Что такое старшая дружина
Что такое старшая дружина
ДРУЖИНА, первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления. “Дружина княжья” составляла хотя и меньшую, но тем не менее основную, центральную часть всей массы воинов. В мирное время дружинники сопровождали князя “в полюдье”, собирали для него дань, помогали ему в управлении областями и в отправлении правосудия, отбывали дворовую службу и т.п. На содержание дружины шли доходы, получаемые князем с волости, и часть военной добычи. Отношения дружины к князю построены были на начале договорном: обязанности служить не было, князя и дружину связывали материальные и нравственные узы, в случае недовольства дружинники всегда могли оставить службу князя. При постоянных распрях и усобицах князья чувствуют потребность опираться на дружину, поэтому они и дорожат ею, заботятся о возможно лучшем ее составе и, раз составив ее, стараются привязать к себе. Отсюда видим особого рода отношение князя к дружине: он пирует с ней, жалует ее, старается угодить ей, для чего охотно выслушивает все ее желания; отсюда же вытекает обычай князя совещаться с дружиною, обычай, мало-помалу обратившийся в правило, несоблюдение которого ставилось князю в укор. Летописцы в числе достоинств известного князя всегда упоминают о солидарности его с дружиною и о частых совещаниях с нею. Заботясь о наилучшем подборе дружины, князья не обращали внимания на ее племенной состав; поэтому в нее проникают элементы инородческие, особенно при первых князьях, когда в ряду дружинников встречаем финнов, угров, половцев, хазар, поляков, торков. По своему положению и значению дружинники были не одинаковы: уже в XI в. встречаем деление дружины на два разряда: на дружину старейшую, большую, лепшую, или переднюю, и на дружину малую, молодшую. Древнейшее различие между ними заключалось главным образом в возрасте, но с течением времени сюда присоединилось еще другое, коренившееся в фактическом различии людей лучших и худших. Старшую дружину составляли мужи княжи и бояре. Это была та сила, с которой приходилось считаться князю. Мужи и бояре образовывали собственные дружины, с которыми несли службу князю; из числа их назначались высшие должностные лица (посадники, тысяцкие, воеводы), они же были главными советниками князя в его думе. Случалось, что князья должны были принимать мнение старшей дружины, отказываясь от своего, с которым она не соглашалась. Старшая дружина пользовалась некоторыми юридическими преимуществами, сообщавшими ей характер привилегированного сословия. Главное из них состояло в более заботливом ограждении личной безопасности законом: за убийство княжа мужа закон грозил вдвое более тяжкой вирой, чем за убийство младшего дружинника. Младшая дружина носила общее название гридей, гридьбы; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными; между отроками могли быть и люди несвободные, рабы. Высший разряд младшей дружины составляли детские, носившие исключительно военный характер; между ними упоминаются мечники, стоявшие ближе к князю. К к. XII в. термины “гридьба” и “детские” исчезают, около этого времени является новый термин — “дети боярские”, который, как полагают, стал употребляться в том же смысле, как и “детские”, т.е. для обозначения высшего разряда младших дружинников. Слово дружина являлось также синонимом общины, артели, ватаги.
Древнерусские дружинники: сколько их было и какие у них были обязанности?
Естественно, назвать точную численность дружинников нам затруднительно. По подсчётам археологов, раскапывавшим центр полян, город Гнезно, князья в этом регионе имели по меньшей мере 200 дружинников.
Интересное сообщение оставил арабский путешественник первой половины X в. Ибн-Фадлан:
Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причем находящиеся у него надежные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты за него.
Таким образом, если верить арабскому писателю, отряды князей могли насчитывать вплоть до 400 дружинников.
Карта путешествия Ибн Фадлана
Естественно, даже внутри дружины существовала особая дифференциация. Источники испещрены упоминаниями «лучшей дружины», «старшей дружины», «передней дружины». Внутри дружины имелась своя иерархия. Какая?
Верхушкой считалась «лучшая» или «старшая» дружина, состоявшая из бояр. Это мы можем сказать почти уверенно. Если мы обратимся к этимологии слова «боярин», то, обнаружим, что, вероятно, оно произошло от старославянского «болеринъ», то есть вельможа.
Кроме того, историки, анализируя сообщения в Повести временных лет, пришли к выводу, что бояре делились на непосредственно «бояр» и «старцев». Первые были членами княжеской дружины. Вторые, не уступая первым в знатности и богатстве, являлись так называемыми земскими боярами и были местной аристократией, не состоящей на службе у князя.
Ниже бояр в древнерусской иерархии стояла гридьба, которых также называли княжими мужьями. Историки полагают, что они занимались почти исключительно военной службой.
Наконец, была прислуга, самые младшие дружинники. Вероятно, их можно считать в некотором смысле аналогом европейских оруженосцев.
Княжеская дружина строилась по принципу личной верности. Большая часть дружинников росла и воспитывалась вместе с князем, была его лучшими друзьями. Можно сказать, что это была своеобразная военная община, находящаяся вне древнерусского общества. При этом сам князь в этой общине считался лишь первым среди равным. Лев Диакон, византийский писатель, лично видевший Святослава Игоревича в 971 г. писал, что его одежда отличалась от одежды его людей только тем, что она была чуть чище.
Костюмы Руси XII-XIII вв.
Во-вторых, конечно, дружина защищала и охраняла князя. Вместе с нею он ходил в походы, грабил города. Дружинники помогали князю присоединять новые территории, участвовали вместе с ним в усобицах.
В-третьих, дружина помогала князю в управлении государством. Часто им доверялось управление городом. Князь назначал своих приближённых на какую-либо должность при дворе. Дружинники сопровождали князя, когда тот шёл собирать дань или полюдье.
Эволюция конного воина Северо-Восточной Руси с XIII по XIV вв. (слева — направо) в графических реконструкциях Красникова А.
Дружина, таким образом, была личной гвардией князя, его лучшими воинами, единственными, кому он мог стопроцентно доверять. В XII в. из неё постепенно складывается боярское сословие, княжья администрация. Воинская элита оседает на земле.
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и подпишитесь на канал. Ваша поддержка очень поможет нам в его продвижении и развитии!
Новое в блогах
Княжеская,боярская дружина-что это
Что значит «дружина»? В основном в истории мы под этим понимаем Вооруженное объединение лиц, состоявших при князе и являвшихся ядром его войска. Они оказывали князю помощь в осуществлении властных функций. Существовали на Руси в IX-XIII веках.
Этимология
Чтобы лучше понять, что такое дружина, рассмотрим этимологию этого слова. В русский язык оно пришло из старославянского, где обозначало «общество, отряд». В этом же значении оно существует и в других славянских языках – болгарском, сербохорватском, словенском, чешском, польском. Произошла «дружина» от слова «друг».
Все знают, что друг – это близкий человек, с которым связывают хорошие отношения, взаимная симпатия, взаимопонимание. В славянских языках оно также употребляется в значении «товарищ, спутник». Однако, как это ни парадоксально, в них слово «друг» пришло из готского и немецкого, где в разных формах обозначает «воевать, отряд воинов, военачальник». То есть кому-то это товарищ, а кому-то и враг.
Далее рассмотрим, какой была дружина у русского князя.
Княжеское войско
Как уже указывалось выше, в IX-XIII веках на Руси дружина – княжеское войско. Она была столь же неотъемлемым элементом общественной жизни, как и сам князь. Князь испытывал нужду в воинской силе, чтобы обеспечивать порядок в своей вотчине, а также чтобы обороняться от внешних сил. Дружинники являлись реальным военным «орудием», которое всегда было наготове. А также они выступали в качестве княжеских советников.
Значение дружины для князя трудно переоценить. Эта военная сила помогала ему завоевать выгодный стол, то есть добиться княжения в выгодном месте. Она поднимала статус правителя в глазах простых людей. Ведь князь, сумевший сплотить вокруг себя большое количество смелых и искусных воинов, был самым надежным защитником своих владений.
А это в эпоху непрекращающейся тяжелой борьбы с другими племенами было одной из первостепенных задач. Поэтому князья очень высоко ценили своих дружинников. Они берегли их, дарили им щедрые подарки, платили высокое жалованье.
Дальше разговор пойдет о численности и составе дружины.
Численность
Количественный состав войска мог быть различным. Но историки предполагают, что он был не больше нескольких сотен человек. Один из очевидцев, живших в X веке, арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, в своих уникальных записках отмечал следующее. В замке князя он видел 400 мужчин, относившихся к богатырям и бывших его сподвижниками.
Советский и российский исследователь славянской истории и культуры, археолог Б.А. Рыбаков, так писал о княжеском замке, относившемся к XI-XII векам: «По приблизительным подсчетам, в общей сложности здесь могло проживать где-то 250-300 человек».
Воины могли свободно вступить в объединение, сплотившееся вокруг князя, и так же свободно выйти из него. Если князь чем-то не устраивал дружинника, тот в любое время мог покинуть его и уйти к другому.
Состав
Сначала дружина не была связана с землей, а лишь с самим князем. Ее национальный состав не был однородным. Так, в дружинах с IX по XII век в ней встречались представители русов, варягов, тюрков, поляков, венгров, финнов. Отношения между князем и дружинниками складывались на основе свободного договора.
Дружина была ядром войска и, скорее всего, являлась основной частью конницы. Однако, когда войско князя отправлялось в крупный поход, в разное время в качестве главной силы в нем участвовали разные группы. Ими были следующие.
Начиная с XI века, прослеживается разделение дружины на два уровня. Первый – это дружина старейшая, лучшая, которую называли «лепшая», «передняя». Второй – дружина молодая – «молодшая».
Старейшая дружина
Старейшая дружина состояла из княжих мужей и бояр – хорошо обученных и привилегированных воинов. Как правило, они находились на высших военных и гражданских должностях. Например, таких как посадник, тысяцкий, воевода. А также они состояли при князе в качестве советников и были наиболее влиятельной частью веча.
Молодая дружина
Молодая дружина, предположительно, состояла из нескольких разрядов, среди которых были:
Существует мнение, что отроки были самым низшим разрядом молодой дружины и выполняли ряд обязанностей при дворе князя. Среди них могли быть также и люди несвободные, холопы. Что качается детских, то они состояли только из свободных. В молодую дружину могли входить дети великого князя, младших князей, дружинников. Таким образом они получали особого рода образование, а также приобщались к властным функциям.
Сверх несения военной службы младшие дружинники исполняли разные поручения князя, они были его телохранителями или свиты. Хотя в государственных советах они участия не принимали, их допускали на военные совещания.
Обязанности дружинников
Какие функции дружины и дружинников предусматривались? Дружина являлась основой, на которой строился государственный аппарат и военная организация Древней Руси. Сначала дружинники жили на территории княжеского двора.
К их обязанностям относились следующие:
Таким образом, дружина – это самое близкое окружение князя и в то же время – государственный орган, являвшийся постоянно действующим. Она превратилась в охранителя общего экономического интереса, став влиятельной политической силой.
Некоторые сведения из жизни дружины
Сохранились летописные упоминания о том, какие события происходили в жизни дружины. Вот некоторые из них:
Старшая дружина
Княжеская дружина была иерархическим сообществом. Наряду с дружиной вообще, летописи знают старейшую и молодшую дружины. Хотя эти термины появляются в летописи только в записях, относящихся к концу XI в., возникли они у славян гораздо раньше (старшая и младшая дружины существовали, например, у великоморавских князей второй половины IX в.[440]) и с течением времени меняли свой социальный смысл.
В середине X в. к старейшей дружине на Руси относили огнищан, или гридей.
Огнищем в древности называлось всякое кострище, пашня на подсеке или изгари (то есть на месте сожженного леса), стоянка пастухов с костром и т. д.[441] В более тесном значении это было место в доме, где разводился и поддерживался огонь, — домашний очаг. Огнищанами, следовательно, первоначально были те, кто кормился и обогревался возле огнища, члены домашней общины, большой патриархальной семьи: сам домохозяин, его семья, родичи и рабская прислуга — челядь. Со временем под огнищем стали подразумевать вообще дом, двор. Слово «огнищане» в этом смысле соответствовало древнерусскому домочадцы, северогерманскому hirdmann и латинскому familiaris или domesticus[442].
С усложнением общественных отношений прежнее значение термина огнищане быстро ветшало. Однако его все еще охотно прилагали к разным категориям «домочадцев», даже если для обозначения последних уже существовали особые термины. Например, средневековый чешский памятник Mater verborum толкует слово огнищанин как libertus — «вольноотпущенный»[443] (вольноотпущенники обыкновенно оставались жить в доме бывшего хозяина). В древнерусском переводе «Слова Григория Богослова» греческое слово раб переведено словом огнище, хотя для раба в древнерусском языке имелся термин челядин. Договор князя Владимира Святославича с волжскими булгарами (1006 г.) знает огнищан («огневтину») как население княжеских сел; Даниил Заточник уточняет, что речь идет о людях князя, сельской княжеской администрации, тиунах и рядовичах: «. не держи села близ княжа села: тивун бо его аки огнь. и рядовичи [слуги] его аки искры». Тиун огнищный из Русской Правды — то же, что и более поздний дворецкий: управляющий княжеским двором. Стало быть, в этом случае под огнищем понимается не только двор как хозяйственная единица, но и те, кто к этому двору принадлежит — огнищане (точно так же впоследствии понятие княжеского или боярского двора необходимо включало в себя дворян — дворовых людей, военных слуг). Княжьими огнищанами были старейшие дружинники, «домочадцы» княжеского огнища-очага-дома-двора[444], с которыми князь делил кров и стол.
Вещи из «княжеских» и дружинных курганов
Старейшие дружинники назывались еще гридями, гриднями, гридью, гридьбой. «Гридь» — общеславянский термин: например, у хорутан грида значит «громада, сборище, толпа», то есть та же «дружина»[445].
Гриди были воинами и княжескими телохранителями, которые обыкновенно несли службу в особом помещении перед княжескими покоями — гриднице (она же была местом, где проходили приемы и пиры). Их набирали из храбрейших воинов, удальцов, избравших войну своим ремеслом. Как уверяет сага об Олаве Трюггвасоне, князь и княгиня всеми средствами стремились заполучить таких «отличных людей» себе на службу и даже соперничали в этом между собой. Древнерусские былины, в свою очередь, дают немало примеров того, с каким почетом принимали в княжьем тереме заезжих витязей, желавших послужить князю «верой-правдою».
Вступая в княжескую дружину, ратник попадал в категорию зависимых людей, холопов. Понятие холопства в IX—X вв. не совпадало с тем, которое мы знаем по памятникам более позднего времени. В дохристианской Руси холоп не был представителем особого класса или сословия. Холопство было не общественным положением, а служебным отношением, «тот, кто решился служить другому, — холоп, таково основное значение слова на Руси»[446]. Так, в Повести временных лет Иеровоам, иудейский аристократ, поступивший на службу к царю Соломону, назван «холопом Соломоновым» (статья под 986 г.). В X в. холопа сближали с рабом, но опять же не в том значении, какое это слово приобрело позднее. Рабами были все те, кто работал, то есть служил (работа в смысле физического труда выражалась термином страда: трудиться — страдать)[447]. В договоре Олега с греками есть статья «О работающих в Грецех Руси у христьяньского царя», подразумевающая русов-наемников, служивших в византийском войске; договор Игоря называет их «Русь работающе у Грек».
Конечно, гриди не были рабами в собственном смысле слова, живой собственностью князя. Личная зависимость от князя не исключала их из категории мужей, ибо они служили ему своим мечом, а не находились в услужении, в черной работе. Своеобразие древнерусского «рабства»-холопства заключалось в теснейшей личной связи между господином и его слугой, вплоть до полного «поглощения» личностью господина личности «раба» — зависимого, служилого человека, благодаря чему, однако, последний мог обрести даже более высокий, по сравнению с неслужилыми, и в этом смысле «свободными», людьми социальный статус. Поэтому положение княжьего гридня было двойственным и противоречивым. Он стоял выше свободных людей на социальной лестнице, так как представлял для князя большую ценность, нежели любой другой «муж», и в то же время его личная свобода была скована такими обязанностями и ограничениями, каких никогда не знал рядовой обыватель Русской земли. Причем это касалось не только воинской обязанности проливать кровь в походах и сражениях. Умирая, князь забирал своих гридей с собой в числе прочих вещей, сопровождавших его в мир иной. Ибн Фадлан записал со слов купцов-русов, что «наиболее надежные» дружинники русского князя «умирают при его смерти и бывают убиты за него».
В документах первой половины X в. (договорах 911 и 944 гг. с греками) встречается термин боляре, бояре. Происхождение его остается загадкою. Сторонники славянской этимологии думали, что в образовании двух форм термина «болярин/боярин» участвовали два славянских корня: бой-/вой- и боль- (краткая форма от болий, больший). Болярин/боярин с этой точки зрения — доблестный воин из среды славянской знати. Убедительность этого объяснения несколько подрывается тем, что у термина «боляре/бояре» имелась еще и третья форма — были. Например, в древнерусском переводе хроники Иоанна Малалы читаем, что Юлий Цезарь «бысть убиен» своими «былями», то есть римскими сенаторами.
Впрочем, далеко не безупречно и мнение о заимствовании славянами этого термина, так как его с одинаковым успехом выводили из самых разных наречий. Одни ученые ссылались на сарматское слово поярик/боярик, означавшее умного человека. Другие указывали на скандинавское baearmenn/baejarmenn («баармен», «байярмен») — «муж града» и одновременно «служащий при дворе». По разумению третьих — это тюркизм (в булгарской орде знатные люди, приближенные хана, именовались бойлами). Составители этимологических словарей, как правило, отдают предпочтение либо славянской, либо тюркской версии.
Как бы ни обстояло дело с происхождением слова «боярин», нам важно прежде всего то, каково было его социальное значение на русской почве. Принято считать, что боярство издревле составляло дружинную верхушку. Но содержание этого термина для первой половины X в. представляется не совсем ясным. Заглянем в договор 944 г. Игоря с греками. Как уже говорилось, бояре здесь — это Игорева родня, те, кто вместе с Игорем снаряжает русское посольство и торговые караваны: «И великий князь Игорь, и его боляре. послаша к Роману, и Костянтину и Стефану, к великым князем греческим»; «и великий князь Русский и боляре его до посылают во Греки к великым царем Греческим послы и с гостьми. » Этим значением слова «боляре» документ и ограничивается.
Бояре из договора Святослава с греками («кляхся аз царям греческим и со мною бояре и русь») совершенно безлики. К ним, по-видимому, не относится даже упомянутый рядом со Святославом Свенгельд, так как ни летописец, ни вставленное в летопись дружинное предание об Ольгиной мести ни разу не называют его боярином.
В самом тексте Повести временных лет, применительно к событиям IX—X вв., «боляре» появляются в позднейших летописных списках, со значениями слова, принятыми в XII—XV вв. Так, в статье под 944 г. бояре оказываются равнозначны русским послам, доверенным лицам самого Игоря, его жены, сына и других членов княжеского рода: «Игорь же посла боляре свои к Роману. И приидоша [в Царьград] Русскиа послы. » Там, где Лаврентьевская летопись, следуя древнейшему тексту, говорит, что Олег, взяв Смоленск, посадил в нем «муж свой», Троицкий список XV в. дает чтение: «посади боярина своего». Воскресенская летопись заменяет «болярами» всю дружину первых князей: Игорь, «дошед Дуная», созывает на совет «боляре своя» (вместо «созва дружину», как значится в старейших списках Повести); в аналогичном эпизоде доростольского совещания Святослава с дружиной («и поча думати с дружиною своею») стоит: «поча думати с боляры своими», хотя далее говорится, что речь князя «люба бысть. воем», то есть всем дружинникам.
Весьма вероятно, что в X в. связь между терминами «бояре» и «дружина» была не столь тесной, как в последующее время. В своем первоначальном значении на Руси термин «боярин», скорее всего, подразумевал членов великокняжеского рода, а затем и всю русскую родовую знать.
Постепенно круг лиц, на которых распространялось это значение термина «болярин» («благородный, знатный человек»), расширялся, но не столько за счет дружинников-гридей, сколько благодаря отождествлению с «болярами» представителей местной славянской аристократии — «князей» и прочих родовых старейшин.
Конечно, часть гридей стояла теснее и ближе к князю — например, те же послы. Однако вряд ли все они назывались боярами, поскольку многие из них не принадлежали к знати. В сочинении Льва Диакона о русско-византийской войне 968—971 гг. фигурирует Икмор, «храбрый муж гигантского роста, первый после Святослава предводитель войска»; позднейшие византийские писатели Скилица, Кедрин и Зонара уточняют, что своим высоким положением среди русов Икмор был обязан исключительно своей личной доблести, а не знатности рода.
Высшим дружинным званием в X в. был чин воеводы, а не боярина. Воевода являлся ближайшим помощником князя, военным и административным распорядителем. По словам Ибн Фадлана, у «царя русов» есть «заместитель, который командует войсками, нападает на врагов и замещает его у его подданных». Возможно, звание воеводы распространялось и на посадников, сидевших в городах и крепостях. Как показывает пример Икмора, знатное происхождение не всегда отличало воеводу, однако это не мешало ему иметь собственную дружину («отроки» Свенгельда).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 2. Эпоха Старшая (Западная) Хань
Вопрос 2. Эпоха Старшая (Западная) Хань Разгромившие империю Цинь силы, руководимые ваном Чу и ваном Хань, вскоре вступили в противоборство между собой.На первых порах Сян Юй располагал большими возможностями, чем его основной соперник. Однако затем Лю Бан, стремясь
Дружина
Дружина Теперь бросим взгляд на состав русского общества, которым правил великий князь киевский. Высшим классом этого общества, с которым князь делил труды управления и защиты земли, была княжеская дружина. Она делилась на высшую и низшую: первая состояла из княжих мужей,
Юлия Старшая
Юлия Старшая Светоний («Август», 64) так говорит о ее юности: «Дочь и внучек он [Август] воспитывал так, что они умели даже прясть шерсть; он запрещал им все, чего нельзя было сказать или сделать открыто, записав в домашний дневник; и он так оберегал их от встреч с
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ СТАРШАЯ ГОСПОЖА И МЛАДШАЯ
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ СТАРШАЯ ГОСПОЖА И МЛАДШАЯ Самарканд строился по вкусу Тимура. В отличие от других завоевателей его расы, персидского искусства он слепо не копировал. Эмир разглядывал персидские здания, увозил с юга мастеров, но памятники Самарканда были
Фаустина старшая (100–141 годы)
Фаустина старшая (100–141 годы) Аннии Галерии Фаустине очень повезло с мужем. Антонин Пий (88 — 161 годы; с середины 138 года — император) был замечательнейшим человеком и, что совсем редкость, образцовым и прекраснейшим императором. (Антонин был усыновлен Адрианом в качестве
Дружина
Дружина Княжеская власть была представлена не одной только личностью князя, но и его ближайшим окружением. Княжьи служилые люди составляли замкнутое военизированное общество, делившееся на собственно военный класс — дружину и хозяйственную прислугу.Лучшей, самой
ДРУЖИНА
ДРУЖИНА Дружина, в продолжение норманнского периода, пополнялась преимущественно выходцами с дальнего севера, приходившими в Гольмгард по зову князей, участвовать в их удалых походах на берега Черного и Каспийского морей, в Европе и Азии, на Константинополь, в Дунайские
Юлия Старшая
Юлия Старшая Юлия Старшая родилась в 39 г. до н. э. и была единственной дочерью Октавиана Августа от его второй жены Скрибонии. В день рождения дочери Октавиан развелся со Скрибонией и в январе 38 г. до н. э. женился на Ливии.Юлия жила в семье Октавиана и Ливии.Октавиан,
Агриппина Старшая
Агриппина Старшая Агриппина Старшая, дочь Агриппы и Юлии Старшей, была единственной женой Германика.Она славилась целомудрием, и простые люди называли ее украшением родины, непревзойденным образцом древней нравственности (см. Тац. Анн. III, 4).У Германика и Агриппины
Матидия Старшая
Матидия Старшая Матидия Старшая была дочерью Марцианы и племянницей Траяна. У нее была дочь Сабина, которая стала женой Адриана, наследника Траяна. Адриан с большим уважением относился к своей теще. Матидия Старшая. Мрамор. Неаполь. Национальный
Фаустина Старшая
Фаустина Старшая Фаустина Старшая около трех лет была женой Антонина Пия. Это была статная молодая женщина. Биограф Антонина Пия пишет:«О его жене было много разговоров из-за ее слишком свободного и легкомысленного образа жизни, но он положил им конец, хотя и страдал в
7.2. КИТАЙ ПРИ ДИНАСТИИ СТАРШАЯ ХАНЬ
7.2. КИТАЙ ПРИ ДИНАСТИИ СТАРШАЯ ХАНЬ Хунну начали наступление на Китай в тяжелый момент его истории. Катастрофа, произошедшая в конце II в. до н. э., погубила около половины населения страны. Империя Цинь погибла; сменившая ее империя Хань была слабым децентрализованным
Дружина
Дружина Варяжські князі прийшли до нас не самі, а з військовими відділами, з яких потворилися їх прибічні дружини. Молодші дружинники були войовниками, старші бували княжими дорадниками й урядовцями. Це пізніші бояри. З часом національний склад княжих дружин ставав
Средняя и старшая школа
Средняя и старшая школа Задание: Опиши свой опыт обучения в средней и старшей школе, и как это повлияло на твою способность жить осмысленной и созидательной жизнью, когда ты стал взрослым? Обязательно опиши своих лучших друзей и то, чему ты научился у
Старшая Эдда. Гренландская песнь об Атли
Старшая Эдда. Гренландская песнь об Атли Предыстория сюжета, в записи XIII века Перевод А.Корсуна, отрывок, строфы 20-27 20 Спросили, не хочет ли готов властитель золото дать, откупиться от смерти. 21 Гуннар сказал: «Пусть сердце Хёгни в руке моей будет, сердце кровавое сына