области, содержал семь серпов, топоры и слитки бронзы общей массой 24 кг.
В Причерноморье и Приднепровье в позднем бронзовом веке был свой бронзолитейний центр, о чём свидетельствуют мастерские, обнаруженные в селах Малые Копани, Завадовка в Херсонской области, Деревянная в Киевской области, Маяки вблизи Одессы и др. В Малых Копанях, например, найдено 19 половинок литейных форм, которые служили для отливания коротких мечей, кинжалы двух типов, кельты трёх типов, заготовки для копей и дротиков, долота двух типов, ножи, различные бляшки и подвески и др.
Основные археологические культуры Бронзового века Евразии | |
---|---|
Западная Европа | Артенакская | Бронзовый век Британии: Деверел-Римбери, Уэссекская | Колоколовидных кубков | Унетицкая |
Южная Европа | Апеннинская | Вилланова | Кастеллуччо | Нурагическая | Террамар | Эгейская (в т.ч. кикладская, минойская, микенская, элладская) |
Восточная Европа | Боевых топоров | Лужицкая | Полей погребальных урн | Тшинецкая | Трипольская |
Лесная полоса Евразии | Абашевская | Андроновская | Балановская | Белогрудовская | Глазковская | Поздняковская | Среднеднепровская | Фатьяновская |
Евразийские степи | Афанасьевская | Каракольская | Карасукская | Катакомбная | Майкопская | Окуневская | Петровская | Полтавкинская | Сабатиновская | Срубная | Тагарская | Черкаскульская | Ямная |
Закавказье и Средняя Азия | Кобанская | Куро-аракская | Маргианская | Тазабагьябская | Триалетская |
Восточная Азия | Саньсиндуй | Эрлиган | Эрлитоу |
Южная Азия | Хараппа |
См. также: Портал:Доисторическая Европа |
Полезное
Смотреть что такое «Срубная культура» в других словарях:
СРУБНАЯ КУЛЬТУРА — СРУБНАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура бронзового века (2 я половина 2 го начало 1 го тыс. до н. э.) в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России. Названа по погребениям в деревянных срубах. Исследованы остатки поселений … Русская история
СРУБНАЯ КУЛЬТУРА — (в археологии) эпохи бронзы (2 я пол. 2 го нач. 1 го тыс. до н. э.) в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части Российской Федерации. Названа по погребениям в деревянных срубах. Остатки поселений, курганные могильники, клады.… … Большой Энциклопедический словарь
Срубная культура — археологическая культура развитого бронзового века (2 я половина 2 го начало 1 го тыс. до н. э.), распространенная в степной и лесостепной зонах Европейской части СССР. Представлена поселениями, курганными кладбищами, кладами… … Большая советская энциклопедия
срубная культура — (археол.), бронзового века (второая половина 2 го начало 1 го тысячелетия до н. э.) в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России. Названа по погребениям в деревянных срубах. Остатки поселений, курганные могильники, клады.… … Энциклопедический словарь
Срубная культура — археол. культура ср. бронзового века на Юж. У. Термин С.К. введен в науч. оборот в нач. XX в. В.А.Городцовым. С.К. на Юж. У. занимает лесостепную и степную зоны респ. Башк., Оренб. и Челяб. обл., где нередко нас. этой культуры соседствует с… … Уральская историческая энциклопедия
СРУБНАЯ КУЛЬТУРА — археол. культура развитого бронз. века, распространенная гл. образом в степной, а также в лесостепной полосе Европ. части СССР во 2 й пол. 2 го нач. 1 го тыс. до н. э. Представлена поселениями, курганными кладбищами, кладами металлич. изделий, а… … Советская историческая энциклопедия
Срубная культура — выделена В.А.Городцовым. Памятники С. к. (поселения, грунтовые и курганные могильники) распространены в степях от Днепра до Поволжья. В стратиграфии курганов бронзового века погребения C. к. занимают верхнее положение по отношению к могилам… … Археологический словарь
Бережновско-маёвская срубная культура — Археологическая культура • Восточноевропейская степь и лесостепь Бережновско маёвская срубная культура Бронзовый век В составе Срубной культурно исторической общности Локализация степная и лесостепная полоса от … Википедия
Покровская срубная культура — Археологическая культура • Восточноевропейская степь и лесостепь Покровская срубная культура Бронзовый век В составе Срубной культурно исторической общности Локализация степная и лесостепная полоса от Северско … Википедия
Срубная культурно-историческая общность — Культурно историческая общность • Бронзовый век ←абашевская ←Синташтинская ←Катакомбная культура ←многоваликовой керамики … Википедия
- Что такое волонтерство общественной безопасности
- Что такое верона таблетки