Что такое стадиальный подход

Историко-стадиальный подход к историческому процессу

Историко-стадиальный подход к историческому процессу рассматривает человечество как единое целое, развивающееся по универсальным законам и проходящее в своем развитии ряд стадий. Цивилизация в рамках этого подхода – определенная стадия, этап развития общества.

Цивилизация представлялась как определённый и необходимый этап в развитии общества. Этот этап воплощает в себе технологический аспект развития культуры с акцентом не на качественные параметры бытия, а на количественные. Главное в цивилизации – непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса.

В XIX в. цивилизация рассматривалась как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого. Тем самым предпринималась попытка разрешить противоречия между идеей прогресса единого человеческого рода и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Считалось, что существуют локальные, отдельные цивилизации, а над ними есть ещё и Цивилизация как прогресс человечества в целом. Этот подход утверждал идею линейного прогрессизма, согласно которому в истории действуют силы и законы, имеющие универсальный характер, а национальные истории являются лишь частным случаем их проявления. Все народы в своей истории – одни быстрее, другие медленнее – движутся в одном направлении по одной линии прогресса, и поэтому более продвинутые европейские народы как бы задают цель и идеал общественного развития вообще. В рамках унитарного подхода появляются концепции «исторических» и «неисторических» народов, закон «трёх стадий эволюции мысли» О. Конта, теория «общественно-экономических формаций» К. Маркса и т. п.

Нередко понятием цивилизации обозначают отдельные стадии в развитии общества. В зависимости от выбранных критериев выделяют различные виды цивилизаций. Например, в зависимости от способа распространения информации выделяются устная, письменная, книжная и экранная цивилизации, в зависимости от механизмов обновления общества различают «традиционную и современную», «эволюционную и инновационную» цивилизации.

Выделение этапов развития человечества и сравнение различных цивилизаций может вестись по уровню технологического развития, от которого в значительной степени зависят характер культуры, положение человека в обществе, формы собственности. Выделяются следующие важнейшие технологические эпохи развития человечества:

· архаическая эпоха, когда человек в результате охоты, рыболовства и собирательства непосредственно присваивал готовые продукты природы;

· аграрная эпоха, последовавшая после неолитической революции в VII–III тысячелетиях до нашей эры. На смену присваивающему типу хозяйства пришли скотоводство и земледелие, что значительно увеличило численность населения и привело к образованию первых государств;

· индустриальная эпоха возникла в результате промышленной революции XVII–XVIII в., поднявшей производительность труда, что стимулировало новый рост населения и начало урбанизации;

· постиндустриальное общество, где решающую роль в производстве начинают играть способности и возможности человеческого интеллекта. Многократное увеличение производительности труда создает изобилие материальных благ, порождает новые средства удовлетворения физических и культурных потребностей.

Одним из вариантов историко-стадиального подхода выступает формационная концепция развития мировой истории К. Маркса, рассматривающая историю как естественно-исторический процесс. В анализе этого процесса Маркс выделяет категории «общественно-исторической формации», «общественных отношений», «исторической закономерности». С помощью этих категорий он пытается проследить логику всемирной истории как последовательную смену определенных этапов исторического развития.

Параметром, определяющим эти исторические этапы, или формации выступает взаимосвязь производительных сил и производственных отношений, а также все возрастающая роль субъективного фактора – сознательной деятельности народных масс, классов, партий, личностей.

Формационный подход выделяет в сложной сети общественных отношений ведущие – экономические, которые закрепляют основные структуры общества и положения социальных групп. С анализом типов собственности тесно связана проблема преемственности и единства исторического процесса, рассмотренная марксизмом с материалистических позиций. Это единство марксизм усматривает не в сознании людей, а в общественном бытии, развитие которого подчинено определенным социальным законам.

В качестве ступени, знаменующей завершение предыстории человечества и начало ее подлинной истории, в марксистской теории выступает коммунистическая формация, утверждающая всестороннее развитие человеческих способностей.

Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этнографический и исторический материал привели к тому, что в XIX в. сложилось представление, что у каждого народа «своя цивилизация».

Источник

§ 2. Ступени общественного развития

Сайт:Профильное обучение
Курс:Обществоведение. 11 класс
Книга:§ 2. Ступени общественного развития
Напечатано::Гость
Дата:Понедельник, 27 Декабрь 2021, 23:18

Оглавление

Что такое стадиальный подход. Смотреть фото Что такое стадиальный подход. Смотреть картинку Что такое стадиальный подход. Картинка про Что такое стадиальный подход. Фото Что такое стадиальный подход

Основные подходы к рассмотрению истории общества. В науке существуют четыре основных подхода к периодизации исторического процесса: формационный, стадиальный, технологический и цивилизационный.

Суть первых трёх подходов заключается во взгляде на мировую историю как на единый процесс поступательного развития человечества от низших ступеней к высшим. История делится на определённые стадии (ступени, этапы) в зависимости от уровня развития производительных сил, техники, технологий, экономики.

Основным достоинством данных подходов является возможность увидеть общие закономерности в историческом развитии различных народов, показать историю человеческого общества как единый процесс, предложить общую периодизацию истории. В то же время в процессе выделения этапов в развитии общества многие процессы рассматриваются упрощённо (в первую очередь те, которые касаются духовной жизни общества, развития культуры), мало внимания уделяется своеобразию развития различных обществ и народов.

Понятие «цивилизация» может рассматриваться и как определённая ступень в развитии общества, и как общность людей, объединённых рядом признаков. При цивилизационном подходе развитие человечества рассматривается как история многих цивилизаций с их особой культурой, традициями, религией, укладом жизни. В основе подхода лежит идея уникальности социальных явлений, своеобразия путей, пройденных отдельными народами (или локальными цивилизациями), которые существовали в разное время и в разных регионах планеты и одновременно сосуществуют в настоящее время.

В рамках формационного, стадиального и технологического подходов к истории рассмотрим идеи К. Маркса, У. Ростоу, Д. Белла и Э. Тоффлера.

Формационный подход. Формационный подход к периодизации истории возник во второй половине XIX в. в рамках марксизма.

На основе идей К. Маркса историками были выделены пять основных формаций:

В ХХ в. теория общественно-экономических формаций активно разрабатывалась в СССР и социалистических странах.

Стадиальный подход. В 1960-х гг. была сформулирована теория стадий экономического роста.

В концепции У. Ростоу выделяются следующие стадии:

В 1971 г. У. Ростоу добавил шестую стадию роста — стадию «поиска качества жизни» (качественное улучшение жизненных условий человека, расширение сферы услуг в области медицины, досуга, путешествий и т. д.).

Технологический подход. В настоящее время широкое распространение получил технологический подход, который позволяет выделить разные типы общества в зависимости от уровня развития техники и технологий.

Первая волна связана с аграрной революцией, в результате которой на смену обществу охотников и собирателей пришло общество земледельцев и скотоводов, произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Вторая волна обусловлена переходом от ручного труда к машинному производству в результате промышленной революции, которая привела к формированию индустриального общества.

Становление постиндустриального общества является результатом научно-технической революции (НТР).

Что такое стадиальный подход. Смотреть фото Что такое стадиальный подход. Смотреть картинку Что такое стадиальный подход. Картинка про Что такое стадиальный подход. Фото Что такое стадиальный подход

Используя метафору волн, Э. Тоффлер подчеркивает, что возникновение нового типа общества — это не единовременное событие, а продолжительный процесс зарождения, экспансии и угасания. Сегодня первая волна, медленно и неотвратимо обойдя весь мир, практически исчерпала свою силу. Третья волна только ускоряет свой разбег и сталкивается со второй волной, которая начала откатываться назад.

Доиндустриальная стадия (традиционное общество), в соответствии с технологическим подходом, характеризуется ручным трудом и примитивной техникой, высоким удельным весом сельского хозяйства в общественном производстве, незначительными размерами производства продукции на душу населения, медленным техническим прогрессом.

В социальной сфере доиндустриальное общество отличает жёсткая иерархическая социальная структура с низкой социальной мобильностью. Традиционное общество — это аграрный мир с господством деревни и устойчивого образа жизни, который мало меняется на протяжении многих поколений. Определяющую роль играют собственники земли, духовенство, армия. К этой стадии технологического развития относят всю историю человечества вплоть до Нового времени. На протяжении ХVII–ХIХ вв. в Западной Европе осуществлялся переход от традиционного общества к индустриальному.

Индустриальное общество характеризуется определяющей ролью промышленности в системе хозяйственной деятельности, господством машинного производства, массовым товарным производством, технологическим разделением труда, высокой концентрацией производства и рабочей силы. В экономической сфере происходит широкое развитие товарно-денежных отношений, в хозяйственной деятельности доминирует строгий экономический расчёт. Промышленное предприятие, предпринимательская деятельность отделяются от домашнего хозяйства. Социальная сфера отличается высоким уровнем горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Происходит урбанизация — города занимают определяющее положение в жизни общества. Таким образом, основой развития индустриального общества становится машинное производство, научно-технический прогресс, подкрепляемый духом предпринимательства, рыночной конкуренцией и рациональностью действий.

На смену индустриальному обществу во второй половине ХХ в. приходит общество постиндустриальное.

В постиндустриальном обществе экономику, основанную на производстве товаров, сменяет экономика услуг (транспорт, связь, торговля, кредитно-финансовая сфера, страховая деятельность, бытовые, социальные, деловые услуги). Это не означает снижения роли промышленного производства, оно остаётся основой реальной экономики. Происходит лишь возрастание доли услуг в процентном соотношении. Идёт сокращение числа работников, занятых в материальном производстве — не только сельскохозяйственном, но и промышленном. Применяются ресурсосберегающие технологии, которые обеспечивают повышение производительности труда и качества продукции. Определяющее место в процессе производства занимают специалисты, техники, менеджеры. Резко возрастает общественное значение научного знания. Многократно увеличиваются капиталовложения в отрасли, которые определяют научно-технический прогресс и наукоёмкое производство. Появляются комплексные научно-производственные объединения, которые соединяют науку, производство, образование, обслуживание.

Что такое стадиальный подход. Смотреть фото Что такое стадиальный подход. Смотреть картинку Что такое стадиальный подход. Картинка про Что такое стадиальный подход. Фото Что такое стадиальный подход

Почему при переходе к постиндустриальному обществу происходит так называемая революция менеджеров: роль управляющих корпорациями становится более значимой, чем роль их собственников?

Как вы думаете, соответствует ли инфографика «Эффективный менеджер» своему названию?

В социальной структуре общества происходят существенные изменения, связанные с формированием среднего класса, который является главной производительной силой общества и основной социальной базой гражданского общества. Под воздействием научно-технической революции складывается новый тип работника. Это высококвалифицированный специалист, ориентированный на постоянное повышение своих профессиональных знаний и умений. В постиндустриальном обществе усиленно развивается индустрия благосостояния, нацеленная на удовлетворение разнообразных потребностей людей. Всё больше средств расходуется на развитие образования, здравоохранения, транспорта, сферы досуга.

Источник

Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества

Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход к развитию общества.

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство – земля – принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него). Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться результатами своего труда, продавать произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд – это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).

Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

2. Цивилизационный подход к развитию общества.

Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.

Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.

Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.

Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

Источник

Стадиальный подход к пониманию движения общества (У. Ростоу)»

Стадиально-цивилизационный подход
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизаци

В подходе выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:
Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.
Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.
Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.
Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

54. «Формационный и цивилизационный подходы к пониманию процесса экономического развития человеческого общества»

Формационный подход был разработан К. Марксом и его последователями. Суть его заключается в том, что производительные силы общества в совокупности с производственными отношениями представляют определенный способ производства материальных благ, а способ производства в сочетании с политической надстройкой общества — социально-экономическую формацию. Основополагающим экономическим ядром каждого способа производства, а соответственно и формации, является господствующая форма собственности, поскольку именно она определяет способ соединения работника со средствами производства.

Формационный подход предусматривает, что развитие человеческого общества происходит как последовательная смена одного способа производства другим:

Формационный подход исходит из того, что решающая роль в общественном развитии принадлежит процессу производства, отношениям собственности, а его главными движущими силами являются противоречия между производительными силами и производственными отношениями и обострение классовой борьбы в обществе.

Однако в современных условиях формационный подход, при признании определенных его положений, подвергается критическому анализу.

Во-первых, пятиступенчатая периодизация развития общества не имеет всеохватывающего значения. Она более или менее приемлема в основном для стран Западной Европы, но не отражает в полной мере своеобразия развития азиатского способа производства, эволюции цивилизаций Китая, Индии, а также не освещает особенностей исторического развития России, Украины.

Во-вторых, формационный подход не раскрывает многообразия жизни, обедняет историю человеческого общества, сводя ее в основном к одному фактору — развитию материального производства, практически не учитывает роль социокультурного и других неэкономичных факторов в развитии общества (национальных, религиозных, этнических, ментальных и т. п.).

33. В-третьих, отражая историю развития человечества как процесс «революционного» разрушения старого способа производства и замены его новым, формационный подход, таким образом, допускает определенную прерывность (дискретность) естественно-исторического процесса.

34. В-четвертых, формационный подход чрезмерно абсолютизирует классовую конфронтационность между владельцами и невладельцами собственности, между работодателями и наемными работниками.

35. Поэтому с целью более глубокого научного познания закономерностей развития общества мировая общественная наука разработала и широко использует цивилизационный подход относительно познания истории развития человечества.

36. Цивилизация — исторически конкретное состояние общества, которое характеризуется достигнутым уровнем производительных сил, особой формой производства и соответствующей духовной культурой люде.,

37. Цивилизационный подход по-иному определяет закономерные ступени развития экономических систем.

38. В основу цивилизационного подхода положены следующие принципы:

1) многогранность анализа экономических систем;

2) естественная эволюционная постепенность исторического процесса;

3) отказ от классовых, конфронтационных оценок содержания и целей системы;

4) познание системы в единстве ее экономических и социокультурных элементов;

5) усиление роли человеческого фактора в общественном развитии;

6) признание мировой истории как единого планетарного целого.

39. Как видим, цивилизационный подход не страдает экономическим детерминизмом, поскольку предусматривает правомерность влияния и других факторов на развитие человеческого общества. Он ориентирован не на особенности способа производства, а прежде всего на целостность человеческой цивилизации, доминирующее значение общечеловеческих ценностей, интегрированность каждого общества в мировое сообщество (рис. 3.1).

40. Важнейшей чертой цивилизации является ее гуманистическая направленность. Человек выступает не только главным субъектом производства и цивилизации в целом, но и их непосредственной целью, целевой функцией.

Информационное общество».

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта.

Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА:

1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

3. Информация же является продуктом деятельности современного человека.

4. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

5. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

6. Безопасность информационного общества, информации.

7. Защита интеллектуальной собственности.

8. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

9.Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
* все большее влияние на общество средств массовой информации;

* информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

* существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

* многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

* существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2806 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *