Что такое стандарт ойл
Standard Oil
Добыча и переработка нефти
Standard Oil — американская монополия, осуществлявшая добычу, транспортировку, переработку нефти и маркетинг нефтепродуктов. Была основана в 1870 году как Ohio Corporation. Создана путем присоединения разрозненных нефтедобывающих компаний Америки. Контроль над железнодорожными перевозками позволил Джону Рокфеллеру стать практически монополистом в добыче нефти на континенте. Впоследствии компания попала под действие антимонопольного закона и была разделена на ряд более мелких компаний.
Содержание
История
После Гражданской войны экономика США вошла в период экономического бума. Бурно развивалась нефтяная промышленность и, в частности, Standard Oil. Компания активно поглощала мелкие и средние предприятия, пользуясь тем, что федеральное и местное правительства закрывали глаза на махинации нефтяного гиганта. К 1880 году компания перерабатывала 95 % нефти, добываемой в США. В 1882 году создатель Standard Oil Джон Рокфеллер организовал Standard Oil Trust — группу из 40 корпораций индустрии, что давало ему возможность контролировать всю индустрию переработки нефти. В 1894 году Рокфеллер стал первым американским миллиардером.
В то время большинство корпораций не могли владеть собственностью за пределами штата регистрации. Это создавало определенную проблему, которую Рокфеллер пытался решить. Standard Oil в начале своей деятельности была очень похожа на множество других мелких компаний. Интересно отметить, что Рокфеллер очень хорошо представлял, как эта новая структура должна выглядеть для потенциальных инвесторов, и поэтому он написал Устав Standard Oil, в соответствии с которым служащие компании не должны были получать какое-либо жалование, а только акции. Он полагал, что владение акциями будет стимулировать служащих работать старательно, чтобы повысить их стоимость, а не искушаться высокой зарплатой или премиями. В то время Рокфеллер и его партнеры Эндрюс (Andrews) и Флэйджер (Flager) тщательно прорабатывали почти каждый аспект бизнеса. Вместо того, чтобы покупать бочки по цене 2.50 доллара, они начали производить собственные по 1 доллару.
Рокфеллер придумал, как воспользоваться конкуренцией между различными транспортными компаниями, что привело его к величайшему успеху. Его план был настолько удачным, что еще до официального открытия компании Standard Oil, он добился средней стоимости транспортных услуг в 1.65 долларов на баррель нефти против средней по индустрии стоимости в 2.40 долларов. Эта разница, помноженная на сотни, а затем и тысячи баррелей, стала настоящим конкурентным преимуществом. Пока Рокфеллер сталкивал железную дорогу с водным транспортом и одну железную дорогу с другой, пытаясь восстановить контроль над индустрией, железные дороги решали собственные проблемы.
В действительности существовал факт тайного долговременного соглашения между нефтяным гигантом и местной железной дорогой, в соответствии с которым Standard Oil получала значительные скидки на грузоперевозки. При этих обстоятельствах другие нефтепереработчики не могли конкурировать со Standard Oil и разорялись. Мысль Джона Рокфеллера о том, что на самом деле выгодней заниматься процессом переработки и транспортировки нефти, чем её добычей, оказалась верной. Он построил свою стратегию, используя железные дороги, предназначенные для транспортировки нефти из месторождений в Кливленд и делавшие мелких производителей зависимыми от перевозчиков. Используя систему скидок, он извлекал максимальную прибыль и без колебаний использовал бывших конкурентов, которых он перекупал, в качестве шпионов среди тех, кто еще оставался таковыми. Это позволило ему основать в 1870 году акционерное общество Standard Oil Company с капиталом в 1 миллион долларов, в котором его доля составляла 27 %. [1] В скором времени между картелем производителей и картелем перевозчиков развязалась битва во главе со Standard Oil.
В то время сырая нефть перевозилась в вагонах-платформах в открытых деревянных бочках, из-за чего испарялась наиболее ценная часть груза. По прибытию оставался лишь густой осадок, который терял свою главную ценность. Втайне являясь владельцем железнодорожной транспортной компании Union Tanker Car Company и обладая патентом на металлические и герметичные вагоны-резервуары, используемые по сей день, Джон Рокфеллер сдавал их в аренду своим конкурентам, чтобы те могли перевозить свою продукцию на нефтеперерабатывающие заводы. Когда новые производители развивали свою инфраструктуру для увеличения количества производимой продукции, Union Tanker в одностороннем порядке разрывала договоры об аренде вагонов для транспортировки нефти, из-за чего производители, вложившие немалые деньги в модернизацию производства, несли колоссальные убытки и, в конечном итоге, разорялись. После этого компания Рокфеллера Standard Oil покупала обанкротившиеся компании по ничтожной цене, как правило, получая заодно прилегающие железные дороги. Он пользовался этой уловкой на протяжении многих лет, не вызывая никакой ответной реакции, так как никто не знал о том, что он был собственником Union Tanker.
В Standard занервничали: для нападений на строителей трубопровода были завербованы банды. Riverside pipeline несколько раз разрушался, а после того как он был достроен, Standard oil проложила четыре параллельные ему магистрали. За их пользование она взимала с нефтяников символическую плату до тех пор, пока альтернативный трубопровод не обанкротился и не был выкуплен монополистом.
Захват вражеской трубы обошелся Рокфеллеру гораздо дороже, чем он мог ожидать: направляемые им акты саботажа дали независимым нефтяникам возможность юридического преследования Standard oil. В 1879—1880 годах суды штата были завалены сотнями исков акционеров Riverside pipeline с требованием взыскать со Standard oil убытки, понесенные в результате нападений его банд на трубопровод. Большое жюри Пенсильвании с удовольствием вынесло обвинительный вердикт Рокфеллеру и Флеглеру и даже направило губернатору Нью-Йорка требование доставить их под арестом в Нефтяной район, однако Нью-Йорк проигнорировал это послание.
С 1901 по 1904 год журналисткой Идой Тарбелл была опубликована серия из шестнадцати статей на эту тему. Они стали сенсационным обвинением для всей нефтяной индустрии.
Разделение компании
Судебное разбирательство, в котором Standard Oil обвинялась, в частности, в нарушении антимонопольного законодательства, приковало к себе внимание американской общественности и стало новым судебным прецедентом. Рокфеллер был вынужден распустить трест. Конгресс США, во многом под нажимом общественного мнения, принял решение о создании Министерства Торговли и Бюро по Делам Корпораций, в чьи обязанности, в частности, входил надзор за выполнением антимонопольного законодательства.
В 1911 году правительство Соединенных Штатов берется за монополию Standard Oil и требует ее разделения. После этого она распадается на несколько маленьких компаний, в названии которых продолжают фигурировать инициалы «S.O.»: SOHIO в Огайо, SOCONY в Нью-Йорке и, разумеется, Esso, которая впоследствии станет Exxon. Раскол на самом деле не особо навредил монополии Рокфеллера, которую ему удалось сохранить. Тем не менее, он пообещал взять реванш у всемогущего государства. Для этого он вложил существенную часть своего состояния в создание 12 гигантских банков, которые стали Федеральным резервом, когда в 1913 году Конгресс решил использовать их для сбора налогов. Отныне, ежегодно собранные Федеральным резервом средства до их перечисления государству оседали в сейфах династии Рокфеллера.
Рокфеллер основал корпорацию Standard Oil в нескольких штатах, с тем, чтобы приспособиться к правовым нормам акционерной собственности. Такая схема позволила Рокфеллеру построить и консолидировано управлять национальной компанией. Данная трастовая концепция стала синонимом монополии.
В результате расформирования возник уникальный список выдающихся корпораций:
Изначально Standard Oil распалась на тридцать восемь различных компаний, включая вышеперечисленные, а также такие компании как ARCO, BP America и Cheeseborough-Ponds, в качестве наследников Standard Oil. В результате распада Standard Oil у Рокфеллера осталась внушительная часть акций во всех компаниях, но ни в одной из них он не имел контрольного пакета.
Примечания
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Standard Oil» в других словарях:
Standard Oil — Création 1870 Disparition 1911 Fondateurs John D. Rockefeller Personnages clés John D. Rockefeller Henry M. Flagler … Wikipédia en Français
Standard Oil — Refinery No.1 in Cleveland, Ohio (1899) Die Standard Oil Company war bis zu ihrer Zerschlagung das größte Erdöl Raffinerie Unternehmen der Welt. Sie wurde von John D. Rockefeller gemeinsam mit einigen Geschäftspartnern (u.a. Henry M. Flagler)… … Deutsch Wikipedia
Standard Oil — [Standard Oil] a large US oil company established in 1870 by John D Rockefeller. In 1911 the US ↑Supreme Court decided it restricted trade and divided it into 34 individual companies. Rockefeller’s original company became Standard Oil (Ohio). It… … Useful english dictionary
Standard Oil — Infobox Company company name = Standard Oil company company type = Ohio Corporation (1870 1882), Business Trust (1882 1892), New Jersey Holding Company (1899 1911) [cite web |url=http://www.bgsu.edu/departments/acs/1890s/rockefeller/bio2.htm… … Wikipedia
Standard Oil — Acción de la Standard Oil. Standard Oil (1870 1911) fue una empresa petrolera estadounidense. La empresa fue fundada en Ohio en 1870 por el industrial John D. Rockefeller, su hermano William Rockefeller, Henry Flagler, el químico Samuel Andrews y … Wikipedia Español
Standard Oil — a large US oil company established in 1870 by John D Rockefeller. In 1911 the US Supreme Court decided it restricted trade and divided it into 34 individual companies. Rockefeller’s original company became Standard Oil (Ohio). It was bought by… … Universalium
Standard Oil Company — Standard Oil Refinery No.1 in Cleveland, Ohio (1899) Die Standard Oil Company war bis zu ihrer Zerschlagung das größte Erdöl Raffinerie Unternehmen der Welt. Sie wurde von John D. Rockefeller gemeinsam mit einigen Geschäftspartnern (u.a. Henry M … Deutsch Wikipedia
Standard Oil Company — Standard Oil Logo de Standard Oil Création 1870 Disparition 1911 Personnages clés John D. Rockefell … Wikipédia en Français
Standard Oil of Iowa — Standard Oil Company of Iowa was created in 1885 as a subsidiary of the Standard Oil Trust to handle marketing along the Pacific Coast states of Idaho, Oregon, Washington, California, and Arizona. Though named for the midwestern state, it never… … Wikipedia
Standard Oil of Colorado — was chartered in Denver, CO in 1922. It was eventually rechartered under the name Standard Oil Company of Colorado in 1927 and began to sell stock in 1930. Standard Oil of Colorado was simply a scam to cash in on the Standard Oil name, and owned… … Wikipedia
Во что превратилась могущественная нефтяная корпорация Джона Рокфеллера?
Пару недель назад мы опубликовали инфографику, показывающую, как за последние 100 лет изменился рейтинг крупнейших компаний США. В 1917 году во главе списка находилась Standard Oil of New Jersey, одна из 34 компаний, которые появились в 1911 году в результате принудительного разделения могущественной нефтяной компании Standard Oil, основанной Джоном Рокфеллером.
Сегодня же мы рассмотрим то, что стало с монополией Standard Oil с момента спин-оффа.
На рубеже 20 века Standard Oil Джона Рокфеллера была могущественной корпорацией. В 1904 году компания контролировала 91% добычи нефти и 85% продаж в Соединенных Штатах.
В результате в 1906 году против компании началось судебное разбирательство. Standard Oil обвиняли в нарушении антимонопольного законодательства. В 1911 году Верховный суд требует разделения компании, после чего рыночная доля корпорации снизилась до 64%. Однако раскол, на самом деле, удвоил стоимость акций Standard Oil. У Рокфеллера остался контрольный пакет во всех компаниях, и он стал самым богатым человеком в мире.
Standard Oil была разделена на 34 компании, в основном по географическому признаку. Сегодня крупнейшие из этих компаний составляют ядро нефтяной промышленности США:
— Standard Oil Нью-Джерси: объединилась с Humble Oil и в конечном итоге стало Exxon
— Standard Oil Нью-Йорка: объединилась с Vacuum Oil и в конечном итоге стало Mobil
— Standard Oil Калифорнии: приобрела Standard Oil of Kentucky, Texaco и Unocal, и в результате появилась корпорация Chevron
— Standard Oil Индианы: переименована в Amoco и приобретена BP
— Standard Oil Огайо: приобретена BP
— Нефтяная компания Огайо: переименована в Marathon Oil, из которого в конечном итоге выделилась Marathon Petroleum
Но это еще не все, после разделения Standard Oil появились и другие крупные компании.
Vaseline изначально был частью Standard Oil. Изобретатель Роберт Шезебро получил продукт из нефтяных остатков, а выделенная компания Chesebrough Manufacturing Company в 1987 году была приобретена Unilever. Между тем, другие две компании, Union Tank Car Company и Pennzoil сегодня являются частью Berkshire Hathaway и Royal Dutch Shell.
БКС Экспресс
Последние новости
Рекомендованные новости
Итоги торгов. Внешний фон помог ускориться
Рынок США. «Ралли Санта-Клауса» стартовало
Самые слабые валюты года. Перспективы 2022
5 идей в российских акциях: выделяем привлекательные бумаги
SoFi Technologies. Есть ли перспективы у популярного финтеха
Ралли Деда Мороза в России: какие компании вырастут под Новый год
Дивидендный портфель 2022
Исследование. Как менялась доля голубых фишек на рынке
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
История Standard Oil: как компания Джона Рокфеллера захватила рынок переработки и перевозки нефти
Обозреватель vc.ru изучил историю корпорации Standard Oil: ее становление, жесткие методы борьбы с конкурентами и распад по решению суда. Компанию в конце 19 века создал один из самых известных и богатых людей в истории бизнеса — Джон Рокфеллер.
О Джоне Рокфеллере слышал, пожалуй, каждый: всесильный магнат, первый в мире долларовый миллиардер, один из влиятельнейших людей США. Кому-то интересна компания Рокфеллера Standard Oil, которая попала под резонансное судебное дело и в итоге была разделена — это один из первых примеров действия антимонопольного законодательства. Другие вспомнят, что Рокфеллер основал фонд, который тратит значительные суммы на медицинские исследования и борьбу с бедностью. В любом случае это один из величайших предпринимателей в истории.
Джон Рокфеллер родился в семье торговца лечебными снадобьями Уильяма Рокфеллера. У его отца, в прошлом лесоруба, была своя ферма, но тяжелый физический труд быстро ему наскучил. Уильям стал создавать и продавать лекарства из трав, путешествуя по разным городкам, и получал хорошую прибыль. Правда, бизнес был не совсем честным: в многочисленных биографиях миллиардера упоминается, что Уильям представлял некоторые свои разработки как травяные лекарства от рака.
Рокфеллер-старший считал лучшей карьерой предпринимательство и с детства учил сына скрупулезному заполнению деловых бумаг и основам ведения бухгалтерии. Более того, он предлагал детям разводить птиц на продажу и помогать соседям за деньги. Уильям постоянно был в разъездах и содержал семью за счет займов, погашая их после возвращения из поездок. Жену расстраивало его непостоянство и слухи о многочисленных изменах, но из-за религиозности и страха перед общественным мнением она не решалась на развод.
Обучение в школе не принесло Джону Рокфеллеру особой пользы. Он был серьезным и сконцентрированным ребенком, но учителя не имели навыков, чтобы развивать его способности. Лучше всего ему давалась математика. По другой версии, Рокфеллер был не очень способным учеником, и ему приходилось много времени уделять обучению, чтобы быть на одном уровне с классом. На Джона больше повлияло домашнее воспитание: мать стремилась развить в нем упорство и трудолюбие.
После получения среднего образования Джон Рокфеллер отправился в коммерческую школу Кливленда, где три месяца учился бухгалтерии и основам банковского дела. Затем он решил пойти работать по специальности. Молодой человек без высшего образования мог надеяться лишь на должность клерка в небольшой конторе, но это ему не подходило. Рокфеллер был крайне амбициозен, и заурядная работа его не интересовала. Он искал прежде всего опыт, который мог пригодиться ему в бизнесе. Поиски шли долго, но в итоге Джону повезло: он устроился в более или менее крупную компанию Hewitt & Tuttle в Кливленде.
В 1861 году, когда в США началась Гражданская война, Рокфеллер остался единственным кормильцем семьи. (По другим данным, Джон избежал призыва потому, что объявил мать вдовой и перевез ее к себе в Кливленд, пока Рокфеллер-старший скитался по стране.) Джон прекрасно понимал, какие перспективы открывает война для торговли продовольствием, и ему удалось стать одним из поставщиков провизии в войска северян. Рокфеллер умел наладить поставки в необходимом количестве и хорошо зарабатывал на войне, но вскоре его заинтересовала другая отрасль — там прибыль обещала быть гораздо больше.
На нефтяную промышленность предприниматель обратил внимание еще в 1859 году. Погрузившись в тему, он заметил большую разницу в цене на сырую нефть и на готовые нефтяные продукты. Он познакомился с Сэмюэлом Эндрюсом — талантливым химиком, который первым в Кливленде стал производить керосин и думал о создании собственного бизнеса. В 1862 году общими усилиями Рокфеллера, Кларка и Эндрюса, который должен был создать новые методы переработки, открылось предприятие Andrews, Clark & Company. Вскоре был открыт завод компании, названный The Flats. Компания была прибыльной, а талант Рокфеллера открывал перед ней большие перспективы.
Джон наконец принялся развивать собственный бизнес, и уже через год предприятие в несколько раз обгоняло местных конкурентов. Рокфеллер на этом не остановился: он взял в партнеры своего брата Уильяма, и вместе они открыли еще одно перерабатывающее предприятие и компанию по экспорту нефти. Тогда начался бум нефтедобычи, что привело к росту индустрии переработки. Конкуренция обострилась и привела к перепроизводству. Нефтяная отрасль, в которую полились сотни миллионов долларов, попала в жесткий кризис. Небольшие фирмы разорялись, и даже Рокфеллер, построивший прочный бизнес, столкнулся с проблемами.
Флэглер принялся за удешевление транспортировки сырой нефти. Каждая транспортная компания пыталась отобрать долю конкурентного рынка. У него получилось договориться о скидках с Lake Shore, Erie и New-York Central Railroad — эта компания входила в железнодорожную империю известного магната Корнелия Вандербильта.
Есть версия, что до 1870 года с компанией Рокфеллера сотрудничала также Pennsylvania Railroad — но позже, оценив растущую влиятельность предпринимателя и его умение манипулировать союзниками, владельцы стали относиться к нему настороженно. Кроме того, эта компания отдавала предпочтение «исконно нефтяным» регионам. Заключая договоры с железнодорожными компаниями, Рокфеллер добивался снижения цены за счет того, что на рынке перевозчиков была жесткая конкуренция, а объем его поставок был огромен.
Позже предприниматель подчеркивал, что скидки были важным, но не ключевым фактором развития компании. Главное, по мнению Рокфеллера, это профессионализм руководителей компании и их умение искать инновации. Rockefeller, Andrews and Flagler стала одной из первых компаний, которая использовала для перевозки цистерны, причем производила их самостоятельно. Часто встречаются упоминания о том, что Рокфеллер скупал подобные емкости надолго вперед, чтобы уменьшить поставки конкурентов, и за скидки предоставлял дополнительные мощности железнодорожным компаниям.
Компания контролировала десятую часть нефтяного рынка США, имела современное производство, налаженную систему поставок, но страдала от обострившейся конкуренции перевозчиков. Рокфеллер отправил к своим союзникам Флэглера с заманчивым предложением. Взамен на снижение пошлин Standard Oil откажется от водных перевозок весной и летом и полностью перейдет на услуги железнодорожных компаний, гарантируя им 60 цистерн в день.
Кризис продолжался, в нефтяной отрасли по-прежнему была жесткая конкуренция и перепроизводство, и Рокфеллер искал выход из ситуации. В конце концов решение проблемы компании Standard Oil предложили извне.
В 1871 году появилось объединение South Improvement Company. Рокфеллер утверждал, что он не имел отношения к его созданию и вступил в него уже после основания, но многие считают, что все было не так. Якобы сначала глава Pennsylvania Railroad Том Скотт обратился к Standard Oil с предложением особенной схемы работы. Вошедшие в объединение железнодорожные компании должны были в несколько раз повысить тарифы на перевозку для всех нефтяных промышленников. Однако можно было вступить в South Improvement Company и стать премиум-клиентом, получив скидку в 50% за фиксированное количество перевозок в день.
Этот подход должен был регламентировать перевозки и уменьшить перепроизводство. Войти в South Improvement Company могла любая компания, причем увеличение тарифов должно было вынудить к этому всех руководителей нефтеперерабатывающих предприятий — иначе они рисковали потерять бизнес.
Часть объединения принадлежала Standard Oil. Также в него вошли еще несколько переработчиков нефти (некоторые источники это отрицают). Рокфеллер получал в этом альянсе дополнительные бонусы в виде скидки 40 центов с перевозки барреля нефти. Столько же он получал с каждого барреля конкурентов. Таким образом, Standard Oil зарабатывала даже на перевозках своих конкурентов. Это образование должно было стабилизовать индустрию, скрепив железнодорожные и нефтеперерабатывающие компании, — но оно не выполнило своей функции. South Improvement Company вошла в историю как картельное образование, давшее жизнь новому термину «экономика ущемления».
Компаниям, вступившим в South Improvement Company, был объявлен бойкот. Стали усиленно собирать деньги на строительство обходной железной дороги через Буффало. Журналисты с восторгом обещали, что в скором времени с Рокфеллером разделаются честные бизнесмены. Союз нефтепромышленников убедил железнодорожные компании отменить кабальные договоры. В конце концов South Improvement Company была запрещена. Рокфеллер проиграл битву, но не войну.
Нефтедобытчики, выступившие против Рокфеллера, поняли свою ошибку: Standard Oil была самым сильным игроком, и ее промышленной мощности не мог достичь никто. Отказавшись от сотрудничества с Рокфеллером, владельцы месторождений столкнулись с тотальным кризисом и были вынуждены к нему вернуться. На таких предпринимателей пытались давить с помощью общественного осуждения и прессы, но те делали очевидный выбор между процветанием и банкротством. Бойкот ослабили, а позже и вовсе от него отказались.
Предприниматель знал, что промышленники вскоре снова распадутся на мелкие группы и продолжат вредить его индустрии. Главам самых крупных компаний он предложил слияние со Standard Oil, и те быстро забыли о вражде. Другие сдались на милость Рокфеллеру сами. Интересно, что предприниматель никогда не вступал в переговоры по покупке — он просто называл цену, и бизнесменам нужно было на нее соглашаться или же готовиться к борьбе.
В результате борьбы Рокфеллер увидел слабые места Standard Oil и проанализировал, какие удары ей могут нанести. Бойкот добытчиков нефти больше был не страшен: компания завела стратегический запас сырья. Со стороны перевозчиков тоже ничего не грозило: Рокфеллера поддерживал железнодорожный магнат Вандербильт, да и остальные союзники были готовы предоставлять ему скидки, которые конкурентам и не снились.
В 1878 году Standard Oil контролировала, по разным источникам, от 85% до 90% предприятий, занимающихся переработкой нефти. Большинство конкурентов вынужденно вступили в Standard Oil либо были уничтожены. Вандербильт вошел в Standard Oil в 1875 году, что означало усиление контроля над железнодорожными компаниями. Правда, добиться этого было непросто.
Идея, которая многим казалась безумной, провалилась в самом начале. Рокфеллер был чрезвычайно бдителен, да и главы купленных им компаний, вошедшие в совет директоров из 30 человек, заметили подготовку заговора. Рокфеллер и Флэглер отправились к руководителю Pennsylvania Railroad Тому Скотт — но не с позиции людей, которые ищут компромисс, а как хозяева ситуации. Скотту «напомнили», кто перевозит большую часть нефтепродуктов по линиям компании, и велели отступиться от затеи. Том отказался: он считал, что Standard Oil, работавшая по всей территории США все еще нестабильна, и надеялся на конкуренцию перевозчиков, с которыми у Рокфеллера был договор.
Рокфеллер расторг договор с Pennsylvania Railroad и поспешил нарастить мощь своих союзников Erie и New-York Central. Те уменьшили стоимость транспортировки, а Рокфеллер пообещал им увеличить размеры перевозок до 600 цистерн. Следующие действия Джона нанесло еще больше урона: он снизил стоимость нефтепродуктов в пределах досягаемости Empire Transportation, чтобы замедлить ее развитие.
Производства Standard Oil в Питтсбурге были на время закрыты, чтобы не давать Скотту возможность перевозить в регион сырую нефть. Они вернулись в эксплуатацию сразу же после заключения соглашения с Baltimore and Ohio. Pennsylvania Railroad также уменьшила тарифы, но это нанесло ей колоссальный ущерб, а развитие Empire Transportation, несмотря на все усилия, шло медленно.
Планы главы Pennsylvania Railroad были окончательно разрушены восстанием рабочих, подавлять которое пришлось при помощи федеральных войск. Эта война поставила компанию на колени. Скотт решил начать переговоры с Рокфеллером, который обещал помочь ее восстановить, но Поттс не желал мира. Его образумило только то, что Standard Oil выкупила принадлежащие Empire Transportation Company перерабатывающие предприятия. Так Pennsylvania Railroad оказалась под контролем Standard Oil.
Джон Рокфеллер-старший с сыном
Еще один пункт, который обеспечил Standard Oil доминирование, — нефтепроводы. В середине 1870-х Рокфеллер столкнулся с тем, что перепроизводство сырой нефти усложняло ее транспортировку: не хватало цистерн для доставки, да и железные дороги оказались недостаточно эффективны. Размеры Standard Oil усложняли проблему: некоторые компании поменьше продавали сырую нефть гораздо дешевле, и чаще всего конкурентам предпринимателя. В 1874 году Рокфеллер приобрел одну из главных в Америке трубопроводных сетей American Transfer Company. Через год он заключил соглашения с другой крупной сетью United Pipe Line, а позже купил ее.
К концу 1870-х проблема с перевозкой никуда не исчезла: железных дорог не хватало, и представители нефтепроводящей компании United Pipe Line предложили перерабатывающим предприятиям сотрудничество на следующих условиях: компания перекачивает четвертую часть нефти каждой добывающей компании по рыночной цене, на остальное сырье цена будет гораздо ниже. Такая практика раньше уже использовалась, чтобы уменьшить перепроизводство и стабилизировать отрасль. Но в этот раз оказалось, что на большую часть дешевой нефти претендовала Standard Oil.
Нефтедобытчикам не верилось, что цистерн для перевозки не хватает и перепроизводство загоняет отрасль в кризис, — им всюду мерещилось влияние Рокфеллера, который пытается заставить их подчиниться. Вскоре предприниматели созвали ассоциацию и приняли решение построить несколько новых систем трубопроводов.
Чтобы быстро реализовать идею, нужно было принять закон о свободных трубопроводах. Этого пришлось долго добиваться, но в итоге закон приняли в Пенсильвании и стали обсуждать в других штатах. Рокфеллер в ответ пролоббировал запрет на этот закон и стал создавать ассоциации всевозможные помехи, в том числе с помощью давления на производителей труб.
Тогда главы нефтедобывающих компаний при помощи властей штата Пенсильвания обратились к Верховному суду с требованием заставить United Pipe Line выполнять ее обязательства в обычном режиме, возбудить дело против перевозчиков Pennsylvania Railroad, Erie и New-York Central, которые, по их мнению, намеренно создавали препятствия. Standard Oil в обращении обвиняли в преступном сговоре.
Вскоре началось расследование, охватившее несколько штатов. Стало известно, что перевозчики дают Standard Oil скидки, а с других игроков взимают дополнительные пошлины. Хуже всего для Standard Oil оказалась ситуация в Пенсильвании, где позиции нефтедобывающих компаний были наиболее сильны. По итогам расследования девятерых руководителей компании, в том числе и Рокфеллера, признали виновными в преступном сговоре и попытке создания монополии. Нескольких членов совета директоров арестовали, но вскоре выпустили под залог.
Рокфеллер нанял адвокатов, и те заверили его в победе Standard Oil. Кроме того, с помощью губернатора штата Огайо Рокфеллер добился запрета на его выдачу пенсильванским властям. В итоге предпринимателю пришлось отменить предложенный United Pipe Line план, а также уменьшить пошлины железнодорожных компаний. Нефтедобытчики, которым наконец облегчили перевозку, сами стали искать способ как можно скорее прекратить расследование, которое теперь вредило их бизнесу. Через полтора месяца дело о сговоре было закрыто.
Однако в 1880 году возникла новая сложность: были готовы к работе трубопроводы других компаний, и один из них, Tidewater, способен был соперничать со Standard Oil. Рокфеллер стал делать скидки, строить и покупать новые трубопроводы и предприятия. Tidewater противостояла Standard Oil, но не переходила к активному наступлению, надеясь продержаться достаточно долго, чтобы сделать гиганта своим клиентом. Рокфеллер же тем временем приобрел большую часть игроков и начал строить трубопроводную компанию, возглавил которую прошлый противник Standard Oil Джозеф Поттс (по другим источникам, он ее не возглавил, а скорее консультировал).
Tidewater продолжала увеличивать протяженность своих маршрутов, а Standard Oil всячески этому мешала. До сих пор ходят слухи, что Рокфеллер нанимал уличные банды, чтобы они разрушали трубопроводы и нападали на рабочих. Но в Tidewater были и внутренние неурядицы, которые привели компанию к финансовым проблемам. В поисках кредита они пришли к Рокфеллеру, который легко оказал им помощь.
Рокфеллеру приходилось учиться контролировать приобретенные компании, ведь их владельцы не всегда исполняли приказы центрального офиса. В особых случаях представители Standard Oil отправлялись налаживать с ними отношения. Оставшихся конкурентов Рокфеллер выдавливал с рынка с помощью демпинга: тотальный контроль над отраслью позволял ему как угодно манипулировать ценами. С середины 1880-х годов предприниматель начал скупать месторождения нефти, уменьшив зависимость от производителей и укрепив власть над ними.
В 1890 году у Standard Oil и еще более чем у 50 трестов страны начались проблемы: правительство приняло антитрестовый закон Шермана. Standard Oil of Ohio попала под расследования. Судебные слушания доказали принадлежность компании к тресту, и у нее едва не отобрали лицензию. Кроме того, Standard Oil of Ohio было запрещено принимать участие в подобных объединениях и позволять контроль извне.
Был создан опасный прецедент: теперь можно было привлечь к ответу любую компанию и с высокой вероятностью выиграть дело. Рокфеллер перенес центральный офис Standard Oil в штат Нью-Джерси, где ему удалось добиться ослабления антитрестового законодательства. Рокфеллер начал процедуру роспуска треста, который в дальнейшем был преобразован в холдинговую компанию Standard Oil. Большая часть предприятий объединили, и их осталось около 20.
В конце десятилетия Рокфеллер стал постепенно отходить от руководства холдингом. Ему было уже больше 60 лет, и его здоровье оставляло желать лучшего. В 1897 году управление практически перешло к Джону Арчболду: он долгое время занимал должность вице-президента и официально стал главой компании лишь в 1911 году, причем это было сделано настолько тихо, что даже многие акционеры Standard Oil не знали об изменениях.
Чтобы понять, что происходило в жизни предпринимателя дальше, нужно разобраться в отношениях Рокфеллера с правительством. Общая сумма штрафов, которые предприниматель должен был выплатить за свою жизнь, приближается к нескольким десяткам миллионов долларов. Юристы частично облегчали ситуацию, выискивая слабые стороны в предписаниях суда.
Многие специалисты считают, что подобный результат был бы невозможен, если бы не умение Рокфеллера выстраивать отношения с правительством. Standard Oil была постоянным спонсором как демократической, так и республиканской партии. Журналист Ллойд, критикуя траст, заметил, что правительство выбирают не граждане США, а богачи, и с этим трудно спорить: Рокфеллеру действительно несколько раз удавалось лоббировать нужные ему законы.
Практиковались и подкупы сенаторов, которые маскировались под финансирование. Комиссии, которые расследовали деятельность Standard Oil, были наполнены агентами Рокфеллера, которые докладывали ему обстановку и влияли на принимаемые решения. Так же он добивался отмены невыгодных законопроектов.
Ситуация стала хуже пять лет спустя, когда президентом стал Теодор Рузвельт с антимонопольной и антитрестовой политикой. Рузвельт также взял у Рокфеллера деньги на предвыборную кампанию, но содействовать ему не спешил. На письмо Рокфеллера Рузвельт ответил через газеты, зная, что предприниматель избегает публичности, а американская общественность относится к нему крайне негативно. Рузвельт начал против Standard Oil несколько резонансных дел, и, даже когда он уступил пост президента лояльному к компании Рокфеллера Тафту, антимонопольное расследование не прекратилось.
В 1911 году Верховный суд постановил разделить Standard Oil, но особого вреда это компании не нанесло. Исследователи говорят, что Рокфеллер потерял деньги только на замене вывесок с названием компании. С распада Standard Oil начали работу большинство американских нефтяных компаний, среди которых известная сейчас Exxon Mobil.
Самого предпринимателя приговор опечалил, он даже не стал объявлять его сотрудникам компании. Вместе с Арчболдом он разработал систему управления раздробленной Standard Oil. Реорганизация заняла четыре года, по завершении об этом сообщили властям, но те не стали проверять, как выполнено постановление суда. Кстати, деятельность компаний, ранее входивших в трест, после разделения почти не контролировалась: сказалось влияние Рокфеллера на Тафта и на следующего президента Вилсона.
Еще одна важная часть жизни Рокфеллера — благотворительная деятельность. Его мать была чрезвычайно религиозна и привила Джону желание помогать обществу: по слухам, еще в школьные годы он платил церковную десятину. С ростом доходов Рокфеллер увеличивал сумму пожертвований, в Standard Oil даже было создано направление, которое занималось благотворительностью. Так, благодаря предпринимателю были созданы Чикагский университет, медицинский институт и Фонд Рокфеллера. Последний работает до сих пор: предоставляет гранты на искусство и научные программы, а также борется с бедностью и неравными возможностями для представителей разных социальных слоев.
Начиная с 1911 года Рокфеллер проводил большую часть времени, играя в гольф и занимаясь благотворительностью. Его постоянным партнером по гольфу стал известный журналист Уорлдом Инглис, который документировал воспоминания Рокфеллера и его комментарии о тех или иных событиях — эти записи затем использовали многие биографы.
По мнению многих знакомых Рокфеллера, он не утратил интереса к бизнесу, но его предпринимательская деятельность свелась к консультированию сына, Джона Рокфеллера-младшего, и руководителей других компаний. Умер Джон Дэвисон Рокфеллер в 1937 году, немного не дожив до 98 лет.