Что такое стартап простыми словами в образовании

Education Technology: 20 востребованных образовательных стартапов

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

«Ученье – свет, а не ученье – тьма» – так гласит народная мудрость. В век высоких технологий эта мысль особенно актуальна. Сегодня образование можно получать, не выходя из дома. Любые знания доступны: начиная от изучения криптовалют и заканчивая курсами дизайна. Неважно, сколько Вам лет, какого Вы пола и кем работаете – сегодняшние технологии дают возможность обучаться каждому человеку. Основное место среди этих технологий занимают образовательные стартапы. Основная миссия этого бизнеса – дать людям возможность учиться.

По сути, образовательный стартап – это проект, разработанный учителями, любящими своё дело, вместе с высококлассными программистами. Это продукты, позволяющие детям и взрослым учиться с помощью современных технологий. Если речь о крупных образовательных стартапах, то это всегда коммерческие проекты, нацеленные на получение прибыли.

Сфера Education Technology (EdTech) – одна из самых быстроразвивающихся сфер. Мировые инвестиции, направленные в эту область, составляют порядка 1 млрд долларов. Этот рынок ещё не до конца освоен. Если для изучения английского языка созданы сотни платформ и приложений, то есть и свободные ниши, которые ждут молодых изобретателей.

Особенности образовательных стартапов

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Существуют факторы, которые дают сфере EdTech преимущества перед традиционными системами образования.

Новый подход

Сегодня никого не интересуют скучные многочасовые лекции и долгие сроки обучения. Новизна – главное преимущество образовательных стартапов. Они предлагают приобретать знания легко. Они построены так, чтобы процесс образования был максимально интересен. Это позволяет удержать внимание пресыщенной аудитории. Многие программы подбирают задания индивидуально под клиента на основании его предпочтений.

Решение проблемы

Невозможно создать стартап только на желании заработать. Стартап – это ответ возникшей в обществе проблеме. Обычно это связано с:

Упор на технологии

Образовательный стартап объединяет современные технологии и традиционное обучение. Он избавляет людей от необходимости искать учебники с нужным материалом, посещать платные курсы и тратить время на то, чтобы до них добраться.

Скорость

При современном ритме жизни главная проблема – нехватка времени. Люди не готовы ездить на курсы после работы или тратить несколько лет для получения дополнительного образования. Возможность учиться дома через Интернет – решение, которое экономит время тех, кто постоянно занят, но нуждается в знаниях.

Доступность

Обычно стартап обходится либо значительно дешевле традиционного образования, либо бесплатно.

20 стартапов в образовании в 2018 году

80% мировых инвестиций, направляемых в сферу EduTech, приходятся на долю США. Неудивительно, что наибольшее количество образовательных стартапов создаётся в этой стране.

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

На втором месте находится Китай. В России образовательные технологии не столь внедрены в повседневную жизнь, однако уже сейчас есть проекты, которые известны во всём мире.

Самые востребованные направления, где создаются образовательные стартапы — это обучение программированию и использованию IT-технологий, изучение английского языка, а также подготовка к экзаменам. Это подтверждает приведенный ниже список самых востребованных стартапов на сегодняшний день.

Coursera

Этот проект – один из ветеранов онлайн-образования. Создан в далёком 2012 году, но до сих пор остаётся уверенным участников рынка образовательных технологий.

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Учреждён он был профессорами информатики из Стэндфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер. Ресурс является типичным представителем сферы МООК – массовых открытых онлайн-курсов на самые разные тематики. Сервис сотрудничает с университетами, занимается публикацией образовательных материалов и предлагает пользователям сдать тесты и экзамены непосредственно на сайте Coursera.

Hujiang

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Одна из крупнейших компаний на рынке Китая, предлагающих онлайн-изучение английского языка. Среди партнёров проекта – компания LeEco, одна из крупнейших онлайн-видео компаний на рынке Китая.

«Открытое образование»

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Платформа, предлагающая бесплатные онлайн-курсы по базовым дисциплинам, преподаваемым в университетах России. Учредители платформы – ведущие университеты страны, среди которых МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО. По этой причине все курсы разработаны так, чтобы соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов. После прохождения курсов пользователь получает сертификат, подтверждающий это.

Khan Academy

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Образовательный некоммерческий портал, начавшийся с желания Гарварда Салмон Хана помочь младшей сестре, когда та выполняла домашнее задание по математике. Так родилась блестящая идея, которая на сегодняшний день представляет коллекцию из более чем 4200 бесплатных лекций на любую тематику. Цель проекта – дать возможность получать образование каждому и из любой точки мира. О проекте замолвил словечко сам Билл Гейтс – одно это стоит многого.

Codecademy

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Онлайн-платформа для изучения языков программирования Python, PHP, JavaScript, Ruby, Java, HTML и CSS. Всего на сервисе доступно 12 языков. Каждый пользователь имеет собственный профиль и за правильное выполнение заданий получает поощрительные баллы.

Lumosity

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Lumosity – это тренер умственных способностей, позволяющий развивать внимание, память, скорость и гибкость мышления. Приложение поддерживается только на IOS, однако существуют менее известные аналоги на Android. Упражнения представлены в игровой форме, а программа индивидуально подбирает задания под каждого пользователя.

Yuanfudao

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Образовательный стартап, ранее известный, как Yuantiku. Представляет собой помощь студентам по сдаче экзаменов и прохождению тестов.

Sharkpark

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Сайт, ориентированный на аудиторию младшего возраста. Основная цель – через короткие видеоролики объяснить детям, как устроен окружающий мир.

BetterLesson

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Бесплатный портал, на котором размещены уроки на самые разные тематики. Всё оформлено с помощью презентаций, таблиц, схем и картинок. Наполняют контент по большей части учителя и родители, получившие возможность делиться с детьми своими знаниями.

Piazza

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Приложение для IOS и Android, позволяющее студентам обмениваться знаниями, подписываться на курсы, анонимно задавать вопросы, а также давать на них ответы, получая за это баллы. Проект создан для того, чтобы помочь людям общаться.

«Лекториум»

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Просветительский проект с онлайн-курсами, бесплатными лекциями, конференциями. Основная миссия стартапа – профориентация школьников. Ребёнок любого возраста может понять лекцию и определиться, что ему интересно, так как сложный материал преподнесён простыми словами.

Technology Will Save Us

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Проект, призванный развивать в детях творческое мышление. На нём разрабатываются игрушки, начиная от конструкторов, заканчивая электропроводящим пластилином. Это позволяет маленьким детям познавать окружающий мир через современные технологии.

Mehackit

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Разработанный в Финляндии проект призван помочь начинающим программистам, а также тем, кто просто пытается понять, как работают технологии в окружающем мире. Здесь стоит вспомнить, что финская система образования заслуженно считается одной из лучших в мире.

«Нетология»

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Российский проект, где пользователи получают возможность обучиться интернет-маркетингу, бизнес-управлению, дизайну, программированию. На нём преподают эксперты компаний Google, mail.ru и Альфа-банка, а все полученные знания применяются на практике.

«Фоксфорд»

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Портал представляет собой онлайн-школу, где школьников подготавливают к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам. Сервис предлагает репетиторство школьников с 3 по 11 класс. Есть возможность получить первое занятие бесплатно, все, что нужно для этого — заполнить на сайте анкету.

Skyeng

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Платформа для изучения английского языка, также предлагающая первый урок бесплатно. Российская компания разработала собственное приложение Skyeng Words для заучивания иностранных слов. Сервис предлагает тренироваться самостоятельно или подобрать преподавателя.

LinguaLeo

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Интернет-сервис для изучения английского языка, который всем знаком в лице львёнка Лео. Обучение проходит в игровой форме, чем наиболее знаменита эта платформа. Идеальный вариант для детей.

GeekBrains

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Онлайн-университет для изучения программирования с ведущими IT-специалистами. Приятный бонус — большое количество бесплатных материалов.

HTML Academy

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Сайт, предлагающий интерактивные онлайн-курсы по HTML, CSS и JavaScript.

Stepik

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Платформа бесплатных онлайн-курсов, а также уроков на самую разную тематику, подготовленных ведущими вузами России.

Hiclark

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Сайт, помогающим учителям планировать занятия и делиться своими результатами с учениками и другими педагогами.

Сферы, в которых создаются образовательные стартапы, самые разные. Сегодня EduTech позволяет стать специалистом в любой области, будь то программирование на языке JavaScript или интернет-маркетинг. Основное преимущество таких онлайн-курсов: удобство, доступность каждому, а также скорость обучения.

Источник

Стартапы как новый школьный предмет

Как научить подрастающее поколение трудиться, принимать решения, брать на себя ответственность? Возможно, проверка стартапом сработает.

Идея создания нового школьного предмета пришла ко мне после того, как я познакомился с курсом «Интернет-предпринимательство», разработанным ФРИИ, на котором студентов фактически обучают тому, как сделать свой стартап.

Проводить такие занятия со студентами весьма логично — ведь именно в студенческой среде в своё время родилось большое количество успешных проектов. Самый очевидный пример — Facebook.

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

В последнее время стартапы становятся своего рода профессией. Конечно, это не предпринимательство в чистом виде, ведь предпринимательство подразумевает наличие какой-то законченной бизнес-модели: нужно иметь чёткий финансовый план, который позволяет понять, окупятся ли наши идеи; понимать, когда и какие ресурсы нужны для их воплощения и так далее. Создавая бизнес, мы достаточно чётко планируем его будущее. Стартап же — это венчурная история: задача состоит не столько в построении прибыльного бизнеса, сколько в демонстрации экспоненциального роста определённого набора метрик. Если при этом стартап начинает себя окупать — замечательно, если нет — не страшно.

В чём основная идея стартапа? Если мы делаем некий бизнес, а все заработанные деньги тратим на его расширение, то такой бизнес растёт аналогично стартапу. Если в определённый момент в этот бизнес «влить» ещё больше финансовых средств и дать ему новые возможности для роста, то расти он сможет существенно быстрее. По похожей модели развивалась в свое время «Евросеть».

Расширяемость и взрывной рост характерны для стартапа. Другими словами, стартап — это тоже бизнес, обладающий рядом особенностей.

Так почему же надо изучать стартапы в школе?

Чем раньше молодой человек поймёт, что у него есть возможность создать и запустить свой проект, тем больше вероятность, что он сможет успешно развиваться в этой области. Одно дело, когда о существовании стартапов узнаёт 25-летный выпускник вуза, а другое — если то же самое происходит со школьником 14-16 лет. Для такого молодого человека знание трудностей этого пути, когда многим надо рисковать, тратить на развитие проекта своё время, не спать ночами, и различных историй успеха (Цукерберга, Дурова и многих других), может стать тем необходимым элементом, благодаря которому он определится со своим будущим.

Более того, очень многие вещи, о которых обязательно нужно рассказать в рамках курса по стартапам, будут актуальны для любого бизнеса. Если посмотреть на опыт Generation S, одного из наиболее массовых онлайн/офлайн акселераторов, там в процессе обучения эксперты рассказывают в том числе и про рынок и его характеристики: как определить объём рынка, что такое бизнес-модель, какие существуют типовые бизнес-модели, как и когда их можно применять, как найти свою целевую аудиторию, разработать MVP, как определиться с партнёрами и ресурсами и многое другое.

Всё это важно для любого бизнеса, а не только для стартапов. Например, умение сделать финансовый анализ проекта дорогого стоит. Поэтому, когда мы говорим о введении такого предмета в школе (хотя бы на факультативной основе), мы прежде всего говорим об умении анализировать и проектировать различные процессы.

Эксперимент на живых школьниках

В качестве эксперимента мы в прошлом году попробовали на базе обычной средней школы №184 в Санкт-Петербурге сделать свой стартап с учениками 10 и 11 классов, то есть пройти путь от полной неосведомлённости до создания простейшего лэндинга с описанием концепции придуманного стартапа.

Курс строился по очень простому принципу: сначала теоретическая, а потом уже практическая часть. Теория включала в себя 4 лекции, посвящённые основным понятиям — бизнес-модель, анализ рынка, ключевые роли в проекте… А вот уже в качестве практики ученикам предстояло разбиться на команды, занимающиеся разработкой своей собственной идеи.

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Идеи стартапов были очень разные и, надо сказать, часто весьма актуальные (мы даже встречали потом некоторые из этих идей реализованными во вполне себе «взрослых» стартапах). Например, ребята озвучили свою собственную проблему, связанную с профориентацией: до сих пор в России, к сожалению, нет централизованного ресурса, который позволял бы подростку или его родителям получить ответы на вопросы, связанные с выбором профессии и вуза. Вот они и предложили создать такую платформу, которая в итоге решила бы насущные проблемы профориентации для школьников.

Ещё одна возникшая у учеников идея была связана с краудфандингом (по аналогии с известными и активно действующими площадками вроде Boomstarter или Planeta.ru или зарубежным Kickstarter), ориентированным исключительно на сбор средств для выступления музыкантов. Существуют «нишевые» группы, которые не выступают на крупных площадках или дают концерты только в столице. Однако даже в небольших городах есть сотни людей, которые бы с удовольствием пришли на концерт любимой группы, заплатив за это разумную сумму. Идея проекта заключалась в создании специального ресурса, на котором можно было бы скидываться на приезд какой-либо группы в твой город, в то время как все организаторские заботы взял бы на себя сам этот ресурс. Если собранных денег достаточно, вложившиеся люди автоматически получают билеты на концерт. Если нет — деньги возвращаются отправителям.

Приведём несколько других интересных примеров. Одна команда юных стартаперов предложила создать приложение с дополненной реальностью для экскурсий по городу: с его помощью можно было бы давать сведения о различных достопримечательностях. Другая выдвинула идею о гостинице для домашних питомцев: человек, которому на время нужно пристроить, например, своего кота, мог бы разместить соответствующее объявление, а потом выбрать кого-то из откликнувшихся, опираясь на предложенную цену или отзывы других людей. Такой проект был бы особенно актуален для западного рынка.

Очень интересным нам показался и проект анонимной психологической помощи для подростков и взрослых — аналог телефона доверия. Работать в таком проекте могли бы студенты медицинских вузов, изучающие психологию. Здесь есть обоюдная польза: одни получают хорошую практику, другие — качественную помощь.

Безусловно у всех этих идей есть свои недостатки и множество непонятных моментов. Скорее всего, если их реализовать, то далеко не все из них «выстрелят», что, впрочем, характерно и для более зрелых команд. Однако мы не остановились только на идеях.

В рамках нашего курса все «стартаперы» провели опросы и собрали мнения о том, насколько интересна окружающим их идея. Каждая команда опросила от 50 до 200 человек, и в среднем более 50% оценивали предложенные идеи положительно. В некоторых случаях люди даже были готовы платить за предлагаемый продукт. Очень много времени было уделено и публичным выступлениям (например, в формате «круглых столов» с целью защитить свой проект перед другими учениками и улучшить его на основе полученной обратной связи). Здесь важно отметить, что публичные выступления — одно из самых слабых мест у современных школьников, они очень тяжело даются детям, которые, тем не менее, прекрасно общаются в Сети и между собой. С некоторыми учениками мы тренировали их трёхминутное выступление по 30-40 минут. Однако одним из позитивных результатов курса можно считать то, что ребята научились выступать хотя бы перед знакомой аудиторией. Это тоже прекрасный сопутствующий эффект.

Полностью реализовывать ученические стартапы мы не стали, так как это очень трудоёмкая задача. Дети просто не готовы вместо сна и развлечений заниматься развитием проекта. Поэтому в качестве финальной части своей работы они подготовили лэндинги, на которых красочно объясняли суть своей идеи, её актуальность, способы монетизации и особенности реализации. Вот, например, результат работы команды, которая предложила свою реализацию идеи вдохновляющего будильника. Все остальные лэндинги также делались при помощи сервиса Tilda.

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

После создания страницы школьники защищали свой проект, рассказывая о своей идее, основном потребителе, предполагаемых способах заработка и необходимых ресурсах.

Что получилось и что не получилось

Позитивный опыт заключается в том, что учениками приобретается много полезных навыков, включая навык публичных выступлений, умение работать с информацией и визуализировать её, проведение опросов, умение отталкиваться от мнения потребителей. Дети учатся культуре дискуссии, умению объективно оценивать свои идеи, критическому мышлению. Более того, работать над стартапами школьникам действительно интересно из-за отсутствия рутины и возможности проявить творческие способности.

Однако и негативных аспектов тоже достаточно.

Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть фото Что такое стартап простыми словами в образовании. Смотреть картинку Что такое стартап простыми словами в образовании. Картинка про Что такое стартап простыми словами в образовании. Фото Что такое стартап простыми словами в образовании

Надо сказать, что это беда не только российских школьников. Их зарубежные ровесники в массе своей также не склонны проявлять инициативу при обучении. Фредерик Ору, основатель французского стартап-акселератора NUMA, отмечает, что нужно учить наших детей тому, что даже если они и не создадут свою компанию (в конце концов, не все рождены предпринимателями), им нужны творческие навыки, им нужны междисциплинарные связи, им нужно умение применить свои знания в жизни. В обучении предпринимательству есть действительно большой педагогический потенциал.

У нас существует гигантский разрыв между образованием и профессией; это проблема типична для сегодняшнего мира — как говорится в одном известном высказывании, образование готовит людей для будущего, о котором нам ничего не известно. Поэтому молодёжь необходимо как можно раньше включать в профессиональную систему, в карьеру.

Я бы предложил всем в рамках школьной программы изучать дизайн-мышление. Это прекрасный способ понять одну простую вещь: что бы ты ни делал, чему бы ни учился, ты это делаешь не только для себя, но и для других, для кого-то по ту сторону стола, экрана или границы. Понимание того, что ты работаешь для кого-то, ведёт тебя к необходимости разобраться, что нужно этому «кому-то», будет ли твоя работа полезна этому «кому-то». Дизайн-мышление поможет и учителям поднять мотивацию своих учеников, очень многие из которых не очень понимают смысл учёбы.

Продолжая мысль французского предпринимателя, можно сказать, что стартапы — это хороший эксперимент, который нужно ставить сегодня в школах, чтобы показать, как знания из совершенно разных дисциплин (математики, физики, психологиии…) собираются в одной точке для создания единого продукта.

Мы спросили ведущих экспертов в области стартап-образования, нужно ли сегодня вводить в школьное обучение предпринимательские курсы.

Нужен ли школе факультативный курс по созданию собственного стартапа?

Как показывает опыт лицея ВШЭ, школьники вполне способны придумывать стартапы и прорабатывать бизнес-модели. Чем раньше привить навыки предпринимательства, тем раньше школьник сможет увидеть различные варианты его дальнейшей карьеры и, соответственно, сможет лучше определиться с выбором вуза, факультета.

Курс по созданию стартапа, при условии его серьёзной и качественной проработки, мог бы привить такие нужные во взрослой жизни качества и навыки, как ответственность, умение работать в команде, управление проектом, планирование, представление результатов своей работы. Это пригодится в любой отрасли, куда бы они потом ни пошли.

Предпринимательству необходимо начинать учить со школьной скамьи — это моё твёрдое убеждение. Необходимые навыки возможно идентифицировать в достаточно раннем возрасте. Сейчас молодые ребята в возрасте 15-16 лет начинают создавать свои проекты и даже зарабатывать на них деньги. Это сплошь и рядом видно на различных конференциях, которые проходят за рубежом: в Европе, США, Азии.

Я считаю, что талантливым ребятам нужно дать возможность выбрать специализацию предпринимательства раньше, как они выбирают техническое или гуманитарное направление в 9-10 классе, и начать получать навыки в возрасте, когда их мозг наиболее восприимчив к этой информации. Обучаться по данному курсу могли бы те, кто в будущем видят себя создателями собственного бизнеса.

Какие знания, навыки и умения необходимо «прививать» в школе, чтобы поднять российские стартапы на качественно иной уровень?

Для качественных стартапов в будущем, как и для жизни в целом, школьников надо учить критическому мышлению, логике, умению работать с информацией, причём не только искать, но и отсеивать, анализировать, осмыслять её, навыкам коммуникаций и представления своих идей, управлению проектами. Важно прививать позитивное мышление: видеть во всём возможности, рассматривать трудности, как вызов, делать выводы из ошибок и не бояться их совершать. И, наконец, самое главное, чего не хватает большинству взрослых: желания сделать мир лучше, строить большие корабли, брать на себя ответственность за себя и хотя бы часть мира вокруг себя.

Конечно, необходимы базовые знания о том, как функционирует экономика: человек, который хочет управлять собственным бизнесом, должен уметь в первую очередь считать цифры. Для успешного управления людьми нужно понимание особенностей коммуникации, постановки задач, управления собственным временем. Все эти навыки, конечно, развиваются лучше на практике, но успешность молодых предпринимателей будет гораздо выше, если в теории давать базис в старших классах.

Сейчас мы наблюдаем, что, выходя даже из вуза, выпускники не имеют навыков управления собственным бизнесом: у них хорошая креативная база, многие владеют навыками программирования, научными знаниями, но не имеют навыков управления людьми, умением их мотивировать, объединять вокруг идеи. Этому может способствовать преподавание так называемых soft skills: ораторского мастерства, умения вести переговоры, развития навыков лидерства и управления командой. К примеру, можно создавать ещё в школе проектные группы, работающие командой над общими заданиями или реализующие несложные проекты школьного, муниципального масштаба.

Обучаться созданию стартапа должны те, кто нацелен стать предпринимателями и имеют задатки предприимчивости. Важно сначала объяснить перспективы предпринимательства – это тяжёлый труд, бессонные ночи, потраченные 5-7 лет на старт новой компании до того, как она станет успешной, нестабильность и некий риск. После того, как у учеников есть понимание и возможность взвесить «за» и «против», они должны сами выбрать, пойти ли им по пути начинающего стартапера.

Учить нужно тех, кто хочет этому учиться – это добровольное направление.

10 февраля 2016, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *