Что такое стартовая работа
Шпаклевка стен: для чего нужна, как выбрать и пользоваться
Шпаклевка — основа качественной отделки. В готовом к использованию виде это пастообразный, эластичный материал, которым выравнивают стены перед финальным покрытием. Вместе с экспертом выяснили, какие виды шпаклевки существуют, как выбрать нужный в зависимости от целей ремонта, и насколько сложно смешивать и наносить растворы самостоятельно.
Эксперт в этой статье:
Максим Кривцов, мастер по комплексному ремонту сервиса «Профи»
Что такое шпаклевка стен
Шпаклевка — это мелкий порошок, который смешивают с водой и другими добавками для создания рабочего раствора. Если нанести его правильно, он заполнит трещины, дефекты и щели в стене и создаст ровную основу. Гладкая смесь шпаклевки и воды идеально подходит для любого типа поверхности.
Как правило, профессиональные маляры наносят два слоя шпаклевки перед тем, как красить стены. Первый слой заполняет дефекты, второй выравнивает поверхность. Можно наносить шпаклевку как на оштукатуренные, так и на бетонные стены.
Раствор часто путают со штукатуркой, но между ними есть существенные различия:
Шпаклевка или шпатлевка?
Термин пришел в русский язык из немецкого, от Spatel — инструмента для нанесения раствора. Он, в свою очередь, получил название от глагола spachteln — «заполнять». В словаре Даля упоминаются сразу три равнозначных варианта в русскоязычной речи: шпатлевать, шпаклевать и шпадлевать. В 1847 году в академическом словаре было закреплено одно слово — шпаклевать, оно и стало литературной нормой. При этом «шпатлевать» остается приемлемым вариантом, но в качестве профессионального термина, а «шпаклевать» — общеупотребительное слово.
Для чего нужна шпаклевка стен
Шпаклевка делает стены гладкими, что важно как с эстетической, так и с практической точки зрения. Многие отделочные материалы, такие как тонкие обои и краски, прослужат дольше, если под ними идеально ровные стены без песчинок и углублений. Универсальное правило — чем тоньше финишный слой, тем более гладким должно быть основание. Если обои из толстого винила, можно обойтись одним слоем шпаклевки, перед флизелиновыми нужно прошпаклевать поверхность несколько раз, а затем обработать ее абразивными материалами. Так исключают разрывы на тонкой бумаге, которые могут образоваться в процессе эксплуатации из-за небольших дефектов на стенах.
Окрашенные стены тоже требуют идеально гладкой поверхности. Небольшие царапины, углубления, сколы и неровности будут хорошо видны, особенно если выбраны глянцевые краски. Поэтому перед нанесением финишного слоя стены ее нужно многократно зашпаклевать и отшлифовать. Это позволит затереть поры штукатурного слоя, заделать микротрещины и предотвратить отслоения отделки.
Виды шпаклевки стен
Смеси отличаются по составу, назначению и степени готовности.
Виды шпаклевки по степени готовности
Виды шпаклевки по составу
Какая шпаклевка для стен лучше
Составы продаются в готовом виде и как порошок для разведения водой. Второй вариант значительно легче по весу, но при нем важно соблюдать технологию для приготовления правильного состава. Готовая смесь хранится не более часа.
Как выбрать шпаклевку для стен
Что выбирать, зависит от многих факторов. Ориентируются на:
Лучше использовать грунтовку, шпаклевку и краску одной фирмы, чтобы снизить риск неожиданных реакций при взаимодействии составов друг с другом.
Комментарий эксперта
Новостройки сейчас продаются либо «в бетоне», либо white box — это уже сделанные предчистовые работы (стены заштукатурены, зашпаклеваны). При работе в новостройках без отделки сначала наносится бетоноконтакт — грунтовку с крупицами, например, с песком. Потом стену штукатурят, если она бетонная, или дополнительно клеится сетка, если это блоки. Затем все повторно грунтуется. Далее нужно развести шпаклевку в сухом виде водой и нанести на всю стену, после чего стену шкурят, снова грунтуют, клеят стеклохолст и наносят финишную шпаклевку.
Каждый этап шпаклевки, как черновой, так и чистовой, подразумевает нанесение раствора в два-три слоя, чтобы добиться полного выравнивания. И только после всех этих этапов можно красить стену или клеить обои.
Если вы планируете что-то недорогое, например, обои под покраску или плотные темные обои, тогда нужно отштукатурить стену и нанести грубую шпатлевку в несколько слоев, а потом зашкурить поверхность. Если обои светлые, то под них уже обязательно нужно наносить более тонкую шпаклевку, то есть процесс подготовки стен будет дольше.
К сожалению, не существует универсального средства, которое заменит все этапы и сможет полностью выровнять стены. Материалы для черновых работ, в основном, разводят, то есть берут в сухом виде, а материалы для чистовых — обычно уже готовые.
Скандал на чемпионате России — и снова столкнулись ученицы Тутберидзе и Плющенко! Щербакова отобрала второе место у Муравьевой после пересчета баллов
Чемпионат России. Женщины. Короткая программа
1. Камила Валиева — 90,34
2. Анна Щербакова — 81,46
3. Софья Муравьева — 80,87
Первый день соревнований у женщин завершился, три призерки — Камила Валиева, Софья Муравьева и Анна Щербакова — сидели в зале для пресс-конференций и мило обсуждали результаты, отвечали на вопросы о каблуках на жеребьевке, известности и примере юному поколению (они, очевидно, уже ветераны).
Тем временем в нескольких кабинетах оттуда явно кипели эмоции. Судейская бригада пересчитывала результаты и в итоге постановила — отобрать у ученицы Евгения Плющенко Муравьевой один балл. Фигуристка Этери Тутберидзе Щербакова теперь вторая. 80,87 балла (вместо 81,87) против 81,46.
Что произошло?
Штраф команде Плющенко пришел за поздний старт Муравьевой. Здесь очень важна конкретика: по правилам фигуристу дается 30 секунд между концом объявления его на старт: «Для исполнения программы на лед приглашается Софья Муравьева» — и временем, когда фигурист встает в стартовую позу (не начинается музыка или он начинает двигаться!). И здесь налицо ошибка фигуристки и тренера — между объявлением и позой прошло 32 секунды. Чистое нарушение, спорить не о чем.
И мы помним, что в свое время на младшем первенстве России из-за ошибки со временем каскада другая ученица Плющенко, Софья Титова, потеряла балл и звание победительницы турнира, уступив подопечной Тутберидзе Алисе Двоеглазовой. В общем, Евгению Викторовичу еще есть где работать с правилами и их освоением. Тут опять же не поспоришь. Но тренер он молодой, и через эти ошибки проходят, наверное, многие. Дедакшены за перекаты по времени или задержку старта не так уж и редки. Но пенять ему можно только на себя — тоже правда. Или все-таки на судей тоже можно?
Можно ли менять результаты постфактум?
Второй нюанс — можно ли менять результаты спустя два часа после публикации протокола? И здесь все очень спорно. Уважаемый и заслуженный судья, вице-президент ISU и рефери (то есть главный судья) соревнований Александр Лакерник в разговоре с «СЭ» сказал, что в исправлении результатов нарушения нет:
— Был поздний выход на старт. Кнопка была нажата, но в программе компьютера это почему-то не отразилось, сейчас это исправили. Это называется неправильным вводом, ошибкой ввода. Изменение протокола после оглашения результатов не является нарушением правил, такая возможность есть. Скандала, по идее, не должно быть, — сказал Лакерник.
Да, из-за ошибки ввода могут исправляться результаты, это правда. Но — смотрим в пункт 18.6 правил фигурного катания на русском языке:
«Если Старшему судье станет известно:
— до начала церемонии награждения или до официального объявления результатов, если на турнире не предусмотрено церемонии награждения, что ошибка явилась следствием неправильного ввода данных, то он может исправить ошибку, при условии, что технический контролер, технические специалисты и оператор ввода данных согласны, что такая ошибка имела место».
Официальное объявление результатов произошло за два часа до исправления.
Окей, признаем, что во имя справедливости можно исправить ошибку в вечер окончания программы. Тем более что прецеденты есть: да простит Александр Рафаилович, но на первенстве России этого года у фигуриста Егора Рухина вообще не увидели четверной сальхов, приняв его за тройной. Рухин потерял бронзу. Тогда рефери был Святослав Бабенко, а Лакерник — техническим контролером в бригаде. Результаты пересчитали, снова сославшись на ошибку ввода, и вернули медаль Рухину.
Судьи — люди-энтузиасты, получающие гроши за свою нелегкую работу. Это тоже надо понимать, когда есть желание облить их грязью. И все же в случае с Муравьевой есть серьезные вопросы об основаниях для исправления.
Исправление справедливо по духу, но не по букве. Вы уже забыли поставить дедакшен
«СЭ» проконсультировался с российским судьей о ситуации и получил ответ, который ставит под сомнение аргументацию об ошибке ввода:
— Софья встала в стартовую позу на 32-й секунде после объявления, это видно из трансляции. По правилам отводится 30. И тогда вопрос к технической бригаде. Если изначально она это не заметила и рефери и не поставил time в своем компьютере, то все, вы не можете это исправлять. Вы забыли поставить дедакшен. Это скандал. Да, исправление справедливо по духу правил, потому что нарушение было, но по букве правил здесь большие вопросы. Можно вспомнить ситуацию на первенстве России, как тройной сальхов поставили вместо четверного Егору Рухину, а потом пересчитали из-за ошибки ввода.
У компьютера есть окно deductions, и в нем много разделов. Если рефери тыкает в это окно и выбирает соответствующий вид нарушения, снижение автоматически загружается в программу. Убрать его никто не может. Только рефери обратно, если считает, что ошибся. Другие члены технической бригады точно не могут, время старта определяет рефери. Очень сомнительно, что это ошибка ввода. Late start определяет рефери. Либо он это упустил и не поставил, либо действительно удивительным образом это не отобразилось в компьютере, — заключил источник «СЭ».
В общем, у Плющенко есть все основания быть недовольным. Спустя год судейство снова становится фактором на чемпионате России. В Челябинске Трусова спорно, по его мнению, проигрывала Щербаковой, теперь это делает Муравьева.
И хотя очевидно, что выходить на старт надо вовремя, казус бросает тень на российское судейство и чемпионат России. Как бы нам ни хотелось обратного. Давайте просто пожелаем, чтобы это было последнее обсуждение судейства на турнире.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Что такое ротация кадров
Хотите повысить трудовую мотивацию в коллективе, тем самым увеличив эффективность работы каждого сотрудника? С помощью сервиса JCat можно быстро найти нужных специалистов при их ротациях.
Что подразумевает ротация кадров
Часто с ростом и развитием предприятия возникает необходимость в перемещении кадров. Процедуру называют «ротацией», и если все выполнить правильно, такой перевод будет взаимовыгодным для обеих сторон.
Не стоит путать это понятие с «фальшивой ротацией», когда на одного работника перекладывают обязанности другого. Такие действия приводят к снижению эффективности работы, а в ряде случаев – к повышенной текучести работников.
Цели ротации работников
Каждый перевод сотрудника с одной должности на другую должен быть оправданным. Для работодателя важно найти для своих работников те должности, которые максимально раскроют их потенциал. Когда каждый будет на своем месте выполнять свои задачи, рабочий процесс превратится в слаженный механизм. Только так достигается максимальная эффективность и продуктивность работы.
Основатель Facebook Марк Цукерберг считает, что секрет успеха его проекта – преемственность. Рид Хоффман, один из первых инвесторов, уверен, что все дело в умении Цукерберга подбирать правильных людей и расставлять их на правильные должности. Колоссальный успех Facebook – за 4 года существования выручка компании увеличилась до 55,8 млрд долларов – доказывает, что оба предпринимателя правы. Только создав сильную команду можно рассчитывать на успех.
Это подтверждают и слова и популярного политика Теодора Рузвельта: «Наилучший руководитель – тот, кто обладает достаточным чутьем, чтобы выбрать подходящих людей, способных выполнить нужную работу, и достаточной сдержанностью, чтобы не путаться у них под ногами, пока они ее выполняют».
Для сотрудников кадровые перестановки также выгодны по многим причинам. Это и карьерный рост, и получение нового опыта при смене деятельности. Получив знания и накопив опыт разных должностей, можно стать настоящим экспертом в своей области. И тогда уже специалист не ищет работу, а выбирает лучшее из того, что ему предлагают работодатели. Для компании иметь в штате эксперта – это все равно что выиграть джекпот.
Причины перемещения персонала внутри организации
Инициатор перемещения сотрудников – чаще всего работодатель, который заинтересован в эффективной и продуктивной работе своей организации. При этом у него могут быть разные причины для кадровых перестановок:
Нередки случаи, когда на одном предприятии возникают конфликты между сотрудниками. Например, между бывшими партнерами или даже супругами. Эти люди не могут работать друг с другом, но каждый из них по отдельности – ценный кадр. С помощью ротации можно предоставить им более комфортные в эмоциональном плане условия работы. Так вы не только сохраните всю команду, но и повысите эффективность ее работы. Сотрудники не будут отвлекаться на решение личных конфликтов.
Виды ротации кадров
Классический вариант ротации – карьерный рост, когда человек приходит в офис на должность специалиста, а через время становится руководителем отдела или топ-менеджером. С одной стороны, это отличный пример мотивации. Но грамотный руководитель видит ситуацию еще глубже: если специалист пройдет весь путь от стартовых до руководящих позиций, он станет лучшим начальником/директором, так как будет знать все тонкости и нюансы работы «изнутри». Ярый сторонник вертикального перемещения кадров – Ярослав Тимофеев (магазин комиксов «Двадцать восьмой») уверен – чтобы стать успешным владельцем бара, надо начать с работы за стойкой.
Перемещение персонала может осуществляться как в рамках одного предприятия, так и из одной организации в другую. Такая практика знакома всем крупным корпорациям, у которых офисы расположены в разных частях страны – например, Газпром. Перспективных сотрудников предприятия часто перемещают со сменой места жительства – если в своем офисе они не могут расти, но уже заслуживают повышения и готовы к нему. В транснациональных компаниях работников перемещают в том числе в другие государства.
Для рядовых специалистов межструктурная ротация – это еще отличная возможность сравнить разные стили управления. Часто от того, насколько правильно руководят рабочим процессом, зависит и конечный результат. Через некоторое время после кадровых перестановок проведите обратную связь со своими сотрудниками. Так вы узнаете, какая модель управления более эффективна.
Например, в одной компании рядового менеджера по продажам переместили на время в другой офис, где нужно было продавать точно ту же продукцию, что и раньше. За месяц работы менеджер увеличил свои продажи вдвое. Как оказалось, новый руководитель отдела организовал ежедневно планерки, на которых подводились итоги и намечались цели на новый день. На совместных обсуждениях специалист получал дополнительное вдохновение, ему ежедневно напоминали о командном духе и общей цели – увеличить прибыль компании.
Внутренняя ротация кадров не всегда подразумевает перевод специалиста на более высокую должность. В ряде случаев применяют горизонтальное перемещение – когда работник хочет сменить профессию. Например, сотрудника тяготят ранее выполняемые обязанности, но работа в компании устраивает в целом. Попробуйте предложить ему другую вакансию. Возможно, секретарь станет отличным менеджером по продажам и установит новый рекорд офиса.
Преимущества ротации для предприятия
Правильная ротация персонала – это всегда перемены к лучшему. Для работодателя это в первую очередь возможность создать слаженную и дружную команду, которая будет эффективно работать над увеличением прибыли.
А в чем выгода сотрудников? Конечно, в первую очередь это возможность карьерного роста. Но если к ротации подойти грамотно, работник может получить намного больше. Путем кадровых перестановок ему может быть предложена более интересная работа
Что требуется для успешных ротаций
Международная практика показывает, что эффективность ротаций во многом зависит от грамотного подхода к их организации. Важно изначально правильно и четко поставить цель проведения мероприятия.
В Японии успешная карьера государственного служащего напрямую связана с ротацией. Каждые 2–3 года госслужащий меняет место работы. Это позволяет ему максимально и всесторонне развиваться, а предприятию – увеличивать прибыль за счет правильно организованной работы, уменьшить текучесть кадров. При этом согласие сотрудника на перевод не требуется. Исключение может быть только в том случае, если в результате кадровых перестановок госслужащему придется сменить место жительства – тогда компания должна получить его согласие.
В Китае госслужащих каждые 10 лет переводят на другую или аналогичную должность. Но такая практика возможна только в том случае, если в стране есть определенный ротационный резерв.
В Германии с помощью ротации научились предотвращать коррупцию в органах федеральной власти. Для этого все должности, которые предполагают высокую вероятность коррупции, проверяют, и на ключевые из них устанавливают ограничения срока службы с последующей ротацией.
Богатый опыт ротации и в нашей стране. Политика грамотного перемещения кадров применялась еще за времена Екатерины II, а потом в Советском Союзе. Для ускорения служебного роста сотрудников последовательно перемещали между ключевыми должностями, с одного предприятия на другое, в том числе с изменением места жительства. В случае, если работник показывал положительные результаты, его повышали.
Второй момент – это отношение к предстоящим ротациям всех работников, которые будут задействованы в кадровом перемещении. Если перестановка кадров станет ценностью организации, сотрудники перестанут сопротивляться этому.
Этапы ротации специалистов
Чтобы кадровые перестановки были эффективными, при их внедрении нужно правильно организовать сам процесс ротации сотрудников. Для начала убедитесь, что ваша организация готова к кадровым перестановкам. Не бойтесь спрашивать, кто из сотрудников хотел бы принять участие в кадровой перестановке. Если человека устраивает то, что он делает, не факт, что ему захочется что-то менять. Более того, нежеланные перемены могут вызвать протест. Самые эффективные работники – те, которые любят свою работу.
Так как любые кадровые перестановки должны выполняться строго в соответствии с законом. Обязательно позаботьтесь о наличии соответствующей документальной базы. Утвержденный план-график нужно показать каждому сотруднику, кого коснется ротация. И позаботьтесь о том, чтобы весь персонал поставил свою подпись в документе. Иначе потом в случае спорных вопросов вы никогда не докажете, что работник был проинформирован о переводе.
Более того, все кадровые изменения должны быть понятны и желанны для сотрудников. Пусть они ощущают поддержку со стороны руководства и коллег. От того, насколько качественно вы донесете до них информацию о перемещении, во многом зависит успех будущих перестановок.
Завершающий этап ротации – это всегда анализ проделанной работы. Были ли кадровые перестановки эффективными? Получила ли организация желаемый результат? Доволен ли сам сотрудник своим переводом, как он оценивает свою работу на новой должности?
Для этого можно проводить анкетирование, тестирование, собирать мнение коллег и нового руководителя о переведенном сотруднике, проводить сравнительный анализ.
При кадровых ротациях одна из важных задач, с которыми сталкиваются работодатели, – найти на место перемещенных работников других специалистов. Подобрать персонал на любые вакансии можно с помощью сервиса JCat. Создавая всего одну вакансию на портале, вы автоматически размещаете ее сразу на всех популярных сайтах по подбору сотрудников.
26 советов начинающим стартаперам от опытного предпринимателя
*Эта статья впервые была опубликована в журнале Forbes от 27 Июня 2014 года. На Хабре публикуется её полная версия.
Вот уже 9 лет я занимаюсь интернет-бизнесом и за это время успел создать и вывести на прибыльность 5 собственных стартапов. Кроме того, один из основных моих бизнесов – это заказная веб-разработка, куда часто приходят клиенты, которые хотят разработать свой интернет-стартап и поэтому я все 9 лет каждый день сталкиваюсь с разными проектами, многие из которых являются стартапами в полном смысле этого слова. Даже в LinkedIn одним из первых навыков у меня – Start-ups. Чем-то меня вся эта стартап-романтика привлекает, я люблю строить новые компании или отдельные самостоятельные направления бизнеса в уже существующих компаниях.
Создавая свои стартапы и стартапы своих клиентов я пришел к выводу, что 95% всех стартаперов в корне неправильно подходят к созданию новых компаний и потому прогорают. В этой статье я хочу рассказать о своем довольно богатом опыте в этом нелегком деле и уберечь начинающих стартаперов от фатальных ошибок.
Сразу давайте разберемся, что я имею в виду под «стартапом»? Для меня это, прежде всего, бизнес. Новый проект с еще непроверенной идеей, которую мы хотим превратить в прибыльный бизнес. Поэтому любой стартап я рассматриваю всегда как предприниматель-менеджер и всем советую так относиться к стартапам. Мои мысли будут стоиться именно со стороны предпринимателя-менеджера.
Топ 5 ошибок стартаперов
Главное – это идея. Основная проблема многих стартаперов в том, что они неправильно начинают даже думать о стартапах. Большинство почему-то думают, что самое главное в стартапе – это идея. Это не совсем так. Идея – это еще не бизнес и даже не стартап. Это неосязаемая мысль в вашей голове, которая может быть ошибочной. Пока эта идея не начнет приносить вам деньги – с экономической точки зрения, она ничего не стоит. Безусловно, её очень жалко кому-то рассказывать, а вдруг украдут? А вдруг она может принести миллиард? А вдруг я за пол шага до грандиозного успеха? Все эти мысли очень часто возникают в головах начинающих предпринимателей, но идея – это пока еще очень мало.
Инвестиции. Еще довольно большой процент стартаперов думают, что самое главное – это инвестиции. Это тоже неверно. Большинство интернет-стартапов можно начать вообще без инвестиций, на мелочь, которая у вас в кармане. Если у вас и «мелочи в кармане» нет, то тогда вам рано в стартаперы подаваться, вам нужно научиться хоть что-то зарабатывать наемным сотрудником. Если вы уже работаете и что-то зарабатываете – этого хватит для начала. В любом случае, инвестиции – это фактически чужие деньги, которые вы получаете под обязательства. Если ранее вы не были директором компании и сами не зарабатывали / тратили деньги на бизнес, то любую сумму инвестиций вы потратите бесполезно, на этой стадии вашего личного развития инвестиции вам только навредят и демотивируют.
Синдром подростка. У многих стартаперов можно наблюдать такой себе «синдром подростка», когда стартапер думает, что все знает о бизнесе и безошибочно видит как добиться успеха. Даже если идея стартапа правильная, путь к успеху еще 1000 раз измениться в процессе его достижения и так, как задумывалось вначале – точно не будет.
Главное – продукт. Почти все начинают свой стартап с разработки продукта (часто продуктом выступает сайт). На него кидаются все ресурсы, включая финансовые. Тут сразу две ошибки: во-первых, скорее всего, у вас получится продукт, созданный в отрыве от покупателей, и они его могут не захотеть покупать. Во-вторых, может не хватить денег на маркетинг и продажи, а это важнее продукта.
Совковый менеджмент. Эту ошибку в основном допускают менеджеры старше 40 лет. Люди, с уже устоявшимися подходами к бизнесу, которые учились «делать бизнес» в совке или в лихие 90е пытаются применять такой же подход и к ИТ проектам. Это может выражаться и в методологии ведения проектов, когда они в лучшем случае пытаются применять Waterfall, а чаще не применяют методологий вовсе. Может выражаться в жестких ограничениях бюджета на разработку. Может выражаться в выкручивании рук подрядчикам, когда они воспринимаются не как партнеры, а как рабы. И еще много интересных вещей может быть.
На мой взгляд, это самые серьезные ошибки, но далеко не полный список. Любая из ошибок выше, скорее всего, разрушит ваш стартап, а если сразу несколько ошибок – это 100% провал.
Как добиться успеха?
Об ошибках я кратко рассказал, теперь хочу выделить ряд правил, которые помогут добиться успеха и попасть в те 5% успешных проектов.
1. Протестируйте нишу. Перед серьезным запуском продукта стоит протестировать нишу. Это можно сделать с помощью устных договоренностей и первых пробных продаж, можно сделать заглушку или целый серьезный лендинг с основной информацией и проверить реакцию пользователей, а в некоторых случаях можно даже сделать прототип или взять шаблонный сайт. В любой случае, Вы должны основываться не на догадках, а на реальной реакции людей на Ваш продукт.
2. Начинайте с продаж. У продажников есть такая поговорка: «Хороший продажник может продать даже воздух!». И это действительно так: продавать можно и нужно еще до выхода вашего продукта. Стартап нужно начинать с понимания как именно вы будете продавать ваш продукт. Когда вы поймете, как продавать, в идеале нужно проверить это: найдите потенциальных клиентов, расскажите о вашем продукте и возьмите предоплату. Продукта еще может и не быть, а с клиентами вы уже обязаны наладить связь и получить хотя бы предварительные договоренности. Самый идеальный случай: это продать сразу много, чтобы полученных денег хватило, чтобы создать продукт и тогда инвестиции и не понадобятся. Кроме того, один из первых отделов, который нужно будет выстроить в стартапе – это отдел продаж.
3. Команда. Самое главное в ИТ – это люди. Именно они будут двигателем продукта. Найдите первоклассную команду, которая будет уметь: и создавать, и продвигать, и управлять вашим проектом. Нужно выделить навыки, которые в первую очередь нужны вашему проекту, часть обязанностей взять на себя (но только то, что вы умеете делать действительно хорошо), для части взять помощников, а основную часть отдать на аутсорсинг профессионалам. Особенно важно отдавать на аутсорсинг разовые или небольшие постоянные работы, чтобы вы не платили специалисту, который будет работать 2 часа из 8 рабочих в день. Начните с людей, которые смогут продавать или помогать в этом каким-то иным способом. И не стоит забывать, что на чистом энтузиазме проект довести до конца вряд ли удастся, а хорошие специалисты стоят дорого.
4. Методология. Методология ведения проектов должна быть и я советую для разработки больших сайтов интернет-стартапов – Agile. Это только часть менеджмента, но она касается одной из важнейших частей интернет-бизнеса – сайта. Суть в том, что вы можете гибко управлять требованиями и ходом проекта. Интернет-проект – это всегда очень непредсказуемая вещь. Даже самый опытный специалист никогда не скажет точно, как именно нужно делать и сколько этой займет времени. В связи со спецификой нашей отрасли – лучше выбрать гибкую методологию ведения проектов. Еще есть и другие части управления компанией, но о них позже.
5. Начинайте с малого. Очень часто начинающие стартаперы пытаются построить «космический корабль» и поэтому банкротятся. Разделите проект на бета-версию и на все остальное. В бета-версию должны войти самые основные функции, с которыми можно выходить на рынок, а после этот продукт можно будет ежемесячно обновлять. Задача стартапа – максимально быстро и недорого вывести продукт на рынок, при этом первая урезанная по функциям версия все равно должна быть качественной. Впрочем, сильно резать тоже не стоит, бета должна нести в себе ценность и иметь возможность конкурировать на рынке. И вообще: простота – это хорошо!
6. Маркетинг. Думайте о маркетинге с самого начала. Его нужно учитывать и при создании продукта, и при создании сайта и в дальнейшем. Маркетинг должен давать хороший приток клиентов, полностью считаться и контролироваться. Бюджет на маркетинг должен быть в несколько раз больше, чем бюджет на создание продукта. Не думайте, что хороший продукт будет продаваться сам – это миф.
7. Внешние консультанты. На просторах рунета почему-то не принято обращаться к внешним консультантам. Это огромная ошибка. У любого стартапа есть куча важных задач, для решения которых нужны первоклассные специалисты. Не обязательно нанимать на ставку лучшего специалиста на рынке, его можно привлечь в рамках консультации, скажем, на 2 часа, за которые он решит или скажет как решить какой-нибудь важный вопрос и возьмет за эти 2 часа пусть даже 1000$, но это будет лучше, чем вы сами будете пытаться решить этот же вопрос, не имея нужного опыта и в результате можете нанести значительно больше убытков своему проекту. При наличии бюджета можно нанимать даже целые компании в таком же формате. Это западный подход: привлекать консультантов или отдавать что-то на аутсорсинг и он действительно работает. Пора зайти дальше, чем просто приходящий админ или удаленный бухгалтер.
8. Инвестиции. Они вам в самом начале не нужны, начинайте без инвестиций. Инвестор – это обязательства, лишний груз. Если вы не можете сделать предварительные продажи – это значит, что ваша идея, наверное, не так хороша, как вам кажется и, взяв на борт инвестора, вы можете остаться без трусов в итоге. Инвестора можно привлекать, когда идея проверена и нужны деньги для ускорения роста, но не раньше.
9. Начинайте молодым. Свой бизнес можно начать в любом возрасте. И в 20 и в 60. Я как-то встречал исследование, которое показало интересные цифры: до 30 лет свой бизнес начали только 3% предпринимателей. Исследование было американским, в постсоветских странах, думаю, эта цифра будет немного больше. Я сам начал свой первый стартап в очень раннем возрасте и советую пробовать свой первый бизнес в 20-25 лет, пока у вас еще есть время, есть родители, которые вас обеспечивают, нет семьи, которую нужно кормить. Стартап будет забирать много времени и, скорее всего, будет приносить мало денег или даже генерировать убыток первые 3 года. Если вы не начнете молодым, следующий идеальный период, когда его можно начать – 30-40 лет, когда вы уже получите большой опыт работы и накопите стартовый капитал. В любом случае, с возрастом шансы начать свой бизнес будут падать по ряду причин.
10. Не сдавайтесь. Скорее всего, я бы сказал 99%, наступит тот момент, когда будет так тяжело, что вам покажется это концом вашего стартапа. Если посмотреть историю известных предпринимателей, то вы обнаружите, что многие из них были на гране банкротства или даже банкротами. К примеру, PepsiCo была 2 раза банкротом и это многомиллиардный бизнес! Честно признаться, я и сам за 9 лет своих бизнесов был 3 раза на грани банкротства, но, слава Богу, ни разу так и не обанкротился.
11. Парадокс роста. Чем быстрее будет рост, тем больше денег на поддержание роста понадобится и тем больше их будет не хватать. Другими словами: чем успешнее проект – тем меньше денег. Приготовьтесь к тому, что пока ваш стартап будет быстрорастущим малым бизнесом, он с высокой долей вероятности будет убыточным.
12. Личный доход будет мизерным. Многие уходят со старой работы и начинают свой стартап в поисках лучше жизни, однако не все понимают, что личный доход стартапера будет мизерным ближайшие несколько лет после старта. Не стоит верить в красивые истории о хорошей жизни, лучше сразу готовится к падению личного дохода в несколько раз, а чаще до убытка, пока ваш стартап не превратиться в стабильный бизнес.
13. Все оформляйте документально. Хотите или нет, но все договоренности с партнерами, инвесторами и клиентами нужно оформлять документально и относиться к этому следует очень серьезно. Это бизнес и вас рано или поздно попытаются кинуть, поэтому лучше быть к этому готовым. Сразу поделите доли с партнерами и зафиксируйте это в договорах. Сразу прописывайте все условия с инвесторами еще до получения денег. В секторе b2b заключайте договора с клиентами, а если у вас какой-то сайт-сервис, по типу SaaS, – сделайте договор-оферту.
14. Стратегия и тактика. У вас должен быть план развития на ближайшие 3 года. Причем и стратегия и тактические идеи. Не путайте с бизнес-планом. Еще, есть такая элементарная, но очень полезная штука – дерево целей. Смысл метода в том, что есть одна большая цель (ствол) и много маленьких, которые нужно достигнуть перед тем, как будет достигнута основная (веточки). Другими словами можно захотеть построить миллиардную компанию, но на пути от желания к миллиарду нужно будет добиться еще многих более мелких целей.
15. Стратегия бережливого стартапа. Вам повезло и у вас есть деньги? Это замечательно, но сколько бы денег у вас не было, этого все равно будет мало. Начинайте тратить деньги бережно с самого начала и не тратьте их просто так. Десять раз подумайте, действительно ли нужно то, что вы хотите купить или без этого можно обойтись? Помните про принцип «Бритва Оккама», его можно применять буквально во всем.
16. Сайт – это все-таки важно. Мы говорим об интернет-стартапах, поэтому сайт будет очень важен, он будет основой больших продаж. Важно добиться хорошей конверсии, а до этого собственно понять, какие цели нужно ставить перед сайтом и что мы будем понимать под этой самой «конверсией». Для создания эффективного сайта нужно начинать с профессионального его проектирования. Продумайте маркетинг на сайте, сделайте профессиональнее продающие тексты, адаптивную верстку и т.д. Во многом сайт для стартапа – это еще и инструмент пиара. И да, хороший сайт стоит дорого, но куда, как не в сайт инвестировать деньги в интернет-стартапе!? Сделайте крутой сайт и вас будут серьезно воспринимать. Как говорила Маргарет Тэтчер: «Первое впечатление можно произвести всего один раз».
17. Доверяйте команде. Если вы начали делать стартап и привлекли к его созданию профессиональных исполнителей – им следует доверять в рамках их компетенций. Очень часто можно наблюдать, когда основатель стартапа пытается думать за всех и начинает лезть в те сферы, о которых ничего не знает. Самая частая проблема – это когда основатель говорит дизайнеру, как делать дизайн. Если уже привлекли профессионалов, то лучше прислушиваться к их мнению и местами даже слепо доверять.
18. Делегируйте. Для начинающего стартапера это может стать проблемой, а таких много. Нужно уметь делегировать свои обязанности подчиненным вместе с ответственностью, иначе основатель будет перегружен, а исполнители будут сидеть без дела. Нужно максимум работы поручить исполнителям, но при этом постоянно её контролировать, иначе делаться она не будет или будет делаться совсем не так, как это нужно основателю.
19. KPI. Еще до запуска стартапа продумайте основные показатели эффективности (KPI). Мерить нужно буквально все, особенно на старте проекта, чтобы в случае чего – скорректировать его развитие. Подумайте, что и на каком этапе самое важное для стартапа? Часто в первый год самым важным может быть посещаемость, второй год оборот, а третий чистая прибыль. А может и наоборот. Все зависит от целей. Статистику и аналитику нужно копить, периодически делать ретроспективы, учитывать опыт отрасли в целом. Задайтесь вопросом: «что можно считать успехом, а что провалом?».
20. Юр. лица, оффшоры и т.д. Для стартапа в самом начале юридическое лицо не обязательно. Сначала заключите первую серьезную сделку устно и уже под неё сделаете юр. лицо, оно делается очень быстро при желании. Тем более не нужно лезть в оффшоры – это для больших бизнесов. Единственное, когда это нужно делать – это когда вы все же собираетесь привлечь инвестора. Но и сильно поздно делать юр. лицо не стоит. Идеальный вариант в процессе разработки продукта и после на юр. лицо оформить домен, авторские права на сайт и торговый знак.
21. Нехватка времени. Почти сразу после старта у вас начнутся проблемы с нехваткой времени. Эта вечная проблема, которую полностью решить невозможно, но можно улучшить ситуацию. Во-первых, планируйте свою работу: на день, на неделю, на месяц, на год, на 3 года и на 5 лет. Во-вторых, разделите все дела на группы по срочности и важности, чтобы ваше время не уходило на текучку, а шло на решение важных задач бизнеса. В-третьих, старайтесь делегировать.
22. Держите свое слово. Банально, но не все могут выполнять данные обязательства. Для начала очень осторожно и взвешенно давайте обещания. Они могут быть даны клиентам, партнерам или сотрудникам, это абсолютно не важно, самое главное их всегда выполнять.
23. Не работайте с друзьями и родственниками. Если вы нарушите это правило, то с высокой долей вероятности разрушите свои отношения с близкими вам людьми. Так бывает почти всегда.
24. Вы изменитесь. Бизнес меняет людей и вы тоже изменитесь. Изменится, прежде всего, восприятие окружающего мира, вы его станете лучше понимать. Причем изменения будут проходить в несколько этапов: сразу после старта, после найма первых сотрудников и после превращения стартапа в успешный бизнес. Этого не стоит бояться, это хорошие изменения.
25. Не допустите «перегорание менеджера». Если много работать на износ, то можно столкнуться с «перегоранием менеджера», когда работать станет неинтересно и мотивация падает почти до нуля. Это больше психологическое перегорание, а значит с этим можно бороться. Найдите баланс между работой и отдыхом, старайтесь путешествовать, старайтесь увеличивать положительные эмоции в жизни и уменьшать отрицательные.
26. Стартуйте прямо сейчас! Большинство проектов так и остаются в головах своих создателей. Вам абсолютно ничего не мешает начать прямо сейчас, сразу после прочтения этой статьи! Ни отсутствие денег, ни работа, ни семья. Для начала выделите час времени и начните, дальше будет легче.