Что такое стандартизация в строительстве
Тема: Стандартизация в строительстве
Система стандартов в строительстве – это совокупность систем (комплексов) стандартов, устанавливающих организационно-методические и нормативно-технические основы строительства, а также нормы правила и требования к продукции ст-ва, строительной индустрии и промышленности строительных материалов.
В системе стандартов, действующих в стр-ве можно выделить следующие уровни:
Ко второму уровню относятся комплексы стандартов на основную продукцию строительства — здания, сооружения и их элементы. Стандартизации на втором уровне подлежат ряды основных унифицированных параметров с целью ограничения номенклатуры строительных конструкций массового применения, требования к конструктивным элементам зданий и сооружений, характеризующие их эксплуатационные свойства и определяющие необходимый уровень качества используемых для них строительных материалов и изделий заводского изготовления, методы инструментального контроля качества элементов зданий, технологические процессы при выполнении отдельных массовых видов строительно-монтажных работ. Стандарты второго уровня служат основой для стандартизации строительных конструкций, материалов и изделий.
Комплекс стандартов 2-го уровня включает пять разделов:
2. комплекс стандартов на параметры зданий: в них рассматриваются и регламентируются унифицированные объёмно-планировачные параметры жилых и общественных, промышленных и сельско-хозяйственных зданий, проверка строительных конструкций к координатных осям;
3. стандарты на элементы зданий (окна, двери, полы, стены и.т.п.);
4. стандарты правил приёмки зданий (номенклатура проверяемых параметров, последовательность и сроки испытаний и.т.п.);
5. стандарты на унифицированные параметры сооружений
К третьему уровню относятся комплексы стандартов на продукцию строительной индустрии и промышленности строительных материалов, строительные конструкции из различных материалов, оборудование здании и сооружений. cстроительные материалы и изделия различного назначения. оснастка и строительный инструмент. Стандарты этого уровня устанавливают всесторонние требования, необходимые для проектирования, изготовления и поставки продукции
Тема: Система сертификации ГОСТ Р в строительстве
Сертификация в строительстве является составной частью (подсистемой) национальной системы сертификации ГОСТ Р и осуществляется под общим методическим руководством Госстандарта России, который является национальным органом Российской Федерации по сертификации.
Работа по сертификации в строительстве возглавляется Центральным органом по сертификации в области строительства (ЦОС), которым осуществляется научно-методическое руководство и практическая работа по сертификации в строительстве, в том числе, координация действий всех участников сертификации на отраслевом, национальном и международном уровнях.
Практическая работа по сертификации продукции, производств, систем качества, работ и услуг осуществляется аккредитованными Госстроем России органами по сертификации и Федеральным научно-техническим центром по сертификации в строительстве.
Сертификация в строительстве проводится как добровольная, за исключением тех случаев, когда действующим законодательством установлена обязательная сертификация. Совместным постановлением Госстандарта России и Госстроя России утвержден основополагающий руководящий документ «Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения сертификации в строительстве» (РДС 10-231-93), устанавливающий основные принципы и общие правила сертификации, а также другие руководящие документы, определяющие порядок проведения сертификации продукции (РДС 10-232-94), требования к органам по сертификации и порядок их аккредитации (РДС 10-233- 94), требования к испытательным лабораториям (центрам) и порядок проведения их аккредитации (РДС 10-234-94), порядок введения реестра объектов и участников Системы сертификации ГОСТ Р в области строительства (РДС 10-235-99).
Процедуры сертификации в строительстве включают:
— подачу заявителем заявки на проведение сертификации продукции, рассмотрение заявки и принятие решения о возможности проведения Сертификации,
— разработку программы и методики сертификации и согласование ее с заявителем,определение испытательных лаборатории, отбор и идентификацию образцов (проб) для сертификационных испытаний,
— проведение сертификационных испытаний, Ш) анализ состояния (проверку) производства сертифицируемой продукции рассмотрение (анализ) результатов экспертизы (при необходимости), испытаний и проверки производства,
— принятие решения о выдаче (об отказе) сертификата соответствия при положительных результатах, оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия, оформление лицензионного договора (контракта) с заявителем (договора инспекционного контроля за сертифицируемой продукцией), Щ внесение сертифицированной продукции и заявителя в Реестр Системы сертификации ГОСТ Р,
— информацию о результатах сертификации (публикации в отраслевых Изданиях, справочниках), инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, и Объектами сертификационной деятельности в строительстве являются:
— проектная продукция; промышленная продукция (продукция предприятий строительной индустрии и промышленности стройматериалов);
— работы и услуги в строительстве; производства и системы качества,
— продукция, импортируется в Россию, на которую распространяется действие утвержденной Госстроем или закрепленной за ним норматив- рой документации.
Основные принципы сертификации строительной продукции
а) добровольная сертификация:
-добровольность, за исключением тех случаев, когда законодательством Российской Федерации установлена обязательная сертификация;
-сертификация на полное соответствие нормативному документу;
-обязательная оценка продукции по показателям надежности, долговечности, безопасности;
— уточнение области применения.
б) Обязательная сертификация
— сертификация в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-оценка продукции только по показателям безопасности и функционального назначения.
Порядок сертификации продукции, работ и услуг, производств и систем качества в строительстве
Порядок сертификации промышленной продукции. Порядок сертификации промышленной продукции в строительстве (далее продукции) установлен в РДС 10-232-94 «Порядок проведения сертификации продукции в строительстве».
Согласно этому документу, сертификация продукции в строительстве Проводится с целью оценки ее соответствия требованиям, установленным в стандартах и технических условиях на продукцию, включая область ее применения (соответствие обозначению), а также приведенным в Строительных нормах и правилах расчетным и другим характеристикам.
В соответствии с правилами, установленными в Системе сертификации ГОСТ Р, при проведении сертификации в строительстве аккредитованные органы по сертификации организуют проведение в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) типовых (первоначальных) испытаний продукции и оценку ее соответствия установленным требованиям, а в отдельных случаях, предусмотренных выбранной схемой сертификации, проводят анализ стабильности производства и качества продукции на предприятии или сертификацию производства (системы качества) изготовителя. Схемы сертификации используются те же, что и в Системе сертификации ГОСТ Р, однако условия их применения для сертификации продукции в строительстве определяет Госстрой России. Выбор конкретной схемы для проведения добровольной сертификации продукции в строительстве осуществляет орган по сертификации по согласованию с заявителем.
При этом при добровольной сертификации продукции подтверждается ее соответствие всем требованиям нормативных документов на эту продукцию, разработанных в соответствии с правилами Государственной системы стандартизации Российской Федерации и Системы нормативных документов в строительстве и содержащих требования к продукции по которым производится ее поставка, согласованные между поставщиком (заявителем) и заказчиком.
При обязательной сертификации продукции в строительстве, введенной законодательством Российской Федерации, подтверждается ее соответствие обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья, имущества людей и охрану окружающей среды, которые установлены в государственных стандартах, Строительных нормах и правилах, технических условиях на продукцию, относящихся к номенклатуре продукции, закрепленной за Госстроем России, или в международных и национальных стандартах других стран в области строительства, введенных в действие на территории Российской Федерации в установленном порядке.
Особенности сертификации проектной продукции. Порядок сертификации проектной строительной продукции аналогичен порядку сертификации промышленной продукции, однако содержание работы несколько иное, так как вместо испытания отобранных образцов и анализа состояния производства здесь проводится всесторонняя экспертиза проектной документации.
Такую сертификацию проводят органы по сертификации, специально аккредитованные Госстроем России на этот вид деятельности (он в должен быть в их области аккредитации) в Системе сертификации ГОСТ Р, или экспертами-аудиторами данной Системы.
Состав проектной документации, представляемой на экспертизу, и критерии ее оценки зависят от вида, назначения и других особенностей проектируемой продукции и определяются Порядком проведения сертификации проектной продукции, разработанным органом по ее сертификации.
Сертификация работ и услуг
Правила сертификации работ и услуг. Работа по сертификации работ и услуг должна проводиться в соответствии с «Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации». Этот нормативный документ, регламентирующий общие правила обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в масштабах Российской Федерации, был утвержден Госстандартом России 5 августа 1997 г. (опубликован в апреле 1998 г.).
Правила разработаны на основании Законов Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации» и устанавливают:
— общие положения по сертификации работ и услуг; требования, применяемые при этом к нормативным документам; схемы сертификации работ и услуг;
— порядок работы по сертификации, включая инспекционный контроль за сертифицированной работой и услугой, информирование о результатах работ по сертификации, рассмотрение апелляций.
Сертификация работ и услуг включает те же процедуры, что и сертификация продукции:
-подачу заявки на сертификацию;
-рассмотрение и принятие решения по заявке;
-выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия; инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражаются в протоколах.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что такое стандартизация в строительстве
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
System of normative documents in construction
Basic principles
Дата введения 1995-01-01
ВНЕСЕНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России.
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. N 18-38.
4 ИЗДАНЫ с учетом постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. N 18-2.
В СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» внесены: изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя России от 23 июня 1997 года N 18-20 и введенное в действие с 1 июля 1997 года, изменение N 2, утвержденное постановлением Госстроя России от 16 января 1998 года N 18-6 и введенное в действие с 1 июля 1998 года. Пункты, таблицы, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих Строительных нормах и правилах знаком (К).
Изменения внесены изготовителем базы данных по БСТ N 8 1997 г., N 6 1998 г.
Введение
Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.
Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.
1 Область применения
Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.
Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.
Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.
2 Нормативные ссылки
В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».
ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».
ГОСТ Р 1.4-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».
ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».
3 Определения
В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.
4 Основные цели, принципы и структура системы
4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
4.2 Исходя из общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:
соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;
защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.
4.3 Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:
организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;
промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.
4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.
4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.
Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.
4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.
5 Нормативные документы
5.1 Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разрабатывают следующие документы.
Федеральные нормативные документы:
государственные стандарты Российской Федерации
Нормативные документы субъектов Российской Федерации:
Производственно-отраслевые нормативные документы:
стандарты предприятий (объединений) строительного
В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.
5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.
5.3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.
5.4(К) Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.
5.5(К) Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.
5.6 Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.
5.7 Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.
На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ), разрабатываемых в составе технической документации.
5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.
5.9 Наряду с нормативными документами Системы в строительстве применяют:
государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;
стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.
5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.
Минстрой России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.
Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.
6 Содержание, построение, изложение и оформление
нормативных документов
6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.
Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.
Стандартизация и процесс стандартизации.
Стандартизация — это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в том числе представителей органов власти, представителей организаций по разработке стандартов, представителей промышленности и прочие заинтересованные стороны.
В настоящее время практически нет экономической деятельности, которая частично или полностью не отражалась бы в процессе стандартизации. Всемирное признание стандартизации тесно связано с экономической глобализацией и трансформацией процессов регулирования на национальном, региональном и международном уровнях.
Стандартизация помогает сократить, упростить и упорядочить вопросы, которые могут стать разнообразными, сложными и хаотичными, если их не контролировать. Это процесс разработки, выпуска и внедрения стандартов. Стандартизация создает ценность на многих уровнях. Результатом процесса стандартизации является создание стандартов.
Массовое производство стало возможным только благодаря стандартизации.
Процесс стандартизации часто определяется как степень формализации и соблюдения рабочих правил, политик и операционных процедур.
Стандартизация также определяется как деятельность по установлению, с учетом фактических или потенциальных проблем, положений для общего и многократного использования, направленных на достижение оптимальной степени порядка в данном контексте. Важными преимуществами стандартизации являются повышение пригодности продуктов (включая услуги) и процессов для их предполагаемого использования, предотвращение торговых барьеров и содействие технологическому сотрудничеству.
Стандартизацию можно охарактеризовать как «деятельность по установлению стандарта». Стандартизация в различных стандартах подчиняется определенным правилам.
Ниже приведены основные цели процесса стандартизации.
Любой продукт, процесс или услуга предназначены для удовлетворения требований пользователя. Иногда ожидания пользователей могут расходиться с фактической целью. Кроме того, пользователям часто бывает сложно определить желаемое качество процесса, продукта или услуги. Процесс стандартизации помогает определить оптимальные параметры производительности и метод оценки соответствия продукции.
Стандартизация также помогает в установлении условий использования процесса, продукта или услуги, поскольку в противном случае любой отказ процесса, продукта или услуги из-за неправильного использования может быть отнесен пользователями на счет недостатка или отсутствия качества процесса, продукта или услуга.
Уменьшение разнообразия является одной из основных целей стандартизации, и оно помогает оптимизировать количество размеров, сортов, состава и методов для удовлетворения преобладающих потребностей.
Стандартизация помогает в установлении совместимости между различными машинами или подсистемами и позволяет расширять возможности и обмениваться информацией между различными системами. Совместимость между различными компонентами и функциями, созданная посредством стандартизации, в свою очередь, обеспечивает совместимость и согласованность интерфейсов. Это также помогает упростить общение.
Стандартизация может обеспечить определенный уровень качества продукции. Стандарты качества продукции должны быть подготовлены с упором не только на потребности организации, но и на удовлетворение потребностей клиентов. Эти стандарты должны удовлетворять требованиям применяемых процессов, а также требованиям безопасности и охраны окружающей среды для выполнения нормативных и обязательных законодательных требований.
По самому своему определению, стандартизация направлена на достижение максимальной общей экономии. Он предназначен для повышения производительности и предоставления руководству большего контроля над производительностью. Самым популярным показателем производительности является стоимость выполнения процесса. Хотя это не менее важно, часто также принимается во внимание качество результатов. Преимущества стандартизации, помимо прямых затрат и улучшения качества, включают:
процесс становится более надежным, а различия в качестве уменьшаются,
меньшие затраты на разработку новых инновационных методов, а также на администрирование процессов, и
становится проще сравнивать результаты деятельности различных отделов организации.
Основными коммерческими преимуществами стандартизации являются
соответствие нормативным требованиям и
повышение доверия потребителей.
Стандарты приносят пользу разным слоям общества.
Для производителей продукции стандартизация рационализирует производственный процесс. Это устраняет или сокращает ненужные затраты материала или рабочей силы. Это снижает запасы сырья и готовой продукции, а также стоимость производства.
Для потребителей продукции стандартизация обеспечивает качество приобретаемых товаров и получаемых услуг. Это обеспечивает лучшее соотношение цены и качества. Это также удобно для разрешения споров, если таковые имеются, с поставщиками.
Для трейдеров стандартизация обеспечивает работоспособную основу для принятия, отклонения товаров или последующих споров, если таковые имеются. Это сводит к минимуму задержки, переписку и т. д. В результате неточной или неполной спецификации материалов или продуктов.
Для технологов стандартизация является отправной точкой для исследований и разработок для дальнейшего совершенствования технологии производственных процессов с целью повышения эффективности процессов и производства более качественной продукции с неизменным качеством.
Основы процесса стандартизации
Есть пять принципов процесса стандартизации. Эти принципы включают
надлежащую правовую процедуру,
право на подачу апелляции и сбалансированность.
Эти принципы показывают, что процесс стандартизации определяется рынком и вводит сдерживание и противовесы на протяжении всего процесса стандартизации, чтобы обеспечить справедливость, широту и рыночную актуальность стандартов.
Результатом процесса стандартизации является создание стандартов. Идеи стандартов возникают по-разному. Лидер рынка может решить, что пора стандартизировать свою технологию для роста рынка. Отстающий рынок может захотеть создать стандарт, чтобы догнать его конкурентов. Поставщики периферийных устройств могут понять, что они могут сэкономить на расходах, если стандарт совместимости может использоваться всеми. Возможно, возникла проблема безопасности. Или новая и многообещающая технология может получить широкое распространение, если будет стандартизирована.
Принципы, лежащие в основе подготовки стандарта или поправки к существующему стандарту, включают
выполнение общепризнанных потребностей промышленности, торговли, технологий и других секторов,
защиту интересов как производителя, так и потребителя.
представление максимально возможного консенсуса во мнениях между всеми заинтересованными сторонами,
стремление к максимальной общей экономии за счет лучшего использования ресурсов, и
возможность периодического пересмотра и поправок, чтобы стандарт мог быть постоянно обновляется, чтобы отражать последние достижения в области технологий и постоянно меняющиеся условия окружающей среды.
Для производства стандартов высокого качества и целостности организация по стандартизации должна иметь повторяемый, документированный, проверенный процесс. Процесс создания стандартов кажется сложным и утомительным.
Процесс подготовки стандарта или изменения существующего стандарта обычно состоит из нескольких этапов.
Первый шаг состоит в появлении предложения о новом стандарте, пересмотре или поправке к существующему стандарту. Предложение может исходить от представителя любого сектора экономики.
Дирекция организации по стандартизации предварительно изучает предложение, чтобы определить, соответствует ли оно основополагающим принципам подготовки стандартов.
Совет подразделения организации по стандартизации решает одобрить или отклонить предложение о подготовке нового стандарта или поправки к существующему стандарту.
После утверждения советом подразделения работа по разработке стандарта передается существующему техническому комитету.
Этот комитет выполняет максимум работы по подготовке проекта стандарта.
Технический комитет должен работать в рамках руководящих политик и процедур по подготовке стандартов. Члены комитета должны обладать хорошими техническими знаниями о том, что следует стандартизировать. Кроме того, они должны понимать, что для подготовки стандарта требуется консенсус, в котором должны быть учтены мнения различных сторон. Кроме того, в комитете требуется баланс членов, которые могут представлять потребности как поставщиков, так и потребителей.
Технический комитет готовит проект стандарта или, альтернативно, комитет может назначить подкомитет или группу для подготовки проекта.
После того, как проект был подготовлен, технический комитет тщательно его рассматривает и затем передает в секретариат для редактирования и широкого распространения.
Проект широко распространяется. Целью широкого распространения является информирование всех заинтересованных лиц в стране или за рубежом, которые могут быть затронуты проектом, и возможность критического обзора и комментариев.
Комментарии к проекту систематически изучаются техническим или секционным комитетом. В свете обсуждений в комитетах, окончательная версия проекта составляется секретариатом с учетом комментариев, принятых техническим или секционным комитетом.
Окончательная версия проекта представляется на утверждение совету подразделения и, наконец, общему совету или его председателю. После утверждения этими ведомствами проект приобретает статус стандарта.
Утвержденный стандарт затем публикуется секретариатом, а опубликованный стандарт затем публикуется для продажи. Организация по стандартизации широко освещает новый стандарт или поправку к существующему стандарту.
Стандарт после публикации или пересмотра вводится в действие. На этапе сопровождения стандарта обычно обнаруживается, что обновления стандарта необходимы из-за достижений в технологии. Процесс обновления стандарта осуществляется путем внесения поправок в стандарт. Если в существующий стандарт не требуется вносить поправки, стандарт должен быть подтвержден повторно через определенный период. Для подтверждения существующего стандарта необходимо принять тот же процесс, что и при создании нового стандарта.