Что такое статус субъекта по стандарту национального реестра
Реестр надежных поставщиков
Национальный реестр надежных поставщиков представляет собой платформу для сбора и обобщения информации о наиболее надежных и добросовестных организациях, участвующих в государственных и коммерческих закупках на территории РФ.
Главной новацией Национального реестра является создании единой базы поставщиков с максимально широким отраслевым охватом и прозрачными методиками включения. В реестр попадают только проверенные и сертифицированные организации.
Инициативная группа с 2016 года вела работы по подготовке и запуску проекта. За это время были сформированы основные цели, принципы ведения и структура реестра.
Обязанность по ведению и формированию национальной базы поставщиков возложена на АНО «НРНП».
Так, основными целями создания Национального реестра поставщиков товаров, услуг и работ являются:
Основными принципами формирования и ведение Национального реестра являются:
Реестр состоит из трех уровней:
3-й Уровень содержит информацию о компаниях и предпринимателях, не прошедших сертификацию, но показавших достаточно высокий уровень надежности. Такие компании являются первыми претендентами на внесение.
2-й Уровень содержит информацию и поставщиках, прошедших процедуру сертификации на соответствие требованиям стандартов, разработанных держателем реестра и государственных стандартов ГОСТ Р ИСО (ISO) системы: менеджмента качества, экологического менеджмента и условий труда.
1-й Уровень (высший) содержит информацию об организациях, прошедших сертификацию 2-го уровня и имеющих оценку опыта и деловой репутации согласно стандартам ГОСТ Р 66.
Национальный реестр надежных поставщиков вывел госзакупки в России на принципиально новый уровень
В России уже работает Национальный реестр надежных поставщиков – база добросовестных контрагентов, рекомендованных для исполнения госзаказов
Госзакупки – сложный механизм, неизбежно сопровождаемый серьезными трудозатратами и финансовыми расходами. Заказчик, планирующий провести тендер, вынужден оценивать претендентов по многим количественным и неколичественным параметрам. Материально-техническая база, кадровый потенциал, наличие референтных проектов в прошлом – лишь некоторые критерии. Ещё одним решающим фактором была и остаётся репутация потенциального контрагента, от которой зависит если не все, то очень многое. Для эффективного и безопасного конкурсного отбора в госзаказах был создан беспрецедентный для России ресурс – Национальный реестр надежных поставщиков.
Резюме
Национальный реестр поставщиков – проект с масштабной государственной поддержкой, созданный для плодотворного и безопасного взаимодействия между участниками тендеров. Ведется в формате постоянно обновляемой электронной базы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Создатель и держатель – некоммерческая автономная организация «НРНП». Участие добровольное и бесплатное для всех членов. Данные постоянно актуализируются и находятся в открытом интернет-доступе. Поиск на сайте осуществляется по наименованию субъекта, а также идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН).
Главная цель, которую поставили перед собой авторы идеи – поддержка добросовестных производителей товаров, а также поставщиков услуг. По задумке создателей сюда должны войти компании, которым удалось заявить о себе как о честных и благонадежных бизнес-партнерах. Таким образом заинтересованные лица получат доступ к всероссийскому регистру малого и среднего бизнеса, готового участвовать в тендерах и отвечающего требованиям «закупочных» законодательных актов. К ним относят Федеральные законы 44-ФЗ, 223-ФЗ, 53-ФЗ, 275-ФЗ.
На официальном портале сервиса также ведется онлайн-учет уполномоченных органов, занимающихся сертификацией и руководствующихся в работе положениями закона 184-ФЗ. Этот список уже сейчас включает около 15 аккредитованных центров из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Белгорода, Самары, Тулы. Впрочем, учитывая тот факт, что рассмотрение проходит дистанционно, подать заявку может любое юридическое лицо или ИП, независимо от географической принадлежности на территории РФ. Как ожидают создатели, Единый перечень сертифицирующих центров станет действенным инструментом борьбы с монополизмом в отечественной стандартизации.
Почему это жизненно важно для российского бизнеса?
Уже сейчас очевидно, что систематизация и учет проверенных контрагентов в нашей стране были лишь делом времени. На западе подобные регистры давно стали привычной практикой, которая заметно облегчает жизнь не только государству, но и предпринимательскому сообществу. Так, схожие модели на протяжении многих лет успешно работают в Германии, Великобритании, Франции. Сегодня организаторы госзакупок в России также получили возможность выбирать подрядчиков, сводя к минимуму потенциальные риски. В свою очередь предпринимателям гарантированы многочисленные конкурентные преимущества при участии в торгах.
— Дополнительные квалификационные баллы.
— Приоритетное взаимодействие при формировании начальной максимальной цены контракта.
— Возможность заключения прямых контрактов и участия в неконкурентных закупках.
— Максимальная информационная поддержка.
Важнейшая особенность, которая во многом обеспечивает работоспособность всей системы – проведение ежеквартальных плановых ревизий со стороны держателя. Учитывая тот факт, что состояние отечественной стандартизации далеко от идеального, такой систематизированный подход действительно выглядит как свет в конце туннеля. Можно сказать, что после многолетнего господства тотальной бюрократии и коррупции в сфере сертификации наконец появилась независимая структура, взявшая на себя реальную ответственность за репутацию участников госзакупок.
Принцип строгого контроля не менее важен для самих членов. Он позволяет своевременно выявлять, а также устранять любые возникшие проблемы и недочеты.
Многоуровневая система – объективный отбор
Новая для нашей страны сертификационная экосистема имеет продуманную трехуровневую структуру, обеспечивающую справедливый подход всем субъектам. Это позволяет свести к минимуму негативные моменты, с которыми часто сталкиваются заказчики при выборе исполнителей.
— 1-й уровень (высший). Юрлица и ИП, полностью соответствующие положениям ГОСТ Р 66, введенным в действие Росстандартом.
— 2-й уровень. Компании, соответствующие внутриотраслевым нормативам. Методики, по которыми они проверяются, разработаны АНО «НРНП» либо согласованы с ней. Обязательно наличие трех сертификатов ГОСТ Р ИСО (менеджмент качества, условия труда, экологический менеджмент).
— 3-й уровень. Потенциальные участники, уже показавшие себя опытными деловыми партнерами. Они самостоятельно предоставляют необходимые сведения и считаются первоочередными претендентами на полноценное членство.
Регламент вступления
Подать заявку на включение в НРНП можно в одном из специализированных аккредитованных центров. Полный список АЦ доступен на портале сервиса. Стандартная процедура выглядит следующим образом:
Претендент заполняет и подаёт онлайн-заявление по установленной форме, размещенной на официальном сайте ресурса.
2. Аккредитованный орган предварительно проверяет предприятие согласно установленным регламентным требованиям. При выявлении несоответствий выдаётся заключение с развернутыми письменными рекомендациями по их устранению. После этого проводится повторная проверка.
3. В случае вынесения положительного решения кандидат предоставляет полный пакет необходимых документов. Обязательно наличие двух действующих сертификатов ИСО (9001-2015 и 14001-2016), а также ГОСТ 54934-2012.
4. Уполномоченные сотрудники проверяют документацию на предмет достоверности и легитимности. После этого проверяющий орган пересылает документы в адрес секретариата АНО.
5. Финальный этап – внесение соответствующей записи и выпуск цифрового Свидетельства. Для заверения используют усиленную квалифицированную электронную подпись.
В большинстве случаев данные вносятся на протяжении трех рабочих дней (в период карантинных ограничений возможны задержки). Свидетельство действительно в течение трех лет с момента выдачи. Важное требование – успешное прохождение ежеквартальных плановых ревизий.
Прозрачные условия для заказчиков
Частные и госзаказчики, использующие новый ресурс учета, получают бесплатный доступ к информации об исполнителях, необходимой для жизнеобеспечения конкурсных торгов. В частности, в их распоряжение предоставлены актуальные сведения о финансовом положении, включающие финпоказатели по итогам завершенного налогового периода. Это минимизирует риски и сводит к нулю вероятность заключения контрактов с недобросовестными агентами.
Помимо этого, зарегистрированным пользователям доступна следующая информация.
Полное и сокращённое наименование субъекта.
— Регистрационный номер свидетельства о включении в НРНП.
— Текущий статус (действующий, актуализирован, остановлен, исключен).
— Сведения о госрегистрации.
— Инициалы и прямые контакты руководителя и/или собственника.
— Адрес места нахождения.
— Заключение о соответствии, полученное по результатам ревизии ответственного АЦ. Дата проведения последних контрольных мероприятий.
Коммерческая сертификация
Ведение Реестра – не единственная задача, возложенная на автономную организацию. Помимо этого она имеет право на осуществление коммерческой деятельности, в рамках которой занимается добровольной оценкой предприятий разных сфер промышленности, коммунального и сельского хозяйства. Отзывы компаний, уже воспользовавшихся такой услугой, свидетельствуют о профессиональном подходе команды Нацреестра.
Оценка нематериальных критериев участников закупок – процедура, к которой подходят с особой щепетильностью. Как несколько десятилетий назад, так и сегодня её серьёзно осложняет отсутствие единой модели добровольной сертификации. На отечественном рынке представлены без преувеличения тысячи СДС (в том числе внутренние, как в случае с Газпромом). Эксперты неоднократно подчеркивали: избежать полного хаоса в этом вопросе поможет только введение унифицированного механизма, который бы отвечал запросам одновременно всех отраслей, от бытовых услуг и HoReCa до сельского хозяйства и тяжелой промышленности. Именно такие амбициозные, но вполне достижимые цели ставит перед собой Национальный реестр надежных поставщиков. Сертификат организации имеет все шансы стать единым стандартизированным решением для бизнеса, желающего активно участвовать в закупках. Ожидается, что это произойдет уже в обозримом будущем.
Как это выглядит на практике?
Первым шагом стала разработка базового нацстандарта СТО Р 66.57676-2017.03-20, определяющего ключевые принципы, на которых должна строиться закупочная деятельность в РФ. Для предприятий, претендующих на звание благонадежных контрагентов, был составлен подробный список условий. При этом разработчики ориентировались преимущественно на опыт, существовавший на тот момент в строительной отрасли. Новый СТО успешно прошел регистрацию и уже считается рекомендательным для компаний-участниц конкурентного отбора в рамках госзаказов. Срок действия – 3 года (требуется прохождение ежегодного ревизионного контроля).
Ещё один собственный стандарт организации – СТО НРНП-2019. Проверяемого заявителя анализируют на соответствие Федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Также оценивают его нематериальные критерии: опыт и бизнес-репутацию. При этом ответственные ревизоры оставляют за собой право инспектировать субъект предпринимательской деятельности во внеплановом порядке при поступлении каких-либо жалоб или претензий со стороны третьих лиц. Срок действия сертификата – 1 год.
С регламентом, а также правилами и условиями НРНП можно в любой момент ознакомиться на официальном сайте сервиса.
Единый реестр субъектов МСП: для чего он нужен и как в него попасть
background:white»> Сведения о доходах и среднесписочной численности работников компаний и ИП, а также данные ЕГРЮЛ и ЕГРИП стали ценной базой для формирования Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Какие преимущества он дает бизнесу?
Единый реестр субъектов МСП представляет собой открытую базу данных, с помощью которой можно убедиться, действительно ли хозяйствующий субъект относится к малым или средним предпринимателям.
Реестр, как системное решение, помогает снизить затраты не только малых, но и крупных компаний. В первом случае открытая база оптимизирует процесс подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки. Во втором случае ресурс упрощает поиск поставщиков.
Полезен реестр и для ведомств, которые могут использовать содержащиеся в нем сведения для планирования надзорной деятельности. По словам представителей Минэкономразвития, поскольку до 31 декабря 2020 года для малых предприятий предусмотрены надзорные каникулы, то, сверяя информацию о них, контрольные органы будут ориентироваться именно на реестр.
В условиях распространения коронавируса меры поддержки бизнеса в большей степени будут ориентированы на компании из реестра МСП. Наличие в реестре сведений о компании или ИП является одним из условий для получения субсидий и других преференций для бизнеса, работающего в пострадавших отраслях.
Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ расширил основания для включения субъектов в реестр МСП. В 2020 году в него смогут попасть те, кто не подал отчетность вовремя в 2019 году. Новый предельный срок сдачи отчетности за 2018 год — 30 июня.
Субъекты МСП, которые не были включены в реестр 10 августа 2019 года из-за отсутствия отчетности за 2018 год, будут в него добавлены, если представят отчетность за 2018 год не позднее 30 июня 2020 года.
Какие сведения о субъектах МСП содержатся в реестре в открытом доступе
Чтобы получить сведения о юрлице или ИП, необходимо в строке «поиск» ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование организации или ФИО ИП. Также возможен поиск по списку ИНН.
Выйдет следующая информация, которую при желании можно выгрузить в формате Excel:
Онлайн-бухгалтерия для нового бизнеса: рассчитывайте зарплату, налоги и страховые взносы в одном окне
Принципы формирования реестра
Сдать любые виды отчетности во все контролирующие органы
Сведения о принадлежности субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства обновляются ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, при этом используются данные ФНС по состоянию на 1 июля.
Налогоплательщик, нарушивший срок сдачи отчетности, попасть в реестр МСП не сможет. Непредставление отчетности — это причина, по которой сведения о таких ИП и компаниях исключаются из реестра 10 августа текущего календарного года. Важно также соблюдать сроки по представлению сведений о среднесписочной численности работников за прошедший год.
Какие сведения обновляются?
Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей, которые не разбираются в бухгалтерии. Начинающим ИП — год в подарок!
Критерии попадания в реестр
Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не превышает 25 %.
Суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49 %.
Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется на ООО, соответствующие требованиям в пп. «в» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования).
Учредители хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — юрлица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Юрлица включаются в перечень, если соответствуют одному из критериев :
Как предпринимателю попасть в реестр самому
С помощью специального сервиса предприниматель может подкорректировать данные о себе или внести в реестр дополнительные сведения, сообщив о своей продукции, опыте исполнения контрактов, участии в программах партнерства, уточнив контактную информацию.
Потенциальные партнеры в свою очередь смогут проверить эту информацию на сайте ФНС.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Памятка заявителя
ПРОЦЕДУРА ВНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О СУБЪЕКТЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ПОСТАВЩИКОВ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ.
Процедура внесения сведений о субъекте предпринимательской деятельности в Национальный Реестр Надежных Поставщиков состоит из следующих этапов:
Заявителю необходимо обратится в один из Аккредитованных центров (Далее – АЦ) для проведения бесплатной, предварительной проверки на соответствие обязательным требованиям, предъявляемым к членам Национального Реестра Надежных Поставщиков. Контактная информация АЦ размещена в разделе Единый реестр аккредитованных центров по адресу: https://national-reestr.ru/edinyy-reestr-akkreditovannykh-tsentrov/
АЦ проводит предварительную проверку и выдает заключение о соответствии/несоответствии заявителя установленным требованиям, к членам Национального Реестра Поставщиков товаров, работ и услуг.
При выявлении несоответствия требованиям, заявитель получает заключение, в котором отображается информация о несоответствия заявителя конкретному требования, и рекомендациями по устранение данного несоответствия.
После устранения несоответствия заявитель проходит повторную проверку и получает предварительное положительное заключение.
В случае отсутствия возможности или нежелании со стороны заявителя устранить факт несоответствия требованиям, процедура внесения сведений в Национальной реестр останавливается.
Заявителю необходимо собрать и предоставить в АЦ полный комплект документов для подтверждения соответствия и получения сертификата соответствия требованиям стандарта СТО Р 66.57676-2017.03-20 «Оценка соответствия субъектов предпринимательской деятельности. Обеспечение добросовестности при поставке товаров, оказании услуг, выполнении работ. Качественные показатели оценки субъектов предпринимательской деятельности».
Информация о перечне документов размешена в Приложении №1 данного раздела и Приложении №2; 2а положения о Национальном Реестре Надежных Поставщиков по адресу: https://national-reestr.ru/polozhenie-o-natsionalnom-reestre-nadezhnykh-postavshchikov/.
СТО Р 66.57676-2017.03-20 «Оценка соответствия субъектов предпринимательской деятельности. Обеспечение добросовестности при поставке товаров, оказании услуг, выполнении работ. Качественные показатели оценки субъектов предпринимательской деятельности» проводится на платной основе, в соответствии с ценовой политикой АЦ.
По факту получения от Аккредитованного центра полного пакета документов, уполномоченный сотрудник держателя реестра (АНО НРНП) производить внесение сведений о заявителе в Национальный Реестр Надежных Поставщиков, с последующим выпуском Свидетельства.
Свидетельство о внесении в Национальной Реестр Надежных Поставщиков выдается в электронном виде, подписывается посредством программно-аппаратного комплекса электронного документооборота, усиленной электронно-цифровой подписью.
Срок действия свидетельства составляет 3 (три) года, при условии прохождение ежеквартальных и готовых проверок.
Требования к Сертификатам ГОСТ Р ИСО:
Перечень документов, предоставляемых заявителем для внесения сведений в Национальный Реестр Надежных Поставщиков
для юридических лиц
Формат предоставления документа
Заявление о внесении сведений в Национальный Реестр Надежных Поставщиков
Заполненная скан-копия заявления с печатью и подписью руководителя организации.
Согласие на обработку персональных данных
Заполненная скан-копия согласия с печатью и подписью руководителя организации.
Устав в действующей редакции со всеми изменениями и дополнениями, зарегистрированными в установленном законодательством порядке
Скан-копия документа (все страницы, включая последнюю)
Свидетельства о постановке на учет в Федеральной налоговой службе (ИНН)
Свидетельства о государственной регистрации (ОГРН)
Приказа о назначении руководителя/продлении полномочий
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, а именно: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний завершенный отчетный период (финансовый год), по результатам которого указанная отчетность представлялась в ИФНС
Сертификат СТО Р 66.57676-2017.03-20 Оценка соответствия субъектов предпринимательской деятельности
Сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Система менеджмента качества
Скан-копия сертификата, приложений к сертификату, копии разработанных документов (стандартов) о внедрении системы менеджмента качества
Сертификат ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Система экологического менеджмента
Скан-копия сертификата, приложений к сертификату, копии разработанных документов (стандартов) о внедрении системы экологического менеджмента
Сертификат ГОСТ Р ИСО 45001-2020 Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья
Скан-копия сертификата, приложений к сертификату, копии разработанных документов (стандартов) о внедрении системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья
для индивидуальных предпринимателей
Формат предоставления документа
Заявление о внесении сведений в Национальный Реестр Надежных Поставщиков
Заполненная скан-копия заявления с печатью и подписью руководителя организации.
Согласие на обработку персональных данных
Заполненная скан-копия согласия с печатью и подписью руководителя организации.
Свидетельства о постановке на учет в Федеральной налоговой службе (ИНН)
Свидетельства о государственной регистрации (ОГРНИП)
Паспорт руководителя организации
Сертификат СТО Р 66.57676-2017.03-20 Оценка соответствия субъектов предпринимательской деятельности
Сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Система менеджмента качества
Скан-копия сертификата, приложений к сертификату, копии разработанных документов (стандартов) о внедрении системы менеджмента качества
Сертификат ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Система экологического менеджмента
Скан-копия сертификата, приложений к сертификату, копии разработанных документов (стандартов) о внедрении системы экологического менеджмента
Сертификат ГОСТ Р ИСО 45001-2020 Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья
Скан-копия сертификата, приложений к сертификату, копии разработанных документов (стандартов) о внедрении системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: для чего он нужен и как в него попасть
Компании из реестра МСП получают специальные льготы и поддержку государства. Но чтобы попасть в реестр, компании и ИП должны соответствовать критериям.
Михаил Кратов
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — открытая база, которую ведет Федеральная налоговая служба. Компании из реестра получают специальные льготы и поддержку государства.
Рассказываем, что такое реестр субъектов МСП, как в него попасть и какими льготами пользуются компании из реестра.
Что такое Единый реестр субъектов МСП
Реестр субъектов МСП — хранилище информации о компаниях, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Информацию о компаниях из реестра можно получить на сайте ФНС.
Регламентирует работу единого реестра МСП 209-ФЗ.
Как узнать, есть ли компания в реестре
Проверить свою компанию или компанию контрагента в реестре МСП можно через сайт налоговой.
Для этого в поле для поиска введите один из следующих параметров: наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН, ОГРНИП. Если компания есть в реестре, она будет в результатах поиска.
Еще есть расширенный поиск — выборка по региону, району, городу, населенному пункту, по типу и категории субъекта МСП, социальному статусу, наличию лицензий, участию в партнерских программах, по видам деятельности и производимой продукции.
Какие сведения хранятся в реестре МСП
Информация, которую можно получить в базе:
Выписка из реестра выглядит так:
Для чего нужен реестр МСП
В реестре можно быстро проверить и подтвердить статус субъекта МСП. Загрузить информацию можно с компьютера, планшета или телефона.
Например, компания хочет участвовать в госзакупках для малого бизнеса: в них обычно есть льготы и платят в таких закупках быстрее. Для участия нужно подтвердить свой статус.
Раньше компании пришлось бы отправлять заказчику сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год, отчет о финансовых результатах с отметкой налоговой, выписку из ЕГРЮЛ для информации о структуре уставного капитала. Теперь инициатор закупки должен сам найти сведения о потенциальном поставщике в реестре.
Кроме участия в госзакупках малый и средний бизнес пользуется другими льготами и поддержкой государства: может применять пониженные тарифы страховых взносов с выплат работникам, использовать упрощенные формы бухгалтерской отчетности и другие.
Компаниям стало легче найти или проверить контрагентов. Для этого есть функция расширенного поиска.
Допустим, ИП хочет оценить рынок и найти конкурентов — небольшие мебельные компании. Он воспользовался расширенным поиском на сайте реестра. В форме выбрал категорию субъекта — «Малое предприятие» и вид производимой продукции — «Мебель»:
В результатах поиска — список компаний. В нем — основные данные, регион и дата внесения компаний в реестр. По каждому элементу доступна расширенная информация.
Кто относится к субъектам МСП
Субъекты МСП — ИП, АО, ООО, потребительские кооперативы, хозяйственные партнерства, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Для этого они должны соответствовать критериям:
По этим критериям субъекты МСП делятся на три категории: микро-, малые и средние предприятия.
Суммарный доход по всем видам деятельности. Доход рассчитывается по данным налогового учета без НДС. Суммируются доходы от всех видов деятельности за предшествующий год.
Вот какие значения установлены для каждого вида предприятий:
Вид предприятия | Значение |
---|---|
Микропредприятия | До 120 млн рублей |
Малые предприятия | До 800 млн рублей |
Средние предприятия | До 2 млрд рублей |
Представим, что у компании из реестра малого и среднего предпринимательства два вида деятельности:
Доход по декларации по итогам года — 1,4 млн рублей. Компания попадает в Единый реестр субъектов МСП как микропредприятие.
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год рассчитывается по методике Росстата. Учитывают всех сотрудников, которые работают по трудовому договору, даже если сейчас они не на рабочем месте. Это сотрудники в командировке, отпуске, на больничном, работающие на полставки, на удаленке.
Не учитываются: работники, которые работают по совместительству, договорам ГПХ; собственники компании, с которыми не заключен трудовой договор; военнослужащие.
Компании и ИП в реестре не должны превышать значения по среднесписочной численности:
Вид предприятия | Значение |
---|---|
Микропредприятия | до 15 человек |
Малые предприятия | 16—100 человек |
Средние предприятия | 101—250 человек |
Участие других компаний в уставном капитале субъекта МСП. Этот критерий относится к бизнесу с несколькими собственниками, например ООО или АО:
По 209-ФЗ есть исключения из этих правил.
Как формируется реестр
Информация в реестре обновляется автоматически. Она поступает из разных источников:
Вот что обновляется:
Например, если у ИП изменилась прописка, то не надо подавать об этом сведения специально. Информация обновится сама.
Чтобы оставаться в реестре, достаточно вовремя сдавать отчетность: налоговую декларацию и сведения о среднесписочной численности сотрудников. Срок — до 1 июля текущего год
Компании и ИП автоматически удаляются из единого реестра малого предпринимательства в таких случаях:
Бывает, что компанию исключили из реестра, а она продолжает заключать контракты и пользуется льготами для малого бизнеса. Такое случается, если опоздали сдать декларацию или ошиблись в документах. Иногда ошибается и налоговая. Перед тем как продлить и заключить контракт, лучше удостовериться, что партнер все еще числится в реестре.
Льготы для компаний и ИП из реестра субъектов МСП
Компании и ИП из Единого реестра малого и среднего предпринимательства могут пользоваться льготами при участии в госзакупках, арендовать государственное и муниципальное имущество по сниженным ставкам, получать выгодные кредиты на развитие бизнеса.
Льготные кредиты. В программе участвуют 99 банков. Они выдают кредиты для бизнеса по ставке от 8,5% годовых. Для сравнения, по обычным условиям банки дают кредит на развитие бизнеса по ставкам от 11% годовых.
Доступ субъектов МСП к крупнейшим закупщикам. Для бизнеса из реестра обязаны закупать товары и услуги почти 2000 госзаказчиков.
Сниженные ставки по аренде государственного и муниципального имущества. Например, в Москве возможно получить в аренду нежилое помещение по льготной ставке от 4750 ₽ за м² в год. Арендаторы определяются по итогам торгов. Договор возможно заключить на 10 лет.
Поддержка сельскохозяйственной кооперации. Для сельхозпроизводителей доступны гранты на развитие до 6 млн рублей, есть гранты на развитие собственной фермы до 30 млн рублей. Ставки по кредитам для аграриев — от 1—5% годовых.
Льготы для компаний и ИП, пострадавших от коронавируса
Для пострадавших от коронавируса отраслей предусмотрена специальная поддержка от государства.
Это компании из таких сфер бизнеса, как транспорт, культура, гостиничный бизнес, общественное питание. Пострадавшие от коронавируса отрасли также определяются по реестру.
Вот основные меры поддержки субъектов МСП:
Как предпринимателю попасть в реестр самому
Самому попасть в реестр субъектов МСП невозможно. База обновляется автоматически.
В реестр можно внести дополнительную информацию, коррективы или подать заявление об ошибке. Для этого есть сервис «Вас нет в реестре или данные некорректны».
В предложенной форме нужно описать, какие сведения неверны. Система формирует заявление. Заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Налоговая обязана рассмотреть заявление в течение 15 рабочих дней.
Подписка на новое в
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как открыть валютный счет
Валютный счет понадобится любому бизнесу, если собираетесь работать с зарубежными партнерами. Разбираемся, на что стоит обратить внимание при открытии валютного счета
Правила работы с самозанятыми
Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания