Что такое стандарт мэк

МЭК (IEC) — Международная электротехническая комиссия

Что такое стандарт мэк. Смотреть фото Что такое стандарт мэк. Смотреть картинку Что такое стандарт мэк. Картинка про Что такое стандарт мэк. Фото Что такое стандарт мэк

В одной из прошлых статей мы рассказывали об IP-коде (Impact Protection Code — классификация уровня пыле- и влагозащищенности оболочки), которым маркируется различное электрооборудование. Эту градацию, множество различных документов и стандартов, по которым живут, работают целые отрасли и которыми пользуются миллиарды людей по всему миру, разработала IEC — Международная электротехническая комиссия. О ней и пойдет сегодня речь.

IEC — что это за организация

Международная электротехническая комиссия (МЭК, от англ. IEC — International Electrotechnical Comission) — некоммерческая организация, которая занимается стандартизацией всех электрических, электронных, а также смежных технологий, которые описываются в технических документах — стандартах МЭК. Основные области работы:

Традиционно МЭК готовит две крупные категории публикаций — нормативные документы и материалы информационного характера. Публикации издают на двух языках — английском и французском, некоторые переводятся на испанский, российский Национальный комитет издает материалы на русском языке.

Главный офис организации находится в Женеве, региональные представительства есть в Вустере (США), Сан-Паоло, Сингапуре, Найроби и Сиднее.

Что такое международный стандарт

Международным стандартом — документ, являющийся результатом согласованной работы группы экспертов из различных стран мира одобренный и опубликованный признанной международной организацией. В стандарте должны быть правила, руководства, описания процессов или характеристик, которые помогают пользователям неизменно достигать одного и того же результата.

Плюсы и минусы стандартизации

Как и когда появилась МЭК

Датой официального основания организации считается 27 июня 1906 года, местом — Лондон, гостиница Сесиль. На этой встрече под эгидой «Британского института инженеров-электриков» председательствовал известный инженер-электрик Александр Сименс; участвовали представители 16 стран.

В результате руководителем комиссии был выбран известный британский ученый-физик Уильям Томсон (барон Кельвин); были приняты правила работы комиссии, утверждено название, был назначен первый генеральный секретарь организации, учреждены две комиссии (Электрические величины и стандарты, а также Номенклатура и характеристики электрических машин и аппаратов).

Что такое стандарт мэк. Смотреть фото Что такое стандарт мэк. Смотреть картинку Что такое стандарт мэк. Картинка про Что такое стандарт мэк. Фото Что такое стандарт мэк

Предыстория:

Уже в 1880-х ученые начали понимать, что отсутствие общей терминологии, единиц для измерения физических величин и расчетных параметров, тормозило развитие науки рынка. Например, на Международном Электротехническом Конгрессе, который проходил в 1904 году в рамках Всемирной ярмарки в американском Сент-Луисе, участники использовали различные единицы электрического тока и единицы сопротивления, а также самые разные разъемы и вилки.

Структура организации (на апрель 2021 г.)

Что такое стандарт мэк. Смотреть фото Что такое стандарт мэк. Смотреть картинку Что такое стандарт мэк. Картинка про Что такое стандарт мэк. Фото Что такое стандарт мэк

Работа МЭК в цифрах

За время работы организация подготовила:

Сейчас в организации действуют:

Членство в организации

По состоянию на апрель 2021 года в МЭК входят 89 стран; из них 62 государства-действительных члена остальные 27 — ассоциированные члены организации.

Полноправное членство в организации подразумевает оплату ежегодных членских взносов и дает стране право голоса при голосовании в Совете МЭК, позволяет государству направлять своих экспертов для участия в работе любого из комитетов/подкомитетов, а также дает возможность представителям государства занимать руководящие позиции в структуре организации.

У ассоциированных членов есть доступ ко всем рабочим документам, возможность направлять своих экспертов для работы в ограниченное количество комитетов/подкомитетов; права голоса в Совете, а также возможности занимать руководящие должности нет.

Помимо указанных двух категорий участников с 2001 года в работе МЭК принимают участие аффилированные члены организации — это государства, у которых есть доступ к тексту стандартов и другим публикациям, доступ к консультациям по работе со стандартами у себя на родине, др. В настоящее время таких участников 89.

Что такое стандарт мэк. Смотреть фото Что такое стандарт мэк. Смотреть картинку Что такое стандарт мэк. Картинка про Что такое стандарт мэк. Фото Что такое стандарт мэк

Россия и МЭК

Россия вступила в организацию в 1911 году. В настоящее время Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) официально выполняет функции по стандартизации на территории России и представляет государство в международных и региональных организациях по стандартизации, в том числе в МЭК.

Интересные проекты онлайн

Дополнительно к уже привычным многим инструментам работы, таким как видеоконференции, онлайн комментирование, различные способы подписки, которые доступны зарегистрированным пользователям, МЭК администрирует очень полезный сервис — электропедию (Electropedia) — толковый онлайн-словарь электротехнических терминов.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Источник

Что такое стандарт мэк

ГОСТ Р МЭК 61069-1-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИЗМЕРЕНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОЦЕССА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ СИСТЕМЫ С ЦЕЛЬЮ ЕЕ ОЦЕНКИ

Терминология и общие концепции

Industrial-process measurement, control and automation. Evaluation of system properties for the purpose of system assessment. Part 1. Terminology and basic concepts

Дата введения 2018-09-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Негосударственным образовательным частным учреждением дополнительного профессионального образования «Новая Инженерная Школа» (НОЧУ «НИШ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 4 стандарта, который выполнен Российской комиссией экспертов МЭК/ТК 65 и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации» (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 306 «Измерения и управление в промышленных процессах»

Международный стандарт разработан Техническим комитетом МЭК ТК 65 «Измерения и управление в промышленных процессах».

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2020 г.

Введение

В МЭК 61069 рассматривается метод, который следует использовать для оценки системных свойств основной системы управления (ОСУ). МЭК 61069 состоит из следующих частей:

— часть 1. Терминология и основные концепции;

— часть 2. Методология оценки;

— часть 3. Оценка функциональности системы;

— часть 4. Оценка производительности системы;

— часть 5. Оценка надежности системы;

— часть 6. Оценка эксплуатабельности системы;

— часть 7. Оценка безопасности системы;

— часть 8. Оценка других свойств системы.

Для получения полного итогового доказательства потребовалось бы полное (т.е. при всех влияющих факторах) определение пригодности всех свойств системы для конкретного целевого назначения или класса целевых назначений.

Так как на практике это требуется редко, для оценки системы более рациональным будет:

— определить критичность соответствующих свойств системы;

При проведении оценки системы следует стремиться к получению максимальной обоснованности пригодности системы с учетом целесообразной стоимости и ограничений по времени.

Оценка может быть выполнена только в том случае, если целевое назначение (миссия) сформулировано (или задано) или если оно может быть представлено гипотетически. В случае отсутствия миссии оценка не может быть выполнена. Тем не менее возможно определение свойств системы в части сбора и систематизации данных для последующей оценки, проводимой другими лицами. В таком случае настоящий стандарт может применяться как руководство для планирования, а также устанавливает процедуры определения свойств системы, являющееся неотъемлемой частью оценки системы.

При подготовке к оценке может быть установлено, что определение границ системы является слишком узким. Например, для средства с двумя или более версиями совместного пользования системы управления, например сети, необходимо учитывать вопросы сосуществования и функциональной совместимости. В этом случае система, подлежащая оценке, не должна ограничиваться «новыми» ОСУ. Такая система должна включать в себя как «новые», так и «старые» системы. То есть система должна изменять свои границы, чтобы включать в себя достаточный объем другой системы для решения требуемых от нее задач.

Структура настоящей части и ее взаимосвязь с другими частями МЭК 61069 показаны на рисунке 1.

Что такое стандарт мэк. Смотреть фото Что такое стандарт мэк. Смотреть картинку Что такое стандарт мэк. Картинка про Что такое стандарт мэк. Фото Что такое стандарт мэк

Некоторые примеры элементов оценки объединены в приложении А.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает терминологию и определяет общие концепции оценки основной системы управления технологическими процессами (ОСУТП) и основной системы дискретного управления (ОСДУ). Эти два основных типа систем охватывают области дискретных, периодических и непрерывных применений. В МЭК 61069 системы СУОТП и ОСДУ совместно именуются как «основные системы управления» (ОСУ).

Подход к вопросу безопасности в МЭК 61069 ограничивается рисками, которые может нести в себе сама система ОСУ.

Оценка рисков, которые могут исходить от технологического процесса или управляемого оборудования ОСУ, подлежащей оценке, не входит в область применения настоящего стандарта.

Если предполагается, что снижение риска ОСУ составит менее 10 [т.е. уровень полноты безопасности (УПБ) : Основанное на доказательстве суждение о соответствии системы определенному целевому назначению (миссии) или классу целевых назначений (миссий).

[ИСО 15513:2000, 3.3, с изменениями. Определение «компетентность на соответствие требованиям установленным стандартам деятельности» заменено словами «основанное на доказательстве суждение о соответствии системы определенному целевому назначению (миссии) или классу целевых назначений (миссий)»]

3.1.3 действия по оценке (assessment activity): Ряд действий, направленных на оценку одного или более элементов оценки.

орган оценки (assessment authority): Орган, имеющий юридические права и полномочия для проведения оценки.

[ИСО/МЭК Руководство 2:2004, 4.5, с изменениями. Изменен термин (добавлено слово «оценки»), а также изменено определение (добавлено слово «оценки» в конце определения)]

3.1.5 элемент оценки (assessment item): Совокупность оцениваемых свойств системы, и влияющего фактора, учитываемого при оценке.

3.1.6 программа оценки (assessment program): Документально оформленный план скоординированного комплекса действий по оценке, которые не обязательно должны быть взаимозависимы, и которые продолжаются в течение определенного периода времени и предназначены для проведения оценки.

3.1.7 протокол оценки (assessment protocol): Совокупность формальных правил, описывающих оценку.

3.1.8 спецификация оценки (assessment specification): Документ, который определяет объем и содержание, требования и ограничения оценки.

готовность (availability): Свойство изделия выполнить требуемую функцию в данных условиях в данный момент или на данном интервале времени, в предположении, что требуемые внешние ресурсы обеспечиваются.

[МЭК 60050-192:2015, 192-01-23, с изменениями. Определение было расширено]

3.1.10 базовая нагрузка (base load): Загрузка системы, когда указанные в документе о требованиях к системе (ДТС) задачи, не являются активными, но включена диагностика системы и аналогичные функции.

3.1.11 основная система управления; ОСУ (basic control system; BCS): Основная система дискретного управления (ОСДУ) и/или основная система управления технологическими процессами (ОСУТП).

основная система дискретного управления; ОСДУ (basic discrete control system; BDCS): Система, которая реагирует на входные сигналы, поступающие от машины, от ее соответствующего оборудования, от других программируемых систем и/или оператора и вырабатывает выходные сигналы, заставляющие машину и ее соответствующее оборудование действовать желательным образом, и которая не выполняет какие-либо функции безопасности при номинальном уровне УПБ 1, при выполнении миссии и задач.

[МЭК 61511-1: 2003, 3.2.3, с изменениями. Термин «технологическими процессами» заменено словом «дискретного», а аббревиатура исправлена на «ОСДУ». Определение «технологический процесс, связанное с ним оборудование» и «приборные функции безопасности» заменено на «машины, связанное с ним оборудование» и «функций безопасности», соответственно]

основная система управления процессом; ОСУП (basic process control system; BPCS): Система, которая реагирует на входные сигналы, поступающие от процесса, от его соответствующего оборудования, от других программируемых систем и/или от оператора, и вырабатывает выходные сигналы, заставляющие процесс и его соответствующее оборудование действовать желательным образом.

Источник

Что такое стандарт мэк

Материал актуален на 19.04.2021

Зарубежные и международные стандарты

1. Международный, региональный, зарубежный стандарт, стандарт иностранного государства. Общая информация

Картотека зарубежных и международных стандартов

Слова «международный стандарт» и «зарубежный стандарт» прочно вошли в наш обиход, но зачастую мы осмысливаем их по-своему, вкладывая в эти слова собственное понимание.

Чтобы избежать недоразумений, вызванных различным толкованием одних и тех же слов, обратимся к терминам, определения которых даны в статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (определения даны для целей Федерального закона «О техническом регулировании», но в Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации» и в иных нормативных правовых актах эти понятия не определены):

1.2. Что такое международный стандарт

Определение термина «международная организация по стандартизации» дано в п.3.1.2 ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения». Это организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа любой страны мира.

Международные организации по стандартизации перечислены в примечании к п.3.1.2 ГОСТ 1.1-2002 :

— ИСО (Международная организация по стандартизации, ISO, the International Organization for Standardization);

— МЭК (Международная электротехническая комиссия, IEC, the International Electrotechnical Commission);

— МСЭ (Международный союз электросвязи, ITU, the International Telecommunication Union).

МСЭ разрабатывает рекомендации, а не стандарты.

Стандарты ИСО публикуются на английском и французском языках. Условием опубликования стандарта ИСО на русском языке является активное участие представителей России в работе технического комитета, ответственного за разработку стандарта.

Стандарты МЭК публикуются на английском и французском языках. Национальный комитет Российской Федерации МЭК переводит документы МЭК на русский язык.

ИСО и МЭК разрабатывают не только стандарты, но и другие типы документов.

Например, ИСО разработала Международный классификатор стандартов (ICS), который широко применяется во всем мире.

В частности, Общероссийский классификатор стандартов ОКС ОК 001-2000 и идентичный ему Межгосударственный классификатор стандартов (МКС) гармонизированы с ICS, что позволяет без труда идентифицировать сопоставимые группы национальных, межгосударственных и международных стандартов.

Также ИСО разрабатывает Общедоступные технические требования (ISO/PAS), Технические требования (ISO/TS), Технические отчеты (ISO/TR), Руководства ИСО (ISO Guide), Соглашения международного семинара (ISO/IWA).

Технические отчеты и Соглашения международного семинара являются информационными, а не нормативными документами. Руководства ИСО предназначены для технических комитетов при подготовке стандартов.

МЭК разрабатывает Общедоступные технические требования (PAS), Технические требования (TS), Технические отчеты (TR), Руководства (Guide).

Публикации МЭК служат базой национальной стандартизации, а также применяются при подготовке международных тендеров и контрактов.

1.3. Что такое региональный стандарт

Пожалуй, самой известной региональной организацией по стандартизации является Европейский комитет по стандартизации (CEN). Кроме него в Евросоюзе действуют еще две региональные организации. Это CENELEC, Европейский комитет по стандартизации в электротехнике, тесно сотрудничающий с МЭК, и ETSI, Европейский институт по стандартизации электросвязи.

Мы привыкли к аббревиатуре ГОСТ и привыкли пользоваться стандартами ГОСТ наравне со стандартами ГОСТ Р. Поэтому обычно мы не задаемся вопросом, что такое «ГОСТ».

ГОСТ, принятые МГС, применяются в межгосударственных отношениях. Только после того, как Росстандарт введет их в действие на территории Российской Федерации, эти стандарты получают статус национальных стандартов. Не нуждаются в таком дополнительном действии Росстандарта только ГОСТ, введенные в действие в СССР до его распада. Эти стандарты действуют в России в качестве национальных, поскольку Россия является правопреемницей СССР. При этом только МГС имеет право отменять ГОСТ СССР. Росстандарт может лишь прекратить их применение в качестве национальных стандартов.

1.4. «Другие» стандарты

Кроме вышеперечисленных, есть еще множество стандартов, которые можно назвать зарубежными. Например, ASTM, API, DNV, ASME, SAE. К какой категории относятся они?

По сути, это стандарты организаций. Организации могут быть национальными, например, американскими, как ASTM, API, или международными, как SAE International.

Важно то, что международная организация не является организацией по стандартизации, хотя и разрабатывает собственные стандарты.

А зарубежными стандартами называют стандарты иностранных государств, стандарты иностранных организаций и региональные стандарты.

Кроме того, к международным и зарубежным стандартам относят и другие виды документов, принятые за рубежом.

Такое обобщение понятно, но порой оно мешает понять, каким образом следует применять тот или иной документ.

2. Применение международных, региональных, зарубежных стандартов и стандартов иностранных государств

2.1. Приказом Росстандарта от 05.05.2016 N 546 утвержден документ «Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств», зарегистрированный в Минюсте России и вступающий в силу 09.09.2016. Документ содержит исчерпывающий перечень условий применения в Российской Федерации международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств. Это:

а) отсутствие национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации с аналогичными объектами стандартизации и требованиями, предъявляемыми к ним;

б) соответствие стандартов действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

в) соответствие стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому зарубежному опыту.

Можно применять только стандарты, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов. Решение о регистрации того или иного стандарта принимает Росстандарт на основании обращения заинтересованного лица.

Обращение должно содержать информацию об объекте применения стандарта, о необходимости применения и наличии условий применения стандарта, а также срок его применения.

К обращению прилагается копия стандарта и «надлежащим образом заверенный перевод» либо официальный ответ о наличии перевода указанного стандарта в Фонде.

Росстандарт направляет запрос в профильный технический комитет по стандартизации о соблюдении условий применения стандарта, относительно которого направлено обращение.

На основании заключения ТК Росстандарт или регистрирует стандарт в Фонде и обеспечивает доступ к нему заинтересованного лица в течение указанного в обращении срока применения стандарта, или направляет отказ.

Порядок распространяется на применение стандартов при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации.

1. «Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств» регламентируют применение перечисленных видов зарубежных документов. Действие документа не распространяется на международные и зарубежные документы, не являющиеся стандартами, а также на стандарты иностранных организаций.

2. «Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств» регламентируют применение перечисленных видов документов только на территории Российской Федерации. Если планируется применение этих документов за пределами Российской Федерации, то требования Порядка не применяются.

3. Для стандартов, на которые распространяется действие «Порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств», разрешается использование единственного, зарегистрированного в Фонде, перевода на русский язык, даже если этот перевод не кажется удовлетворительным. В выигрыше оказывается тот, кто первым представил в Росстандарт перевод данного стандарта.

4. Организация должна доказывать Росстандарту необходимость применения стандартов, на которые распространяется действие «Порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств», при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации.

5. Из текста «Порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств» следует запрет сертификации Системы менеджмента качества организации на соответствие требованиям ISO 9001 как условие при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации, поскольку существует национальный стандарт, аналогичный ISO 9001 (несоответствие условию применения «а»). Сертификация Системы менеджмента качества организации на соответствие требованиям ISO 9001 может иметь применение только внутри самой организации или за пределами Российской Федерации.

6. Что касается выражения «надлежащим образом заверенный перевод», в тексте «Порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств» оно не раскрывается. Однако со стороны организаций Росстандарта возможна замена этого выражения словами «официальный перевод».

2.2. «Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств» устанавливают, что стандарты применяются при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации. Документ не конкретизирует возможные виды работ и услуг. Поэтому далее мы рассмотрим возможности применения международных и зарубежных документов, установленные действующим законодательством.

2.2.1. Международные стандарты могут быть основой национального документа по техническому регулированию и стандартизации

При разработке проектов технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организации необходимо брать за основу международные стандарты. Таково требование Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и Федерального закона «О техническом регулировании». Исключением являются случаи, когда тот или иной международный стандарт неприменим в России, например, из-за климатических условий.

Это означает, что основой национального стандарта может стать не любой международный документ, а только тот, что содержит прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствует повышению конкурентоспособности.

2.2.2. Международные и зарубежные документы, на которые не распространяются «Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств», утвержденные приказом Росстандарта от 05.05.2016 N 546, можно применять «как есть», без регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов

Использование международного или зарубежного документа может быть условием контракта (договора).

В этом случае язык документа, обязательность тех или иных его положений и т.д. определяются контрактом (договором).

Использование международного или зарубежного документа в организации устанавливается внутренним документом этой организации с учетом условий и ограничений, установленных правообладателем.

2.2.3. Возможность использования международных и зарубежных стандартов при проведении работ по государственному оборонному заказу

Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567.

В разделе IV Положения перечислены документы по стандартизации оборонной продукции. Международные и зарубежные стандарты отсутствуют в перечислении, а значит, они не могут устанавливать требования к оборонной продукции.

Кроме того, в статье 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», в которой перечислены виды документов по стандартизации, нет ни международных, ни зарубежных стандартов.

А это означает, что никакие нормативные акты не позволяют применять международные или зарубежные стандарты в качестве документов по стандартизации оборонной продукции, если только это не будет установлено государственным заказчиком государственного оборонного заказа.

3. Легитимность использования международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств

Мы выяснили, что применять международные и зарубежные документы можно по-разному. Но имеем ли мы право использовать их? Как мы можем получить это право?

Международные и зарубежные стандарты являются объектами авторских и смежных прав. Законодательство разных стран по авторским правам различается. В России эти вопросы регулируются частью 4 Гражданского кодекса РФ.

В рамках законодательства своей страны правообладатель может установить собственный порядок получения и использования документа, а также плату за использование документа (так называемые роялти или лицензионные платежи).

При этом ограничивающие условия одного и того же правообладателя могут различаться в зависимости от того, каким образом используется документ. При работе с зарубежными и международными стандартами пользователи должны соблюдать условия Лицензионного соглашения.

4. Гармонизированные стандарты. Общая информация

4.1. Гармонизация «по-российски»

Обычно называют гармонизированными все национальные стандарты, которые разрабатывались на основе международных или зарубежных нормативных документов.

Однако национальные документы по стандартизации используют этот термин в более узком смысле.

ГОСТ Р 1.7-2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов» определяет гармонизированные стандарты как стандарты, которые приняты различными органами по стандартизации, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

Гармонизированные стандарты могут иметь различия в форме представления и в некоторых частях текста, не влияющих на суть стандарта, например, в примечаниях, указаниях, как выполнять требования стандарта, в предпочтении тех или иных требований.

В международной стандартизации такие стандарты называют «эквивалентные стандарты» (термин из Руководства ИСО/МЭК 2:2004).

Гармонизированные стандарты могут содержать полный текст исходного международного (зарубежного) стандарта с национальными дополнениями или без них. Важно, чтобы текст международного (зарубежного) стандарта вошел полностью. Возможные технические отличия в национальном стандарте выделяются курсивом.

Если национальный стандарт повторяет не только текст международного (зарубежного) стандарта со всеми ссылками на международные документы, но и его структуру (разбивку на части, пункты), тогда гармонизированный национальный стандарт считают идентичным и ставят на обложке отметку IDT.

Если текст международного (зарубежного) стандарта воспроизведен в национальном стандарте полностью, но ссылочные документы заменены на соответствующие национальные стандарты, если изменена нумерация пунктов, такой национальный стандарт также считается гармонизированным, но модифицированным. На его обложке можно увидеть отметку MOD.

Если при создании национального стандарта используются не все положения международного (зарубежного) стандарта или какие-то положения изменены, такой национальный стандарт не считается гармонизированным. В этом случае используют термин «сопоставимый стандарт».

4.2. Гармонизация «по-европейски»

В странах Евросоюза также используется термин «гармонизированный стандарт», но в абсолютно ином смысле.

Гармонизированный стандарт может применяться к продукции в полном объеме или частично. В зависимости от этого говорят о полной или частичной презумпции соответствия. Если при производстве какой-то продукции гармонизированные стандарты применялись в полном объеме, то такая продукция считается соответствующей конкретной Директиве ЕС и может свободно обращаться в любой стране Евросоюза.

Напрашивается аналогия с техническим регулированием в Евразийском экономическом союзе, ЕАЭC.

Европейские гармонизированные стандарты аналогичны межгосударственным стандартам (ГОСТ), включенным в перечни документов, применение которых обеспечивает соблюдение требований конкретного технического регламента.

Отличие гармонизированных EN от ГОСТ доказательной базы технических регламентов ТР ТС и ТР ЕАЭС в том, что ГОСТ должны либо применяться полностью, либо не применяться вообще. Возможность частичного соответствия требованиям того или иного технического регламента не предусмотрена ни законодательством по техническому регулированию в ЕАЭС, ни российским Федеральным законом «О техническом регулировании».

Кроме того, ГОСТ доказательной базы могут не быть введены в действие на территории стран ЕАЭС в качестве национальных стандартов. В соответствии с п.6.6 ГОСТ Р 1.8-2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения» межгосударственный стандарт может применяться для подтверждения соответствия требованиям действующего в Российской Федерации технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза), если данный стандарт включен в соответствующий перечень.

Это ограничивает их практическое применение целями конкретного технического регламента. А для других целей в этой же области может действовать национальный стандарт ГОСТ Р.

Для решения этой проблемы Росстандарт активизировал процесс введения в действие в России ГОСТ доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС с одновременной отменой аналогичных национальных стандартов ГОСТ Р. Однако, этот процесс далек от завершения.

5. Включение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств в перечни к техническим регламентам

Мы рассмотрели межгосударственные (то есть региональные) стандарты ГОСТ доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС.

Если мы продолжим изучение документов, составляющих доказательную базу ТР ТС и ТР ЕАЭС, то обнаружим в ней немало международных и зарубежных стандартов.

А в перечень к ТР ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» в качестве документов, применение которых обеспечивает выполнение требований ТР ТС, включены не только государственные стандарты Республики Беларусь, например, СТБ ISO 12870-2007 «Офтальмологическая оптика. Оправы очков. Технические требования и методы испытаний», идентичный международному стандарту ISO 12870:2004, но и международный стандарт ИСО 7854-1995 «Материалы текстильные с каучуковым или полимерным покрытием. Определение устойчивости к повреждению при многократном изгибе».

Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств могут включаться в обеспечивающие перечни к техническим регламентам при условии их регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Как подтверждать соответствие требованиям технических регламентов в этом случае? Каковы особенности применения международных и зарубежных стандартов для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов?

Соответственно, международные и зарубежные стандарты доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС применяются наравне с российскими документами по стандартизации доказательной базы.

6. Официальные издания международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, включая ТР ТС и ТР ЕАЭС, установлен в главе 6 Федерального закона «О техническом регулировании».

На основании статьи 34 Федерального закона «О техническом регулировании» контролирующие органы могут требовать от изготовителя только «предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента».

Закон не требует предъявлять органам контроля (надзора) использованные при создании продукции нормативные документы, даже если проверка проводится на основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона «О техническом регулировании», то есть в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Проверке подлежит соответствие продукции требованиям конкретного технического регламента, а не стандарт, использованный при создании продукции.

Тем не менее органы контроля (надзора) могут захотеть проверить у вас наличие международных и зарубежных стандартов, в соответствии с которыми изготавливается продукция.

До сих пор некоторые проверяющие требуют предъявить им «официальные печатные издания» стандартов. В этом случае полезно напомнить о добровольном характере применения национальных стандартов, включая комплекс стандартов «Стандартизация в Российской Федерации» (ГОСТ Р 1.).

Но сначала следует убедиться, что ГОСТ Р 1.15-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования» не применяется в вашей организации.

В п.1.2 ГОСТ Р 1.15-2017 написано, что факт его применения основывается на ссылках на него в организационно-распорядительных и нормативных документах организации, поэтому нужно провести ревизию таких документов в организации и исключить из них не используемые на деле стандарты. Но даже если ГОСТ Р 1.15-2017 применяется в организации для ведения информационного фонда, требования проверяющих предоставить «официальные печатные издания» неправомерны, так как положения п.5.8.3 ГОСТ Р 1.15-2017 не распространяются на международные и зарубежные документы, применяемые в организации.

Если имеющийся текст международного (зарубежного) стандарта приобретен легально (что подтверждено документально) и поставщик стандарта гарантирует достоверность текста, проверяющий не имеет права требовать дополнительных гарантий достоверности, таких как печати, голограммы и тому подобное.

7. Применение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств для целей импортозамещения

Казалось бы, если мы отказываемся от импортных товаров, то и «импортные» стандарты нам ни к чему. Но это не так.

Если мы хотим как можно скорее создать собственную продукцию, которая будет, как минимум, не хуже зарубежных аналогов, нам нужно использовать весь накопленный мировой опыт, содержащийся в международных и зарубежных стандартах.

Кроме того, нам нужно переориентировать национальную стандартизацию. До сих пор в качестве основы при разработке национальных стандартов использовались европейские и североамериканские стандарты.

Но организации могут самостоятельно внедрять у себя международные (зарубежные) стандарты и принимать на их основе стандарты организации.

Затем проверенные на практике стандарты организации могут стать основой национальных стандартов (или предварительных национальных стандартов).

Что такое стандарт мэк. Смотреть фото Что такое стандарт мэк. Смотреть картинку Что такое стандарт мэк. Картинка про Что такое стандарт мэк. Фото Что такое стандарт мэк

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *