Что такое старая музыка 8 класс
Разработка урока в 8 классе музыка
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока музыки в 8-м классе по теме «Музыка старая и новая» (урок обобщения)
Урок начинается с вопросов учащимся: Можно ли прожить в современном мире без музыки?
Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.п.) Современная музыка, современность, современники…Мы – современники? Почему? (живём в современном мире).
Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
В ходе урока ребята должны ответить на следующие вопросы:
1. Может ли быть классической современная музыка?
2. Современна ли народная песня?
3. Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?
1 вопрос. Может ли быть классической современная музыка? Какую музыку мы называем классической? (образцовую). Музыка – часть жизни каждого человека. Я хочу вам предложить послушать песню в исполнении Юлии Началовой. А вы попробуйте проанализировать её с художественной точки зрения. Будет ли она современной через несколько лет? (слушают).
Ответы детей (Песня о маме, о самом дорогом человеке, она будет всегда.) Делают выводы по 1 вопросу. Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.
Современна ли народная песня? Почему? Глубокие корни долго живут в народе. Почему? Что отражается в народных песнях? (глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней). Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней? (Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста). Почему так долго живут народные песни? (Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений). Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей.
Я предлагаю вам посмотреть одну видеозапись. В исполнении Пелагеи прозвучит русская народная песня «Валенки» (смотрят). Что почувствовали? В чём сила песни? Почему волнует наши чувства? Делают вывод, современна ли русская народная песня? (Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, потому что она о главном, о самом дорогом в жизни каждого на все времена, о чувствах, переживаниях человека.)
Зачитывается следующий вопрос. Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
(Звучит произведение). Вопросы: какое произведение прозвучало? (Токатта И. Баха). Что вам известно об этом композиторе? Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»?
Л.Рохлин: «Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать и утешать. В нём столько мудрости, чувства и веры в жизнь, столько человечности и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений». Вы согласны с этим высказыванием? Почему? Кто этот композитор? Чем удивительна судьба этого человека? Фрагмент какого произведения звучит? Кому посвятил композитор своё произведение?
Предлагаю послушать ещё одно исполнение лунной сонаты Бетховена. Как она прозвучит сейчас? (слушание сонаты №14 в исполнении В.Зинчука). (Отвечают). Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
Вывод: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, потому что она о человеческих переживаниях, о дорогом в жизни каждого во все времена. Предлагаю сегодня разучить новую песню, её авторы не музыканты, а люди других профессий, которые ходят в походы, ночуют у костра и сочиняют песни. Послушайте, и скажите, почему я выбрала именно эту песню.
Урок подходит к завершению. Продолжите фразы.
1. Сегодня на уроке меня удивило то, что…
3. Я не соглашусь с теми, кто считает…
5. Теперь я знаю точно, что…
Вы хорошо все поработали и заслуживаете положительных отметок.
Методическая разработка урока музыки, 8 класс на тему: «Настоящая музыка не бывает старой»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Настоящая музыка не бывает «старой»
На прошлом уроке мы с вами пытались разобраться, что такое современность в музыке, говорили о музыке «старой» и «новой»
-какую музыку мы назвали «новой»?
-какую музыку мы назвали «старой»
-Согласны ли вы с утверждением, что музыка – самое древнее из искусств? Можно ли найти этому подтверждение в нашей современности?
-Как вы считаете, есть ли разница в соотношениях:
1. материальные ценности и исторический прогресс
2. духовные ценности и исторический прогресс
Чтобы найти ответ и выявить разницу в этих соотношениях, прочитаем текст учебника, с. 6 – 8. (самостоятельно читают до стихотворения Б. Пастернака включительно)
Вывод: материальный мир преобразуется в прямой зависимости (пропорционален) историческому прогрессу (меняется человек, меняется и жизнь вокруг него); духовный мир (красота природы, добро, зло, человеческие чувства) – постоянен, прогресс не властен над такими вечными явлениями, не в силах их ни изменить, ни отменить.
-обратите внимание на иллюстрации к уроку. Что мы видим?
Разнообразные картины, рисунки, фотографии архитектурных сооружений. Они принадлежат разным эпохам, стилям, художественным школам. Здесь и сказочный теремок, и современное здание, и весенний пейзаж, и полотно с символическим изображением осенней сценки.
-Какие их них относятся к старинному стилю, а какие к современной эпохе?
Если теремок, изображённый В. Васнецовым, является воплощением традиционной постройки в русском стиле, то здание испанского архитектора представляет оригинальный современный взгляд на архитектуру. Ученики замечают, что в этом доме совсем нет углов, все линии — плавные и закруглённые. В весеннем пейзаже подчёркивается идея нового, зарождающегося, что выражено и в присутствии детей на картине, и в изображении птичек, расцветающих деревьев и лугов. В осеннем пейзаже, напротив, воплощаются традиционные образы и занятия, в центре изображён старинный замок готического стиля, на переднем плане находится сценка уборки урожая.
Учитель обращает внимание учеников именно на богатство и многообразие тем, сюжетов, техник предложенных произведений изобразительного искусства.
Послушаем два муз. произведения – Концерт для гитары с оркестром «Мадригал» Хоакина Родриго (фрагмент «Пастораль») и финал Концерта № 4 для гобоя с оркестром Людвига Лебрена
Задание: определить принадлежность каждого из этих произведений к «старой» или «новой» музыке. Аргументировать своё мнение.
Слушание. Анализ, аргументация.
В учебнике читают определение слову «пастораль» стр. 10
Прочтите в словаре-справочнике статьи о Родриго и Лебрене. Правы ли вы были в определении времени создания произведений?
Людвиг Август Лебрен — немецкий композитор XVIII в., современник В. А. Моцарта, представитель эпохи классицизма. Лебрен был одним из лучших исполнителей на гобое, играл в мангеймском Придворном оркестре, гастролировал в разных странах. Лебрен писал концерты для гобоя с оркестром, балетную музыку, камерно-инструментальные ансамбли. Вся семья Лебрена была музыкальной — жена и дочь были певицами, другая дочь стала пианисткой.
Хоакин Родриго — крупнейший испанский композитор XX в. Родриго учился и долгое время работал во Франции, много гастролировал в Европе, Японии и Америке — давал мастер-классы, устраивал фестивали собственной музыки. Среди сочинений Родриго концерты, симфонические и хоровые произведения, романсы и песни, пьесы для фортепиано и гитары, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Родриго также писал музыкально-критические статьи. Композитор прожил очень долгую жизнь, охватившую весь XX в., 97 лет (1901—1999).
Объяснение музыкальных терминов, встречающихся на данном уроке — «мадригал» и «пастораль».
Пастораль —произведение искусства, посвящённое описанию мирной пастушеской
жизни, происходящей на лоне природы, любование красивыми пейзажами. Идиллические сельские пейзажи были распространены в эпоху Возрождения. В музыке в жанре пасторали могли быть написаны небольшие оперы, пантомимы, балеты, позже инструментальные пьесы. Пасторали встречаются в творчестве Ф. Куперена, А. Вивальди, И. С. Баха, Д. Фрескобальди. У Л. Бетховена есть «Пасторальная симфония» № 6, у П. Чайковского — пасторальная сцена в опере «Пиковая дама». Музыку безмятежно пасторального склада композиторы продолжают сочинять и в наши дни.
Мадригал. Адресованный даме остроумный стихотворный комплимент, короткое пасторально-любовное стихотворение. Мадригал — это не просто музыкальный жанр, без него невозможно представить европейскую музыку Возрождения так же, как невозможно представить музыку прошлого века без романса.
Да, мадригал — жанр музыкально-поэтический. У музыкального мадригала на протяжении XVI–XVII вв. была непростая и динамичная история. Будучи популярным в XIV в., он представлял собой двух- и трёх-голосную песню, иногда с инструментальным сопровождением, на тексты любовно-лирического, сатирического или мифологического характера. Мелодика его была нарядна и витиевата. В XV в. вышел из моды и был забыт. Однако с 1530-х гг. произошло мощное возрождение этого жанра, которое продлилось целое столетие. Впрочем, возрождение касалось, скорее, внешней стороны — названия, характера поэтических текстов. Что же касается музыки, то можно сказать, что жанр родился заново. Новые мадригалы сочинялись в виде многоголосных, обычно пятиголосных полифонических вокальных ансамблей, где содержание текста передавалось с тончайшим мастерством, изысканностью и выразительностью. Мастерами мадригала были Дж. Палестрина, К. Монтеверди, У. Берд, Г. Шютц, К. Джезуальдо и многие композиторы Италии и других европейских стран.
Д/З: составить афиши концертов «старой» и «новой» музыки. Просмотреть концертные афиши Волгограда (филармония, Волгоград-концерт), определить, какие композиторы и произведения исполняются сегодня наиболее часто
Дополнение к уроку. Родриго Арнхауэсский концерт 2 часть Анданте.
Родриго Хоакин (Joaqu;n Rodrigo Vidre) (1901-1999), испанский композитор. В три года в результате заболевания дифтерией, почти полностью потерял зрение. Музыкой начал заниматься в возрасте восьми лет. Будучи пианистом, музыковедом, профессором музыки Мадридского университета, он, как композитор, стал известен, в первую очередь, благодаря двум своим сочинениям: концерту «Аранхуэс» (1938-1939) и «Фантазии для джентльмена» (1955) – наиболее популярным произведениям для гитары.
В Парагвае существует поверье, что слепая птица «поет особо сладостно и тонко». Не относится ли это к величайшему испанскому композитору Хоакина Родриго, с детства не видевшему солнечного света? Он создал необыкновенно прекрасный «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром – гениальное творение, полное свободного полета. «А птица и слепая знает песни – / в ее напевах ливень вдохновенья, / здесь каждый звук похож на дуновенье / ветров, носивших птицу в поднебесье!» – как заметил поэт Эльвио Ромеро (р. 1926).
Если вы хотите узнать, что такое «родриговская духовность», которой пронизан «Аранхуэсский» концерт, вдумчиво вчитайтесь в сонет Луиса де Гонгоры (1561-1627), одного из крупнейших поэтов Испании на рубеже XVI–XVII веков:
В озерах, в небе и в ущельях гор[105]
Зверь, рыба или птица — тварь любая,
Заслышав плач мой, внемлет, сострадая,
Беде, меня томящей с давних пор,
И даже если горе и укор
Вверяю я ветрам, когда сухая
Жара придет, всю живность увлекая
В тень рощ, в глубины рек, в прохладу нор,
То всякий зверь, в окрестности живущий,
Бредет за мной, дыханье затая,
Оставив лоно вод, луга и кущи,
Как будто эти слезы лил не я,
А сам Орфей — настолько всемогущи
Его печаль и нега, боль моя.
Считается, что Гонгора переложил на испанский язык известный сонет итальянского поэта Луиджи Грото (1541–1585), слепого от рождения. Последнее – немаловажная деталь: и Родриго, и Грото –незрячие люди, но они более, нежели кто иной из художников, прозрели вселенскую скорбь и радость, «печаль и негу» нашего земного бытия. Божественный поэтический дар, умение тонко чувствовать и сопереживать, проникаться чужой болью – вот что отличает Грото и Родриго от многих мастеров искусства, делает их духовно богатыми и даже необыкновенно зоркими творцами.
«Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго – это «пейзаж родного края, наполненный вековой печалью»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
8 класс. Музыка. Тема 1. Музыка «старая» и «новая». Входной контроль.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема 1. Музыка «старая» и «новая». Входной контроль.
1. Теоретическая часть. Музыка – самое древнее из искусств.
Нет смысла спорить с тем, что явно, очевидно: изменяется человек, изменяется и жизнь вокруг него.
Впрочем, бесспорно и другое: не всё в жизни подвластно изменениям. В ней много есть такого, что неизменно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету. Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить.
Андрей Алексеевич Шишкин. «Заря – Заряница».
Именно из этих — вечных — начал берет свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда, когда человека пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда душа, согретая пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу теплому миру; оно бывало подчас единственной поддержкой и утешением в дни глубокого горя.
Архип Иванович Куинджи «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь».
Поэтому история искусства так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет своего «музея старых вещей», ставших ненужными только потому, что на смену им пришли новые, более совершенные вещи. Даже, наоборот: в искусстве разных веков есть произведения, подобные вершинам, — их не удалось превзойти никому.
Французский композитор К. Дебюсси
Послушайте произведение К. Дебюсси «Мелодия слёз».
Да и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно судить о том, что тянется к нам из глубины далеких веков, что пришло в мир вместе с самим человеком.
Есть у Бориса Пастернака такие строки:
«Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, — а слова
Являются о третьем годе».
Эти строки — о музыке, о том, что она является человеку прежде других искусств; смысл их очень глубок.
Они как бы обозначают «возраст» различных видов искусства, исходя из природы самого человека. И если верна теория, что периоды становления всего человечества подобны периодам взросления отдельного человека, то можно предположить, что из всех искусств музыка — самая древняя, что только она была способна выразить человеческие чувства до того, как он научился выражать их в слове или рисунке.
Как звучала она, эта первая музыка?
Была ли похожа на наши младенческие песни, такие одинаковые, в каком бы уголке мира они ни звучали? Или в ней было что-то от мерного и тихого звучания колыбельных, которые матери всех времен пели в ритме собственного дыхания, собственного сердца? А может быть, ее отзвуки слышны в веселых плясках крестьян, празднующих богатый урожай или удачную охоту?
Во всем этом — неразгаданная тайна, которая, подобно многим другим тайнам музыки, едва ли когда-нибудь откроется нам во всем своем богатстве.
2. Практическая часть. Внимательно прочитайте теоретическую часть. Напишите мини-сочинение на тему: «Музыка моего детства».
1.Выбрать правильный ответ
Музыкальный жанр – это
а) способ изложения музыкального материал;
б) вид, род музыкального произведения;
в) характер музыкального произведения.
2.Выбрать правильные ответы.
По каким признакам музыкальные произведения разделяются на жанры:
а) по особенностям их исполнения;
б) по особенностям их слушания;
в) по особенностям их названия;
г) по месту их в быту.
3.Определить жанр по описанию, назвать его разновидности.
Род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. Размер 4/4.В переводе с французского означает «ходьба».
5.Определите жанр по описанию
Парный танец, основанный на плавном
кружении в сочетании с поступательным движением.
Один из самых распространённых бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Музыкальный размер –
трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый. Произошёл от немецкого
крестьянского танца лендлер. Родиной считается Вена (Австрия)
6.Выбрать правильный ответ
С творчеством какого композитора связано название «Большой Венский вальс»:
б) Иоганн Штраус (младший);
7.Определить танец по описанию
Торжественный парный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника.
Музыкальный размер танца — ¾. Считался истинно рыцарским танцем.
8. Назвать композитора, который через полонез прославил свою родину, её былое величие, воплотил мечты о её процветании, полонез в его творчестве стал символом патриотизма:
9.Определить жанр по описанию.
Наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
10.Распределить танцы по группам: народные танцы, бальные танцы.
Барыня, сиртаки, румба, камаринская, полька, вальс, полонез, гопак, цыганочка,
ча-ча-ча, казачок, трепак, мазурка, самба.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Разработка урока по музыке на тему «Музыка «старая» и «новая»». (8 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Музыка – самое древнее из искусств.
(Музыка «старая» и «новая»).
У каждого человеческого мастерства есть своя собственная история.
Можно сказать даже и так: каково само это мастерство, такова и его история. Есть вещи очевидные; они появились в сравнительно недавние времена, и нет необходимости их разгадывать, потому что они отлично изучены и о них рассказано во множестве справочников, учебников и книг. Таковы разнообразные области практической деятельности — например, техники. Самым различным ее видам типична, как правило, одна и та же схема развития: вначале появляются самые простые формы, которые, постепенно усложняются, разрастаясь в такие безграничные и необъятные области человеческой деятельности, какие даже представить не могли люди, которые жили в прежние века.
Эпиграф: «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие». Томас Карлейль, британский писатель, публицист, историк.
Давайте представим обыкновенный музей старых вещей, в котором мы можем увидеть веретено или прялку. Думается, вас едва ли заинтересует практическая ценность этих древних предметов. Скорее всего, вы заметите в них поэтическую красоту прошлых времен, которая пришла к вам из сказок, прочитанных в детстве историй о спящей красавице, о старой колдунье, о снежной королеве.
Сегодня уже никому не придет в голову собственноручно прясть пряжу, как и заниматься другими ремёслами, которые были просты и естественны для наших предков.
Такое развитие человеческой деятельности называется прогресс. Когда мы видим, как на наших глазах меняется материальный мир, совершенствуются машины, дома или дороги, то мы говорим о прогрессе. И даже возникает впечатление, что прогрессу подвластно все, с чем связана наша жизнь, и даже что мы сами, с нашим рождением, становлением, вечными переменами и поисками вовлечены в это движение непрекращающегося прогресса.
В некоторой мере так и есть.
Нет смысла спорить с тем, что явно, очевидно: изменяется человек, изменяется и жизнь вокруг него.
Картинка: иллюстрация к сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица».
Впрочем, бесспорно и другое: не всё в жизни подвластно изменениям. В ней много есть такого, что неизменно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету. Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить.
Картина: Андрей Алексеевич Шишкин. «Заря – Заряница».
Именно из этих — вечных — начал берет свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда, когда человека пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда душа, согретая пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу теплому миру; оно бывало подчас единственной поддержкой и утешением в дни глубокого горя.
Картина: Архип Иванович Куинджи « Дарьяльское ущелье. Лунная ночь».
Поэтому история искусства так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет своего «музея старых вещей», ставших ненужными только потому, что на смену им пришли новые, более совершенные вещи. Даже, наоборот: в искусстве разных веков есть произведения, подобные вершинам, — их не удалось превзойти никому.
Звучит музыка: К. Дебюсси «Мелодия слёз».
Да и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно судить о том, что тянется к нам из глубины далеких веков, что пришло в мир вместе с самим человеком.
Есть у Бориса Пастернака такие строки:
«Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, — а слова
Являются о третьем годе».
Эти строки — о музыке, о том, что она является человеку прежде других искусств; смысл их очень глубок.
Они как бы обозначают «возраст» различных видов искусства, исходя из природы самого человека. И если верна теория, что периоды становления всего человечества подобны периодам взросления отдельного человека, то можно предположить, что из всех искусств музыка — самая древняя, что только она была способна выразить человеческие чувства до того, как он научился выражать их в слове или рисунке.
Как звучала она, эта первая музыка?
Картина: Борис Пастернак (портрет), русский писатель.
Была ли похожа на наши младенческие песни, такие одинаковые, в каком бы уголке мира они ни звучали? Или в ней было что-то от мерного и тихого звучания колыбельных, которые матери всех времен пели в ритме собственного дыхания, собственного сердца? А может быть, ее отзвуки слышны в веселых плясках крестьян, празднующих богатый урожай или удачную охоту?
Во всем этом — неразгаданная тайна, которая, подобно многим другим тайнам музыки, едва ли когда-нибудь откроется нам во всем своем богатстве.
Звучит музыка: И. С. Бах. Кантата (Колыбельная).
Однако на некоторые ее загадки мы постараемся найти ответы в нашем учебнике. Его главная тема — «Традиция и современность в музыке» — как раз и задумана с целью ответить на некоторые важные вопросы музыкального искусства.
Почему нам может быть так близка «старая» музыка? Почему порой она даже кажется нам более понятной, чем многое из того, что создается в наши дни?
Почему музыканты снова и снова обращаются к традиции?
И чему может научиться у музыки современный человек?
Картина: Олег Зеликов «Дуэт».
Отвечая на эти вопросы, мы еще раз увидим: музыка не замыкается сама в себе, она открывает нам путь в иные области понимания — человеческой жизни, ее смысла, места человека в мире. Мы увидим, что музыка не только выражает чувства, но и воздействует на душу, она порождает такие силы, какие без ее помощи, возможно, никогда бы не возникли. Мы увидим также и то, что настоящая музыка не бывает «старой», она по-прежнему, как и в былые времена, созвучна душе человека, будто бы в ней, как в каждой душе, заключена великая и непостижимая для нас тайна бессмертия.