Что такое стеньга на корабле
Стеньга
Стеньга (нидерл. steng букв. — шест, штанга) — рангоутное дерево, первое удлинение нижних мачт.
Стеньги присоединяются к топу нижней мачты при помощи стень-эзельгофтов, опираясь на шлагтовы, лежащие на салингах марсов. Раскрепляются стеньги стень-вантами, стень-фордунами, стень-штагами и стень-бакштагами.
Название зависит от названия мачты: фор-стеньга, грот-стеньга, крюйс-стеньга.
Стеньги используются для крепления рангоутного дерева несущего парусное вооружение (гафелей, реев), сигнальных фалов и судовых огней.
Литература
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Стеньга» в других словарях:
СТЕНЬГА — (Top mast) рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее. В зависимости от принадлежности к той или другой мачте, стеньгам присваиваются дополнительные наименования: на фок мачте фор стеньга, на грот мачте грот стеньга и на … Морской словарь
СТЕНЬГА — (гол. steng). Тонкая часть, второе колено мачты наверху. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТЕНЬГА верхняя надставка мачты; смотря по роду мачты, назыв. брам стеньга, крюйс стеньга, фор стеньга и т. д … Словарь иностранных слов русского языка
стеньга — сущ., кол во синонимов: 5 • грот стеньга (2) • крюйс стеньга (1) • рангоут (9) … Словарь синонимов
СТЕНЬГА — (от нидерл. steng) продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов. Продолжение стеньги брам стеньга, продолжение брам стеньги бом брам стеньга … Большой Энциклопедический словарь
стеньга — и; ж. [от голл. steng] Спец. Наставная часть мачты, являющаяся продолжением её в высоту. Спустить стеньгу. Стеньги мачт. ◁ Стеньговый, ая, ое. С ые флаги. * * * стеньга (от голл. steng), продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для… … Энциклопедический словарь
Стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением мачты вверх. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте стеньгам даются дополнительные наименования: на фок мачте фор стеньга, на грот мачте грот стеньга и на бизань мачте крюйс стеньга … Морские узлы
стеньга — см. стенга … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Стеньга — (от голл. steng) часть судового Рангоута, служащая продолжением верхнего конца мачты. На С. закрепляют радиоантенны, сигнальные реи, гафели (См. Гафель), фонари, некоторые из судовых огней; на парусных судах к С. крепят паруса. Бывают… … Большая советская энциклопедия
Стеньга — ж. Верхняя часть мачты, являющаяся ее продолжением выше вант. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
стеньга — стеньга, стеньги, стеньги, стеньг, стеньге, стеньгам, стеньгу, стеньги, стеньгой, стеньгою, стеньгами, стеньге, стеньгах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Значение слова «стеньга»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Стеньги присоединяются к топу нижней мачты при помощи стень-эзельгофтов, опираясь на шлагтовы, лежащие на саллингах марсов. Раскрепляются стеньги стень-вантами, стень-фордунами, стень-штагами и стень-бакштагами.
Название зависит от названия мачты: фор-стеньга, грот-стеньга, крюйс-стеньга, блинда-стеньга.
Стеньги используются для крепления рангоутного дерева, несущего парусное вооружение (гафелей, реев), сигнальных фалов и судовых огней.
СТЕ’НЬГА, и, ж. [гол. steng] (мор.). Вертикальный брус, наращиваемый на мачту и составляющий продолжение ее в высоту.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сте́ньга
1. морск. вертикальное рангоутное дерево, служащее продолжением мачты, идущее вверх от неё выше вант и предназначенное для крепления парусов
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сортность (существительное):
Стеньга
Стеньги присоединяются к топу нижней мачты при помощи стень-эзельгофтов, опираясь на шлагтовы, лежащие на саллингах марсов. Раскрепляются стеньги стень-вантами, стень-фордунами, стень-штагами и стень-бакштагами.
Название зависит от названия мачты: фор-стеньга, грот-стеньга, крюйс-стеньга, блинда-стеньга.
Стеньги используются для крепления рангоутного дерева, несущего парусное вооружение (гафелей, реев), сигнальных фалов и судовых огней.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В настоящий глоссарий не включены термины, применяемые для обозначения типов кораблей и судов, которые (за исключением многозначных терминов) вынесены в отдельный глоссарий Морские термины (типы кораблей и судов)
Косы́е паруса́ — паруса, которые ставятся в диаметральной плоскости вдоль судна. Имеют много разновидностей. В отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, под углом до 20°. К косым парусам относятся и треугольные паруса.
Иол — 1- мачтовый бот с парусным вооружением «шафшинкен» (нем. schafschincen — овечий окорок; англ. shoulder of mutton — плечо барана) или 1- мачтовый бот с люгерным парусным вооружением.Иол — небольшое парусное судно с двумя мачтами (точнее, полуторамачтовое) — гротом и бизанью. Обе мачты имеют косое парусное вооружение. Бизань-мачта, обычно небольшого размера, расположена позади гельм-порта и выступает за гакаборт. Грот гафельный или бермудского покроя с кливером и стакселем.Йол (иол) — тип косого.
Стеньги
Теги: морские узлы, такелаж, стеньги
Содержание.
Материал отредактирован и предоставлен
Александром Бойцовым
mailto:boyetz@inbox.ru
Буду очень признателен за ЛЮБУЮ
Предоставленную информацию по
Шняве Заложена в 1703г.
Спущена на воду 24.09.1704г.,
Строители : Петр Михайлов, Иван Немцов
СТЕНЬГИ
Стеньги являлись подвижными удлинениями мачты. Обычно мачты этого периода несли две стеньги- собственно стеньгу и брам- стеньгу. Стеньги относились к однодеревкам и, следовательно, их изготовляли из одной штуки дерева, а не набирали из отдельных штук. До начала 70- х годов часть шпора стеньги, находившаяся над пяткой, на английских судах была круглой. Пятка была нижней частью стеньги и была четырёхугольной. Она проходила внутри салинга марса. В пятке было прорезано четырёхугольное отверстие перпендикулярно продольной оси судна, предназначавшееся для стопора стеньги- шлагтова, который был деревянным или железным. Железный шлагтов имел в длину 1,5
У всех стеньг судов с количеством пушек меньше 18 в направлении продольной оси судна были прорезаны шкив- гаты со шкивами для проводки фала рея. Однако в работах того времени указывалось, что такая практика ведёт к ослаблению стеньги, и посему этого необходимо по возможности избегать.
Длины и диаметры стеньг. Размеры стеньг находились в определенном соотношении друг с другом и соответственно с нижней мачтой. Грот- стеньга в течении всего века составляла 3\5 длины нижней мачты фор- стеньга 8\9 длины грот- стеньги. Брам- стеньга составляла половину длины соответствующей стеньги, а бом- брам- стеньга 7\10 соответствующей брам- стеньги. У грот- и фор- стеньг диаметры равнялись 1\36 их длины. Все брам- стеньги имели диаметр 1\36 их длины, а бом-брам- стеньги- 2\3 толщины брам- стеньги. (По Д. Стилу).
Салинги стеньг. Салинги стеньг отличались от салингов мачт. Они состояли из двух лонга- салингов и трех краспиц, которые по внешней трети были слегка изогнуты назад. После 1720 г. Ставят три ванты и на салингах начинают использовать калвы. Размеры лонга- салингов и краспиц:
Длина: в 1720- 1775 гг.- 1\5 длины брам- стеньг;
Высота: в 1720- 1775 гг.- 25\26′ на каждый фут длины;
Ширина: до 1775 г.- 3\4 высоты;
Длина: в 1720- 1775 гг.- 4\15 длины брам- стеньги;
Высота: до 1775 г.- 1\2 высоты лонга- салинга;
Ширина: до 1775 г.- Ширина лонга- салинга;
Средняя часть краспицы в 2\7 её длины была одинакова по высоте, затем стороны уменьшались до половины высоты. Концы были круглыми, если смотреть сверху, и на расстоянии 4′ от них были сделаны отверстия для вант. Краспицы врезали в лонга- салинги таким же образом, как и на нижних мачтах. Средняя краспица размещалась между топом
Рангоут парусника – его гордость
Как и большинство терминов парусного флота, это слово ввел в русский язык Петр I. Он учился морскому делу в Голландии и там узнал, что тамошние моряки так называют все мачты и реи судна. В переводе с голландского языка Rondhout – просто «круглое дерево».
Большинство отечественных яхтсменов еще в детстве впервые узнали, что такое рангоут из прекрасной повести «История капитана Врунгеля».
Книжка детская, но определение совершенно исчерпывающее, прямо из словаря морских терминов. Последние годы расширили его новыми материалами. Современный рангоут изготавливают еще из алюминиевых труб. А совсем недавно в обиход спортсменов вошли мачты из углепластика. Они существенно облегчают яхту, что позволяет ускорить ее ход и выиграть регату.
Из чего состоит рангоут парусного судна
Основное предназначение рангоута – несение парусов. Они столетиями были единственным движителем судов, за это время парусное вооружение довели до совершенства, а вместе с ним и рангоут. Его основные части:
Познакомимся с ним поближе.
Мачты
Это установленные вертикально главные элементы рангоута. К ним крепятся прочие его части. Нижний конец мачты, так называемый шпор, закреплен не на палубе, а проходит сквозь нее и вставлен в степс-гнездо на киле судна.
Мачты имеют собственные имена. Первая со стороны форштевня – фок-мачта, вторая, самая высокая, – грот-мачта, третья – бизань-мачта. Такова классическая схема рангоута, продержавшаяся несколько столетий. Только в середине 19 века построили грузовые парусники с большим числом мачт. Рекорд принадлежит семимачтовой шхуне «Томас У. Лоусон», спущенной на воду в 1902 году. Если мачт больше трех, то остальные называют «вторая грот-мачта», «третья грот-мачта» и так далее. Бизань сохраняет свое наименование.
Стеньги
Мачты больших кораблей изготавливали из нескольких деревьев. Нижнее, самое мощное, назвали колонной или просто мачтой, а верхние – стеньгами. В переводе с голландского steng – это «штанга» или просто «шест». В единое целое их сочленяли эзельгофтами, то есть «ослиными головами». Эта деталь рангоута действительно ее напоминает. В местах соединения устанавливали салинги, площадки с креплениями для вант. Это тросы, крепящие мачты и стеньги к бортам судна. Нижний салинг называется марсом.
В точках соединения стеньг к мачтам крепятся горизонтальные реи. Данный элемент рангоута служит для закрепления и растягивания верхней и нижней шкаторины парусов. В середине они соединяются к мачтам подвижным соединением. Благодаря этому реи можно поворачивать, поднимать и опускать ради самой выгодной постановки парусов.
В эпоху скоростных клиперов изобрели лисель-спирты, дополнительные реи. Их выдвигали с концов основных рей и крепили к ним дополнительные паруса – лиселя.
Гик и гафель
Для постановки косых парусов служат реи особой конструкции – гик и гафель. Они закреплены на мачте одним концом посредством подвижного соединения. По гику растягивают нижнюю, а по гафелю – верхнюю шкаторину паруса. По ветру его устанавливают, подтягивая и ослабляя гика-шкот. На яхтах гафеля чаще всего нет, верхний угол треугольного паруса закреплен на топе мачты.
Бушприт
Наклонная мачта, выступающая вперед над ахтерштевнем. Изначально он служил для постановки прямых парусов – блиндов. Но впоследствии бушприт удлинили, его продолжение называют утлегарем. Он нужен для установки носовых треугольных парусов: стакселей и кливеров. Их верхний угол крепится на фок-мачту.
Названия элементов рангоута
От наименований частей рангоута так и веет морским свежим ветром. Бом-бом-грот-стеньга – звучит как музыка. Но для матроса парусника эти слова несут точную информацию о местоположении каждого элемента рангоута. Что означают эти приставки?
Итак, что означает термин «бом-бом-брамс-грот-рея»? Четвертая снизу рея грот мачты. Все просто и понятно. Почему не называть их по-русски? Не стоит ломать традиции парусного флота, введенные Петром I.
До недавнего времени полноценный рангоут сегодня можно увидеть только на учебных парусниках. Там обязательно проходили морскую практику курсанты морских училищ. В России эту роль играют фрегат «Паллада», барки «Седов» и «Крузенштерн». В новом веке начался бум морских круизов на парусных судах. Путешествия на «Крузенштерне» пользуются огромной популярностью.
Уже строятся специальные парусные суда для круизов. Самый яркий пример – Royal Clipper, единственный в мире пятимачтовый клипер, спущенный на воду в 2000 году. Пассажиры обеспечены полным комфортом, плюс необыкновенное ощущение плавания под парусами. Море зовет новых романтиков.