Что такое стадия и какова история ее происхождения
СТАДИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СТАДИЯ» в других словарях:
стадия — См … Словарь синонимов
Стадия — завершающая стадия ядерного топливного цикла деятельность, включающая транспортировку, хранение, переработку ОЯТ, обращение с радиоактивными отходами и их захоронение. начальная стадия ядерного топливного цикла деятельность, включающая разведку,… … Термины атомной энергетики
СТАДИЯ — СТАДИЯ, стадии, жен. (греч. stadion). 1. Период, фаза или ступень в развитии чего нибудь (книжн.). Империализм, как высшая стадия капитализма (название работы Ленина). Стадия расцвета. Кризис в стадии нарастания. Туберкулез в последней стадии. 2 … Толковый словарь Ушакова
СТАДИЯ — (греч. stadion) период, фаза, ступень экономического процесса. Например, воспроизводственный процесс делят на стадии: производство, распределение, обмен, потребление. В жизненном цикле продукции выделяются стадии разработки, освоения производства … Экономический словарь
СТАДИЯ — СТАДИЯ, и, жен. Период, ступень в развитии чего н. С. роста. С. болезни. | прил. стадийный, ая, ое (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СТАДИЯ — (греч. städion – мера длины у древних греков) период, ступень в развитии чего либо, имеющие свои качественные особенности. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия
СТАДИЯ — (от греч. stadion стадий (мера длины)) англ. stade; нем. Stadium. Период, уровень или степень в процессе развития (роста или изменения). Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
СТАДИЯ — [от греч. stadion стадий (мера длины)] у растений, результат каждой трансформации растительности, если при этом происходят заметные изменения во флористическом составе или распространении некоторых видов; различают три основные стадии развития… … Экологический словарь
стадия — период, ступень в развитии чего либо, при достижении чего либо. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
стадия — 4.44 стадия (stage): Период в пределах жизненного цикла некоторого объекта, который относится к состоянию его описания или реализации. Примечание 1 В настоящем стандарте принято, что стадии относятся к основному развитию и достижению контрольных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Стадий
Стадий греческий — расстояние в 600 ступней Геракла. По преданию, именно столько шагов успел сделать Геракл с того момента, как первые солнечные лучи появились над холмом Крона в Олимпии и до того, как солнце поднялось над землей.
Встречаются различные значения стадия:
* вавилонский = 194 м;
* аттический = 177,6 м;
* египетский = 172,5 м;
* стадий системы фараонов = 209,4 м;
* птолемеевский и римский = 185 м;
стадий (гхальва) ассиро-халдейско-персидской системы = 230,4 м.Какой именно стадий применялся для измерения дистанций на Олимпийских играх, точно не известно; некоторые учёные вводят олимпийский стадий, приравнивая его к 192,27 метра.
Связанные понятия
Áкрополь (др.-греч. ἀκρόπολις — верхний город) — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город. Акрополь — место первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город, населённый земледельцами. Являлся крепостью и служил убежищем для граждан в военное время.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Архаи́ческий пери́од в исто́рии Гре́ции (750—480 гг. до н. э.) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период.
Паросский мрамор (лат. Marmor Parium, англ. Parian Marble or Parian Chronicle) — название важного источника древнегреческой хронологии, мраморной таблицы с острова Парос, составленного в 264 до н. э..
Рассмотрим слово, которое ассоциируется прочно с официальным языком, но используется всеми, поэтому пренебрегать им не следует. Кроме того, язык бумаг – это тот «диалект», который стоит освоить каждому. Начнем с малого – с определения существительного «стадия», это то, что нас занимает сегодня.
Происхождение
История не дает богатого материала нам, а значит, не облегчает задачу. Но известно, что корни существительного заморские. Другими словами, от греческого слова «стадий» произошло современное слово. Лучше, наверное, дать предка нашего объекта исследования латиницей, так будет понятнее – stadion.
Большего, к сожалению, узнать не удалось. Может быть, кому-то хватит и этого.
Значение и предложения
Но не будем отчаиваться, ведь основная цель – понять значение слова «стадия». А для этого нужно открыть толковый словарь и прочитать написанное там. Итак: «Период, ступень в развитии чего-нибудь».
И почти автоматически всплывают в сознании различные предложения с объектом исследования:
Стадия – это слово слегка тяжеловесное, но при этом универсальное, потому что этапы развития существуют в любом живом процессе. У школьника можно поинтересоваться, на какой стадии выполнение его домашней работы. У журналиста спросить о том, на какой ступени осуществления его новая статья. И все эти вопросы будут к месту. Вот такое замечательное существительное эта стадия.
Синонимы
Смысловые замены мы уже обсуждали вскользь, теперь наступила пора свести их в единый список для удобства читателя:
Да, удивительно бедно по части синонимов к объекту исследования. Но слово специфичное, поэтому и замен немного. Надо сказать еще и о том, что заменить существительное «стадия» можно конкретным названием той фазы, которая идет в данный момент. Например:
Разумеется, это этапы произвольны и абстракты. Они насытятся конкретным содержанием в личной ситуации каждого человека.
Деление на стадии как способ оптимизации процесса
Порой разбивка процесса на стадии – это не показатель объективного развития, а субъективное решение. К тому же, иногда подобное решение сильно облегчает выполнение задачи. Например, если человеку нужно написать реферат или диплом, то он сначала собирает материал, потом анализирует, формулирует общую идею (в реферате она, как правило, отсутствует), затем наступает время финальной части – написание работы.
А если бы человек подошел к выполнению учебной задачи хаотично, то у него бы ничего не вышло. Кроме того, деление задачи на этапы или стадии позволяет почувствовать, что работа все-таки движется.
Причем принцип универсальный и подходит для любой жизненной задачи. Необходимо купить девушке или парню подарок, а вы не знаете, с чего начать? Нет ничего проще. Разделите задачу на стадии:
И вот теперь ваши мучения и мыслительное напряжение уже не страдания, а один из этапов решения задачи. Не надо думать, что это софистика, это действительно работает. Но доказать эффективность метода оптимизации может только практика.
Стадии принятия смерти и других неизбежных событий
Нельзя говорить о слове «стадия» и синонимах его и не сказать о 5 этапах принятия смерти, зафиксированных Элизабет Кюблер-Росс, тем более, что сам объект исследования прежде всего ассоциируется с болезнью. Напомним их читателю:
Интересно другое, что через подобное проходит каждый, если ему приходится делать то, что ему не нравится, например, какой-нибудь нудный проект. Человек сначала думает, что может отложить его выполнение (отрицание), потом злится (гнев), потом торгуется и старается заключить с собой сделку, что если он сделает его, то в награду получит нечто (торг), потом переживает кратковременную потерю интереса к работе вообще (депрессия), и наконец все-таки делает работу (смирение). Единственное различие между принятием неизбежного и смерти в том, что в первом случае, наверное, гнев и депрессия сменяют друг друга. Но и критики теории Кюблер-Росс говорили, что не всегда стадии идут именно в этом порядке.
Блог Овчинниковой Татьяны Александровны учителя физической культуры.
«Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» Альфред де Мюссе.
Страницы
22 сентября 2020
Олимпийские игры древности.
Здесь в 776 г. до н. э. впервые состоялись Олимпийские игры — общегреческие празднества и состязания. У древних греков существовало особое олимпийское летоисчисление, введённое историком Тимеем.
👉 Олимпийские праздники отмечали в священный месяц, начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Они повторялись через каждые 1417 дней, составляющих Олимпиаду, — древнегреческий олимпийский цикл. На протяжении почти двенадцати столетий они непрерывно проводились каждые четыре года до 394 г. н. э., когда римский император Феодосий отменил их как пережиток язычества.
👉 Олимпийские игры были величайшим праздником Древнего мира. На время их проведения прекращались любые военные действия между всеми греческими государствами. Перемирие являлось знаком уважения священного духа олимпийского единства.
👉 В Олимпии были места для тренировок и проживания участников состязаний.Чтобы быть допущенными к участию в играх, они должны были тренироваться 10 месяцев вне Олимпии и 1—2 месяца в Олимпии под наблюдением жрецов храма Зевса Олимпийского.
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.
С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.
В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.
Олимпийские игры от зарождения до упадка.
Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.
Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.
Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.
Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.
На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).
С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.
Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.
Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.
А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.
Олимпия.
Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.
Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.
В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.
Организация Игр.
К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История).
Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.
Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.
Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.
Программа античных Олимпийских игр.
Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:
– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;
– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;
– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,
– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);
– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.
Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.
Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.
С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.
Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.
Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.
Олимпионики.
Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.
Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.
Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.
Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.
В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)
Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Очерки по истории физической культуры. Под ред. Е.Н.Петрова. М., 1938
Олимпийские игры в древности. М., 1967
Равкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969
Олимпийские игры. Маленькая энциклопедия. Под редакцией К.А.Андрианова. М., 1970
Шабель Г. Олимпия и ее игры. Пер. с нем. Лейпциг, 1971
Соколов Г.И. Олимпия. М., 1980
Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб, 2001
Фурио Дурандо Греция. Пер. с англ. М., 2001
Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. М., 2001
Базунов Б.А. Боги стадионов Эллады. М., 2002
Павсаний. Описание Эллады. М., 2002
Античная мифология. Энциклопедия. Сост. Королев К. СПб, 2004