Что такое статусная символика
Содержание
По региону и времени
Поскольку люди стремятся к высокому статусу, они часто ищут также его символы. Как и в случае с другими символы, символы статуса могут меняться по значению или значению с течением времени и будут различаться в зависимости от страны и культурного региона в зависимости от их экономики и технологий.
Например, до изобретения печатный станок, владение большой коллекцией кропотливо скопированных вручную книги был символом богатства и учености. В последующие века книги (и грамотность) стали более распространенными, так что частная библиотека стала менее разреженной как символ статуса, хотя значительная коллекция по-прежнему вызывает уважение. [ нужна цитата ]
В некоторых прошлых культурах Восточной Азии жемчуг и нефрит были основными символами статуса, предназначенными исключительно для королевской семьи. Аналогичные правовые исключения применимы к тога и его варианты в древний Рим, и чтобы хлопок в Империя ацтеков. Специальные цвета, например императорский желтый (в Китае) или королевский фиолетовый (в Древнем Риме) были зарезервированы для членов королевской семьи, с суровыми наказаниями за несанкционированный показ. Еще одним распространенным статусным символом европейского средневекового прошлого был геральдика, отображение фамилии и истории.
Общественное признание
А униформа символизирует членство в организации и может отображать дополнительные знаки различия звания, специальности, срока пребывания в должности и другие детали статуса владельца в организации. Государство может предоставить украшения, медали или значки которые могут показать, что у владельца есть героический или официальный статус. Разрабатывать с цветовой кодировкой академические регалии часто носят во время начало церемонии, указывающие ученое звание и по специальности.
Во многих культурах мира разнообразны визуальные маркеры семейного положения широко используются. Достигнув совершеннолетия ритуалы и другие обряды перехода может включать предоставление и отображение символов нового статуса. Дресс-коды может указывать, кому следует носить определенные виды или стили одежды, а также когда и где отображаются определенные предметы одежды.
Модификации кузова
Состояние и внешний вид тела могут быть символом статуса. В прошлом, когда большинство рабочих выполняли физический труд на открытом воздухе под солнцем и часто ели мало, быть бледным и толстым было символом статуса, указывающим на богатство и процветание (благодаря наличию более чем достаточного количества еды и отсутствию физического труда). Теперь, когда рабочие обычно выполняют менее физическую работу в помещении и находят мало времени для физических упражнений, загорелый и худой часто является символом статуса в современных культурах.
На диете уменьшение избыточного жира в организме широко практикуется в западном обществе, в то время как некоторые традиционные общества все еще ценят ожирение как признак достатка. Развитие мышцы через упражнение, ранее презираемый как клеймо тяжких ручной труд, теперь ценится как знак личных достижений. Некоторые группы, например крайние культуристы и борцы сумо используйте специальные упражнения и диету, чтобы «набрать массу» и добиться впечатляющего внешнего вида.
Древняя Центральная Америка майя искусственно индуцированные культуры косность и приплюснул лбы высокорожденных младенцев как постоянный пожизненный признак благородного статуса. [5] Майя также заточили зубы до острого состояния выглядеть свирепо, или вставлять драгоценные камни в зубы как украшение. [5]
Материальные ценности
Распространенным типом современного символа статуса является престижный роскошный брендовый предмет, будь то одежда или другой товар. [8] Название бренда или логотип часто отображается на видном месте или используется в качестве графический дизайн элемент декора. Некоторые бренды так высоко ценятся, что дешево контрафактные товары или поддельные копии покупаются и выставляются теми, кто не хочет или не может платить за подлинный товар.
СТАТУСНЫЕ СИМВОЛЫ И ОДЕЖДЫ
Оказывается, статус можно рассматривать в качестве элемента не только социальной структуры общества, но и культуры. Тогда статус как культурный феномен обставляется соответствующими его рангу почестями, символами, знаками и атрибутикой. Чем выше ранг, тем больше почестей и ярче отличительные знаки статуса. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, предписывает ему обладание определенными правами и обязанностями, требует адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, т.е. психологического отождествления себя со своим статусом.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят специальную униформу, которая выделяет их из массы гражданского населения. Но и среди воинского контингента существуют знаки различия, которые определяются иерархией воинских званий. У рядового, майора, генерала различные нагрудные знаки, погоны, головные уборы, цвет и форма одежды.
Статусные символы— внешние знаки отличия социального ранга. Это могут быть одежда, речь, прическа, жесты, головной убор, домашняя утварь и мебель, а также многое другое. «Мигалка» на крыше персонального автомобиля — очень мощный статусный символ. Мобильный телефон поначалу выступал статусным символом преуспевающего бизнесмена, а затем стал необходимым средством связи среднего класса во всем мире. Часы «Ро-лекс» — статусный символ для банкира средней руки, а личный зоопарк — для губернатора. Rolex — великий брэнд, который у многих вызывает смешанные чувства. С одной стороны, это культовые часы, а золотой Rolex — символ успеха, но с другой — Rolex носит тот, кто разбогател совсем недавно, это первые часы богатого человека. Быть богатым или хотя бы казаться богатым хотят многие. Поэтому ни одни часы в мире не подделывают так неутомимо, как Rolex. И эти подделки — не просто дешевые копии. «Липовый» Rolex
бывает золотым с бриллиантами, с качественным механизмом. На Манхэт-тене такие часы обойдутся в 5 тыс. долл. Фальшивые Rolexдаже передают по наследству.
Статусные различия определяют, кто должен начинать беседу и кто — ее заканчивать, кто может нарушить личное пространство других и кто — нет, и т.д. «Синие воротнички», т.е. рабочий класс, и «белые воротнички» — рядовые служащие, могут получать одинаковую заработную плату, но при этом по-разному использовать деньги. Рабочие, в отличие от служащих, владеют меньшим числом машин и телевизоров, пьют меньше пива и водки, имеют меньше удобств, покупают мебель по отдельности, а не в наборе и т.д. Социологи отмечают, что уровень образования и престиж профессии сильнее влияют на стиль жизни, чем доход.
В России в наиболее отчетливой форме статусные позиции среднего слоя формируются из директоров и главных специалистов предприятий, т.е. управленцев среднего и высшего уровней. Причем высокая статусная позиция представителей этих групп закрепляется путем включения в условия труда, в средства производства многих предметов статусного потребления. Символы положения — персональный автомобиль, отдельный кабинет, дорогая офисная мебель и др.
Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необходимости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию); кроме того, они маркируют род войск.
В средневековой Европе торжественный обряд, называемый «оммаж» (от лат. homo — человек), скреплял статусные отношения между королем и бе-нефициарием: король делался сеньором («старшим»), бенефициарий («облагодетельствованный») становился вассалом (от гэльского gwas — человек). Именно в средние века возникло выражение «мои люди» в отличие от антич-
Wilson E.K. Sociology: Rules. Roles, and Relationships. Homewood, 1966.
Врезка
Ж. Бодрийяр «Стэндинг»
В рамках «общества потребления» понятие статуса как критерия, определяющего достоинство члена общества, имеет тенденцию все более упрощаться, совпадая с понятием «стэндинга». Конечно, «стэндинг» определяется и такими факторами, как власть, авторитет, ответственное положение, но ведь в конечном счете «нет настоящей ответственности без часов марки «Лип»! Реклама всякий раз откровенно отсылает к вещи, как к некоторому императивному критерию: «О вас станут судить по тому. », «Элегантная женщина опознается по тому. » и т.д. Разумеется, вещи всегда составляли систему социальных опознавательных знаков, но лишь параллельную и вспомогательную по отношению к другим системам (жесты, ритуалы, церемонии, язык, родовое происхождение, кодекс нравственных ценностей и т.д.). Для нашего же общества характерно то, что другие системы опознавания все более поглощаются одним-единственным кодом «стэнлинга». Естественно, этот код выступает с большей или меньшей императивностью в зависимости от социальной среды и уровня экономического развития, но в том и заключается коллективная функция рек-
ламы, чтобы обращать нас в его религию. Это моральный кодекс, поскольку он санкционирован социальной группой и всякое его нарушение так или иначе сопровождается чувством вины. Это тоталитарный кодекс — от него никому не уйти; даже если мы не поддаемся ему в своей частной жизни, это еще не значит, что мы не соучаствуем каждодневно в его коллективной
выработке. Можно не верить в него, а всего лишь верить, что в него верят другие, и этого уже довольно, чтобы участвовать, пусть иронически, в его игре. Общество, подчиненное этому кодексу, держит в зависимости от себя даже попытки ему противиться. Источник: Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С. 161-162.
В 1636 г. тюльпаны превратились в предмет большой биржевой игры. Появились спекулянты, рисковавшие перекупать «бумажные» цветы в течение лета, чтобы продать их еще дороже следующей весной перед началом сезона. Современник описывал сценарий подобных сделок так: «Дворянин покупает тюльпаны у трубочиста на 2000 флоринов и сразу продает их кресть-янину, при этом ни дворянин, ни трубочист, ни крестьянин не имеет луковиц тюльпанов и их иметь не стремится. И так покупается, продается, обещается больше тюльпанов, чем их может вырастить земля Голландии». Цены росли, как на дрожжах. Луковицы тюльпанов Admiral de Maan, стоившие 15 флоринов за штуку, продавались через два года уже по 175 флоринов. Художник Ян ван Гойен за десять луковиц заплатил гаагскому бургомистру аванс 1900 флоринов, в залог остальной суммы предложил картину Саломо-наван Рёйсдаля, а также обязался написать собственную.
Рис. 15. В 1630-е гг. Голландию охватило массовое увлечение тюльпанами
Когда разведением тюльпанов занялись рядовые граждане и за новое дело взялся крупный бизнес, цены на них упали, тюльпаны стали доступными
Петухов С. Цветочная лихорадка // Деньги. 2000. № 43(294).
всем слоям населения. Ныне они потеряли присущую им статусную символику, хотя не лишились эстетической привлекательности.
Статусным символом выступала княжеская дружина — личная охрана правителя, ядро войска, инструмент сбора дани. Княжеская дружина трансформировалась в царскую свиту, и это тоже статусный символ, но уже эксклюзивный, доступный лишь первому лицу в государстве. Сегодня мы видим личную охрану у «новых русских». Она тем многочисленнее, чем выше статус ее хозяина.
ВЕРБАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
Статусная символика проявляет себя не только в материальных вещах, но и в человеческой речи. В любом языке существуют общепринятые формы вежливости: «Будьте добры», «Прошу прощения», «Вас не затруднит?» Формулы вежливого обращения очень важны в разговорном языке, ими нужно научиться
Врезка
Пурпур и нувориши
В середине 1990-х гг. только ленивый не иронизировал по поводу малиновых пиджаков «новых русских». Но почему нувориши облачились именно в эти цвета? Почему не выбрали, например, коричневый, черный, желтый, зеленый? Интересный ответ нашла группа под руководством кандидата филологических наук Александра Василевича из Института языкознания РАН. Исследователи считают, что цвет пиджаков «новых русских» выбран вовсе не случайно. Это своеобразный отголосок имперского сознания, отражающего подсознательное стремление с помощью цвета приобщиться к власти если не по существу, то хотя бы по форме. Дело в том, что в России до сих пор сохраняется особый статус слова «пурпурный», которое пришло к нам с Запада. Поначалу так называли улиток, обитающих в Средиземном море и выделяющих желтый секрет, который на воздухе темнел и превращался в пурпурный. Легенда рассказывает, что первыми пурпур в качестве красителя стали использовать финикийцы. Собака пастуха царя Фонник-са случайно разгрызла засохшую раковину, и ее морда стала пурпурно-кровавой. Так выяснилось, что моллюски после высушивания дают яркий цвет. Тогда и началось производство красителя. Пурпур был очень дорогим: для получения одного грамма красителя требовалось выловить 10 000 моллюсков! Не удивительно, что носить одежду этого цвета могли позволить себе только высокие сановники и императоры. Кстати, пурпур имел множество оттенков, но из всех особо выделялся так называемый «императорский», или «тирский». Именно он стал цветом Римской империи, цветом плаща прокуратора Иудеи Понтия Пилата и знаком гонения, насилия и жестокости.
Этот цвет еще долго оставался символом высокого сана, а в народном сознании ассоциировался с властью, чаще всего жестокой и высокомерной. Возможно, по этой причине им никогда не украшали народные костюмы. В русский язык слово «пурпур» пришло в эпоху Петра I вместе с его ореолом — принадлежностью к власти. Годы шли, а пиетет к нему остался. Скажем, в советские времена в пурпурный цвет красили занавесы ведущих театров и скатерти, покрывающие огромные столы для торжественных заседаний. Он украшал официальные мундиры дипломатов.
На Западе изначальный ореол слова давно исчез. Правда, мантии епископов и почетных докторов Оксфордского университета по-прежнему пурпурные, но само слово активно используют для обозначения цвета. А в российской среде, как показывают исследования ученых, оно и сегодня не употребляется всуе. Язык упорно не допускает его низведения до уровня обыкновенного наименования цвета. Поэтому у новых русских нет шанса носить «пурпурные пиджаки»: в сознании обычных людей они не избранные и не власть. Так что пусть утешатся «малиновыми». Источник: Российская газета. — http://www.rg.ru.
хорошо владеть. К примеру, вежливые обороты «Пожалуйста», «Не будете ли Вы так любезны» всегда служили приметой благородного сословия и воспитанных людей, прежде всего интеллигенции. Напротив, нецензурная речь и употребление грубых выражений характеризовали рабочий класс и представителей социальных низов. Интеллигентные люди, например профессор и студент, обращаются друг к другу, употребляя слово «глубокоуважаемый». До революции 1917г. словом «уважаемый» обращались к половому в трактире, к извозчику. «Уважаемый товарищ» — это классический советизм.
Так называемые транзитивные статусы, а именно возрастные, могут обозначаться совершенно неожиданным образом. Задумывалисьли вы когда-нибудь над тем, почему к ребенку мы обращаемся по имени, а к пожилому человеку — по имени и отчеству? Действительно, никто не называет 5-летнего ребенка, 14-летнего тинейджера или даже 19-летнего студента по имени и отчеству. Студенты 1-го и 2-го, а нередко и 3-го курсов подписывают свои письменные работы, как и в школе: «Николай Анисимов» или коротко «Н. Анисимов», но почти никогда «Н.В. Анисимов». Появляется невидимая грань, начиная с которой отношение человека к самому себе, точнее сказать, к своему общественному состоянию, начинает меняться. Уже на 4-м курсе студенты чувствуют себя не совсем ловко, когда к ним обращаются только по имени. И уж совсем дискомфортно ощущает себя 50-летний мужчина, когда незнакомый или малознакомый человек обращается к нему по имени. Точно также неловко почувствует себя пятиклассник, если к нему обратятся по имени и отчеству.
Существует несколько исключений из сложившихся возрастных правил. Во-первых, нарушение правил происходит в сословно-классовой иерархии: к шестилетнего царскому отпрыску все обращаются на «вы» и называют его исключительно по имени и отчеству. Статус сына короля вынуждает подданных держать почтительную дистанцию, даже на вербальном уровне. По имени разрешается называть его только родителям и близким родственникам. На противоположном конце социальной пирамиды обращение на «ты» вышестоящего — общее правило. Помещик никогда не называл по имени и отчеству пожилого крестьянина или своего дворового, разве что в исключительных случаях. В XVIII в. у русских крестьянок были в ходу такие имена, как Василиса, Мавра, Федосья и Фекла, а у дворянок: Александра, Екатерина, Елизавета, Мария, Наталья, Ольга, Юлия.
Вербальное статусное поведение проявляется в процессе коммуникации и не требует обращения ни к каким материальным символам, например медалям, погонам, дипломам, деловому костюму или дорогому автомобилю. Воспитанного человека видно уже из того, каким языком он говорит и как обращается к собеседнику. При этом в России воспитанный человек чаще всего ассоциируется с высокостатусными позициями, например представителем аристократии, элиты общества, дипломатических кругов или писательской среды.
См. аналитический разбор статусной ситуации из этого произведения в: Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 2002. С. 262-270.
хозяин усадьбы устанавливает статусную дистанцию между собой и своим собеседником и одновременно обозначает свой статус (подчеркнутые характеристики джентльмена) посредством церемонной фразы: «Я имею честь выпить за Ваше здоровье и надеюсь, что дождь Вам не повредил». Гость поддерживает предложенную дистанцию, поклонившись в ответ. Выражение: «Я имею честь выпить за Ваше здоровье» — атрибутика книжной речи. Соответствующий речевой жанр усиливается рядом видимых признаков социального статуса — осанкой, позой, жестикуляцией, мимикой, длительностью и направленностью взгляда, ритуальными действиями.
Свой статус можно выразить нейтральными словами, а можно — стилистически маркированными словами: ругательства в речи начальника, распекающего подчиненных; официально холодное обращение к другу, при помощи которого показывают утраченную сокровенность отношений. Фраза «Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста», обращенная к старинному приятелю, может вызвать у него если не шок, то недоумение: что случилось в их взаимоотношениях. Но если привычная для дружеского общения сло-
Статусные символы
Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят специальную униформу, которая выделяет их из массы гражданского населения.
Статусные символы гражданского населения не так определенны, как военного. Тем не менее интуитивно мы различаем людей. Мы знаем по опыту, как одевается женщина из высшего света и как одевается чернорабочий. У каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя
атрибутика. Цилиндр ассоциируется у нас с английским лордом, фуфайка — с русским крестьянином, трусы и майка — со спортсменом; перечисление этих ассоциаций можно продолжить.
Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например, в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необходимости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию). Кроме того, они маркируют род войск.
В неформальных организациях, в малых группах не существует зримых различий в статусных символах. Они присутствуют только для посторонних. Так, титул «профессор» значим для студентов, но не для академических коллег, которые уважают его скорее за личные качества и знания. Он мало значим также для контролера в метро или продавца в магазине. Но в кругу своих коллег профессор демонстрирует признаки личного статуса, а не социального: компетентность, доброту, общительность, хлебосольство. Для продавца не имеет значения ни личный, ни социальный статус профессора, так как, заходя в магазин, последний перестает быть преподавателем и приобретает иной статус — покупателя, и к нему относятся соответствующим образом.
Найдите в исторической литературе описание статусных символов, принадлежащих разным слоям, профессиям и сословиям русского общества XIXвека. Сравните, как они изменились в XXвеке, что исчезло в атрибутике, что появилось нового. Отдельно охарактеризуйте статусную символику молодежи в XIXи XXвеках.
Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.
В закрытом обществе — кастовом или сословном — контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом. Наблюдаются различия не только между обществами, но и
между социальными слоями. Так, высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в большей мере, чем низшие. Невыполнение своих статусных обязанностей может быть незначительным и не переступать границ терпимости (или толерантности). Если нарушение значительно, сообщество применяет по отношению к виновнику формальные санкции, не ограничиваясь неформальными, например, легким осуждением. Так, суд офицерской чести может лишить провинившегося его звания и потребовать изгнания из своей среды. Недостойных правителей, нарушивших статусные обязанности руководителей страны, античные греки подвергали остракизму и изгоняли за пределы страны. В дореволюционной России существовал особый институт — суд дворянской чести, выполнявший карательную и одновременно воспитательную функции. Одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль, нередко завершавшаяся смертью того или иного соперника.
Таким образом, чем выше ранг статуса и чем престижнее он сам, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения.
Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.
Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается судопроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение «не позволять себе лишнего» точно описывает имидж и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учитель вряд ли придет на урок, обрядившись в фуфайку, хотя на садовом участке он работает только в ней. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволяет себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает иначе, не соответствуют своему статусному образу.