Что такое стандартизация в бухгалтерском учете
Примеры и особенности отраслевых стандартов бухгалтерского учета
Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.
Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.
Виды стандартов для ведения учета
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:
ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.
Особенности отраслевых стандартов
Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.
Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:
К СВЕДЕНИЮ! Категорически не допускается, чтобы полномочия по принятию отраслевых стандартов и контролю в сфере финансового учета пересекались.
Общее между федеральными и отраслевыми стандартами
Отличия отраслевых стандартов от федеральных
Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.
Поводы для разработки отраслевых стандартов
Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:
Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.
Что входит в отраслевые стандарты
Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:
Примеры отраслевых стандартов
Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.
Новшества 2018 года
Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2018 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.
Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.
СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.
Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:
Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.
Национальные и международные стандарты бухгалтерского учета
Понятие и суть международных стандартов
Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности — это специализированная нормативная система организации и ведения бухгалтерского учета, а также формирования бухотчетности, которая применяется по всему миру.
Данная система учета и составления отчетности разрабатывается Комитетом по МСФО IASB. Основная цель международной системы БУ направлена на формирование достоверных, полных и систематизированных данных о финансовом положении организации в части активов, полученных доходов, произведенных расходов, принятых обязательств, имеющихся капиталов.
Основная задача МСБУ заключается в ведении бухучета и последующем формировании достоверной отчетности, которая пригодна для использования внешними пользователями. Например, международным партнером.
Национальные стандарты БУ — это свод норм и правил ведения бухучета, которые установлены с учетом специфики конкретного государства, то есть применимы только на территории определенного государства.
Основное отличие национальных и международных стандартов бухгалтерского учета заключается в том, что МСБУ могут быть применимы абсолютно любой организацией, независимо от территориального расположения и государственной принадлежности, а НСБУ — только на территории одной страны.
В России национальные стандарты регламентированы законом № 402-ФЗ «О бухучете», а также тематическими ПБУ и инструкциями, утвержденными Министерством финансов.
Принципы МСБУ
Рассмотрим главные принципы организации и ведения бухучета по международным стандартам:
Классификация МСБУ
МСБУ 1 «Предоставление отчетности». Ключевой блок, в котором регламентированы основные требования к формированию и составлению отчетной бухгалтерской документации. Данный блок утвержден приказом Минфина № 217н от 28.12.2015 и устанавливает состав бухотчетности, ее структуру, а также ключевые принципы составления.
МСБУ 2 «Запасы». В данном блоке утверждены основные правила ведения бухучета по отдельным объектам учета. Например, IAS 16 (основы бухучета по объектам основных средств), 18 (правила отражения операций по выручке), 21 (отражение фактов деятельности по валютным изменениям курсов), 38 (бухучет по объектам нематериальных активов) и пр.
МСБУ 10 «События после отчетной даты». Блок правил регламентирует порядок отражения операций, совершенных после отчетной даты. Также в блоке представлены свод правил и дополнительных отчетных ключей, регламентирующих порядок составления отчетности.
Кто обязан применять МСБО
На территории РФ национальные и международные стандарты бухучета обязательны к применению широкому ряду компаний. Так, например, применять МСБУ обязаны:
Новые стандарты бухгалтерского учета: что и когда изменится
До 2022 года чиновники внесут изменения в действующие Положения по бухгалтерскому учету и утвердят новые федеральные стандарты бухучета. Точные сроки вступления в силу поправок обозначены в Приказе Минфина РФ от 18.04.2018 № 83н.
В статье разбираются изменения в трех стандартах:
В частности, изменения касаются того, как по новым правилам отражать арендованное имущество, как определять разницу между финансовой и нефинансовой арендой, как оценивать стоимость запасов, как исправлять документы бухгалтерского учета.
Сроки вступления в силу стандартов
Новые бухгалтерские стандарты готовятся уже несколько лет. Сейчас действует третья по счету программа – Приказ Минфина от 18.04.2018 № 83н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг.».
Стандарты, которые уже изменились:
В ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» говорится, что, если организация сталкивается с нерегламентированными элементами учета, она должна разработать их самостоятельно. Как это сделать?
В качестве ориентира можно использовать Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) либо отраслевые стандарты или рекомендации. Авторами таких рекомендаций могут быть разработчики проектов стандартов:
Проект стандарта «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
Этот стандарт предназначен для всех, кроме госсектора. Под документооборотом здесь понимается движение документов бухгалтерского учета. Но налогообложения стандарт не касается (счета-фактуры, книги продаж и книги покупок регулируются Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Как должен быть составлен документ:
Как составлять записи в регистрах бухгалтерского учета
Такие записи нужно вести в рублях, вне зависимости от фактической валюты факта хозяйственной жизни и (или) места ведения деятельности.
Если стоимость указана в иностранной валюте, записи производятся одновременно и в рублях, и в иностранной валюте.
Регистр должен содержать построчный перевод.
Если первичный документ составлен на иностранном языке, потому что его привезло подотчетное лицо, и на основании этих документов составляются бухгалтерские регистры, то они будут на русском языке.
Как составлять документы бухгалтерского учета
Если первичный документ составляется на основании другого документа, содержащего информацию о факте хозяйственной жизни, он должен содержать указания на соответствующий оправдательный документ (п. 8). Например, авансовый отчет составляется на основании первичных документов: чеков, квитанций, билетов, посадочных талонов, счетов гостиниц и т.д.
Если дата составления первичного документа отличается от даты совершения факта хозяйственной жизни, такой документ должен содержать дату совершения факта хозяйственной жизни (п. 9). Например, акты по работам за апрель подписаны 4 мая. Дата окончания работ — 30 апреля, а дата подписания — 5 мая.
Что разрешает делать новый проект?
Все, что устанавливает Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ, продолжает действовать. То есть остается право определять форму первичных документов, кроме банковских и кассовых. Стандарт «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» не устраняет те права, которые были ранее.
Первичным документом оформляются длящиеся факты хозяйственной жизни — начисление процентов, амортизация активов, изменение стоимости активов.
Если оформить нужно поставку товаров разными партиями в разные даты по одному долгосрочному договору, нужно оформить таблицу с подписями разных материально-ответственных лиц и получить подпись каждого из них.
При создании первичных учетных документов субъект вправе оформлять длящиеся факты, например, амортизацию с периодичностью неделя или месяц.
Экономический субъект вправе:
То есть, если щебень привозят на стройку несколько раз в день, это можно оформлять одним приходным ордером. Однако в некоторых ситуациях, например, когда участвуют разные материально ответственные лица или разные склады, определенный факт хозяйственной жизни нужно оформлять разными документами.
Ответственность за подписанный документ несет тот, кто его подписал.
Как исправлять документ бухгалтерского учета
Стандарт различает исправление документов в электронном виде и в бумажном виде.
Согласно п. 17 проекта, виды электронной подписи и допустимые способы исправления устанавливаются экономическим субъектом, но с учетом законодательства.
Внесение исправлений в электронный документ
Делаются таким образом, чтобы были понятны первоначальные записи и было ясно видно, на что они исправлены. Допустимо составление нового электронного документа (п. 21).
Внесение исправлений в бумажный документ
В бумажном документе нужно зачеркнуть неправильный текст или сумму и указать правильные данные над зачеркнутыми. Зачеркивать следует тонкой чертой, чтобы можно было прочитать неправильный текст или сумму. Составлять новый бумажный документ нельзя (п. 23).
Исправление должно сопровождаться надписью «исправлено», подписью лиц, составивших документ, датой.
Документы хранятся в том виде, в которым они составлены. Если документы выбрасываются, перевод документов на бумажном носителе в электронный вид с целью хранения не допускается.
Проект стандарта «Бухгалтерский учет аренды»
В бухгалтерском учете аренды главным является разделение аренды на финансовую (неоперационную) и операционную. Термин «финансовая аренда» также используется в МСФО. Обычно под финансовой арендой понимают лизинг.
Отнесение к финансовой и нефинансовой аренде производится вне зависимости от того, что прописано в договоре. Стандарт применяется вне зависимости от наличия в договорах финансовой аренды (лизинга) и иных сходных договорах условий, в соответствии с которыми имущество учитывается на балансе лизингодателя (арендодателя) или лизингополучателя (арендатора).
Сейчас, в соответствии с договором о лизинге, имущество учитывается либо на балансе лизингодателя, либо на балансе лизингополучателя. После вступления стандарта в силу имущество будет учитываться только на балансе лизингополучателя.
Кому нельзя применять этот стандарт
Как классифицируются объекты учета аренды
Необходимо единовременное исполнение следующих условий:
По новому стандарту, как только приняты эти условия, договор аренды начинает действовать, даже если он еще не подписан.
Классификация объектов учета аренды производится на более раннюю из двух дат:
Повторная классификация объектов учета аренды производится только при изменении соответствующего договора аренды.
Что входит в состав арендных платежей
Арендная плата — это примерная рыночная стоимость того, сколько мог бы стоить такой договор. Даже если он не заключен, мы должны «оцифровать» его в деньгах.
Пример такой ситуации: арендодатель дает арендатору сельскохозяйственную технику на год, но если по прошествии этого срока его ремонт по оценке ремонтных служб будет оцениваться в сумму, превышающую половину стоимости трактора, арендатор будет оплачивать ремонт.
Как производить учет у арендатора
Предмет аренды принимается арендатором к учету в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде.
Этот порядок не применяется, если:
Что такое право пользования активом?
Это право включает:
Первоначальная оценка обязательств — это приведенная стоимость арендных платежей, которая определяется путем дисконтирования суммы арендных платежей с применением подразумеваемой процентной ставки.
Арендатор принимает предмет аренды, используя условный дебет 08 и условный кредит 60 на сумму того, во что оценивается предмет по всем арендным платежам, условной плате за разрыв договора и все затраты, связанные с доставкой. Потом происходит погашение этих платежей. Но срок аренды может быть, например, 10 лет.
Если сумма составляет 100 000 руб. и срок аренды — 10 лет, нужно посчитать, чему сейчас равна сумма, которая через 10 лет будет равна 100 000 руб., указать это в первоначальных обязательствах и рассчитать промежуточные суммы погашения.
Если ставка не определяется, вместо нее применяется ставка, по которой арендатор привлекает или мог бы привлечь заемные средства на срок, сопоставимый со сроком аренды объекта
Стоимость права пользования активом (дебет 08, затем дебет 01) погашается через начисление амортизации. Классическая ситуация — учет у арендатора/лизингополучателя с начислением лизинговых платежей с учетом ставки дисконтирования.
Право пользования амортизируется в течение срока полезного использования объекта, не превышающего срок аренды, если не предполагается переход к арендатору права собственности.
Срок права пользования активом определяется и пересматривается в порядке, предусмотренном для основных средств.
Величина обязательства по аренде:
Как определить операционную и неоперационную аренду?
Классификация производится по каждому договору с учетом соблюдения приоритета содержания договоров над их формой.
Так, если указано, что предусмотрен переход к арендатору объекта аренды, арендатор имеет право на покупку этого объекта по цене ниже рыночной, а срок аренды приближен к сроку жизни и приведенная стоимость арендных платежей, то есть всех выплат за объект, почти равна его стоимости, фактически это считается арендой, даже если термины «лизинг», «финансовая аренда», «лизингодатель» и «лизингополучатель» не используются.
Операционная аренда
При операционной аренде арендодатель не изменяет порядок учета актива, а доходы признаются равномерно или на основе другого систематического подхода, когда такой подход лучше отражает потребление арендодателем выгод (преимуществ) от использования предмета аренды.
Признаки операционной аренды (обратны признакам финансовой):
Финансовая аренда
При финансовой аренде арендодатель отражает в учете инвестицию в аренду, а чистая стоимость инвестиции увеличивается на величину начисляемых процентных доходов и уменьшается на величину фактически полученных арендных платежей.
Признаки финансовой аренды:
Например, это может быть специализированное химическое оборудование, которое было заказано специально для арендатора. Если в договоре это не обозначено как лизинг, но попадает под признаки лизинга, такую аренду необходимо классифицировать как финансовую с переносом объекта на баланс арендатора с баланса арендодателя. Нахождение на балансе арендодателя будет неправильным.
Проект стандарта «Запасы»
Запасами считаются не только товары, материалы и готовая продукция, но и затраты на создание работ и услуг, объекты недвижимости для продажи.
Не считается запасами то, что не находится на ответственном хранении, и запасы, которые приобретены исключительно для создания внеоборотного актива. Примером этого могут послужить стройматериалы, которые закуплены в пекарне для строительства склада.
Запасы, приобретенные организацией у других лиц, признаются в учете в момент перехода экономических рисков и выгод, связанных с использованием запасов для извлечения дохода. Сюда относится приобретение суммы всех фактических затрат — возмещаемых налогов, таможенных платежей.
Для стандарта неважно право собственности, важен переход выгод и рисков. Запасы, приобретенные у других лиц, признаются в момент перехода экономических рисков и выгод.
При приобретении запасов на условиях отсрочки или рассрочки платежа на период, превышающий 12 месяцев, или меньший срок, установленный в учетной политике, в себестоимость запасов включается сумма, которая была бы уплачена при отсутствии отсрочки или рассрочки.
Например, если закупочная цена материалов 100 000 руб., с отсрочкой два года их продадут за 120 000 руб. в российском учете и за 100 000 руб. и 20 % по заемным средствам по правилам МСФО.
Нужно либо узнать рыночную стоимость материалов без отсрочки платежа и пересчитать сумму с учетов процентов, либо провести дисконтирование и узнать, какую сумму надо положить в банк, чтобы через два года получить 120 000 руб. по двухлетним договорам в банках на обычных условиях.
Как оценивать запасы
Запасы оцениваются на отчетную дату по наименьшей из следующих величин:
Как оценивать стоимость запасов
Если сформированная в бухгалтерском учете стоимость запасов превышает их чистую стоимость продажи, запасы уцениваются до чистой стоимости продажи.
К признакам превышения текущей стоимости относятся:
Как проводить уценку и дополнительную оценку запасов
Величина уценки запасов до их чистой стоимости продажи, а также потери запасов признаются в составе расходов по обычной деятельности в том периоде, когда произошло снижение их стоимости или имели место потери. Величина уценки относится на расходы по обычной деятельности.
Величина дооценки запасов до их чистой стоимости продажи в пределах ранее признанной их уценки относится на уменьшение суммы расходов по обычной деятельности.
ПБУ 18/02 и изменения с 2019 года
В Приказе Минфина от 20.11.2018 № 236н изменен подход к формированию налогооблагаемых вычитаемых временных разниц. Фактически они сальдированы.
С 2019 года изменения могут применяться в работе по решению организации, при этом решение должно быть отражено в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год изменения должны применяться в обязательном порядке.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Отраслевые стандарты бухгалтерского учета
Российские стандарты бухучета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные
Экономика и бухгалтерский учет по отраслям изучается в университетеах РФ и относится к одной из самых востребованных специальностей среди абитуриентов.
Отраслевые стандарты бухгалтерского учета включены законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ в общую группу регулирующих вопросы бухучета НПА наряду с:
Отраслевой стандарт бухучета (исходя из общего определения стандарта) устанавливает требования 2 видов:
Отличительные признаки отраслевых стандартов бухгалтерского учета:
Отраслевые стандарты бухгалтерского учета имеют как сходства, так и различия с федеральными стандартами бухучета, обладающими следующими признаками:
Каждая организация вправе разрабатывать свои внутренние учетные стандарты:
Как разработать учетную политику, регламентирующую формы и способы налогового учета, расскажут следующие материалы:
Отраслевые и внутрифирменные стандарты бухучета также имеют сходства и различия. Основные характеристики внутрифирменных стандартов (ВФС):
Изучайте разнообразные стандарты с помощью материалов, размещенных на нашем сайте:
Примеры отраслевых стандартов бухучета
На сайте Банка России размещены отраслевые стандарты (ОСБУ) для хозяйствующих субъектов финансового сектора экономики — они разработаны специально для регламентации учетных процессов специализирующихся на отдельных видах деятельности хозяйствующих субъектов данного сектора.
Многие из них разработаны относительно недавно и будут внедряться в «учетную» жизнь организаций поэтапно. Их появление связано:
ОСБУ можно разделить на группы:
Среди недавно появившихся ОСБУ можно назвать:
Эксперты КонсультантПлюс собрали все существующие отраслевые стандарты бухгалтерского учета в единую таблицу. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите к справочной информации.
Подробнее о действующих отраслевых отчетных нюансах НПФ см. материал «Финансовая отчетность НПФ по стандартам МСФО (нюансы)».
Итоги
Отраслевые стандарты применяются наряду с федеральными и внутрифирменными стандартами. Они устанавливают требования к ведению бухучета предприятиями и организациями, осуществляющими деятельность в определенной сфере экономики.
Знакомьтесь с организационными и методологическими аспектами бухучета с помощью размещенных на нашем сайте материалов:
Что такое МСФО и кому они нужны. Как Россия переходит на международные стандарты бухучета
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО, International Financial Reporting Standards, IFRS) в России обязательны для использования только некоторым организациям (о них расскажем в статье). В то же время Минфин активно реализует программу по развитию бухгалтерского учета и отчетности в России на основе МСФО, в том числе, через внедрение положений МСФО в федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ). Так что больше узнать об МСФО будет полезно всем.
Что входит в понятие МСФО
МСФО — это набор нормативных документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности организациями коммерческого сектора экономики. МСФО ориентированы не на менеджмент, а на пользователей финансовой отчетности, так как им необходима качественная отчетность для принятия решений.
МСФО представляют собой совокупность взаимосвязанных документов, которые включают: предисловие к положениям МСФО; концептуальные основы финансовой отчетности; собственно, стандарты; разъяснения к стандартам или интерпретации. Все они образуют единую систему и не могут применяться по отдельности, вместе с тем каждый документ как элемент системы имеет определенное назначение.
МСФО разрабатываются Советом по МСФО (ранее — Комитет по МСФО) — независимым органом Фонда международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), созданным в 2001 году. Члены СМСФО отвечают за разработку и публикацию МСФО, а также за утверждение их интерпретаций. В процессе разработки публикуются документы для обсуждения, проекты стандартов, по которым принимаются комментарии. Основные члены Совета — высококвалифицированные аудиторы и бухгалтеры из разных стран.
МСФО обеспечивают сопоставимость финансовой отчетности между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей, например, банков, финансовых фондов, инвесторов, владельцев бизнеса из различных юрисдикций.
Единые стандарты отчетности способствуют экономической эффективности, помогают инвесторам определять инвестиционные возможности и риски, тем самым снижая стоимость привлечения инвестиций и улучшая процесс распределения капитала между компаниями, отраслями экономики, и географическими регионами.
Совет по МСФО сообщает, что МСФО обязательны к применению в 145 странах по всему миру для всех или почти всех национальных компаний с публичной отчетностью либо для финансовых институтов, в 12 странах компании имеют право применять МСФО на добровольной основе; МСФО обязательны к применению в 15 странах-членах группы G20.
Стандарты МСФО в 2021 году
По состоянию на начало 2021 года действует 18 стандартов финансовой отчетности (МСФО/IFRS) и 26 стандартов бухгалтерского учета (МСБУ/IAS).
IAS называются стандарты, которые издавались Комитетом по МСФО (International Accounting Standards Committee, IASC).
В 2001 году Совет по МСФО выпускает стандарты, которые именуются International Financial Reporting Standards (IFRS). Но по существу и юридической силе IAS и IFRS равнозначны.
Помимо стандартов, обязательными для применения являются интерпретации, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов, подготовленные Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО/ IFRIC) и утвержденные Советом по МСФО.
МСФО в России
В России МСФО в полном объеме обязателен к применению только некоторым организациям (ст. 2 Закона 208-ФЗ):
Большинство российских компаний в настоящее время используют национальные российские стандарты бухгалтерского учета, которые включают Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402, а также Положения по бухгалтерскому учету и новые Федеральные стандарты бухгалтерского учета.
Одной из задач Минфина РФ является успешная реализация программы внедрения новых федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), которые разрабатываются с учетом положений МСФО. ФСБУ становятся основными нормативными документами в области регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Таким образом, отчетность российских организаций становится более понятной, сопоставимой и полезной для всех внешних пользователей, что особенно важно при выходе компаний на зарубежные фондовые рынки.
Консультирование и подготовка отчетности по МСФО и US GAAP от экспертов СберРешения — наши специалисты имеют необходимую квалификацию для подготовки отчетности. Мы не только подготовим отчеты, но и будет сопровождать их аудит.
Чем МСФО отличается от привычных РСБУ
Российская и международная система учета имеют большое количество отличий, основные из которых приведены в таблице ниже:
Отличие
МСФО
РСБУ
Применение профессионального суждения
«Профессиональное суждение» – понятие, которое широко используется в МСФО. Оно означает, что ответственное за ведение учета лицо оценивает возможность принятия объекта к учету, наличие выгод от его использования, точность оценки и т.д. То есть значение имеет, наряду с другими факторами, и мнение эксперта.
Нет данного понятия в национальных стандартах. Есть рекомендация Р-96/2018-КпР
«Профессиональное суждение» Фонда «НРБУ «БМЦ»
Классификация активов и обязательств
Классификация основана на экономическом содержании элементов финансовой отчетности (производные финансовые инструменты признаются активами или обязательствами)
Классификация основана на исторически сложившихся подходах к представлению и оценке
Применение справедливой стоимости
«Принцип справедливой стоимости» активно используется в МСФО. По этому принципу компания ориентируется на рыночную стоимость активов.
В РСБУ основным способом оценки для большинства объектов учета продолжает оставаться учет по исторической стоимости, т.е. оценка происходит на основании данных бухучета — амортизации и т.п. При этом рыночная стоимость от «бухгалтерской» может отличаться в разы. Вместе с тем в новых ФСБУ 5/2019 «Запасы». С 2022 года обязательны к применению ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» используется оценка по справедливой стоимости
Внедрение новых стандартов (ФСБУ) в РФ — приближение отчетности к МСФОЗдесь представлены основные отличия в учете между МСФО и РСБУ, однако их значительно больше. Для полного списка необходимо предметно рассматривать каждый стандарт МСФО.
Минфин РФ постепенно отменяет положения по бухгалтерскому учету, вводя новые стандарты ФСБУ для учета российскими организациями. Ежегодно обязательными к применению для всех компаний в России становятся 2-3 стандарта. Рассмотрим подробнее.
С 2021 года стали действовать на территории России следующие ФСБУ:
Таким образом, обязателен к применению в 2021 году только ФСБУ 5/2019 «Запасы». С 2022 года обязательными станут — ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» и ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
Если в вашей бухгалтерии нет порядка, эксперты СберРешений восстановят учет, разработают индивидуальную учетную политику и будут в дальнейшем сопровождать работу вашего бизнеса.
Зачем России переходить к новым стандартам
Применение ФСБУ позволит российским организациям формировать отчетность по правилам наиболее приближенным к требованиям МСФО.
Отчетность, составленная по МСФО, полезна широкому кругу пользователей по всему миру, способствует принятию участниками рынка экономически обоснованных решений; является важным источником глобально сопоставимой финансовой информации как для инвесторов, так и регулирующих органов по всему миру.
Автор: Татьяна Терешко, Руководитель управления методологии финансового аутсорсинга СберРешений