Что такое старение масла
Статьи
Старение моторного масла – причины и последствия
При использовании автотранспортного средства, моторное мало постепенно утрачивает свои первоначальные качества – стареет. Когда смазочный материал стареет, происходит окисление углеводов и срабатывание присадок, в смазочном материале повышается содержание частиц износа деталей, продуктов сгорания топлива, влаги и пыли.
Скорость и особенности старения зависят от разных показателей:
• величины форсирования мотора;
• температурных показателей деталей автомобиля;
• качества горюче-смазочных материалов;
• показателей износа деталей;
• технических показателей авто.
Изменение характеристик в процессе старения.
Когда моторное масло стареет, меняются все основные характеристики смазочного материала:
• вязкость. Если моторное масло обладает увеличенными показателями вязкости, это значит, что в нем накопились продукты неполного сгорания, такие как сажа и окисленные углеводороды, а легкие фракции испарились. Если моторное масло имеет пониженную вязкость – это признак попадания примеси топлива и разрушения полимерной присадки;
• температура вспышки. Этот показатель снижается посредством попадания горючего в моторное масло;
• коксуемость. Показатель коксуемости повышается в результате примеси продуктов окисления смазочного материала и сгорания топлива;
• количество влаги. Если моторное масло включает воду, это является сигналом проникновения влаги из охлаждающей системы. Такое может случиться при отсутствии герметичных уплотнений;
• щелочные показатели, кислотные показатели. Уменьшение щелочного показателя является признаком снижения количества моющих присадок, а рост кислотного числа определяет величину окисления присадок смазочного материала, а также их разложения;
• нерастворимый осадок. Объемы осадка указывают на то, насколько часто продукты неполного сгорания, пыль и частицы износа поступают в моторное масло;
• количество частиц износа. Для того чтобы выявить частицы изнашивания, используются разные способы, включая спектральный анализ, который пользуется большой популярностью для диагностики моторов авто.
Вред для автомобиля от использования старого масла.
Когда моторное масло стареет, изменяются:
• концентрация;
• действие присадок;
• строение.
Это происходит посредством разложения присадок, соприкосновения с продуктами неполного сгорания, а также окисления смазочного материала и взаимодействия с деталями автотранспортного средства.
Поскольку старое моторное масло обладает сниженным количеством моющих присадок – уменьшенным щелочным числом, его эксплуатация способствует коррозийному изнашиванию деталей авто.
Задача щелочных присадок заключается в устранении действия кислот и обеспечении устойчивости к возникновению коррозии. Большой опасностью является проникновение в моторное масло фракций горючего с низкими показателями стабильности к окислению. Смазочные материалы с определенным количеством топлива обеспечивают ускоренный процесс окисления и способствуют образованию отложений и органических кислот, что значительно снижает качество.
В результате попадания топлива, показатели вязкости масла значительно снижаются, что ведет за собой повреждение подшипников и отложение нагара в ЦПГ мотора авто.
Старение масла в процессе эксплуатации
При длительной, эксплуатации масло в трансформаторе изменяет свои физико-химические и эксплуатационные свойства («стареет») и показатели качества его достигают предельных значений по нормам, регламентирующим срок службы трансформаторного масла. Старение масла происходит не только вследствие окисления составляющих его углеводородов кислородом воздуха под воздействием повышенной температуры и в присутствии металлов, но и под влиянием электрического поля, разложения в электрической дуге, обводнения, загрязнения механическими примесями и т, п.
Старение масла трансформаторного: основные причины
Старении масла в результате окисления, преобладающего при эксплуатации в трансформаторе, а также под воздействием других факторов характеризуется повышением кислотности, ухудшением электроизоляционные свойства, а образующиеся осадки, осаждаясь на обмотках трансформатора, затрудняют отвод тепла от активных частей трансформатора. Различают осадки омыляемые и асфальтовые (неомыляемые). Осадки первого типа растворяются в горячем масле, но выпадают из него при охлаждении. Они способны реагировать с окислами металлов, образуя соли. Асфальтовые осадки представляют собой нейтральные продукты окисления и полимеризации. Вследствие плохой растворимости они выпадают из горячего масла, осаждаясь на обмотках трансформаторов. Кроме осадков, в работающих маслах появляются свободные органические кислоты, растворимые в масле.
Процесс окисления масел в трансформаторах продолжителен, но ускоряется, как показывают наблюдения, при качестве масла, не удовлетворяющем требованиям ГОСТ или ТУ, а также при повышении температуры, наличии осадков в трансформаторном баке перед заливом свежего масла и по другим причинам. Окислению способствуют солнечный свет (в маслонаполненных вводах и маслоуказательных стеклах), вода, некоторые изоляционные материалы и металлы, в особенности медь. Для высоковольтного оборудования характерно наличие значительной медной поверхности, являющейся активным катализатором такого процесса, как старение масла. При отсутствии кислорода металлы на масло не действуют.
Процесс окисления состоит из нескольких периодов. Начальный период окисления называется индукционным. Его можно наблюдать в свежих маслах при невысоких температурах. В этот период масло поглощает в небольших количествах кислород и выделяет его, не образуя продуктов окисления, так как в масле присутствуют природные антиокислители. Происходящие в этот период изменения в масле не обнаруживаются обычными методами технического анализа. При повышении температуры и под влиянием катализаторов (медь и др.) длительность индукционного периода быстро сокращается.
При дальнейшей эксплуатации в масле начинают образовываться устойчивые продукты окисления: низкомолекулярные органические кислоты, вода, а также некоторые органические перекиси. Процесс идет непрерывно, все нарастая и усиливаясь. Все свойства масла ухудшаются: масло темнеет, из светло-желтого становится коричневым, а иногда и мутным, вследствие появления воды. Увеличиваются его кислотное число и зольность, появляются низкомолекулярные водорастворимые кислоты, а затем и осадки, представляющие собой твердые продукты полимеризации и конденсации, которые могут закупорить охлаждающие каналы и нарушить охлаждение трансформатора.
В заключительной стадии окисления некоторые продукты фенольного характера, образующиеся при окислении смол, начинают играть роль отрицательных катализаторов, тормозящих процесс окисления.
Скорость окисления, глубина его, а также характер образующихся продуктов зависят от химической природы масла, температуры, давления воздуха, величины поверхности соприкосновения масла с воздухом, от наличия веществ, способных каталитически ускорять или замедлять этот процесс, и т. д.
Показатели, характеризующие эксплуатационные свойства масла
В результате изменения физико-химических свойств масла при окислении его эксплуатационные свойства, как правило, ухудшаются. Основным показателем, характеризующим эксплуатационные свойства, является стабильность (устойчивость) его против окисления. Этот показатель зависит от химического состава исходного масляного сырья и процесса очистки масла. Многочисленными исследованиями установлено, что стабильные против окисления масла получаются при максимальном содержании в них нафтеновых и ароматических углеводородов с небольшим числом циклов и длинными боковыми цепями. Имеющиеся в некотором количестве смолы тормозят реакции окисления. При глубокой очистке масла дымящей серной кислотой стабильность его против окисления понижается гораздо больше, чем при удалении смол адсорбцией.
Выше было сказано, что скорость и направление окислительных процессов в масле зависят от температуры. При температуре 20—30° С и нормальном давлении окисление масла на воздухе идет медленно С повышением температуры оно заметно ускоряется. Начиная с 60° С скорость окисления возрастает вдвое при дальнейшем повышении температуры на каждые 10° С. Понятно, почему уделяется так много внимания снижению температуры масла в трансформаторах. При глубоком вакууме, т. е. при почти полном отсутствии кислорода, масло не окисляется. Например, масло, находившееся 14 000 ч в вакууме при 150С не содержало продуктов окисления
Способы защиты масла от окисления
Аналогичное вакууму действие оказывает азотная защита в трансформаторах; при этом исключается контакт масла с кислородом и влагой воздуха и таким образом предотвращается окисление. Метод защиты трансформаторного масла азотной кислотой быстро распространяется в США, некоторых европейских странах и в нашей стране.
Окислительные процессы находятся в прямой зависимости от величины поверхности соприкосновения масла с воздухом. Чем больше эта поверхность, тем более благоприятные условия создаются для диффузии кислорода в объем масла и, следовательно, для окислительной полимеризации.
Металлы по каталитическому воздействию на окисление трансформаторных масел располагаются следующим образом: медь, латунь (наиболее эффективные катализаторы), никель, железо, цинк, олово и алюминий (менее активные). Установлено также каталитическое действие солей только в начальном периоде окисления масел. Затем соли разлагаются или адсорбируются продуктами окисления, нерастворимыми в масле, и выходят из сферы реакции. Металлы катализируют окисление в том случае, когда они образуют соли с кислотами, что чаще происходит в присутствии воды и кислорода воздуха. Каталитическое действие металла прекращается, если он покрывается защитной пленкой, образуемой продуктами окисления.
Помимо металлов и солей, окисление масел катализируют в той или иной мере органические соединения. Они либо легко активируются и образуют с молекулярным кислородом перекиси, либо содержат в своем составе активные молекулы и являются, таким образом, первичными элементами в цепи реакций окисления.
Главным показателем, свидетельствующим о том, что наблюдается старение масла, является рост их кислотного числа, являющегося для трансформаторных масел критерием их годности. При этом необходимо иметь в виду не только величину кислотного числа, но и характер образующихся кислот. Растворенные в масле кислоты, в особенности низкомолекулярные, по отношению к металлам более агрессивны, чем высокомолекулярные, и поэтому даже кислая реакция водной вытяжки из масла может быть причиной его смены, особенно когда в масле присутствует влага. В сухом масле даже низкомолекулярные кислоты не представляют серьезной опасности: например, после 500 ч испытания коррозия меди, железа и стали маслами с кислотным числом до 1,5 мг КОН/г не превысила 0,03 мг на 1 м2 поверхности металла. Эти же опыты показывают, что при содержании воды даже в малых количествах коррозия за указанный период достигает 0,70 мг на 1 см2, т. е. превышает коррозию сухим маслом более чем в 20 раз.
Среди различных факторов, от которых зависит скорость окисления масла, первое место принадлежит кислороду. Установлено, что только часть кислорода (от 17 до 34%), вошедшего в реакцию, остается в масле в виде свободных кислот. Остальной кислород образует соединения другого типа. Поэтому хотя кислотное число является наиболее распространенным показателем химического изменения масла, его нельзя рассматривать как единственный и самый полный показатель окисления масла. Число омыления, определяя сумму связанных и свободных кислот, точнее, чем кислотное число, характеризует как интенсивно происходит старение масла. Водорастворимые низкомолекулярные кислоты на первичной стадии старения образуются во всех недоочищенных маслах, содержащих смолистые вещества и парафиновые углеводороды. Низкомолекулярные кислоты составляют 20—60% от общей суммы кислот, содержащихся в эксплуатационных трансформаторных маслах. Состав таких кислот приведен в табл. 2.
Что такое старение масла
Условия работы и причины старения
Старение масла происходит вследствие загрязнения его пылью, продуктами износа, сгорания топлива и физико-химических изменений углеводородов.
Старение масла может вызвать:
— закоксовывание поршневых колец;
— заклинивание клапанов в направляющих втулках;
— сокращение проходных сечений маслоприемников насосов, фильтров, каналов смазочной системы;
— повышение коррозии деталей;
Старение масла происходит вследствие загрязнения его пылью, продуктами износа, сгорания топлива и физико-химических изменений углеводородов.
Старение масла обусловлено его работой, которая происходит в условиях высоких термических и динамических нагрузок и сопровождается такими факторами, которые вызывают глубокие физико-химические изменения свойств материала и ухудшение их эксплуатационных показателей. К этим факторам относятся: использование наддува; форсирование скоростных и нагрузочных режимов работы двигателя; уменьшение удельной емкости смазочной системы.
В зависимости от температуры, при которой происходит окисление масла, могут образовываться шламы, лаки и нагар.
Шламы — это густые мазеобразные липкие темного цвета продукты, образующиеся при невысоких температурах (как правило, не более 120 °С), выпадающие из масла в виде осадка и создающие отложения в картерах, масляных магистралях, фильтрах и пр.
Шламы состоят на половину или на две трети из масла, а остальное — вода (5—35 %), топливо, продукты окисления, пыль, продукты износа.
Удаляются шламы из двигателя путем промывки его маловязким маслом или специальными промывочными жидкостями.
Лаки представляют собой прочные тонкие пленки толщиной 50—200 мкм с гладкой поверхностью, образующиеся на горячих деталях двигателя при температуре порядка 250 °С, где наряду с испарением часть масла окисляется и разлагается, превращаясь в твердый осадок. Лаковые отложения состоят из углерода (до 85 %), водорода, кислорода и имеют цвет от светло-желтого до черного.
В качестве растворителя лаков применяют бензол, хлороформ, ацетон и щелочные растворы.
Нагар — это твердая углеродистая масса с шероховатой поверхностью, чаще черного цвета, образующаяся в камере сгорания, где температура более 2000 °С.
При работе на этилированном бензине нагар на 50 % состоит из соединений свинца. Основными элементами, образующими нагар при работе на неэтилированном бензине, являются углерод (до 75 %), кислород (до 20 %) и водород (до 5 %).
В составе отработавшего масла всегда больше кислот, его коррозионность выше, а моющие свойства по сравнению со свежим маслом того же сорта хуже. Качество работающего масла ухудшается из-за попадания в него воды. Особенно интенсивно идет образование воды при низких температурах, когда водяные пары соприкасаются с холодными стенками картера.
Смазочные свойства моторных масел имеют большое значение для нормальной работы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя. В цилиндропоршневой группе, где возникают наибольшие силы трения, высокие смазочные свойства масел во многом определяют ресурс двигателя до его капитального ремонта. Не меньшее значение имеет постоянное наличие надежной масляной пленки в зоне контакта опорных и шатунных шеек коленчатого вала с подшипниками скольжения. Смазочные свойства моторных масел определяют испытаниями на стендах или автомобилях. В лабораторных условиях они оцениваются на четырехшариковой машине (рис. 1) при заданных осевых нагрузках, определяя индекс задира, критическую нагрузку, нагрузку сваривания и показатель износа. В испытываемое масло помещается неподвижная обойма с тремя закрепленными шариками, расположенными в горизонтальной плоскости. Над обоймой вращается шпиндель с закрепленным в нем четвертым шариком. Шарик в патроне находится в центре между трех других шариков и, вращаясь, может прижиматься к ним с заданной нагрузкой.
Рис. 1. Рабочий узел четырехшариковой машины трения:
1 — неподвижные шарики (3 шт.); 2 — вращающийся шпиндель с шариком; 3 — масло
Показатель износа, критическую нагрузку и индекс задира определяют по диаметрам пятен износа каждого из трех нижних шариков и добиваются понижения износа сопрягаемых деталей, изменяя состав масла. Для этого противозадирные и противоизносные свойства масел повышают добавлением к ним соответствующих присадок, создающих на поверхности металла трущихся деталей прочные пленки, кроме того, регулируют вязкость масла.
Моющие свойства — способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя и противостоять лакообразованию на горячих поверхностях, а также препятствовать прилипанию углеродистых отложений.
Диспергирующие свойства определяют способность масла препятствовать слипанию углеродистых частиц, удерживать их в состоянии устойчивой суспензии и разрушать крупные частицы продуктов окисления.
Антиокислительные свойства определяют стабильность масла.
Противокоррозионные свойства оцениваются уровнем потерь массы металла, контактирующего с маслом в определенных условиях.
Присадки применяют для придания маслам новых свойств или изменения показателей. Многофункциональные присадки улучшают одновременно несколько свойств масел.
Присадки применяют для придания маслам новых свойств или изменения показателей. Присадки могут быть:
— антиокислительные — повышают антиокислительную устойчивость;
— противокоррозионные — защищают металлическую поверхность от коррозионного воздействия кислото- и серосодержащих продуктов;
— моюще-диспергирующие — способствуют снижению отложения продуктов окисления на металлических поверхностях;
— противоизносные, противозадирные и антифрикционные — улучшают смазочные свойства;
— депрессорные — понижают температуру застывания;
— вязкостные — улучшают вязкостно-температурные свойства;
— антипенные — предотвращают вспенивание.
На преодоление сил трения в двигателях внутреннего сгорания уходит около трети расходуемого топлива. С помощью антифрикционных присадок и подбора оптимальной вязкости моторного масла можно добиться снижения расхода топлива максимально на 4,5 %.
В настоящее время существует широкий спектр дополнительных присадок к моторным маслам для автомобиля. Следует знать, что ни одна из присадок не может продлить срок службы моторного масла, но может способствовать хорошей обкатке нового или отремонтированного двигателя, снижению износа деталей и расхода топлива, продлению времени эксплуатации изношенного двигателя. Однако следует соблюдать осторожность и не пользоваться непроверенными средствами, особенно, если реклама обещает снижение расхода топлива на 15—20 %, расход масла — 40—50 % и износ на 40—60 % и более. С помощью смазочных веществ такого эффекта добиться невозможно.
Так как современные моторные масла являются сложными, хорошо сбалансированными растворами в минеральных маслах многих химических веществ, то введение в него какого-то нового химически активного вещества может привести к непредсказуемым последствиям и требует тщательной проверки.
В табл. 1 приведен перечень присадок к моторным маслам, которые Волжский автомобильный завод после соответствующих испытаний допустил к применению.
Таблица 1. Присадки к моторным маслам, допущенные Волжским автомобильным заводом
Классификация моторных масел и их обозначение
Согласно принятой классификации масел, всем моторным маслам присвоен индекс, и они разделены на классы и группы в зависимости от их вязкости и эксплуатационных свойств.
По эксплуатационным свойствам (наличие и вид присадок) масла делят на следующие группы:
А — для нефорсированных двигателей;
Б — для малофорсированных двигателей;
В — для среднефорсированных двигателей;
Г — для высокофорсированных двигателей;
Д — для дизелей, работающих в тяжелых условиях.
Таблица 2. Классы моторных масел по кинематической вязкости
По типу двигателя маслам присваивается цифровой индекс:
1 — для карбюраторных, 2 — для дизелей. Масла универсальные не имеют индекса.
По вязкости масла подразделяются на три класса: летние, зимние, всесезонные. Летние масла нормируются значением кинематической вязкости при температуре 100 °С, зимние — при 100 и при —18 °С. Всесезонные масла обозначаются дробью: в числителе указывается класс вязкости зимнего, а в знаменателе — летнего масла.
Прописные буквы указывают на группу масла по эксплуатационным свойствам, индекс 1 — для карбюраторных двигателей, 2 — для дизелей. Используют и дополнительные индексы: рк — рабоче-консервационные масла; з — масло, содержащее загущающую присадку; цл — для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем; 20 и 30 — значение щелочного числа и т. д.
Примеры обозначения масел:
М-8-В1: М — моторное; 8 — класс вязкости; В — по эксплуатационным свойствам относится к группе В (среднефорсированные двигатели); индекс 1 — предназначено для карбюраторных двигателей.
М-10-Г2К: М — моторное; 10 — класс вязкости; Г — по эксплуатационным свойствам относится к группе Г (высокофорсированные двигатели); индекс 2 — предназначено для дизелей; индекс К — масло предназначено для автомобилей марки «КамАЗ».
М-бз/10-В: М — моторное; 6 и 10 — классы вязкости; буква «з» означает, что масло имеет загущающую присадку, улучшающую вязкостно-температурные свойства, и предназначено для всесезонного или зимнего применения; В (без индекса) — масло универсальное и предназначено как для карбюраторных двигателей, гак и для дизелей.
С 1993 года наряду с классификацией по ГОСТу применяется и мировая система классификации. В этом случае масла классифицируются по вязкости – SAE (Содружество американских инженеров) и по условиямэксплуатации или уровню качества, разработанному Американским нефтяным институтом ( API ).
В определенных условиях отработавшие масла собирают и регенерируют. В маркировку таких масел добавляют букву «Р», например, М-8-Б1Р.
Соответствие отечественных и зарубежных моторных масел по условиям эксплуатации и уровню качества
Старение масла в двигателе
При работе любого механизма или пары трения свойства смазочных материалов изменяются: они загрязняются механическими примесями, накапливают влагу, в них накапливаются растворимые и взвешенные продукты окисления. На понятном каждому человеку языке говорят, что в процессе работы происходит старение масла в двигателе. Масло, взятое из картера двигателя, даже через небольшой период времени работы существенно отличается от свежего по внешнему виду и свойствам.
Наиболее заметные изменения качества вызваны процессами окисления и термического распада углеводородов масла, которые являются основной причиной образования лаков и нагаров в зоне цилиндропоршневой группы. Кроме того, часто накапливаются низкотемпературные отложения (шлам) в картере и маслопроводах. Современные двигатели, устанавливаемые на мощные автомобили, имеют повышенную теплонагруженность, а следовательно, при их работе свойства масел ухудшаются значительно быстрее, в сравнении с моторами разработанными 20-30 лет назад.
Некоторые продукты окисления (смолы, органические кислоты) находятся в масле в растворенном состоянии. Они приводят к увеличению вязкости и кислотного числа. Другие (типа асфальтовых соединений) способны образовывать лаки, липкие осадки, приносящие особенно большой вред, так как вызывают залегание и пригорание поршневых колец. Значительная часть продуктов окисления находится в виде очень мелкой устойчивой механической взвеси, участвующей в образовании нагаров. Фильтрацией полностью очистить от них масло не удается, поэтому количество углеродистых частиц в процессе работы двигателя увеличивается. Для нейтрализации подобного рода отложений можно использовать промывку на основе циклогексанона и 2-пропоксиэтанола. Не стоит уповать на бытовые растворители, к тому же они агрессивны для прокладок и ЛКП.
Для моторных масел характерно также загрязнение пылью, попадающей с засасываемым для горения воздухом и при использовании загрязненного топлива. Максимальное количество абразивных примесей в масле накапливается при езде автомобилей по грунтовым дорогам, полям. Количество механических примесей возрастает и в результате накопления металлов, снимаемых с поверхностей в процессе трения. Все эти абразивные механические примеси, твердость которых больше, чем металла, резко увеличивают износ деталей. Основная их часть задерживается маслоочистительными устройствами двигателя, но наиболее мелкие могут длительное время циркулировать по смазочной системе, вызывая повышенный износ. Чтобы не допускать чрезмерного загрязнения масла, необходимотщательно следить за состоянием маслофильтрующих устройств двигателя, своевременно заменять фильтр тонкой очистки и промывать центрифугу (если таковая имеется).
В работающих маслах всегда накапливается вода. Больше всего ее попадает из камеры сгорания с прорывающимися газами, так как при сгорании 1 кг топлива образуется около 1,2—1,4 кг воды. Кроме того, вода конденсируется из воздуха при резком снижении температуры (например, при охлаждении двигателя после работы). Накопление воды повышает коррозионность масла и ухудшает его
смазывающие свойства. Поэтому, чтобы не допускать накопление воды, нужно следить за исправностью системы, вентиляции картера.
В отработавших маслах могут быть обнаружены также серная и сернистая кислоты, образующиеся при сгорании серы топлива, которые резко увеличивают коррозионный износ. Перечисленные изменения свойственны маслам, работающим в любых двигателях. Но для каждого из них характерны и свои особенности. Так, в бензиновых, наряду, с загрязнением и окислением свойства масел заметно ухудшаются из-за накопления в них тяжелых остатков бензина. В бензиновых двигателях тяжелые фракции полностью не сгорают, а кон-денсируются, стекая в картер, смывая по пути смазочное масло. В зависимости от качества топлива и технического состояния двигателя в масле может накопиться до 5—10% несгоревшего топлива. Это снижает вязкость масла, ухудшает его смазывающую способность и может привести к нарушению жидкостного трения. Если двигатель работает на этилированном бензине, то в масле может быть обнаружен свинец, входящий в состав антидетонаторов.
При правильной регулировке топливной аппаратуры и хорошем техническом состоянии деталей цилиндро-поршневой группы дизелей масло топливом, как правило, не разжижается. Однако здесь выше степень сжатия, а значит температура и нагрузки значительно выше, чем в карбюраторных двигателях, что способствует ускоренному образованию продуктов окисления, находящихся в масле как в растворенном, так и взвешенном состоянии. Не менее значительные изменения вызваны сильным загрязнением масла продуктами неполного сгорания топлива (сажевыми частицами), а также окислами серы. Именно здесь быстро и значительно увеличивается коррозийность масел из-за накопления минеральных кислот.
Дизели работают на более бедных, чем бензиновые двигатели, горючих смесях: для сжигания 1 кг топлива в них подается в 1,5 раза больше воздуха. В результате ускоряется загрязнение масла пылью из окружающей атмосферы, что приводит к большему накоплению осадков, загрязняющих систему смазки двигателей и увеличивающих износ, а также вызывающих нагарообразование в цилиндропоршневой группе.
На изменение свойств масел существенное влияние оказывает техническое состояние двигателя. Скорость окисления и загрязнения значительно выше при работе масел в изношенных двигателях, когда увеличен прорыв газов в картер и повышена температура деталей, а так же при работе трактора (автомобиля) с перегрузкой или с неустановившимися нагрузками.
В результате старения и загрязнения меняется и внешний вид масла — оно темнеет. Если рассмотреть каплю работавшего масла при сильном увеличении, то будет заметно, что в ней находится множество взвешенных частиц различного размера. При использовании в двигателе масла с большим количеством продуктов загрязнения быстро образуются нагары и лаки. Постепенное накопление высокотемпературных отложений в поршневых канавках приводит в итоге к залеганию, а потом и к пригоранию колец. При этом увеличивается прорыв газов в картер, возрастает расход масла и износ цилиндропоршневой группы, снижаются мощность и экономичность. Нагары и лаки плохо проводят тепло, поэтому при их накоплении двигатель перегревается, а это в свою очередь вызывает ускорение процессов окисления. Понятно, что чем лучше эксплуатационные свойства масел, выше эффективность введенных в них присадок, тем медленнее оно стареет.
При работе двигателя введенные в масло присадки срабатываются. Скорость процесса зависит от типа и теплонапряженности двигателя, его технического состояния, условий эксплуатации, качества используемого топлива и многих других факторов. Прежде всего, присадки расходуются на выполнение своих основных функций, а образующиеся вещества задерживаются маслофильтрующими устройствами. Кроме того, в процессе работы двигателя масло угорает, вместе с ним теряется и часть присадок. Своевременные доливы масла взамен угоревшего позволяют в некоторой степени поддерживать концентрацию присадок на требуемом уровне.
Срабатывание присадок приводит к изменению многих показателей качества масла: снижается щелочное число, ухудшаются моющие свойства, повышается коррозионность и т.д.
Большое влияние на изменение свойств масел оказывает не только уровень форсирования дизеля, но и содержание серы в топливе. Если при работе форсированного двигателя на малосернистом топливе заметны интенсивные изменения показателей качества масла и менять его нужно было бы не через 480, а через 240 ч, то, при использовании высокосернистого топлива свойства масла ухудшаются недопустимо. Очевидно, в этом случае необходимо применять масла с более высокими эксплуатационными свойствами.
Таким образом, в работавшем масле происходят глубокие изменения: накапливаются продукты превращения углеводородов масел, загрязнения, попавшие с воздухом и топливом, увеличивается количество агрессивных со-единений. Во всех случаях качество масла ухудшается быстрее, если оно неправильно подобрано для двигателя данного типа и его качество не отвечает требованиям ГОСТ.
Всё выше сказанное, говорит рядовому пользователю о том, что нужно с достаточной ответственностью подходить к выбору моторного масла, и интервалов его замены.
Прежде всего необходимо отталкиваться от рекомендаций производителя и при необходимости делать корректировки, в зависимости от условий эксплуатации конкретного автомобиля.