Что такое статика в изобразительном искусстве

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.

Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/

Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.

Симметрии на плоскости бывают:
Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.

Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.

Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Метр и ритм могут взаимно сочетаться.

✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.

✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ

Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА

• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.

✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА

Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.

✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ

Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.

Источник

Статика и динамика в искусстве

Статика и динамика как основная эстетическая установка в изобразительном искусстве. Статичные формы в искусстве Древнего Египта. Вертикальная динамика готической архитектуры. Композиционные приемы усиления сюжета. Основные правила передачи движения.

РубрикаКультура и искусство
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления27.05.2015
Размер файла24,5 K

Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть фото Что такое статика в изобразительном искусстве. Смотреть картинку Что такое статика в изобразительном искусстве. Картинка про Что такое статика в изобразительном искусстве. Фото Что такое статика в изобразительном искусстве

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Статика и динамика

статика динамика искусство композиционный

Каждый период в истории изобразительного искусства отмечен преобладанием статики или динамики как основной эстетической установки. Общая установка исторической эпохи отражается в искусстве как склонность художников к предпочтению статичных или динамичных форм. Это связано с преобладающим типом сознания и мировоззрением.

Преобладание статики в искусстве Древнего Египта (статичные канонические позы, статичные формы в архитектуре) обусловлено ориентированностью египетской культуры на загробную жизнь, потусторонний мир, основной чертой которого является неподвижность, неизменность, покой.

Вертикальная динамика готической архитектуры обусловлена установкой средневекового сознания на взлётность, духовное преображение, религиозный порыв.

Динамика барокко обусловлена общей установкой Ренессанса на деятельность, силу человека-творца, активность, мужественность.

Динамика романтизма выражает общий порыв того времени к резкому побегу от действительности в экзотические страны и стремление к героическим приключениям.

Характер жизни в 20 веке стал более сложным и многогранным, чем в другие эпохи, поэтому в XX веке статика и динамика органично сочетаются между собой. Возможно, преобладает динамика, как основная черта ритма жизни в постмодерне.

Динамика используется для выражения следующих смыслов:

Внешне неустойчивый, склонный к движению, асимметрии, открытости, этот тип композиции прекрасно отражает наше время с его культом скорости, напора, калейдоскопичности жизни, жаждой новизны, со стремительностью моды, с клиповым мышлением. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать простую небрежность в работе динамикой, это совершенно неравнозначные понятия. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.

Статика используется для выражения следующих смыслов:

Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в изображении. Какими же еще конкретными приемами, изобразительными средствами можно передать и усилить динамику сюжета, а какими передать статику?

Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Правила передачи движения:

· подчеркнуть движение можно с помощью преобладающего направления линий рисунка. Если в композиции используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;

· особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.

· большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение. Изменение направления движения может его ускорить или замедлить.

· эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом. Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним;

· для передачи движения, следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией;

· ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане.

· изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не один какой-либо момент движения, а последовательные его фазы.

· движение становится понятным только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения.

Правило передачи покоя:

· если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;

· если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

· если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной;

· если в композиции отсутствуют диагональные направления.

Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике, когда, например, напряжение передается через изображение начала или конца движения фигуры: уже не- или еще не двигается, но потенциальная энергия должна перейти в кинетическую («Дискобол» Мирона, фигуры Микеланджело).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Непрерывное развитие, смешение и противодействие стилей и направлений в изобразительном искусстве. Анализ особенностей различных школ изображения форм в живописи и скульптуре. Классицизм как эстетическое направление в европейской литературе и искусстве.

реферат [935,2 K], добавлен 10.08.2016

Футуризм — художественные авангардистские движения 1910-1920 гг. в литературе и изобразительном искусстве, возникшие в Италии и России как культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим; провозглашение пафоса разрушения, взрыва, обновления.

презентация [1,0 M], добавлен 04.06.2012

Описание основных направлений в изобразительном искусстве ХХ века. Характеристика развития и типичные черты каждого из них, особенности техники письма и концепция передачи образов. Основные представители художественных течений и их выдающиеся картины.

презентация [3,3 M], добавлен 28.10.2013

Сущность и значение аллегорий, использование ее в литературе, режиссуре массовых празднеств, театрализации, изобразительном искусстве. Особенности компьютерного искусства, цифровая живопись и фотомонтаж, их недостатки. Образы и символика четырех стихий.

курсовая работа [410,0 K], добавлен 20.04.2011

Выявление функций, эстетического своеобразия и роли постмодернизма в художественно-эстетических процессах современной культуры. Постмодернизм в изобразительном искусстве Соединенных Штатов Америки и Европы. Мультимедийное искусство и концептуализм.

курсовая работа [6,3 M], добавлен 10.04.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *