Что такое стечение согласных 5 класс правило примеры в таблицах
Орфография в таблицах для пятиклассников
Таблицы позволят ученикам вспомнить орфограммы, изученные в 5 классе на уроках русского языка
Просмотр содержимого документа
«Орфография в таблицах для пятиклассников»
Буквы служат для записи звуков на письме
Обозначают два звука в начале слова,
Всегда твердые согласные: ж, ш, ц
Всегда мягкие согласные: й, ч, щ
Буквы ъ, ь – не обозначают никаких звуков
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Обозначают два звука
Обозначают гласный звук и мягкость предыдущего согласного
После разделительных Ъ и Ь:
Фонетический разбор слова
Гласные звуки: ударные и безударные, какими буквами обозначены.
Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие, какими буквами обозначены.
Количество букв и звуков.
Образец письменного разбора
Маль-чик [мал’ч’ик] – 2 слога
ч [ч’] – согл., глух., мягк.
(перед звонкими согласными)
(перед глухими согласными)
в корнях с чередованием
в корне слова после шипящих
Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.
в корне существительных, в словах на -ция
в окончаниях существительных и прилагательных,
1. Обозначает предмет
2. Отвечает на вопросы
Относится к одному из родов:
Изменяется по числам:
В предложении бывает
дополнением (в косв. П.)
обстоятельством (где? когда? откуда? куда? как? и др.)
Корни с чередованием гласных о/а, е/и
Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения
Корни, в которых правописание гласной зависит от следующего за корнем суффикса или характера согласной (согласных) корня
Корни, в которых правописание гласной зависит от смысла
в безударном положении пишется о
в корнях пишется и, если за корнем следует суффикс -а-
в корнях пишется а, если за корнем следует суффикс -а-
ровн- = ровный., гладкий,
в безударном положении пишется а
правописание зависит от характера согласных корня
Во всех падежах одна и та же форма
Если в предложении есть противопоставление с союзом а:
Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением:
Просклоняй слово. Если
выпадает гласный, то
не выпадает гласный, то
в остальных случаях
после приставок на согласную
после русских приставок на согласную в корне и переходит в ы (кроме приставок меж- и сверх-):
после иноязычных приставок на согласную (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс-) и в корне сохраняется
после числительных двух-, трех-, четырех-, входящих в состав сложных слов:
прибор приведение привидение привилегия приключение приказ
присяга притязание причудливый приверженец примитивный
превратить президиум презирать прельстить премьера претензия
презрение претендент препарат препятствие преследовать преодолеть
имя, семя, стремя, племя, пламя,
Дефисное и слитное написание слов
С пол-, если второй корень начинается:
3. С заглавной буквы:
1. С пол – в остальных случаях:
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
III. Синтаксическая роль.
1. Обозначает признак предмета
2. Отвечает на вопросы
какое? сладкое яблоко
Род, число, падеж имени прилагательного зависит от существительного, с которым оно связано.
4. В предложении бывает
определением, реже – другими членами предложения:
в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных слова
(проявление признака в большей степени, чем в другом)
(предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку)
2. нач. ф. + -е (чередование согл.)
более или менее + нач. ф.
самый (наиболее) + нач. ф.
Разряды имен прилагательных по значению
1. Образуют степени сравнения:
2. Образуют краткую форму:
3. Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.:
4. Образуются сложные прилагательные:
5. Образуются прилагательные с не-:
1. Обозначают материал, из которого сделан предмет:
2. Обозначают место:
3. Обозначают временные признаки:
4. Не имеют признаков качественного прилагательного
1. Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному
2. Отвечают на вопросы чей? чья? чьё?
Не с именами прилагательными
1. Если в предложении есть противопоставление с союзом а:
2. Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением:
2. Употребляется со словами
далеко не… нисколько не…
В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных: красный – красна
Суффиксы имен прилагательных
1. В прилагательных, имеющих краткую форму:
2. В прилагательных, образованных от существительных с основой
Во всех остальных прилагательных:
Дефисное и слитное написание
сложных имен прилагательных
2. Образованы от сложных существительных:
(журнальный и газетный)
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
качественное, относительное или притяжательное.
а) степень сравнения;
б) краткая и полная форма;
2) у всех прилагательных:
III. Синтаксическая роль.
I. 1. Простые (из одного слова):
2. Составные (из 2-х или более слов):
3. Сложные (имеют две основы в одном слове):
II. 1. Количественные (сколько?)
2. Порядковые (какой?):
двести двадцать второй
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж).
а) простое или составное;
б) количественное или порядковое.
III. Синтаксическая роль.
1. Обозначает предмет, не называя его, а только указывая на него
2. Отвечает на вопросы имени существительного
по родам: (некоторые)
4. Различают три лица местоимения:
5. В предложении бывает
дополнением (в косв. П.)
обстоятельством (где? когда? куда? как? и др.)
определением (какой? чей?)
Хоть пышно еще доцветает
я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
Вопросительные (употребляются для вопроса)
кто? что? какой? каков? сколько? который? чей?
(употребляются для связи частей сложноподчиненных предложений)
кто, что, какой, каков, сколько, который, чей
некто, нечто, некоторый, несколько, кто-либо, кто-нибудь, кто-то, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь, кое-кто и другие
никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего
мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их
тот, этот, такой, таков, столько
весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой
Неопределенные местоимения с
пишутся через дефис:
Тело понемногу отходило, но что-то случилось с ногами.
в отрицательных местоимениях
Скучен день до вечера,
в отрицательных местоимениях
Раздельно (если отделяются предлогами)
Не с кого спрашивать, когда сам виноват.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
б) лицо (у личных местоимений).
III. Синтаксическая роль.
1. Обозначает действие предмета
2. Отвечает на вопросы
что делать? думать, рисовать
что сделать? послушать, зашуметь
3. Постоянные признаки:
ко II – терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, вертеть, гнать, держать, слышать, дышать
по родам (в прош. вр.)
4. В предложении бывает
сказуемым, реже – другими членами предложения:
Переходные и непереходные глаголы
Переходные глаголы сочетаются
с именами существительными, числительными, местоимениями
1. в В. п. без предлога:
2. Имя существительное или местоимение может стоять в Р. п.:
б) при указании на часть предмета:
Непереходные глаголы – все остальные глаголы:
действия происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
Изменяются по временам
Действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Образуются от глагола прошедшего времени + частица бы (б) (пишется всегда отдельно
Действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить
Мягкий знак после шипящих
в глагольных формах
В неопределенной форме
Во 2-ом лице единственного числа
В повелительном наклонении
настоящего и будущего
Ко II спряжению относятся слова-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, вертеть.
К I спряжению относятся слова-исключения: брить, стелить, зиждиться.
Гласные в безударных суффиксах глаголов
Если в настоящем или будущем времени -ую (-юю-), то в неопределенной форме и прошедшем времени
Если в настоящем или будущем времени -ываю- (-иваю-), то в неопределенной форме и прошедшем времени
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма (неопределенная форма).
III. Синтаксическая роль.
Причастие как особая форма глагола
1. совершенный и несовершенный вид
2. настоящее и прошедшее время
(признак предмета по цвету, постоянный признак)
(даль, которая синеет;
признак предмета по действию)
причастие + зависимые слова
Х
Х
Самолет, |летящий в небе|, был едва виден.
Х
Опознавательные признаки орфограмм
Опознавательные признаки орфограмм по слабыми сильным позициям
Тип буквенных орфограмм
Опознавательный признак – примета, сигнал к тому, что требуется применить правило. Таким сигналом может быть безударный гласный или ударный после шипящего. В слабой позиции звук, представляющий фонему, испытывает влияние положения в слове (парный согласный по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, стечение согласных).
Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные)
— Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые): а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове(в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)
— Звонкие и глухие согласные: а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д – т, з-с, ж – ш; б) место в слове
— Непроизносимые согласные: а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
— Разделительный ь: наличие звука [j] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё
— Разделительный ъ: а) наличие звука [j] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня
— Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок: а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
— Заглавная буква в именах собственных: а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
— Заглавная буква в начале предложения: а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
— Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: наличие в слове сочетаний
— ь на конце имен существительных после шипящих: а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
— Безударные окончания имен существительных: а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е – и; в) часть речи: имя существительное
— Правописание окончаний имен прилагательных — ого, — его: а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
— Правописание безударных личных окончаний глаголов: а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут – ют, ат – ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее
Знание опознавательных признаков орфограмм – орфографическая зоркость – необходимое условие грамотного письма. Заучивание правил без орфографической зоркости не избавит от ошибок.
Ошибка в написании жи и ши случается очень редко. С этим правилом дети знакомятся в первом классе. Иллюстративный материал, занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. – является одним из средств воспитания у учащихся мотивов обучения, способствует образному мышлению, запоминанию материала.
А соседство [т] + [с] → [цц] в глаголах не воспринимается опознавательным признаком орфограммы даже у некоторых взрослых: мыться [мыцца] (фонетический принцип — пишу как слышу – в данной ситуации не подходит).
Таблицы по разделам русского языка (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Гласные звуки.docx
Ударный или безударный звук? Ударный
Какое место занимает слог с этим гласным по отношению к ударному слогу?
Первый предударный слог
Какими буквами обозначен звук?
Слоги кроме первого предударного
После мягкого или твёрдого согласного стоит гласный звук?
Ударный или безударный звук? Ударный
Какое место занимает слог с этим гласным по отношению к ударному слогу?
Первый предударный слог
Какими буквами обозначен звук?
Слоги кроме первого предударного
После мягкого или твёрдого согласного стоит гласный звук?
Ударный или безударный звук? Ударный
Какое место занимает слог с этим гласным по отношению к ударному слогу?
Первый предударный слог
Какими буквами обозначен звук?
Слоги кроме первого предударного
После мягкого или твёрдого согласного стоит гласный звук?
Выбранный для просмотра документ Грамматическая основа предложения.doc
Грамматическая основа предложения
Главные члены предложения
Обозначает предмет речи (то есть о ком или о чём говорится в предложении)
Яблоками мочёными пахнет тающий март.
Обозначает то, ЧТО говорится о предмете речи
Что делает предмет речи?
Каков предмет речи?
Что это такое? Кто он такой?
Утром туман опускается на луга.
Июль – макушка лета.
Грамматическая основа предложения
Главные члены предложения
Обозначает предмет речи (то есть о ком или о чём говорится в предложении)
Яблоками мочёными пахнет тающий март.
Обозначает то, ЧТО говорится о предмете речи
Что делает предмет речи?
Каков предмет речи?
Что это такое? Кто он такой?
Утром туман опускается на луга.
Июль – макушка лета.
Грамматическая основа предложения
Главные члены предложения
Обозначает предмет речи (то есть о ком или о чём говорится в предложении)
Яблоками мочёными пахнет тающий март.
Обозначает то, ЧТО говорится о предмете речи
Что делает предмет речи?
Каков предмет речи?
Что это такое? Кто он такой?
Утром туман опускается на луга.
Июль – макушка лета.
Грамматическая основа предложения
Главные члены предложения
Обозначает предмет речи (то есть о ком или о чём говорится в предложении)
Яблоками мочёными пахнет тающий март.
Обозначает то, ЧТО говорится о предмете речи
Что делает предмет речи?
Каков предмет речи?
Что это такое? Кто он такой?
Утром туман опускается на луга.
Июль – макушка лета.
Выбранный для просмотра документ Классификация предложений.doc
1. По цели высказывания
повествовательные (передача, сообщение информации);
побудительные (побуждение к действию через просьбу или приказ);
вопросительные (нужно задать вопрос)
Совмещай приятное, сладкое и вкусное с полезным.
Кто поёт там под сенью берёзы?
2. По эмоциональной окраске
восклицательные (произнесение с особо сильными чувствами);
невосклицательные (произнесение спокойным тоном, без ярко выраженных чувств)
Смотрите, в каком я платьице!
Саше и Маше подарили хорошенького ёжика.
3. По наличию второстепенных членов
нераспространённые (состоят только из грамматической основы);
распространённые (есть грамматическая основа и хотя бы один второстепенный член)
Мчатся тучи.
Невидимкою луна освещает снег летучий.
4. По количеству грамматических основ
простые (есть одна грамматическая основа);
сложные (есть две или более грамматических основ).
Ещё в полях белеет снег , а воды уж весной шумят .
5. По характеру грамматической основы
двусоставные (грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого);
односоставные (грамматическая основа состоит либо из подлежащего, либо из сказуемого)
Любил я осень позднюю в России.
Уже совсем рассвело.
1. По цели высказывания
повествовательные (передача, сообщение информации);
побудительные (побуждение к действию через просьбу или приказ);
вопросительные (нужно задать вопрос)
Совмещай приятное, сладкое и вкусное с полезным.
Кто поёт там под сенью берёзы?
2. По эмоциональной окраске
восклицательные (произнесение с особо сильными чувствами);
невосклицательные (произнесение спокойным тоном, без ярко выраженных чувств)
Смотрите, в каком я платьице!
Саше и Маше подарили хорошенького ёжика.
3. По наличию второстепенных членов
нераспространённые (состоят только из грамматической основы);
распространённые (есть грамматическая основа и хотя бы один второстепенный член)
Мчатся тучи.
Невидимкою луна освещает снег летучий.
4. По количеству грамматических основ
простые (есть одна грамматическая основа);
сложные (есть две или более грамматических основ).
Ещё в полях белеет снег , а воды уж весной шумят .
5. По характеру грамматической основы
двусоставные (грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого);
односоставные (грамматическая основа состоит либо из подлежащего, либо из сказуемого)
Любил я осень позднюю в России.
Уже совсем рассвело.
Выбранный для просмотра документ Обращение и вводные слова.doc
Обращение и вводные слова
Называет того, к кому обращаются с речью
Выражают отношение говорящего к содержанию высказывания
Не член предложения
Не член предложения
Произносятся со звательной интонацией
Выделяются паузами, произносятся более низким тоном
Обращение и вводные слова
Называет того, к кому обращаются с речью
Выражают отношение говорящего к содержанию высказывания
Не член предложения
Не член предложения
Произносятся со звательной интонацией
Выделяются паузами, произносятся более низким тоном
Обращение и вводные слова
Называет того, к кому обращаются с речью
Выражают отношение говорящего к содержанию высказывания
Не член предложения
Не член предложения
Произносятся со звательной интонацией
Выделяются паузами, произносятся более низким тоном
Обращение и вводные слова
Называет того, к кому обращаются с речью
Выражают отношение говорящего к содержанию высказывания
Не член предложения
Не член предложения
Произносятся со звательной интонацией
Выделяются паузами, произносятся более низким тоном
Обращение и вводные слова
Называет того, к кому обращаются с речью
Выражают отношение говорящего к содержанию высказывания
Не член предложения
Не член предложения
Произносятся со звательной интонацией
Выделяются паузами, произносятся более низким тоном
Выбранный для просмотра документ Таблицы-памятки 5 класс.doc
О и А в корнях с чередованием
значение связано с заходом и восходом солнца, т.е. с зарёй
з а р я´, з а р ни´ца
значение корня связано с процессом горения
без ударения пишется буква О
корни при изменении слова должны обязательно чередоваться
по р о с ль, р а ст и, вы р а щ ивать
значение корня связано с процессом скаканья
по ск а к ать – под ск о ч ить
Как применить правило
Безударные приставки пишутся всегда одинаково независимо от произношения.
Безударные приставки надо проверять словами или формами слов с той же приставкой, в которой проверяемый гласный находится под ударением
Буквы О-А в приставках раз-//рас- и роз-//рос-
1. Выделите приставку в слове.
2. Поставьте ударение.
3. Примените правило.
(без-//бес-; воз-//вос-; вз-//вс-; из-//ис-; раз-//рас-; роз-//рос-; через-//черес-; низ-//нис-)
1. Выделите приставку в слове.
2. Посмотреть на букву после корня.
3. Примените правило.
Характеристика согласных звуков
Характеристика согласных звуков
Характеристика согласных звуков
Выбранный для просмотра документ Типы речи.doc
(пр. А.Д.Шмелёва, 5 класс)
Изображение (характеристика) предметов, явлений природы, с остояний человека или природы
Изложение причин явлений или событий с целью доказать или опровергнуть утверждение
Установление причин явлений или событий и обоснование вывода
Один кадр (мгновение)
Много кадров (фильм)
(пр. А.Д.Шмелёва, 5 класс)
Изображение (характеристика) предметов, явлений природы, с остояний человека или природы
Изложение причин явлений или событий с целью доказать или опровергнуть утверждение
Установление причин явлений или событий и обоснование вывода
Один кадр (мгновение)
Много кадров (фильм)
(пр. А.Д.Шмелёва, 5 класс)
Изображение (характеристика) предметов, явлений природы, с остояний человека или природы
Изложение причин явлений или событий с целью доказать или опровергнуть утверждение
Установление причин явлений или событий и обоснование вывода
Один кадр (мгновение)
Много кадров (фильм)
(пр. А.Д.Шмелёва, 5 класс)
Изображение (характеристика) предметов, явлений природы, с остояний человека или природы
Изложение причин явлений или событий с целью доказать или опровергнуть утверждение
Установление причин явлений или событий и обоснование вывода
Один кадр (мгновение)
Много кадров (фильм)
Выбранный для просмотра документ второстепенный член предложения.doc
Как определить второстепенный член предложения
Установить, от какого члена предложения зависит этот второстепенный член.
подлежащего, дополнения (выраженного существительным)
Задаём к этому второстепенному члену вопрос.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем?
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Отчего? Зачем? Как? Каким образом?
Выясняем, какое значение имеет этот член предложения (обозначает).
Признак предмета (лица)
Признак действия по его месту, времени, причине и др.
Определяем, какой частью речи он выражен.
прилагательным, местоимением, похожим на прилагательное
существительным, местоимением в косвенном падеже
наречием, существительным с предлогом
Как определить второстепенный член предложения
Установить, от какого члена предложения зависит этот второстепенный член.
подлежащего, дополнения (выраженного существительным)
Задаём к этому второстепенному члену вопрос.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем?
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Отчего? Зачем? Как? Каким образом?
Выясняем, какое значение имеет этот член предложения (обозначает).
Признак предмета (лица)
Признак действия по его месту, времени, причине и др.
Определяем, какой частью речи он выражен.
прилагательным, местоимением, похожим на прилагательное
существительным, местоимением в косвенном падеже
наречием, существительным с предлогом
Как определить второстепенный член предложения
Установить, от какого члена предложения зависит этот второстепенный член.
подлежащего, дополнения (выраженного существительным)
Задаём к этому второстепенному члену вопрос.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем?
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Отчего? Зачем? Как? Каким образом?
Выясняем, какое значение имеет этот член предложения (обозначает).
Признак предмета (лица)
Признак действия по его месту, времени, причине и др.
Определяем, какой частью речи он выражен.
прилагательным, местоимением, похожим на прилагательное
существительным, местоимением в косвенном падеже
наречием, существительным с предлогом
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1679198
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.