Что такое статическое изображение
Статичные изображения
Буквенно-цифровые символы (БЦС) и тексты
БЦС являются наиболее важной составляющей изображений презентации, поэтому на их выполнение должно быть направлено особое внимание. Научными исследованиями доказано, что точность и скорость считывания с экрана этих символов зависит от их начертания и зрительных условий наблюдения.
Первый фактор, который нужно учитывать – это размещение поля изображения на экране. Размеры самого экрана могут определяться настройкой оптики, обеспечивающей равномерное допустимое разрешение по всей площади экрана без искажений по краям. Надписи, тексты и другую важную информацию следует размещать в пределах «безопасной» площади изображения, границы которой отстоять от краёв экрана на 5-10% соответствующего линейного размера. Поэтому наиболее важный текст необходимо размещать в центре экрана.
При использовании цветных символов необходимо учитывать сочетание их. Однако в любом случае фон надписи не должен иметь насыщенно яркого цвета.
Психологи экспериментально установили наличие «краевых эффектов», которые состоят в том, что символы на концах строки (или вообще одиночные) опознаются быстрее и точнее, чем символы внутри строки, а строка считывается быстрее, если она изолирована. Это говорит о том, что текст, состоящий из нескольких строк, следует увеличивать по высоте букв, а короткие одиночные надписи оформлять типовым шрифтом, применяемый ко всему стилю презентации.
Статичные изображения
Эффективность конкретного вида графического построения зависит от выбора элементов формы и их организации. Неправильный выбор элементов, бедность или чрезмерное разнообразие алфавита изобразительных средств снижают информативность иллюстраций.
В графическом сообщении, как и в любом другом, можно выделить семантическую и эстетическую части. При демонстрации их на экране, безусловно, должна обеспечиваться семантическая точность, определяющая безошибочность считывания информации.
Самого пристального внимания заслуживает и эстетика выполнения иллюстраций, так как она влияет на скорость считывания и создаёт положительный эмоциональный фон, способствующий успешному восприятию и усвоению информации. Это особенно важно там где качество самодельных иллюстраций ещё не слишком высоко.
Понятие композиции
В искусстве этот термин является одним из главных, обеспечивающих целостность всех элементов произведения. В совокупности это выглядит как:
Она помогает выделить некоторые моменты, акцентирует внимание на главных и второстепенных вещах, несет основной смысл в картине. Без композиции не обойтись в любом творчестве, но особое выражение статичные и динамичные моменты обрели в рисовании.
Такой инструмент упорядочивает все экспрессивные средства, соединяет форму и содержание. В итоге мастер кисти, руководствуясь эстетическими нормами, воплощает собственную художественную мысль.
Предварительная разработка и поиск соотношения отдельных компонентов в итоге преображается в произведение. Формируется законченный образ в отношении линий, подачи света и выбора тонов. Для воплощения динамики в дизайне и изобразительном искусстве прибегают к особым средствам: освещению, колориту, плану, ракурсу, временному отрезку и контрастированию.
Владея особенностями композиции, можно сделать работу более выразительной. В соответствии с правилами передается движение или обеспечивается покой. Золотое сечение предполагает лишь 1/3. Композиционные приемы подразумевают: ритмичность, цвет, равновесие элементов, декоративность, открытость и замкнутость. Из этого можно заключить, что средства композиции очень разнообразны. Важная роль в них отводится передаче движения или динамичности и покою, именуемому статикой.
Законы композиции
Несмотря на обстоятельство непременного присутствия замысла художника, обязательным условием является соблюдение определенных закономерностей построения формы. Художественные методы складывались годами и существуют на протяжении веков. Их никто не навязывал, они возникали в творческом процессе.
Основополагающее правило — цельность произведения с тщательно выверенной формой, в которой невозможно ничего исключить или добавить без нанесения вреда авторскому проекту.
Следует учесть, что идея всегда важнее формы. Именно она появляется первой, после которой замысел находит воплощение в выборе тонов, фактуры или звука. Другая существенная закономерность — соблюдение контрастов. Противоположные оттенки, величины, геометрические пропорции привлекают внимание зрителя и являются пунктом притяжения взоров.
Качественной работы не получится без собственного видения художника, его оценки явления или ситуации. В связи с этим все они должны быть уникальны и нести абсолютно новый взгляд. Творец шедевра всякий раз находит новый ракурс, по-своему воплощая свое намерение. Именно это повышает ценность его труда. У мастеров изобразительного искусства имеется огромный арсенал средств. Используются:
К общим деталям относятся: ритм, симметрия, асимметрия и акцент на центральной части. Ключевыми моментами в создании эстетического образа являются динамика в рисунке и статическая составляющая. Они тесно переплетаются в пространстве и времени. Неповторимость произведения и авторский стиль достигаются за счет применения различных средств.
Виды композиций
Хотя у мастера кисти имеется возможность сделать свою работу уникальной и не похожей на другие, в создании композиции ему нельзя отклоняться от установленных форм. Они квалифицируются по следующему типу представления объекта в плоскостях:
А также различают замкнутую и открытую композиции с размещением объектов относительно центра или внешнего контура. Динамика и статика показывают наличие или отсутствие движения.
Статичность в картине
Служит для устойчивости, некоего спокойствия. В таких композициях все построено на вертикали и горизонтали. Статика в рисунке нужна для передачи покоя, гармонии и красоты фигур.
Нередко она запечатлевает торжественность момента и спокойствие домашней обстановки. Для такой композиции подходят похожие по форме, массе и фактуре предметы. Подбираются сближенные цвета: сложные, земляные и коричневые. Примером может послужить натюрморт с 3-мя составляющими — чашкой, блюдцем и в качестве дополнения взятой конфетой.
Для более интересного решения берутся разные по величине объекты, но, как того требуют основы статики, одинакового тона и фактуры. В этом случае задействован центр, фигуры в состоянии покоя на переднем плане.
Следующий этап — разделение по тону и цветовой насыщенности на самые светлые, темные и полутон. Получившийся результат требует внесения коррективов, чтобы изображение выглядело обобщенно, единым целым и несколько сближенным по цвету. Эта задача решается светом.
Применимо комбинированное освещение — направленное лучом фонарика и заполняющее рассеянное. В итоге получается выполненная по всем правилам статическая работа. Находящиеся в состоянии покоя предметы, изображенные в идентичных мягких и сложных тонах, в центре композиции перекрывают друг друга. Их объединяет свет, создавая впечатление спокойствия. Композиций, полностью лишенных какого-либо движения, существует немного.
Динамика в композиции
Если статика — это неподвижность, то динамика в дизайне и изобразительном искусстве — абсолютная противоположность для передачи настроения, радости, чрезмерной эмоциональности для подчеркивания формы и цвета объектов. Они выстраиваются по диагонали или асимметрично. Здесь всюду ощущаются контрасты — форм, размеров, силуэтов, тона и фактуры.
Идеально подходят открытые и спектральные цвета. Для наглядности состав предметов повторяется, за исключением чашки, которая теперь контрастирует по цвету. Как в предыдущем варианте 3 фигуры выстраиваются по принципу динамики. Для передачи движения в натюрморте, чтобы все смотрелось динамическим, необходимо соблюдать контрастность. Из-за общего света предметы выглядят чересчур одинаково. При помощи цветного фонарика подчеркивается форма. Теперь все контрастирует по оттенкам.
Под «движением» на картинке подразумевается что-то или кто-то перемещающийся. Это могут быть: люди, животные, птицы, автомобили или стихии природы в виде наклонившихся под ветром деревьев, волн на воде и множество других образов.
В художественной композиции «движение» также предполагает движение глаз зрителя. Рассматривая работу, глаза перемещаются по определенным линиям. Даже при отсутствии на картине динамического элемента понятие «движения» не исчезает и обязательно остается видимым.
При продуманной композиции художник как бы направляет взгляд зрителя от одной детали к другой. Рассматривая изображение, глаза движутся в соответствии с задумкой автора, который как будто приглашает всмотреться в созданное им произведение. Цель настоящего мастера — удивить, задержать зрителя у полотна, привлечь его внимание. Взгляд движется по фигурам, пятнам, вертикалям, диагоналям и горизонталям.
Приемы передачи «движения»
Оптимальными способами являются:
Такой выбор объясняется легкостью выполнения. Методы широко используются в натюрмортах, пейзажах и сюжетных композициях.
Многие выполненные в классическом стиле портреты статичны. Наиболее выразительно это проявляется в портретах Тропинина и Боровиковского, в картине К. Малевича «Черный квадрат». К характерным динамичным следует отнести жанровые, пейзажные и батальные работы — «Тройка» В. Перова, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Танец» А. Матисса и многие другие.
Динамика и статика в изображении
Каждая вещь, созданная человеком, как и любая форма в природе, состоит не из случайного скопления отдельных независимых друг от друга деталей и элементов, а является гармонически стройным в своем единстве целым и имеет определенный порядок в построении.
Композиции делятся на динамичные и статичные. Обычно, если композиционная ось наклонена, – это динамичная структура, если она вертикальная / горизонтальная – статичная. Для композиции характерны два состояния: относительный покой и движение. Статика и динамика, в какой бы форме и виде они ни проявлялись – это первооснова всех закономерностей искусства. Возможность сосуществования этих двух состояний следует считать главной причиной возникновения и проявления специфических противоречий в искусстве.
Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.
Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии и криволинейные поверхности.
Можно подразделить все композиции и отдельные мотивы на статические и динамические. И если статические композиции основываются на принципе симметрии, одинаковости, то динамические – на принципах асимметрии, неодинаковости, противопоставления. Все динамичные композиции строят на противопоставлении масштабов, поворотов, мотивов и расстояний между ними; при этом композиционные связи между одними мотивами основаны на контрастных отношениях, а между другими – на отношениях тождества, одинаковости.
Интерьеры на изображение сверху имеет статичную композицию и основаны на принципе симметрии. Масштаб и массы предметов одинаковы. Композиционная ось вертикальна.
Интерьеры на изображение сверху имеет динамичную композицию и основаны на принципе асимметрии. Масштаб и массы предметов неодинаковы. Композиционная ось смещена.
Статичные формы по производимому впечатлению оцениваются как стабильные, к ним можно отнести: квадрат, прямоугольник и параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду, вертикальные и горизонтальные линии и т.п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.
Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии, чтобы подчеркнуть красоту предметов, для передачи торжественности, спокойной домашней обстановки. Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, массе, фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. В основном задействован центр, симметричные композиции. Статичность – выражение покоя, устойчивости формы. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служит главным средством организации формы. Статичная форма обычно не только симметрична (четко выраженный центр), но еще и обладает крупной массой. В понятие статичности мы вкладываем как нечто обязательно тяжелое и большого размера.
Основные виды статичных форм | |
симметричная форма | |
с незначительным смещением элементов | |
с совмещением равных элементов | |
с облегченным верхом | |
с крупным главным элементом | |
Динамичные формы по производимому впечатлению оцениваются как нестабильные, к ним можно отнести: вытянутый прямоугольник и параллелепипед, вытянутые цилиндры, перевернутые треугольники, пирамиды и конусы, наклоненные пирамиды, волнистые и диагональные линии, различные дуги, каплевидные формы.
Движение и выразительность можно передать, показав неправильность и неустойчивость композиции. Несбалансированность положения или формы объекта вызывает в нас предчувствие движения.
Основные виды динамичных форм | |
форма со смещенными от центра осями | |
ритмического характера | |
облегченного низа | |
искривленного вида | |
диагонального членения | |
свободного расположения элементов | |
вытянутых элементов | |
асимметричного расположения элементов | |
Метр и ритм
Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов. Метр и ритм – объективные закономерности его установления.
Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Одним из наиболее общих приемов упорядочения формы является прием использования рядов, которые можно рассматривать и как средство организации элементов в единую устойчивую систему на основании закономерного упорядоченного чередования элементов формы.
Ряд – это система элементов, основанная на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы. Периодическая закономерность – это такая закономерность, при которой отношение между первым и вторым элементом такое же, как между n и (n+1)- элементами.
Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется. Период включает в себя как форму, так и интервал, отделяющий ее от других форм в окружающей их среде. Периодом ряда может быть одна форма и интервал или совокупность форм и интервалов.
Ряд как средство организации особенно важен при необходимости организации в единое целое большого числа элементов. Метрические ряды сообщают системе организованных элементов статичность, а ритмические – динамичность. Ряды двух закономерностей придают элементам целого (внутри периода) статичность или динамичность, но всему целому – в зависимости от той закономерности, которая доминирует как система организации ряда. Всегда доминирует закономерность, определяющая отношение периодов ряда.
Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд. Основные виды построения метрических рядов представлены на рисунке внизу.
Статика и динамика в композиции
Решая творческие задачи, художник часто сталкивается с вопросом размещения основных героев на полотне и поиском средств передачи их деятельности. Применение статики и динамики в композиции – один из эффективных инструментов для достижения этих целей. Для передачи движения на картине мастера изобразительного искусства пользуются способностью мозга человека представлять последствия того или иного действия. Этот приём широко используется для решения поставленных задач.
Как показать движение в статичном изображении
Н. Н. Третьяков говорил о композиции: «В композиции осуществляется связь частей, образующих целое, поэтому композиция противостоит хаосу. Она есть созидание, а не разрушение…». Во многом от умения автора зависит, сможет он создать целое произведение или нет.
Будет картина статичной или динамичной, во многом зависит от построения композиции и фантазии автора. Для передачи движения применяют несколько популярных приёмов. Давайте рассмотрим их подробнее:
Мастерски манипулируя разными приёмами и придумывая свои решения, художники применяют особенности статики и динамики для создания настоящих шедевров. Благодаря большому выбору средств мы можем наслаждаться творениями не только старых мастеров, но и новых звёзд изобразительного искусства.
Примеры применения композиционных принципов
Пришло время немного на практике посмотреть, как действуют некоторые приёмы передачи движения в изображениях. Рассмотрим две известные картины, чтобы поучиться у их авторов композиционному мастерству. Рассмотрим картину В. М. Васнецова «Богатырь на распутье». Вид всадника сразу приковывает наше внимание. Конь и витязь неподвижны, но мы понимаем, что скоро ини двинутся в путь. Правая половина картины призывает заполнить её зияющую пустоту. Наш мозг быстро анализирует увиденное и рисует картину следующих действий богатыря и коня. Так великий мастер былинных картин оживляет своё произведения на наших глазах.
Теперь перейдём к картине «Воскресный день» А. И. Корзухина. Лихая пляска, изображённая на полотне, притягивает своей естественностью и динамикой. Мы невольно становимся свидетелями весёлого танца, и если к изображению добавить музыку, то невольно начнём отбивать такт танцующей паре. Как видно из этих примеров, возможности композиции очень обширны. Не только изображая движение, можно заставить двигаться и оживить происходящее на картине, но даже статические приёмы могут создавать иллюзию динамики. Давайте учиться применять эти приёмы. Записавшись на один из наших курсов, вы сможете узнать ещё больше о том, как оживлять свои произведения.
*Фотографии, используемые в статье, взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Статическое изображение
Для создания изображения можно использовать инструменты: линия, ломанные и кривые, прямоугольники, плоские фигуры, объемные фигуры.
Инструмент ломанные и кривые позволяет создавать различные кривые и ломанные, используя объекты, приведенные в таблице 2.2. Инструмент на панели инструментов отображается иконкой выбранного инструмента. Если выбран необходимый инструмент, достаточно щелкнуть левой клавишей мыши на иконке инструмента. Когда отображается инструмент иконкой не того объекта, который нужен, необходимо щелкнуть правой клавишей мыши по иконке инструмента той же группы, что и искомый. Будут предложены объекты, среди которых следует выбрать необходимый.
Иконка | Название объекта |
| Ломаная линия |
| Многоугольник |
| Ломаная с заливкой |
| Разомкнутая кривая |
| Замкнутая кривая |
Создание ломанных и кривых заключается в фиксации точек излома или перегиба щелчком левой клавиши мыши, когда курсор расположен в точке, где должен быть излом или перегиб. Положение последней точки изгиба или излома следует фиксировать щелчком правой клавиши мыши.
Инструмент прямоугольники позволяет создать различные прямоугольники, используя стандартные объекты, указанные в таблице 2.3. Иконка инструмента прямоугольники принимает вид иконки выбранного прямоугольника. Выбор необходимого инструмента среди всех прямоугольников производится аналогично выбору среди ломанных и кривых.
Для размещения прямоугольника необходимо щелчком левой клавиши мыши задать два противоположных угла создаваемого прямоугольника.
Иконка | Название объекта |
| Контур |
| Прямоугольник |
| Панель |
| Рамка |
Инструмент плоские фигуры позволяет создавать изображение клапана, стрелки, треугольника, овала, сектора, эллипса. Стандартные объекты, данного инструмента, приведены в таблице 2.4.
Иконка | Название объекта |
| Плоский клапан |
| Треугольник |
| Стрелка |
| Овал |
| Эллипс сектор |
Плоские фигуры создаются аналогично прямоугольнику.
У плоских фигур, прямоугольников, ломаных и кривых можно настроить статический контур и заливку на закладке основные свойства . Для статического контура можно задать его стиль, цвет, толщину контура. Для заливки можно задать тип заливки (цвет или изображение). Если выбрано заполнение цветом, то можно задать цвет, стиль заполнения.
Инструмент объемные фигуры позволяет создать различные объекты, указанные в таблице 2.5. У объемных фигур можно задать материал, степень прозрачности (прозрачность), текстуру, качество изображения, определяющее степень прорисовки текстуры, толщину стенок. Выбор края объемной фигуры позволяет создавать изображения с различными краями: закругленные, скошенные и так далее.
Рассмотрим задание толщины фигуры. Если толщина стенок равна 0, то на экране изображается, как выглядит объект внешне. Когда задана толщина стенок не равная 0 (толщина стенок больше 0) изображается разрез объекта. Пример изображения тора при толщине стенок равной 0 изображен на рис. 2.8, при толщине стенок неравной 0— на рис. 2.9.
Рассмотрим настройки материала. Для настройки материала следует дважды щелкнуть левой клавишей мыши на подчеркнутой строчке материал, если данный раздел свернут. Если значение выбрать из списка установить равным False, то материал задается как цвет аналогично другим
объектам. Если значение выбрать из списка установить равным True, то появляется возможность выбора материала, из которого выполнено изделие. В последнем случае можно выбрать такие материалы, как хром, бронза, медь, задать такие текстуры, как шлифовка или гравировка.
Иконки | Название объекта |
| Цилиндр |
| Сфера |
| Конус |
| Тор |
| Пирамида |
| Емкость |
| Клапан |
| Насос |
| Труба |
| Рельефный конус |
| Криволинейный конус |
| Градиент |
Рис. 2.8 Тор при толщине стенок равной 0
|
Рис. 2.9 Тор при толщине стенок неравной 0
В качестве текстуры объекта можно выбрать изображение. Для этого необходимо импортировать изображения:
1. создать группу картинки в разделе ресурсы навигатора проекта;
2. создать библиотеку изображений в группе картинки;
3. открыть библиотеку изображений и импортировать необходимые изображения;
После импортирования изображений необходимо выбрать изображение в поле текстура.
У объемного прямоугольника, емкости, трубы можно менять вид верхнего или нижнего края, изменяя его внешний вид. У конуса можно задавать соотношение оснований в процентах, у тора— его толщину, у
клапана— его форму, а также форму и цвет привода. Насос позволяет выбрать форму, в виде которой он будет изображен.
Используя указанные объекты, располагая их определенным образом, можно создать статическое изображение.