Что такое статистический формуляр
Статистические формуляры
Статистический формуляр – это банк, содержащий вопросы программы статистического наблюдения и место для ответов на них. формуляр является носителем статистической информации, полученной в результате статистического наблюдения. Поэтому статистический формуляр в полной мере должен отражать содержание программы статистического наблюдения. Обязательными элементами любого формуляра является титульная и адресная части. В титульной части обычно содержится наименование статистического объекта наблюдения. Например, статистический отчёт о внесении органических и минеральных удобрений. Здесь указывается наименование органа, который проводит наблюдение, кем и когда утверждён формуляр, иногда и номер, присвоенный ему и общей системе формуляров статистического наблюдения, осуществляемого данными органами. Так, приведенный выше статистический отчёт имеет № 9-сх.
В адресной части предусмотрена запись точного адреса статистической единицы или группы единиц наблюдения и некоторые другие сведения о них. Кроме того, во многих случаях в формулярах статистического наблюдения указывает, в какие сроки и куда должны быть отправлены заполненные формуляры, а также предусматривают подписи лиц, ответственных за правильность содержащейся в них информации.
Статистический формуляр часто называют просто формуляром, а также бланком, формой, картой (карточкой), анкетой, переписным или опросным листом и др. то или иное наименование обычно даётся формуляру в связи со специфическими особенностями организуемого наблюдения.
Статистические формуляры бывают двух видов: индивидуальные (карточные) и общие (списочные).
Общий (списочный)формуляр отображает результаты статистического наблюдения по тем единицам, которые размещены по списку. В бланке – списке каждой единице наблюдения может отводиться горизонтальная строка или вертикальный столбец графа, где сначала записывают наименование единицы, а затем – ответы на вопросы, содержащийся в формуляре. Примером списочного формуляра может служить отчёт предприятия о заработной плате каждого работника, имея в виду, что отдельный работник – это статистическая единица.
Индивидуальные (карточные) и общие (списочные) формуляры имеют как положительные стороны, так и недостатки. Так, для карточных формуляров характерна маневренность; такие формуляры могут применятся при любой организации проведения наблюдений, причём индивидуальный формуляр может быть заполнен как регистраторами (счетчиками), так и теми, от кого должны быть получены сведения. В то же время карточные формуляры отличаются повышенной громоздкостью, так как требуют записи адресной части по каждой в отдельности единице наблюдения.
Списочные формуляры, в отличии от карточных, не обладают маневренностью, зато способствуют сокращению объёма работы по заполнению адресной части документа, когда запись ведётся один раз для всего числа статистических единиц. Поэтому списочный формуляр в некоторой мере облегчает работу счётчиков. Применение списочного формуляра дает экономию по сравнению с индивидуальным в расходе бумаги, в затратах на размножение формуляров и др. однако, во многих случаях списочные формуляры могут быть мало приемными, неудобными, а то и вовсе непригодными.
Например, возможно заменить индивидуальные статистические отчёты о работе каждого предприятия АПК каким-то общим отчётом, скажем, по административному району в целом. Поэтому наиболее полную и объективную статистическую информацию можно получить в условия рационального сочетания индивидуальных и общих статистических формуляров.
Особое значение для заполнения статистических формуляров имеет формулировка вопросовв программе наблюдения. Целесообразно отметить, что формулировка вопросов – дело очень сложное. С этой целью нередко приходится потратить много времени, перебрать много вариантов формулировок, пока не найдется та, которая окажется наиболее подходящей для внесения ее в формуляр наблюдения. Вопросы формуляра должны быть составлены как можно более кратко, ясно и определённо, чтобы их понимание не вызывало затруднений и чтобы не возникала возможность разного их толкования. Если вопросы сформулированы не достаточно строго, то становится неясным, о чем нужно получить сведения. Поэтому какими бы ясными не казались вопросы программы статистического наблюдения, к нему обычно дается инструкция, в которой предусмотрена совокупность указаний и разъяснений по заполнению статистических формуляров. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа или совмещена с формуляром наблюдения. В ней излагается как следует понимать той или иной вопрос формуляра, как целесообразно записывать на него ответ. Если основные положения инструкции совмещены со статистическим формуляром, т.е., например, приводится перечень и всевозможных отчётов на поставленные вопросы, то такой вариант инструкции принято называть подсказом. В свою очередь подсказ может быть полным, если дается исчерпанный перечень возможных ответов, и неполным, если указываются только некоторые из возможных ответов.
Целесообразно отметить, что для каждой формы статистической отчётности или любого другого формуляра статистического наблюдения Минстат Республике Беларусь в обязательном порядке разрабатывает и вместе с формулярами досылает непосредственными исполнителями инструкцию, в которой подробно изложена последовательность и порядок заполнения всех пунктов и показателей, содержащихся в статистическом формуляре. Иногда Минстатом Республике Беларусь могут быть подготовлены и изданы отдельными брошюрами Альбомы форм статистической отчётности и инструкции по их применению.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Статистические формуляры
Статистический формуляр – это бланк, содержащий вопросы программы статистического наблюдения и место для ответов на них. Формуляр является носителем статистической информации, полученной в результате статистического наблюдения. Поэтому статистический формуляр в полной мере должен отражать содержание программы статистического наблюдения. Обязательными элементами любого формуляра является титульная и адресная части. В титульной части обычно содержится наименование статистического объекта наблюдения. Например, статистический отчёт о внесении органических и минеральных удобрений. Здесь указывается наименование органа, который проводит наблюдение, кем и когда утверждён формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров статистического наблюдения, осуществляемого данными органами.
В адресной части предусмотрена запись точного адреса статистической единицы или группы единиц наблюдения и некоторые другие сведения о них. Кроме того, во многих случаях в формулярах статистического наблюдения указывается, в какие сроки и куда должны быть отправлены заполненные формуляры, а также предусматриваются подписи лиц, ответственных за правильность содержащейся в них информации.
Статистический формуляр часто называют просто формуляром, а также бланком, формой, картой (карточкой), опросным листом и др. То или иное наименование обычно даётся формуляру в связи со специфическими особенностями организуемого наблюдения.
Статистические формуляры бывают двух видов: индивидуальные (карточные) и общие (списочные).
Индивидуальные (карточные) и общие (списочные) формуляры имеют как положительные стороны, так и недостатки. Так, для карточных формуляров характерна маневренность; такие формуляры могут применяться при любой организации проведения наблюдений, причём индивидуальный формуляр может быть заполнен как регистраторами (счетчиками), так и теми, от кого должны быть получены сведения. В то же время карточные формуляры отличаются повышенной громоздкостью, так как требуют записи адресной части по каждой в отдельности единице наблюдения.
Списочные формуляры, в отличие от карточных, не обладают маневренностью, зато способствуют сокращению объёма работы по заполнению адресной части документа, когда запись ведётся один раз для всего числа статистических единиц. Поэтому списочный формуляр в некоторой мере облегчает работу счётчиков. Применение списочного формуляра дает экономию по сравнению с индивидуальным в расходе бумаги, в затратах на размножение формуляров и др. Однако, во многих случаях списочные формуляры могут быть мало приемлемыми, неудобными, а то и вовсе непригодными. Например, невозможно заменить индивидуальные статистические отчёты о работе каждой организации АПК каким-то общим отчётом, скажем, по административному району в целом. Поэтому наиболее полную и объективную статистическую информацию можно получить в условиях рационального сочетания индивидуальных и общих статистических формуляров.
Особое значение для заполнения статистических формуляров имеет формулировка вопросовв программе наблюдения. Это дело очень сложное. Приходится затратить много времени, перебрать много вариантов формулировок, пока не найдется та, которая окажется наиболее подходящей для внесения ее в формуляр наблюдения. Вопросы формуляра должны быть составлены кратко, ясно и определённо, чтобы их понимание не вызывало затруднений и не возникала возможность разного их толкования. Если вопросы сформулированы недостаточно строго, то трудно понять, о чем нужно получить сведения. Поэтому какими бы ясными не казались вопросы программы статистического наблюдения, к ней обычно дается инструкция(указания), в которой предусмотрена совокупность разъяснений по заполнению статистических формуляров. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа или совмещена с формуляром наблюдения. В ней излагается, как следует понимать тот или иной вопрос формуляра, как целесообразно записывать на него ответ. Если основные положения инструкции совмещены со статистическим формуляром, например, приводится перечень возможных ответов на поставленные вопросы, то такой вариант инструкции принято называть подсказом. Он может быть полным, если дается исчерпывающий перечень возможных ответов, и неполным, если указываются только некоторые из возможных ответов.
Для каждой формы статистической отчётности или любого другого формуляра статистического наблюдения Национальный статистический комитет Республики Беларусь в обязательном порядке разрабатывает и вместе с формулярами досылает непосредственным исполнителям инструкцию, в которой подробно изложена последовательность и порядок заполнения всех пунктов и показателей, содержащихся в статистическом формуляре. Иногда могут быть подготовлены и изданы отдельными брошюрами Альбомы форм статистической отчётности и инструкции по их применению.
Статистические формуляры
Статистический формуляр – это бланк, содержащий вопросы программы статистического наблюдения и место для ответов на них. Формуляр является носителем статистической информации, полученной в результате статистического наблюдения. Поэтому статистический формуляр в полной мере должен отражать содержание программы статистического наблюдения. Обязательными элементами любого формуляра является титульная и адресная части. В титульной части обычно содержится наименование статистического объекта наблюдения. Например, статистический отчёт о внесении органических и минеральных удобрений. Здесь указывается наименование органа, который проводит наблюдение, кем и когда утверждён формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров статистического наблюдения, осуществляемого данными органами.
В адресной части предусмотрена запись точного адреса статистической единицы или группы единиц наблюдения и некоторые другие сведения о них. Кроме того, во многих случаях в формулярах статистического наблюдения указывается, в какие сроки и куда должны быть отправлены заполненные формуляры, а также предусматриваются подписи лиц, ответственных за правильность содержащейся в них информации.
Статистический формуляр часто называют просто формуляром, а также бланком, формой, картой (карточкой), опросным листом и др. То или иное наименование обычно даётся формуляру в связи со специфическими особенностями организуемого наблюдения.
Статистические формуляры бывают двух видов: индивидуальные (карточные) и общие (списочные).
Индивидуальные (карточные) и общие (списочные) формуляры имеют как положительные стороны, так и недостатки. Так, для карточных формуляров характерна маневренность; такие формуляры могут применяться при любой организации проведения наблюдений, причём индивидуальный формуляр может быть заполнен как регистраторами (счетчиками), так и теми, от кого должны быть получены сведения. В то же время карточные формуляры отличаются повышенной громоздкостью, так как требуют записи адресной части по каждой в отдельности единице наблюдения.
Списочные формуляры, в отличие от карточных, не обладают маневренностью, зато способствуют сокращению объёма работы по заполнению адресной части документа, когда запись ведётся один раз для всего числа статистических единиц. Поэтому списочный формуляр в некоторой мере облегчает работу счётчиков. Применение списочного формуляра дает экономию по сравнению с индивидуальным в расходе бумаги, в затратах на размножение формуляров и др. Однако, во многих случаях списочные формуляры могут быть мало приемлемыми, неудобными, а то и вовсе непригодными. Например, невозможно заменить индивидуальные статистические отчёты о работе каждой организации АПК каким-то общим отчётом, скажем, по административному району в целом. Поэтому наиболее полную и объективную статистическую информацию можно получить в условиях рационального сочетания индивидуальных и общих статистических формуляров.
Особое значение для заполнения статистических формуляров имеет формулировка вопросовв программе наблюдения. Это дело очень сложное. Приходится затратить много времени, перебрать много вариантов формулировок, пока не найдется та, которая окажется наиболее подходящей для внесения ее в формуляр наблюдения. Вопросы формуляра должны быть составлены кратко, ясно и определённо, чтобы их понимание не вызывало затруднений и не возникала возможность разного их толкования. Если вопросы сформулированы недостаточно строго, то трудно понять, о чем нужно получить сведения. Поэтому какими бы ясными не казались вопросы программы статистического наблюдения, к ней обычно дается инструкция(указания), в которой предусмотрена совокупность разъяснений по заполнению статистических формуляров. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа или совмещена с формуляром наблюдения. В ней излагается, как следует понимать тот или иной вопрос формуляра, как целесообразно записывать на него ответ. Если основные положения инструкции совмещены со статистическим формуляром, например, приводится перечень возможных ответов на поставленные вопросы, то такой вариант инструкции принято называть подсказом. Он может быть полным, если дается исчерпывающий перечень возможных ответов, и неполным, если указываются только некоторые из возможных ответов.
Для каждой формы статистической отчётности или любого другого формуляра статистического наблюдения Национальный статистический комитет Республики Беларусь в обязательном порядке разрабатывает и вместе с формулярами досылает непосредственным исполнителям инструкцию, в которой подробно изложена последовательность и порядок заполнения всех пунктов и показателей, содержащихся в статистическом формуляре. Иногда могут быть подготовлены и изданы отдельными брошюрами Альбомы форм статистической отчётности и инструкции по их применению.
Статистический формуляр
Статистический формуляр – это бланк, содержащий вопросы программы статистического наблюдения и место для ответов на них. Формуляр является носителем первичной статистической информации, полученной в результате статистического наблюдения. Поэтому статистический формуляр в полной мере должен отражать содержание программы статистического наблюдения. Обязательными элементами любого формуляра является титульная и адресная части.
В титульной части обычно содержится наименование статистического объекта наблюдения. Например, на титульной странице записывается название статистического наблюдения (например, \»Перепись скота в частном секторе\»), название организации, которая проводит наблюдения, а также указывается, кем и когда утвержден формуляр статистического наблюдения.
В адресной части предусмотрена запись точного адреса статистической единицы или группы единиц наблюдения и некоторые другие сведения о них. Кроме того, во многих случаях в формулярах статистического наблюдения указывает, в какие сроки и куда должны быть отправлены заполненные формуляры, а также предусматривают подписи лиц, ответственных за правильность содержащейся в них информации.
Статистический формуляр часто называют просто формуляром, а также бланком, формой, картой (карточкой), анкетой, переписным или опросным листом и др. то или иное наименование обычно даётся формуляру в связи со специфическими особенностями организуемого наблюдения.
Статистические формуляры бывают двух видов: индивидуальные (карточные) и общие (списочные).
Индивидуальные (карточные) и общие (списочные) формуляры имеют как положительные стороны, так и недостатки. Так, для карточных формуляров характерна маневренность; такие формуляры могут применятся при любой организации проведения наблюдений, причём индивидуальный формуляр может быть заполнен как регистраторами (счетчиками), так и теми, от кого должны быть получены сведения. В то же время карточные формуляры отличаются повышенной громоздкостью, так как требуют записи адресной части по каждой в отдельности единице наблюдения.
Общий (списочный) формуляр отображает результаты статистического наблюдения по тем единицам, которые размещены по списку. В бланке – списке каждой единице наблюдения может отводиться горизонтальная строка или вертикальный столбец графа, где сначала записывают наименование единицы, а затем – ответы на вопросы, содержащийся в формуляре. Примером списочного формуляра может служить отчёт предприятия о заработной плате каждого работника, имея в виду, что отдельный работник – это статистическая единица.
Списочные формуляры, в отличии от карточных, не обладают маневренностью, зато способствуют сокращению объёма работы по заполнению адресной части документа, когда запись ведётся один раз для всего числа статистических единиц. Поэтому списочный формуляр в некоторой мере облегчает работу счётчиков. Применение списочного формуляра дает экономию по сравнению с индивидуальным в расходе бумаги, в затратах на размножение формуляров и др. однако, во многих случаях списочные формуляры могут быть мало приемными, неудобными, а то и вовсе непригодными.
Например, возможно заменить индивидуальные статистические отчёты о работе каждого предприятия АПК каким-то общим отчётом, скажем, по административному району в целом. Поэтому наиболее полную и объективную статистическую информацию можно получить в условия рационального сочетания индивидуальных и общих статистических формуляров.
Влияние автоматизированной системы обработки статистической информации на конструкцию формуляров находит проявление в том, что ответы в них расположены в удобном для шифрования (кодирования) порядка
Особое значение для заполнения статистических формуляров имеет формулировка вопросов в программе наблюдения. Целесообразно отметить, что формулировка вопросов – дело очень сложное. С этой целью нередко приходится потратить много времени, перебрать много вариантов формулировок, пока не найдется та, которая окажется наиболее подходящей для внесения ее в формуляр наблюдения. Вопросы формуляра должны быть составлены как можно более кратко, ясно и определённо, чтобы их понимание не вызывало затруднений и чтобы не возникала возможность разного их толкования. Если вопросы сформулированы не достаточно строго, то становится неясным, о чем нужно получить сведения. Поэтому какими бы ясными не казались вопросы программы статистического наблюдения, к нему обычно дается инструкция, в которой предусмотрена совокупность указаний и разъяснений по заполнению статистических формуляров. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа или совмещена с формуляром наблюдения. В ней излагается как следует понимать той или иной вопрос формуляра, как целесообразно записывать на него ответ. Если основные положения инструкции совмещены со статистическим формуляром, т.е., например, приводится перечень и всевозможных отчётов на поставленные вопросы, то такой вариант инструкции принято называть подсказом. В свою очередь подсказ может быть полным, если дается исчерпанный перечень возможных ответов, и неполным, если указываются только некоторые из возможных ответов.
Статистическое наблюдение
Тема 1. Статистическое наблюдение
1. Понятие и процессная организация статистического наблюдения
2. Основные организационные формы статистического наблюдения:
2.3. Переписи населения
3. Виды и способы статистического наблюдения
Статистическое наблюдение представляет собой научно-организованный сбор данных.
Процесс проведения статистического наблюдения включает в себя ряд этапов:
1. программно-методологическая подготовка проведения наблюдения.
2. организационная подготовка проведения наблюдения.
3. выбор формы, способа и вида статистического наблюдения.
4. сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации.
5. синтаксический, логический и арифметический контроль данных статистического наблюдения.
6. формирование выводов и предложений по проведению статистического наблюдения.
Этап 1. Программно-методологическая подготовка
К программно-методологическим вопросам статистического наблюдения относятся:
1. установление цели и задач наблюдения;
2. определение объекта и единицы наблюдения;
3. разработка программы наблюдения;
4. выбор вида и способа наблюдения.
Объект статистического наблюдения — это совокупность социально-экономических явлений и процессов, которая подвергается статистическому наблюдению (народонаселение страны, группа коммерческих банков, совокупность страховых компаний, финансово-промышленных групп и т. д.).
Единица статистического наблюдения — это первичный, составной элемент объекта исследования, который является носителем регистрируемых при наблюдении признаков (домохозяйство, банк, страховая компания, финансово-промышленная группа и т. д.). Единицы наблюдения называются отчетными единицами.
Единицы наблюдения и состоящий из них объект наблюдения в целом обладают множеством характерных черт, специфических особенностей, различных свойств, называемых в статистике признаками, которые невозможно учесть полностью в одном исследовании. Поэтому при организации статистического наблюдения важен отбор из всей совокупности признаков только тех, которые являются существенными и информативными для характеристики изучаемого объекта. Именно эти признаки регистрируются в процессе наблюдения. Таким образом, исходя из конкретного содержания объекта, цели и конкретных задач предпринимаемого статистического исследования разрабатывается программа статистического наблюдения, т. е. перечень признаков единицы наблюдения, регистрируемых в процессе проведения статистического наблюдения. В практическом выражении программа наблюдения представляет собой перечень наиболее значимых в практическом и теоретическом аспекте вопросов, на которые должны быть получены ответы от каждой единицы наблюдения.
Для проведения наблюдения в каждом конкретном случае разрабатывается инструментарий статистического наблюдения, который включает в себя формуляр и инструкцию.
Формуляр статистического наблюдения – это специальный документ, в котором регистрируются ответы на вопросы программы наблюдения. Он представляет собой разграфленный лист бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для записи ответов (с указанием шифров и кодов) на них. Формуляр наблюдения состоит из двух частей: титульной и адресной. Титульная часть формуляра наблюдения включает: наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего, а также дату и наименование органа, утвердившего данный формуляр. Адресная часть формуляра содержит запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения, их соподчиненность, иногда – сроки и место рассылки заполненных формуляров.
В зависимости от конкретного содержания и специфических особенностей проводимого статистического наблюдения формуляр наблюдения может иметь различные формы выражения и наименования: бланк, переписной лист, опросный лист, форма отчетности, анкета и т. д.
В статистике различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (формуляр-карточка) и списочную (формуляр-список).
Индивидуальный формуляр (формуляр-карточка) – это формуляр, предназначенный для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения только об одной единице наблюдения. Списочный формуляр (формуляр-список) – это формуляр, предназначенный для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения. Примером списочной системы формуляров служат переписные листы переписи населения страны, каждый из которых предназначается для регистрации нескольких лиц.
Для обеспечения единообразного толкования вопросов программы наблюдения и облегчения их понимания в статистических формулярах может быть дан статистический подсказ, который выражается либо в перечислении возможных ответов на вопросы, либо в указании методики или способа расчета того или иного показателя. Статистический подсказ – это перечень возможных ответов на поставленный вопрос. Полным называется статистический подсказ, содержащий исчерпывающий перечень ответов на поставленный в статистическом формуляре вопрос. Полный подсказ предполагает выбор заполняющим формуляр только одного из перечисленных ответов на вопрос. Неполным называется статистический подсказ, содержащий некоторые (но не все) из возможных ответов на поставленный в статистическом формуляре вопрос.
Статистическая инструкция – это документ, разъясняющий вопросы программы статистического наблюдения, порядок заполнения статистического формуляра и частично планово-организационные вопросы. В инструкции отражаются цели и задачи наблюдения, сведения об объекте и единицах наблюдения, о времени и сроках проведения наблюдения, об оформлении результатов и сроков их представления в соответствующие организации. В инструкции, так же как и в формуляре наблюдения, но в более развернутом виде, могут быть представлены толкование того или иного вопроса программы, примерные ответы на вопросы, типичные случаи заполнения формуляров и т. д. Инструкция статистического наблюдения должна быть составлена кратко, просто и ясно.
Этап 2. Организационная подготовка
В целях успешной подготовки и проведения статистического наблюдения важно решить не только программно-методологические, но и организационные вопросы, для реализации которых разрабатывается организационный план статистического наблюдения.
Организационный план статистического наблюдения – это основной документ, в котором излагается порядок подготовки, организации и проведения статистического наблюдения; фиксируется перечень мероприятий, необходимых для успешного проведения работы по сбору данных, с указанием конкретных сроков проведения намеченных мероприятий. В организационном плане статистического наблюдения указываются: объект наблюдения (его описание, определение, отличительные признаки); цели и задачи наблюдения; органы наблюдения; место, время и сроки наблюдения; круг лиц, отвечающих за проведение наблюдения; подготовительные работы к проведению наблюдения, в том числе: порядок комплектования и обучения кадрового состава, необходимого для проведения наблюдения; сроки и порядок приема, оформления и сдачи материалов наблюдения; порядок получения и представления промежуточных и окончательных итогов наблюдения. Могут быть и другие практические вопросы.
Обязательным элементом организационного плана статистического наблюдения является указание органа наблюдения. Орган наблюдения – это организация, учреждение или их подразделение, осуществляющие подготовку, проведение статистического наблюдения и несущие ответственность за эту работу. Должны быть четко определены обязанности каждого органа с четким указанием сферы его деятельности, а также порядок взаимоотношений органов наблюдения между собой. При проведении статистических наблюдений в масштабе страны органом наблюдения выступает Федеральная служба государственной статистики – Росстат и его территориальные подразделения. Органами, проводящими локальные статистические наблюдения, могут выступать министерства, ведомства, различные организационно-правовые структуры и т. д.
С целью обеспечения полноты охвата объекта наблюдения и достоверности собираемых сведений в организационном плане четко устанавливается место наблюдения. Место статистического наблюдения – это место, где непосредственно производится регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров.
Место наблюдения нередко совпадает с местонахождением единицы наблюдения. Например, статистическая отчетность о деятельности строительной фирмы, коммерческого банка, страховой компании составляется по месту их нахождения. Более сложен вопрос о месте наблюдения при проведении специально организованного наблюдения, в случае если единицы наблюдения исследуемого объекта меняют или могут изменить место своего пребывания. Например, при проведении переписи населения страны зафиксировано, что оно учитывается строго по месту жительства, а не по месту работы или службы.
Важное место в составлении организационного плана занимает установление времени, к которому относятся регистрируемые в ходе статистического наблюдения сведения. Время наблюдения — это время, по состоянию на которое или за которое регистрируются сведения в процессе статистического наблюдения.
Дело в том, что объект статистического наблюдения, его объем и состав изменяются во времени. В зависимости от характера объекта и его специфики, а также сущности показателей, описывающих данный объект, сведения могут регистрироваться по состоянию на определенную дату (на начало или конец года, на конкретное число) или за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год и т. д.). Так, например, данные о производстве продукции, о материальных ресурсах предприятия и т. п. регистрируются за определенный период времени, а численность населения страны, курс иностранной валюты и т. д. фиксируются на определенную дату.
Таким образом, время наблюдения включает в себя установление срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и момента времени, на который должны учитываться единицы наблюдения.
Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого производится заполнение статистических формуляров, т. е. осуществляется регистрация единиц наблюдения по установленной программе.
Срок наблюдения, как правило, предполагает указание даты начала и завершения статистического наблюдения. Например, срок проведения микропереписи населения страны в 1994 г. составил 10 дней – с 14 по 23 февраля. Это и было время, в течение которого она проводилась.
Существенное значение для успешного проведения статистического наблюдения имеет определение кадрового состава. Численность лиц, проводящих наблюдение, зависит от объекта наблюдения, количества единиц наблюдения, составляющих его, от срока, программы и способа проведения наблюдения, от территориального распределения единиц наблюдения и т. д. Подготовка кадров
для проведения статистического наблюдения включает обучение и инструктирование кадрового состава с целью выработки практических навыков правильного заполнения статистических формуляров.
Подготовительный этап организации статистического наблюдения предполагает подготовку и размножение бланков, инструкций, другой документации и рассылку их на места. К числу важнейших подготовительных работ по проведению статистического наблюдения относится его пропаганда через средства массовой информации и локально. Успешное проведение статистического наблюдения обеспечивается четкой структурой и разработанностью его организационного плана.
Основные организационные формы статистического наблюдения включают в себя: отчетность, регистры и специально организованное наблюдение (например, переписи).
Отчетность — это организационная форма статистического наблюдения, при которой в установленные сроки сведения поступают в соответствующие статистические органы от предприятий, организаций и учреждений различных организационно-правовых форм в виде установленных в законном порядке отчетных документов (статистических отчетов).
Отчетность является важнейшей формой статистического наблюдения. В ней содержатся основные учетно-статистические данные о состоянии и деятельности предприятий, организаций и других субъектов экономики. Все формы статистической отчетности утверждают органы государственной статистики.
Источником сведений при статистическом наблюдении в форме отчетности являются первичные учетные записи в документах бухгалтерского и оперативного учета.
Отчеты подписываются лицами, ответственными за своевременное представление и достоверность сообщаемых сведений.
Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:
а) обязательность (каждое предприятие обязано представить отчетные данные об определенном перечне показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке);
б) юридическая сила (формы отчетности являются официальным документом, они подписываются руководителем организации или предприятия и главным бухгалтером, которые по закону несут ответственность за достоверность содержащихся в отчете сведений и за своевременное и правильное их оформление и представление);
в) документальная обоснованность (все данные статистической отчетности получаются на основе документации, которыми оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля).
Различают общегосударственную и внутриведомственную отчетность. Главная особенность общегосударственной отчетности состоит в том, что она обязательна для всех без исключения предприятий, учреждений и организаций различных организационно-правовых форм и представляется в сводном виде в органы государственной статистики. Внутриведомственная отчетность действует в пределах отдельного министерства, ведомства. Она устанавливается для подведомственных предприятий, организаций и учреждений.
Формы отчетности могут быть типовыми и специализированными. Типовая отчетность — это отчетность, содержащая показатели, одинаковые для всех предприятий, организаций и учреждений различных организационно-правовых форм, а также для разных производств и видов деятельности. Специализированная отчетность вводится для предприятий, организаций и учреждений, имеющих определенные особенности. Она содержит наряду с общими показателями, имеющимися в соответствующей типовой отчетности, специфические показатели, характерные для определенных организационно-правовых форм, видов деятельности и производства.
По периодичности представления сведений отчетность подразделяется на периодическую и единовременную. Периодическая отчетность – это отчетность, представляемая через одинаковые промежутки времени или в точно определенные даты. Например, не позднее 5-го числа каждого месяца. Периодическая отчетность подразделяется на текущую, период представления которой составляет менее года (квартал, месяц, неделя и т. д.), и годовую, период представления которой составляет календарный год. Единовременная отчетность – это отчетность, представляемая только один раз либо по мере необходимости, без определенной периодичности.
По направлению прохождения отчетность делится на централизованную и децентрализованную. Централизованная отчетность поступает и обрабатывается в системе государственной статистики с последующей передачей результатов обработки различным органам управления, в том числе министерствам и ведомствам. Нецентрализованная отчетность обрабатывается в соответствующих министерствах и ведомствах с последующей передачей необходимых сводных данных в органы государственной статистики.
Федеральной службой государственной статистики формируется специализированная база данных – Статистический регистр Росстата (Статрегистр Росстата).
При включении единиц статистического наблюдения в Статрегистр для их идентификации используются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. В целях выполнения конкретных статистических задач в Статрегистре могут использоваться отраслевые классификаторы.
Статрегистр является основой организации федеральных статистических наблюдений, в том числе экономических переписей на территории Российской Федерации.
В Статрегистре содержатся следующие сведения:
— сведения о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данные о филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях юридических лиц – их местных единицах, информация об организациях, не являющихся юридическими лицами, создаваемых и осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Указанные сведения предоставляются в установленном законодательством порядке регистрирующими органами, иными федеральными органами власти и организациями, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, а также, формируются на основе информации, содержащейся в статистических базах данных;
— идентификационные коды по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации:
o Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО),
o Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО),
o Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (ОКОГУ),
o Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС),
o Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ);
o Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД):
— идентификационные коды, установленные по отраслевым классификаторам, используемым в системе органов государственной статистики;
— экономические показатели, полученные по данным федеральных статистических наблюдений и бухгалтерской отчетности;
— информация, сформированная с использованием данных из административных источников, о принадлежности организаций – единиц статистического наблюдения к государственному сектору экономики, субъектам естественных монополий, организациям, имеющим лицензии на занятие отдельными видами деятельности и т. п.;
— дополнительные признаки единиц статистического наблюдения.
Для формирования и актуализации Статрегистра Федеральная служба государственной статистики получает необходимые сведения из административных источников – государственных информационных ресурсов и систем, в том числе реестров (регистров) налоговых органов, органов по управлению государственным имуществом, лицензирующих органов и др.
В рекомендациях ООН переписью населения называется «общий процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных о всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или четко ограниченной части страны».
Все сведения о населении собираются по состоянию на определенный момент — критический момент переписи. Это конкретный день и час, к которому приурочивают собираемые сведения для обеспечения сопоставимости полученных данных.
Категории населения, учитываемые переписью:
1) наличное население — лица, находящиеся на момент проведения
переписи на данной территории, включая временно присутствующих на данной территории;
2) постоянное население — лица, постоянно проживающие на момент переписи на данной территории, включая временно отсутствующих. К постоянному населению относят тех, кто проживает на данной территории постоянно (обычно), а также временно отсутствующих на срок не более 6 месяцев и прибывших на учебу или работу на срок от 6 месяцев и более.
Между численностями постоянного и наличного населения существует следующая зависимость:
Постоянное население = Наличное население — Временно присутствующие + Временно отсутствующие.
Как правило, при проведении переписи используется категория наличного или постоянного населения, либо обе категории одновременно.
Принципы проведения переписей:
1. всеобщность переписей. Сведения собираются по возможности обо всех лицах, находящихся на территории страны, а также о гражданах страны за ее пределами. Этот принцип, при всей его очевидности, достаточно сложно соблюсти, так как население не находится на одном месте, потоки людей постоянно перемещаются по территории страны. Данные о населении собираются поименно, т. е. о каждом человеке;
2. регулярность проведения переписи. Согласно рекомендациям ООН, переписи населения должны проводиться не реже одного раза в 10 лет;
3. самоопределение. Сведения о населении получают, как правило, не из документов, а со слов людей;
4. сбор сведений о населении проводится разными методами: методом опроса (как в переписях населения России), когда счетчики непосредственно задают вопросы опрашиваемым и записывают ответы; методом самоисчисления, при котором бланки переписи заполняют сами жители;
5. единицей проведения переписи является семья или домохозяйство, несмотря на то, что сведения при проведении переписи собираются о каждом человеке;
6. перепись должна проводиться централизованно, по единой программе. Неукоснительное соблюдение этого принципа позволит получить сопоставимые данные о населении страны.
Программа переписи содержит следующие разделы:
1. адресные сведения;
2. демографическая информация: пол, возраст и дата рождения и т. д.;
3. вопросы, связанные с учетом постоянного и/или наличного населения, а также с анализом миграционного движения (место рождения, место жительства несколько лет назад, длительность проживания в данном месте жительства и пр.);
4. гражданство, этническая принадлежность, вопросы о родном языке и языке повседневного общения и пр.;
5. вопросы об образовании;
6. социально-экономические характеристики (занятие, положение в занятии, отрасль занятости, длительность безработицы и пр.);
7. характеристики брачности и рождаемости.
Также в программу переписи могут включаться вопросы о жилье.
Проведение переписи не ограничивается сбором данных, важный этап — разработка и публикация материалов переписи. Программа разработки материалов переписи состоит из нескольких сотен тысяч таблиц с учетом различных разрезов, в которых представлены итоги переписи. Значительная часть этих таблиц впоследствии публикуется как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельных ее регионов.
В октябре 2002 г. в России состоялась очередная Всеобщая перепись населения.
Всероссийская перепись населения 2002 г. была проведена в период с 9 по 16 октября. Учет населения осуществлялся по состоянию на 0 часов 9 октября. Впервые в отечественной истории перепись осуществлена на основе Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» от 01.01.01 г.
Учету подлежали граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находившиеся на дату переписи на территории Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, но находящиеся на дату переписи населения за ее пределами.
Программа Всероссийской переписи населения 2002 г. состояла из программы сплошного наблюдения (опрошено все постоянное население) и программы выборочного наблюдения (опрошено 25% постоянно проживающего населения). В ходе сплошной переписи были получены ответы на следующие вопросы: родственное положение по отношению к записанному первым в учетной единице; пол; дата рождения, число исполнившихся лет; состояние в браке; место рождения; гражданство; национальная принадлежность (впервые ответ на этот вопрос не был обязательным); образование, владение языками, источники средств к существованию, занятость.
В ходе выборочного опроса были получены более подробные сведения о занятости населения (об основном занятии, о месте работы, о положении в занятии и т. д. Отдельный опросный лист отводился для изучения жилищных условий населения (тип жилого помещения, его возраст, благоустройство и т. п.). Лиц, временно находящихся на территории Росси спрашивали о причинах приезда.
Особенностью программы переписи 2002 г. является то, что единицей наблюдения была не семья, а – домохозяйство, что сделало результаты переписи сравнимыми с международными. При переписи были учтены три категории домохозяйств: частные, домохозяйства бездомных, коллективные домохозяйства.
Всероссийская перепись населения 2010 года проводилась с 14 по 25 октября. Отдельные помещения переписчики посещали в период с 25 по 29 октября 2010 года для контроля качества проведения переписи населения.
Единицей наблюдения при переписи выступало домохозяйство. Это понятие широко применятся в международной практике переписей населения. Под домохозяйством понимается группа лиц, проживающих в жилом доме или квартире либо части жилого дома или квартиры, совместно обеспечивающих себя необходимыми средствами к существованию и объединяющих полностью или частично свои доходы, либо лицо, проживающее в жилом доме, квартире, комнате либо их частях и самостоятельно обеспечивающее себя необходимыми средствами к существованию.
При Всероссийской переписи населения учет населения осуществлялся по состоянию на 0 часов 14 октября 2010 года. Например, если ребенок родился после 0 часов 14 октября 2010 года, то на него не заполнялся переписной лист. В то же время данные об умершем человеке, который был еще жив на момент счета населения, были занесены в переписные листы. Это мировая практика.
Программа Всероссийской переписи населения 2010 года состояла из программы сплошного наблюдения для опроса всего постоянно (обычно) проживающего в Российской Федерации населения. Временно находящиеся на территории России лица опрашивались по отдельной сокращенной программе.
В чем основные отличия Программы Всероссийской переписи населения 2010 от программы Всероссийской переписи населения 2002 года?
В блоке вопросов об образовании впервые выделены ступени высшего образования в соответствии с современным законодательством в области образования, а для лиц с высшим и послевузовским образованием введен вопрос о наличии ученой степени; дополнительный вопрос к женщинам о дате рождения первого ребенка даст информационную базу для улучшения качества прогнозов численности населения; информация о жилищных условиях населения соответствует Рекомендациям ООН и полностью отражает современные условия жизни в России. Значительно расширен блок вопросов о благоустройстве жилого помещения в связи с возрастающей актуальностью вопросов экологической обстановки в мире. Блок вопросов о занятости расширен актуальным в настоящее время вопросом о наличии второй работы. В разделе о миграции населения выяснялось место предыдущего постоянного жительства за год до переписи населения. Кроме того, в программу переписи впервые включено изучение наличия телекоммуникаций как средств развития информационного общества и расширения возможностей каждого человека в реализации своих прав и свобод.
Статистическая информация может быть получена различными способами, важнейшими из которых являются непосредственное наблюдение, документальный учет фактов и опрос.
Непосредственное наблюдение осуществляют сами регистраторы с помощью осмотра, путем непосредственного замера, взвешивания или подсчета признаков изучаемого явления (инвентаризация имущества предприятия). Документальное наблюдение – это наблюдение, при котором запись ответов на вопросы формуляра наблюдения производится на основании соответствующих документов. Опрос – это наблюдение, которое предполагает, что ответы на вопросы формуляра записываются со слов опрашиваемого (переписи населения, социологические опросы).
В статистической практике применяются различные способы проведения опроса:
· Экспедиционный способ заключается в том, что специально привлеченные и обученные работники, именуемые счетчиками или регистраторами, посещают каждую единицу наблюдения и сами регистрируют сведения о наблюдаемом явлении в формуляре статистического наблюдения (например, переписи населения).
· Способ самоисчисления (саморегистрации) предполагает, что формуляры статистического наблюдения заполняют сами опрашиваемые (например, при изучении маятниковой миграции).
· Анкетный способ сводится к сбору статистических данных с помощью специальных вопросников (анкет), рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати. Заполнение анкет носит добровольный характер и осуществляется, как правило, анонимно.
· Корреспондентский способ состоит в том, что статистические органы договариваются с определенными лицами, которые берут на себя обязательство вести наблюдение за социально-экономическими явлениями и процессами и сообщать его результаты статистическим органам.
· Явочный способ предполагает представление сведений в органы, которые ведут наблюдение, в явочном порядке (например, при регистрации актов гражданского состояния).
В зависимости от степени охвата наблюдением единиц изучаемого объекта статистическое наблюдение подразделяется на сплошное и несплошное. Сплошное статистическое наблюдение – это наблюдение, при котором обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности явлений и процессов.
Несплошное статистическое наблюдение предполагает, что обследованию подвергаются не все единицы изучаемой совокупности, а только часть из них. В практике статистического исследования применяется несколько видов несплошного наблюдения: выборочное, монографическое, метод основного массива.
Выборочное наблюдение – это вид несплошного наблюдения, основанный на принципе случайного отбора тех единиц совокупности, которые должны быть подвергнуты статистическому наблюдению.
Монографическое наблюдение — это вид несплошного наблюдения, предполагающий тщательное изучение и описание отдельных единиц совокупности, обычно представителей каких-либо новых типов явлений. Практическое применение монографического наблюдения ставит задачу выявления реально существующих или намечающихся тенденций и закономерностей в развитии социально-экономических явлений и процессов с целью определения резервов их состояния и развития, изучения опыта отдельных предприятий и организаций различных организационно-правовых форм.
В зависимости от временного фактора наблюдение бывает текущее и прерывное. Текущее наблюдение осуществляется систематически, путем непрерывной регистрации фактов по мере их возникновения (регистрация актов гражданского состояния). Прерывное наблюдение означает, что регистрация фактов производится регулярно, через определенные промежутки времени или по мере необходимости.
Различают периодическое и единовременное прерывное статистическое наблюдение. Периодическим называют наблюдение, которое проводится регулярно, через определенные, равные промежутки времени (переписи населения). Единовременное наблюдение проводится по мере необходимости, время от времени, без соблюдения строгой периодичности или вообще проводится один раз и больше никогда не повторяется.