Что такое стереотипы восприятия

Что такое стереотипы?

Стереотипы – это устойчивое мнение о людях, событиях, вещах, сложившееся в обществе. Термин stereotypes был введён социологом Вальтером Липпманом в 1922 г. У стереотипизации есть ряд неоспоримых преимуществ, но не следует забывать и о негативном влиянии подобного мышления.

Что такое стереотипы восприятия. Смотреть фото Что такое стереотипы восприятия. Смотреть картинку Что такое стереотипы восприятия. Картинка про Что такое стереотипы восприятия. Фото Что такое стереотипы восприятия

Особенности возникновения стереотипов

Слово имеет древнегреческое происхождение, его использовали в типографии – означало твёрдый объёмный отпечаток.

Сложившиеся стереотипы, простыми словами, это картинка у нас в голове. Устойчивые, привычные взгляды человека на жизнь, которые формируются в ходе общения и на основе личного опыта. Термин

Механизм развития стереотипов:

Формирование стереотипного мышления начинается с рождения, родители покупают новорождённым одежду розового или голубого цвета, в зависимости от пола.

Важно! Пословицы и поговорки – это тоже своего рода стереотипы, в которых заключена житейская мудрость.

Виды стереотипов

Все виды стереотипов принято делить на несколько групп, в зависимости от объекта стереотипизации.

Что такое стереотипы восприятия. Смотреть фото Что такое стереотипы восприятия. Смотреть картинку Что такое стереотипы восприятия. Картинка про Что такое стереотипы восприятия. Фото Что такое стереотипы восприятия

Зачем нужны стереотипы?

Устоявшиеся шаблоны и модели поведения значительно упрощают процесс мышления и познания. У каждого человека присутствует ряд умозаключений, которыми он пользуется неосознанно.

Что такое стереотипы восприятия. Смотреть фото Что такое стереотипы восприятия. Смотреть картинку Что такое стереотипы восприятия. Картинка про Что такое стереотипы восприятия. Фото Что такое стереотипы восприятия

Роль, функции и влияние на жизнь

Основные свойства стереотипов – неизменность во времени, отсутствие динамичности, избирательность, эмоциональная полнота. Постепенно учёные и психологи вносят новшества в концепцию, но основная мысль не меняется.

Что такое стереотипы восприятия. Смотреть фото Что такое стереотипы восприятия. Смотреть картинку Что такое стереотипы восприятия. Картинка про Что такое стереотипы восприятия. Фото Что такое стереотипы восприятия

Роль и функции – сокращают время реагирования на изменяющуюся реальность, ускоряют процесс познания, предоставляют первичное основание для ориентирования в происходящем.

Феномен стереотипизации рассматривают с нескольких позиций:

Правдивые стереотипы полезны, поскольку восприятию нужно периодически отдыхать. Но любая адекватная установка может стать неадекватной, если данные устаревают.

Плюсы и минусы стереотипизации

Стереотипы значительно облегчают жизнь человека, помогают сориентироваться в определённых ситуациях, не допустить ошибок. Благодаря им мы знаем, что вода мокрая, а огонь горячий, если бросить камень в реку, от него разойдутся круги.

Но с другой стороны, подобное мышление часто ограничено, в установках присутствует много устаревших и неточных представлений о людях, явлениях, событиях.

Положительные и отрицательные стороны

ПреимуществаНедостатки
Содействуют ориентировке в многообразии проявлений жизни. Способствуют адаптации в обществе.

Значительно облегчают жизнь, поскольку снимают некоторый груз повседневных проблем. Позволяют выжить в трудных ситуациях, когда нет времени на долгий анализ ситуации.

Помогают проанализировать, сделать выводы из нескольких схожих ситуаций.

В негативных ситуациях оказывают парализующее действие – сложно поверить в происходящее, поскольку в голове заложено, что этого не может быть.

Если у человека очень много ложных стереотипов, это значительно ограничивает мировоззрение, препятствует саморазвитию и самосовершенствованию. Чрезмерное обобщение не позволяет мыслить гибко.

Стереотипизация внешности, личностных качеств и черт характера нередко способствует развитию комплекса неполноценности, заниженной самооценки.

Категоризация не позволяет видеть индивидуальность и уникальность индивида.

Стереотипы пытаются втиснуть всё происходящее в строгие рамки – хорошо и плохо, чёрное и белое. Но в жизни не всегда всё так однозначно.

Человек не видит все грани происходящего. В результате развивается эгоцентризм, упрямство, фанатизм.

Стрессы, разочарования, другие болезненные переживания – следствие завышенных ожиданий, которые внушают социальные стереотипы.

Без стереотипного упрощенного мышления человеку приходилось бы каждый раз до всего доходить собственным умом, вся жизнь превратилась в процесс бесконечного познания.

Самые распространенные примеры из жизни

Социальные стереотипы присутствуют во всех сферах жизни человека, появляются новые клише и паттерны относительно семейных и дружеских отношений, о женщинах и мужчинах.

Наиболее известные установки мышления и стереотипы восприятия:

Часто в современном обществе можно услышать, что власть портят людей, женщина может быть либо умной, либо красивой, большие деньги не заработаешь честным путём.

7 эффективных способов избавиться от стереотипов

Нередко люди придают большое значение популярным стереотипам, что сильно ограничивает мышление, препятствует личностному росту и развитию.

В психологии есть несколько эффективных приёмов, которые помогут избавиться от чрезмерного стереотипного мышления.

Методы разрушения стереотипов:

Эти методы не только позволят сломать конкретные стереотипы, навязанные обществом, но и отойти от привычки мыслить предвзято, шаблонно и узко.

Замкнутость, плохо развитое самосознание, неустойчивый внутренний мир – все эти черты характера способствуют закреплению навязанных убеждений.

Стереотип – определённая призма, через которую человек смотрит на окружающее, и ведёт себя соответствующим образом. Полностью уйти от стереотипного мышления не получится, поскольку это часть общественного сознания. Но если навязанные паттерны мешают нормальной жизни, нужно от них избавляться.

Источник

Что такое стереотипы восприятия

Сталкинг > Статьи о сталкинге > Стереотипы восприятия и реагирования

Стереотипы восприятия и реагирования

Остается лишь добавить, что главной целью сталкинга является укрепление и усиление осознания. И это предполагает стремление к осознаванию (регистрации и выслеживанию) всех известных стереотипов. Максима дона Хуана о том, что «настоящий воин должен осознавать все и всегда», задает ясные и недвусмысленные ориентиры и направление движения по пути усиления осознания.

Можно ли вообще избавиться от стереотипов? Вопрос спорный, определенно можно осознавать большую часть стереотипного поведения и в значительной мере его корректировать. Допускаю, что переломным моментом полного избавления от части стереотипов может являться потеря человеческой формы.

Все многообразие стереотипов можно условно разделить на три большие категории:

1. Стереотипы реагирования

2. Стереотипы восприятия и оценки

3. Стереотипы мышления

1. Стереотипы реагирования

Реакция на «плохой-хороший»

2. Стереотипы восприятия и оценки

Оценка ситуации как успеха/победы, как неудачи/поражения

Зависимость оценки от текущего психо-эмоционального состояния

Фундаментальная ошибка атрибуции

Сравнение своего социального статуса со статусом других

Оценка в зависимости от социального статуса

Перенос образа родителей и их отношений на отношения с партнером

Мотивированное восприятие человека

Оценивание по типу хороший-плохой

Самоутверждение за счет противопоставления себя (принадлежащего к достойной группе) к группе менее достойной

Самоутверждение за счет унижения других

3. Стереотипы мышления

Проверка, подтверждающая гипотезу

Статистическая информация и «история случая»

Почему это произошло?

Прежде чем завершить статью, мне хочется отметить, что данная тема, как впрочем, и остальные разделы сталкинга, весьма обширна и к настоящему времени мало изучена. При всем своем желании изложить материал как можно более точно и полно, я вынужден признать, что сделать это не так-то просто. И объем материала, и его осмысление через призму собственного живого опыта предполагают многие годы исследований и самостоятельной практики.

Вместе с тем, глупо было бы сидеть и ждать, когда опыт и результаты исследований кристаллизуются в некую идеальную/завершенную форму. Поэтому я нахожу возможным публиковать результаты своих и чужых исследований в более-менее систематизированной форме, а также периодически возвращаться к этой и другим темам и дорабатывать их.

Я думаю, что это неизбежный результат эволюции знаний. Мы растем, развиваемся, растет наш опыт и знание. Сейчас знание такое. Каким оно будет завтра? Кто знает?

Источник

Стереотипы социального восприятия

Тема данной публикации — стереотипы в восприятии человека человеком, то есть устойчивые мнения о личностных качествах групп людей, определяющие отношение к ним и поведение при взаимодействии с представителями этих групп. Примерами стереотипов являются суждения вроде «женщины более эмоциональны, чем мужчины» или «англичане сдержанны и чопорны».

Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих нас людях. Следуя стереотипу, мы упрощаем картину мира, делаем ее более понятной. Поэтому использование стереотипов — целесообразная стратегия социального познания. Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными.

Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе. Допустим, аргументируя выбор в пользу претендента на важную должность представителя своей национальности против человека другой национальности, сделавшие этот выбор, возможно, будут искренне протестовать против того, что расовые предпочтения сыграли решающую роль. Сути выбора это не изменит. Приведем примеры аналогичных экспериментов, продемонстрировавших роль стереотипов пола.

Испытуемым предъявлялись фотографии «группы, работающей над исследовательским проектом», и просили предположить, кто из участников внес наибольший вклад в работу. В однополых группах чаще выбирали того, кто сидел во главе стола; то же самое происходило и в смешанных группах, где во главе стола сидел мужчина. Однако в группе из трех женщин и двух мужчин, где во главе стола сидела женщина, каждого из мужчин выбирали втрое чаще, чем всех женщин вместе взятых.

Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.). Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип «красивый — значит, хороший». Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным — пороки и недостатки. Действие этого стереотипа отмечается уже с четырехлетнего возраста.

Феномен внутригрупповой пристрастности также можно условно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой — членов других групп. Понятие «группа» в данном случае может варьироваться в очень широком диапазоне — от жильцов одного дома до жителей одной страны. Действенность данного стереотипа выражена даже тогда, когда принадлежность к той или иной группе определяется случайными факторами (школьный класс, болельщики одной команды).

Что определяет формирование того или иного стереотипа? Безусловно, в их основе лежат реально существующие различия между женщинами и мужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию о них мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средств массовой информации. Однако как мы сами, так и другие источники информации, которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия). Некоторые из этих феноменов имеют самое непосредственное отношение к формированию стереотипов; к их рассмотрению мы и переходим.

Чрезмерная обобщенность стереотипов приводит к тому, что реально существующие небольшие различия очень сильно преувеличиваются. Оценивая людей, мы склонны преувеличивать сходство внутри группы и различия между группами. Так, по данным одного исследования, мужчины оказались незначительно более уверенными и доминантными, а женщины — нежными и склонными к состраданию. Однако в стереотипах мужчины и женщины эти характеристики различались примерно вдвое.

Влияние единичной яркой информации на формирование стереотипов гораздо больше, чем влияние информации более обширной и точной, но малоэмоциональной. Так, описание кровавого преступления, совершенного лицом национальности Х, будет способствовать формированию соответствующего стереотипа в большей степени, чем статистическая таблица, из которой ясно, что наибольший процент преступлений совершают лица национальности Y. Примерно такое же воздействие, как единичная яркая информация, оказывает единичная информация, полученная лично, от друзей и знакомых. Таким образом, мы с легкостью обобщаем единичные факты до закономерности и с гораздо большим трудом применяем общие закономерности к конкретным людям.

Устойчивость стереотипов обеспечивается, в частности, тем, что информация, соответствующая стереотипу, способствует его упрочению, а противоречащая — игнорируется. Более того, в одной и той же информации можно найти подтверждение противоположным стереотипам.

Группа студентов смотрела видеозапись беседы с девочкой, в ходе которой та отвечала на вопросы теста способностей. Одной группе было сказано, что девочка — дочь родителей из низших слоев общества, проживающая в бедном квартале, другой — что это дочь интеллигентов из респектабельного пригорода. Первая группа оценила способности девочки ниже среднего уровня и вспомнила, что она не ответила почти на половину вопросов теста. Вторая группа оценила уровень способностей девочки как высокий, вспомнив, что на большинство вопросов она ответила правильно.

Устойчивость стереотипов выражается в том, что единичные противоречащие им примеры могут сосуществовать со стереотипом, например, «все лица национальности Х — жулики и пройдохи, но к моему соседу, хоть он и той же национальности, это отношения не имеет». Если же примеров, противоречащих стереотипу, достаточно много, они могут быть выделены в отдельную группу, для которой будет создан свой стереотип, например, стереотип феминистки, существенно отличающийся от стереотипа просто женщины.

Как стереотипы влияют на поведение и психику? Помимо очевидных социальных последствий, стереотипы оказывают воздействие и на тех, кто оказывается их объектом. Один из главных механизмов воздействия стереотипов — феномен самоисполняющегося пророчества, основанный на том, что стереотипы меняют поведение тех, кто их разделяет, в свою очередь воздействующее на поведение их партнеров по общению в сторону соответствия стереотипу.

Белые американские испытуемые разыгрывали ситуацию собеседования при приеме на работу. Их поведение существенно различалось в зависимости от расы «претендента на должность»: если им был чернокожий, интервьюеры садились на большем расстоянии от него, реже смотрели ему в глаза, заканчивали беседу быстрее и делали больше ошибок в речи. В следующем эксперименте специально тренированные имитаторы опрашивали «претендентов» (только белых) таким образом, чтобы это походило на интервьюирование белых и чернокожих. Те, кого интервьюировали в той же манере, что и чернокожих, выглядели более нервными и менее собранными, чаще сбивались и путались, были меньше удовлетворены тем впечатлением, которое они произвели на интервьюера.

Стереотипы часто определяют атрибуцию поведения, объяснение его причин теми или иными факторами. Так, стереотип «старые люди дряхлеют и много болеют» приводит к тому, что основной причиной болезней и немощей престарелых людей как они сами, так и окружающие считают именно возраст, в то время как таковой может являться, например, изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию или переживания в связи со смертью близкого человека.

Если индивид разделяет стереотип, соответствующий его полу, возрасту, профессии и пр., то он не может не влиять на его я-концепцию и самооценку, которые, в свою очередь, определяют поведение, интерпретацию событий и т. д.

В эксперименте был продемонстрирован феномен, названный «уязвимость стереотипом». Студентам с одинаковыми способностями давали контрольную работу. Перед ее началом им говорили одно из двух: 1) мужчины и женщины обычно показывают одинаковые результаты; 2) женщины обычно уступают мужчинам. В обоих случаях результаты подтверждали «стереотип»: в первой ситуации и женщины и мужчины набирали в среднем около 15 баллов по 100-балльной шкале, во второй женщины набирали в среднем по 5 баллов, мужчины — по 25.

В заключение необходимо отметить случаи, когда стереотипы «не работают». Такое случается прежде всего в ситуации тесного и длительного общения, когда люди взаимодействуют не с представителем своего пола или национальности, а с конкретным человеком, причем, как уже отмечалось, позитивное отношение к человеку может сосуществовать с негативным стереотипом по отношению с социальной группе, которую он представляет. Однако иногда сознательно декларируемые стереотипы «не срабатывают» и в ситуации поверхностного контакта, о чем свидетельствует результат широко известного исследования, названного «Парадокс Ла-Пьера».

В 1934 году на пике антиазиатских настроений в США психолог Ла-Пьер обратился с письменным запросом в 251 ресторан и отель: «Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?». Ответило 128 заведений, 92% ответов были отрицательными и лишь 1% — полностью положительным. Но до этого Ла-Пьер вместе с парой своих студентов-китайцев уже объехали все эти заведения и всюду, кроме единственного случая, встретили радушный прием.

Приведенный пример неслучайно имеет четкую «привязку» во времени и пространстве. Несмотря на то, что стереотипы подразумевают «сопротивляемость изменениям», они в целом достаточно чувствительны к социальным условиям той среды, в которой возникают. Поэтому если меняется среда, то и стереотипы меняются. Для примера достаточно вспомнить многочисленные метаморфозы, которые претерпели за последние годы стереотипы «коммуниста» и «демократа». Поэтому стереотипы одной культуры (а большинство приведенных в этом разделе данных были получены в культурах США и Западной Европы) могут не подтвердиться в условиях другой культуры (например, отечественной).

Татьяна Барлас
По материалам «Elitarium»

Источник

Стереотипы восприятия

Что такое стереотипы восприятия. Смотреть фото Что такое стереотипы восприятия. Смотреть картинку Что такое стереотипы восприятия. Картинка про Что такое стереотипы восприятия. Фото Что такое стереотипы восприятияИнтересное слово стереотипы слышали все, и даже наверно точно не понимая, что оно значит, частенько его употребляли. А, что же оно значит в точной формулировке? Стереотипами считаются стабильно повторяющиеся различного рода цепочки в виде шаблонов, паттернов, различных мыслей или чувств, а также и поступков. Немного отличается от Вашего обычного понимания этого слова, не так ли? Также стереотипами считают привычные для Нас способы восприятия и реакции на различные ситуации. Если упростить – это как бы конкретно, Наш индивидуальный способ мышления и осмысления реагирования на окружающий мир. В, ещё более простом виде – это выглядит как искусственно обособленные фрагменты из нашего обычного поведенческого репертуара.

Также стереотипами считаются отдельные грани от структуры самой личности, но эти грани не существуют как бы изолированно, и сами по себе они являются частью личности. Их взаимная связь и уровень степени выраженности, в общем-то, и создают личность. Выходит так, что у некоторых людей отдельные грани выступают заметно резче, что приводит к тому, что некоторая часть стереотипов проявляется чаще и более выражено, а у других именно эти же грани более сглажены и подобные стереотипы имеют своё проявление реже.

Отметим то, что стереотипы – это фактически привычные маршруты, которые создаёт наше внимание, речь идёт о проявлениях непроизвольного внимания. Такие маршруты становятся результатом ранее полученного жизненного опыта, а также они являются частью воспитания и даже наследственности. Просто представьте парк с дорожками и тропинками по, которым обычно гуляют люди, так вот стереотипы тоже можно пояснить как эти дорожки и тропинки, которые привычно используются, Нашим вниманием.

Значит стереотипы – это зло? Зачем же Нам стереотипный вариант поведения? На основе этого хочется вспомнить соображения довольно известного учёного. Собственно Мы здесь и далее будем пользоваться некоторыми соображениями из книги Роберта Чалдини – «Психология влияния». Эту книгу можно считать одним из самих глубоких и вместе с этим доступных вариантов исследования психологии в области использования существующих вариантов стереотипов. Этот автор очень подробно и понятно раскрывает некоторые из наиболее часто использующихся манипуляционных стереотипов. Но Мы не будем сильно загружать эту статью обширностью фрагментов их лучше вынести как части отдельной страницы.

Стереотипы в психологии влияния

Главная цель – это стремление к осознанию, что выражается в регистрации и последующем выслеживании всех известных Нам стереотипов. В связи с этим хочется вспомнить максиму дона Хуана, которая рассказывает о том, что – «настоящий воин должен осознавать всё и всегда», как бы помогает задать ясные и при этом недвусмысленные ориентиры, которые направлены на путь движения для усиления осознания.

А есть ли возможность избавления от стереотипов? Вопрос конечно спорный, но определённо то, что можно осознавать наибольшую часть стереотипности поведения и в большой мере его хоть как – то скорректировать. Стоит допустить, что переломный момент полнейшего избавления от части стереотипов может произойти с помощью потери человеческой формы.

Но будем более конкретными, далее рассмотрим всё многообразие стереотипов разделённое на три крупные категории:

Естественно надо понимать, что все они заметно, взаимосвязаны. Ведь очевидно то, что восприятия и последующая оценка связаны с общим процессом мышления. Понятно и весьма очевидно, что реагирование неразрывно связанно с общим восприятием и общей оценкой. Отметим, что общая классификация стереотипов на основе трёх вышеназванных групп – это всего-то лишь не простой способ систематизации на много более крупного объёма информации. Далее можно сказать, что будет уместно разделить стереотипы на три вот эти категории:

Стереотипы восприятия и их последующая оценка

Эффект ссылки на самого себя. Эффект момента ложного согласия. Оценка общей ситуации как успеха или победы, как произошедшей неудачи или наоборот поражения. Существование зависимости от оценки текущего состояния психики и эмоций. Зависимость от самооценки. Фундаментальная версия ошибки атрибуции. Постоянные попытки сравнения своего собственного социального статуса со статусами ближних. Оценка себя, которая зависит от текущего социального статуса. Симпатия, авторитет, дефицит. Общие принципы контраста. Эффекты Барнума. Приверженности к важности первого впечатления. Перенос образа отношений увиденного у родителей на последующие отношения со своим партнёром. Общее мотивированное восприятие человека. Оценивание всего на основе типа плохой и хороший. Самоутверждение за счёт противопоставление себя как части какой – либо группы против более достойной, на Ваш взгляд группы. Попытки самоутверждения за счёт унижения кого-либо. Родитель и ребёнок.

Стереотипами из категории реагирования

Ими следует считать: уязвлённое самолюбие, прочие споры и последующие оправдания. Чувство вины и опять оправдания. Обида и последующая мстительность. Реакция, которая образуется на «плохой или хороший». Победа и последующая радостная возбуждённость. Поражение и как соответственно полнейшее уныние. Начальство – авторитет и последующее заискивание и раболепство перед ним. «Мы очень верим в тебя, мы невероятно надеемся на тебя» и последующее – «я обязательно должен оправдать проявленное доверие и надежды моего руководства». Принуждение с ограничением свободы как следствие злости раздражительности и последующего противостояния. Неизвестность как последующие опасения в виде страха, беспокойства, появления озабоченности и нервозности. Правило взаимных обменов. Социальные доказательства. Обязательство и последующая последовательность. Эффекты Рингельма. Вопросы и последующие ответы.

Стереотипы из области мышления

Сюда отнесём эвристику, установки. Проверку, которая должна подтверждать гипотезы. Общая статистическая информация и общая – «история случая». Недостаточная возможность выборки. Ошибки связанные с планированием. Эффект Зейгарника. Почему же – это таки произошло?

Надо отметить, что глупо просто сидеть и ожидать, что опыт и общие результаты исследований смогут кристаллизоваться, в что – то типа идеальной и завершённой формы. Из-за этого подобные существующие результаты можно опубликовать в более систематизированной форме, так как – это можно считать неизбежным результатом эволюции знаний. Мы ведь растём и развиваемся, а значит растёт, Наш опыт и знания. На данный момент взгляд на этот вопрос вот такой, а каким он будет позже, кто знает?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *