Что такое статистика туризма
Статистика в туризме
Вы будете перенаправлены на Автор24
Значение статистики в области туризма
Статистика туризма необходима для анализа количества путешествий с целью отдыха, числа посещений туристами исторических мест, религиозных объектов, спортивных и развлекательных мероприятий, а также исследования динамики и тенденций изменения этих показателей.
Статистика туризма выступает в качестве отрасли социально-экономической статистики и исследует вопрос развития туризма и туристской индустрии. Современная статистика туризма охватывает значительный круг вопросов и ведется с целью оценки вклада туризма в экономику страны, в частности, изучается его влияние на платежный баланс, а также изучаются основные тенденции и направления развития международного туризма, планируется его материально-техническая база, осуществляются маркетинговые исследования данной области.
Статистические показатели при этом рассматриваются в качестве обобщающей знаковой модели массового явления или процесса, имеющих количественную и качественную стороны. Статистические показатели делятся на абсолютные и относительные:
Изучение статистических показателей в области туризма проходит в несколько этапов. Первым этапом является статистическое наблюдение, как «начало всех начал». Это первый источник количественной информации, который служит основой для дальнейших исследований какого-либо вопроса в области туристской деятельности. Наблюдение должно основываться на таких принципах, как объективность, добросовестность и ответственность, в противном случае показатели будут неверными.
Существует большое разнообразие видов статистического наблюдения, все их делят на следующие категории:
Готовые работы на аналогичную тему
Статистика туристских потоков
Такой раздел, как статистика туристских потоков, является очень важным в общей статистике туризма. Туристские потоки представляют собой передвижение людей по территории, особый процесс, который имеет важное экономическое значение, причем не только для места отправления туристов, но и местных прибытий, транспортной системы, системы перевозки туристов. Любой туризм сопровождается потоком денег, которые зарабатываются в одном месте, а тратятся в другом, что и учитывает статистика.
Статистические показатели в данной области выглядит следующим образом. Первую категорию представляю статистические данные о размере туристских потоков, то есть об общем количестве туристов, которые выезжают и выезжают в конкретный регион за определенный период. Вторым важным показателем являются сведения о продолжительности пребывания туристов в месте отдыха за конкретный отрезок времени.
Основные показатели статистики туризма следующее:
Общие сведения туристских потоков предоставляются Всемирной туристской организации и публикуются на ее сайте. Кроме того, статистические показатели публикуются в электронных отчетах, которые также можно найти на информационном ресурсе данной организации. Согласно последним отчетам подсчитываются количественные показатели туристов, которые посетили разные страны. Согласно статистическим показателям рост статистики туризма в мире наблюдается в течении последних семи лет.
Мировая статистика в сфере туризма
За последние годы отмечено значительное увеличение потоков туристов в страны Африки, Средней Азии и Океании. Среди всех направлений можно выделить следующие регионы, которые предпочитают туристы:
На долю данных стран приходится свыше 91% туристских прибытий. Наибольшее количество посещений туристов отмечено в Италии, Франции и Испании. В Северной Америки туристы чаще всего посещают США, а в Азии – Китай.
С каждым годом также растет популярность оздоровительного и познавательного, экологического направления. Повышенная статистика познавательного туризма характерна для таких стран, как Китай, страны Западной Европы, США. В частности, с целью посещения и изучения всевозможных достопримечательностей туристы из данных регионов посещают памятники истории со всего мира. Кроме того, стремительный рост показывает медицинский туризм. С каждым годом все больше туристов совмещает отдых с лечением в клиниках США, Израиля и в европейских странах. Здесь можно пройти не только курс лечебных процедур, но и произвести квалифицированную пересадку органов.
С 2006 г. растет также и деловой туризм. Статистика данного вида туризма говорит о том, что все больше людей выезжают в другие страны с целью деловых встреч, обучения, перенимания передового опыта у коллег. В России туризм также развивается достаточно стабильно и успешно. За последние 10 лет, несмотря на незначительный спад, наметилась тенденция к росту не только посещения страны иностранными туристами, но и увеличения внутреннего туризма за счет числа отдыхающих россиян, которые предпочитают отечественные курорты зарубежным.
Статистика туризма
Статистика туризма стран «третьего мира» показывает, что в денежном выражении эта сфера составляет до 50% и более внутреннего валового дохода. Занятость населения в сфере обслуживания варьируется от 70 до 90%. Однако в разрезе стран ситуация рынка туристических услуг неоднозначна и достаточно динамична. На нее влияет не только уровень жизни в регионах, откуда идет наибольший приток туристов, но и социально-экономическая, политическая и демографическая обстановка в мире.
Что такое туризм
Туризм подразумевает путешествие людей из одной местности (страны, области, штата) в другую с целью отдыха, посещения исторических мест, религиозных объектов, спортивных, а также всевозможных развлекательных мероприятий без занятия оплачиваемой из местных источников деятельностью.
Человека предпринимающего путешествие называют туристом, а фирмы или другие субъекты различных форм хозяйствования, предоставляющие ему весь комплекс услуг (транспортные, экскурсионные и развлекательные) – туроператорами. Туристические услуги являются очень важной составляющей в экономике многих государств.
Виды туризма
В зависимости от целей путешествия туризм бывает 2 видов – рекреационный и деловой. Первый тип – путешествия для отдыха, улучшения здоровья или расширения своего кругозора. Его подвиды:
Второй вид туризма направлен на приобретение профессионального, опыта проведение переговоров с предполагаемыми бизнес партнерами в неофициальной обстановке, участия в тренингах, семинарах, благотворительных акциях.
Помимо данных видов, у которых довольно длительная история развития, в последнее время происходит постепенное развитие также религиозного туризма (посещение святых мест) и агротуризма. Во время отдыха путешественника окружает сельский традиционный для того или иного места быт.
Кроме целей прибытия существует еще разделения туризма на три вида в зависимости от направления выезда и нахождения туристов. По данному критерию выделяют:
Статистические данные
Как и в других отраслях народного хозяйства любой страны, оценкой эффективности работы этой сферы занимается отдельный раздел такой науки как статистика. С помощью данных собираемых, анализируемых и систематизируемых этой дисциплиной любой желающий может выделить приоритетные для посещения страны с наиболее положительными для себя показателями. Основные показатели статистики туризма:
Ситуация в мире
Общие сведения о туропотоках и финансовых расходах туристов предоставлены на сайте Всемирной туристической организации(UNWTO). Данные публикуются в периодических электронных публикациях (отчетах), помимо которых на информационном ресурсе можно найти список литературы, используемой для его работы.
Согласно последнему отчету этой организации статистика туризма за 2016 год насчитывает 1 млрд. 235 млн. человек, посетивших различные страны. Это на 46 млн. человек (7%) больше чем в 2015 году. Устойчивый рост статистики туризма в мире характеризуется уже 7 лет.
Значительное увеличение посещений туристов отмечено в странах Африки, Средней Азии и Океании. Среди основных направлений предпочитаемых туристами можно выделить такие регионы:
На долю стран в этих регионах приходится около 91% туристических прибытий. На европейской части наибольшее количество посещение отмечено в Италии, Франции и Испании. В Северной Америке по посещаемости лидирует США, а в Азии – Китай.
За предыдущий год туристическая отрасль принесла в бюджеты стран около 1,2 трлн. долларов США. Наиболее благоприятная статистика туризма в Китае, США, Германии, Великобритании.
Статистика по видам туризма в 2016 году показывает наибольшую популярность у оздоровительного и познавательного направления. Постепенно начинает пользоваться спросом экотуризм. Повышенная статистика познавательного туризма в 2016 году характерна для Китая, стран Западной Европы, США. С целью изучения всевозможных достопримечательностей и памятников истории эти регионы посещали туристы со всего мира.
Кроме оздоровительного стремительный рост показывает статистика медицинского туризма. С каждым годом все больше туристов совмещают отдых с лечением в клиниках Израиля, США, европейских стран. Здесь можно не только пройти курс лечебных процедур, но и при наличии такого явления как программа донорства произвести квалифицированную пересадку здорового органа.
В 2016 году значительного уровня достиг и деловой туризм. Статистика этого направления показывает 1 трлн. долларов США расходов и более чем 350 млн. человек выезжавшими в другие страны с целью деловых встреч, обучения, благотворительности или чтобы перенять передовой опыта у коллег.
Туризм в России
В России сфера туризма достаточно стабильна и успешна. За последние 10 лет, несмотря на незначительные спады, наметились тенденции к росту не только посещения страны иностранными туристами, но и к увеличению числа отдыхающих россиян, предпочитающих зарубежным курортам отечественные.
За последние 5 лет также значительно улучшилась статистика внутреннего туризма. Посещаемость россиянами отечественных курортов и мест отдыха возросло на 18% по сравнению с предыдущим годом. В России наиболее популярны как среди иностранцев, так и россиян следующие туристические зоны:
В этих зонах наиболее развит экологический туризм. Статистика этого направления значительно выросла за счет роста популярности среди туристов из стран ближнего и дальнего зарубежья. После стабилизации обстановки в Крыму начинается постепенный рост посещаемости туристами курортных зон полуострова. За 2016 год статистика туризма в Крыму превысила отметку в 5,5 млн. человек приехавших на отдых из разных регионов РФ.
По мнению экспертов в ближайшие годы количество иностранных туристов въезжающих в Россию будет увеличиваться. В 2030 году статистика туризма в РФ сможет достичь отметки 40 млн. человек. На фоне стабилизации и укрепления внутреннего рынка туристических услуг несколько ухудшилась статистика выездного туризма. В связи с терактами на Ближнем Востоке и в ряде стран Африки россияне стали меньше выезжать на отдых за границу.
Страны СНГ
Наблюдается положительная динамика в развитии рынка туристических услуг стран СНГ без учета России. Статистика въездного туризма в них по годам колеблется от 10–12 до 20–30 млн. человек. Среди стран Содружества одной из первых в сфере туризма является Украина. За прошлый год туризм в Украине по статистике является достаточно стабильной и прибыльной отраслью. За год страну посетило 13,6 млн. туристов. Это на 5,6% больше чем в 2015 году.
В других государствах СНГ ситуация с въездным туризмом также весьма перспективна. В Казахстане за прошлый год побывало около 3,5 млн. человек, а в Грузии почти в два раза больше – около 6,3 млн. Такая статистика активности в этих странах может вывести туризм на позицию одной из лидирующих отраслей экономики. Мировая статистика туризма за 2016 год по регионам и странам представлена в таблице:
Наименование региона и входящих в него государств | Численность посетивших регион/государство туристов, млн. человек | % от общего количества туристов за 2016 год | Расходы туристов, млрд. долларов США | % от общего количества расходов туристов за 2016 год |
Северная и Южная Америка | 200 | 16 | 240 | 20 |
США | 77,5 | 6,3 | 122 | 10,1 |
Европа | 615 | 50 | 504 | 42 |
Франция | 84,5 | 6,8 | 41 | 3,4 |
Испания | 68,5 | 5,5 | 65,1 | 5,4 |
Италия | 50,7 | 4,1 | 45,5 | 3,8 |
Великобритания | 31 | 2,6 | 64 | 5,3 |
Германия | 32 | 2,5 | 81 | 6,7 |
Азия | 309 | 25 | 216 | 288 |
Китай | 56,9 | 4,6 | 201 | 16,7 |
Влияние коронавируса на туризм
Коронавирус существенно повлиял на разные сферы человеческой жизни. Например, под угрозой гибели оказалась классическая туриндустрия. Ей пришлось испытать слишком тяжелые последствия в 2020 году.
Бессрочный запрет на продажу путевок в Китай, Италию, Иран и Южную Корею вынудил российские турагентства полностью приостановить их распространение. А за уже проданные туры вплоть до осени приходится возвращать деньги.
Одна надежда, что запрет сделают «срочным». А при необходимости его будут продлевать. Хотя это мало чем поможет. Люди все равно будут опасаться планировать поездки до полной отмены запрета.
Влияние коронавируса на международный туризм оказалось столь разрушительным, что туроператоры по всему миру постепенно превращаются в людей вымирающей профессии.
Больше о коронавирусе можно узнать в другой статье – https://vawilon.ru/statistika-koronavirusa/.
Заключение
Положительная динамика в статистике туризма позволит многим государствам улучшить состояние своей экономики, привлечь иностранные инвестиции, повысить авторитет и репутацию на международной арене. Факторы роста – отсутствие напряженности и военных конфликтов, политическая и экономическая стабильность. Статистика международного туризма – это не только характеристика прибыльности этой отрасли, но и показатель устойчивости и благополучия мирового сообщества. Однако, туристическую отрасль жду тяжелые времена из-за внезапно разразившейся эпидемии коронавируса.
Статистика туризма
Понятия статистики туризма и его основные задачи. Факторы, влияющие на туристический спрос. Сезоны туристской деятельности. Виды рядов динамики, используемые в статистике туризма. Показатели линейного коэффициента корреляции. Оценка уравнения регрессии.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.04.2013 |
Размер файла | 26,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ.
1. Понятия статистики туризма и его основные задачи
2. Основные методы статистики туризма
3. Линейный коэффициент корреляции
4. Оценка уравнения регрессии
Список используемой литературы
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Международный и национальный туризм тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как по природе своей они однородны, порождены одними и теми же причинами, образуют спрос в основном на одни и те же товары и услуги; во многих странах они имеют общую материально-техническую базу и единую сферу приложения труда. Для развития выездного туризма в России существуют объективные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поделенный и очень перспективный рынок. Экономическое значение туризма обусловило во многих странах организацию государственных и правительственных учреждений. Политика государств в области туризма сводится в основном к развитию национального туризма с целью сокращения пассивного туризма и увеличения активного, так как превышение расходов над доходами в платёжном балансе страны во многих случаях объясняется большими масштабами пассивного туризма
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.
Экономическое значение туризма как источника денежных поступлений, обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную эпоху постоянно возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Туризм выступает как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.
Необходимость статистического изучения туризма обусловлена потребностью в получении объективной и достоверной информации о состоянии и развитии туристской отрасли и оценки ее вклада в общую величину валового внутреннего продукта, а также изучения оценки туристских потоков, нагрузки на туристскую инфраструктуру, удовлетворения туристского спроса и соответствия потребительских ожиданий предложениям на рынке туристских услуг.
Необходимость в статистических данных ощущают не только национальные туристские администрации, но и многочисленные заинтересованные группы, такие как, например, отраслевые ассоциации, местные органы власти, научные круги и другие.
1. Понятия статистики туризма и его основные задачи
Статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики и обследует вопросы развития туризма и туристской индустрии.
Основные понятия туризма:
— санаторно-курортные организации и организации отдыха расположены, как правило, в пределах курортов, лечебно-оздоровительных местностей, в пригородных зонах.
— демографические признаки (пол потребителей, их возраст; количество членов семьи) относятся к числу достаточно применяемых. Это обусловлено доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи. По возрастному признаку можно выделить следующие сегменты, которым должно соответствовать и разное предложение туристского продукта:
— дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и без них;
— молодежь (15-24 года);
— относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие семьями (с детьми);
— экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путешествующие без детей;
— туристы старшего возраста (60 лет и старше).
Первый сегмент, относящийся к детскому туризму, зависит от решения родителей и взрослых. Молодежь, в основном, предпочитает относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта. Для людей 25-44 лет характерно преобладание семейного туризма, поэтому необходима возможность использования детских площадок для игр, детских бассейнов и др. Потребители 45-60 лет предъявляют повышенные требования к комфорту и удобству, содержательным экскурсионным программам. Туризм «третьего» возраста требует не только комфорта, но и возможности получения квалифицированной медицинской помощи, персонального внимания со стороны обслуживающего персонала.
Различают следующие виды туризма:
Различают четыре сезона туристской деятельности:
Итак, каждый турист выбирает для себя сезон, наиболее подходящий для удовлетворения его потребности, запросов.
По виду предпринимательской деятельности делятся на:
Туроператоры и турагенты входят в состав туристской отрасли.
В зависимости оттого, что именно привлекает туристов, и как они путешествуют, а также от многих других факторов можно составить классификацию по видам туризма: По целям деятельности, по методу проведения, по количеству участников поездки, по использованию транспортных средств, по географии путешествий.
Еще одним организующим центром в сфере туризма, а именно в экскурсионном обслуживании туристов является Координационный центр по экскурсионному обслуживанию и Методический совет по экскурсионной работе. Координационный центр создан при Управлении культуры исполнительного комитета, является общественным объединением руководителей туристско-экскурсионных фирм и предпринимателей, занимающихся туристско-экскурсионной деятельностью.
Предметом статистики туризма является обследование количественной стороны состояния и развития отрасли туризма в неразрывной связи с качественной стороной.
Главной целью статистики туризма является статистическое обследование явлений, как ограниченных рынками отдыха, так и охватывающих мировой рынок путешествий во взаимосвязи различных характеристик туризма, как для самостоятельного анализа деятельности в этой области, так и для использования в качестве источника данных для разработки связанных с туризмом показателей платежного баланса и составления счетов СНС.
Основными задачами статистики туризма являются организация статистического наблюдения за потоками туристов, местами их размещения, характеристиками поездок, оптовой и розничной торговлей, транспортом, строительством, занятостью, финансовым посредничеством, доходами и расходами, связанными с туризмом на основе единой научной методологии, соответствующей международным правилам и стандартам.
2. Методы статистики туризма
Наряду с экономией ресурсов одной из причин превращения выборочного наблюдения в важнейший источник статистической информации является возможность значительно ускорить получение необходимых данных. Ведь при обследовании, скажем, 10 % единиц совокупности будет затрачено гораздо меньше времени, а результаты могут быть представлены быстрее и будут более актуальными. Фактор времени важен для статистического исследования особенно в условиях изменяющейся социально-экономической ситуации.
Существуют различные виды рядов динамики. Их можно классифицировать по следующим признакам:
— в зависимости от способа выражения уровней ряды динамики подразделяются на ряды абсолютных, относительных и средних величин.
— в зависимости от того, как выражают уровни ряда состояние явления на определенные моменты времени (на начало месяца, квартала, года и т. п.) или его величину за определенные интервалы времени (например, за сутки, месяц, год и т. п.), различают соответственно моментные и интервальные ряды динамики.
Из различного характера интервальных и моментных рядов динамики вытекают некоторые особенности уровней соответствующих рядов.
Уровни интервального ряда динамики абсолютных величин характеризуют собой суммарный итог какого-либо явления за определенный отрезок времени. Они зависят от продолжительности этого периода времени, и поэтому их можно суммировать как не содержащие повторного счета.
Отдельные же уровни моментного ряда динамики абсолютных величин содержат элементы повторного счета, например, число вкладов населения, учитываемых за январь, существует и в настоящее время, являясь единицами совокупности и в июне. Все это делает бессмысленным суммирование уровней моментных рядов динамики. В зависимости от расстояния между уровнями ряды динамики подразделяются на ряды динамики с равноотстоящими уровнями и не равноотстоящими уровнями во времени.
Ряды динамики следующих друг за другом периодов или следующих через определенные промежутки дат называются равноотстоящими. Если же в рядах даются прерывающиеся периоды или неравномерные промежутки между датами, то ряды называются не равноотстоящими.
В зависимости от наличия основной тенденции изучаемого процесса ряды динамики подразделяются на стационарные и не стационарные.
Если математическое ожидание значения признака и дисперсия (основные характеристики случайного процесса) постоянны, не зависят от времени, то процесс считается стационарным и ряды динамики также называются стационарными. Экономические процессы во времени обычно не являются стационарными, так как содержат основную тенденцию развития, но их можно преобразовать в стационарные путем исключения тенденций.
Все явления и процессы, характеризующие социально-экономическое развитие и составляющие единую систему национальных счетов, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. В статистике показатели, характеризующие эти явления, могут быть связаны либо корреляционной зависимостью, либо быть независимыми. Корреляционная зависимость является частным случаем стохастической зависимости, при которой изменение значений факторных признаков (x1, x2, …,xk) влечет за собой изменение среднего значения результативного признака. Корреляционная зависимость исследуется с помощью методов корреляционного и регрессионного анализов.
3. Линейный коэффициент корреляции
Линейный коэффициент корреляции был впервые введен вначале 90-х гг. Пирсоном, Эджвортом и Велдоном и характеризует тесноту и направление связи между двумя коррелируемыми признаками в случае наличия между ними линейной зависимости. В теории разработаны и на практике применяются различные модификации формул расчета данного коэффициента.
Линейный коэффициент корреляции имеет большое значение при исследовании социально-экономических явлений и процессов, распределение которых близко к нормальному. Легко доказывается, что условие r = 0 является необходимым и достаточным для того, чтобы величины Х и У были независимы. При этом условии коэффициенты регрессии ayx, axy также обращаются в нуль, а прямые регрессии У по Х и Х по У оказываются взаимно перпендикулярными (параллельными: одна оси абсцисс, а вторая оси ординат).
Если же r = 1, то это означает, что все точки (Х, У) находятся на прямой и зависимость между Х и У является функциональной. Прямые регрессии в этом случае совпадают. Указанное положение распространяется также на случай нормального распределения трех и более величин.
Зависимость хозяйственных результатов туризма от спроса особенно велика потому, что в структуре эксплуатационных затрат ведущее место принадлежит постоянной части, а не переменной:
— постоянные затраты, то есть зависимость от объема загрузки отеля, которые возникают сразу же после гостиницы, с первых шагов её эксплуатации. Отель несет постоянные затраты, даже если в нем нет ни одного клиента. Они состоят из амортизации основных фондов, большей части зарплаты, значительных эксплуатационных затрат. Величина последних затрат при нормальном режиме работы составляет 50-70% их общего объема;
— переменные затраты, то есть такие, которые, как правило, пропорционально возрастают по мере увеличения потребления услуг гостиницы. Они включают заметную часть расходов на содержание и ремонт отеля, расходов на заработную плату и т.д.
Поскольку в эксплуатационных затратах значительная доля принадлежит постоянным расходам, то с увеличением загрузки отеля резко снижает себестоимость ночевки. По эмпирическим расчетам получается, что рост вместимости на 10% ведет к снижению себестоимости на 6-7%.
Показателем, характеризующим использование гостиничных ресурсов, является коэффициент использования вместимости, или коэффициент загрузки Кв.
Коэффициент вместимости может выступить как в проценте занятости, так и в числе дней занятости мест. Уравнение экономической гостиницы заключается в неустанном интересе к установлению цен и всей затратной части предприятия. Важным инструментом в такой работе может стать так называемый «график безубыточности», как для годового, так и для любого отрезка времени
4.Оценка уравнения регрессии
Основной предпосылкой применения корреляционного анализа является необходимость подчинения совокупности значений всех факторных (x1, x2, …,xk) и результативного (У) признаков k-мерному нормальному закону распределения или близость к нему. Если объем исследуемой совокупности достаточно большой (n > 50), то нормальность распределения может быть подтверждена на основе расчета и анализа критериев Пирсона, Ястремского, Боярского, Колмогорова, чисел Вастергарда и т. д. Если n