Что такое стандартные показатели

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Занятие. Стандартизация результата и нормы теста
Вводные замечания
Психодиагностические методики являются измерительными инструментами. Для того чтобы измерить какой-либо мерой величину измеряемого, необходимо, чтобы были соблюдены определенные условия (К.М. Гуревич [24]).
Первое условие касается самого измерительного инструмента: он должен иметь на протяжении всего измерения одну и ту же тождественную самой себе меру. Нельзя измерять инструментом, у которого нет такой тождественной самой себе меры (например, если бы на линейке расстояния от одного деления до другого были неодинаковы на разных участках).

Второе условие – необходимо, чтобы то, что измеряется, во всех случаях оставалось одним и тем же, т.е. также было тождественно самому себе.
Как показывает далее К.М. Гуревич, соблюсти эти два условия в психодиагностических исследованиях крайне затруднительно. Вопрос стабильности измеряемых психических характеристик находится в компетенции соответствующих предметных областей психологической науки. В настоящем параграфе будут рассмотрены требования к психодиагностическим методикам, как профессиональным инструментам измерения индивидуально-психологических характеристик. К числу этих требований относятся стандартизация, надёжность и валидность.
Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Она рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов (рис. 9.1.1).
Стандартизация процедуры проведения обследования подразумевает единообразие инструкций, бланков и других материалов обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
Стандартизация психодиагностической методики

Стандартизация процедуры проведения
Едиообразие инструкций, бланков, тестовых материалов, способов регистрации результатов, условий проведения обследования
Стандартизация оценки выполнения Формирование выборки стандартизации, проведение обследования, проверка нормальности распределения признака, определение шкалы стандартных показателей, разработка методики перевода сырых показателей в стандартную шкалу

Рис. 9.1.1 Составляющие процесса стандартизации психодиагностической методики

При проведении психодиагностического обследования надо соблюдать следующие требования:
– инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, лучше письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;
– ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
– в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
– эксперимент с разными группами следует проводить по возможности в одно и то же время дня в сходных условиях;
– временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.
Стандартизация критериев выполнения теста осуществляется путём её проведения на большой представительной выборке испытуемых, которая ничем не отличатся от той, для которых данная методика предназначена. Такая выборка называется выборкой стандартизации. Она представляет собой меньшую по размеру точную модель генеральной совокупности. Правила формирования выборки стандартизации подробно изложены в учебном пособии «Методы психолого-педагогической оценки» [38].
Стандартизация оценки выполнения применяется в основном для тестов и опросников и включает определение нормативных данных и построение шкалы стандартных показателей.
Нормы – это статистические показатели выборки стандартизации (среднее значение и стандартное отклонение), позволяющие охарактеризовать положение обследованного индивидуума относительно выборки стандартизации. Рассчитанные на основе обследования выборки стандартизации среднее значение (обозначается латинской буквой М или греческой буквой µ – мю) и стандартное отклонение (обозначается греческой буквой σ – сигма) являются основой для разработки шкалы оценок в стандартных показателях, к которым относятся Z-показатели, Т-показатели, стены, станайны.
Z-показатели
Z-показатель – выражение шкальных показателей в единицах стандартного отклонения:

Что такое стандартные показатели. Смотреть фото Что такое стандартные показатели. Смотреть картинку Что такое стандартные показатели. Картинка про Что такое стандартные показатели. Фото Что такое стандартные показатели

Таблица 9.1.1 Нормы теста Равена в процентилях

Источник

Стандартный показатель

Смотреть что такое «Стандартный показатель» в других словарях:

Показатель отказов — (англ. bounce rate) термин в веб аналитике, обозначающий процентное соотношение количества посетителей, покинувших сайт прямо со страницы входа или просмотревших не более одной страницы сайта.[1] Содержание 1 Определение 2 Сре … Википедия

показатель — 3.7 показатель (indicator): Мера измерения, дающая качественную или количественную оценку определенных атрибутов, выведенную на основе аналитической модели, разработанной для определенных информационных потребностей. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

показатель точности результатов измерений — 3.1.3 показатель точности результатов измерений: Установленная характеристика точности результатов измерений, полученных по методике измерений. Примечание Характеристики точности указывают: неопределенность в соответствии с рекомендациями [1];… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

стандартный воздух — 2.51 стандартный воздух: Сухой воздух при 20 °C и стандартном барометрическом давлении 101,325 кПа, с массовой плотностью 1,204 кг/м3. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

стандартизованный показатель — (син. стандартизованный коэффициент) статистический показатель в форме, косвенно устраняющей влияние возрастных, половых и других особенностей состава исследуемой группы (совокупности) путем приведения его к составу, принятому за стандартный;… … Большой медицинский словарь

цитирование в науке — ЦИТИРОВАНИЕ В НАУКЕ факт бытия науки и объект науковедческого исследования, надежность которого определяется самой традицией науки как социального института. Феномен цитирования является неоспоримо важной этической нормой в науке,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА — (англ. intelligence quotient, IQ) отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К. и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не… … Большая психологическая энциклопедия

ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ — (англ. Wechsler scales) батареи тестов для измерения интеллекта, разработанные амер. психологом Дэвидом Векслером (1896 1981). В 1937 г. вышла 1 м, а в 1946 2 м изд. т. н. шкала Векслера Беллвью (Wechsler Bellevue scale; «Bellevue» название… … Большая психологическая энциклопедия

Словарный тест в картинках Пибоди (Peabody picture vocabulary test) — Тест Пибоди представляет собой 175 страничный буклет, каждая страница к рого содержит 4 ил. широко распростр. объектов, таких как игрушки, кухонные принадлежности и животные. Тест проводится следующим образом: экзаменатор наз. стимульное слово… … Психологическая энциклопедия

Топливо — для транспорта Здесь, на автозаправочной станции, утоляют вечную жажду двигателей, которые дарят человеку возможность с комфортом перемещаться на дальние расстояния. Самое распространенное топливо для транспорта – бензин. Более того, на… … Нефтегазовая микроэнциклопедия

Источник

стандартный показатель

Смотреть что такое «стандартный показатель» в других словарях:

Стандартный показатель — IQ (deviation IQ). Показатель в стандартизованных тестах интеллекта, основанный на сравнении (в единицах стандартного отклонения) результата индивидуума со средним значением распределения результатов других лиц того же возраста … Психология развития. Словарь по книге

Показатель отказов — (англ. bounce rate) термин в веб аналитике, обозначающий процентное соотношение количества посетителей, покинувших сайт прямо со страницы входа или просмотревших не более одной страницы сайта.[1] Содержание 1 Определение 2 Сре … Википедия

показатель — 3.7 показатель (indicator): Мера измерения, дающая качественную или количественную оценку определенных атрибутов, выведенную на основе аналитической модели, разработанной для определенных информационных потребностей. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

показатель точности результатов измерений — 3.1.3 показатель точности результатов измерений: Установленная характеристика точности результатов измерений, полученных по методике измерений. Примечание Характеристики точности указывают: неопределенность в соответствии с рекомендациями [1];… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

стандартный воздух — 2.51 стандартный воздух: Сухой воздух при 20 °C и стандартном барометрическом давлении 101,325 кПа, с массовой плотностью 1,204 кг/м3. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

стандартизованный показатель — (син. стандартизованный коэффициент) статистический показатель в форме, косвенно устраняющей влияние возрастных, половых и других особенностей состава исследуемой группы (совокупности) путем приведения его к составу, принятому за стандартный;… … Большой медицинский словарь

цитирование в науке — ЦИТИРОВАНИЕ В НАУКЕ факт бытия науки и объект науковедческого исследования, надежность которого определяется самой традицией науки как социального института. Феномен цитирования является неоспоримо важной этической нормой в науке,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА — (англ. intelligence quotient, IQ) отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К. и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не… … Большая психологическая энциклопедия

ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ — (англ. Wechsler scales) батареи тестов для измерения интеллекта, разработанные амер. психологом Дэвидом Векслером (1896 1981). В 1937 г. вышла 1 м, а в 1946 2 м изд. т. н. шкала Векслера Беллвью (Wechsler Bellevue scale; «Bellevue» название… … Большая психологическая энциклопедия

Словарный тест в картинках Пибоди (Peabody picture vocabulary test) — Тест Пибоди представляет собой 175 страничный буклет, каждая страница к рого содержит 4 ил. широко распростр. объектов, таких как игрушки, кухонные принадлежности и животные. Тест проводится следующим образом: экзаменатор наз. стимульное слово… … Психологическая энциклопедия

Топливо — для транспорта Здесь, на автозаправочной станции, утоляют вечную жажду двигателей, которые дарят человеку возможность с комфортом перемещаться на дальние расстояния. Самое распространенное топливо для транспорта – бензин. Более того, на… … Нефтегазовая микроэнциклопедия

Источник

Стандартизация теста. Этапы стандартизации. Стандартные показатели. Статистические нормы.

Стандартизация теста – это процесс унификации, регламентации, приведения к единым нормативам процедуры психодиагностики и тестовых показателей. При применении стандартизации осуществляется сопоставление экспериментальных данных, полученных при помощи методик различной размерности. В результате обработки тестовых показателей получают сырые баллы, которые переводятся в соответствии с законом нормального распределения.

Процедура стандартизации включает в себя три этапа:

Первый этапстандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

1. условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

2. Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте «10 слов» каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

3. Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные – с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

4. Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

5. Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

6. Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

7. Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка «правильного ответа» и др.

8. Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этапстандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).

Третий этапстандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.

Стандартные показатели:

1. Первичнные (показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий; «сырые баллы»)

2. Производные (показатели, полученные путем математической обработки первичных данных)

· Наиболее распространенным преобразование первичных оценок являются центрирование и нормирование посредством среднеквадратических отклонений. Процедура нормирования заключается в переходе к другим единицам измерения. В качестве функции нормирования обычно выступает Z-показатель(стандартный показатель), который выражает отклонение индивидуального результата Х в единицах, пропрорциональных стандартному отклонению.

· Более широкое распространение в психодиагностике получили стандартные показатели, рассчитываемые на основе линейного и нелинейного преобразования первичных показателей, распределенных по нормальному или близкому к нормальному закону. При таком расчете проводится z-преобразование оценок. Чтобы определить z-стандартный показатель, определяют разность между индивидуальным первичным результатом средним значением для нормальной группы, а затем делят эту разность на δ нормативной выборки.

Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования.

Статистические нормы

А. Статистические нормы. Граничные значения на шкале тестовых баллов, образованные на основе частотного распределения тестовых баллов в выборке стандартизации. Как правило, эти граничные значения отделяют от выборки фиксированный процент испытуемых: (дециль), 25 (квартиль), 50 (медиана). При нормальном распределении статистическая норма описывается с помощью параметров (среднее плюс/минус сигма, или стандартное отклонение). Статистические нормы служат принятию «сравнительный решения» и не дают информации для принятии «нормативных решений»

Б. Возрастные нормы – частные варианты психодиагностических норм, собранные для детей разного возраста.

Г. Школьные нормы разрабатываются на основе тесов школьных достижений или тестов школьных способностей.

Д. Профессиональный нормы. Устанавливаются на основе тестов для различных профессиональных групп.

Е. Локальные нормы. Устанавливаются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего признака – возраста, пола, географического района, социоэкономического статуса.

Ж. Национальные нормы. Разрабатываются для представителей данной нации или страны в целом.

Источник

Стандартные показатели

Что такое стандартные показатели. Смотреть фото Что такое стандартные показатели. Смотреть картинку Что такое стандартные показатели. Картинка про Что такое стандартные показатели. Фото Что такое стандартные показатели Что такое стандартные показатели. Смотреть фото Что такое стандартные показатели. Смотреть картинку Что такое стандартные показатели. Картинка про Что такое стандартные показатели. Фото Что такое стандартные показатели Что такое стандартные показатели. Смотреть фото Что такое стандартные показатели. Смотреть картинку Что такое стандартные показатели. Картинка про Что такое стандартные показатели. Фото Что такое стандартные показатели Что такое стандартные показатели. Смотреть фото Что такое стандартные показатели. Смотреть картинку Что такое стандартные показатели. Картинка про Что такое стандартные показатели. Фото Что такое стандартные показатели

Что такое стандартные показатели. Смотреть фото Что такое стандартные показатели. Смотреть картинку Что такое стандартные показатели. Картинка про Что такое стандартные показатели. Фото Что такое стандартные показатели

Что такое стандартные показатели. Смотреть фото Что такое стандартные показатели. Смотреть картинку Что такое стандартные показатели. Картинка про Что такое стандартные показатели. Фото Что такое стандартные показатели

Наиболее показательные характеристики физического развития – масса и длина тела, окружность грудной клетки, окружность талии. Дело не только в том, что эти размеры проще всего определить. Эти признаки несут информацию о темпах и особенностях роста организма, позволяют оценить сбалансированность питания и специфику обменных процессов, а стало быть, и функциональные особенности организма.

Наряду с этим часто оценивают и другие факторы – окружности отдельных сегментов тела (бедра, голени, плеча), кожно-жировые складки, а также силу кисти, становую силу, жизненную емкость легких.

При оценке физического развития определяют сначала длину тела, а затем соответствие ей массы тела и длин окружностей сегментов тела. Их соотношение позволяет описать три важнейшие составляющие физического развития: скелет, мускулатуру и жироотложение.

При любой длине тела (кроме резко сниженной или чрезмерно высокой) физическое развитие считается средним (или гармоничным), если значения окружности грудной клетки и массы тела отличаются от среднего не более чем на 1 s (s – стандартное отклонение).

Детям и подросткам среднего и выше среднего уровней физического развития присущи соответствующие функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хорошее развитие мускулатуры.

Для оценки показателей физического развития используют специальные таблицы – нормативы, или стандарты, физического развития. Они неодинаковы для ровесников, проживающих в разных климатогеографических условиях, а также в городе и на селе. В качестве стандартов используются результаты антропометрических измерений больших (не менее 100–150 человек), однородных по полу, возрасту и другим признакам групп населения. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем в пределах регионов, населенных разными этническими группами, должны использоваться стандарты, разработанные отдельно для представителей этих групп. Это особенно важно для районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Кавказа, Поволжья и других регионов, где вместе проживают представители разных этносов, имеющих между собой существенные генетически предопределенные антропологические различия. Так, масса тела детей большинства северных народностей, как и их рост, в большинстве случаев ниже нормативных средних показателей. При этом относительно малый рост детей и взрослых вовсе не является фактором риска для здоровья, их физическое развитие гармонично.

Свойственная индивидуальному развитию неравномерность увеличения размеров тела усиливается еще более в зависимости от сезонных факторов (естественных – продолжительности светового дня, интенсивности солнечного и ультрафиолетового облучения, а также микросоциальных, связанных с учебными нагрузками, питанием, отдыхом и т.п.). Поэтому оценку показателей физического развития обычно стараются проводить в одни и те же периоды календарного года. Так легче выявить тенденции к задержке или отрицательным сдвигам характеристик физического развития, которые могут свидетельствовать о нарушении здоровья. Стандарты необходимо обновлять не реже 1 раза в 5–10 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *