Что такое статский советник в рассказе толстый и тонкий

Тайный советник

Смотреть что такое «Тайный советник» в других словарях:

Тайный советник — Тайный советник. Знаком различия служат галунные петлицы без просветов с тремя звёздами и эмблемой служебного ведомства Тайный советник в России гражданский чин III класса в Табели о рангах, соответ … Википедия

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК — «ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК», СССР, АРМЕНФИЛЬМ, 1988, цв., 94 мин. Фантастическая комедия. При рытье котлована Иван и Милитон обнаруживают гроб с останками тайного советника. Герои, желая с честью похоронить советника, обходят все инстанции и везде получают … Энциклопедия кино

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК — в царской России гражданский чин 3 го класса по Табели о рангах. Действительный Т.е. гражданский чин 2 го класса. Немногие (9 человек за 200 лет) именовались действительными Т.е. 1 го класса. Производство в чины 1 3 классов осуществлялось по… … Юридический словарь

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК — в России гражданский чин 3 го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности (товарища министра, сенатора, посланника и др.) … Большой Энциклопедический словарь

Тайный советник — в России гражданский чин 3 го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности (товарища министра, сенатора, посланника и др.). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

тайный советник — в России гражданский чин 3 го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности (товарища министра, сенатора, посланника и др.). * * * ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК, в России гражданский чин 3 го класса. Лица, его имевшие,… … Энциклопедический словарь

◘ тайный советник — 1. По Табели о рангах высшие гражданские чины третьего и второго классов, соответствующие чину генерал лейтенанта. ► Отец её [Лидии Волчаниновой] когда то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. // Чехов. Дом с… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Тайный советник — в России, гражданский чин 3 го класса по Табели о рангах (См. Табель о рангах). Титуловался «ваше превосходительство». Действительный Т. с. гражданский чин 2 го класса. Титуловался «ваше высокопревосходительство». Немногие гражданские… … Большая советская энциклопедия

Тайный советник — см. Табель о рангах … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

А.П. Чехов и «Табель о рангах»: насколько «Толстый» обошел «Тонкого»?

«Нигде так не давит авторитет, как у нас, русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы… Мы переутомились от раболепства и лицемерия». (А.П. Чехов)

Итак, где-то между Петербургом и Москвой на вокзале повстречались два приятеля. Они когда-то вместе учились в гимназии. Сперва все вроде бы хорошо и замечательно. Радость встречи, лобзания, воспоминания. Вещь, которую и сейчас нетрудно представить. Кто не бывал на встречах школьных друзей или однокашников студенческих лет? Кто, в конце концов, не испытал на себе какую-нибудь интернетовскую социальную сеть: «Одноклассники.ру», «Вконтакте.ру» или аналогичную муру?

Сначала мы узнаем о достижениях тонкого. «Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею…» Остановимся здесь, посчитаем. Чин коллежского асессора давался после 16 лет выслуги. На статскую службу обычно поступали не сразу после гимназии, в восемнадцать лет, а по окончании университета, в двадцать два года. Кстати, чин коллежского асессора без университетского образования вообще получить было нельзя.

Итак, «Тонкий» поступил на службу по окончании университета. Выпускники университетов карьеру начинали не с нижнего, 14 класса, чина коллежского регистратора, а с чина классом выше, с губернского или, может быть, с коллежского секретаря. Но даже в лучшем случае до коллежского асессора надо было служить десять лет. Значит, «Тонкому» в момент повествования 32−35 лет. Служба у него шла обычным темпом. Положенный за выслугу лет орден святого Станислава 3-й степени он уже получил.

В качестве достижений предъявляется также жена «Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка…». Сие должно свидетельствовать об: а) определенной свободе взглядов на религию, впрочем, в пределах разрешенных и б) имевшей место быть романтической истории. А иначе к чему просто так жениться на немке?

Другое достижение «Тонкого» — сын Нафанаил, ученик 3-го класса гимназии. Следовательно, ему 13 лет. Значит вышеупомянутая романтическая история имела место лет 14 назад, едва ли не по выходе из университета. По мнению большинства чиновников, современников Чехова, «Тонкий» женился рановато. Чиновники нижних классов получали жалованье для жизни явно недостаточное. Приходилось либо докладывать из своего кармана в надежде, что через десять лет восполнишь затраты, либо находить разного рода приработки, честные или условно честные, а то и вовсе бесчестные — тут уж как повезет.

Но вернемся к успехам «Тонкого» в карьерном продвижении. Велики ли они? Пожалуй, да. Статский чин коллежского асессора соответствовал воинскому званию капитана. В то время этот чин давал право на личное дворянство. Так что даже скромное представление: «такой-то, коллежский асессор» производило на окружающих впечатление внушительное. Если принять еще во внимание имя «Тонкого», Порфирий, достаточно распространенное в купеческой и духовной, но не в дворянской среде, можно понять — ему есть чем гордиться.

И еще один момент. Для «Толстого» эта — станция только остановка по пути из Петербурга в Москву или наоборот. Он «только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем». Тонкий же приехал в это (условно говоря) Бологое надолго, если не навсегда. Он «только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Приехал, кстати, из Петербурга, поскольку «служил, знаешь, в департаменте». Отчего же в провинцию? Оттого, что «переведен столоначальником по тому же ведомству…».

Мы пробегаем глазами смешное слово «столоначальник» и только хихикаем. Тоже должность: начальник стола. Современники Чехова, даже самые анархически настроенные, но знакомые с родными реалиями понимали, что иронизировать здесь не над чем. «Стол», говоря нынешним языком, — отдел в учреждении, центральном или местном. На должность эту ставили чиновников седьмого класса, надворных советников. «Тонкого» же назначили начальником как бы «на вырост». Капитана назначили командовать батальоном, на майорскую должность. Значит, в скором времени ожидается повышение.

И сам герой это понимает, потому так доволен переездом в провинцию. Опять же, столичная жизнь была не по карману. «Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю.». Здесь, слава Богу, об этом приработке можно будет забыть. Или же рукодельничать просто так, для души. Профессор Менделеев Дмитрий Иванович, скажем, чемоданы для собственного удовольствия делает, а наш герой — портсигары.

«Тонкий», радостно рассказав обо всем другу, ожидает в ответ услышать аналогичную историю успеха. Ведь вместе начинали, и служба шла хорошо… Значит, «Толстый» приблизительно в тех же чинах: седьмой-восьмой класс. От полноты чувств он готов даже предположить, что однокашник добился и больших успехов. «Небось, уже статский? А?». Чин статского советника имели заместители губернаторов или заместители директоров департаментов в министерствах. До этого чина можно было дослужиться лет за тридцать беспорочной службы. В принципе, это был потолок, которого достигали не все, но многие. Которого достичь еще и «Тонкий» не потерял надежды. Какие наши годы?

И вдруг: как обухом по темечку. «Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.» Тайный советник — чин третьего, генеральского, класса. Сразу выясняется и должность «Толстого». Чин тайного советника давался высшим государственным чиновникам, министрам, товарищам (заместителям) министров, посланникам. А «две звезды» — это большие восьмиконечные звезды, знаки отличия высших степеней орденов святого Станислава и святой Анны. На фоне этих звезд крест ордена святого Станислава 3-й степени, предмет гордости «Тонкого», тихо гаснет.

И сам «Толстый», будь он даже супер-демократичного нрава, ничего поделать бы с этим рефлексом не смог. Разве только сказать:

«- Ну, полно. Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!»

Источник

«Чин и человек в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»»

Разделы: Литература

Оборудование: Презентация PowerPoint, карточки.

Ход урока

I. Объявление темы и целей урока. (Слайд 1).

А.П.Чехов сказал: “Вспомните, что писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и вас зовут туда же, и вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель. Лучшие из них пишут жизнь такою, какая она есть, но оттого, что каждая строчка пропитана, как соком, сознанием цели, вы, кроме жизни, какая она есть, чувствуете ещё ту жизнь, какая должна быть, и это пленяет вас”.

— Сегодня на уроке мы поговорим об Антоне Павловиче Чехове и его творчестве, проанализируем рассказ “Толстый и тонкий”, выявим основную идею произведения, а также особенности чеховского стиля.

II. Повторение ранее изученного материала

1. Фронтальная беседа по биографии Чехова.

— Где родился А.П.Чехов? (показ слайда “Домик Чеховых в Таганроге”)

— Что вы знаете о его детстве и его семье? (показ слайда “Семья Чеховых”)

(слайды “Таганрогская гимназия, в которой учился Чехов”, “Лавка отца Чехова”, “Конторка, за которой Антон Чехов делал уроки”)

— Какое образование получил Чехов? (показ слайда “Московский университет”)

— Как называется его первый рассказ? (“Письмо учёному соседу”.)

— Как называется первый сборник его рассказов? (“Сказки Мельпомены”)

— Какими псевдонимами подписывал Чехов свои рассказы? (слайд “Псевдонимы Чехова”)

— С какими юмористическими журналами сотрудничал Чехов? (“Зритель”, “Будильник”, “Стрекоза”, “Осколки”).

— Что ещё вы знаете о Чехове? (Рассказы учеников)

— Какие рассказы Чехова вы читали?

2. Игра “Узнайте произведение”

2). Героям каких произведений принадлежат данные предметы? (щипцы, письмо,свеча )

III. Новый материал

1. Слово учителя.

Антон Павлович Чехов – один из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Это человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью. Он организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он был писателем, и его рассказы помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Сегодня мы познакомимся с одним из самых первых его произведений, рассказом “Толстый и тонкий”

2. Чтение рассказа “Толстый и тонкий” по ролям (подготовленные ученики)

3. Анализ рассказа и комментарий

— Какое событие происходит в рассказе? (Встреча двух одноклассников)

— Где встречаются одноклассники? (На вокзале Николаевской железной дороги)

Комментарий:

Николаевская железная дорога – первая железная дорога в России между Москвой и Петербургом.

— Кто первый бросается к другу? (Толстый)

— Как Тонкий называет Толстого? (Миша.Друг детства)

-Каково состояние обоих? (Оба приятно ошеломлены.)

— Что вспоминает Тонкий? (Как их дразнили в детстве.)

Комментарий:

Герострат, желая обессмертить своё имя, сжёг в 356 г. до н.э. храм Артемиды Эфесской в Древней Греции.

Эфиальт – предатель, во время греко-персидской войны 500-499гг. до н.э. указавший персам тропинку, по которой они обошли греческое войско и уничтожили его.

— Как характеризуют героев их детские прозвища?

— С каким чувством задаёт вопрос Толстый? (Восторженно глядя на друга)

— Что узнаём о материальном положении Тонкого? (Маленькое жалованье, жена подрабатывает частными уроками, он сам делает дешёвые портсигары)

— Каких успехов по службе достиг Тонкий? (Коллежский асессор, имеет орден)

(Коллежский асессор – гражданский чин 8 класса “Табели о рангах”.Пользовался титулом “Ваше высокоблагородие”.)

— С каким чувством это говорит Тонкий? (С чувством гордости)

— А как обстоят дела у Толстого? (Он стал тайным советником, получил 2 звезды)

Тайный советник – гражданский чин 3 класса “Табели о рангах”. Пользовался титулом “Ваше превосходительство”.

Табель о рангах – закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

Согласно Табели о рангах, существовало 14 гражданских чинов “служебной лестницы”, самым высоким из которых был гражданский чин 1-го класса. И вот настаёт страшный для Тонкого момент: он узнаёт, что его давний друг и соперник опять превзошёл его и уже навсегда. Тонкий, имеющий после многих лет службы чин коллежского асессора, не сомневается, что Толстый его обошёл, но ещё надеется, что не настолько, насколько ему подсказывает его тонкая и проницательная, как у всех худых и жёлчных, натура: “Небось, уже статский?”

Но, увы, интуиция подвела: старый друг и соперник оказывается в чине тайного советника, т.е. он почти уже достиг вершины карьерной лестницы.

(Показ чинов Толстого и Тонкого на “Табели о рангах”)

— Какие изменения происходят с Тонким? Как он выглядит? Прочитайте.

— Какой приём использует Чехов? (Метафора, доведённая до гротеска)

— Что такое гротеск? (Фантастическое преувеличение)

— Найдите гротеск в этой сцене. (“Чемоданы и коробки поморщились, съёжились”)

— Как заговорил Тонкий? (униженно)

— Найдите слова, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет частицу –с, заикается, речь прерывиста, это выражается на письме в виде многоточия, “Ваше превосходительство”)

— В чём комизм ситуации, описанной автором?

— Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения персонажей?

— Когда происходят изменения в характере отношений героев? В чём это выражается?

4. Инсценировка (или видеоролик)

— Почему рассказ назван “Толстый и тонкий”?

(Толстый – это не только физическое качество, но и признак достатка; так же, как и у Тонкого)

5. Самостоятельная работа “Сравните героев рассказа” (карточки)

одиндругой
Внешний вид
Окружение
отношение к жизни
Черты характера

6. Проверка выполнения работы (Слайд29)

одиндругой
Внешний видТолстыйТонкий
ОкружениеОдин, без спутников, налегкеОбременён семьёй и вещами
Oтношение к жизнидоволенизмучен
Черты характерадобродушныйзавистливый, мелочный

7. Повторение понятия антитеза.

— Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа? (антитеза)

— Что такое антитеза?

(Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, состояний, образов.)

8. Особенности чеховского повествования

Обратим внимание на особенности чеховского повествования.

— Чехов избегает описаний. Почему?

(Они замедляют, удлиняют рассказ, делая его менее динамичным.)

— Описывает ли Чехов душевное состояние героев? (Нет, но оно видно по их поведению)

Как писал Чехов своему брату Александру, “лучше всего избегать описывать душевное состояние героев, нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев”.

Для чеховских рассказов характерно отсутствие описаний и развёрнутых авторских рассуждений, но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они лаконичны.

— Найдите их в тексте.

(Они тоже характеризуют материальное и социальное положение героев)

— Кому стало противно и почему? (Толстому)

— Какое слово находит Толстый, чтобы остановить Тонкого? (чинопочитание)

— Подберите синонимы к этому ряду. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства).

— Какая фраза проходит рефреном, повторяется? (“Были приятно ошеломлены”)

— Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце встречи? (Сначала друзья детства, а в конце – семья Тонкого)

— Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова?

(Забавны воспоминания детства.А грустно то, что эти воспоминания Тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием.)

9. Знакомство с понятиями юмор, ирония и сатира.

— Прочитаем, что такое юмор, ирония и сатира.

Юмор – смех дружелюбный, добродушный, беззлобный, весёлый, сочувственный, смех-подшучивание.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков.

— Что у них общее? (высмеиваючеловеческие пороки)

— Чем отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества)

— Рассказ “Толстый и тонкий” юмористический или сатирический? (Сатирический) Докажите свою точку зрения.

— Какой порок бичует автор этого рассказа? (Он высмеивает порок общества – чинопочитание)

— Какую роль в рассказе играют жена и сын Тонкого? (Это молчаливые персонажи.Они дорисовывают образ Тонкого)

— О чём говорит тот факт, что жену Тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына зовут Нафанаил?

(Это говорит о его желании выделиться.)

10. Работа с иллюстрациями

— Какой момент повествования запечатлел художник?

— Какие черты героев ему удалось передать?

11. Вывод по рассказу

— Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал? (чинопочитание, рабское угодничество)

Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: “Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям. Благодаривший за каждый кусок хлеба. напишите. Как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая”.

С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю свою жизнь, “по капле выдавливая из себя раба”.

IV. Итог урока

— Что на уроке было самым интересным?

— Что новое узнали на уроке?

— О чём хотелось бы узнать подробнее?

V. Домашнее задание:

1. Ответить на вопрос: Что было бы, если бы герои “поменялись чинами”

2. Прочитать рассказы Чехова “Смерть чиновника” и “Пересолил”.

Источник

Анализ рассказа Толстый и тонкий Чехова 6 класс

История создания. Это сатирическое произведение было написано А. П. Чеховым в 1883 году, и является работой его юных лет. Первый раз рассказ был опубликован в юмористическом журнале «Осколки». Изначально содержание произведения основывалось на реальном анекдотическом казусе, где разногласие между «тонким» и «толстым» возникает нечаянно из-за ошибки первого. Однако в 1886 году содержание рассказа подлежит редакции, в результате чего идея произведения совершенно кардинально изменилась. «Тонкий» отныне извивался перед «толстым» не по причине подчиненности по должности, а по обыкновению и выработанной реакции. Именно при помощи таких внесенных перемен произведение стало максимально обобщенным и высмеивающим положение одного из героев.

Главная тема рассказа – это встреча двух давних товарищей на станции вокзала. По их описанию становится понятно «толстый» — состоятельный человек, а «тонкий» представлен как уставший пассажир, который нес все свои возможные коробки и узлы, так как финансов нанять носака не сохранилось. У приятелей завязывается разговор, и автор представляет их имена: «толстый» — Михаил и «тонкий» — Порфирий. Порфирий, похваляется собой и семьей, бросается в воспоминания, рассказывает о себе и жизни со школьных времен. Михаил был на самом деле захвачен рассказом Порфирия и обо всем его расспрашивал. Тонкий ведет себя непосредственно, раскрепощенно, но стоило ему узнать о должности Михаила – тайный советник и имеет две звезды, то вся раскрепощенность в момент исчезает. Он скукоживается и берется обращаться к товарищу «ваше превосходительство». Михаилу такое поведение ненавистно, он пытается возразить «тонкому», но тот лишь ехидно хихикает и толстому остается лишь уйти от неприятного бывшего друга.

Композиция. Рассказ отличается максимально краткой экспозицией, она выражена одной фразой. В ней автором используется антитеза-один герой толстый, второй-тонкий, так автор уже противопоставляет героев. Завязкой является неожиданная встреча двух давних товарищей. Развитие действия – настоящий восторг приятелей от встречи друг с другом и совместные воспоминания о школьных днях. Кульминация произведения заключается в мгновении, когда «тонкий» выясняет о чине «толстого». И развязка – это неожиданно сменившееся поведение Порфирия, его подобострастничество и смена стиля общения.

Главные герои рассказа Михаил – «толстый» и Порфирий – «тонкий».

Жанр – рассказ, направление критический реализм. В нем четко выражены личные черты литературного стиля Антона Павловича: краткость, скорое развитие фабулы, обращение к подробностям, верность слова.

Основная мысль рассказа – вызвать отвращение к потоканию и выслуживанию как самому низшему видению, показать насколько человек может зависеть от занимаемого положения в обществе. Трагичность охватывает утрату «тонкими» людьми своего внутреннего я, потерю чувства собственного достоинства. Самоуважение – вот основа личности.

Анализ 2

О чем рассказ?

В рассказе Чехова двое школьных приятелей неожиданно встречаются на вокзале. Автор намеренно проводит резкий контраст между героями – Михаил толстый и степенный, а Порфирий тонкий, и беспокойный. При встрече тонкий сразу начинает рассказывать о себе все: о том, где он служит, какая у него жена и сын. В свою очередь толстый сообщил о том, что стал тайным советником. Эта новость настолько поразила Порфирия, что он и его семья резко изменились в лице, съежились, сморщились. Тонкий принялся лебезить перед приятелем, на что толстый ответил, что они в первую очередь друзья, а значит, никакого раболепства он не приемлет. Эти слова не остановили тонкого, он продолжал обращаться к толстому с утрированным благоговением. Такая картина показалась толстому настолько мерзкой, что его стошнило. На этой ноте друзья попрощались.

Главные герои

Порфирий (тонкий) – мелкий чиновник, который трудится на тяжелой работе. Автор описывает его как худощавого человека, с кучей тяжелых чемоданов и узлов. Тяжелый груз символизирует бесконечные заботы, давящие на тонкого со всех сторон. Ему нужно упорно работать, чтобы прокормить семью. Чехов как бы подчеркивает тот факт, что если чиновник выглядит худым, то значит, он не сумел должным образом устроиться в жизни.

Михаил (толстый) – благополучный человек, занимающий высокий пост. Он великодушен и искренне интересуется жизнью товарища. Судя по всему, толстый одинок – на вокзале он появляется один. Жизнь толстого кажется беззаботной, и в этой атмосфере он смог сохранить радушие и приветливость. Несмотря на высокий чин, он относится к тонкому как к равному, пусть это очевидно и не так. Вот только явная лесть тонкого доводит его до состояния омерзения.

Главные темы

Основная тема рассказа – это социальное неравенство. Те, кому повезло меньше, в надежде приспособиться к тем, кто повыше опускаются перед ними на колени. Чехов захотел обратить внимание читателя на то, как важно суметь сохранить свое я в трудных жизненных условиях. Тонкий уже потерял свою индивидуальность, так как привык большую часть жизни пресмыкаться. Общество тех времен навязывало людям такую модель поведения. В рассказе прослеживается тема нравственного выбора. Порфирий давно сделал свой выбор. Как только он услышал о чине толстого, он теряет свое достоинство и заискивает перед ним уже автоматически.

Основная мысль и смысл рассказа

Смысл рассказа – ирония над людьми, пытающимися взобраться по карьерной лестнице путем лицемерия. Вместо плюсов лицемерие оборачивается одним сплошным минусом – толстый чувствует отвращение. Возможно, толстый и мог в чем-то помочь тонкому, но видя насколько друг перестал ценить себя поспешил скрыться. Главная мысль рассказа состоит в том, что в попытках угодить вышестоящим человек теряет свою значимостью в глазах других людей.

Чему учит Чехов?

Автор учит отделять дружбу от рабочих отношений. Заискивание не поможет добиться чего-либо в жизни. Потому, что уважающий себя человек, не зависит от суждений других и идет своим путем.

3 вариант

А.П.Чехов повествует нам о встречи двух давних друзей, уже позабывших друг о друге, у одного из них появилась семья. Они с восторгом вспомнили себя в детстве, рассказывали друг о друге, напомнили друг другу свои детские шалости и прозвища. Настолько приятная беседа окончилась концом, когда толстый рассказал про свой статус чиновника.

Тонкого будто ударило током, он побледнел, окаменел, но вдруг его лицо скорчило гримасу с улыбкой во все стороны, сам он сгорбился, сузился, съежился, промолвив «хи-хи-с».

Толстый безрезультатно попытался остановить нелепое заискивание своего старого друга «Мы с тобой друзья детства – и к чему здесь это чинопочитание!» Но разве можно что-то поменять в человеке, когда на его лице «было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты» что толстого чуть было, не стошнило и он, отвернувшись, протянул руку, а тонкий в ответ пожал лишь три пальца, говоря «хи-хи» как китаец. Жена тонкого улыбалась, посмотрев на «превращение» своего мужа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *