Что такое стадия зеркала
Стадия Зеркала
Предлагаю Вашему вниманию одно из важнейших понятий, которое ввел французский психоаналитик – Жака Лакан в 1936 г., на конгрессе в Мариенбаде.
Нем.: Spiegelstufe. — Франц.: stade de miroir. —Англ.: mirror stage. — Исп.: fase del espejo. — Итал.: stadio dello specchio. — Португ.: fase do espelho.
Этап становления человека начинается между 6 и 18 месяцами, когда младенец, не способный к координации движений, предвосхищает в своем воображении целостное восприятие своего тела и овладение им.
Стадия зеркала представляет собой матрицу и набросок будущего Я.
Концепция «стадии зеркала»
1) Происходит восторженное приятие ребенком своего образа, сопровождающееся ликующей мимикой и игрой в самотождественность собственного образа, и контроль за ним;
2) Учитываются данные о этологии животных в некоторых следствиях зрительного, восприятия себе подобного на биологическое созревание и структурирование организма.
Значение «стадии зеркала» связано с незрелостью новорожденного, объективно обусловленной анатомической незрелостью пирамидной системы и отсутствием двигательной координации в первые месяцы жизни.
«Стадия зеркала» — это важнейший момент в формировании структуры субъекта, первый набросок Я.
Фактически, младенец видит в образе себе подобного, или же в собственном зеркальном отражении форму (Gestalt), предвосхищаюший такое телесное единство, которого ему объективно недостает: он ликует, отождествляя себя с этим отражением.
Этот первичный опыт становится основой воображаемого характера Я, предстоящего в качестве «Я идеального» и начала всех вторичных отождествлений.
Однако здесь есть и важное различие: именно стадия зеркала ретроспективно порождает фантазм расщепленного тела.
Это диалектическое отношение проявляется в ходе психоаналитического лечения: иногда страх по поводу расщепления тела порождается нарциссическим самоотождествлением, а иногда все происходит прямо противоположным образом.
Французская школа психологии дала очень много для современной терапии, именно изучение основ может помочь специалистам в овладении методами терапии.
Статья. Ж. Лакан “Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я” 17 июля 1949
Статья. Ж. Лакан “Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я” 17 июля 1949
Концепция стадии зеркала, впервые высказанная мною тринадцать лет назад на нашем последнем конгрессе, успела с тех пор войти в практику французской группы более или менее прочно.
Сегодня однако мне представляется нелишним предложить ее вашему вниманию вновь — на этот раз в связи с тем новым светом, что проливает она на функцию Я в имеющем с ним дело психоаналитическом опыте. Опыте, решительно противопоставляющем нас всякой философии, исходящей непосредственно из Cogito.
Акт этот, не исчерпываясь, как у обезьяны, единожды достигнутым контролем над бессилием отражения, тут же выливается у ребенка в ряд игровых жестов, с помощью которых тот старается в игровой форме выяснить, как относятся движения уже усвоенного им образа к его отраженному в зеркале окружению, а весь этот виртуальный комплекс в целом – к реальности, им дублируемой, то есть к его собственному телу, а также людям и неодушевленным предметам, расположенным в поле отражения по соседству.
Благодаря исследованиям Болдуина, нам хорошо известно, что событие это может произойти начиная с шестимесячного возраста, и захватывающее зрелище того, как ребенок ведет себя перед зеркалом, не раз наводило нас на размышления. Малыш, не умеющий не то, что ходить, даже держаться на ногах, поддерживаемый либо кем-то из взрослых, либо искусственными приспособлениями (из тех, что у нас во Франции называются trolte-bebe), озабоченно рвется, вне себя от радости, из своих помочей и, наклонившись вперед, застывает, старясь зафиксировать в поле зрения мгновенную картину собственного отражения.
Вплоть до восемнадцатимесячного возраста поведение это сохраняет именно тот смысл, который мы обнаружили – смысл, который проливает определенный свет как на либидинальный динамизм (до сих пор остававшийся проблематичным), так и на онтологическую структуру человеческого мира, прекрасно вписывающуюся в наши представления о параноидальном познании.
Важно лишь понять происходящее на стадии зеркала как идентификацию во всей полноте того смысла, который несет этот термин в психоанализе, т. е. как трансформацию, происходящую с субъектом при ассимиляции им своего образа [image], словно нарочно предназначенного этому стадиальному аффекту послужить – о чем и свидетельствует употребление в психоаналитической теории древнего термина imago.
Радостное усвоение ребенком на стадии infans, т. е. ребенком, кормящимся грудью я неспособным самостоятельно передвигаться, собственного зрительного образа является идеальной ситуацией для изучений той символической матрицы, где Я оседает в своей первоначальной форме – прежде чем будет объективировано в диалектике идентификации с другим, и прежде чем язык восстановит функционирование этого Я во всеобщем в качестве субъекта.
Пожелай мы ввести эту форму в регистр явлений, уже известных, нам следовало бы назвать ее “Я-идеал” (Je-ideal)’, имея в виду, что ей предстоит стать источником тех вторичных идентификаций, чьим функциям либидинальной нормализации мы этим термином как раз и воздаем должное. Но для нас важно в этой форме тo, что она сразу, еще до ее социальной детерминации, ставит инстанцию “моего Я” (эго) в ряд фикций, для отдельного индивида принципиально неустранимых. Точнее говоря, фикция эта будет всегда сближаться со становлением субъекта лишь асимптотически, независимо от того, насколько успешными окажутся попытки диалектических синтезов, с помощью которых он, в,качестве Я, призван свое несоответствие собственной реальности преодолеть.
Дело в том, что целостная форма тела, этот мираж, в котором субъект предвосхищает созревание своих возможностей, дается ему: лишь в качестве Gestalti, т. е. с внешней стороны. Конечно, по отношению к этой внешней стороне форма выступает, скорее, как образующая, чем как производная, но важно то, что с этой стороны своей она является субъекту зафиксированной в рельефной ста-туарности и обращение симметричной, в противоположность той бурной активности, которой силится субъект ее оживить.
Таким образом, этот Gestalt, содержательность которого должна рассматриваться как связанная с родом, хотя двигательный стиль остается покуда нераспознанным, символизирует двумя аспектами своего влияния ментальное постоянство Я, преобразую одновременно ту отчуждающую функцию, к которой оно предназначено; она еще чревата соответствиями, которые связывают Я со статуей, в которую человек себя проецирует, с призраками, которые над ним господствуют, и с автоматом, наконец, в котором, неоднозначно связанный с ним, стремится найти завершение мир его собственного изготовления.
Что же касается images, чьи сокровенные лики вырисовываются для нас, их привилегированных тайнозрителей, как в нашем повседневном опыте, так и в полумраке символической действенности, то когда мы полагаемся на зеркальное расположение, которое принимает imago собственного тела, с, его индивидуальными особенностями, физическими недостатками, и ‘даже проекциями на объекты в наших снах и галлюцинациях, или когда мы обращаем внимание на роль зеркального аппарата в явлениях двойника, служащих проявлением: определенных психических реальностей, порою разнородных, образ, зримый в зеркале, представляется для них порогом видимого мири.
Тот факт, что Gestalt способен оказать на организм формирующее воздействие, подтверждается биологическими экспериментами, самой идее психической причинности столь чуждыми, что даже сформулировать ее на своем языке они не осмеливаются. Между тем экспериментальная биология признает, что необходимым условием созревания гонады голубки является наличие в поле ее зрения любой особи того же вида, независимо от ее пола; причем условие это столь достаточное, что результата можно добиться, поместив подопытный экземпляр в.поле зеркального отражения. Другой пример: перехода перелетной саранчи из одиночной фазы в стадную в течение одного поколения можно добиться, подвергнув экземпляр саранчи на определенной стадии воздействию – исключительно визуальному – образа ему подобного существа, лишь бы образ этот воспроизводил движения, достаточно сходные с теми, что данному роду насекомых свойственны. Эти и подобные им факты вписываются в. категорию гомеоморфной идентификации, которую в свою очередь, следовало бы рассматривать в контексте более общей проблемы – проблемы смысла красоты как формативного и эрогенного начала.
Но факты миметизма, понятые как случаи идентификации гетероморфной, представляют для нас не меньший интерес, ибо именно они ставят проблему значения, которое имеет для живого организма пространство. Ведь психологические теории вряд ли более неспособны пролить на эту проблему некоторый свет, чем смехотворные попытки свести все дело к закону адаптации, как якобы основному. Вспомним хотя бы, с каким блеском освещает этот предмет, скажем, Роже Кайуа (тогда еще молодой и только-только порвавший с социологическим окружением, где формировалось его мышление), который, воспользовавшись термином “легендарная психастения”, представил морфологический миметизм как разновидность одержимости пространством в его дереализуюшем воздействии.
Таким образом, функция стадии зеркала представляется нам частным случаем функции imago, которая заключается, в установлении связей между организмом и его реальностью – другими словами, между Innenwelt и Urnwett.
Но у человека’ связь с природой искажена наличием в недрах его организма некой трещины; некоего изначального раздора, о котором свидетельствует беспомощность новорожденных в первые месяцы после рождения и отсутствие у них двигательной координации. Объективные: данные об анатомической незавершенности пирамидальной системы, а также наличие у ребенка определенных гуморальных остатков материнского организма подтверждают нашу точку зрения, согласно которой налицо факт специфической для человека преждевременности рождения.
Заметим; кстати, что факт этот признан, по сути дела, и эмбриологами, чей термин “фетализация” указывает на преобладание так называемых высших отделов нервной системы, в особенности же коры головного мозга, которая, судя по данным нейрохирургических операций, является для организма своего рода внутренним зеркалом.
Это развитие переживается как временная диалектика, которая решающим образом проецирует формирование индивида в историю. Стадия зеркала, таким образом, представляет собой драму, чей внутренний импульс устремляет ее от несостоятельности к опережению – драму, которая фабрикует для субъекта, попавшегося на приманку пространственной идентификации, череду фантазмов, открывающуюся расчлененным образом тела, а завершающуюся формой его целостности, которую мы назовем ортопедической, и, облачением, наконец, в ту броню отчуждающей идентичности, чья жесткая структура и предопределит собой все дальнейшее его умственное развитие. Таким образом, прорыв кpyгa innenwelt в направлении к Urnwelt порождает неразрешимую задачу инвентаризации «своего Я».
Это расчлененное тело – термин, тоже включенный нами в нашу систему теоретических отсылок – регулярно является в. сновидениях, когда анализ достигает в индивиде определенного уровня агрессивной дезинтеграции. Появляется, оно в форме разъятых членов тела и фигурирующих в экзоскопии органов; вооружающихся и окрыляющихся для внутриутробных гонений – тех.самых, чье приходящееся, на пятнадцатый век восхождение в воображаемый зенит современного человека навеки запечатлено в живописных видениях Иеронима Босха. Но форма эта приобретает осязаемость и на органическом плане, в тех чертах повышенной хрупкости, которыми отмечена наблюдаемая в шизоидных и спазматических симптомах истерии фантазматическая анатомия.
Но стоит хотя бы на волос отделить эти субъективные данные от условий опыта, демонстрирующего их генетическую связь с техникой языка, как всякая попытка положить их в основу теоретических построений начнет давать повод к обвинению в проецировании этих построений в сферу абсолютного субъекта, лежащую вне пределов мыслимого. Поэтому мы и прибегли к настоящей, основанной на комплексе объективных данных гипотезе, рассчитывая найти в ней направляющую сетку метода, который мы назовем методом символической редукции.
В линиях защиты “моего Я” этот метод устанавливает генетический порядок, который, следуя пожеланию, которое сформулировала в первой части своей замечательной работы Анна Фрейд, относит (вопреки распространенному предрассудку) истерическое вытеснение и его рецидивы к стадии более ранней, нежели навязчивая инверсия и ее изолирующие процессы, а их, в свою очередь, рассматривает как предшествующие по отношению к параноидальному отчуждению, возникающему при обращении от Я зеркального к Я социальному.
Посредством идентификации с образом
Это и есть тот момент, когда все человеческое знание опрокидывается в состояние опосредованности желанием другого, образует в соперничестве с другим равноценные в своей абстрактности объекты и делает из Я аппарат, для которого всякое движение инстинкта несет в себе опасность, даже если оно отвечает естественному процессу созревания – ведь и сама нормализация этого созревания требует с этого момента культурного посредничества, что в случае сексуального объекта наглядно демонстрируется Эдиповым комплексом.
В свете нашей концепции становится очевидным, что, использовав для обозначения свойственный этому моменту либиди-нальной нагрузки термин “первичный нарциссизм”, создатели психоаналитической теории проявили тем самым глубокое понимание скрытых возможностей семантики. Проясняется одновременно и то динамическое противостояние этого либидо – либидо сексуальному, которое создатели теории пытались определить, когда ввели понятие инстинкта разрушения и даже инстинкта смерти, рассчитывая дать с их помощью объяснение очевидной связи между нарциссическим либидо и отчуждающей функцией Я – связи, обуславливающей проявления агрессивности в любых отношениях этого Я с другим, даже когда оно выступит в роли милосердного самаритянина.
Дело в том, что родоначальники психоанализа уже соприкоснулись с той экзистенциальной негативностью, о которой столь шумно заявляет современная философия.
Но философия, к сожалению, постигает эту отрицательность лишь в границах самодостаточности сознания, которая, будучи одной из предпосылок ее, присоединяет к конституирующим “мое Я” непризнаниям ту иллюзию автономии, которой сама же и доверяется. Перед нами игра ума, которая, исключительно много позаимствовав в психоаналитическом опыте, кончается претензией на создание экзистенциального психоанализа.
Теперь, когда историческая попытка общества, игнорировать любые функции помимо чисто утилитарных подходит к концу, а концентрационно-лагерная форма социальных взаимоотношений, созданием которых эта попытка, похоже, увенчалась, вызывает у индивида лишь ужас и тоску, экзистенциализм сам выносит себе приговор тем оправданием, которое получают, в нем субъективные тупики, этой ситуацией обусловленные: свобода, обретающая подлинность лишь в тюремных стенах; требование ангажированности, обнаруживающее бессилие чистого сознания справиться с какой бы то ни было реальной ситуацией; вуай-еристски-садистская идеализация сексуальных отношений; личность, осуществляющая себя лишь в самоубийстве; сознание другого, удовлетворить которое способно лишь гегелевское убийство.
Весь наш опыт восстает против подобных воззрений, ибо не позволяет ставить проблему “восприятие-сознание” в центр “моего Я” и рассматривать это последнее как организованное “принципом реальности”, впадая тем самым в сциентистский предрассудок, диалектике познания разительным образом противоречащий. Взамен этого он предлагает нам исходить из “функции непризнания”, которая характеризует все структуры “моего Я”, столь тщательно описанные Анной Фрейд. Ибо если Verneinung представляет собой явную форму этой функции, следствия её остаются по большей части до поры скрытыми на фоне той неизбежности, где показывается Оно.
Тем самым находит свое объяснение та свойственная большинству формаций Я-инерция, которую можно рассматривать как наиболее общую характеристику невроза, точно так же как поглощение субъекта ситуацией можно рассматривать как наиболее общую формулу безумия – как того, что обитает в стенах лечебниц, так и того, что оглушает землю своим шумом и яростью.
Причиняемые психозом или неврозом страдания являются для нас школой душевных страстей, а коромысло психоаналитических весов, на которых взвешивали мы угрозу целым сообществам, от них исходящую, указывает нам на степень затухания страстей публичных.
Здесь на стыке природы и культуры, ставшем для современной антропологии предметом упорного изучения, только психоанализ сумел распознать тот узел воображаемого рабства, который любовь обречена вновь и вновь развязывать или разрубать.
Мы, для которых агрессивность, лежащая в основе деятельности филантропа, идеалиста, педагога, и даже реформатора, видна как на ладони, не станем доверяться в таком деле альтруистическим чувствам.
В пути, на страже которого мы стоим, в пути, на котором субъект прибегает к субъекту, психоанализ может сопровождать субъекта до экстатического предела “ты еси это”, где открывается ему шифр его смертной судьбы. Но не властен практикующий аналитик один, своими силами подвести его к тому моменту, с которого начинается его настоящее странствие.
стадия зеркала
Полезное
Смотреть что такое «стадия зеркала» в других словарях:
Стадия зеркала — Ребёнок и зеркало Стадия зеркала термин психоаналитической теории Жака Лакана. В своих ранних работах, в частности в докладе на четырнадцатом международном психоаналитическом конгрессе в М … Википедия
СТАДИЯ ЗЕРКАЛА — – инфантильный этап развития человека, сопровождающийся целостным восприятием самого себя как телесного единства и первичным опытом самоотождествления, способствующим становлению Я и формированию субъекта. Представление о стадии зеркала, как… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЛАКАН — (Lacan) Жак (1901 1981) французский психоаналитик и философ. Как автор концепции ‘структурного психоанализа’ Л. исходит из решительного разрыва с классической философией самосознания и классическим психоанализом в части его индивидуально… … История Философии: Энциклопедия
Лакан, Жак — Жак Мари Эмиль Лакан Jacques Marie Émile Lacan Жак Лакан Дата рождения … Википедия
ЛАЗАРСФЕЛЬД (LAZARSFELD) Пол Феликс — (1901 1976) американский социолог. Разрабатывал проблематику методологии социальных наук, а также применения математических методов в социальном познании. С точки зрения Л., методология есть прежде всего деятельность, связанная с критическим… … Социология: Энциклопедия
ЛАКАН Жак (1901-1981) — французский психоаналитик и философ. Как автор концепции структурного психоанализа Л. исходит из решительного разрыва с классической философией самосознания и классическим психоанализом в части его индивидуально биологизированного понимания… … История Философии: Энциклопедия
ПСИХОАНАЛИЗ — термин, впервые употребленный 3. Фрейдом в 1896 г. и с тех пор применяемый для обозначения разработанных Фрейдом и его последователями: 1) метода исследования психики, предпринятого ради исцеления невротических расстройств, следующего правилу… … Современный философский словарь
ЛАКАН Жак-Мари-Эмиль — (1901–1981) – французский психоаналитик. Родился в Париже 13 апреля 1901 года в семье, придерживающейся католических традиций. Учился в иезуитской школе, изучал латинский язык, интересовался философией и литературой. Обучаясь в медицинской школе … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЛАКАН — (Lacan) Жак (1901 1981) фр. психиатр и психоаналитик, философ психоанализа, основатель структурного психоанализа. Создатель школы и учения лаканизма, получившего широкое распространение не только во Франции, но и за ее пределами. Л. начинал как… … Философская энциклопедия
Менины (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Менины. Менины Las Meninas … Википедия
ПРЕДИСТОРИИ СТАДИИ ЗЕРКАЛА
3 августа 1936 года Лакан выступает на 14-м Международном психоаналитическом конгрессе в Мариенбаде. Впрочем, толком выступить ему так и не удалось: через десять минут выступление прерывает председательствующий Эрнест Джонс. Почему? Возможно, потому что никому не известный француз говорил на каком-то непривычном языке. Возможно, потому что все были взволнованы куда более важными проблемами – конфликтом Анны Фрейд и Мелани Клайн; расползающимся по Европе фашизмом, который вынуждал психоаналитиков покидать Европу.
Лакан понимает – идти нужно своим путем, но ему нужны союзники. Он обращается к работам Мелани Клайн, которая занимается вопросами фантазматического, воображаемого пространства субъективации, структурализацией объектных отношений, архаической ролью эдиповых уз, паранойяльной позицией. Для Клайн, как и для Лакана, объект – всегда имаго, то есть образ объекта, который субъект интроецирует в себя, превращая его в фантазм. Позиция Клайн и Лакана противоположна позиции Анны Фрейд и нарождающейся эго-психологии. Лакан будет определять становление психики, исходя из того, что я субъекта создается не под влиянием принципа реальности, не как система психологических защит, но в результате серии идентификаций, в первую очередь в результате идентификации со «своим собственным образом».
Само понятие «стадии зеркала» Лакан заимствует у психиатра, философа, детского психолога Анри Валлона. Он перерабатывает теорию Валлона на основе идей Фрейда о происхождении я. Другими истоками «стадии зеркала» становятся диалектика отчуждения Гегеля и теории Харрисона, Шовена, Лоренца. Эти этологи установили первостепенную роль образов и их запечатлевания в развитии живых организмов.
В статье 1931 года «Как развивается у ребенка понятие о собственном теле» Валлон описывает появление представлений о себе. В этой статье рассматриваются опыты с зеркалом как своего рода испытания, которые ребенок проходит на пути взросления и которые становятся решающими в завоевании нормальной «взрослой» связи с собственной реальностью и реальностью вообще. Лакан психоаналитически пересматривает психологические представления об отношениях с реальностью, а также замещает «испытания» «стадией».
В 1923 году в работе «Я и оно» Фрейд высказывает ряд соображений по поводу рождения я. Во-первых, пишет он, я – одно из представлений, которое кажется нам само собой разумеющимся: «мы создали себе представление о связной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как я этой личности». Во-вторых, появление я связано с различением ощущений внешнего и внутреннего, с образцом этого различения на основе удовольствия/ неудовольствия. Я – поверхность между внутренним и внешним, граница, на которой конституируется субъект. Между тем то, что ребенок научается различать себя и другого, еще не значит, что он оказывается в согласии с собой. В субъекте конституируется область изначального отчуждения, формирующая в нем разделенность внешнего и внутреннего. В появлении себя, своего собственного я принципиальную роль играет другой. В книге 1921 года «Массовая психология и анализ человеческого я» Фрейд пишет, что в психической жизни человека всегда присутствует другой. Этот другой выполняет различные функции, и на первом месте у Фрейда стоит другой как образец, прообраз [als Vorbild]. В-третьих, эта поверхность проецируется вовне: я – проекция; образ себя придан извне. Лакан развивает эти соображения Фрейда.
Ребенок переживает стадию зеркала в возрасте от 6 до 18 месяцев. Начинается она после разрешения комплекса отнятия от груди, вследствие которого устанавливается имаго материнской груди. В результате этого отделения и раскрывается пространство, в котором будут то сходиться, то расходиться я и другой.
Запечатлеваемый образ себя в дальнейшем действует как жизненно необходимая опора, как протез, без которого я утрачивается в психотическом неразграничении внутреннего и внешнего. На стадии зеркала создается нарциссический образ, синтезирующий единство собственного тела, образа его. Свидетельством иллюзорности этого единства является тот психотический распад целостности тела, который встречается при шизофрении, при регрессии по ту сторону зеркала. Раздробленное тело – вот что поджидает за иллюзорным единством.
До стадии зеркала ребенок переживает свое тело не как целостность, а как автоэротическую автономию частей собственного тела. Встреча с зеркальным двойником приводит ребенка в восторг, а опыт «удвоения реальности» призван нейтрализовать угрожающий распад тела. Отождествляя себя с образом, приходящим извне, ребенок делает первый шаг к признанию себя – собственного я [moi]. Это признание приходит извне, и оно всегда должно будет приходить. Единство собственного я будет носить отпечаток воображаемого, иллюзорного единства, поддерживаемого человеком на протяжении всей жизни. Признавая себя в других, человек будет радикально отчужден от себя в этой «объективирующей идентификации». Он будет вынужден соперничать со «своим» «собственным» образом.
Читайте также
25. Закон зеркала
25. Закон зеркала То, что человека раздражает в окружающих, есть в нем самом. То, что человек не хочет слышать от других людей, есть то, что ему важнее всего услышать на данном жизненном этапе.Окружающие часто «зеркалят» нас. Жизнь отражает образ, который мы ей предоставляем.
5.1.3. Магические зеркала.
5.1.3. Магические зеркала. Предлагаемые ниже методики могут быть полезны при работе в ИСС. Для этого вы можете использовать магические зеркала, аккумуляторы и первоэлементные флюиды, которые описаны во второй части данного приложения.Зеркало как ворота в
5.2.2. Магические зеркала
5.2.2. Магические зеркала Изготовление магического зеркалаКак мы уже говорили, магические зеркала известны с глубокой древности и очень широко применялись в эзотерической практике. Естественно, существует огромное множество их конструкций. Наиболее сложные из них
Гипнотерапия Это не дым и зеркала
Гипнотерапия Это не дым и зеркала В психологии гипноз – это психотерапевтическая техника введения пациента в состояние глубокого расслабления, с тем чтобы он смог сконцентрироваться на своем внутреннем мире. В этом состоянии становятся заметнее и четче связи
ГЛАВА ЗЕРКАЛА. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВОЛШЕБНОГО ЗЕРКАЛА.
ГЛАВА ЗЕРКАЛА. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВОЛШЕБНОГО ЗЕРКАЛА. Незнайка подозрительно посмотрел на старичка – Вы, может быть, скажете ещё,что Вы волшебник и есть?– Да, я волшебник и есть.Н.НОСОВ.Сейчас вы видите перед собой обыкновенное волшебное зеркало.Истина настолько
Принцип «зеркала»
Принцип «зеркала» Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя. Юнг К. Г. Одним из самых важных условий выживания и, как следствие, зашитым в подсознании, является механизм сортировки «помогает/вредит». Однако если на базовом уровне такой механизм легко
Принцип «зеркала»
Принцип «зеркала» Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя. Юнг К. Г. Одним из самых важных условий выживания и, как следствие, зашитым в подсознании, является механизм сортировки «помогает/вредит». Однако если на базовом уровне такой механизм легко
Зазеркалье без зеркала
Зазеркалье без зеркала В то время, как сознательно мы беседуем на уровне слов, бессознательно мы общаемся еще и на уровне поз и жестов. Как первая, так и вторая коммуникация могут быть и эффективными, и беспорядочными. Согласие может быть как на языке слов, так и на языке
Кривые зеркала
Кривые зеркала …В некотором смысле мир представляет собой бескрайнее дуальное зеркало, по одну сторону которого находится материальная вселенная, а по другую простирается метафизическое пространство вариантов — информационная структура, в которой хранятся сценарии
Закон зеркала
Закон зеркала Отзеркаливание – это повторение мимики, интонации, жестов своего собеседника. На уровне подсознания отзеркаливание дает ощущение, что вы думаете и чувствуете так же, как ваш собеседник. Вот почему этот прием помогает наилучшим образом установить контакт с
Кривые зеркала
Кривые зеркала Я проснулся накануне нашей следующей встречи, и у меня в голове крутилась одна из любимых песен – Carolina in My Mind[49] Джеймса Тейлора, но с несколько измененными словами:Моим сознанием управляют зеркальные нейроны.Неужели ты не можешь просто почувствовать
Зеркала в мозге
Зеркала в мозге Умение мозга создавать ощущение связи и сплоченности с другими связано с удивительным открытием, сделанным только в 1995 г. Селекторное совещание Эмили не удалось, потому что все его участники ошибочно представляли себе душевное состояние остальных.
Принцип «Зеркала»
Принцип «Зеркала» Наш мир полон гениальных людей, талантливых специалистов, умнейших ученых, прекрасных творцов. Кстати, один из них прямо сейчас сидит и читает эту книгу. Да, это ты! Возможно, ты привык считать себя посредственностью или человеком средних способностей, а
Стадия зеркала
Стадия зеркала Считается, что примерно после двух лет от рождения, подходя к зеркалу, мы начинаем понимать, что к чему. Оказывается, что «я», то есть то, что хочет есть, пить, писать, чесаться, смеяться, плакать и орать часами без перерыва, размазывая сопли по щекам, – вот эта