Что такое статьи дохода
Что такое статьи дохода
Ст. 20 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 251-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).
БК РФ Статья 20. Классификация доходов бюджетов
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:
1) кода главного администратора доходов бюджета;
2) кода вида доходов;
3) кода подвида доходов;
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.
4. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1) налоговые и неналоговые доходы:
налоги на прибыль, доходы;
(см. текст в предыдущей редакции)
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
страховые взносы на обязательное социальное страхование;
(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
доходы от внешнеэкономической деятельности;
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
платежи при пользовании природными ресурсами;
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
административные платежи и сборы;
штрафы, санкции, возмещение ущерба;
(см. текст в предыдущей редакции)
поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
прочие неналоговые доходы;
2) безвозмездные поступления:
безвозмездные поступления от нерезидентов;
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
поступления (перечисления) для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 263-ФЗ)
доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
прочие безвозмездные поступления.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
7. Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
8. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации;
3) бюджеты муниципальных районов;
3.1) бюджеты муниципальных округов;
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
4) бюджеты городских округов;
4.1) бюджеты городских округов с внутригородским делением;
(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) бюджеты городских поселений;
(пп. 6 в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1) бюджеты сельских поселений;
(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
6.2) бюджеты внутригородских районов;
(пп. 6.2 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
9. Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.
Министерство финансов Российской Федерации утверждает:
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
общие требования к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Бухгалтерский и налоговый учет доходов: шпаргалка для бухгалтера
Бухгалтеры, особенно начинающие, не всегда могут понять, какие доходы являются для компании обычными, а какие прочими. Как следствие, нет полной ясности, по какому счету (90 или 91) необходимо отразить выручку в каждом конкретном случае. Будем разбираться по порядку.
Доходы, полученные организацией, согласно нормам законодательства о бухгалтерском учете, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Организациям предоставлено право самостоятельно квалифицировать доходы, учитывая их характер, условия получения, а также направление деятельности организации.
Коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, информацию о доходах должны формировать, руководствуясь Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6. 05.1999 № 32н (далее — ПБУ 9/99).
Доходом организации в соответствии с пунктом 2 ПБУ 9/99 признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации. Между тем не все полученные организацией денежные средства и имущество могут быть признаны доходом организации. Не признаются доходами организации вклады участников (собственников имущества). В соответствии с пунктом 3 ПБУ 9/99 не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
Критерии отнесения поступлений в состав доходов от обычных видов деятельности определяются организацией самостоятельно и закрепляются в учетной политике компании.
Критерий существенности, используемый организацией для классификации доходов, также закрепляется в учетной политике (обычно применяется 5%).
По сути, доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Соответственно, все иные поступления, отличные от выручки, в том числе возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности организации, считаются прочими доходами.
Условия признания выручки от обычных видов деятельности в бухучете
Выручка от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций, признается при одновременном выполнении лишь трех условий:
Сумма выручки от обычных видов деятельности, а именно от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, при признании в бухгалтерском учете отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для учета поступления активов, признаваемых выручкой, предусмотрен субсчет 90–1 «Выручка», записи на котором производятся накопительно в течение отчетного года.
Пример. В 2018 году Организация получила выручку от продажи товаров в сумме 1 770 000 руб. (в том числе НДС — 270 000 руб.). Себестоимость проданных товаров составила 900 000 руб., расходы на продажу товаров — 255 000 руб.
В учете необходимо сделать следующие проводки:
Прочие доходы в бухгалтерском учете
К счету 91 «Прочие доходы и расходы» рекомендуется открывать следующие субсчета:
Учет на счете 91 ведется следующим образом. Накопительно в течение отчетного года производятся записи по субсчетам 91–1 и 91–2. Каждый месяц определяется сальдо прочих доходов и расходов сопоставлением оборотов по дебету субсчета 91–2 и кредиту субсчета 91–1, которое затем списывается с субсчета 91–9 на счет 99 «Прибыли и убытки». То есть счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы», за исключением субсчета 91–9, закрываются внутренними записями на субсчет 91–9. По счету 91 следует вести аналитический учет по каждому виду прочих доходов и расходов таким образом, чтобы была возможность выявления финансового результата по каждой операции.
О том, в каком порядке признаются в бухгалтерском учете организации прочие доходы, сказано в пункте 16 ПБУ 9/99. При выполнении всех пяти установленных условий для признания выручки, прочие поступления признаются в бухгучете в следующем порядке:
Пример. Организация заключила договор аренды, по условиям которого она передает в аренду принадлежащее ей оборудование сроком на 1 месяц. Предоставление имущества в аренду не является для организации основным видом деятельности. Стоимость аренды — 36 580 руб., в том числе НДС 18% — 5580 руб. Указанная сумма перечислена на расчетный счет организации по окончании срока аренды. Расчеты с арендатором организация ведет на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
— Дебет 76 Кредит 91–1 «Прочие доходы» — 36 580 руб. — начислена арендная плата;
— Дебет 91–2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» — 5580 руб. — начислена сумма НДС по арендной плате;
— Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76–36 580 руб. — поступила на расчетный счет сумма арендной платы.
Срок полезного использования, установленный организацией при принятии автомобиля к учету, — 5 лет, фактический срок эксплуатации до момента продажи — 3 года.
Амортизация начислялась линейным способом, сумма начисленной амортизации — 202 176 руб. Остаточная стоимость автомобиля — 134 784 руб.
— Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 91–1 «Прочие доходы» — 172 280 руб. — учтена задолженность покупателя за проданный автомобиль;
— Дебет 91–2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 26 280 руб. — начислен НДС с суммы реализации;
— Дебет 01–2 «Выбытие основных средств» Кредит 01–1 «Основные средства в организации» — 336 960 руб. — отражено выбытие автомобиля в результате продажи;
— Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 01–2 «Выбытие основных средств» — 202 176 руб. — списана сумма амортизации, начисленной за время эксплуатации автомобиля;
— Дебет 91–2 «Прочие расходы» Кредит 01–2 «Выбытие основных средств» — 134 784 руб. — списана остаточная стоимость проданного автомобиля;
— Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») — 172 280 руб. — поступили денежные средства от покупателя;
— Дебет 91–9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 «Прибыли и убытки» — 11 216 руб. — отражена прибыль от продажи автомобиля.
Пример. Организация-заимодавец предоставила организации-заемщику 1 июля 2018 года заем в денежной форме в сумме 326 000 руб. сроком на 1 месяц. Процентная ставка по договору займа составляет 14% годовых. Условиями договора займа определено, что проценты по договору уплачиваются одновременно с возвратом суммы займа.
В бухгалтерском учете организации-заимодавца операции по предоставлению займа и начислению процентов будут отражены следующим образом:
Классификация доходов в налоговом учете
Расшифровки понятия «экономическая выгода» не дает ни ПБУ 9/99, ни НК РФ. Этот термин содержится в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров РФ 29.12.1997. В соответствии с пунктом 7.2.1 Концепции будущие экономические выгоды представляют собой потенциальную возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:
Таким образом, перечень доходов от обычных видов деятельности в бухучете и доходов от реализации в целях налогообложения прибыли может быть сформирован одинаково, за исключением доходов от участия в уставных капиталах других организаций.
В состав внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли относятся доходы, не признаваемые доходами от реализации. Перечень внереализационных доходов достаточно большой. Тем не менее формулировка, данная в статье 250 НК РФ, о том, что «внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы. », позволяет сделать вывод, что перечень остается открытым. Не следует забывать и о том, что не все денежные средства и имущество, полученные организацией, могут быть признаны ее доходом в целях налогового учета (ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль).
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, значительно шире перечня доходов, не признаваемых доходами в бухгалтерском учете. Это приводит к тому, что некоторые доходы будут учитываться при определении бухгалтерской прибыли, но не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В такой ситуации следует руководствоваться ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, устанавливающим порядок отражения и учета разниц, возникающих между данными бухгалтерского и налогового учета.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Составляем статьи доходов и расходов в управленческом учете
Статья продолжает серию публикаций про управленческий учет. Все термины есть в первом материале, возвращаться к ним не буду.
Чтобы использовать большую часть рекомендаций на практике, нужна CRM или учетная система. Excel не подойдет.
Статьи доходов /расходов — справочники доходов и расходов компании, разбитые по категориям. Нужны, чтобы составлять отчет «О прибылях и убытках (P&L)». Открываем отчет и если какие-то цифры вызывают вопросы, погружаемся в категории и начинаем искать проблемы.
Работает принцип «разделяй и властвуй». Когда видишь доходы
и расходы по категориям и статьям, можешь углубиться в проблему
и решить ее. Классический бухучет показывает общий убыток (прибыль) компании широкими мазками, но не позволяет проанализировать его структуру и найти точки роста.
Справочник доходов у нас разбит на статьи по типам основных продуктов. Например, услуги по внедрению Битрикс24, лицензии Битрикс 24, продажа собственных модулей, продажа через партнеров и т.д. Из практики сделал вывод, что статьи доходов нужно разбивать по продуктам, которые сильно отличаются по прибыльности, форме и скорости оказания услуг.
Не рекомендую дробить слишком сильно, иначе будет сложно анализировать. Более детальная аналитика по доходам может строиться на базе анализа продаж конкретных номенклатур из товарного справочника, а также рентабельности в разрезе сделок из CRM.
СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
Смотреть что такое «СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА» в других словарях:
СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА — отдельные позиции, строки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы доходов и расходов. Суммарные доходы бюджета складываются из сумм доходных статей, а суммарные расходы из сумм расходных статей … Энциклопедический словарь экономики и права
статьи доходов и расходов бюджета — отдельные позиции, строчки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы доходов и расходов. Суммарные доходы бюджета складываются из сумм доходных статей, а суммарные расходы из расходных статей … Словарь экономических терминов
СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ — (англ. income and expenditure budget) – документ, на основе которого производится финансирование бюджетного учреждения и отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. С.д. и р. бюдж. учр ния составляется в соответствии … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Дефицит бюджета — (Deficit budget) Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета, государственные заимствования Содержание Содержание Источники финансирования дефицита бюджета Внутренние источники Внешние… … Энциклопедия инвестора
Налог с доходов физических лиц — Подоходный налог основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Противники подоходных налогов часто… … Википедия
Неналоговые доходы федерального бюджета — 1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет: (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63 ФЗ) доходов от использования имущества, находящегося в… … Официальная терминология
Расходы бюджета — (англ. budget overheads /expenses) в бюджетном законодательстве РФ денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Р.б. регулируются правилами разд. III ч. 2 БК РФ*. Формирование… … Энциклопедия права
расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и Местного самоуправления. * * * (англ. budget overheads /expenses) в бюджетном законодательстве РФ денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение… … Большой юридический словарь
БЮДЖЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ — NATIONAL BUDGETЗакон о бюджете, учете и отчетности от 10 июня 1921 г. (42 Stat. 20; 31 U.S.C. 11 16) определил, что президент Соединных Штатов будет передавать Конгрессу для утверждения проект годового бюджета Соединенных Штатов, а также иную… … Энциклопедия банковского дела и финансов
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ — (англ. budget classification) – законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Основные статьи доходов и расходов.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
· федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
· таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
· государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
· Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
· доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
· доходы от реализации государственных запасов;
· доходы от продажи земли и нематериальных активов;
· поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
· административные платежи и сборы;
· штрафные санкции, возмещение ущерба;
· доходы от внешнеэкономической деятельности
На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:
1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;
4. По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
1. По роли в общественном производстве:
· Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
· Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
· Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
2. Общественному назначению:
· Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
· Расходы на социально-культурные нужды;
· Расходы на управление.
3. Отраслям производства:
· В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
· В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.
4. Целевому назначению.
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
· средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
· трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
· ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
· ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
· бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
· субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
· инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
· бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
· кредиты иностранным государствам;
· средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
· обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
· функционирование федеральной судебной системы;
· осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
· национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
· государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
· государственная поддержка атомной энергетики;
· ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
· исследование и использование космического пространства;
· содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
· формирование федеральной собственности;
· обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
· компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
· пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
· проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
· федеральная инвестиционная программа;
· обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
· обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
· финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
· официальный статистический учет;
Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
· государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
· обеспечение правоохранительной деятельности;
· обеспечение противопожарной безопасности;
· обеспечение социальной защиты населения;
· обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
· обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
· развитие рыночной инфраструктуры;
· обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
· обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
· обеспечение деятельности средств массовой информации;
· финансовая помощь другим бюджетам;
· прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.