Что такое стадики в рисовании

​Начало пути: стадики

Стадик (англоязычное слово study) — тренировочный набросок, чаще всего рисующийся за небольшое время с целью обучения. Дословно это переводится как «изучение».
По своей сути стадик может является зарисовкой, выполненной с натуры, фото или видео. А также учебной копией чужой работы. И все, конечно, ради единственной цели: это один из самых (если не самый) эффективных способов научиться рисовать и повысить свой скилл. Регулярные тренировки — единственный верный путь к победе, освоение новых навыков и верный шаг в сторону качественных работ.

В бой!

Но все ли так просто? Это, выходит, можно браться за все подряд и через пол года стать невероятно крутым художником?
К сожалению, нет. Смысл любой тренировки, если целью является эффективное и быстрое достижение результата, это грамотно выстроенная программа.
Самый простой пример: спортсмен, желающий бегать быстрее всех и забрать приз за личные достижения, не будет уделять много времени занятиям с тяжелым весом, конному спорту или боксу. Он будет развивать себя в соответствии с заданными требованиями — бежать настолько быстро, насколько это возможно.

Все верно. Шаг первый: поставить перед собой цель.

Бытует совершенно неправильное мнение, что «художник должен уметь рисовать все». Это настолько же «верно», как «врач должен уметь лечить любую болезнь» или «Можешь починить микроволновку? Ты же программист».
Хвататься за все и сразу сродни тому, что гнаться одновременно даже не за двумя зайцами. Что говорить, если ушастых сотни, а то и тысячи!
Цель — это осознанный вектор движения, помогающий максимально эффективно двигаться по заданному курсу.
Важно осознать, что именно хочется получить в итоге.
К примеру, здесь мне не нужна детализация. Смысл стадика был в том, чтобы максимально приближенно и быстро передать цветовую гамму.

Шаг второй. От общего к частному.

Если речь идет о человеческой фигуре, будет максимально неэффективно пытаться сразу изобразить все до мельчайших деталей. Стоит понять общую форму, выполнить простейшие наброски, осознать пропорции. К страшной «анатомии» со всеми ее мышцами, ракурсами ног и рук надо еще прийти. И прийти постепенно.
Это же касается любой из областей. Если стадик подразумевает лес, не надо делать упор на мельчайшие детали. Важно понять общее чтобы от него, постепенно, двигаться к частному.

Подпункт ко второму шагу. Где и как искать референсы?

Референсом называют вспомогательное изображение или рисунок. При помощи выбранной картинки художник изучает необходимые детали, черпает идеи и расширяет собственную базу «насмотренности», необходимую для дальнейшего обучения.
«Pinterest» давно зарекомендовал себя как хороший сайт для художников и дизайнеров. Можно собирать изображения и сортировать их по галереям, в зависимости от нужд.
«quickposes» Хороший помощник, если вы ставите перед собой цель выполнять наброски человека на время.
«unsplash.com» Огромное количество стоковых фотографий.
«https://vk.com/budi_art» В закрепленной записи 3D художник Дмитрий собрал скриншоты из известных фильмов. Стадики по кадрам кинокартин особенно эффективны тем, что помогают выработать вкус, понимание композиции и сочетания цветов.

Шаг третий. Осознанность и анализ.

Мало просто бездумно перерисовывать картинку (и тем более нельзя ее обводить или “обмазывать” поверх!). Для усиления эффективности учебного процесса художники рекомендуют избегать таких инструментов, как «пипетка», если речь идет о компьютерной графике, стараясь взять верный цвет на глаз.
Ваша задача: анализировать, а не просто передавать даже самую простую форму и самое простое освещение.
— Для начала можно выполнить учебную «копию» чужой работы. Но стоит помнить, что вам не нужно «точно такое же изображение». Для этого, как минимум, давно существует принтер, а у художника совсем иная задача. Внимательно изучите изображение. И постарайтесь выдать похожий результат исключительно на основе анализа. Это хороший метод для самого начала пути, но нет никаких гарантий, что вы запомните много всего и сразу.
Мои копии выполнены по референсам, взятых с «Pinterest»

— Отзеркаливание. Как следует из названия: отзеркальте изображение, которое хотите использовать для стадика. Это уже задача посложнее: мозгу потребуется прилагать усилия, чтобы анализировать картинку. Бездумная копия, при таком методе, становится невозможной. Но и потребует больше навыков, таких как понимание объекта, его построение и так далее.

— Выполните самостоятельную работу. Не опираясь на референсы. Это покажет, чему вы действительно смогли научиться. И, не менее важное, на что делать больше акцента при дальнейшей работе. Слабые зоны слабые только до тех пор, пока остаются без должного внимания и проработки.
— После выполнения самостоятельной работы проведите «работу над ошибками». Если вы брали за основу конкретный референс, изучив его перед началом, то вернитесь к основной картинке и внесите изменения, которые кажутся необходимыми. В случае, если работа предполагала «собирательный образ» стоит отыскать максимально подходящий материал и проанализировать, какие именно места в стадике кажутся вам откровенно слабыми и не проработанными. Можно исправить их или нарисовать новый.

Первый маяк выполнен по памяти. Я сделала его слишком темным, с «рыхлым» контуром, совершенно забыв, что это строение, в классическом исполнении, немного сужается к верхушке. Картинка вышла слишком серой и невыразительной. Кроме того, была использована не совсем подходящая для данной работы кисть.
Для второго маяка я изучила строение более детально, опираясь на референс исправила и запомнила, какие недочеты несла первая из картинок. Оба стадика выполнялись в один вечер и вся работа заняла 2-3 часа. Правильно поставленная цель, анализ, частичное копирование некоторых моментов с фото научили, как правильно изобразить запланированное.
Не забывайте, что один стадик решает ровно одну задачу. Не пытайтесь нагрузить себя сверх меры. Действуйте постепенно и осознанно, анализируя и подмечая ошибки.
Рисование — из тех навыков, который требует времени, терпения и сосредоточенности. Не существует «простого способа научиться», потому что учеба это всегда вложенный труд. Используйте время грамотно, определитесь с целями и идите к ним неспешно, вдумчиво и, что главное, регулярно.
И тогда все, обязательно, начнет получаться, а навык расти.
Для получения дозы вдохновения предлагаю познакомиться со стадиками Eytan Zana, который, несомненно, тоже проходил весь этот долгий и трудный путь. И достиг впечатляющего результата.

***
Хотите узнать все необходимое о сильной композиции — записывайтесь на курс по окружению школы CG LAB.

Благодарю за внимание и желаю успехов!
Материал подготовила Наталия Иванова специально для школы CG LAB

Источник

Что такое стадики в рисовании

Здесь рисунки и картины публикуют авторы, которые их создали.

Цифровые арты, рисунки на бумаге, картины на холсте, рисунки на ткани, дереве, камне и других материалах, процессы рисования, обучающие статьи, уроки, мастер-классы, полезности — творчество, которое своими руками сделали пикабушники и пикабушницы.

Даже почти не кусаемся.

Мы объединяем художников Пикабу, предлагаем обмениваться своим творчеством и опытом, популяризируем авторский контент.

Стремимся демонстрировать работы, которые показывают умение автора рисовать.

0. Без грубостей и хейта. Давайте жить дружно!

1. Лига Художников — работы, созданные вами.

Чаще всего это цифровые, традиционные рисунки, на ткани или иных носителях.

2. Слабые работы часто отклоняем, ибо они провоцируют негатив у зрителей.

3. Просим выкладывать картинки в хорошем качестве; на одном изображении только один рисунок; не под углом или наклоном; хотя бы в разрешении 700px; свои работы, а не себя или объекты вокруг.

4. Можем отклонить недоделки. Если хотите показать этап или фрагмент рисунка, покажите вместе с законченной работой.

— Мы приветствуем: традиционные рисунки, цифровые рисунки, рисунки на ткани и иных материалах, процессы создания, уроки, мастер-классы, лекции, полезности для художников.

Мы отклоняем: посты без ваших работ; слабые работы; некачественные фото; заказы, просьбы, вопросы, объявления; фотоарты, раскраски, обводки; 3D-графику; скульптуру; комиксы, дизайн, каллиграфию.

— Ваш пост может подойти в одно из этих сообществ.

ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: что влияет на успех поста? Как сделать пост заметнее? Читайте все рекомендации по ссылке =)

1. Всегда добавляйте картинку с законченной работой наверх поста. Даже если в посте этапы рисования / видео процесса.

2. Избегайте рекламных призывов вида «Подпишись, репостни, переходи по ссылке», чтобы не провоцировать агрессию читателей.

3. Укажите оригинального автора, если у вас копия другой работы или срисовка фото.

Или напишите про копию / срисовку в тексте поста.

Иначе зрители могут ругать за плагиат, т. к. в основе чужая идея.

1. Посты-повторы запрещены. Публикуйте одну работу один раз.
Если вашу работу кто-то выложил до вас, можно опубликовать её с тегом «повтор».

2. Эротика разрешена только в специальных NSFW-сообществах.

3. Торговля недопустима в любом виде.

— Воздержитесь от продаж через Пикабу, указания цен (даже в комментах) и обсуждения этих тем.

— Вместо этого автор может оставить в посте свои контакты.

Источник

Что такое стадики в рисовании

Здесь рисунки и картины публикуют авторы, которые их создали.

Цифровые арты, рисунки на бумаге, картины на холсте, рисунки на ткани, дереве, камне и других материалах, процессы рисования, обучающие статьи, уроки, мастер-классы, полезности — творчество, которое своими руками сделали пикабушники и пикабушницы.

Даже почти не кусаемся.

Мы объединяем художников Пикабу, предлагаем обмениваться своим творчеством и опытом, популяризируем авторский контент.

Стремимся демонстрировать работы, которые показывают умение автора рисовать.

0. Без грубостей и хейта. Давайте жить дружно!

1. Лига Художников — работы, созданные вами.

Чаще всего это цифровые, традиционные рисунки, на ткани или иных носителях.

2. Слабые работы часто отклоняем, ибо они провоцируют негатив у зрителей.

3. Просим выкладывать картинки в хорошем качестве; на одном изображении только один рисунок; не под углом или наклоном; хотя бы в разрешении 700px; свои работы, а не себя или объекты вокруг.

4. Можем отклонить недоделки. Если хотите показать этап или фрагмент рисунка, покажите вместе с законченной работой.

— Мы приветствуем: традиционные рисунки, цифровые рисунки, рисунки на ткани и иных материалах, процессы создания, уроки, мастер-классы, лекции, полезности для художников.

Мы отклоняем: посты без ваших работ; слабые работы; некачественные фото; заказы, просьбы, вопросы, объявления; фотоарты, раскраски, обводки; 3D-графику; скульптуру; комиксы, дизайн, каллиграфию.

— Ваш пост может подойти в одно из этих сообществ.

ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: что влияет на успех поста? Как сделать пост заметнее? Читайте все рекомендации по ссылке =)

1. Всегда добавляйте картинку с законченной работой наверх поста. Даже если в посте этапы рисования / видео процесса.

2. Избегайте рекламных призывов вида «Подпишись, репостни, переходи по ссылке», чтобы не провоцировать агрессию читателей.

3. Укажите оригинального автора, если у вас копия другой работы или срисовка фото.

Или напишите про копию / срисовку в тексте поста.

Иначе зрители могут ругать за плагиат, т. к. в основе чужая идея.

1. Посты-повторы запрещены. Публикуйте одну работу один раз.
Если вашу работу кто-то выложил до вас, можно опубликовать её с тегом «повтор».

2. Эротика разрешена только в специальных NSFW-сообществах.

3. Торговля недопустима в любом виде.

— Воздержитесь от продаж через Пикабу, указания цен (даже в комментах) и обсуждения этих тем.

— Вместо этого автор может оставить в посте свои контакты.

Источник

Подчини пластическую анатомию себе: как и зачем рисовать портретные стадики

Художник, который рисует как видит глаз, без участия разума, напоминает зеркало, которое отражает любой поставленный перед ним предмет, не познавая его

Леонардо да Винчи Анатомия. Записи и рисунки

Немало художников испытывают проблемы с анатомией. Это совершенно нормальная ситуация, из которой можно легко найти выход.

Сегодня мы попытаемся освоиться в теме рисования портретных стадиков. Для начала разберемся что такое пластическая анатомия и с чем ее едят.

Все что нужно знать про пластическую анатомию

Пластическая анатомия — раздел анатомии, который занимается изучением внешних форм и строения тела животных и человека в состоянии движения и покоя. Она включает в себя анатомию костей, суставов, мышц и общих сведений о кожном покрове. В состоянии движения мышцы напряжены, а в состоянии покоя расслаблены.

У кого-то в голове могла появиться мысль: «Зачем мне изучать кости, если я хочу рисовать мышцы и фигуру человека?». Мы с легкостью ответим на этот вопрос!

Форма скелета очень важна, она представляет собой основу всего тела. Ориентируясь по положению и форме костей, становится легче следить за расположением мускулатуры и суставов. В свой черед мышцы прикреплены к скелету в определенных местах, поэтому если вы хорошо знакомы с костной основой, работа с изображением становиться на много проще и приятнее.

Канон — это некий готовый образ, где уже заранее показаны все нужные пропорции человеческого тела.

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Готфрид Баммес «Изображение фигуры человека»

Золотое сечение — это некая пропорция, применяемая в каноне, что подразумевает деление линии на две части в соотношении — 1,61 к 1.

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Наглядная демонстрация работы золотого сечения

Разбираемся со структурой головы человека

После того, как мы разобрались что такое пластическая анатомия, можно переходить к базовым знаниям, которые нужны для понимания принципов построения правильного портрета.

Череп

От костной основы зависит форма головы, которая наделяет человека индивидуальностью. Каждому свойственна своя высота и наклон лба, ширина челюсти, высота скул и много других особенностей. Именно это и создает отличительные черты человека.

Череп можно разделить на две основные массы:

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Наглядная демонстрация деления на массы

Череп человека состоит из 23 костей. Восемь из них являются парными и еще семь непарными.

Для работы с портретом важны кости наружного отдела. На рисунке ниже продемонстрировано положение этих костей и их названия.

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Кости наружного отдела человеческого черепа

Мышцы головы

Мышцы покрывают череп и придают лицу пластичную форму. Их можно разделить на две группы:

Рисунок ниже показывает и называет основные мышцы головы.

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Мышцы головы

КУРС ПО ТЕМЕ: АНаТОМИЯ ДЛЯ ХУДОЖНИКА

⚡ Ты начнешь рисовать с блоков-примитивов, а закончишь реалистичными рисунками с натуры.

⚡ Научишься визуализировать разные части тела, познакомишься с особенностями скелетной структуру, пластикой фигур и основными группы мышц.

⚡ Узнаешь о распределениях жировых отложений и расовых различиях, а также сможешь изображать тело в движении.

Части лица

Как правильно нарисовать нос, глаза, рот и ухо? Лучший способ понять конструкцию частей лица — разобрать их на простые формы.

Глаз

Чтобы правильно изобразить глаз, необходимо понимание некоторых его особенностей. А именно то, из каких частей он состоит, как разместить его и правильно покрыть веком.

Глаз человека можно разделить на следующие части:

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Рисунок с отмеченными частями

В основе глаза лежит глазное яблоко, которое напоминает сферу. Если смотреть на эту сферу под определенным углом, она имеет выпуклость в месте зрачка.

Веко ложится поверх этой сферы, будто огибая ее. Важно понимать что у века есть толщина, которую нужно показать. Стоит также не забыть про слезник. Если смотреть на глаз в профиль, он будет немного выглядывать.

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Зарисовка к описанию

Так как верхнее веко направлено вниз, место его толщины будет находиться в тени. Толщина нижнего века наоборот будет подсвечена по причине того, что она направлена вверх. Вокруг зрачка находится радужная оболочка. Если глаз расслаблен, небольшая часть радужной оболочки будет прятаться под верхним веком.

Нос

В носу выделяем такие части, как:

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Рисунок с отмеченными частями

Тело носа состоит из двух разных по размеру и форме частей. Хрящ разделяется перегородкой, что способствует формированию носовых камер. Крылья соприкасаются с кончиком носа и с внешней стороны заворачиваются внутрь.

Ребро — самая выпирающая точкой носа. Оно находится на кончике и разделяет его на верхнюю и нижнюю плоскости. В этом месте происходит перелом света и тени.

Вниз от крыла тянется складка, которая с возрастом проявляется ярче. Если есть цель нарисовать человека постарше, стоит сделать акцент в этом месте. Но если это портрет молодой особы, стоит немного сгладить эту складку.

Рот человека

Рот делим на следующие части:

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Рисунок с отмеченными частями

Носогубная складка находится между губами и носом. В ее нижней части находиться арка купидона — бортик, что формирует углубление треугольной формы на пике верхней губы.

Ротовое отверстие заканчивается уголками рта. Оно определяет ширину губ. В месте под аркой купидона, верхняя губа имеет небольшую припухлость, которая может делиться на две части.

В основе нижней губы также лежат две массы, которые определяют ее форму. Под ней находиться небольшая ямка, которая являет собой переход к подбородку.

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Зарисовка к описанию

Ухо

Ухо состоит из таких частей, как:

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Рисунок с отмеченными частями

В ушной раковине есть внутренний и внешний контур. Козелок является концом скулы. Он находится возле ушного отверстия и переходит во внешний контур уха.

Структуру уха можно легко понять, поделив ее на простые геометрические формы.

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Зарисовка с постепенным делением уха на формы

О важности стадиков

Пришло время применить на практике полученные знания. Лучше всего для этого подойдут стадики.

Стадик — это тренировочный набросок или рисунок, который чаще всего создается за небольшое время с целью обучения.

Именно рисование таких набросков относится к числу самых эффективных способов повысить свои умения и освоить новые навыки в рисовании. Это могут быть стадики для лучшего понимания цвета и света, для изучения структуры дерева и многое другое.

В нашем случае, эти наброски будут посвящены портрету человека. Для получения лучшего и быстрого результата стоит придерживаться некой поэтапности в рисовании.

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисовании Пример стадика

Лучшим вариантом будет выбрать для себя до пяти фотографий с нужным предметом в разных ракурсах. Не стоит спешить. Важно не количество, а качество. Нужно анализировать все что вы рисуете. Стадики не должны быть бездумными, потому что тогда они перестают нести в себе какой-либо обучающий характер.

КУРС ПО ТЕМЕ: АНаТОМИЯ ДЛЯ ХУДОЖНИКА

⚡ Ты начнешь рисовать с блоков-примитивов, а закончишь реалистичными рисунками с натуры.

⚡ Научишься визуализировать разные части тела, познакомишься с особенностями скелетной структуру, пластикой фигур и основными группы мышц.

⚡ Узнаешь о распределениях жировых отложений и расовых различиях, а также сможешь изображать тело в движении.

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисованииПример стадика частей лица

Стоит в вопросе рисования портретов придать значение этническим различиям. Для каждой этнической группы присущи свои отличительные особенности. Подробнее об этом мы говорили в этом материале.

Что такое стадики в рисовании. Смотреть фото Что такое стадики в рисовании. Смотреть картинку Что такое стадики в рисовании. Картинка про Что такое стадики в рисовании. Фото Что такое стадики в рисованииПример стадика по рисованию головы

Без тщательной подготовки практически невозможно нарисовать грамотный портрет. Но даже если первые попытки не слишком удачны, не стоит останавливаться! С каждым разом твои стадики будут выглядеть все лучше, а времени на рисование будет уходить все меньше.

Источник

Как научиться рисовать любые материалы?

Что такое рендер и как с ним справиться? Как использовать материалы в дизайне и избежать досадных ошибок? Расскажем на примере курса «Рисование материалов». Упражнения и советы из статьи можно использовать вне курса.

Хороший рендер дает нам ответы на все вопросы — что мы видим, где оно находится и для чего используется.

Рендер как этап

Практиковаться в рисовании материалов нужно для того, чтобы ваши работы выглядели реалистично и убедительно. При этом не важно, в какой стилистике вы рисуете — в мультяшной или с упором на реализм. Зритель должен понимать что он видит перед собой. Эту задачу художник решает на этапе рендера.

Термин «рендер» часто используется в цифровом рисовании. Он перекочевал к CG-художникам из сферы 3D-моделирования. Корни само слово берет из позднелатинского reddere, которое изначально означало «возвращать, восстанавливать». По сути, рендер — это финальный этап визуализации объекта, на котором он приобретает конечный вид. Синонимами являются также слова «прорисовка» и «отрисовка».

Простой серый круг благодаря магии рендера превращается в увесистый стальной шар. Мы рассказали в этой статье, как рисовать сферы из разных материалов.

База — прежде всего

Перед тем, как приступать к рисованию, нужно понимать, что умение реалистично изображать материалы — это лишь верхушка айсберга. Без базовых знаний такой навык практически бесполезен; он работает только в связке с другими. Как бы круто ни были зарендерены доспехи и меч рыцаря, они не зацепят внимание, если у них будет скучный дизайн. Неверная тоновая разбивка или неудачно подобранные цвета тоже не сделают рисунок привлекательнее.

Форма, светотеновой тон и цвет являются важнейшими составляющими рисунка. Автор — Christian Bravery.

«Курс «Рисование материалов» — логическое продолжение цепочки курсов: «Основы CG-рисунка» —> «Скетчинг и форма» —> «Рисование материалов». Поэтому, исходя из этой логики, ваше изучение материалов будет более эффективным, если вы уже владеете азами цифрового рисования, умеете генерировать интересные формы и силуэты, а также изображать объекты в разных ракурсах. Тем не менее, на курсе мы не просто учим рисовать железо, камень и т.д., но уделяем внимание дизайну и передаче форм».

Иван Смирнов, основатель школы Smirnov School.

Способность материалов отражать, пропускать и поглощать свет является их фундаментальны свойством. По сути все, что мы видим — это световые волны, которые отразились от предметов. Их затем улавливают наши глаза. По данному признаку большую часть материалов можно условно разделить на три группы — матовые, глянцевые и прозрачные. На эти блоки и разбит курс «Рисование материалов». Также добавлен четвертый блок, где разбираются материалы со сложной структурой и объясняются принципы, которым стоит следовать в дизайне.

«Обучение на курсе построено по принципу изолированного освоения. Любой навык лучше тренировать, не отвлекаясь на что-то другое. Студенты осваивают каждый тип материала отдельно и тренируются на заранее заготовленных предметах простой формы. Так мы пропускаем работу, которая предшествует этапу рендера и сосредотачиваемся на теме курса».

Андрей Астахов, автор курса «Рисование материалов».

Теперь пробежимся по особенностям материалов, расскажем, какие ошибки чаще всего допускают студенты и как их избежать.

Блок 1. Матовые материалы и общие правила

«Матовый материал является одним из самых сложных для рисования. Как показывает практика, студенты больше усердствуют в работе с бликами и отражениями. Принципы изображения матовых поверхностей они при этом упускают, считая, что это простейший этап обучения».

Иван Смирнов, основатель школы Smirnov School.

Особенности передачи материала

Курс начинается с изучения матовых материалов, поскольку на них удобно тренироваться в передаче формы и объема и разбираться с освещением. При этом не нужно отвлекаться на расстановку бликов и прорисовку отражений.

Способность предметов отражать свет во многом зависит от состояния их поверхности и способности пропускать свет. Матовые материалы — они же чаще всего являются диэлектриками, т.е. неметаллами — обычно имеют шероховатую поверхность. Световое излучение отражается от неровностей поверхности во всех направлениях, а в диэлектриках даже проникает в верхние слои материала. Поэтому каждая грань предмета будет казаться однотонной. На матовых материалах нет ярко выраженных бликов, отражений и глубоких теней, а переходы между светом и тенью — плавные.

В физике такой тип отражения называется диффузным.

Матовые материалы часто имеют природное происхождение. Ими могут быть камень или древесина, не подвергшиеся обработке. Природа редко использует ровные линии, поэтому силуэты таких материалов не будут иметь идеальную форму.

Неровности поверхности бывают столь большими, что искажают силуэт. Это улучшает узнаваемость материала.

Освещение

Вопрос о том, как осветить объект, возникает с первого задания. Пока вы тренируетесь, советуем придерживаться классической схемы постановки освещения. Она предусматривает три источника света:

Трехточечная схема освещения улучшает читаемость формы предмета.

Для того, чтобы цвета были выразительнее, художнику следует помнить про золотое правило живописи — свет теплый, а тень холодная (или наоборот, подробнее тут). Так нам удастся не только внести разнообразие в цветовую палитру, но и сделать освещение естественным.

Разные инструменты для разных задач

Важно понимать, когда какие инструменты использовать. Например, какую кисть взять для формирования краев — жесткую или мягкую, и как с ней работать, чтобы избежать «мыльности». Часто это не вопрос выбора одного инструмента, а целого пайплайна (рабочего процесса, который включает и инструменты, порядок работы с ними). На курсе разбирают несколько таких пайплайнов: послойное рисование от черно-белой основы, покраска с помощью «карт градиентов» (о ней ниже) и другие.

Для рисования простых матовых материалов подходит метод отрисовки от ч/б с прорисовкой теней от рассеянного света (ambient occlusion, подробнее — тут). Делается это мягкой кистью, тени выделяются с помощью лассо, предмет красится послойно, с учетом разных режимов наложения. Чтобы не выходить за края фигуры, используются маски. Метод классический, но рабочий. Подробнее о нем тут.

Совет. Составляйте чек-листы с характеристиками материалов

Хорошая практика — составлять списки характерных признаков каждого материала. На курсе студенты формируют их на базе материалов лекции, вы можете составить их самостоятельно.

Если не совсем понятно, что искать, можно посмотреть на характеристики материалов, которые используются в 3D-программах. Почитать о разных характеристиках можно, например, тут и тут, или подождать большой статьи по отрисовке материалов, которую мы сейчас разрабатываем.

Ошибки и решения

Ошибка I. Рисуем вообще без референсов

Бывает, что студенты пренебрегают использованием референсов. «Ну я уж точно знаю, как выглядит дерево», — могут подумать они. Однако при рисовании по памяти можно упустить важные нюансы, о которых мы не задумываемся, когда смотрим на объект. В результате ухудшается узнаваемость материала.

Решение

Не пренебрегаем референсами. Это не чит и не мошенничество, а нормальная практика. Копирование и опора на реальные примеры — основа любого художественного обучения.

Домашнее задание с первого блока Студенты учатся изображать матовые материалы: керамику, камень, дерево, сыр. Конечно, в процессе они плотно опираются на референсы.

Ошибка II. Тонем в референсах

Есть и другая сторона — использование слишком большого количества референсов для одной учебной работы. В таком случае легко запутаться в цвете и текстурах, а студент тратит очень много времени на создание одного рисунка, что неэффективно.

Решение

Каждый референс который вы отобрали, должен решать определенную задачу. Например: освещение, цвет, фактура-текстура, ракурс. Если вы не понимаете, как использовать остальные референсы, посмотрите их, вдохновитесь и сложите в папочку. Если они понадобятся, вы вернетесь к ним позже.

«Не нужно пытаться создать шедевр из учебной работы. На курсе мы нарабатываем визуальную библиотеку, поэтому лучше сделать за час 6 «стадиков» по материалу, чем один. Это же касается и тех моментов, когда студенты излишне увлекаются детализацией. Нужно вовремя остановить себя и оставить зоны отдыха».

Дарья Овчинникова, ментор курса «Рисование материалов».

Ошибка III. Не учитываем влияние среды

Некоторые студенты рисуют предметы отдельно от фона. В итоге, несмотря на светло-серый фон, они получаются слишком темными или светлыми. Это происходит потому, что студенты не учитывают среду.

Решение

«Рендер — это как раз про то, как объект и среда взаимодействуют между собой. Когда мы рисуем стадики, нужно обращать внимание на тон задника — он показывает интенсивность заполняющего света».

Дарья Овчинникова, ментор курса «Рисование материалов».

В абстрактной комнате, в которой находится предметы, достаточно заполняющего света, чтобы осветлить затененные участки.

Блок 2. Глянцевые материалы

Далее студенты переходят к изучению глянцевых материалов. Так проще: совсем базовые понятия уже изучены, можно вдаваться в нюансы, увеличивая сложность по нарастающей.

Особенности изображения

Ровные гладкие поверхности отражают свет гораздо лучше, чем пористые и шероховатые (матовые). Световое излучение в таком случае сфокусировано. Поэтому наши глаза видят на самом освещенном участке яркое пятно — блик.

На этой гифке видно, как матовая сфера становится блестящей благодаря глянцевитым отражениям.

Поскольку большая часть фотонов отражается в одном направлении, затененные участки получают меньше света. От этого тени становятся глубже. Тени и блики повторяют форму предмета, поэтому к их прорисовке нужно подойти особенно ответственно.

Яркость блика и глубина теней зависят от отражательной способности материала. По сути, глянцевый блеск — это промежуточное состояние между диффузным рассеиванием света и зеркальным отражением, когда свет максимально сфокусирован. Поэтому его интенсивность может сильно изменяться.

Четкость блика и теней напрямую зависит от гладкости поверхности.

Как ускорить отрисовку материалов

Рисовать несколько материалов сложнее и дольше, чем один. Особенно если художнику нужно сразу все: и световой тон сохранить, и материалы передать, и работу быстро закончить.
Один из способов решить эту проблему — начать работать с ч/б, а потом покрасить картинку с помощью инструмента Adobe Photoshop: «Карты градиентов» (Gradient Maps). Этот метод широко применяется в индустрии, учат ему и на курсе. В русскоязычном сообществе о нем много рассказывал Артур Гимальдинов.

Основные принципы работы с картами градиентов описываются в этом видео:

Марк Брюнет (Marc Brunet) красит ч/б-иллюстрацию с помощью карт градиентов.

Ошибки и решения

Ошибка I. Отражения и тени неправильной формы

Бывает, что студенты рисуют блики и тени случайным образом. При этом теряется ощущение объемности и формы предмета, он выглядит неестественно.

Решение

«Тени и отражения нужно рисовать с учетом формы предмета. Как проконтролировать этот момент? На отдельном слое можно нарисовать сетку по форме предмета или оставить линии построения, а затем сверяться с ними».

Дарья Овчинникова, ментор курса «Рисование материалов».

Одно из упражнений на курсе. С помощью простых фигур студенты учатся правильно расставлять блики и тени.

Ошибка II. Не учитываем влияние среды (опять)

Окружающая среда влияет на все объекты. При этом чем выше отражательная способность материала, тем больше ее влияние. Хром, к примеру, и вовсе является отражением среды, искаженным под форму предмета. Однако, студенты иногда повторяют ошибку первой недели и вновь не учитывают окружение. Найдя, например, фото с кувшином на светлом фоне, они рисуют предмет из того же материала, но уже на темном фоне. При простом копировании референса в таком случае тени будут слишком светлыми, что является ошибкой. Объект не впишется в окружение.

Решение

«Лучший способ понять, как работает отражение — это найти предмет из подходящего глянцевого материала и хорошенько его повертеть. Если такого нет под рукой, то можно поискать видео. Мы учим анализировать референсы, а не бездумно их срисовывать».

Дарья Овчинникова, ментор курса «Рисование материалов».

Домашние задания второй недели учат студентов работать с глянцевыми материалами, регулировать их отражательную способность, а также анализировать референсы.

Блок 3. Прозрачные и полупрозрачные материалы

Теперь переходим к материалам с разной степенью прозрачности: стеклу, драгоценным камням и т.п. Изучаем, как они будут выглядеть в разных сеттингах: полированное стекло в сай-фай и фэнтези мирах будет выглядеть по-разному.

Особенности изображения

Прозрачные материалы способны пропускать сквозь себя световое излучение. Оно преломляется в зависимости от формы предмета, но при этом не теряет фокусировку, т.е. не рассеивается. В этом прозрачные материалы очень похожи на зеркальные, но с той лишь разницей, что мы видим не только то, что находится перед объектом, но и то, что позади него.

«Если мы рисуем стеклянную сферу, то стоит делать все на разных слоях. На одном — нарисовать преломленные предметы позади сферы, а на другом — то, что отражается в ней.Так мы сегментируем задачи и не путаем две разных части окружающей среды».

Иван Смирнов, основатели школы Smirnov School.

Примеры того, как стеклянная сфера и вода преломляют изображение.

В идеале свет внутри материала движется по прямой линии, но из-за его структуры фотоны могут сильно менять свою траекторию и рассеиваться в разные стороны. Если посмотреть сквозь такой материал, то мы увидим мутную картинку. Особенно этот эффект проявляется у полупрозрачных материалов.

«На третьей неделе курса студенты рисуют склянки — пустые и заполненные жидкостью. Это помогает понять, как работает подповерхностное рассеивание в полупрозрачном материале, и как ведет себя стекло, которое в данном случае является разделителем сред».

Иван Смирнов, основатель школы Smirnov School.

Домашние задания продолжают усложняться. На предметах третьей недели мы не только изучаем новые материалы, но закрепляем навыки, полученные в предыдущих блоках.

Ошибки и решения

Ошибка I. Добавляем слишком много бликов

В попытках показать, что на рисунке изображена вода, стекло или драгоценный камень, можно увлечься с расстановкой бликов. Тогда они появятся там, где их не должно быть.

Решение

«Важно помнить, что блик — это отражение источника света, и располагается он на выпуклой части освещенной поверхности. Блика не будет там, куда не падает свет».

Дарья Овчинникова, ментор курса «Рисование материалов».

Блик принимает форму источника света. В данном случае им является прямоугольное окно.

Ошибка II. Скучные цвета на рисунке

Богатство оттенков делает работу живописной и интересной. Однако, боязнь взять не тот цвет приводит к ограничению количества используемых цветов. В итоге жидкость в склянках становится слишком выбеленной, скучной и плоской.

Решение

«Чтобы оживить картинку, можно добавить к основному цвету каустической тени оттенки соседнего по спектру. Так наша палитра станет богаче».

Дарья Овчинникова, ментор курса «Рисование материалов».

Бирюзовое зелье стало выглядеть интереснее благодаря примеси зеленого цвета рядом с каустикой — местом, где резко возрастает интенсивность света благодаря фокусирующему свойству изогнутого стекла.

Ошибка III. Нет композиционного фокуса

Решение

«При работе над предметом нужно задуматься о том, на что вы хотите обратить внимание зрителя. Цвета не должны спорить между собой. Для этого нужно контролировать не только их тон, яркость и насыщенность, но и площадь, которую они занимают на предмете. По этому параметру цветовые пятна можно разделить на базу, нюанс и акцент».

Дарья Овчинникова, ментор курса «Рисование материалов».

В работе важно соблюдать баланс в соотношении цветовых пятен.

Что такое БНА?

БНА — это те самые база, нюанс и акцент, о которых говорила Дарья выше. Базовый цвет занимает наибольшую площадь на предмете. В примере этого блока обучения базой выступает жидкость в склянках. Остальные группы цветов подбираются по отношению к базе. Нюанс — это то, что является дополнением к основному цвету, а акцент — контрастом, который и притягивает взгляд зрителя.

Блок 4. Сложные материалы. Собираем все вместе

Сложные материалы и их свойства

В завершающем блоке обсуждаем свойства некоторых материалов, которые могут вызвать затруднения при рендере. Чтобы убедительно их нарисовать, референс просто необходим.

1. Перлисцентность — свойство материала изменять свой цвет в зависимости от угла, под которым мы смотрим на предмет. Такой предмет будет переливаться всеми цветами радуги. Это происходит благодаря интерференции светового излучения. Суть процесса заключается в том, что луч света разделяется, его волны многократно отражаются и накладываются друг на друга, изменяя свою интенсивность.

Белый свет в результате интерференции раскладывается по цветам видимого спектра.

2. Анизотропия — это способность материала иметь разные свойства в разных направлениях благодаря его микроструктуре. Неровности в виде последовательно расположенных бороздок, волокон или царапин приводят к тому, что отражения растягиваются по поверхности анизотропного материала перпендикулярно направлению рельефа.

Важное условие для появления анизотропии — множество упорядоченных и тесно расположенных неровностей.

3. Свечение. В то время, как большинство материалов поглощают и отражают свет, некоторые его наоборот испускают. В таких случаях важно помнить, что сердцевина светящегося предмета будет самой яркой. Исходящее от нее излучение будет рассеиваться по мере удаления от источника.

Свечение имеет разную природу — это может быть нагретое тело, результат химической реакции, ионизирующего излучения и т.д.

Материалы как часть дизайна

Умение хорошо рисовать материалы — это еще не все. Мало кого впечатлит хорошо нарисованный кусок железной руды, но «зацепит» интересный меч, который усыпан самоцветами. В концепт-арте через материалы показывают не просто красивую картинку, но и рассказывают о назначении, функции элементов составного объекта. Например, металлическая окантовка защищает деревянный сундук от сколов, а драгоценная инкрустация говорит, что он принадлежит человеку с деньгами. Поэтому вопросу того, как комбинировать материалы в рамках одного предмета, на курсе уделяется особое внимание.

«Когда мы создаем что-то новое, нужно помочь зрителю ориентироваться в придуманном нами мире. Грубо говоря, если в дизайне есть две детали, предназначенные для одной и той же функции, то они должны быть из одного материала. Если функции разные, то и материалы тоже будут разные. На этой базовой логике должен строиться весь концепт».

Иван Смирнов, основатель школы Smirnov School.

Ошибки и решения

Ошибка I. Пытаемся уместить все и сразу на одном предмете

В задании четвертой недели студентам нужно рендерить перчатку. На этом этапе некоторые вновь стараются разработать дизайн без оглядки на референсы. При таком подходе он часто выходит несбалансированным.

Решение

Желание придумать что-то свое — похвально и правильно, однако на этапе обучения лучше научиться проверенному пайплайну и лишь затем приступать к экспериментам. Преподаватели курса советуют выбрать один ключевой референс для дизайна и цвета, а также не смешивать сеттинги и стили, чтобы можно было оценить, насколько хорошо студент умеет считывать информацию с референса и воспроизводить дизайн-код. Если без понимания намешать всего, получится каша.

В рамках обучения лучше нарисовать пять разных перчаток, чем пытаться уместить sci-fi, фэнтези и стимпанк на одной.

Как прокачать рисование материалов?

Вы можете учиться этому самостоятельно, плотно изучая каждый материал, или прийти к нам на курс. Если вы хотите к нам — будем рады вас видеть.

«Для того, чтобы справиться с курсом, достаточно уделять домашним заданиям 1-2 часа ежедневно. Если потратить на практику хотя бы 8 часов в неделю, то уже можно получить ощутимый результат».

Иван Смирнов, основатель школы Smirnov School.

Если хотите учиться сами, то советуем для начала нарисовать сферу нужного материала, после — хотя бы три предмета, сделанных целиком из этого же материала. Далее по этой же схеме переключиться на следующий материал, и только после этого пробовать их комбинировать.

Например, базовые материалы:

В любом случае полезной практикой будет принять участие в челленджах по отрисовке текстур. Их существует несколько: например, довольно известный от Джонатана Хардести. Его задача — нарисовать 500 шариков разных материалов.

Когда обычные сферы материалов приедаются, можно развлечься, превращая их в сюрреалистичных животных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *