Что такое старый дворец в османской империи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Гарему была отведена большая часть дворца. Здесь находились многочисленные жены, наложницы, их дети и слуги, которые их всех обслуживали. Впритык к гарему, но за высокой стеной, находилось место, где росли принцы. Это было одноэтажным зданием с очень красивым и богатым убранством внутри — стены выложены плиткой, потолки расписаны, на полу ковры, в окнах витражи, а из них открывается вид на красивый террасный сад и бассейн.
Да только вся эта красота была построена не для эстетического наслаждения — в этом здании запирали принцев, которые могли претендовать на престол. Чтобы ни при каких обстоятельствах они не смогли отобрать власть у султана. В эту красочную тюрьму попадали сыновья султана и другие возможные престолонаследники.
Это здание получило название кафес — с турецкого это слово переводится как «клетка». В кафесе было сооружено двенадцать павильонов, в каждом из которых было по несколько комнат. Селить сюда всегда было кого, так как у правящих династий тогда было правило престолонаследия по старшинству, то есть даже младшие братья султана имели шанс занять трон.
До сооружение кафеса султаны просто-напросто приказывали убивать всех соперников. Это было официальным законом — кто бы ни взошел на трон, тому следует умертвить всех своих братьев, дядей и двоюродных братьев, чтобы уменьшить шансы на возникновение на восстание или гражданскую войну. За 150 лет с момента объявления этого закона, было убито более 80 членов правящей династии Османской империи.
Все младшие братья и неугодные сыновья умирали часто еще в младенчестве. Однако такой радикальный подход имел и свои минусы — в случае внезапной смерти султана, был шанс, что после него просто не будет никого из родных, кто бы мог занять его место, а это ставило под угрозу существование всей империи. Именно с такой целью и был построен кафес. Возможные престолонаследники жили в роскоши, но без свободы. А в случае смерти султана, старшего освобождали и возводили на трон.
Мальчиков переводили в кафес в восьмилетнем возрасте. Там их продолжали учить, за ними продолжали ухаживать, им даже разрешалось иметь наложниц, но жениться и заводить детей им категорически запрещалось. У кафеса находился небольшой огороженный высоким забором парк, где принцы устраивали состязания по борьбе или стрельбе из лука, иногда организовывались вечера с музыкой, танцами и песнями, иногда с театральными постановками. В такой «золотой клетке» принцы часто жили до самой смерти, так никогда и не получив возможность увидеть «большой мир». Да и качество этой жизни было на самом деле весьма сомнительным — помимо физического заточения, принцы часто страдали различными психическими расстройствами, так как жили в постоянном страхе, что их убьют если не по приказу султана, так по инициативе соседствующих по кафесу принцев.
Мурад достаточно быстро попал под влияние своих советников и через некоторое время почти полностью отстранился от управлением империей. Ибрагима стали называть безумным за его непредсказуемое поведение. Попав в гарем, стало очевидно, что султан даже не подозревает как себя вести и каким образом рождаются дети. Ему наняли учителя — и вскоре Ибрагим оставил всё управление империей ради бесконечного провождения время в гареме. Однажды Ибрагим впервые увидел коровы, и был так ею восхищен, что потребовал замерить размеры филейной части животного и найти в империи такую женщину, у которой бы зад был такого же размера — и привезти ее в гарем.
Несмотря на неуемные сексуальные аппетиты, однажды в порыве гнева Ибрагим потребовал казнить всех женщин гарема — и всех 280 наложниц утопили. В другом порыве гнева он швырнул своего сына-младенца в бассейн, где тот ударился головой о стенку. Мальчика удалось спасти, но шрам на голове у него остался до его смерти.
Последний султан Мехмед VI Вахидеддин почти всю жизнь провёл в стенах роскошной тюрьмы кафеса. Ему было уже 56 лет, когда он наконец взошёл на трон. Это было последнее и самое длинное заточение и последняя дань обычаям и законам султаната. Мехмед VI оставался султаном до тех пор, пока Османская империя не распалась после Первой мировой войны.
О том, какие еще темные секреты скрывала Османская империя, можно прочитать в нашей статье, посвященной этой теме.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Старый Дворец
Старый Дворец
Название
Дата основания
Основатель
Статус
В сериале
Старый Дворец (также Дворец Слёз или Дворец Плача) — бывшая резиденция султана Мехмеда II, позже — место пребывания матерей султанов, их вдов и слуг умерших правителей.
Содержание
В истории
После завоевания Мехмедом II Константинополя в 1453 году был построен дворец для временного пребывания там правителя. Однако после началось строительство нового здания — дворца Топкапы, куда вскоре и переселился турецкий падишах. После этого первоначальная резиденция получила название Эски-Сарай (Старый дворец). Её назначение изменилось: туда из Топкапы стали отправлять жить отлученных от двора и забытых всеми матерей и вдов умерших султанов, поэтому архитектурный комплекс получил еще одно название — Дворец слез.
По воспоминаниям современника султана Ахмеда, Сандерсона, Старый Дворец, «вместе с красивыми особняками, высокими фруктовыми деревьями, банями и фонтанами», напоминало райский сад. Это было строение с двумя дверями, окруженное с суши тремя, а с моря — двумя стенами. Каждые апартаменты и покои, вместе с комнатами и кухнями, были независимы друг от друга. Один из итальянских паломников писал, что женщины в Старом Дворце проживают прекрасную жизнь жизнь и все их потребности выполняются. Также время от времени туда приезжал султан и утешал жителей, в особенности, если во Дворце Слёз жила его мать. Кроме того, падишах мог приехать в резиденцию, желая побыть в одиночестве и отдохнуть.
К XIX веку здание сильно обветшало и в итоге было снесено. В настоящий момент на его месте находится здание Стамбульского университета.
В сериале
Великолепный век
Хюррем в Старом Дворце
В сериале «Великолепный век» о Старом Дворце упоминается уже в первой серии: Валиде Султан, не привыкшая к шуму и суете, жалуется своей верной Дайе, что скучает по тишине и покою Старого Дворца. Судя по всему, до восшествия на престол Сулеймана Айше Хафса вместе с Хатидже жила именно там. Впоследствии словосочетание «Старый Дворец» используется в качестве устрашения: гаремная прислуга то и дело угрожает непослушным наложницам, что в случае плохого поведения с их стороны они сразу же будут сосланы туда. К тому же, после избиения Хюррем Махидевран также заходит речь о ссылке третьей жены султана в старую резиденцию. А в 14 серии угрозу действительно приводят в исполнение — по обвинению в убийстве Айше Хатун Хасеки Сулеймана вместе с маленькой Михримах отправляют подальше от дворца. Хюррем живет там некоторое время, однажды к ней тайно приезжает Хатидже, решившая позволить матери увидеться с сыном.
Гюльшах в Старом Дворце
Во втором сезоне Хюррем снова ссылают в Старый Дворец, на этот раз из-за крупной ссоры с султаном. Когда отправившаяся с матерью Михримах заболевает, Сулейман приезжает к жене и проводит в здании ночь. А через некоторое время именно по пути оттуда на Хасеки совершается покушение. В конце сезона во дворец ссылают Эфсун, а после — Гюльшах, которая встречается там с Эслим Хатун и передает через нее весть Хюррем Султан.
Империя Кёсем
Сафие и Хандан в Старом Дворце
К концу сезона во Дворце Слез оказываются Сафие, Халиме и Кёсем; если первая, побывав за свои грехи в Девичьей башне, так и остается в старой резиденции, то Халиме после восшествия её сына на трон переезжает в Топкапы. Кёсем же оказывается в ссылке в период правления Османа, однако это не мешает ей неоднократно уезжать из дворца, устраивать заговоры и плести интриги.
Кёсем в Старом Дворце
Во втором сезоне Старый Дворец также появляется неоднократно: так, в 42 серии Кёсем, желая пресечь предательство со стороны слуг, высылает абсолютно всех наложниц, а в 48 сама оказывается вынужденной уехать туда. Правда, в отсутствие сына Валиде, пережившая покушение на свою жизнь даже в ссылке, возвращается. В конце сезона во Дворец Плача по инициативе Турхан Султан отправляется её соперница Телли Хюмашах.
Дворец Топкапы
При посещении Стамбула ты не сможешь пропустить Топкапы — главный дворец Османской империи до середины XIX века. В течение 400 лет огромный комплекс был резиденцией и офисом для 25 турецких султанов. А теперь этот город в городе может посетить любой желающий.
Содержание
История строительства
В 1453 году турки завоевали Константинополь, и османский султан Мехмед II поселился во дворце, который построили специально для него в районе современной площади Баязид. Но гарем этого дворца располагался рядом с будущим Топкапы.
В 1475 году началось строительство Топкапы. В переводе с турецкого topkapi означает «пушечные ворота». И это не просто так: когда султан покидал резиденцию или возвращался в неё, производился пушечный выстрел.
Мехмед II стал основателем и архитектором этого проекта. Сначала в новом дворце султаны лишь работали, гарем по-прежнему располагался вне дворцового комплекса. Но в XVI веке жена Сулеймана I захотела быть ближе к своему возлюбленному султану и добилась переноса гарема в Топкапы. Дворцу потребовалась грандиозная перестройка.
В 1854 году султан Абдул-Меджид I начал править из резиденции в европейском стиле — дворца Долмабахче. В 1922 году первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк ликвидировал султанат, в 1923 году провозгласил республику. Вместе с этими реформами османские дворцы, в том числе Топкапы, утратили своё первоначальное значение и были объявлены музеями.
Сейчас дворец Топкапы — один из крупнейших по площади музеев в мире. Публике доступна только десятая часть коллекции, а это 65 тысяч экспонатов. Здесь хранятся важнейшие мусульманские святыни — меч, плащ, пучок волос с бороды и отпечаток стопы пророка Мухаммеда.
Устройство и архитектура дворцового комплекса
Дворец Топкапы — пример османской архитектуры. Он имеет форму неправильного прямоугольника, состоит из четырёх дворов, разделённых воротами, и окружён стеной. Каждый двор являлся фактически крепостью, что обеспечивало дополнительную безопасность в случае набега врагов: правитель мог углубляться, пока враг преодолевал одно укрепление за другим. В последнем дворе был подземный ход, который вёл к морю, где в случае опасности султана и его приближённых ждали бы корабли. Но за всю историю Османской империи напасть на Топкапы никто не осмелился.
Первый двор
В первый двор, Двор янычар, ведут главные ворота — Ворота повелителя, или Имперские врата (Баб-ы Хюмаюн). Они имеют прямоугольную форму и два этажа. Внутренняя и внешняя сторона соединены сводом, который напоминает о воротах замков Средневековья. На втором этаже располагалась ложа султана, откуда он смотрел представления и церемонии.
Этот двор самый крупный. Его площадь занимали служебные и подсобные помещения, монетный двор, фонтан и церковь Святой Ирины. Именно через главные ворота султаны попадали во дворец. В этом же дворе проводили пятничные намазы.
Первый двор был единственным, куда могли попасть посетители.
Второй двор
Второй двор закрывают Ворота приветствия, или Срединные врата (Баб-ус-селям). Их арочный каменный свод выполнен в классическом архитектурном стиле Османской империи. Во втором дворе находится здание государственного совета — дивана, которое первоначально было деревянным. В XVI веке здание дивана значительно реконструировали, стены внутри покрыли мрамором. Тогда же появились колонны, декоративные орнаменты и арочные своды на крыльце.
Во втором дворе также располагались казна, Башня правосудия, здание Внешнего казначейства, постройки для прислуги, кухни, конюшни, хаммам, мечеть и вход в гарем.
Башня правосудия, или башня Адалет, построенная в середине XV века, в следующем веке была реконструирована и расширена. В начале XIX века усовершенствовали фонарь башни, в результате чего обзор с неё улучшился. Башня — символ Топкапы, так как хорошо заметна из города и со стороны моря.
Мечеть Бешир Ага и хаммам в неоклассическом стиле построены в середине XVIII века. Стены мечети с одним минаретом имеют полосатую кладку из рыжего и белого кирпича. Внутри — реконструкция в стиле раннего барокко, есть мраморный алтарь. К южному крылу мечети присоединён хаммам, который имеет два купола.
Дворцовые кухни занимают огромную площадь, их строения выделяются на общем фоне из-за высоких труб на крышах. На главной кухне готовили еду для султана и гарема. В части, где готовили сладости, были отдельные комнаты: шербета и джема, десертов и конфет.
Третий двор
В третий двор можно попасть через Ворота счастья (Баб-ус-саадет). Султан пользовался ими только по особым случаям. В торжественные дни правитель садился на трон, который устанавливали перед воротами, и все вокруг выражали султану уважение. В остальное время врата были закрыты, даже самым высокопоставленным чинам попасть через них во внутренние покои правителя было очень сложно. Ворота сочетают в себе стиль рококо, барокко и ампир.
В третьем дворе располагался сам гарем, состоящий из четырёх секций: для правителя, для его матери, для евнухов и для наложниц. В сумме в гареме было 300 комнат, несколько бань, две мечети и женский госпиталь.
Также в третьем дворе находилась тюрьма — кафес, где жили взаперти потенциальные наследники престола, и эндерун, то есть внутренние покои. В разных комнатах эндеруна размещалась дворцовая школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров.
Двор эндерун был сконструирован так, что личные покои султана располагались выше остальных строений, при этом покои правителя находились в самом центре, их окружали помещения, которые использовали ученики школы.
Государственные дела султан вёл из Тронного зала, или Зала аудиенций, который расположен сразу за воротами. Верхняя часть трона покрыта лаком и драгоценными камнями, украшена цветочными мотивами и изображением дракона, который сражается с фантастической птицей симургом, что символизирует храбрость.
Библиотека в этом дворе была построена в 1719 году по указу Ахмеда III на благо учеников дворцовой школы. Центральное помещение библиотеки имеет крышу с куполом, фасад отделан мрамором. Внутри здание украшено керамикой XVI века. Купол и своды отделаны штукатуркой malakâri, характеризующей эру тюльпанов. Дверные и оконные ставни выполнены из слоновой кости, на книжных стеллажах — серебряная отделка.
Другие важные здания третьего двора: Палата сокровищ, где хранились все драгоценности правителя; Сокровищница Эндерун с дворцовыми сокровищами; Тайный павильон — личный особняк турецких султанов с оригинальным дизайном плитки XVI века; самая крупная дворцовая мечеть Агалар, где молились султаны, их жёны, оруженосцы.
Сокровищница Эндерун, или павильон Мехмеда II, также известный как Киоск завоевателя, — одно из старейших зданий Топкапы. Оно было построено в 60-х годах XV века. Остальные строения дворцового комплекса проектировали, отталкиваясь именно от этого павильона. Каменное строение императорской архитектуры имеет просторные террасы и галереи, широкие окна, массивные колонны и камин.
Четвёртый двор
В четвёртом дворе расположился султанский сад, где правители в своё время могли побыть в одиночестве: павильоны Реван, Софа и Багдад, мечеть Софа, башня Башлала, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения.
Зал обрезаний изначально задумывался как летний павильон, но вскоре начал использоваться для проведения церемонии обрезания принцев. Фасад здания покрыт голубой и белой плиткой. Из этого павильона открывается вид на район Стамбула — Галату.
Самое современное здание во всём Топкапы — Павильон медицины, построенный в 1859 году. Примечательно, что проектировал его Саркис Балаян — архитектор дворца Долмабахче, куда вскоре перешли все государственные дела.
Одежда султанов хранилась в отдельном здании — Гардеробной. Это единственное строение в дворцовом комплексе Топкапы, которое не меняло своего названия за всё время существования.
Как добраться
Дворец расположен в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, где Босфор и Золотой Рог впадают в Мраморное море.
До Топкапы можно добраться на трамвае Т1. Ближайшие к дворцу остановки: Sultanahmet и Gülhane istasyonu. От них пешком по указателям.
Поездка на трамвае стоит 2,6 турецкой лиры (≈ 30 руб.) по Istanbulkard или 5 лир (≈ 55 руб.) по электронному билету или жетону.
Стоит учесть, что дворцовый комплекс не отапливается. Возможно, тебе будет некомфортно осматривать его зимой.
Время работы и стоимость посещения
На осмотр огромного комплекса лучше выделить целый день и приходить к самому открытию. Посетить Топкапы можно в любой день, кроме вторника.
В летний сезон, с 15 апреля по 30 октября, музей, гарем и церковь Святой Ирины открыты с 9:00 до 18:45. В зимний сезон они закрываются в 16:45.
Обрати внимание, что внутри помещений фотографировать запрещено. В отдел священных реликвий нельзя заходить в открытой одежде: шорты и майки не подойдут. В выставочных залах запрещены также детские коляски.
В Топкапы работает кафе — пригодится, если пойдёшь сюда на целый день.
Интересные факты
Ежегодно в Топкапы приезжают 2 миллиона туристов, что делает его самой посещаемой достопримечательностью столицы Турции. И это неудивительно — место богато историей, невероятными фактами и величественными постройками эпохи Османской империи.
Дворцы Стамбула ТОП-18: какие посмотреть и как добраться
Стамбул – прекрасный турецкий мегаполис, на территории которого в единое целое сплелись культуры четырех разных эпох и народов – римлян, византийцев, латинян и османов. Каждый из исторических периодов отражался в наименовании города. Прежде, чем стать Стамбулом, он успел побыть Византием, Царьградом и Константинополем. И каждая эпоха оставила свой след во внешнем облике мегаполиса, в его неповторимой архитектуре.
По сути, Стамбул – это огромный музейный комплекс, изучать который можно бесконечно долго, восхищаясь красотой и удивляясь на каждом шагу. Самое пристальное внимание гостей города привлекают величественные дворцы, в стенах которых хранятся тайны великих правителей.
Дворец Топкапы (Topkapı sarayı)
Этот дворец волшебной красоты и невероятных масштабов был возведен в конце 70-х годов 15 века, в период правления падишаха Мехмеда II, став символом падения Константинополя и установления османской власти. Византийский императорский дворец пошел под снос. Новый дворцовый комплекс назван Топкапы неспроста. В переводе на русский это означает «пушечные ворота». Всякий раз, когда правитель выезжал за пределы дворца, стреляли из пушки. По своей сути Топкапы – это миниатюрный городок в большом городе, который занял огромную территорию в 700 000 кв.м. Дворцовая площадь делилась на 4 двора, в каждом из которых были всевозможные постройки, как жилые, так и служебные.
Четко выделить стиль зодчества, к которому относится Топкапы, невозможно. В этом шикарном дворце смешалось несколько архитектурных стилистик, что придает ему особый шарм. На протяжении истории Топкапы частенько страдал от пожаров и землетрясений. Комплекс каждый раз восстанавливали, дополняя новыми постройками и элементами архитектуры. Сегодня в дворцовых стенах, ставших музеем, хранится история 25 османских падишахов.
Пройдя через вход в главный двор, можно увидеть прекрасный фонтан, сконструированный и возведенный в 1728 году. Невероятное впечатление производят густая кипарисовая роща, кухни с богатым собранием старинной фарфоровой посуды, монолитная тюремная башня, коллекция драгоценностей, шикарный гардероб султанов и их жен, произведения ковроткацкого искусства и прочие роскошества.
Как добраться? Так как дворец Топкапы расположен в старом городе — Султанахмет, вы можете дойти до него пешком от остановки трамвая Т1 — Sultanahmet около 6 минут пешком.
Дворец Долмахбахче (Dolmabahçe sarayı)
В историческом районе под названием Бешикташ возвышается монументальный шедевр зодчества – дворцовый комплекс Долмабахче. На его строительство ушло более 13 лет и было потрачено свыше 5 000 000 золотых фунтов. В отделке дворца использовано 40 000 кг серебра и 14 000 кг золота. Этот комплекс был главной султанской резиденцией вплоть до начала 20 века. С середины 20-х до конца 30-х годов 20 столетия дворец считался летней резиденции Кемаля Ататюрка, первого президента Турции, основавшего республиканский строй в стране.
Долмабахче – это символ восхищающей и ослепительной роскоши. Каждый дворцовый зал наполнен уникальными экспонатами. Поражают воображение шикарная хрустальная люстра в холле и лестница из хрусталя, коллекция ювелирных изделий и фарфоровой посуды. В просторном зале Сюфера красуется огромнейшее ковровое полотно 9х10м, выполненное руками иранских мастеров. Интересный экземпляр музея – отлично сохранившаяся шкура медведя, принесенная в дар российским императором Николаем II.
Люстра в холле необычна не только своими размерами, но и происхождением. Это дар британской королевы Виктории. Потолок, к которому прикреплена люстра, поддерживают более полусотни монументальных колонн. На стенах этого же зала размещено 40 живописных полотен Айвазовского, чье творчество очень любил и ценил падишах Абдул-Азиз. Айвазовский получил от султана за свой неповторимый талант бриллиантовый Орден Османа. Но позднее художник демонстративно выбросил этот орден в морскую пучину, протестуя против геноцида армянского народа.
Большое впечатление производит интерьер опочивальни и гарема Абдул-Азиза.
Добраться до дворца Долмабахче можно на трамвае линии Т1, выйдя на остановке Kabataş, а далее пройти пешком.
Дворец Йылдыз (Yıldız sarayı)
Парк при этом уникальном дворцовом комплексе – одно из излюбленных мест для прогулок как у гостей города, так и у местных жителей. Парковая зона восхищает обилием зелени и тропических растений, экзотическими цветами, изысканными по архитектуре дворцовыми павильонами. В центре всего этого великолепия – дворец под названием Йылдыз, что в переводе на русский язык означает «Звезда». От общей парковой площади дворцовый комплекс отделен витиеватой оградой. Дворец, сочетающий в себе различные стили зодчества, является одной из визитных карточек Стамбула и гордостью горожан.
Внешняя красота дворца уходит на второй план при первом взгляде на восхитительное внутреннее убранство. Особенно роскошен интерьер самого большого Церемониального зала. Гостей дворца приводят в восторг «звездный» потолок и шикарный шелковый ковер ручной работы, застилающий напольное покрытие. Интерес вызывает Перламутровый зал со своей входной группой, украшенной россыпью жемчуга.
Интересная особенность дворцового комплекса Йылдыз в том, что в нем нет разделения на мужскую и женскую половины, как это было принято в других дворцах.
До парка Йылдыз можно доехать на трамвае Т1 до остановки Кабаташ, а далее на автобусах 22 или 25Е до остановки Yahya Efendi.
Павильон Мальта (Malta köşkü)
Павильон расположен на территории парка Йылдыз, район Бешикташ. Его второе название — павильон Чадыр (Çadır Köşkü), был построен в 1871 году.
По стечнию обстоятельств, павильон практически не использовался с момента строительства — какое-то время в нем вынужденно находился (скрывался) османский султан Мурад V. А затем, вместе со ссылкой султана Абдулхамита (Sultan Abdülhamit), о павильоне окончательно забыли на 40 лет.
В 1941 году по решению Министерства финансов, здание передали в муниципалитет. Поэтому с 1949 по 1960 год оно использовалось как кондитерская, а с 1960 по 1982 год — как небольшой музей.
С 1995 здание вернулось к муниципалитету и началась его реставрация.
С 1997 года павильон Мальта открылся в качестве кафе, сохранив при этом свои архитектурные особенности и оставшись частью наследия прошлых лет.
Сегодня вы можете посетить его не только в качестве исторического объекта, но и совершить трапезу, почувствовав себя султаном.
До павильона Мальта можно доехать на трамвае Т1 до остановки Кабаташ, а далее на автобусах 22 или 25Е до остановки Yahya Efendi. Совместить его посещение можно с осмотром дворца Йылдыз.
Дворец Бейлербей (Beylerbeyi sarayı)
Шедевром барокканского архитектурного стиля называют дворцовый комплекс Бейлербей, расположенный в азиатской части Стамбула. Белоснежный мраморный дворец окружен шикарным цветущим садом, над которым возвышается воздушный пешеходный мост.
В зелени парка утопает бассейн огромных размеров, территорию украшают изящные скульптуры невероятной красоты. Дворец строился по приказу султана Абдул-Азиза, чтобы стать его летней резиденцией. В его стенах проводили важные собрания, встречи с иностранными послами и другими влиятельными иноземцами. К дверям дворцового комплекса подходит массивный каменный тоннель со сводчатым потолком. Внутри дворец разделен на 6 главных залов и еще 26 помещений различного назначения. В интерьере угадываются как истинно восточные, так и европейские черты.
Массивные люстры из богемского стекла, роскошные ковры ручной работы, уникальные вазоны по периметру залов, удивительные часы, древние египетские циновки на полу – всем этим великолепием встречает Бейлербей своих гостей. А в одном из залов даже установлен огромный фонтан. Он настолько большой, что прекрасно справляется с ролью современного кондиционера.
Доехать до дворца Бейлербеи можно на автобусах 14М и 15F от транспортной остановки, недалеко от метро Кадыкёй. Выйти необходимо на остановке Beylerbeyi Sarayı.
Дворец Маслак (Maslak kasırları)
Этот уникальный архитектурный шедевр вырос на побережье Босфора в 19 столетии. До наших дней в сохранности остались лишь 4 павильона, окруженных густой лесопарковой зоной. В этом лесу когда-то развлекались охотой османские правители, а затем приезжали на отдых в павильоны, декорированные в традиционном восточном стиле.
Каср-ы Хумаюн – это дворец высотой в 2 этажа с просторной мансардой и внушительным балконом. Интерьер украшают прекрасные старинные фрески. Этот павильон считался главным для падишаха – здесь располагались его спальня и кабинет для работы. Теперь этот дворец превращен в самобытный музейный комплекс, в стенах которого можно проникнуться духом прошлого и окунуться в атмосферу османской империи.
Павильон Чадыр Кёшкю уступает предыдущему по внешнему лоску и роскоши. Дворец высотой в 2 этажа выстроен из дерева и имеет восьмиугольную форму. Это прекрасный образец османской деревянной архитектуры.
Павильон Пашалар Даиреси вызывает интерес расположенными в его стенах турецкими банями с потрясающе колоритным, богатым интерьером.
Название последнего четвертого павильона Мабейн-и Хюмайун переводится на русский язык как «личные апартаменты». Именно в этом здании находилась главная султанская резиденция в летний период.
Доехать до павильона Маслак можно на метро линии М2 от площади Таксим до станции Atatürk Oto Sanayi.
Дворец Чираган (Çirağan sarayı)
На европейском побережье Босфора возвышается прекрасное здание гостиничного комплекса «Чираган Палас Кемпински». Это отель 5 звезд, который предоставляет обеспеченным гостям Стамбула самые дорогие номера в мире стоимостью в 15 000 долларов. Каждые апартаменты – это шикарные королевские покои 21 столетия. Гостиничный комплекс дворцового типа восхищает не только уровнем обслуживания и перечнем предоставляемых услуг, но и шикарным интерьером.
Невероятно интересна история возникновения дворца Чираган, который прозвали дворцом мечты падишаха Абдул-Азиза. Воплощение идеи султана было поручено великому зодчему Бальяну, который много путешествовал по арабским землям, досконально изучил мавританский стиль архитектуры и применил свои новые знания и несомненный талант при строительстве дворцового комплекса.
От Чирагана выстроили шикарный мост из мрамора, ведущий ко дворцовому комплексу Йылдыз. Сразу после завершения строительства «дворец мечты» стал новой летней резиденцией правителя, но длилось это недолго: через некоторое время Абдул-Азиз был найден мертвым в своих покоях.
В начале 20 века Чираган сильно пострадал от пожара, выгорев практически дотла. Восстановили исторический памятник лишь к началу 90-х годов. С 1991 года дворец превратился в роскошный отель, но не перестал быть памятником зодчества и одной из самых интересных архитектурных достопримечательностей Стамбула.
Добраться до дворца Чираган можно на автобусе 22 или 25Е от остановки трамвая Кабаташ (Kabataş). Выйти необходимо на остановке Çırağan.
Дворец Кючюксу (Küçüksu kasrı)
Дворец «небесной воды» или Гёксу Касры располагается возле маленькой речки под названием Гёксу, которая несет свои воды к проливу Босфор. Этот дворцовый комплекс – детище именитого зодчего Бальяна, как и многие другие архитектурные шедевры Стамбула, в том числе Долмабахче.
Стилистически Кючюксу относится к традиционному османскому барокко, но в облике и интерьере дворца угадываются некоторые черты рококо. Сооружение высотой в 3 этажа было возведено в середине 19 века. Привлекает внимание деревянная резьба, украшающая фасад здания. Восхищают уникальные элементы дворцовых залов. Это и ковры ручной работы из Ирана, Персии и Турции, и витиеватая барочная лестница, и невероятной величины зеркала, окаймленные эксклюзивными рамами, и шикарные хрустальные люстры, и золотое потолочное покрытие. Стены залов украшены живописными полотнами Айвазовского. Но самая большая ценность Кючюксу – это прекрасный деревянный стол, который падишах сделал собственноручно, не использовав ни одного гвоздя.
Дворец окружен чудесным садом, в котором есть просторный бассейн и построен утонченный фонтан.
Доехать до Кючюксу от транспортной остановки Кадыкей, что рядом с метро, на автобусах 14М и 15F до остановки Sevda Tepesi.
Дворец Ибрагима-Паши (İbrahim Paşa sarayı) — Музей Турецкого и Исламского искусства (Türk ve İslam Eserleri Müzesi)
Дворец Ибрагима Паши
Этот дворцовый комплекс возвышается в центре знаменитой стамбульской площади Султанахмет. Величественный архитектурный ансамбль был преподнесен в дар султаном Сулейманом Великолепным своему другу, соратнику и по совместительству главному визирю государства Ибрагиму-Паше.
Проектировкой дворца в 16 столетии занимался талантливый зодчий Синан-Ага, который является автором другого шедеврального строения – мечети Михримах-Султан. В резиденции Ибрагима-Паши побывало немало именитых гостей. После его смерти комплекс перешел к следующему великому визирю. В его стенах встречали иностранных послов, проводили важные светские мероприятия.
В конце 30-х годов 20 века дворец приобрел статус музея – в его залах собрали коллекцию экспонатов, относящихся к турецкому и османскому искусству. Здесь выставлены невероятно дорогие и красивые ювелирные украшения, редчайшие драгоценные камни, старинные рукописи, изысканная керамика и многое другое. Туристический поток к дверям музея не иссякает.
Дворец Ибрагима Паши расположен у площади Ипподром, транспортный ориентир — остановка трамвая Т1 — Султанахмет (Sultanahmet).
Влахернский дворец/Текфур (Blacherna sarayı/Tekfur sarayı)
Этот дворцовый комплекс, относящийся ко временам Византии, расположен неподалеку от бухты Золотой Рог. Возведен архитектурный шедевр был в конце 5 – начале 6 столетия, в период правления императора Анастаса. Сначала дворец был лишь периодической резиденцией, но позднее государственные правители обосновались в нем на постоянной основе. После этого комплекс начал активно расстраиваться. В результате появился целый дворцовый квартал под названием «Златоверхий дворец».
Все гости дворца, входившего в него впервые, изумлялись невероятным убранством и роскошью. Драгоценные камни, посуда из золота, пышные одеяния, отделка мрамором поразили воинов-крестоносцев, прибывших во Влахерны в 1204 году с целью захвата.
Когда Константинополь был взят османами, квартал пришел в полнейший упадок. К настоящему моменту лишь монументальные развалины напоминают о былой красоте и величии комплекса.
Этот дворец относится к византийскому периоду. Когда-то он был частью константинопольского административного комплекса Влахерны, в состав которого входило свыше десятка важных построек. Из всех этих зданий, дошедших до наших дней, лучше всего сохранился Текфур – именно по нему можно судить о традиционной стилистике византийских зодчих. Когда-то этот дворец играл роль главной резиденции императора, но после падения Константинополя османские завоеватели разграбили его, а в пустующих стенах оборудовали зверинец, выказывая пренебрежение к прошлым «хозяевам» города. Императорские залы заняли хищные звери – тигры, гепарды, львы, гиены.
Позднее Текфур переоборудовали под мастерские, в которых ремесленники занимались изготовлением посуды из глины.
К 21-му столетию от некогда шикарного дворца остались только кирпичные стены. Но по высоким проемам в форме арок, по сохранившимся в отделке утонченным орнаментам, по изысканным наличникам можно понять, что этот комплекс был шедевром архитектурного искусства.
Добраться до дворца-музея Текфур можно от транспортной остановки, недалеко от пристани Эминёню, на автобусах 48Е, 99 и 99Y. Выйти необходимо на остановке Балат (Balat).
Павильон Ыхламур (Ihlamur kasrı)
В зеленой парковой зоне в окружении вековых лип возвышаются два прекрасных дворца, входящих в единый комплекс под названием Ыхламур, что в переводе на русский язык означает «Дворец под липами». Возведен комплекс по инициативе падишаха Абдул-Меджида. Руководил строительством неизменный султанский зодчий Н. Бальян. Первый дворец Мерасим был предназначен для церемоний и встреч с иностранными послами и гостями. Здание высотой в один этаж возведено из мрамора в сочетании с белоснежным песчаником. В его внешнем облике и интерьере переплелись черты европейского и османского зодчества.
Второй дворец Майет, поделенный на 4 огромных залы, был предназначен для султанского гарема и слуг. Внутреннее убранство павильона роскошно. Залы оформлены в исконно турецком стиле.
К настоящему моменту дворцовый комплекс отреставрирован и носит статус музея. В его стенах собрана уникальная коллекция экспонатов.
Вы можете доехать до павильона Ыхламур от площади Таксим на метро линии М2 до станции Османбей, а затем, прогуляться до павильона пешком около 15 минут, попутно осмотрев мечеть Тешвикие (Teşvikiye camii).
Дворец Адиле-Султан (Adile Sultan kasrı)
Дворец Адиле Султан
Этот дворцовый комплекс, расположенный в азиатской части Стамбула, еще один шедевр зодчих Бальянов. Возводилось произведение архитектурного искусства по приказу султана Абдул-Меджида, который решил преподнести шикарный подарок своей сестре Алиде. Когда-то на территории, выделенной под строительство, стоял другой дворец, преподнесенный в дар все той же Алиде другим старшим братом Абдул-Меджидом. Но Абдул-Азиз решил во что бы то ни стало превзойти прежние масштабы. В результате на месте старого павильона вырос новый шикарный комплекс. На площади свыше 5,5 тысяч кв.м. располагалось более 60 комнат и помещений различного назначения.
Адиле-Султан была не просто членом османской династии. У женщины был признанный поэтический талант. Красавица пользовалась особым почтением у влиятельных родственников. Только у нее одной из всех женщин рода была личная резиденция. По завещанию поэтессы эта резиденция позже перешла женскому лицею.
В середине 80-х годов 20 века дворец Адиле-Султан был практически уничтожен пожаром. Восстановительные работы начались только в 2006 году. Часть денег для реконструкции архитектурного памятника выделил богатый благотворитель Сабанджи, а недостающие средства были взяты из Фонда лицеисток-выпускниц.
Теперь в дворцовых стенах открыто крупное культурно-образовательное учреждение, носящее имя миллиардера-мецената Сабанджи. В историческом здании проводятся не только важные научные собрания и конференции, но и церемонии бракосочетания влиятельных знаменитостей. А также дворец нередко становится местом для киносъемок.
Доехать до дворца Адиле Султан можно от пристани Ускюдар. Для этого садимся на автобус С117 и едем до остановки Validebağ, от которой до павильона около 5 минут пешком.
Дворец Эсмы Султан (Esma Sultan kasrı)
Дворец Эсмы Султан
Любой дворцовый комплекс Стамбула окружен легендами о его прежних жителях. Дворец Эсмы-Султан – не исключение. Прекрасная османская принцесса была дочерью падишаха Абдул-Гамида I. У султана было 9 дочерей, но именно Эсма оставила след в истории. Образ восточной красавицы, которая, по слухам, была очень своенравной и экстравагантной, увековечен во многих литературных произведениях и шедеврах кинематографа.
Дворец Эсмы-Султан высотой в 3 этажа – памятник архитектуры «золотого века» Стамбула. К настоящему моменту комплекс полностью отреставрирован. Его восстановление шло в строгом соответствии с исходным проектом. Интерьер оформлен достаточно современно, в отделке превалирует стекло и сталь. Теперь это здание перешло в собственность компании, владеющей сетью фешенебельных отелей Marmara. В его стенах часто проводят официальные государственные встречи и торжества.
До квартала Ортакёй вы можете доехать от площади Таксим (остановка Taksim) на автобусе DT1 до остановки Kabataş Erkek Lisesi или на автобусах 40Т и 42Т от остановки Park Otel до остановки Ortaköy.
Айналы Кавак (Aynalıkavak kasrı)
Этот роскошный дворец возвышается в историческом квартале Хаскей, на самом побережье Золотого Рога. Когда-то здесь был выстроен огромный комплекс под названием Айналы Кавак, но от былого великолепия 17-19 веков сохранилось лишь одно дворцовое здание, относящееся к памятникам классического османского зодчества.
С середины 80-х годов 19 века в стенах Айналы Кавак функционирует музей. Ранее дворец носил другое наименование – Терзане. Переименованию его способствовало необычное интерьерное украшение – огромные зеркала из Венеции, придающие дворцовым залам неповторимый колорит. Из-за этих высоких зеркальных полотен дворец стал называться Айналы Кавак («Зеркальные тополя»). На цокольном уровне здания представлена экспозиция национальных музыкальных инструментов. Такая необычная выставка собрана в память о султане Селиме III, который был не только грамотным управленцем, но и талантливым музыкантом. Он сам сочинял музыку и внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры Османской империи.
Добраться до павильона Айналыкавак можно от площади Таксим (остановка Таксим тунель) на автобусах 36Т или 54HT до остановки Deniz Hastanesi. Пешком до павильона около 15 минут пешком.
Буколеон (Bukoleon sarayı)
Руины дворца Буколеон
Еще один памятник архитектуры византийского периода – дворец Буколеон, выстроенный на вершине холма, на самом побережье Мраморного моря. Относится этот шедевр зодчества к 5 веку, ко временам правления императора Феодосия II. К настоящему времени от Буколеона («Лев и бык»), носившего некогда названием Хормисадес, остались лишь руины.
Известно, что комплекс был переименован при Юстиниане. Ученые предполагают, что дворец получил новое имя в честь скульптурных композиций льва и быка, возведенных на побережье, перед главными воротами. Теперь эти статуи хранятся в залах Музея Истории в Стамбуле.
Каждый новый император вносил изменения в облик дворца. Так, при Феофане у здания появилась красивая терраса, а также была благоустроена летняя площадка. Но воины-крестоносцы, напавшие на город, сильно разрушили дворец «Быка и льва». Восстанавливать его после этого уже не стали.
При строительстве железнодорожных путей руины дворца пришлось частично разобрать, большую часть ценного строительного материала растащили по домам местные жители. До наших дней дошла лишь одна стена с окнами, напоминающая об эпохе Византии.
Руины дворца Буколеон находятся ближе к морю, в самом низу старого города Султанахмет. Чтобы выйти по направлению к бывшему дворцу, пройдите вниз по дороге, что отходит от Обелиска Константина на площади Ипподром, вниз, по направлению к набережной.
Павильон Хидив (Hidiv köşkü)
Павильон возвышается в Бейкозе среди просторной рощи площадью около 110 га над районом Чубуклу. Дворец Хедив (Hidiv Kasrı) или дворец Чубуклу был бывшей резиденцией хедива Аббаса II из Египта и Судана.
Павильон Хидив был построен по приказу Главного визиря Аббаш Хильми Паша в 1907 году в районе Чубуклу. Здесь он жил со своей семьей в то время, как закончил службу в Египте (где был на должности современного губернатора — hidiv).
Аббас II (годы правления 1892-1914) прикладывал все усилия для улучшения отношений с османами. Он ни единожды посещал Стамбул, и в один из своих приездов приказал выстроить летнюю резиденцию на Босфоре. При строительстве зодчие вдохновлялись итальянскими виллами эпохи Возрождения, но учитывали особенности неоклассической османской архитектуры. Проект был придуман и воплощен в жизнь итальянцем Дельфо Семинати в 1907 году. Общая площадь дворца составляет 1000 кв.м.
Когда Египет получил независимость от Османской империи, Аббас Хилми Паша, последний османский губернатор Египта, был уволен с должности хедива после разговора с султаном Мехметом Решатом V, 35-м падишахом империи и сыном султана Абдулмеджида. Затем Аббас со своей семьей поселился в Хидив Касри в Стамбуле.
Окруженное мраморными террасами трехэтажное строение имеет форму квадрата с восточной стороны, а южная и северо-западная части выполнены в форме полумесяца. Привлекает внимание высокая башня здания. В центре главного входа в Хидив Касры находится мраморный фонтан, струи воды из которого бьют до самой крыши. Помимо него вокруг павильона есть множество других фонтанов и бассейнов. Хидив Касры славится на всю страну уникальным розарием, самым крупным в Стамбуле.
В 1930-м году Аббаш Хильми Паша покинул Стамбул и павильон был приобретен Стамбульским муниципалитетом. Какое-то время он стоял закрытым и не использовался.
В 1982 году павильон начали реставрировать, закончив через два года и открыли в его помещениях кафе и ресторан.
Фактически, это прекрасная возможность посмотреть на архитектуру почти 115-летней давности, полюбоваться великолепными видами и позавтракать в необычной обстановке.
До павильона Хидив ехать достаточно далеко, поэтому имеет смысл посетить его вместе с дворцом Кючюксу. От дворца Кючюксу можно доехать до павильона Хидив за 20 минут на автобусах 15, 15A, 15F или 15P до остановки Sahil Boyu, откуда до Хидив около 10 минут пешком. Обратно можно уехать до пристани Ускюдар на автобусах 15 или 15Р до остановки Üsküdar Cami Önü (находится напротив пристани). А далее уплыть на пароме в Эминёню, если вы остановились на Европейской стороне.
Павильон Бейкоз (Beykoz Mecidiy kasrı)
Строительство павильона Бейкоз началось по приказу Мехмеда Али-паши, губернатора Египта, в 1845 году. Проект составлен Нигогосом и Саркисом Баляном. После смерти губернатора в 1854 году строительные работы были завершены по приказу его сына. Павильон был преподнесен в качестве подарка султану Абдулмеджиду, поэтому его также называют павильоном Меджидие.
Постройка расположена на вершине парка с ландшафтным дизайном и многоуровневыми террасами, начинающимися со стороны моря. Вначале султан использовал павильон в качестве временной резиденции во время поездок в этом районе, но позже здесь принимали иностранных государственных деятелей и послов. Хотя здание должно было быть имперским, пригородное расположение привело к тому, что оно было предназначено для государственных служб в период Османской империи и затем стало приютом для сирот.
В последующие годы в павильоне была открыта лечебница. В 1963 году в здании разместился туберкулезный исследовательский госпиталь. В 1999 году историческая постройка была передана Главному управлению национальных дворцов, и после реставрационных работ ее открыли для публики как музей.
Двухэтажное здание с симметричным планом и фасадом в неоклассическом стиле выполнено в виде большого центрального зала, окруженного комнатами. На изображениях павильона, сделанных во время правления султана Абдулхамида II, видно его богатое убранство с позолоченной мебелью, вазами Baccarat и большими хрустальными люстрами.
Камни, использованные на фасаде этого павильона, были привезены из Италии. В павильоне с мраморным интерьером нет кухни и ванной, так как он не предполагался для постоянного проживания.
В саду есть беседка для отдыха, известная как «Горный хамам (древняя турецкая баня)». Ее внутренние стены покрыты раковинами устриц. Устричными ракушками также украшены искусственная пещера в саду и две куполообразные комнаты.
Павильон Авраама Паши (Beykoz Cam ve Billur Müzesi)
Расположенная в районе Бейкоз на азиатской стороне Стамбула и простирающаяся от холмов между Бейкозом и Пашабахче до Ривы роща, которая восходит к временам правления султана Абдулгамида II, была спроектирована французскими ландшафтными архитекторами вместе с павильонами, бассейнами, театрами и скворечниками. Роща Бейкоз одна из крупнейших на Босфоре. Сегодня здесь есть две большие пещеры, пять бассейнов и руины дворца.
Территория, на которой расположен социальный объект Beykoz Grove, принадлежала знаменитому османскому визирю Аврааму-паше и использовалась для охоты. Несколько растений и деревьев, которых раньше не видывали в Стамбуле, были привезены и посажены в роще.
Авраам-паша, первоначально Авраам Эрамян (1833 — 1918), был османским государственным служащим и дипломатом армянского происхождения. Сын армянского банкира, он был близким другом султана Абдулазиза. Он свободно говорил на турецком, арабском и французском языках и был видным деятелем высшего общества Пера в Стамбуле.
1883 год ознаменовался началом финансового упадка Паши, он был разорен и не мог выплатить долги. Авраам-паша был вынужден передать свои вложения на бирже и все свое имущество Османскому банку в 1898 году. Его личное имущество было продано банком в 1919 году биржевому маклеру по имени Манук Манукян.
Муниципалитет Стамбула восстановил это место в соответствии с его первоначальной исторической структурой в октябре 2006 года и ввел его в эксплуатацию как социальный центр Beykoz Grove, рассчитанный на размещение 1000 человек. Площадь открытого участка 2783 м2, также имеется ресторан площадью 711 кв.м. В социальном центре Beykoz Grove проводятся различные встречи официального и неофициального характера, а также свадебные церемонии.