Что такое статистическое исследование
Статистическое исследование
Наблюдение как начальный этап исследования связано со сбором исходных данных об изучаемом вопросе. Оно свойственно многим наукам. Однако каждая наука имеет свою специфику, отличаясь по своим наблюдениям. Поэтому не всякое наблюдение — статистическое.
Статистическое исследование — это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических, демографических и других явлениях и процессах общественной жизни в государстве с регистрацией их наиболее существенных признаков в учетной документации.
Отличительными чертами (спецификой) статистического исследования являются: целенаправленность, организованность, массовость, системность (комплексность), сопоставимость, документированность, контролируемость, практичность.
Исследования, не удовлетворяющие этим требованиям, статистическими не являются. Не являются статистическими исследования, например, наблюдения и исследования: матери за играющим ребенком (личный вопрос); зрителей за театральной постановкой (нет учетной документации по зрелищу); научного работника за физико-химическими опытами с их измерениями, расчетами и документальной регистрацией (не массово-общественные данные); врача за больными с ведением медицинских карточек (оперативный учет); бухгалтера за движением денежных средств на банковском счете предприятия (бухгалтерский учет); журналистов за общественной и личной жизнедеятельностью государственных лиц или иных знаменитостей (не предмет статистики).
Статистическая совокупность — множество единиц, обладающих массовостью, типичностью, качественной однородностью и наличием вариации.
Статистическая совокупность состоит из материально существующих объектов (Работники, предприятия, страны, регионы), является объектом статистического исследования.
Статистическое наблюдение является первой стадией статистического исследования, представляющий собой научно организованный сбор данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни.
Этапы статистических операций
Любое статистическое исследования состоит из шести этапов.
Этап 1. Статистическое исследование начинается с формирования первичной статистической информационной базы по выбранному комплексу показателей.
Этап 2. Первичное обобщение и группировка статистических данных.
Этап 3. Следующий этап статистического исследования включает экономическую интерпретацию первичного обобщения.
Этап 4. Компьютерный анализ первичных и обобщенных расширенных (объемных) статистических данных.
Этап 5. Компьютерное прогнозирование по выбранным наиболее важным направлениям.
Этап 6. Обобщенный анализ полученных результатов и проверка их на достоверность по статистическим критериям.
Этап 7. Завершающим этапом статистического исследования является принятие управленческого решения.
Краткий курс по статистике
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Статистика». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс по статистике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Статистическое исследование
1. Статистическое исследование подразделяется на следующие основные этапы:
✓ сводка и группировка данных наблюдения;
✓ научная обработка и анализ результатов сводки.
Статистическое наблюдение — планомерное, научно организованное собирание данных о социально-экономических явлениях или процессов путем регистрации определенных признаков.
2. К основным группам статистических наблюдений относятся:
☞ по форме организации:
— отчетность — основная организационная форма статистического наблюдения, носящая обязательный характер (сбор сведений от предприятий, учреждений и организаций о различных сторонах их деятельности на специальных бланках-отчетах). В зависимости от продолжительности периода, за который осуществляется сбор данных, подразделяется на основную (годовую) и текущую (за месяц, квартал, полугодие и т. д.),
— специально организованные статистические наблюдения с целью получения данных, не представленных в отчетности, либо для проверки или уточнения данных отчетности на определенную дату,
— обследования и переписи. Статистическое обследование — специально организованное наблюдение, при котором совокупность исследуется в течение определенного периода времени; перепись — вид специально организованного статистического наблюдения, при котором совокупность исследуется на определенную дату;
☞ по признаку времени:
— непрерывные статистические наблюдения, когда отдельные явления, факты, события регистрируются по мере их возникновения,
— прерывные статистические наблюдения — наблюдаемые явления, факты, события регистрируются через определенные периоды времени. В зависимости от периодичности наблюдение может быть периодическим, осуществляющимся через периоды равной продолжительности, или единовременным, имеющим разовый характер, или осуществляющимся через периоды времени неравной продолжительности;
☞ по признаку полноты:
— сплошные статистические наблюдения, при которых исследуемую совокупность образуют все без исключения явления, факты, события,
— не сплошные (частичные) статистические наблюдения, при которых исследуемую совокупность образует только некоторая часть явлений, фактов, событий.
3. Собранный в процессе статистического наблюдения материал представляет собой сведения о каждой единице наблюдаемого объекта, характеризующие объект с разных сторон.
Статистическая сводка — процесс по обработке полученных данных совокупности с целью установления признаков и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.
По степени обработки информации различают простые и сложные сводки. Простые сводки — это подсчет общих, итоговых (суммарных) данных по совокупности единиц наблюдения). Сложные сводки — подсчет общих, итоговых (суммарных) данных по совокупности единиц наблюдения, группировка данных наблюдения, подсчет общих и групповых итогов, получение системы взаимосвязанных показателей, представление результатов группировки и сводки в виде статистических таблиц.
По форме обработки материала различают децентрализованную и централизованную сводки.
По содержанию сводка бывает первичная (включает характеристики изучаемой совокупности по определенному признаку) и вторичная (отчеты, таблицы, сводные балансы по отраслям народного хозяйства или по территориальному признаку). Вторичная основывается на данных первичной сводки.
По степени механизации обработки информации различают ручную и механизированную сводки.
Задача статистической сводки — охарактеризовать объект исследования при помощи системы статистических показателей, определить его существенные признаке и особенности и дать им объяснение.
4. В основные этапы статистической сводки входит определение:
☞ групп и подгрупп, когда осуществляются систематизация и группировка материалов, полученных сборе сведений единиц совокупности;
☞ системы показателей, с помощью которых характеризуются свойства и особенности изучаемого явления;
☞ видов таблиц предоставления информации: после исчисления показателей и обобщения данных информацию для удобства представляют в таблицах, рядах, графиках, диаграммах.
Этапы сводки отображаются в специально составляемой программе, включающей:
✓ перечень групп, на которые совокупность целесообразно разбить;
✓ границы групп в соответствии с группировочными признаками;
✓ систему характеризующих совокупность показателей и методику их расчета;
✓ макеты таблиц для представления итогов расчетов.
Для успешного осуществления сводки составляется план проведения, включающий правила последовательности и сроки выполнения отдельных элементов сводки, порядок изложения результатов, а также предусматривающий координацию работы всех задействованных в ее проведении исполнителей.
Понятие и основные этапы статистического исследования
Понятие, предмет и метод статистики
В настоящее время данный термин употребляется в 4 значениях:
1. Наука, изучающая количественную и качественную сторону массовых общественных явлений и процессов, исследует количественное выражение закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени, учебный предмет в ВУЗах;
2. Цифры, характеризующие массовые общественные явления и процессы;
3. Деятельность по сбору, обработке, анализу и публикации цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни;
4. Параметры рядов случайных величин, рассчитываемые по результатам наблюдений и применяющиеся для проверки различных гипотез преимущественно в математической статистике (например, F-статистика).
Можно выделить 3 группы статистических методов:
1. Статистическое наблюдение — это сбор всех существенных фактов об изучаемом явлении и научно организованная их регистрация;
2. Сводка и группировка — это систематизация и классификация собранных статистических данных;
3. Статистический анализ — это расчет статистических показателей, позволяющий описать изучаемое явление, выявить его динамику, структуру, взаимосвязь с другими явлениями, закономерности, сделать прогнозы на будущее.
Предмет статистики — размеры и количественные соотношения качественно определенных социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития в конкретных условиях места и времени.
Основные категории статистики
Признак— это объективная характеристика единицы статистической совокупности, характерная черта или свойство, которое может быть определено или измерено. Для любых окружающих нас объектов и явлений можно выделить достаточно большое число признаков, которые наблюдаются или потенциально могут наблюдаться в процессе статистического исследования. Признаки подразделяют на количественные и качественные. Количественнымявляется признак, отдельные варианты которого имеют числовое выражение и отражают размеры, масштабы изучаемого объекта или явления.
Вариация – это различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в данную совокупность.Например, существуют всего четыре варианта значений признака «экзаменационная оценка»: «2», «3», «4», «5».
Статистическая совокупность – это группа социально-экономических объектов или явлений общественной жизни объединенных общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками.
Статистический показатель – это количественная (чаще) или качественная (реже) характеристика признака статистической совокупности.
По сути, статистические показатели это те данные, которые мы собираем или то результаты исследования, которые мы получаем.
· Региональный, межтерриториальный, местный
Статистическая деятельность в Российской Федерации
Понятие и основные этапы статистического исследования
Статистическое исследование — это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических, демографических и других явлениях и процессах общественной жизни в государстве с регистрацией их наиболее существенных признаков в учетной документации.
Этап 1. Статистическое исследование начинается с формирования первичной статистической информационной базы по выбранному комплексу показателей.
Этап 2. Первичное обобщение и группировка статистических данных.
Этап 3.Следующий этап статистического исследования включает экономическую интерпретацию первичного обобщения.
§ Экономическая и финансовая оценка объекта анализа.
Этап 4.Компьютерный анализ первичных и обобщенных расширенных (объемных) статистических данных.
§ Анализ вариации динамики и связей расширенных статистических данных.
Этап 5.Компьютерное прогнозирование по выбранным наиболее важным направлениям.
§ Метод Наименьших Квадратов (МНК).
Этап 6. Обобщенный анализ полученных результатов и проверка их на достоверность по статистическим критериям.
Этап 7. Завершающим этапом статистического исследования является принятие управленческого решения.
Понятие, формы, виды и способы статистического наблюдения. План статистического наблюдения и его составные части
Статистическое наблюдение — это массовое, планомерное, систематическое, научно организованное наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.
· Специально организованное наблюдение
Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:
1. по времени регистрации данных;
· Текущее (непрерывное) наблюдение
7 методов статистического анализа, которые может применять каждый
Деятельность людей во множестве случаев предполагает работу с данными, а она в свою очередь может подразумевать не только оперирование ими, но и их изучение, обработку и анализ. Например, когда нужно уплотнить информацию, найти какие-то взаимосвязи или определить структуры. И как раз для аналитики в этом случае очень удобно пользоваться не только разными техниками мышления, но и применять статистические методы.
Особенностью методов статистического анализа является их комплексность, обусловленная многообразием форм статистических закономерностей, а также сложностью процесса статистических исследований. Однако мы хотим поговорить именно о таких методах, которые может применять каждый, причем делать это эффективно и с удовольствием.
Статистическое исследование может проводиться посредством следующих методик:
Далее мы рассмотрим каждый из них более подробно. Но отметим, что представим лишь основные характеристики без подробного описания алгоритмов действий. Впрочем, понять их не составит никакого труда.
Статистическое наблюдение
Статистическое наблюдение является планомерным, организованным и в большинстве случаев систематическим сбором информации, направленным, главным образом, на явления социальной жизни. Реализуется данный метод через регистрацию предварительно определенных наиболее ярких признаков, цель которой состоит в последующем получении характеристик изучаемых явлений.
Статистическое наблюдение должно выполняться с учетом некоторых важных требований:
Также статистическое наблюдение может иметь две формы:
Кроме того, статистическое наблюдение может быть категоризировано на основе двух признаков: либо на основе характера регистрации данных, либо на основе охвата единиц наблюдения. К первой категории относятся опросы, документирование и прямое наблюдение, а ко второй – наблюдение сплошное и несплошное, т.е. выборочное.
Для получения данных при помощи статистического наблюдения можно применять такие способы как анкетирование, корреспондентская деятельность, самоисчисление (когда наблюдаемые, например, сами заполняют соответствующие документы), экспедиции и составление отчетов.
Сводка и группировка материалов статистического наблюдения
Говоря о втором методе, в первую очередь следует сказать о сводке. Сводка представляет собой процесс обработки определенных единичных фактов, которые образуют общую совокупность данных, собранных при наблюдении. Если сводка проводится грамотно, огромное количество единичных данных об отдельных объектах наблюдения может превратиться в целый комплекс статистических таблиц и результатов. Также такое исследование способствует определению общих черт и закономерностей исследуемых явлений.
С учетом показателей точности и глубины изучения можно выделить простую и сложную сводку, но любая из них должна основываться на конкретных этапах:
Важно заметить, что есть и разные формы сводки:
Выполняться же сводка может при помощи специализированного оборудования, например, с использованием компьютерного ПО или вручную.
Что же касается группировки, то этот процесс отличается разделением исследуемых данных на группы по признакам. Особенности поставленных статистическим анализом задач влияют на то, какой именно будет группировка: типологической, структурной или аналитической. Именно поэтому для сводки и группировки либо прибегают к услугам узкопрофильных специалистов, либо применяют конкретные техники мышления.
Абсолютные и относительные статистические величины
Абсолютные величина считаются самой первой формой представления статистических данных. С ее помощью удается придать явлениям размерные характеристики, например, по времени, по протяженности, по объему, по площади, по массе и т.д.
Если требуется узнать об индивидуальных абсолютных статистических величинах, можно прибегнуть к замерам, оценке, подсчету или взвешиванию. А если нужно получить итоговые объемные показатели, следует использовать сводку и группировку. Нужно иметь в виду, что абсолютные статистические величины отличаются наличием единиц измерения. К таким единицам относят стоимостные, трудовые и натуральные.
А относительные величины выражают количественные соотношения, касающиеся явлений социальной жизни. Чтобы их получить, одни величины всегда делятся на другие. Показатель, с которым сравнивают (это знаменатель), называют основанием сравнения, а показатель, которой сравнивают (это числитель), называют отчетной величиной.
Относительные величины могут быть разными, что зависит от их содержательной части. Например, существуют величины сравнения, величины уровня развития, величины интенсивности конкретного процесса, величины координации, структуры, динамики и т.д. и т.п.
Чтобы изучить какую-то совокупность по дифференцирующимся признакам, в статистическом анализе применяются средние величины – обобщающие качественные характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо дифференцирующемуся признаку.
Крайне важным свойством средних величин является то, что они говорят о значениях конкретных признаков во всем их комплексе единым числом. Невзирая на то, что у отдельных единиц может наблюдаться количественная разница, средние величины выражают общие значения, свойственные всем единицам исследуемого комплекса. Получается, что при помощи характеристики чего-то одного можно получить характеристику целого.
Следует иметь в виду, что одним из самых важных условий применения средних величин, если проводится статистический анализ социальных явлений, считается однородность их комплекса, для которого и нужно узнать среднюю величину. А от такого, как именно будут представлены начальные данные для исчисления средней величины, будет зависеть и формула ее определения.
Вариационные ряды
В некоторых случаях данных о средних показателях тех или иных изучаемых величин может быть недостаточно, чтобы провести обработку, оценку и глубокий анализ какого-то явления или процесса. Тогда во внимание следует брать вариацию или разброс показателей отдельных единиц, который тоже представляет собой важную характеристику исследуемой совокупности.
На индивидуальные значения величин могут воздействовать многие факторы, а сами изучаемые явления или процессы могут быть очень многообразны, т.е. обладать вариацией (это многообразие и есть вариационные ряды), причины которой следует искать в сущности того, что изучается.
Вышеназванные абсолютные величины находятся в непосредственной зависимости от единиц измерения признаков, а значит, делают процесс изучения, оценки и сравнения двух и более вариационных рядов более сложным. А относительные показатели нужно вычислять в качестве соотношения абсолютных и средних показателей.
Выборка
Смысл выборочного метода (или проще – выборки) состоит в том, что по свойствам одной части определяются численные характеристики целого (это называется генеральной совокупностью). Основной выборочного метода является внутренняя связь, объединяющая части и целое, единичное и общее.
Метод выборки отличается рядом существенных преимуществ перед остальными, т.к. благодаря уменьшению количества наблюдений позволяет сократить объемы работы, затрачиваемые средства и усилия, а также успешно получать данные о таких процессах и явлениях, где либо нецелесообразно, либо просто невозможно исследовать их полностью.
Соответствие характеристик выборки характеристикам изучаемого явления или процесса будет зависеть от комплекса условий, и в первую очередь от того, как вообще будет реализовываться выборочный метод на практике. Это может быть как планомерный отбор, идущий по подготовленной схеме, так и непланомерный, когда выборка производится из генеральной совокупности.
Но во всех случаях выборочный метод должен быть типичным и соответствовать критериям объективности. Данные требования нужно выполнять всегда, т.к. именно от них будет зависеть соответствие характеристик метода и характеристик того, что подвергается статистическому анализу.
Таким образом, перед обработкой выборочного материала необходимо провести его тщательную проверку, избавившись тем самым от всего ненужного и второстепенного. Одновременно с этим, составляя выборку, в обязательном порядке нужно обходить стороной любую самодеятельность. Это означает, что ни в коем случае не следует делать выборку только из вариантов, кажущихся типичными, а все другие – отбрасывать.
Эффективная и качественная выборка должна составляться объективно, т.е. производить ее нужно так, чтобы были исключены любые субъективные влияния и предвзятые побуждения. И чтобы это условие было соблюдено должным образом, требуется прибегнуть к принципу рандомизации или, проще говоря, к принципу случайного отбора вариантов из всей их генеральной совокупности.
Представленный принцип служит основой теории выборочного метода, и следовать ему нужно всегда, когда требуется создать эффективную выборочную совокупность, причем случаи планомерного отбора исключением здесь не являются.
Корреляционный и регрессионный анализ
Корреляционный анализ и регрессионный анализ – это два высокоэффективных метода, позволяющие проводить анализ больших объемов данных для изучения возможной взаимосвязи двух или большего количества показателей.
В случае с корреляционным анализом задачами являются:
А в случае с регрессионным анализом задачи следующие:
Чтобы решить все вышеназванные задачи, практически всегда нужно применять и корреляционный и регрессионный анализ в комплексе.
Ряды динамики
Посредством этого метода статистического анализа очень удобно определять интенсивность или скорость, с которой развиваются явления, находить тенденцию их развития, выделять колебания, сравнивать динамику развития, находить взаимосвязь развивающихся во времени явлений.
Ряд динамики – это такой ряд, в котором во времени последовательно расположены статистические показатели, изменения которых характеризуют процесс развития исследуемого объекта или явления.
Ряд динамики включает в себя два компонента:
В совокупности эти компоненты представляют собой два члена ряда динамики, где первый член (временной период) обозначается буквой «t», а второй (уровень) – буквой «y».
Исходя из длительности временных промежутков, с которыми взаимосвязаны уровни, ряды динамики могут быть моментными и интервальными. Интервальные ряды позволяют складывать уровни для получения общей величины периодов, следующих один за другим, а в моментных такой возможности нет, но этого там и не требуется.
Ряды динамики также существуют с равными и разными интервалами. Суть же интервалов в моментных и интервальных рядах всегда разная. В первом случае интервалом является временной промежуток между датами, к которым привязаны данные для анализа (удобно использовать такой ряд, например, для определения количества действий за месяц, год и т.д.). А во втором случае – временной промежуток, к которому привязана совокупность обобщенных данных (такой ряд можно использовать для определения качества тех же самых действий за месяц, год и т.п.). Интервалы могут быть равными и разными, независимо от типа ряда.
Естественно, чтобы научиться грамотно применять каждый из методов статистического анализа, недостаточно просто знать о них, ведь, по сути, статистика – это целая наука, требующая еще и определенных навыков и умений. Но чтобы она давалась проще, можно и нужно тренировать свое мышление и улучшать когнитивные способности.
В остальном же исследование, оценка, обработка и анализ информации – очень интересные процессы. И даже в тех случаях, когда это не приводит к какому-то конкретному результату, за время исследования можно узнать множество интересных вещей. Статистический анализ нашел свое применение в огромном количестве сфер деятельности человека, а вы можете использовать его в учебе, работе, бизнесе и других областях, включая развитие детей и самообразование.