Что такое ставка демереджа

Морские грузоперевозки осуществляются с соблюдением графиков заходов в порты. У каждой судоходной линии рассчитаны сроки нахождения водного транспорта и контейнеров в пути, порту, определены даты и время погрузки и разгрузки. Отклонение от расписания приводит к убыткам. Поэтому перевозчики предусматривают условия, которые позволяют им компенсировать незапланированные затраты из-за простоев. Способами возмещения убытков являются демередж и детеншн.

Что такое ставка демереджа. Смотреть фото Что такое ставка демереджа. Смотреть картинку Что такое ставка демереджа. Картинка про Что такое ставка демереджа. Фото Что такое ставка демереджа

Что такое демередж?

Участникам сделок, связанным с контейнерными перевозками, приходится сталкиваться с таким термином, как демерредж. Что это такое, можно узнать из Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» и Кодекса торгового мореплавания РФ. В соответствии с нормативными актами, данный термин имеет два значения. Во-первых, под этим словом понимается время простоя судна из-за затянувшейся погрузки. Во-вторых, термин означает денежную компенсацию, которую выплачивает владелец груза или его отправитель за сверхнормативное время пребывания судна в порту.

Демередж (сверхнормативное время) отсчитывается с момента окончания сталийного (нормативного) времени, выделенного на разгрузку или погрузку груза на судно в порту. Выражается сверхнормативное время рабочими днями, часами и минутами.

Не следует путать демередж со словом детеншен. Однако в чем его отличие от детеншн? Второй термин касается условий пользования контейнером, а не судном.

Знаете ли вы, что слово демередж пришло из французского языка (от. demeurer — оставаться). Правильное произношение — де́мередж. В английском языке также существует слово demurrage и переводится как простой судна.

Пример расчета демереджа

На погрузочно-разгрузочные работы отводится определенное время, называемое сталийным. Если процесс растягивается, начинается отсчет сверхнормативного, или контрсталийного, времени. Демередж начисляется за простой морского транспортного средства в порту в течение контрсталийного времени.

Размер неустойки определяется заблаговременно по договоренности сторон. Он может быть также установлен тарифами, принятыми в конкретном порту. При отсутствии соглашения и тарифов компенсируются затраты судовладельца на содержание водного транспортного средства и оплату труда экипажа.

Ставка демереджа определяется за сутки или часть суток сверхнормативного пребывания в порту. Его размер зависит от типа контейнера, специфики груза. Приведем пример расчета суммы оплаты за простой:

Под термином сталийное время понимается срок стоянки транспортного средства. Слово сталия обозначает промежуток времени, отведенный на погрузку или разгрузку судна. Этим же словом называют согласованный сторонами срок, в течение которого владелец отдает свое судно на загрузку или выгрузку без дополнительных сборов.

Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20

Что такое детеншн?

В морских грузоперевозках также есть понятие детеншн (detention). Разберемся, что это такое. Термин имеет два значения:

Неустойка взимается судоходной линией за нарушение сроков возврата контейнера владельцу.

Пример расчета детеншна

Судоходные компании определяют период свободной эксплуатации контейнера, за который не берется плата. За просрочку предусматривается штраф. К примеру, линия определила 4 дня свободного использования на доставку груза получателю. Контейнер вернули только через 7 дней. За нарушение срока владелец выставит счет за 3 дня.

Комбинированное использование «демердж» и «детеншен»

Нередки случаи комбинированного применения демереджа и детеншна. В этом случае происходит совмещение компенсации за простой судна и пользование контейнером. Плата взимается за один определенный период, и ставка устанавливается за день просрочки. Например, при импорте груза сроки простоя начинают считать с момента захода судна в порт. Период пользования заканчивается возвратом порожнего контейнера. Когда речь идет об экспорте, грузоотправитель забирает контейнер на погрузку и возвращает груженым. Момент отбытия контейнера и возврата в порт будут рамками срока эксплуатации.

Судоходные компании, занятые контейнерными перевозками, заинтересованы в быстром обороте своих транспортных средств и контейнеров. Чем быстрее владельцы товара погрузят или разгрузят судно, тем быстрее оно сможет выйти в рейс и принести собственнику прибыль.

Как избежать проблем?

Простой судна или просрочка возврата контейнера не выгодна ни их владельцам, ни отправителям и получателям груза. Если никто не заинтересован в нарушении сроков, почему происходит такое? Практика показывает, что причинами задержки являются следующие факторы:

Несоблюдение сроков доставки также возможно, если получатель не указан в коносаменте. Следовательно, документ обязательно должен содержать информацию о нем. Помогут восстановить сведения иные сопроводительные коммерческие документы.

Кроме демереджа и детеншна, владельцам груза зачастую приходится платить штраф за сверхнормативное хранение в порту. Такое возможно, если груз задержали на таможне или отсутствуют средства на растаможку. Владелец груза начинает искать деньги и теряет время. При этом растет сумма демереджа, на который также начисляется НДС.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, растаможку или весь процесс международной логистики рекомендуется отдать на аутсорсинг.

Компания EAST IMPORT GROUP оказывает комплексные услуги в области международных перевозок. ПРР, договоренности с транспортными организациями, складское хранение, растаможка, сертификация, подготовка и экспертиза документов – предлагаем логистику «под ключ», без демереджа, детеншна и других штрафных санкций.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Для этого ответьте всего на 3 вопроса.

Источник

Демередж и детеншн контейнера: что это и как рассчитывается?

Что такое ставка демереджа. Смотреть фото Что такое ставка демереджа. Смотреть картинку Что такое ставка демереджа. Картинка про Что такое ставка демереджа. Фото Что такое ставка демереджа

Сфера международных морских грузоперевозок жестко привязана к срокам – каждая судоходная линия тщательно просчитывает время пребывания транспорта в порту, необходимую длительность погрузки и разгрузки. Любые отклонения от дедлайнов приводят к убыткам, которые должны быть покрыты виновником «простоя».

Что такое ставка демереджа. Смотреть фото Что такое ставка демереджа. Смотреть картинку Что такое ставка демереджа. Картинка про Что такое ставка демереджа. Фото Что такое ставка демереджа

Именно поэтому участникам ВЭД важно понимать, какие штрафы на них могут быть наложены в случае нарушения установленных сроков. Чаще всего речь идет о демердже и детеншне. Рассмотрим эти понятия детальнее, разберемся в особенностях начисления и уплаты.

Что такое демередж

Понятие «демередж» употребляется в сфере контейнерных перевозок. Оно имеет двойное толкование в зависимости от того, идет речь о судне или о грузовой таре. Оба варианта определения приведены в Кодексе торгового мореплавания РФ и «Инкотермс 2010».

Во-первых, необходимо понимать, что такое демередж судна. Это время задержки водного транспортного средства в порту сверх расчетного периода (сталийное время) по причине затянувшейся погрузки. Такой сверхнормативный срок (контрсталийное время) отражается в днях, часах и даже минутах. Демереджем также называют штраф, который выплачивает виновник простоя (отправитель или владелец содержимого контейнера).

Во-вторых, следует знать, что существует демередж контейнера – превышение срока использования грузовой тары и соответствующая плата за это. Учитывайте, что речь идет о модулях, которые не покидали пределов порта.

Важно знать! Сталийное время – период, отведенный на пребывание судна в порту и выполнение всех сопутствующих операций.

Что такое ставка демереджа. Смотреть фото Что такое ставка демереджа. Смотреть картинку Что такое ставка демереджа. Картинка про Что такое ставка демереджа. Фото Что такое ставка демереджа

Пример расчета демерджа

Размер такого взыскания может быть определен сторонами заранее или выведен в соответствии с тарифами конкретного порта, судоходной линии (если речь о контейнере). Если указанные значения не установлены, расчет производится на основании ряда факторов. Определим неустойку для задержанного судна на гипотетическом примере:

суточная ставка 1000 долларов;

сталийное время 10 часов;

на погрузку/разгрузку фактически затрачено 15 часов;

груз не требует специальных условий хранения, не является опасным.

Контрсталийное время составило 5 часов. Используем простую формулу:

Что такое детеншн

Понятие «детеншн» относится исключительно к морским грузовым контейнерам и означает сверхнормативное время использования модуля за пределами порта. Точно так же называется штраф за эту задержку. Владелец груза должен выплатить неустойку собственнику тары – обычно судоходной линии. Ставка, по которой рассчитывается штраф, зависит от условий компании, которая предоставляет контейнер, и типа модуля (обычный, рефрижератор и т.д.).

Важно знать! Помните о разнице понятий демереджа и детеншна!

Что такое ставка демереджа. Смотреть фото Что такое ставка демереджа. Смотреть картинку Что такое ставка демереджа. Картинка про Что такое ставка демереджа. Фото Что такое ставка демереджа

Совместное использование штрафов двух типов

Иногда демередж и детеншн могут быть начислены одновременно. Такое происходит, когда контейнер задерживается вне порта, что приводит к простою судна. Плата начисляется за один период, а базовая ставка штрафа устанавливается за каждый лишний день (без учета часов и минут).

Дополнительно владелец груза может столкнуться со штрафом, который называется сторедж. Им обозначается неустойка, связанная с длительным сроком хранения загруженного контейнера в терминале. Штраф выставляется портом владельцу тары, а он перекладывает это взыскание на собственника груза, по вине которого произошла задержка.

Причины простоя. Как избежать штрафов

Неправильно заполненные документы. Желательно привлекать к оформлению логистов или пользоваться консультациями экспертов.

Утеря документов. Рекомендуется составлять все бумаги в двух и более экземплярах или делать их заверенные копии.

Задержка при оформлении на таможне. Чтобы не допустить ошибок в определении ТН ВЭД, не бояться отсутствия информации, которая нужна для заполнения деклараций и получения сертификатов, обратитесь к опытному таможенному брокеру.

Задержка груза при доставке получателю. Чтобы избежать этого, можно заручиться поддержкой квалифицированных логистов, согласовать действия складов и перевозчиков.

Что такое ставка демереджа. Смотреть фото Что такое ставка демереджа. Смотреть картинку Что такое ставка демереджа. Картинка про Что такое ставка демереджа. Фото Что такое ставка демереджа

Выводы

Демередж – это штраф, накладываемый за задержку контейнера в порту. Когда тара простаивает вне терминала, начисляется детеншн. Избежать подобных издержек в транспортном сообщении и сопутствующих штрафов помогут специалисты компании «Калипсо»! Мы готовы полностью взять на себя таможенное оформление, логистику и другие вопросы, из-за которых чаще всего и возникают простои.

Источник

Демередж и детеншн при контейнерных перевозках

Среди инструментов компенсации простоя морского судна во время доставки груза одним из наиболее часто применимых является демередж.

В договоре на грузоперевозки стороны определяют время, в течение которого судно находится в порту в ожидании выполнения погрузочных или разгрузочных операций. Превышение согласованного периода приводит к дополнительным затратам судовладельца, для компенсации которых предусмотрены специальные меры. Возникает основание для демереджа. В статье подробнее на эту тему.

Что означает «демередж»?

Что такое ставка демереджа. Смотреть фото Что такое ставка демереджа. Смотреть картинку Что такое ставка демереджа. Картинка про Что такое ставка демереджа. Фото Что такое ставка демереджа

Время, в течение которого груз пребывает в порту сверх утвержденного, называется демерредж. Если превышено согласованное время нахождения груза в порту бесплатно в ожидании выполнения формальностей, необходимых для их выгрузки или погрузки, то порт выставляет штраф. Эта денежная плата за простой судна сверх нормы также называется демередж. Она выставляется фрахтователю, продавцу по договору купли-продажи (если сделка совершается на условиях FOB) и другой стороне, ответственной за выполнение погрузочно-разгрузочных работ. В качестве формальностей, задерживающих отгрузку или погрузку контейнера, может быть затянутая таможенная очистка, другие операции.

Особенности демереджа изложены в Кодексе торгового мореплавания РФ и в Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс 2010». Условия его возникновения и реализации обычно излагаются в договоре между отправителем или собственником груза и судовладельцем. Демередж считается с первой минуты завершения нормативного времени, которое называется сталийное время, если иное не обозначено в договоре. Указывается в минутах, часах и днях.

Расчёт «демереджа»

Денежная компенсация за превышение нормы простоя в порту определяется в условиях договора между судовладельцем и владельцем груза. В ее основе могут быть заложены тарифы, действующие на текущий момент в конкретном порту. Ставка может быть рассчитана на целые стуки или их часть. Демередж зависит от особенностей контейнера и груза. Если предварительно сумма не обозначена в договоре или другом документе между сторонами, то может быть использован тариф порта. Если отсутствует информация о ставке в порту, то владелец груза компенсирует расходы владельца судна на его содержание, включая заработную плату экипажа.

Что такое ставка демереджа. Смотреть фото Что такое ставка демереджа. Смотреть картинку Что такое ставка демереджа. Картинка про Что такое ставка демереджа. Фото Что такое ставка демереджа

Например, стороны договорились о ставке в размере 1000 долл. за сутки и нормативном периоде продолжительностью 5 часов. Груз простоял в порту 8 часов. Превышение составило 3 часа. При условии, что груз не скоропортящийся, и не возникают другие убытки, сумма демереджа составляет: 1000*3/24 = 125 долл.

Это не единственный способ расчета. Можно применять установленную нормы скорости выполнение разгрузочно-погрузочных работ и другие ставки, но их применяют к особенным грузам и поэтому используют редко.

Расчет производится судовладельцем после возвращения судна и прекращения рейса на основании таймшита – документа, содержащего информацию о графике действий на судне во время фрахтования.

Что означает «детеншн»?

Детеншен (Detention)– термин, аналогичный демерреджу, но относится к контейнерам (или другой таре).

Обычно судоходные линии обозначают срок доставки товара до пункта назначения из порта и не начисляют плату за пользование контейнерами в этот период. Если контейнеры не возвращены своевременно, то говорят о детеншен. А именно этим термином называется время, в течение которого контейнеры используются сверх утвержденного срока за пределами порта. За превышение согласованного времени выставляется штраф. Плата за просроченный возврат контейнеров владельцу также называется детеншен и выставляется судоходной линией. Права и обязанности в отношении этого события прописываются в договоре.

Расчёт «детеншна»

Итак, есть бесплатный срок пользования контейнерами в течение доставки груза от порта до места назначения железнодорожным или автомобильным транспортом. За каждый день превышения срока насчитывается штраф. Ставка рассчитывается в зависимости от объема и вида, дополнительного оснащения контейнера. Количество дней умножается на эту ставку для расчета суммы к уплате.

Совместное использование «демередж» и «детеншен»

При контейнерных перевозках часто применяется по отношению к одному грузу и демередж, и детеншен. Когда судно заходит в порт, начинается отсчет времени простоя, которое с договорного момента становится платным – начисляется демередж. Основания для детеншен могут образоваться только, когда завершен демередж. Другими словами, пока контейнеры не вывезут с территории порта с момента завершения бесплатного периода простоя, взимается демередж. А детеншен начисляется, пока этот вывезенный контейнер не вернется в порт пустым с момента его вывоза с территории порта и завершения бесплатного периода его использования.

Источник

Что такое демередж. Объясняем простыми словами

Демередж (англ. demurrage «простой») — плата перевозчику в морских перевозках за задержку судна при погрузке или выгрузке либо плата за пользование контейнером в порту сверх установленного времени.

По сути, это штраф, который собственник груза платит за простой судна, если погрузка или выгрузка затянулась по его вине.

Либо (в контейнерных перевозках) штраф приходится платить, когда истекает время бесплатного хранения контейнера в порту после выгрузки. Например, контейнер выгрузили с судна 1 января. Бесплатное время хранения составляет семь дней. Из-за новогодних праздников получатель может вывезти контейнер только 10-го числа. За 8, 9 и 10 января ему придётся заплатить демередж по установленному перевозчиком тарифу.

Пример употребления

(Глава логистического альянса АСЕХ Мирослав Золотарёв — об убытках перевозчика, чей контейнеровоз Ever Given на несколько дней заблокировал Суэцкий канал.)

Ошибки в употреблении

В случае с контейнерными перевозками также используется близкий по смыслу термин детеншен (англ. detention). Это штраф, который платят клиенты, вывозящие контейнеры за пределы терминала. Они оплачивают детеншен, если не укладываются в сроки возврата контейнеров грузовой компании. Не стоит путать демередж и детеншен.

Нюансы

Срок, на который перевозчик предоставляет судно для погрузки-выгрузки без дополнительных платежей, называется сталийным временем. Оно начинается после подачи уведомления (нотиса) клиенту о готовности судна к грузовым операциям.

Обычно сталийное время исчисляется с 12:00 текущего дня или с 08:00 дня, следующего за днём подачи нотиса.

В сталийное время не включаются периоды, когда погрузка-выгрузка не производилась по вине перевозчика или из-за опасных погодных условий.

Демередж придётся платить, если погрузочные работы растянулись сверх оговорённого в договоре сталийного времени.

В экономике под демереджем также понимают плату за использование частных заменителей денег — ваучеров или талонов. Такой налог вводят, чтобы собственники ваучеров быстрее их тратили.

В 1930-х годах в австрийском городе Вёргле провели эксперимент, выпустив трудовые ваучеры для выплаты зарплат муниципальным служащим. Этими банкнотами можно было оплатить местные налоги, поэтому в магазинах их принимали. Чтобы ваучер был действительным, каждый месяц нужно было покупать специальную марку за 1% от его номинала и клеить на лицевой стороне банкноты. Деньги за марки шли в пользу безработных. В результате люди быстрее тратили эти ваучеры, экономическая активность в городе выросла.

В 2010–2012 годах подобный эксперимент проводили в башкирском селе Шаймуратово. После кризиса 2008 года из-за недостатка наличных местный фермер стал рассчитываться с работниками товарными талонами. Каждые 28 дней номинал талона автоматически снижался на 2%.

Источник

Демередж или возможная основа экономики будущего

Беспроцентные деньги — теоретическая основа демереджа. Как беспроцентные спросите вы. С первого прочтения возможно поймут не все. Но что это — теоретическая абстракция или реальный план по переформатированию мировой финансовой системы?

В последнее время всё чаще стали звучать пессимистические прогнозы экономистов и аналитиков о неизбежном крахе современной финансовой системы. Споры идут, пожалуй, лишь о том, какой её сегмент обрушится первым – доллар США, евро, рынок опционов и фьючерсов или пирамида государственного долга США.

Вместе с тем, известно, что основы современной финансовой системы были заложены более ста лет назад – система банков Федерального резерва США была создана в 1913 году. Идея о том, что группа частных банков берет в свои руки денежное обращение США, а затем практически и всего мира, поражает своей смелостью и широтой замысла. В итоге кредитование правительства США и использование доллара в качестве мировой валюты на протяжении практически целого века привело к невиданному ранее перераспределению национального богатства и его концентрации в руках очень узкой группы лиц. По данным банка Credit Suisse к 2016 году 1% населения в ряде стран владел 40-75% национального богатства. Для США этот показатель составил 42%.

Параллельно растет и пирамида долгов. Государственный долг, например, США в 2017 г. достиг 20 трлн. долл., это больше ВВП этой страны. Перспективы его погашения не выглядят реалистично. Вместе с тем, его дальнейшее экспоненциальное наращивание, очевидно, также не является хорошей идеей. Ненамного лучше складывается ситуация и в других странах. Сегодня можно констатировать, что основные цели авторов плана долларизации мировой экономики на процентной основе были достигнуты и перед ними теперь стоит вопрос о сворачивании этой системы. И вряд ли эти люди не продумали заранее безопасные для своих капиталов варианты выхода из этой ситуации. Некоторые события, происходящие в последнее десятилетие на мировых финансовых и денежных рынках дают основания полагать, что этим вариантом будет замена современных денег, основанных на проценте, на новую денежную единицу – т.н. «беспроцентные» деньги.

Экономисты уже давно изучают возможности создания денежной системы, основанной на неростовщических принципах. Все большее их число начинает придерживаться мнения, что ссудный процент и использование денег в качестве средства накопления капитала приводит к неустранимым противоречиям в экономике. К их числу следует отнести перераспределение национального богатства в пользу кредиторов, неэффективность распределения производственных ресурсов, регулярные экономические и финансовые кризисы, а также – хищническое и потребительское отношение к экологии планеты.

На смену старой экономической парадигме начинает приходить новая – концепция «беспроцентных» денег. Причем, она не является голой теоретической разработкой. В последние годы в развитых странах мира мы наблюдаем всё больше признаков того, что мировая финансовая система последовательно, хотя и без лишнего шума, двигается именно в этом направлении. Основные видимые для нас маркеры на дорожной карте этого движения следующие:

— Ограничение оборота наличных денег, изъятие из оборота купюр крупного номинала, увеличение доли безналичных расчетов;

— Снижение величины процентных ставок практически до 0%;

— Появление на рынке финансовых инструментов с отрицательной доходностью.

Всё эти процессы мы уже сегодня наблюдаем во многих экономически развитых странах. С 2016 года Европейским центральным банком прекращен выпуск купюр номиналом 500 евро. В 2018 году они полностью будут изъяты из оборота. Отрицательные процентные ставки по депозитам уже предлагаются в банках Швейцарии, Швеции и Дании. С 2016 года ключевая ставка ЕЦБ составляет 0%. Учетная ставка ФРС США с 2010 года не превышает 1-1,5%. Еще десятилетие назад падение доходности гособлигаций ниже нуля было невозможным событием. Сегодня объем таких гособлигаций в мире превышает 10 трлн. долл., и среди них есть бумаги со сроком обращения в несколько лет. Таким образом, переформатирование мировой финансовой системы в направлении отказа от принципов процентного дохода идет полным ходом. В этой связи исследование темы беспроцентных денег представляет огромный интерес. Для этого в первую очередь необходимо ознакомиться с концепцией демереджа.

Демередж – экономическая концепция, согласно которой деньги должны постепенно терять свою ценность. Демередж определяет деньги в качестве средства обращения и платежа, и не предполагает выполнение ими функций средства накопления.

Общее понятие демереджа

В мире вполне могут существовать денежные системы, построенные не на принципах процентного дохода. Первые версии таких систем уже существовали, по меньшей мере, сотню лет назад. Однако, в силу того, что они противоречат основам современной экономики, они обычно выставляются в невыгодном свете в качестве задумок маргиналов. Вместе с тем, ряд идей по развитию экономики нового типа, был изложен, например, в книге Пола Хокина «Экология торговли» (2010), а также в трудах таких новаторов как Е.Ф. Шумахер, Г. Дейли, М. Кеннеди и ряда других. Согласно этим авторам, новые денежные системы позволят оживить экономическую активность местных сообществ, а также будут способствовать созданию условий, при которых экономический рост будет напрямую связан с повышением благосостояния людей и сохранением экологии планеты. Главным принципом этих альтернативных систем является отказ от выполнения денежными единицами функций средства накопления.

Именно такое радикальное решение ещё в начале прошлого века было предложено экономистом Сильвио Гезеллем в своей книге «Естественный экономический порядок» (1916). «Свободные деньги» Гезелля, подразумевали отрицательную стоимость владения, известную как демередж. Каждую неделю на купюру должен быть приклеен купон, имеющий стоимость, например, 0,1% от её номинала. По сути, этот купон является платой за использование денег, другими словами – деньги начинают обесцениваться с течением времени.

Хотя эта идея звучит странно, если не сказать радикально, её поддержал сам Джон Мейнард Кейнс – признанный авторитет в экономике. Более того, эта система была опробована и показала положительные результаты. Широко известным является эксперимент по использованию таких денег в австрийском городе Вёргль, проведенный в 1932 г. В рамках эксперимента были выпущены местные деньги, на которые их собственники ежемесячно должны были наклеивать специальные марки, стоимостью 1% от номинала. Деньги перестали приносить проценты и выполнять функцию средства накопления. Аккумулирование денег стало своего рода бременем, таким же, как избыток скоропортящихся товаров. Поэтому люди быстрее тратили деньги, способствуя росту экономической активности в городе. В нем резко снизился уровень безработицы, в то время как остальная часть Австрии сползала в рецессию.

Эта система позволила выполнить в городе целый ряд необходимых общественных работ. Через год уровень безработицы в Вёргле снизился на 25%. Объемы выполняемых в городском хозяйстве работ выросли на 220%, в то время как вся Австрия находилась в глубоком кризисе. Эксперимент был прекращен в 1933 году, когда местная валюта была запрещена по указанию Центрального банка страны, который увидел в ней угрозу своей денежной политике.

Демередж имеет ряд важных экономических и социальных эффектов. Первоначально он призван «уравнять в правах» материальные товары, теряющие ценность в результате естественной амортизации, и деньги, ценность которых увеличивается со временем. Валюта на основе демереджа основана на том, что к деньгам применяются те же законы, что и к любым другим товарам, для сохранения которых требуются специальные усилия.

Джордан МакЛеод, автор книги «Новая валюта: как деньги меняют наш мир» (2009), объясняет это следующим образом: «Мы рассматриваем существующую форму денег как дающую совершенно необоснованную власть их владельцам на рынке товаров и услуг. Эта власть в состоянии изымать деньги из обращения, чтобы получить преимущество над поставщиками товаров и над должниками». Чтобы решить эту проблему, он предлагает применить научный подход, который позволит разработать денежную систему, отражающую естественные законы природы.

Автор предлагает рассмотреть корзину товаров, используемых в условной экономике, которая содержит х центнеров пшеницы, у литров нефти и т.д. Допустим, что стоимость хранения данной корзины товаров составляет 5% в год. Тогда будет целесообразно установить сбор в размере 5% в год за изъятие денег из обращения. Этим мы уравняем в правах собственников денег и поставщиков товаров, создавая стимулы для взаимной торговли. В результате увеличится скорость товарооборота и ликвидность рынка, а большая часть денежных средств будет всегда находиться в обращении. Из-за 5% процентной платы за хранение, деньги, полученные в будущем, будут иметь большую ценность, чем деньги, имеющиеся в настоящее время. Это позволит изменить современную ситуацию, в которой будущие платежи дисконтируются по отношению к настоящим.

Плата за хранение денег, названная Гезеллем демереджем, будет способствовать тому, что люди будут тратить столько, сколько необходимо, и искать другие способы для накопления и сохранения сбережений, такие, как инвестиции в реальный сектор, займы и т.д. У владельца избыточных денег теперь будут все мотивы для их выдачи в качестве беспроцентных ссуд. Плата за хранение денег приведет к исчезновению процентного дохода.

Гезелль писал: «Товары в целом, такие как корма, топливо, удобрения и т.д. могут поступать в рыночный оборот лишь при условии, что для участников торговли безразлично, чем они владеют – деньгами или товарами. И это возможно только при том условии, что деньги обладают такими же свойствами и недостатками, как и товары. Товары гниют, портятся и ржавеют. Поэтому деньги смогут быстро и эффективно выполнять функцию средства обращения и платежа, только тогда, когда они приобретут такие же свойства и потребуют расходов для сохранения своей стоимости. Такие деньги никогда не будут более предпочтительными по отношению к товарам». (Гезелль, Сильвио. Естественный экономический порядок, 1916).

Логика в этом, безусловно, есть. Возникает вопрос, будет ли эта идея работать на практике и нет ли в ней каких-либо скрытых «подводных камней»?

Чем демередж отличается от инфляции

Термин «демередж» произошел от латинского слова «задержка», «промедление». Это юридический термин, означающий установленную законом плату. Применительно к денежной политике, эта плата взимается в пользу эмитента денег. Если деньги эмитируются государством, то демередж становится своего рода налогом. Независимо от того, выпускаются ли деньги государством или местным сообществом, демередж может выступать в качестве средства перераспределения общественных благ и покупательной способности. Он приводит к сокращению количества денег в обороте, что обычно сопровождается дефляцией – снижением цен. Кроме того, в отсутствие необходимости выплачивать проценты по займам предприниматели и компании перестанут перекладывать это бремя на плечи потребителей (по оценкам М. Кеннеди, в европейских странах доля процентных расходов достигает 30% от стоимости любого товара или услуги). Таким образом, демередж стимулирует потребление и сдерживает накопление денег.

Инфляция, наоборот, вызывает повышение цен в силу обесценения валюты – снижения её покупательной способности. Инфляция приводит к перераспределению покупательной способности от населения к эмитенту денег. Она стимулирует сбережения и сдерживает потребление. Два этих явления – демередж и инфляция, противоположны по своей сути.

Такое поведение считается вполне рациональным с позиций экономики, основанной на ссудном проценте. Дисконтирование будущих потоков платежей дает возможность «обналичить» все природные ресурсы планеты, устроив их оптовую распродажу. В условиях демереджа интересы бизнеса, наоборот, потребуют сохранения леса как источника будущего дохода.

Процентный доход способствует концентрации капитала, в то время как демередж стимулирует его перераспределение. Процентный доход, как и демередж, представляют собой плату за использование денег. Однако ключевое различие между ними в том, что в первом случае, эта плата идет в пользу владельцев денег – собственников финансового капитала. Во втором случае, этот сбор оплачивают собственники денег, способствуя более справедливому распределению национального богатства.

Что происходит со сбережениями в условиях демереджа?

Гезелль писал: «Вопреки предсказаниям «свободные» деньги опровергли все негативные прогнозы критиков. Они утверждали, что не будет возможностей для сбережений, что сумма на депозите будет уменьшаться со временем под действием ставки демереджа. Но это не так. Теперь я могу получить гораздо больше, чем раньше. Да, я больше не получаю процентов по вкладу. Но это даже к лучшему, поскольку появляются значительно большие возможности увеличить мои сбережения».

Сегодня мы откладываем деньги, которые у нас остаются после прямой и косвенной оплаты значительной доли процентных расходов. Ведь в современной экономике, основанной на проценте, расходы на обслуживание долгов включены в стоимость товаров и услуг всех государственных и муниципальных организаций, а также частных компаний. По оценкам, только расходы на обслуживание государственного и корпоративного долга составляют не менее 10% от стоимости валового внутреннего продукта РФ. Средняя долговая нагрузка (индекс PTI, payments to income) заемщиков — физических лиц в России превышает 25%. При снижении процентных ставок или их обнулении, цены во всех секторах экономики должны будут снизиться, пропорционально увеличивая вашу норму сбережений. Потери по неполученным по депозиту процентам будут с избытком компенсированы ростом вашего потребления и сбережений.

Как писал Гезелль: «Рантье, скорее всего, не понравится снижение процентной ставки, но мы, трудящиеся, будем приветствовать это шаг. Мы никогда не сможем накопить достаточно капитала, чтобы жить на процентный доход с него. Но мы сможем комфортно существовать на свои сбережения. Мы не оставим потомкам денежный капитал как постоянно увеличивающийся источник дохода. Но разве передача им экономических условий, в которых труд людей будет оценен по справедливости, не является более чем справедливой заменой?».

Таким образом, контуры возможной новой финансовой системы начинают постепенно вырисовываться. Современная финансовая система, основанная на ссудном проценте, свои задачи, по-видимому, выполнила полностью. Значительная часть мировых производственных и финансовых активов, а также недвижимости уже находится под контролем относительно немногочисленной группы собственников. В этой связи для регуляторов этой системы крайне важным является недопущение её катастрофического обрушения и последовательный, постепенный переход на деньги нового типа, не связанные с необходимостью экспоненциального роста долгов.

Список литературы

Маргрит Кеннеди (2011). Деньги без процентов и инфляции. М.: Самотёка МИД «Осознание».

Credit Suisse Research Institute. The Global Wealth Report 2016. URL https://www.credit-suisse.com/us/en/about-us/research/research-institute/news-and-videos/articles/news-and-expertise/2016/11/en/the-global-wealth-report-2016.html

Jordan Bruce MacLeod (2009). New Currency. Integral Publishers.

Paul Hawken (2010). The Ecology of Commerce Revised Edition: A Declaration of Sustainability. Collins Business Essentials.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *