Что такое статья учебника по литературе 5 класс
Образовательный сайт
Классические произведения литературы, собранные в учебнике для 5 класса — это сборник лучших рассказов, стихов, сказок и басен, которые «учат и наставляют».
Знакомимся с учебником
1. Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение — вот лучшее учение»?
Пушкин говорит о том, что книга — это лучший учитель. Ведь она всегда может быть рядом, и она всегда готова «учить». Ее всегда можно открыть и получать знания, вспоминать, что забылось и открывать для себя что-нибудь новое. Классические произведения литературы помогают открыть для себя новый мир интересных героев и захватывающих событий.
2. Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду каких профессий рождается книга?
Книжное слово стало доступно на Руси благодаря Ивану Федорову. Он был основателем книгопечатания. Его первой печатной книгой стал «Апостол».
Книги создаются благодаря людям таких профессий, как:
автор (писатель), который предлагает идею, основную мысль книги;
художник, благодаря которому на страницах появляются привлекательные иллюстрации;
редакторы — люди, устраняющие ошибки текста;
служащие типографии, следящие за работой книгопечатных машин.
Благодаря этим людям классические произведения литературы интересно читать в любом возрасте.
3. Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»?
Уметь читать — это значит уметь понять, что написано в книге — что хотел сказать автор. «Доверительный разговор» происходит, когда читатель берет в руки книгу. Он знакомится с героями, как с реальными людьми.
Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением, и между вами и автором возникал «доверительный разговор»?
Бывали, когда я читал «Маленького принца» Антенуана де Сент-Экзюпери. Я как будто сам был пилотом, который разговаривал с маленьким принцем.
Назовите книги, отдельные произведения, которые вы любите перечитывать?
Шалунья-сестричка, Вари горшочек вари, Три толстяка, сказки А ндерсена, Гарри Поттер, Таня Гроттер.
Многие классические произведения литературы после перечитывания становятся только интереснее.
4. Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художники — авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, вопросы задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ статьи, предварительно составив небольшой план.
что такое доверительный разговор;
как правильно выбирать и читать книги.
Пересказ:
«Чтение — лучше учение» — сказал великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он был прав, ведь произведения классической литературы учат духовности и нравственности, освещают исторические события и открывают новые знания.
Когда человек начинает читать книгу, он заводит с автором «доверительный разговор». Это значит, что он узнает героев, которых придумал писатель, и они становятся для него реальными людьми. Он будто говорит о них с автором.
Чтобы правильно выбирать книги, нужна большая подготовка. Нужно знать «проверенных» авторов. Правильно читать — значит перечитывать. Только так можно понять все, что хотел сказать автор.
Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)? Какова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развернутый ответ.
Нравится, что учебник удобный, в нем легко можно разобраться. В содержании очень хорошо видно, какие произведения будут изучаться. Они напечатаны большим размером букв. Легко разобраться и в авторах, произведения которых предстоит прочитать.
Оформление радует отличными рисунками, понятными блоками заданий и вопросов.
Роль каждого из тех, кто создавал учебник, очень велика. Автор смог выбрать лучшие произведения, которые необходимы для изучения в 5 классе, художник — отразить образ главных героев, а редакторы — подправить и улучшить то, что не заметил автор.
Без рабочих типографии учебник бы просто не вышел.
5. Покажите родителям свой учебник по литературе. Попросите их вспомн ить и рассказать вам про учебник, по которому они учились в школе.
К примеру, в 1991 году школьники учились по учебнику — «Родная литература». Это советский учебник. К ак и в современных учебниках, там очень хорошо представлены классические произведения литературы.
Обогащаем свою речь
В прошлые годы по программе литературного чтения можно было познакомиться с Пушкиным, Фетом, Некрасовым, Лермонтовым. Они встречаются и на страницах этого учебника.
Впервые в этом учебнике можно встретиться с Никитиным, Суриковым, Чеховым.
Переплет — жесткая, часто обтянутая мягким материалом обложка, в которую помещается книга (словарь Ожегова).
Обложка — верхние плотные листы, которые оборачивают книгу с двух сторон (словарь Ожегова).
Титульный лист — элемент книги, на котором размещаются авторы и заглавие издания, выходные данные (Большой энциклопедический словарь).
Выходные данные — год и место издания, издательство. Они располагаются в нижней части титульного листа (издательский словарь-справочник Мильчина).
2. Как назвал В. Набоков хорошего читателя? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз?
Набоков называет хорошего читателя перечитывателем — активным и творческим читателем. Мне бы хотелось снова и снова перечитывать Гарри Поттера.
3. Найдите изображения старинных книг в интернете. Опишите их устно.
Старинные книги создавались вручную. Их обложка была очень прочной, потому что их приходилось носить с собой, иногда — в одежде или сумке. Обычно старинные книги были иллюстрированы рисунками от руки. На полях были заметки, а в страницах — закладки.
Словарик литературоведческих терминов для 5 класса
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Словарик терминов для 5 класса (УМК под ред. В.Я. Коровиной)
С ловарик составлен на основе ранее известных школьникам терминов, а также изученных в течение курса литературы 5 класса. Определениями следует пополнят этот словарик из года в год. Для каждого класса создаётся новый словарик. В результате накопится материал, который поможет глубже интерпретировать текст, видеть его внешнюю и внутреннюю структуру, соотносить текст с историко-литературным контекстом. А к концу выпускного класса будет собрана вся необходимая информация по теории к подготовке к экзаменам.
Словарик для 5 класса состоит из следующий разделов:
поговорим о теории литературы;
поговорим о родах и жанрах;
поговорим о структуре текста;
поговорим о структуре стихотворения;
поговорим о тропах и стилистических фигурах;
поговорим о художественных средствах создания образа;
поговорим о видах комического.
Термины берутся из следующих источников:
В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях.
Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.
В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
«Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс.
Дидактические материалы по литературе. 5 класс.
Тесты по литературе. 5 класс.
Также могут быть введены любые термины на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки класса и глубины усвоения материала.
Для лучшего усвоения терминологии словарик сопровождает «Рабочая тетрадь по теории литературы для 5 класса», в которой представлены задания на усвоение, структурирование материала в виде схем, таблиц и т.д. Предлагается написать примеры к терминам из изученных произведений. Такая работа поможет не только просто выучить термины, но уметь видеть их в текстах, понимать значение и смысл их употребления. Рекомендуется начинать знакомство с терминами именно с «Рабочей тетради по теории для 5 класса», а словарик использовать в качестве справочного материала при самостоятельном нахождении ответа на нужный вопрос.
Поговорим о теории литературы
Автобиография – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни.
Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Анализ – исследовательское прочтение художественного текста.
Аннотация – краткое изложение книги, рукописи, статьи.
Бестселлер – книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.
«Библиотека поэта» – серия книг, посвящённая творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам. Основана М. Горьким в 1931 году.
Быль – это то, что было в действительности, в отличие от небылицы.
Вопленицы (плакальщицы) – исполнительницы причитаний ( И. Федосова, М. Крюкова и др. ).
Герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения.
Интерпретация – истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
Литературовед – специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.
Литературоведение – наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.
Описание – вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты – интерьер).
Проза – литературное нестихотворное произведение.
Псевдоним – подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.
Рецензия – один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о его героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.
Риторика – наука об ораторском искусстве.
Художественное произведение – произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.
Поговорим о родах и жанрах
Фольклор (устное народное творчество) – искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах.
Эпос – обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.
Лирика – обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.
Драма – обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев.
Жанр – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы.
Литература. 5 класс (1 часть)
Краткий словарь литературоведческих терминов
Краткий словарь литературоведческих терминов
Автобиография (гр. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Аллегория — иносказание) — иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
Амфибрахий (гр. amphi — кругом, brachys — краткий) — трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге (— / —).
Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis — разложение, расчленение) — исследовательское прочтение художественного текста.
(гр. anapaistos — отражённый назад, обратный дактилю) — трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (— — /).
Аннотация — краткое изложение книги, рукописи, статьи.
Антитеза — противоположение) — противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Архаизм (гр. archaios — древний) — устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.
Афоризм (гр. aphorismos — изречение) — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.).
(прованс. ballar — плясать) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
Басня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонте-на, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)
Бестселлер — лучший и sell — продаваться) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.
«Библиотека поэта» — серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана М. Горьким в 1931 году.
Библия — букв.: «книги») — собрание древних текстов религиозного содержания.
Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.
Вопленицы — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).
Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо, персонаж литературного произведения.
— преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).
Гротеск (фр. grotesque, urn. grottesco — причудливый, от grotta — грот) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Дактиль — палец) — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ — —).
Двусложные размеры — ямб (/ —), хорей (— /).
Деталь — подробность) — выразительная подробность в произведении. Деталь помогает читателю, зрителю острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
(гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).
Жанр (фр. genre — род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.
— событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.
Идея — идея) — основная мысль художественного произведения.
Инверсия — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.
Интерпретация (лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
— громко произношу) — выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.
Ирония (гр. eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки.
Композиция — составление, соединение) — расположение частей, т. е. построение произведения.
Крылатые слова — широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.
Кульминация — вершина) — момент наивысшего напряжения в художественном произведении.
— уровень речевого развития, степень владения нормами языка.
Легенда — букв.: «то, что следует прочесть») — произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Летопись — памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.
Литературовед — специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.
Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.
— перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Монолог (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в художественном произведении.
Неологизмы — новый и logos — слово) — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.
Ода (гр. ode — песня) — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.
Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
— вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.).
Пейзаж (фр. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении.
— один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
— подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.
(фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении.
Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.
Поэма — творение) — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Предание — жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.
Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Проза (лат. proza) — литературное нестихотворное произведение.
Псевдоним (гр. pseudos — вымысел, ложь и onyma — имя) — подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар — сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).
— один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.
Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
— один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.
Ритм — такт, соразмерность) — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).
Риторика — наука об ораторском искусстве.
Рифма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк.
Сатира — букв.: «смесь, всякая всячина») — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
— один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние — это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.
Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
— художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.
Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
— поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.
Сюжет (фр. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
Тема (гр. thema — то, что положено [в основу]) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.
(гр. tragodia — букв, «козлиная песнь») — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
— дактиль (/ — —), амфибрахий (— / —), анапест (— — /).
, — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.
Фантастика — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.
Хорей — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ —). Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.
Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.
Эпиграф — надпись) — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
Эпитет (гр. epitheton — букв, «приложенное») — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Юмор (англ. humour — нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор — смех весёлый и доброжелательный.
Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге (— /).
Концепция учебника «Литература» 5 класс
Концепция учебника «Литература» 5 класс
, доктор пед. наук, проф., зав.
каф. методики преподавания русского языка
…Учебник – это своеобразный сценарий (праобраз,
программирует методы обучения на уроке.
ü Общие концептуальные замечания
Разрабатывая концепцию нашего учебника, мы исходили из того, что современный учебное издание с его интерактивными технологиями и гиперссылками дает возможность презентовать художественное произведение как интертекст с его многочисленными межпредметными и межлитературными взаимосвязями, расширяющими культурологический контекст изучения произведения и позволяющими учащимся чувствовать себя в центре настоящего полилога (между художественными текстами, другими произведениями искусства, историческими эпохами).
Поэтому «открытость», отсутствие какого-либо диктата, диалогический и даже полемический характер изложения материала характеризует данный учебник.
В авторской концепции заложены 2 составляющие современного учебника:
— учебник как современная модель учебной и воспитательной деятельности школьников;
— учебник как методический ориентир учителя, определяющий стратегию обучения.
Таким образом, учебник пропагандирует читателецентричную парадигму обучения литературы в школе, т. е. такую концепцию обучения, когда даже не худ. текст, а сам читатель, его рецепция становятся в центре внимания на уроке.
Мы исходили из того, что учебник должен стать книгой для чтения, которая способствует возникновению собственных мыслей, будет интересна по форме и содержанию, познавательной и доступной. Доступности восприятия материалов учебника мы постарались уделить особое внимание, т. к. считаем, что излишняя затеоретизированность (часто с благородными намерениями представить глубоко и основательно ту или другую тему), большой объем информации, сложность «языка учебника» ведут к отторжению у учащихся не только того или иного учебного издания, но иногда и к невосприятию предмета в целом.
Безмолвствует чёрный обхват переплета,
Страницы тесней обнялись в корешке,
И книга недвижна. Но книге охота
Прильнуть к человеческой тёплой руке.
Среди основных задач, которые мы ставили перед собой, работая над учебником, выделим такие:
— создание условий и мотивационных установок для вступления в диалогические отношения между учащимися и художественным произведением;
— формирование у учащихся устойчивой потребности в общении с произведением искусства, необходимости собственной рефлексии над чувствами и мыслями, высказанными в художественном тексте;
— расширение личностного культурно-эстетического тезауруса школьника на основе приобретения новых знаний, практических умений и навыков, культурных кодов и символов в процессе диалогических отношений с книгой;
— развитие умений декодировать произведения искусства, давать им собственную аргументированную оценку.
Мы понимали, что для того, чтобы решить поставленные задачи, учебник должен быть достаточно технологичен, то есть содержать и методические рекомендации (памятки разного рода, специальные статьи и т. д.), и дифференцированные задания, и фоновые знания для удовлетворения читательских потребностей и интересов школьников различного уровня литературной подготовки. Современный учебник и как источник знаний и как средство обучения должен быть направлен на формирование навыков и потребностей самообразования учащихся, предоставлять им возможность в тренировке умений делать выбор. Кроме того, считаем, что учебная книга по литературе в Украине должна быть рассчитана не только на гражданина мира, открытого ко всем процессам, происходящим в современном обществе, но и (в первую очередь!) на молодого гражданина Украины, познающего и исследующего реалии своей страны, традиции родной культуры. Поэтому на страницах учебника широко представлена информация о личностных, типологических и генетических связях то или иного писателя с Украиной. Например, эпиграфы украинских авторов (М. Рыльского к статье о фольклоре, А. Костецкого к статье о Марке Твене, Марины и Сергея Дьяченко о Дж. Роулинг), информация о театральных поставках в Украине, экранизациях, созданных на украинской земле (фильм С. Говорухина «Приключения Тома Сойера» и др.)
ü Структура учебника
Учебник структурирован таким образом, чтобы учащийся стал своеобразным сооавтором учебной книги. Поэтому текст учебника представлен как своебразный гипертекст, который, как известно, имеет разветвленную структуру, содержит разные взаимосвязанные элементы и позволяет использовать разные действия.
Содержательный и методический материал учебника предлагает изучение программных произведений в форме путешествия в мир литературы. Учебник имеет кольцевую композицию и такие структурные части: «К вершинам искусства слова», «Сокровищница народного опыта», «И сказка вновь расскажется…», «Картины и голоса природы», «Мир фантазий и приключений», «В ожидании новой встречи с искусством слова».
Каждый раздел учебника открывается шмуцтитулом, содержащим следующие элементы:
— название раздела, которое образно отображает содержание учебного материала, предложенного в программе;
— эпиграф к разделу, который служит своеобразным приглашением в мир художественных произведений, презентованных на страницах этой структурной части книги;
— краткое описание основных действий, которые подчеркивают деятельностный подход, заложенный в учебнике (т. е., о чем учащиеся узнают из этого раздела, что может быть усвоено, осмыслено, приобретено и т. д. учащимися в процессе общения с материалами этого раздела.
Внутри каждого раздела материал распределен таким образом:
— материалы о писателе, вопросы и задания к ним (каждая статья о писателе содержит образное название, способное заинтересовать учащегося, например, «Защитник «братьев наших меньших» (Сетон-Томпсон) «Мама самого известного волшебника» (Дж. Роулинг) или «Писатель, который знал ответы почти на все вопросы» (Киплинг), а также эпиграфы к статье);
— дополнительная информация способная, на наш взгляд, заинтересовать учащихся в прочтении произведения;
— художественный текст, предложенный для чтения учебными программами;
— методический аппарат к тексту, содержащий различные вопросы и задания репродуктивного, проблемно-дискуссионного и творческого характера, которые можно использовать для работы в классе и дома.
Каждый раздел учебника завершается дополнительными дидактическими материалами, представленными в рубрике «Подытожим изученное в разделе», которые в зависимости от целевых установок учителя можно использовать и на заключительном этапе изучения художественного произведения, и как домашние задания для учащихся, и во время контрольного оценивания.
Методический аппарат учебника имеет чёткую рубрикацию. Постоянными рубриками, представленными во время изучения каждой темы, являются:
— «Читаем, размышляем, обсуждаем» (содержит задания и вопросы, направленные на восприятие художественного произведения. В этой рубрике содержатся и различные головоломки, и задания составить таблицу, и, конечно, ребусы.
Хотелось бы обратить внимание на более широкие возможности использования в учебнике групповых и парных видов работ при изучении литературы. На страницах учебника мы предлагаем такие творческие задания для работы в парах и микрогруппе:
— исценизация учащимися отдельных эпизодов произведения, небольших по объему текстов;
— подготовка «режиссерского» комментария к отдельным сценам художественного текста;
— создание рекламных проектов по прочитанному);
— «Подытожим изученное» (представляет комплекс заданий для обобщения учебного материала).
Вариативными рубриками учебника являются:
— «Из тайников искусства слова» (в которой в доступной для учащихся форме раскрывается программный минимум необходимых знаний по теории литературы);
— «Читателю ХХ I столетия на заметку » (презентует фоновые знания, способствующие развитию интереса к прочитанному. Например, приизучениии русской народной сказки «Никита Кожемяка» о Змиевых валах, которые до сих пор раскинулись на берегах притока Днепра южнее Киева. Или о «дудле» ГУГЛа в день рождения Марка Твена);
— «У литературной карты мира » ( предлагает информацию по литературному краеведению, направленную на расширение кругозора школьников. Особое внимание уделено «украинской литературной карте». Например, мы рассказываем о скульптуре «Маугли и Багира» в Николаеве, об аллее сказок в Донецке, конечно же, о крымской Поляне сказок);
— « Узнаем о выдающейся личности » (в которой представлены краткие сведения о выдающихся зичностях, которые своей деятельностью повиляли на развитие общества).
Дополнительный дидактический материал учебника
ü Об оформлении учебника
Продумывая дизайн нашего учебника, исходили из того, что он должен быть ярким и красочным, с достаточным количеством иллюстраций. Каждый раздел учебника имеет свое цветовое решение, содержит классические и новые иллюстрации к художественным произведениям. В учебнике широко представлены как репродукции работ известных русских и зарубежных живописцев, так и фотографии памятных литературных мест, отдельные кадры из кинофильмов, созданных на основе изучаемых в 5 классе литературных произведений. Все это, безусловно, не только украшает учебник, но и будет способствовать повышению интереса работы с ним.
В оформлении учебника хотели обратить и на так называемые «подложки», на которых представлены портреты писателей. Они содержат определенные дополнительные сведения. Например, виды Индии на фоне портрета Киплинга или Стокгольма на фоне фотографии А. Линдгрен, безусловно, не случайны и дают дополнительную возможность учащимся вместе с учителем подумать над тем, что изображено на этом изобразительном элементе учебника.
Особое внимание в художественном оформлении учебника уделяли обложке и форзацам. Так, анализ карты путешествия по разделам мира литературы, представленной на форзацах, может стать своеобразным «вхождением» учащихся в курс литературы этого класса. В каждом разделе учебника путешествие по миру литературы происходит с помощью «проводников».
Надеемся, что работа нашего творческого коллектива, создававшего этот учебник, не останется не замеченной учителями и их учениками. Будем благодарны за все отклики и замечания, высказанные в адрес учебника.