Что такое статические и динамические испытания
Статические и динамические испытания мостовых кранов
Грузоподъемные краны должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации.
Техническое освидетельствование
Грузоподъемные краны должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации.
Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации крана, в случае отсутствия которого техническое освидетельствование проводится согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №533 от 12.11.2013 г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
Техническое освидетельствование имеет целью установить, что:
Грузоподъемные краны в течение срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
Внеочередное полное техническое освидетельствование мостового крана должно проводиться после:
При полном техническом освидетельствовании кран подвергается:
При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания кранов не проводятся.
Статические испытания
Статические испытания мостовых кранов проводят с целью проверки конструктивной пригодности крана и его сборочных единиц.
Статические испытания проводят для каждого грузоподъемного механизма и, если это предусмотрено в паспорте крана, при совместной работе грузоподъемных механизмов в положениях и вариантах исполнения, выбранных таким образом, чтобы усилия в канатах, изгибающие моменты и (или) осевые усилия в основных элементах крана были наибольшими.
Статические испытания проводятся с нагрузкой (по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности) – 125%. При этом масса контрольных грузов не должна отличаться от необходимой массы более чем на 3%.
Статические испытания мостового крана проводятся следующим образом. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) – в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста, делается первая высотная засечка положения одного из поясов главной балки (с помощью металлической струны, оптическим прибором или лазерным дальномером). Затем контрольный груз поднимают краном на высоту 50–100 мм, делают вторую высотную засечку положения того же пояса главной балки, и кран выдерживается в таком положении в течение 10 минут. В случае обнаружения произвольного опускания поднятого груза испытания прекращают и результаты их признаются неудовлетворительными.
По истечении не менее 10 минут груз опускается, после чего делается третья высотная засечка положения того же пояса главной балки. Если значение третьего измерения совпало с первым, остаточная деформация моста крана отсутствует и испытания прошли успешно.
При наличии остаточной деформации (отсутствия равенства первого и третьего проведенных измерений), явившейся следствием испытания крана грузом, кран не должен допускаться к работе до выяснения специализированной организацией причин деформации и определения возможности его дальнейшей работы.
Статические испытания мостовых кранов
Динамические испытания
Динамические испытания мостовых кранов проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия его механизмов и тормозов.
При динамических испытаниях мостового крана производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации крана.
Динамические испытания мостовых кранов
Статическое и динамическое испытание крана
По истечении 10 минут груз опускается, проверяется отсутствие остаточной деформации моста. При наличии остаточной деформации, явившейся следствием испытания крана грузом, кран не должен допускаться к работе до выяснения причин деформации и определения возможности дальнейшей работы крана. При статическом испытание определяется надежность тормоза механизма подъема (в течение 10 минут груз не должен опуститься на землю).
Кран выдержавший статические испытания допускается к динамическим испытания.
Динамические испытания крана проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют проверку действия его механизмов.
При динамических испытаниях кранов (кроме кранов кабельного типа) производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана.
У крана, оборудованного двумя и более механизмами подъема, должен быть испытан каждый механизм.
Погрузка и разгрузка транспортных средств
Укладку груза в автотранспорт, полувагоны и на платформы производить без нарушения равновесия согласно установленной технологической схеме. Поднимать и опускать груз разрешается только при отсутствии людей на транспортном средстве и в кабине. В местах выполнения разгрузки и погрузки для удобства и безопасной работы стропальщика должны быть оборудованы стационарные эстакады (площадки) с настилом на одном уровне с бортом полувагона или автомашины.
Экзаменационный билет № 16
Маркировка стропов
Универсальные канатные стропы изготавливают в двух исполнениях: УСК1 – двухпетлевые и УСК2 – кольцевые.
Ветвевые канатные стропы в зависимости от числа ветвей имеют четыре исполнения: 1СК; 2СК; 3СК; 4СК.
Цепные стропы изготавливают в следующих исполнениях: УСЦ-1; УСЦ-2; 1СЦ – 4СЦ.
Грузовые стропы на текстильной основе имеют следующие исполнения:
ветвевой строп СТП;
ветвевой петлевой с одним металлическим звеном СТ1З;
ветвевой петлевой с двумя металлическими звеньями СТ2З;
одноветвевое строповочное устройство 1СТ;
двухветвевое строповочное устройство 2СТ;
треветвевое строповочное устройство 3СТ;
четырехветвевое строповочное устройство 4СТ.
1СК – 5,0/1800 – одноветвевой строп канатный грузоподъемностью 5 т с длиной ветви 1800 мм;
УСК1 – 3,2/3000 – универсальный строп канатный исполнения 1, грузоподъемностью 3,2 т, длиной 3000 мм.
Правила перемещения длинномерных грузов
При перемещении длинномерного груза необходимо использовать для разворота и сопровождения специальные оттяжки, багры и крючья. Строповку производить не менее чем в двух местах. Правильность строповки, подъема, транспортирования описано в технологических картах. Для строповки применяют: торцевые захваты, балочные траверсы, клещевые захваты, кольцевые стропы. Подъем производят в два приема.
Определение массы груза
1. Визуально (на глаз)
2. По формуле объемов. Чтобы определить массу груза необходимо знать его геометрические параметры. Зная геометрические параметры можно определить объем груза. Чтобы определить массу груза объем груза нужно умножить на удельную массу материала.
3. По перечню грузов
4. По маркировке на грузе
Кто должен быть допущен к работе в качестве стропальщика
К выполнению работ в качестве стропальщика допускаются лица, достигшие 18 – летнего возраста, прошедшие медицинскую комиссию (годные по медицинским показаниям), прошедшие обучение в специализированных учебных заведениях, сдавшие квалификационный экзамен в присутствии инспектора Ростехнадзора, прошедшие стажировку и назначенные приказом по предприятию
Кантовка грузов
Кантовкой называют операцию по поворачиванию или переворачиванию груза относительно его первоначального положения. Кантовка грузов кранами – сложная, ответственная операция, выполнение которой поручается наиболее опытным стропальщикам.
Кантовка основана на принудительном смещении центра тяжести груза. Когда центр тяжести выходит за пределы опорной поверхности, груз переворачивается и падает на другую плоскость.
В момент опрокидывания груза стропы ослабевают, а затем снова натягиваются причем в наклонном положении. Это приводит к рывкам, которые невозможно устранить полностью, так как скорость падения груза всегда превышает скорость механизмов крана.
Кантовка груза производится на специальных кантовальных площадках или специально отведенных местах по заранее разработанной технологии, определяющей последовательность выполнения операции, способ строповки груза и указания по безопасному производству работ.
Площадки имеют амортизирующую поверхность для смягчения ударов при броске и предохранения грузов от поломки. Кантовальные площадки, как правило, не должны иметь стационарных ограждений, так как они мешают в работе и могут послужить причиной несчастного случая. Во время кантовки могут использоваться специальные кантовальные приспособления: подставки, призмы, угольники, струбцины, балки для крепления угольников.
На кантовальных площадках должны быть вывешены схемы кантовки грузов. Стропальщик должен находиться на безопасном расстоянии сбоку от кантуемого груза. Производить кантовку на предельной грузоподъемности крана запрещается.
Экзаменационный билет № 17
Экзаменационный билет № 18
Экзаменационный билет № 19
Испытание свай – динамические и статические способы
Еще задолго до начала строительства капитального сооружения производится целый комплекс мероприятий, обеспечивающих правильный выбор и дальнейшие расчеты конструктивных элементов, в частности, фундаментов. Испытание свай выполняется на этапе инженерных изысканий и контрольных проверок в период строительства. В процессе работ определяется несущая способность и возможные деформации, после чего данные сверяются с расчетными показателями, указанными в проектной документации. При необходимости, производится корректировка типа и габаритов свай, а также технологии их заглубления.
Общие положения
Полевые испытания свай проводятся до начала их массовой установки. Основным документом, регламентирующим порядок работы, является ГОСТ 5686-2012. На него ссылаются СНиП и СП, определяющие правильность расчетов и устройства свайных фундаментов.
Следует отметить, что данный государственный стандарт не охватывает грунтовые породы:
Рассматриваемый ГОСТ не имеет ничего общего с исследованиями, проводимыми в целях определения выносливости свай при возникновении сейсмических или нетипичных динамических нагрузок, появляющихся в процессе эксплуатации объекта.
Испытание грунта производится сваями:
Соответствующие СНиП и ГОСТ допускают динамические и статические варианты испытания грунтов сваями. В процессе проверки определяется неоднородность погружения свай, а также зависимость их подвижек от временных факторов и нагрузок. Площадки и число точек испытаний определяется проектом, учитывающим наиболее характерные места застраиваемой территории.
Техническим заданием на проведение испытательных работ является специально составленная программа полевых испытаний.
Особенности динамических испытаний
Под динамическими нагрузками понимают воздействие ударов или вибраций на забивную сваю. Такой метод дешевле и проще статического варианта испытания, но он не подходит для винтовых и буронабивных свай.
Следует отметить, что динамические испытания свай выполняют после их заглубления и «отдыха», продолжительность которого находится в зависимости от грунтовых условий и назначается программой полевых испытаний. При забивке, согласно СНиП, должно применяться то оборудование, которое предполагается использовать в основных работах. Исследования определяют показатели:
Итоги заносят в акт испытания свай динамической нагрузкой, а для установления стоимости работ составляется смета.
Особенности статических испытаний
Проверка производится с использованием вдавливающих или выдергивающих нагрузок, а также горизонтальных усилий. Как указано в СНиП, испытания забивных свай могут выполняться только после их «отдыха», а буронабивных или инъекционных – не ранее приобретения бетоном 80-процентной прочности.
В случае испытания свайной конструкции вдавливающими усилиями, воздействие на нее выполняют равномерно и безударно, но ступенчато. Данное условие касается как нагрузки, так разгрузки сваи. Все результаты фиксируются в соответствующем журнале.
Для контрольных испытаний забивных и буронабивных свай применяют принцип волновой теории удара, заключающийся в нанесении резкого мощного толчка подвесным молотом в направлении вертикальной оси, что способствует определению сопротивления грунта и моделированию осадки фундаментного ствола.
Статические испытания свай на выдергивающую нагрузку не используют для бетонных, винтовых, буронабивных, составных и уширенных книзу свай. Горизонтальные усилия прилагают как минимум в двух точках, фиксируя возможные отклонения свайного столба. Нагрузки в этом случае принимают не по таблицам СНиП, а по указанным в проектной документации расчетным показателям.
Что входит в программу полевых испытаний
На основании определенного перечня документации, различных характеристик и требований составляется программа испытания грунтов сваями. ГОСТ указывает, что на этапе инженерных изысканий должны учитываться:
Программа для контрольных испытаний грунтов сваями составляется, опираясь на принятые в проектной документации:
В число регламентируемых ГОСТ пунктов программы входит:
Одно из приложений ГОСТ указывает требуемое количество исследуемых точек. При динамических способах испытаний – до 1% всех свай, но более шести штук. При вдавливающих статических усилиях – до 0,5%, но более двух единиц, а при выдергивающих – более 2% или трех свай. Подобные требования выдвигает и СНиП.
В состав программы испытаний грунта сваями должно входить ТЭО (технико-экономическое обоснование), подтверждающее или опровергающее смысл проведения исследований.
Смета
Исходя из основного перечня работ, составляется смета, в которой перечисляется детальный список производимых мероприятий с расчетом их стоимости. В нее входит:
Согласно данным специализированных компаний, стоимость динамического испытания, подтвержденного лабораторным заключением, может составить не менее 8тыс.р. за одну сваю, а статического – более 40тыс.р.
В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» статическое испытание грузоподъемной машины производится нагрузкой, масса которой на 25% превышает ее грузоподъемность. Целью данной операции является проверка прочности оборудования в целом и его отдельных элементов. Время проведения статических испытаний — 10 минут, груз поднимается на высоту 200-300 мм.
Динамическое испытание осуществляют в том случае, если результаты статического испытания удовлетворительны. Испытание производится с грузом, масса которого на 10% превышает грузоподъемность машины, и имеет цель проверить исправности механизмов ГПМ (грузоподъемной машины) и их тормозов.
Выдержка из ПБ 10-382-00 (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов):
При полном техническом освидетельствовании ГПМ подвергается:
осмотру;
статическому испытанию;
динамическому испытанию.
Техническое освидетельствование имеет целью установить, что:
а) кран и его установка соответствуют настоящим Правилам, паспортным данным и представленной для регистрации документации;
б) кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.
Результаты испытаний отражаются в акте.
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЕРТНОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ» (выдержка)
РД 10-112-1-04
6.10. Проведение статических и динамических испытаний
6.10.1. Статические и динамические испытания должны выполняться в соответствии с указаниями эксплуатационной документации (при отсутствии этих указаний-в соответствии с Правилами и рекомендациями ФСТН) комиссией с участием инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией ГПМ предприятия-владельца.
6.10.2. ГПМ может быть подвергнута статическим и динамическим испытаниям только после устранения дефектов, установленных комиссией, и перевода ее в работоспособное состояние.
6.10.3. Испытаниям на работоспособность подвергаются грузозахватные органы (грейферы, захваты, электромагниты и др.).
6.10.4. ГПМ специального назначения для металлургического производства проходят испытания согласно рекомендациям РД 10-112-06-03.
6.10.5. Результаты грузовых испытаний оформляются в виде протокола (приложение 10).
Как проводятся статические и динамические испытания мостовых кранов?
Для грузоподъемных кранов очень важна регулярная техническая проверка, которая проводится до их пуска в работу и в ходе использования. Ведь только так можно быть уверенным в том, что машина полностью рабочая и безопасная для применения.
Техническое освидетельствование
Все мостовые краны непременно необходимо подвергать так называемому техническому освидетельствованию.
Для чего оно требуется? Техническое обследование помогает установить, что:
Краны требуется непременно подвергать систематическому техническому обследованию. Оно бывает:
В настоящее время для грузоподъемных кранов выполняют как динамические, так и статические испытания.
Статические грузовые испытания
Данные действия необходимы для проверки общей работоспособности устройства и его многочисленных компонентов.
На сегодняшний день эти испытания осуществляют для всех грузоподъемных установок. Если это прописано в главном техническом документе машины, они проводятся при комбинированной работе устройств, чтобы все усилия в канатах были самыми большими.
Вышеописанные эксперименты выполняются с общей нагрузкой 125 %. Причем масса специальных грузов точно не должна быть отличной от нужной массы больше чем на 3 %.
Как осуществляется весь процесс проверки?
Если деформация все-таки есть, то кран допускать к работе нельзя до обнаружения главных причин такой деформации.
Динамические грузовые испытания
На сегодняшний день эта проверка осуществляется специальным грузом, общая масса которого на 10 % больше его официальной грузоподъемности. Главная задача таких испытаний — полная проверка компонентов и тормозов устройства.
Во время такого процесса выполняется целый ряд последовательных подъемов и опусканий определенного груза.
Проверяются и действия остальных компонентов устройства при совмещении специальных движений, которые прописаны в официальном руководстве по использованию данной грузоподъемной машины.