Что такое статус единорога
«Unicorns» финансовых рынков: кто они?
Unicorn – один из терминов, который должен знать каждый, кто хоть как-то связан с финансовыми рынками. Он обозначает редкое мифическое существо, ведь переводится, как единорог. Данное название взято неспроста. Всё дело в том, что это статус компании, который говорит о том, что её стоимость перешла рубеж в 1 миллиард долларов.
Всё-таки, кто же такие «Unicorns» финансовых рынков?
Мы уже поняли, что это компании, которые достигли высокого уровня капитализации и для многих бизнесменов такой статус «единорога» стал заветной мечтой. Но, что за отличительная особенность выделяет данные предприятия среди других?
Каждый знает, что единорог – это мифическое существо. При этом никто не может точно сказать, существовали ранее эти животные или они были действительно редким явлением. Эти компании – наподобие мифов. Они существуют, однако сложно точно определить реальные они либо пустышки. А всё дело в отрицательном cash-flow и быстрой капитализации. Это указывает на то, что каждый аналитик может провести анализ движения денежных потоков и увидет ь, что платежи компании существенно превышают поступления. Безусловно, это не говорит об убыточной деятельности компании, так как отрицательный cash-flow носит временный характер.
Немного истории
Первый раз данный термин встретился в 2013 году в статье одного популярного предпринимателя Эйлина Ли, после чего слово набрало особую популярность среди start-ups. Даже сами инвесторы на первом этапе не уверены, способны ли основатели создать единорога. Но практика показывает, что спрос на уникальные продукты растет сразу и быстро, таким образом, подтверждая мифы о волшебных существах. Как это происходит в разных странах можно посмотреть на рисунке ниже:
Рис.1. распределение компаний-единорогов по миру
Как создаётся компания-единорог?
Чтобы начинающее предприятие очень быстро достигло максимальной прибыли и стало экспоненциальной организацией либо предприятием unicorn, чаще всего следуют схеме из нескольких пунктов:
— находят большую цель мирового значения;
— оптимальный состав основателей более 4 человек;
— разрабатывается уникальная своя бизнес-модель.
Естественно, основой должна быть прорывная идея, которая сможет улучшить проблемную ситуацию в какой-либо сфере минимум в десять раз. В таком случае она сможет принести высокую прибыль.
Важно отметить, что наиболее быстрорастущие компании функционируют в таких сферах, как:
— услуги по требованию.
Подводя итоги…
В любом случае, независимо от того, какой термин вы используете – единороги, unicorns или экспоненциальные организации, понятно то, что это новый способ ведения бизнеса. Он помогает создать другие возможности для начинающих предпринимателей и даже для трейдеров, за счёт перехода на новые, более масштабные уровни. Делая выводы можно сказать, что не стоит придерживаться консервативных взглядов, ведь вкладывая деньги в несколько start-ups можно получить большую прибыль, если вы уверенны в росте её популярности на рынке.
Единорогам не составляет труда привлекать инвестиции, однако следует быть аккуратным, ведь таким компаниям удаётся держать свою реальную стоимость в тайне, не давая подробной информации. Но, если такие предприятия выдерживают суровую проверку рынком, которая подразумевает собой дисциплину и высокую волатильность, они не остаются в тени.
Компания-единорог: что это и почему её так называют?
Говоря о компаниях-единорогах, мы сразу вспоминаем об Uber, Airbnb, Didi, Pinterest, Snap и т.д. Но мало кто знает, что такое на самом деле «компании-единороги».
Почему некоторые стартапы получают такое название? Этот титул дается только стартапам, которые принадлежат к определенной нише? Сегодня мы ответим на все ваши часто задаваемые вопросы о компаниях-единорогах.
Компания единорог: что это такое?
Из давно забытых средневековых сказок о единорогах они перекочевали к нам в современность. Но
определение этого слова немного изменилось.
Характеристики компании-единорога
Каждый год в мире в среднем появляется четыре новых единорога. Но что отличает их от тысяч других стартапов? Для этого выделяют несколько критериев:
В мире существуют сотни единорогов, работающих в сфере спроса, обмена, электронной коммерции, розничной торговли и в сотнях других секторов. Хотя большинство из них являются техническими стартапами, термин «единорог» не ограничивается только технологиями.
ТОП-10 компаний-единорогов
Наибольшее количество компаний-единорогов сосредоточено в таких странах, как Китай (127), США (104), Индия (24), Южная Корея (8) и Великобритания (8). А десятку самых крупных единорогов составили следующие компании.
№ п/п | Название | Оценочная стоимость (млрд.дол.) | Страна |
---|---|---|---|
1 | Ant Financial | 150,0 | Китай |
2 | Bytedance | 78,0 | Китай |
3 | DiDi | 56,0 | Китай |
4 | WeWork | 45,0 | США |
5 | Airbnb | 38,0 | США |
6 | JUUL Labs | 38,0 | США |
7 | SpaceX | 30,5 | США |
8 | Lufax | 30,0 | Китай |
9 | Stripe | 22,5 | США |
10 | Cainiao Network | 20,0 | Китай |
Единороги, нарвалы и дедакорны — в чем взаимосвязь?
Мы уже разобрались, кто такие «компании-единороги». А кто же такие «нарвалы» и «дедакорны»?
Интересные факты о компаниях-единорогах
Согласно исследованию Sage, компании-единороги имеют ряд закономерностей. Вот только несколько интересных фактов о них:
Вымирающий вид
Все чаще мы встречаем термин «unicorpse», который дословно переводится, как «труп единорога». Звучит не очень привлекательно и означает быстрый провал стартапа-единорога после его взлета.
Одним из претендентов на вылет был разработчик ПО и работы с bigdata — компания Palantir. В 2015 году руководство не смогло удержать четырех гигантов — NASDAQ, American Express, Coca-Cola и Hershey’s. «Смерть единорога» происходит по следующей схеме: остановился проект — сотрудники покинули рабочие места. По словам экспертов, ценность стартапов снижается из-за переоценки стоимости активов таких компаний. Инвесторы не всегда окупают свои инвестиции, а компании не всегда становятся успешными. В общем, «единороги» теряют свою магическую силу
Теперь вы знаете, какие стартапы называют единорогами. Чтобы создать такой стартап, потребуется много ингредиентов. Это и трудолюбивая команда, и поддержка наставников, и щедрые инвесторы, а также свободная ниша и глубокое понимание того, что хочет клиент.
И у нас возник вопрос по данной теме: если бы Вы были инвестором, куда бы вложили свои средства — традиционно в компанию Microsoft или же в «единорога» Snapchat? Пишите в комментарии, нам очень интересно!
Сказочный бизнес: кто такие компании-единороги
В 2021 году единорогами называют не только сказочных лошадок с рожками, но и артефакты из мира фондовых рынков. А именно компании, сумевшие покорить сердца и кошельки клиентов. «Единорогами», «дедакорнами» и даже «нарвалами» обозначают на брокерском сленге лучших из лучших в мире бизнеса, финансов и технологий. Как попасть в «единороги»? Как распознать заранее, что вот этот стартап превратится в фантастическую тварь доходность.
Кто такие компании-единороги
Единорогами называют молодые стартапы, которые в короткий срок смогли достичь капитализации в 1 млрд долларов.
Сам термин придумала основательница американского фонда Cowboy Ventures Эйлин Ли.
Изначально сравнение компаний с единорогами выступало иллюстрацией того факта, что невероятно малая доля венчурных предприятий достигает капитализации в 1 млрд долларов.
В своей статье от 2013 года Эйлин написала, что всего 0,07 % всех стартапов, привлекающих внешнее финансирование, попадают в «элитный клуб». Короче, термин оказался настолько ярким, а сравнение настолько запоминающимся, что идею подхватили многочисленные инвесторы, аналитики и СМИ.
Клуб единорогов
Unicorns — это, как правило, всеми известные компании, связанные со сферами услуг, технологий, программного обеспечения, электронной коммерции, торговли и так далее.
Вот некоторые примеры:
Олег Богданов, ведущий аналитик инвестиционной компании QBF:
— Единорогами принято называть компании-стартапы, капитализация которых превысила 1 млрд долларов. Название в 2013 году выбрали прежде всего потому, что очень мало компаний добивались успеха, и это соответствовало редкости мифического животного. Общая капитализация единорогов в мире сейчас около 1,6 трлн долларов. Больше всего единорогов насчитывается в США — 139, затем идет Китай — 115, затем Индия — 48.
Суперединороги VS нарвалы
На самом деле сказочных тварей в мире финансов намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Например, помимо компаний-единорогов, есть еще суперединороги, или, как их чаще называют, дедакорны. Это такие бизнес-проекты, чья капитализация в короткие сроки превысила 10 млрд долларов. Самыми известными дедакорнами стали Uber и SpaceX.
Еще есть компании-нарвалы. По сути, те же единороги, но канадского происхождения. Среди них вы наверняка слышали о Spotify. Ну, и куда без пони — компании с капитализацией 10 млн долларов и кентавров — 100 млн долларов.
Существуют и обозначения для провалившихся финансовых стартапов. Термин unicorpse (труп единорога) употребляется в отношении компаний, которые, несмотря на хороший старт и рост капитализации, впоследствии терпят убытки и становятся инвестиционно непривлекательными.
Интересный факт: компании-единороги вполне могли получить другое название «хоум-ран». Этот термин Эйлин Ли позаимствовала из бейсбола. Но всё-таки остановилась на сказочной лошадке.
А как насчет высококапитализированных стартапов в России? Водятся ли на ее территории сказочные существа?
Российские единороги
Ответ: да. Их не так много, как в западных странах или том же Китае, но некоторые российские компании по основным критериям можно добавить в клуб (ну, или, по крайней мере, можно было добавить в клуб несколько лет назад).
Приведем примеры:
Интересный факт: в феврале этого года пользователи платформы Avito разместили более 70 млн активных объявлений.
И тут стоит сделать важную оговорку. Многие рейтинговые порталы отказывают российским компаниям в статусе единорогов, поскольку, несмотря на капитализацию свыше 1 млрд долларов, есть и другие критерии, по которым российскому бизнесу дорога в клуб закрыта.
Екатерина Вебер, трейдер-аналитик криптовалютной биржи KickEX:
— Главной отличительной чертой компаний-единорогов можно отметить инновацию, которая в дальнейшем меняет всю сферу, где проект работает. Например, как Uber, изменивший способ заказа такси. В нашей практике с развитием криптовалют и сферы ICO появилось много новых проектов, часть из которых может гордо носить данное название. Один из таких — проект Uniswap, предложивший пользователям возможность быстрой и эффективной торговли без участия посредников, что позволило проекту быстро вырасти и занять высокую позицию в сфере криптовалют.
Кого берут в единороги
Основных критериев два: первый — капитализация свыше 1 млрд долларов, второй — с момента возникновения стартапа и до превышения указанной капитализации должно пройти не так много времени (например, не более десяти лет).
Иногда выделяют и третий критерий — организация не должна в значительной доле приобретаться сторонним крупным покупателем.
Вероятно, поэтому ни Avito, ни Yandex не представлены на одном из наиболее авторитетных порталов-списков единорогов — CBINSIGHTS. Более того, по данным на апрель 2021 года, в списке нет вообще ни одной полностью российской компании.
С другой стороны, рейтинги составляют разные независимые сайты и СМИ. Да и названия часто придумывают новые (те же кентавры, пони и дедакорны). Следовательно, компаниям, которым пока не посчастливилось оказаться в известном клубе, может повезти с другим рейтингом.
А как вы думаете, почему в России так мало компаний-единорогов? Напишите ваши предположения в комментариях!
Как стартапу стать «единорогом»: советы экспертов и подводные камни
Кто такие «единороги»?
Сравнение дорогих стартапов с мифическим существом подчеркивало их исключительность. Тогда подобные компании действительно казались редкостью. Во всем мире их насчитывалось всего 39 штук. Среди них были Facebook, оператор цифровых платежей Square и разработчик ПО для анализа данных Palantir.
Сколько таких компаний сейчас?
Велика вероятность, что вскоре «единороги» перестанут быть редкостью. Только за второй квартал 2021 года появилось 136 таких компаний — больше, чем за весь 2020 год.
Чем «единороги» отличаются от других компаний?
Как правило, эксперты выделяют три основных фактора, которые позволяют стартапам выйти на миллиардную оценку.
Во-первых, масштабируемая модель. «Если вы хотите стать «единорогом», то должны мыслить масштабно. То есть делать сервис не для тысячи человек или миллионного города, а сразу думать о том, как масштабировать его на миллиарды пользователей», — объясняет Олег Чанчиков, старший директор по инновациям и стратегическим партнерствам Visa в России.
К примеру, приложение Snapchat вскоре после запуска стало вирусным сначала в американских школах и колледжах, а затем и по всему миру. И если в мае 2014 года пользователи отправляли по 700 млн фото и видео ежедневно, то к 2016 году количество просмотров достигло 10 млрд в сутки.
Во-вторых, подрывные технологии, способные полностью поменять рынок или создать новый. Среди показательных кейсов — всем известный Uber, который покинул список «единорогов» после выхода на биржу. Компания построила платформу, перевернувшую рынок такси и частных перевозок.
Каким должен быть продукт будущего «единорога»?
Главное здесь — четкое соответствие продукта потребностям рынка, объясняет глава Инновационной студии Visa в Москве Артемий Круглов. Звучит просто, но именно с этим чаще всего возникают сложности.
«У стартапа могут быть классные амбициозные цели, но изначальная постановка и определение проблемы некорректны. Это фундаментальная проблема, с которой часто сталкиваются команды, — говорит эксперт. — Бывает и так, что у фаундеров есть классная идея, но она не решает какой-то значимой проблемы на рынке, не меняет жизнь людей, и поэтому за нее никто не готов платить».
Стартапы обычно идут по одному из двух путей, добавляет Олег Чанчиков. Либо компания меняет жизнь потребителей и рынок в моменте, либо предлагает решения, опережающие время. В первом случае продавать продукт относительно легко, но очень высока конкуренция. Во втором потребуется умение объяснять решение потребителю, а также терпение и деньги, чтобы довести продукт до момента, когда рынок примет его и начнет массово покупать.
Какие риски есть при выборе ниши?
Один из ключевых рисков связан с тем, что стартап пытается закрыть потребность, которая вот-вот исчезнет. То есть выходит на умирающий рынок.
Кроме того, часто решения стартапов завязаны на чужие продукты. Так, в 2010-х годах разработчики массово выпускали инструменты для оптимизации «Яндекс.Директа». «Это очень стрессовая ситуация: каждый день нужно проверять, а существует ли еще твой рынок, или уже выпустили обновления, и ты оказался не при делах», — предупреждает Круглов.
В какой сфере проще стать «единорогом»?
Большинство дорогостоящих стартапов — почти 90% — разрабатывают программное обеспечение. Такие продукты намного легче масштабировать.
Еще одна характерная черта — прицел на конечного потребителя. Более половины «единорогов» работают в сфере b2c.
Каковы реальные шансы вырасти в «единорога»?
Честно говоря, невелики. Эйлин Ли, которая ввела в оборот термин «единорог», оценивала шансы компаний вырасти до миллиарда в 0,07%.
Другие эксперты дают еще более пессимистичные оценки, называя цифру 0,00006%. «Это можно сравнить с ситуацией, когда ваш ребенок говорит вам, что станет кино- или рок-звездой. Очень немногие добиваются успеха, и вынуждены расплачиваться за попытку», — предостерегает серийный предприниматель и основатель Boss Capital Partners Грег Шепард.
По его словам, большинство компаний не собираются становиться единорогами и не должны пытаться. Но это не значит, что не стоит запускать перспективный стартап и внедрять новые идеи.
«Для большинства разумнее сосредоточиться на создании жизнеспособной, дорогостоящей компании. А затем продать ее на пике стоимости за сумму, которая полностью оправдает все время, деньги и силы, которые вы в нее вложили», — заключает Шепард.
Что главное для успеха стартапа?
По мнению экспертов из Visa, ключевой фактор — это умение четко поставить цели и сфокусироваться на важном. «Цели должны быть зафиксированы, а фаундеры должны понимать, куда они идут, чтобы их прицел не сбивался и их не шатало из стороны в стороны», — говорит глава Инновационной студии Visa в Москве Артемий Круглов.
По его словам, важно проверять как можно больше значимых для стартапа гипотез. При этом нужно внимательно выбирать гипотезы, на проверке которых вы фокусируете ресурсы. И точно понимать, принесет ли вам ценность их подтверждение или опровержение.
«Наверное, единственный совет, который я могу дать, — пробовать и ошибаться как можно больше и с как можно большей скоростью. Чем больше ошибок допущено, тем выше вероятность того, что следующая попытка будет успешной», — добавляет его коллега Олег Чанчиков.
Зачем участвовать в конкурсах и акселераторах?
Такие мероприятия помогают усилить позицию стартапа, уточнить цели, вписаться в рынок и масштабироваться. Кроме того, они позволяют встретиться с потенциальными инвесторами или потребителями продукта, детально узнать их запросы.
Например, перед запуском конкурса Visa Everywhere Initiative организаторы провели серию интервью с партнерами, чтобы понять их приоритеты на ближайшую перспективу. А затем начали отбирать стартапы, которые соответствуют этим запросам и могут усилить своими решениями предложения партнеров.
По словам Круглова, конкурсы и акселераторы дают стартаперам возможность рассказать о своем решении рынку и вывести его в публичную плоскость. Он сравнивает подобные мероприятия для стартапов со школой. «Ты приходишь сюда за опытом, чтобы научиться применять правильные алгоритмы для решения задач. Но никто не ожидает, что в школе за тебя все сделает учитель, — говорит эксперт. — В акселератор стоит идти за тем, чтобы тебе помогли оптимизировать бизнес-процессы, найти инвестиции, выйти на новый уровень и масштаб. Но сюда нет смысла приходить за готовыми решениями».
Как впечатлить инвесторов?
В последнее время к стартапам стали относиться более прагматично и более тщательно оценивать продукт. «Смотрят на наличие интеллектуальной собственности, технологический стек. Если, например, продукт написан «на коленке», и для масштабирования всю технологическую составляющую нужно выбросить и написать заново, то к этому отнесутся настороженно», — предупреждает Круглов.
Важный критерий — стоимость привлечения каждого нового пользователя: от этого во многом зависит успех масштабирования продукта.
Также обращают внимание на состав инвесторов, которые уже вложились в стартап, юридическую чистоту компании, отсутствие конфликта интересов и судебных споров. «Идея может быть классной, продукт и команда — огонь. Но мы ничего не сможем сделать, если стартап не проходит по всем вышеперечисленным пунктам», — говорит Круглов.