Международные территории и акватории — это территории, лежащие за пределами государственных границ; право их использования принадлежит всему международному сообществу: ни одно государство не имеет права их присвоить, эти территории открыты для научных исследований.
Открытое море — участки морской поверхности, не относящиеся к территории государств. Открытое море может использоваться всеми государствами, как имеющими к нему выход, так и не имеющими выхода, для свободного пролета, судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, для научных исследований.
Дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции — международные районы морского дна. Морское дно не может быть присвоено каким-либо государством.
Космическое пространство, Луна и другие небесные тела, согласно международным договоренностям, не могут быть присвоены государствами, они открыты для мирного исследования и использования всеми странами.
Международные реки, проливы и каналы — водные пути международного значения, обеспечивающие выход континентальных государств к морям. В пределах государственных границ прибрежные государства имеют право на соответствующую территорию, но судоходство является свободным для всех стран. К началу XX в. международными реками были признаны Рейн и некоторые его притоки, Висла, Варта, Дунай, Дуэро, Маас, Шельда, Везер, Одер, Неман, Тахо, Нигер, Конго, Эмс, Эльба и ряд других.
Международные проливы соединяют районы открытого моря (Баб-эль-Мандебский, Гибралтарский, Дрейка, Корейский, Ла-Манш, Магелланов, Па-де-Кале, Сингапурский, а также Босфор и Дарданеллы).
Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном, имеет длину 59 км, ширину от 14 до 44 км. Территория пролива контролируется тремя крупными портами: Гибралтаром (принадлежит Великобритании), Альхесирасом (Испания) и Танжером (Марокко). Основы правового режима пролива были определены соглашениями Великобритании, Франции и Испании 1904 и 1907 гг.
Через Босфор, разделяющий европейскую и азиатскую часть Стамбула, ежедневно проходит большое количество судов В 1936 г. на конференции в Монтрё с участием СССР, Турции, Великобритании и других государств была подписана конвенция о режиме проливов Босфор и Дарданеллы. Признан особый статус черноморских государств: в мирное время они могут проводить через эти проливы военные корабли без ограничений, которые распространяются на остальные государства.
Международные каналы имеют важнейшее торговое и стратегическое значение. Важнейшими каналами, построенными в конце XIX в., являются Суэцкий и Панамский.
Кильский (Северо-Германский) канал, находящийся под юрисдикцией ФРГ, проходит по территории ФРГ через полуостров Ютландия и обеспечивает более спокойное, чем в Северном море, плавание между устьем Эльбы в Северном море и Кильской бухтой на Балтике. Канал построен в 1895 г., протяженность его 99 км.
Где и почему расположены территории с неопределенным статусом?
Нейтральные территории. На этих территориях действует запрет на военные действия и размещение военных баз. Такой статус имеет территория с водными источниками на границе Ирака и Саудовской Аравии, доступная для кочевых племен обеих стран; территории сосредоточения культурных ценностей.
Нейтральными являются международные территории — Антарктика, космическое пространство, международные каналы и проливы — Панамский и Суэцкий каналы, Магелланов пролив и др., архипелаг Шпицберген, город Фамагуста на Кипре.
Арендованные территории. Договоры аренды, т. е. права на временное использование территории, заключаются между государствами и имеют, чаще всего, характер вынужденной уступки по результатам мирных переговоров. Как правило, арендованные территории имеют чрезвычайно выгодное географическое и геостратегическое положение.
Примерами арендованных территорий могут служить:
— Порт-Артур (Луйшунь), в 1898 г. арендованный Россией на 99 лет. Претензии Японии на эту территорию были одной из причин русско-японской войны 1905 г. По Портсмутскому договору 1905 г. Порт-Артур отошел к Японии и был в ее составе до 1945 г. Затем до 1955 г. в Порт-Артуре находилась военно-морская база СССР; с 1955 г. — это территория Китая;
— территория космодрома Байконур (около 600 км²), арендованная Российской Федерацией у Казахстана.
Оккупированные территории присоединяются к государствам в результате военных действий, на них действует режим оккупировавшей страны или особый международный режим. Намибия была оккупирована войсками Южно-Африканского Союза с 1915 г. вплоть до получения независимости в 1990 г. Западный Берлинпосле окончания Второй мировой войны был разделен на зоны оккупации Великобритании, СССР, США, Франции. Согласно международным договоренностям, он политически не относился ни к ФРГ, ни к ГДР, имел собственное правительство.
Статус оккупированных территорий имели: Восточный Тимор (1976—2001), южные районы Ливана (1982—2000), территории Палестинского государства (Западный берег реки Иордан и сектор Газа).
Текст Ст. 67 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
2.1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Комментарий к Ст. 67 Конституции Российской Федерации
Часть 1 комментируемой статьи определяет пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации, о котором говорится в ч. 1 ст. 4 Конституции, где речь идет о территории Российской Федерации как целостного государства, обладающего единым экономическим, политическим и правовым пространством.
В рассматриваемой части определяется состав государственной территории России, т.е. перечисляются принадлежащие ей пространства, в пределах которых государство осуществляет свой суверенитет.
Территория — неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти. Конституция устанавливает, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Государство распоряжается своей территорией.
Территориальное верховенство — это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории. Территория Российской Федерации — исторически сложившееся государственное и территориальное единство РФ в пределах Государственной границы России, включающая в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Кроме того, в 2020 году в ч. 1 ст. 67 внесено упоминание о федеральных территориях как составной части Российской Федерации. Статус «федеральной территории» подразумевает
Обращает на себя внимание нетрадиционный подход составителей Конституции к определению состава государственной территории Российской Федерации. В международном праве под государственной территорией традиционно понимаются различные пространства земной поверхности (сухопутной и водной), воздушное пространство, принадлежащие определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство.
Нововведением Конституции следует считать включение в состав государственной территории Российской Федерации и территории ее субъектов, что, по-видимому, обусловливается федеративным устройством Российского государства. Территория Российской Федерации одновременно является территорией ее субъектов.
Из текста ч. 1 ст. 67 следует, что каждый субъект Федерации имеет собственную территорию. Правовой статус территории субъектов помимо федеральной Конституции определяется также их конституциями и уставами.
В большинстве конституций и уставов субъектов Федерации прямо отражено, что территория субъекта Федерации является частью территории Российской Федерации (см. ст. 65 и ст. 66). Территория любого субъекта Федерации есть составная часть российской территории, непосредственно входящая в нее.
Вхождение в состав Российской Федерации предопределяет и ограниченность полномочий ее субъекта в отношении его территории. На территории каждого субъекта Российская Федерация осуществляет дискреционные полномочия по предметам ведения, установленным в ст. 71 Конституции, а также полномочия по предметам, определенным в ст. 72 Конституции. И только за этими пределами субъекты Федерации осуществляют собственные полномочия.
Полномочия субъектов Федерации в отношении управления собственной территорией сводятся преимущественно к сфере определения административно-территориального устройства. Важной гарантией обладания собственной территорией являются положения конституций и уставов субъектов Федерации, согласно которым их территория не может быть изменена без согласия субъекта.
Наряду с этим неприкосновенность территории субъектов Федерации обеспечивается положением о том, что всякое изменение территории подлежит согласованию с субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом. Тем не менее Российская Федерация вправе устанавливать определенные ограничения на использование субъектами Федерации своих территорий.
Часть 2 ст. 67 Конституции РФ с обновлениями. В отличие от государственного суверенитета РФ, который распространяется на государственную территорию РФ, в отношении континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на этих территориях.
Субъекты РФ не вправе своими законами регулировать вопросы, относящиеся к морскому шельфу и исключительной экономической зоне, даже если эти территории являются прилежащими к субъекту РФ.
Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет суверенные права по разведке и разработке минеральных ресурсов (недр) и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными: если Российская Федерация не разведывает и не разрабатывает ресурсы, никто не может делать это без ее согласия.
Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки, промысла водных биоресурсов, неживых ресурсов, разведки и разработки недр морского дна и т.д.
Осуществляя суверенные права и юрисдикцию в своей исключительной экономической зоне, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В 2020 году в ст. 67 добавляется часть 2.1, согласно которой РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Кроме того, обновленная Конституция России запрещает любые действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям.
Территория и другие пространства в международном праве
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
Понятие и виды территории
Территория в международном праве — это весь земной шар, охватывающий его сухопутные, водные пространства, недра и воздушное пространство, космическое пространство и небесные тела.
Территория в международном праве подразделяется на следующие виды: 1) государственная территория; 2) территория с международным режимом; 3) территория со смешанным режимом.
Государственная территория — Это часть земного шара, на которой распространяется суверенитет определенного государства.
Государственная территория состоит из сухопутного, водного и воздушного пространств и недра. Внешние пределы государственной территории определяются границей данного государства.
Сухопутная территория государства составляет часть суши и ее недра, которая находится в пределах границ государства. Сухопутная территория государства может быть отдельным земным массивом либо разделена водным пространством (острова), может быть отделена от основной территории государства и окружена со всех сторон территорией другого государства (анклав).
К водным территориям государства относятся внутренние воды, территориальные воды, озера, реки, заливы, порты, бухты. На все эти водные пространства распространяется суверенитет соответствующего государства, и данное государство устанавливает их правовой режим в соответствии с его законодательством.
Воздушное пространство государства — это пространство, находящееся над сухопутной территорией, внутренними и территориальными водами государства. Высотный предел в международном праве не установлен, однако сложилась такая обычно-правовая норма, согласно которой предел не должен быть выше 100—110 км над уровнем Мирового океана. Данное пространство находится под суверенитетом государства, которое устанавливает правовой режим воздушного пространство и правила полетов в соответствии с национальным законодательством и международным правом.
К государственной территории также относятся посольства и другие виды представительства за рубежом, воздушные и морские суда, космические корабли, кабели подводные, трубопроводы.
Каждое государство в пределах своей территории осуществляет территориальное верховенство. Территориальное верховенство означает, что власть данного государства распространяется на все лица, находящиеся в пределах его территории. Территория государства исключительно находится под властью данного государства, власть другого государства исключается на этой территории. Государство осуществляет свое территориальное верховенство с помощью органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Юрисдикция государства может осуществляться за пределами ее территории, например: на континентальном шельфе, в исключительных экономических зонах.
К территории с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним, морское дно открытого моря, космическое пространство, включая Луну, и другие небесные тела.
Правовой режим и статус таких территорий определяется международным правом. На этих территориях действует принцип общего наследия человечества. Суверенитет государств на них не распространяется.
К территориям со смешанным режимом относятся исключительные экономические зоны, континентальный шельф и прилежащие зоны. Они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства имеют суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и минеральных ресурсов. К территориям со смешанным режимом также относятся проливы, международные реки.
Способы приобретения и утраты территории
Вопрос приобретения и утраты территории имеет особое значение в международных отношениях. Учитывая важность территории в образовании государства и тот факт, что государство осуществляет свой суверенитет исключительно на его территории, является одним из наиболее важных вопросов, имеющих отношение к международному праву.
В международной практике сложились такие способы приобретения территории, как первоначальные и производные. К первоначальным способам относятся эффективная оккупация (завладение), приращение, приобретательская давность. К производным способам относятся цессия или уступка, обмен, дарение, плебисцит.
Одним из первоначальных способов приобретения территории является эффективная оккупация. Данный способ появился в средних веках во время Великих географических открытий. Данный способ считался законным, если оккупируемая территория на момент оккупации была terranullius — ничейной территорией. В качестве правового основания приобретения новых территорий являлся титул «первичного присвоения». Для эффективной оккупации необходимо не только провозглашать суверенитет на данную территорию, но и осуществлять контроль над ней и верховную власть на данной территории. Государство, которое открыло новую территорию, обязано официально уведомить другие государства о том, что оно открыло новую территорию, такое уведомление включает в себя заявление о границах приобретенной территории.
К первоначальным способам относится приращение, означающее увеличение территории государства в результате образования новых земельных участков за счет действия сил природы, например, образование островов. Государство также обладает промышленными приращениями, которые оно строит на своей территории, — это барьеры волн или портов, установленные государствами в их территориальных морях.
Производные способы приобретения территории заключаются в переходе территории одного государства к территории другого государства, как на договорной, так и на внедоговорной основе.
К производным способам относятся цессия или уступка территории — это уступка части своей территории государства другому государству на договорной основе. Уступка может быть осуществлена на возмездной основе (например, уступка в 1867 г. Россией США Аляски за 7,2 млн долл.). Уступка может быть безвозмездной в соответствии с принципом ответственности за агрессию. Такие меры были приняты после Второй мировой войны в соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. От Германии была оторвана северная часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом и передана СССР.
Такой способ, как плебисцит, означает всенародное голосование (референдум) о территориальном изменении. Например: Исландия в 1944 г. на основе плебисцита вышла из состава Дании.
Под приобретательской давностью понимается приобретение территории путем длительного законного владения такой территорией. Для того чтобы владение стало законным: владение должно быть мирным и постоянным; осуществление суверенитета на всей этой территории; владение должно быть публичным; владение должно быть в течение длительного периода времени. На сегодняшний день не установлен срок для приобретательской давности.
Известны еще такие способы, как адьюдикация, — передача территории другому государству на основе судебного решения, передача территории по решению международной организации.
Понятие государственной границы и ее режим
Границы имеют политическое и юридическое значение. Государство осуществляет свой суверенитет в пределах своих границ. Границы государства обычно устанавливаются международными договорами между соседними государствами.
Государственная граница — это линия, которая определяет предел действия государственного суверенитета и отделяет территорию государства от других территорий.
Граница — это линия, в которой нет размерности, кроме длины, которая определяет площадь государства и действие его суверенитета.
Граница — это точка, с которой начинается и затем заканчивается суверенитет, власть, собственность и законы государства для его соседних государств. Они отображаются только на политических картах в виде линий, которые следуют между странами для обозначения и отделения территорий и территорий каждой страны от другой.
В современную эпоху границы составляются по соглашению между заинтересованными государствами, в соответствии с международными соглашениями и договорами или арбитражными решениями или решениями международного суда.
Границы бывают естественные и искусственные.
Естественные границы связаны с природными рубежами, которые создают благоприятные условия для развития государства и его обороны (горы, реки и т.д.). Они создаются самой природой.
Искусственные границы связаны с созданием линий военно-инженерных укреплений, которые разделяют государственные территории. Такие границы устанавливаются в виде колючей проволоки или цветных линий, контрольно-пропускных пунктов или таможенных зон. Ярким примером искусственных границ является Великая китайская стена.
Государственные границы делятся на сухопутные, озерные, речные, морские и воздушные.
Сухопутные границы представляют собой линию, отделяющую территорию одного государства от территории соседнего государства, они устанавливаются с учетом географических особенностей местности (моря, озера, реки, горы). Они могут проводиться посредством проведения прямых линий от одной точки к другой. Такие линии называются геометрическими (например, карта Африки). Они также могут устанавливаться по параллелям и меридианам.
Границы по озерам и рекам тоже устанавливаются по договоренности и на основе соглашения между соседними государствами. По судоходным рекам границы проводятся посередине главного фарватера (по тальвегу реки) или по линии наибольших глубин. На несудоходной реке границы устанавливаются посредине реки. На озерах и других водоемах границы проводятся по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Примером границы по рекам служит река Рио гранде между США и Мексикой, река Рейна между Францией и Германией. Примером границы по озерам: Великие озера между Канадой и Соединенными Штатами, Озеро Виктория между Угандой, Кенией и Танзанией, Женевское озеро между Швейцарией и Францией, Озеро Чад между Нигерией, Нигером и Чадом.
Морскими границами является внешний предел территориального моря государства или линия разграничения территориального моря соседних государств. Морская граница государства проводится в соответствии с законодательством прибрежного государства и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., но ширина не может превышать 12 морских миль.
Воздушная государственная граница — это воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границ. Верхний предел воздушной границы государства находится на высоте 100—110 км. Каждое государство имеет право на полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством над его территорией.
Для установления государственных границ выделяют две стадии: делимитация и демаркация.
Делимитация — это установление линии государственных границ по соглашению между соседними государствами и нанесение этой линии на карту. Как правило, данная карта становится приложением к пограничному договору.
Демаркация — это прохождение линии государственных границ на местности на основе договора и приложения к нему карты с помощью специальных пограничных знаков.
Для прохождения демаркации создаются совместные комиссии, и о всех действиях по демаркации составляют документы: протоколы об описании прохождения границ, карту с нанесением на нее линии границы и протоколы на установленный пограничный знак. Все эти документы являются приложением к пограничному договору и подписываются сторонами, скрепляются печатями.
Периодически государства проводят редемаркацию государственных границ, т.е. проверку, восстановление, замену разрушенных пограничных знаков или установку новых.
Режим государственной границы устанавливается в соответствии с законодательством каждого государства и его международными договорами.
Режим государственной границы включает в себя следующие правила:
В международном праве сформировалась норма, согласно которой смена территориального суверенитета или иные случаи правопреемства не дают правовых основания для пересмотра границ.
Международно-правовой режим Антарктики и Арктики
На основе договора были приняты международные соглашения о сохранении природной среды Антарктики: Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г.
Срок Договора об Антарктике 1959 г. истекает в 2048 г.
Правовой режим Арктики основывается на следующих международных соглашениях: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.,