Что такое стечение согласных в конце слова
стечение согласных
Смотреть что такое «стечение согласных» в других словарях:
Муюв (язык) — Муюв Самоназвание: Muyuw Страны: Папуа Новая Гвинея … Википедия
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и… … Литературная энциклопедия
Хорезмско-тюркский язык — нужно отличать от современного хорезмского диалекта и иранского хорезмийского языка. Хорезмско тюркский язык Регионы: Центральная Азия, Хорезм и оазисы по нижнему течению р. Сыр Да … Википедия
Выбор предлога — 1. При выборе предлога в синонимических конструкциях учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между ними. Ср.: в адрес кого либо замечания – по адресу кого либо замечания (в данном сочетании первый вариант имеет… … Справочник по правописанию и стилистике
Выбор предлога — 1. При выборе предлога в синонимических конструкциях учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между ними. Ср.: в адрес кого либо замечания – по адресу кого либо замечания (в данном сочетании первый вариант имеет… … Справочник по правописанию и стилистике
Кумыкский язык — Самоназвание: къумукъ тил Страны: Россия … Википедия
Кластер (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кластер. Языковой кластер (англ. cluster «пучок, группа») понятие, используемое в строгом значении в языковой систематике. Обозначает совокупность идиомов, которые близки между собой так же,… … Википедия
ПОЧВА — Слово почва этимологически родственно слову подошва. Согласно объяснению А. А. Потебни312, почва образовалось из подъшьва после утраты редуцированных звуков и вызванной этим процессом ассимиляции групп согласных, т. е. приблизительно в XIV XV вв … История слов
Мансийский язык — (вогульский язык) один из обско угорских языков. Распространён по левобережью Оби и её притокам в Тюменской и Свердловской областях РСФСР. Число говорящих 3,7 тыс. чел. (1979, перепись). Имеет северную, южную (исчезнувшую), восточную и западную… … Лингвистический энциклопедический словарь
Монгольские языки — Монгольские языки группа языков монгольских народов. Общее число говорящих 6,5 млн. чел. Вопрос о включении этой группы в состав алтайских языков остаётся на уровне гипотезы. М. я. являются результатом развития диалектов некогда единого (до 16… … Лингвистический энциклопедический словарь
Формирование слоговой структуры слова
Формирование у детей лексически богатой, фонетически четкой и грамматически правильной речи, которая бы давала ребенку возможность полноценной коммуникации с окружающими – это одна из важнейших задач в обучении детей родному языку.
Чтобы личность ребенка формировалась правильно, нужно устранить все то, что мешает полноценному общению с окружающими людьми. Крайне важно, чтобы дети как можно раньше овладели навыками родной речи, могли говорить четко и без дефектов. Практика показывает, что чаще всего больше внимания уделяется коррекции звукопроизношения, а вот формирование слоговой структуры слова оказывается на втором плане. Часто именно это является причиной развития дислексий и дисграфий у детей.
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов и звуков, нарушение порядка слогов в слове).
Как проявляется нарушение слоговой структуры
Нарушение слоговой структуры может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до грубых нарушений при повторении двух- или трехсложных слов даже с опорой на наглядность.
Проблема может проявляться в следующем:
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей работы в коррекции речевых нарушений. Перед выбором способов устранения этих нарушений, всегда проводится предварительное обследование ребенка, целью которого является определение степени нарушения слоговой структуры. Это позволяет определить соответствующий ребенку уровень, с которого можно начинатьупражнения. Часто эти задания логопед может рекомендовать для повторения в домашних условиях.
Этапы формирования слоговой структуры слова
В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.
Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.
Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т.д.
Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.
Этот этап проходит в следующем порядке:
Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному):
РАБОТА НАД СЛОГАМИ СО СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ
Данный вид слогов требует отдельной отработки. Упражнения
Упражнение проводится в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги:
— открытые и закрытые:
КНА — АКН ГНА — АГН ДМО — ОДМ ТМО — ОТМ ПТУ — УПТ БМУ — УБМ
— с оппозиционными согласными:
ФТА — ФТЯ ФТА — ВДА
МНА — MHO — МНУ — МНЫ — МНЭ
ГВА — ГВО — ГВУ — ГВЫ — ГВЭ ХВА — ХВИ — ХВЫ — ХВЕ
ГМЕ — ГМЫ — ГМИ — ГМУ;
— слоги со сменой позиции согласного:
МНА — НМА
Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребенку предлагается:
— проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);
— составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный);
— придумать слог из двух согласных и одного гласного;
АС — АКС, ИНТ —ЫНТ, УБР — УПР.
РАБОТА НАД СЛОВАМИ
I ЭТАП
Упражнения на различение длинных и коротких слов
Упражнение 1
У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.
сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.
Упражнение 2
Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.
Упражнение 3
Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, остальные проверяют.
II ЭТАП
Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава. Мы придерживаемся следующего порядка в работе.
Упражнения на объяснение значений малознакомых слов
Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, логопеду следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).
Упражнения на отраженное
Скандированное повторение слов
Изучаемого типа
Упражнение 4
Тренировка умения делать паузы между слогами.
После того как учитель назовет слово, ребенок должен по
вторить и отстучать его по столу сопряженно. При этом, если
взрослый поднимает и удерживает руку вверху, нужно держать
паузу, пока рука не опустится. Приведем пример:
БУ….СЫ, НЕ.. БО, ЛЮ. ДИ
Далее ребенку предлагается после называния каждого слога делать поворот к другому углу комнаты (или на 360°) и после этого произнести следующий слог.
Упражнение 5
Звуковой анализ и синтез.
1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой по просьбе логопеда.
2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.
3. Выбор подходящей схемы слова.
4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).
Данный вид работы особенно важен при изучении слов
со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:
1) двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игла, овцы, елка, яхта, очки), затем — слова, начинающиеся на согласный звук (пятка, ногти, кухня, сумка, метла, полка, сосна, свекла, пушка, сундук, козлик, винтик, воздух, компот, лыжник, ландыш), после этого — слова с двумя стечениями согласных (ласточка, солнышко, бадминтон, листочки, кустарник, картинка);
2) стечение в конце слова (кость, мост, бинт, волк,
дождь, тент, кисть).
3) стечение в начале слова (слон, ткань, стол, шлем, пляж, глаз, стул, плот, квас, джем, ключ, плащ);
4) односложные слова с двумя стечениями (столб, шланг, хвост, кремль, гвоздь);
5) многосложные слова со стечениями (скворечник, наперсток, кастрюля, лекарство, отвертка, библиотека, строительство, открывашка, салфетница, перекресток, демонстрация).
Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке». Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования «Кто поднимется выше?» Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке — остановка. Если ребенок ошибается, то повторяет слово с более низкой ступеньки.
Вариант игры «Идем по лесенке». Можно предложить ребенку повторить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по лесенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз:
Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:
— отличающихся гласными звуками:
СУК — СОК МЕХ — МАХ — МОХ МЯЧ — МЕЧ ДОМ — ДЫМ — ДАМ
КИТ — КОТ БЫК — БОК — БАК — БУК
ДЫНЯ — ДАНЯ ЛЫЖИ — ЛУЖИ РУКИ — РЕКИ РАКИ — РУКИ |
— отличающихся согласными звуками:
СУК — СУП ДУБ — КУБ — СУП — ЗУБ
— отличающихся согласным звуком и местом ударения:
ВОДА — СОДА КОЗА — РОЗА
ЛУНА — ЛУПА КОЖА — КОЗА
ВАТА — ФАТА ПОЗА — КОЗА
УШИ — УЖИ РУКИ — ЖУКИ.
Упражнения на повторение с Выделением ударного слога
Упражнение 9
Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог:
Упражнение 10
Выкладываются две картинки. Их названия содержат одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (ДЫня — воДА, КУбики — сапоГИ, ВЕник — ба-НАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций количество слогов также может расти, опора на картинки уменьшаться:
Ягоды — миМОза — колеСО
ТАпочки — поДУшка — запаДНЯ
ЖАворонок — меДВЕдица — остаНОвка — магнитоФОН.
Упражнение 11
С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается:
— угадать слово, которое отхлопал другой ученик;
— придумать слово к схеме;
— поставить ударения на схемах (в виде диктанта).
Упражнение 12
Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога. роЖКИ — РОЖки
Упражнения с перестановкой слогов
Упражнение 13
Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся новое слово. Например:
ЛЫ — КО НА — СОС ЛА — МА КИ — РА
НА — ВЕС СКА — ЛА БАН — КА;
КА — МУ, КА — СУМ, ТЯ — КА, ШИ — У,
Л А — МЕТ, КА — ПАЛ БА — ТРУ; КАН — КАП
ДУК — СУН, НИК — ЛЫЖ, ДУХ — ВОЗ, ТУК — ФАР,
Упражнение 14
Педагог произносит три слога. Дети должны составить из них слово.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Что такое стечение согласных конец слова пожалуйста?
Что такое стечение согласных конец слова пожалуйста.
Сочетание слово или стечение.
Это значит например
В конце слова тоже самое.
Что происходит с согласными в словах дорожка и берёзка?
Что происходит с согласными в словах дорожка и берёзка?
Допишите предложение, вставив на месте пропуска слово(сочетание слов).
Прочитай утверждения ; выбери правильный вариант?
Прочитай утверждения ; выбери правильный вариант.
А) В стечении согласных СН, ЗН всегда есть непроизносимый согласный.
Б) В стечении согласных СН, ЗН никогда нет непроизносимого согласного.
В)Чтобы убедиться в том, что в слове есть непроизносимый согласный, нужно так изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный произносился отчётливо.
Если можно то все очень подробно.
Запишите слова в два столбика : с лева с опозновательным признаком стечение согласных, справа конец слова, солнце?
Запишите слова в два столбика : с лева с опозновательным признаком стечение согласных, справа конец слова, солнце.
Запиши слова в два столбика слева с опознавательным признаком стечение согласных справа конец слова?
Запиши слова в два столбика слева с опознавательным признаком стечение согласных справа конец слова.
Запиши слова в два столбика слева с опознавательным признаком стечение согласных справа конец слова?
Запиши слова в два столбика слева с опознавательным признаком стечение согласных справа конец слова.
Слова морковь, вкусный, опасный, молотьба относятся к » концу слова» или » стечению согласных?
Слова морковь, вкусный, опасный, молотьба относятся к » концу слова» или » стечению согласных?
10 слов к каждой орфограмме «гласные без ударения» «гласные после шипящих и ц » «стечение соглассных» » конец слова» помогите пожайлуста?
10 слов к каждой орфограмме «гласные без ударения» «гласные после шипящих и ц » «стечение соглассных» » конец слова» помогите пожайлуста.
Прочитайте данные слова солнце дуб катушка морковь Сережка вкусный плуг лестница огород опасный стриж пробка Мороз Потоп Запишите в два столбика слева с опознавательным признаком стечение согласных сп?
Прочитайте данные слова солнце дуб катушка морковь Сережка вкусный плуг лестница огород опасный стриж пробка Мороз Потоп Запишите в два столбика слева с опознавательным признаком стечение согласных справа конец слова.
Автоматизация звука [С]. Часть 3. Звук [С] в стечениях с согласными
«Вдруг взгрустнулось другу, вскоре снова встретит он врага…» Но почему же загрустил и читатель этих строк? Сопереживание лирическому герою? Безусловно. Но есть и кое-что незаметное на первый взгляд. А если попробовать прочитать предложение вслух? Приготовьтесь к встряске и взрыву языка. Разберемся, что такое стечение согласных. Это будет интересно.
Стечение согласных: сколько?
«Вдр», «взгр», «стн», даже странное «сьдр» на стыке слов… Такое количество согласных на сантиметр квадратный – явный перебор для языка среднестатистического человека. И называется это явление просто и образно: стечение согласных. Что же это?
Чтобы четко объяснить, что такое стечение согласных, разберемся с тем, что в любом языке называется нормой и отклонением от нее. С точки зрения фонетики, наиболее удобная для произношения схема – чередование гласного и согласного звука. Неслучайно слова наподобие «мама», «баба», «биби» наиболее быстро и легко подхватывают от взрослых малыши. Такие слова удобны для изучения и в любом иностранном языке.
Что такое стечение согласных (с примерами)
Вслушайтесь в свою речь или в то, что говорят окружающие вас люди. Обратите внимание, что естественней воспринимаются те слова, в которых согласные и гласные звуки чередуются: весна, небо, работа, мода. Наряду с ними в нашей речи часто используются слова, где согласные идут подряд: вздор, друг, солнце, перчатка. В русском языке такое расположение букв называют стечением согласных или консонантным сочетанием.
В основном, стечение согласных встречается в следующих случаях.
Русский язык, как и любой другой, требует благозвучия — речь должна быть приятной на слух. Неудачное построение предложений, затрудненная артикуляция при произношении слов с консонантными сочетаниями отвлекают внимание и мешают восприятию текста. Еще Аристотель говорил, что все написанное должно удобно читаться и произноситься. В зависимости от того, сколько согласных сочетается, можно выделить слова:
брат, ведро, кран, спорт;
взбить, солнце, радость, кастрюля;
бодрствование, наследственность, агентство, постскриптум, встрепенуться.
Как правило, неблагозвучными считаются слова, в которых сочетаются четыре согласных и более. Иногда нарушение удобства восприятия и произношения встречается в словах с двучленным и трехчленным сочетанием согласных. Сделать речь благозвучной можно несколькими способами, например:
Интересное замечание. На первый взгляд кажется, что чем больше в словах гласных, тем «приятней» они звучат. На самом деле благозвучность достигается только характерным для каждого языка соотношением гласных и согласных букв. Так, в русской речи процент гласных даже меньше среднего — 42,4 %, тогда как согласных букв — 57,6 %.
А как у них?
Итальянский язык не зря считается одним из самых мелодичных. Обилие гласных и их частое чередование с согласными делает речь звонкой и переливчатой, чего стоит только известное «аморе» или «синема».
Также в пределах нормы находится кластер из двух согласных. Многие русские слова, например, «друг», «враг», «звон», «крик», входят в эту группу. Своими многообразными сочетаниями согласных известен немецкий язык. «Шметтерлинг», «Дуфт», «Шритт» — эти слова по-своему выразительны, красивы в своей четкости и также легко запоминаются.
А вот сербскому и чешскому языкам повезло меньше. «Чрли врх», что значит всего лишь «черная вершина», звучит инфернально. А за зловещим «трдло» скрывается аппетитная булочка. И это совсем не исключения.
Рекорды по труднопроизносимым словам бьет грузинский язык. Чего только стоит «гвпртсквнис» – девять подряд идущих и раздельно произносимых согласных. В английском языке есть слово latchstring (веревка от щеколды) — 6 согласных подряд. Стоит заметить, что звуков в этом сочетании 5 [лэтчстринг]. Спешим успокоить всех изучающих английский тем, что такое стечение согласных редкость. Максимум здесь – это 4 согласных в формах множественного числа: attempts, bursts, а также в порядковых числительных sixth, twelfth.
Нередки слова с тремя согласными и для русского языка. «Вздох», «вскрик», «взрослый», «стремиться», «мстить»… Можно без труда заметить, что такие шумящие трио встречаются (а вот и еще один пример!) в начале слова. Такой вариант еще более или менее приемлем. А вот краткие формы некоторых прилагательных могут вызвать улыбку. Кругл, добр, тускл, черств – разве можно сказать о человеке «Он черств» и не улыбнуться? Даже если эта характеристика и верная. Почему так получается?
Отрывок, характеризующий Стечение согласных
Где сливаются согласные
Все дело в том, где происходит стечение согласных: в конце слова, в его середине или же в начале. Как правило, начало любого слова произносится с большей силой голоса и скоростью. Это облегчает артикуляцию нескольких согласных подряд, они словно пролетают по воздуху. Отсюда и скрытая энергия слова «взрыв» — стечение согласных здесь как нельзя лучше описывает это явление. Похожи по эффекту слова «взлет», «выстрел». Очень часто такие слова обозначают резкое, порывистое и кратковременное действие. Согласитесь, что такое стечение согласных очень даже оправдано. И красиво.
Слова со стечением согласных в конце, напротив, звучат тяжеловесно. Кедр, бобр, факт… Однако стоит стать гласному звуку в конец слова – стечение согласных почти потеряется: «тундра». То же самое происходит с формами множественного числа: «кедры», «факты». А вот формы родительного падежа множественного числа у некоторых существительных вполне могут замедлить темп речи: «чувств», «действ», «множеств».
Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)
Коррекция слоговой структуры слова — одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей. Для того чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходима ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа.
1) Повторить за взрослым слоговые сочетания со стечением двух согласных звуков и гласным звуком впереди
То же с гласными звуками: О, У, Ы в конце.
2) Повторить за взрослым слоговые сочетания с наращиванием одного согласного звука
То же с гласными звуками: О, У, Ы.
3) Повторить за взрослым цепочку слоговых сочетаний двух согласных звуков и сменяемой гласной в конце каждого слога
4) Повторить за взрослым слоговые сочетания со сменой позиции согласных звуков в их стечении
5) Повторить за взрослым слоговые сочетания с тремя согласными звуками, находящимися рядом
АХТПА, АСТМА, АКТПА, АПСТА, АСКПА, АПСКА, АМСТА
То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.
6) Повторить за взрослым цепочку слоговых сочетаний с тремя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце слова
7) Повторить за взрослым слоговые сочетания с четырьмя согласными, находящимися рядом
АФТКПА, АПТКМА, АМХТПА, АКХТФА, АКХМНА.
То же с гласными звуками О, У, Ы в конце слова.
9) Повторить за взрослым односложные слова со стечением согласных звуков
Значение каждого слова уточняется.
ДНО, ДНИ, КНУТ, ГНОМ, ГНУТЬ, ТАНК, БИНТ, БАНТ, КАНТ, ЛИФТ, ВИНТ, ХЛЕБ, БЛИН, КЛИН, ТЛЯ, КЛЁН, ДВА, ГНАТЬ, КТО, ТКАТЬ, ТКАНЬ, ПНИ.
10) Повторить за взрослым двусложные слова со стечением согласных звуков
Значение каждого слова уточняется.
ДЕНЬКИ, КНОПКА, КАНТИК, ПЛИТКА, КЛЕТКА, ВАТКА, КОМПОТ, БАНТИК, БУБНЫ, КЕПКА, ПАВЛИН, ПАЛЬМА, ПАКЛЯ, ТАКСИ, ТЫКВА, ТУМБА, ТАХТА, УТКА, ТУФЛИ, БАНКА, ГЛИНА, ЛЕНТА, ЛЕЙКА, ЛЕСНИК, БОЛЮДО, КЛЮКВА, КЛЁНЫ, БЛИНЫ, ПТАХА.
11) Повторить за взрослым трехсложные слова со стечением согласных звуков
Значение каждого слова уточняется.
ПАНАМКА, ПУГОВКА, БАНКЕТКА, КУПАЛЬНИК, ПИПЕТКА, КОМНАТА, СЕЛЁДКА, КОНФЕТЫ, МИНУТКА, КАЛИТКА, ГАНТЕЛИ, УЛИТКА, СОЛЯНКА, НАПИЛЬНИК, ПАЯЛЬНИК, БУДИЛЬНИК, КОЛЕНКА.
12) Повторить за взрослым сочетания числительных с существительными
Значение каждого слова уточняется.
ОДНА КЕПКА, ДВЕ КЕПКИ (ватка, пальма, тыква, улитка, пуговка, панамка, пипетка, селёдка, минутка, калитка, конфетка, комната, банкетка, плитка, клетка, кнопка).
ОДИН БАНТИК, ДВА БАНТИКА (кантик, компот, магнит, павлин, лесник, клён, блин, купальник, напильник, будильник).
ОДНО ОКНО, ДВА ОКНА (блюдо, письмо, такси, пальто).
13) Повторить за взрослым сочетания прилагательных с существительными
Значение каждого слова уточняется.
ДЛИННЫЙ БИНТ (напильник, паяльник, пестик, листик, винт, анекдот, кантик, кипятильник, танк, хвост, лепесток).
ДЛИННАЯ НИТКА (клетка, кость, комната, банкетка, конфетка, метка, ветка, вафля, дудка, губка, песенка, муфта, тахта, пипетка, кухня, яхта).
МНОГО КОМНАТ (бантов, таблеток, тыкв, клеток, катков, банкеток, бинтов, винтов, тюльпанов, мотыльков, фонтанов, капканов, мотков, бубнов, дубков, медведей, индюков, поводков, венков, бубликов, павлинов, львов, ягод).
14) Повторить за взрослым четырех- и пятисложные слова-действия со стечением согласных звуков
15) Повторить за взрослым предложения
Место встречи изменить можно
Говоря о «месте встречи», нельзя не упомянуть случайное стечение согласных букв на стыке слов или морфем. Классический пример из плохого стихотворения для детей: «Пупс взбешен». С таким столпотворением глухих согласных взбесится не только пупс! Свистящие [с] и [з] полностью растворяют ни в чем не повинный [в] между ними, стирают границу слов и при быстром произнесении делают фразу малопонятной.
Контрстратегия, фильтрпресс, бургомистрство, разгосударствление… Эти монстры в буквенном обличье – всего лишь слова, которым не очень повезло с приставками и суффиксами. Зачастую виновато иностранное происхождение либо приставки (контр-), либо корня (бургомистр), либо обоих корней (фильтр и пресс). Стоит порадоваться, что такие слова, как правило, имеют узкую специализацию.
Выпадение из обоймы
Здравствуйте! Сказать это слово так легко. А написать – не очень. Три согласных в начале и четыре в середине делают одно из самых дружелюбных слов неприступным на вид. Но как же поступил человеческий язык? Очень просто. Выкинул из произношения невнятный звук [в]. Некоторые идут еще дальше, сокращая до «здрастье», «драсьте» или «дарова». Суть в одном – если слово очень часто употребляется в повседневной речи, его произношение не должно затруднять разговор. «Солнце», «поздний», «сердце», «крестный» в устной речи благополучно лишились неудобных согласных, излишне напрягающих язык. Но посмотрите на однокоренные «солнечный», «опоздать», «сердечный», «крестины». Очень похожие, но уже другие слова. Стечение согласных в них разбито на две части гласными, и каждый согласный звук получает свою порцию силы.
Гласности много не бывает?
Мы уже разобрались с тем, что много согласных подряд – плохо и неудобно для плавной человеческой речи. А как же быть с длинными очередями гласных?
Аудиоаппаратура, гидроаэроионизация, радиоактивность… Нетрудно заметить, что стечения гласных встречаются на стыке основ в составных словах. Как правило, это сложные научные термины, которые мы редко употребляем в повседневности. Если попробовать прочитать такие слова вслух, можно услышать, что они невольно делятся на два или три более коротких (по числу основ). Все же с гласными обращаться легче благодаря большему участию голоса при их произнесении.
Скороговорки
Казалось бы, стечение согласных – идеальное явление для скороговорок. Вот уж где все вдребезги разбивают языки! Проанализируем наиболее популярные скороговорки в русском языке.
Весьма пестрая картина получилась. Всем известные скороговорки, оказывается, не содержат ни одного зубодробительного стечения согласных! Максимум здесь – два согласных подряд [др], [тр], [шк]. Но эти сочетания широко распространены и не вызывают затруднений.
В основном скороговорки направлены на оттачивание простых схожих между собой слогов «согласный-гласный». Таким образом, скороговорка улучшает темп и плавность речи одновременно.
Есть несколько скороговорок и со стечением согласных. Однако они не столь известны.
От таких словесных упражнений речь изящнее не станет, а потому лучше все же пользоваться старыми испытанными плодами народного творчества.
Автоматизация звука С
Упражнения для автоматизации звука C: изолировано, в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука С, начинается с самых легких заданий для малыша.
Спой «песенку насоса».
Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с…