Что такое стези к богу
ПУТЬ, СТЕЗЯ (PATH)
Как всегда, символический смысл основывается на физическом явлении. В хождении по какому-либо пути подразумевается выбор пути и движение по нему в определенном направлении, к определенному пункту назначения, принятие на этом пути мудрых, а не глупых решений, забота о своей безопасности и о том, чтобы не заблудиться, устремленность к цели.
Жизненный путь. Все эти элементы движения по пути используются во многих библейских образах пути при оценке поведения человека в жизни и результатов этого поведения. В обществе, где хождение было основным средством передвижения, этот образ не мог не стать готовой иллюстрацией повседневной жизни. Из образов хождения путями Божьими или следования Его закону можно составить небольшую антологию библейских стихов (свыше сотни примеров только в Псалтири и Книге Притчей). Среди этих примеров можно отметить следующие: «[Бог] направляет меня на стези правды» ( Пс. 22:3 ); «вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти» ( Пс. 31:8 ); «кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» ( Пс. 49:23 ); «все пути мои известны Тебе» ( Пс. 138:3 ).
Коль скоро в хождении или путешествии подразумевается намеренное действие, не удивительно, что библейские авторы изображают направление и ориентацию жизни как путь. Кроме того, в образе жизни как движения по пути выражается динамическая природа человеческого существования, которое никогда не остается неподвижным и в котором личный выбор не выполняет какую-то обособленную функцию, а вписывается в общую картину. Эта динамика выражается в известном высказывании: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» ( Притч.4:18 ). Или в том же духе: «Путь жизни мудрого вверх» ( Притч.15:24 ).
В отрывках, где речь идет о двух путях, на первом плане стоит та же сторона образа, которая подразумевается повсюду, – движение по определенному пути ведет к месту назначения и конечной цели. И подчеркивается также легкость, с которой можно сделать неверный поворот, наряду со связанными с этим опасностями.
В таком мире образ действий человека и его нравственные нормы поведения показываются как движение по доброму или злому пути, и человек часто призывается или наставляется ходить по тому, а не иному пути. С одной стороны, говорится: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» ( Пс. 118:1 ). В Притчах содержатся увещевания не сбиваться с правильного пути: «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды» ( Притч.4:26 ); «блаженны те, которые хранят пути мои!» ( Притч.8:32 ); «На пути правды – жизнь» ( Притч.12:28 ). Ветхозаветные цари постоянно наставляются «хранить завет Господа, Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его» ( 3Цар. 2:3 ). С другой стороны, делаются предупреждения «не учиться путям язычников» ( Иер. 10:2 ), не избирать путей человека, «поступающего насильственно» ( Притч.3:31 ), «не вступать на стезю нечестивых» ( Притч.4:14 ) и не уклоняться на пути распутной женщины ( Притч.7:25 ).
Даже говоря о нравственных сторонах жизни, библейские авторы не упускают из виду физическую реальность хождения по пути. Так, мы видим слова о необходимости утвердить шаги на пути и не позволить поколебаться стопам ( Пс. 16:5 ), о хождении по верному, а не опасному пути ( Пс. 17:33 ), об обращении взора на путь ( Пс. 118:15 ) и о различии между кривым путем ( Притч.2:15 ) и прямым путем ( Притч.4:26 ).
Путь спасения. Наряду с использованием для отображения жизни и нравственного поведения, образ пути связывается с самим спасением. В ветхозаветных мессианских пророчествах, например, грядущее спасение изображается как подготовка пути или стези. «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» ( Ис. 40:3 ). «Новое», которое делает Бог, прокладывает «дорогу в степи» ( Ис. 43:19 ). И еще: «Приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу» ( Ис. 62:10 ). Это перекликается с образами исхода, когда Бог вел израильтян по пустыне, «показывая им путь» ( Исх. 13:21 ), но «второй исход» спасения во Христе имеет всеобъемлющее значение, и его путь открыт верующим.
Унаследовав этот ветхозаветный мотив, ранние христиане сделали путь богатым символом, выражающим конечное спасение, предоставленное Богом. Во всех евангелиях есть ссылки на Ис. 40 в связи с подготовительным служением Иоанна Крестителя ( Мф. 3:3 ; Мк. 1:2–3 ; Лк. 3:4–5 ; Ин. 1:19–25 ). Эта подготовка «пути» находит исполнение во Христе. В Книге Деяний читаем, что ранних христиан называли теми, кто «следует пути» ( Деян. 9:2 NRSV), или просто «путем» ( Деян. 19:9, 23; 22:4; 24:14, 22 <«учение» = путь>).
Такая терминология знакома всем, кто читал о жизни Иисуса или евангелия, где жизнь учеников вполне можно выразить метафорой «на пути с Иисусом». Образ пути придает структурное единство Евангелию от Марка, в котором смысл ученичества изображается как следование за Иисусом по пути креста ( Мк. 1:2–3; 8:27; 9:33–34; 10:32, 52 ). Аналогичную картину мы видим в евангелиях от Матфея ( Мф. 3:3; 11:10 ) и от Луки ( Лк. 1:76–79; 9:52; 13:22– 23 ). В Евангелии от Иоанна Иисус показан единственным путем, обеспечивающим доступ к Отцу и общение с Ним: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин. 14:6 ). В Послании к евреям Иисус в роли Первосвященника открывает «путь новый и живой» к Богу ( Евр. 10:19–20 ; ср. Евр. 9:8 ).
См. также: ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА, ПУСТЫНЯ, СТРАНСТВИЯ, УЛИЦА, ХОДЬБА.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
СТЕЗИ в Библии
Симфония: Синодальный перевод:
Слово «СТЕЗИ» встречается в Библии 19 раз. В данным момент для поиска использовался Синодальный перевод Библии.
СТЕЗИ
Иов 13:27 и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, – гонишься по следам ног моих.
Иов 19:8 Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму.
Иов 23:11 Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся.
Иов 28:7 Стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна;
Иов 38:20 Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее.
Пс 22:3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
Пс 64:12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
Пс 83:6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.
Притч 1:15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,
Притч 2:13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;
Притч 2:18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;
Притч 3:6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
Притч 3:17 пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные.
Притч 5:21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
Ис 40:3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
Плач 3:9 каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои.
Мф 3:3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
Мк 1:3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Лк 3:4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Лк. 3:4
Прп. Максим Исповедник
Ст. 4-6 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие
И поскольку по причине благодати каждая, даже случайная, буква Божественного Писания может быть постигнута многоразличным образом для пользы добивающихся добродетели и ведения, то давайте, насколько то возможно нам, и иным способом рассмотрим поставленные вопросы.
Понижение мыслимых и лукавых гор и холмов есть возвращение в свое исходное состояние естественных сил плоти и души. Вследствие такого возвращения боголюбивый ум, естественным образом выравниваемый богатством добродетели и ведения, размеренным шагом проходит через век сей и без оглядки направляется к неувядающему и нетленному миру умопостигаемых и святых сил, не раздражаемый неровностью невольных искушений, причиняющих боль, и умеренностью в плотских потребностях делая более легким путь заповедей, который [обычно] бывает затруднительным по причине суровых трудов плоти.
Вопросоответы к Фалассию.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 4-6 Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие
Прот. Иоанн Бухарев
Ст. 4-6 якоже есть писано в книзе словес Исаии пророка, глаголюща: глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень: правы творите стези его: всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холм смирится: и будут стропотная в правая, и острии в пути гладки: и узрит всяка плоть спасение Божие
В явлении и проповеди Предтечи и Крестителя Иоанна еванг. Лука, как равно и св. Матфей (3 гл.) с Марком (1 гл.), указывает исполнение пророчества Исаии (Ис. 40:3 и дал.), и он приводит в своем Евангелии это пророчество полнее, чем Матфей и Марк. Слова пророчества взяты от обычая, когда царь находился с войском в походе, – посылать вперед вестников, для объявления приближения его, приготовлять все нужное для него и устроять дороги. Иные толкователи здесь разумеют возвращение иудеев из Вавилонского плена. В пророчестве под Господом разумеется Мессия, Иисус Христос, явившийся освободить людей из плена греха, проклятия и смерти; под вестником – Иоанн Предтеча, предвозвещавший пришествие Христово и приготовлявший иудеев к принятию Его, как царя – Мессии своего, и устранявший, по возможности, препятствия к принятию Его, которые составляют грехи человеческие; отсюда и сущность проповеди Иоанна: покайтесь. Узрит всяка плоть, т. е. все люди (Деян. 2:16), спасение Божие, – спасение мира, совершаемое Богом.
Вот как описывает один из духовных писателей (Певницкий) явление Предтечи с первою проповедию: «Мы представляем себе стечение народа в каком-либо месте около Иордана по случаю праздника или по чему-либо другому. Среди беседы пред обществом вдруг является молодой человек, прикрытый эпанчею из верблюжьего волоса, подпоясанный кожаным поясом. Суровая аскетическая жизнь его молодому лицу придала сухость и бледность. На челе его следы трудовой сосредоточенной мысли, в его глазах блестит и выражается какое-то особенное одушевление и на всем лице ясный отпечаток самоуглубления и решительности. Сильным, высоким голосом он начинает сильную речь к собравшемуся обществу; оно поражается неожиданностию этой речи, поражается видом человека, Бог весть откуда явившегося и такого необыкновенного по виду. Слова его, полные небесной святости и внутренней энергии, как гром, раздаются пред собранием и после того, как этого слова не стало, не вдруг приходит в себя пораженное собрание… Новые слова глубоко западают в душу слушающих. Начинают спрашивать, кто этот странный и, по-видимому, ведший человек. Желание слушать его растет все больше и больше. Пророчество, давно не слышное в Иудее, проявилось с такою силою, какой не было, говорят, и в устах Илии, и Иоанн делается великим провозвестником и вождем нового направления духовной жизни в иудейском народе. Сила духа и слова Иоанна производили необыкновенное впечатление на современные ему поколения и, по словам евангелистов Матфея (Мф. 3:5-6) и Марка (Мк. 1:5), к нему выходила в пустыню вся страна Иудейская и иерусалимляне, и крестились от него, исповедуя грехи свои.» Еврейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что «народ, восхищенный учением Иоанна Предтечи, стекался к нему в великом множестве и что власть его была так велика над иудеями, что они готовы были сделать по его совету все, и что сам царь Ирод боялся этой власти великого учителя над своими подданными.»
Толкование на Евангелие от Луки.
Лопухин А.П.
Ст. 4-6 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие
Евангелист Лука, впрочем, приводит пророчество Исаии в более полном виде, чем Матфей и Марк (Мк. 1:3). Кроме 3-го стиха 40-й главы, он приводит 4-й и 5-й (по тексту Семидесяти, с небольшими собственными изменениями).
«В книге слов…» т. е. в книге, содержащей слова или изречения пророка Исаии (ср. Ам. 1:1: слова Амоса).
«Всякий дол», т. е. всякая долина, низина, овраг (φάραγξ). Это, а равно и следующие выражения: гора, холм, кривизна, неровные пути, – все образы, служащие для обозначения нравственных препятствий, которые должны быть удалены Иоанном с пути, по которому Мессия идет к Своему народу. Удалены эти препятствия могут быть только через искреннее раскаяние народа.
«Спасение Божие» (см. комментарии к Лк. 2:30). Евангелист, согласно с пророком, подразумевает здесь мессианское спасение, которое с пришествием Мессии и через Него сделается доступным созерцанию всех людей («всякой плоти» – это выражение обозначает человечество со стороны его немощи и потребности в Божественной помощи, а равно указывает и на всеобщность спасения, ср. Деян. 2:17). Евангелист, очевидно, именно для того и продолжил цитату из книги Исаии, чтобы дать понять своим читателям, что спасение, приносимое Христом, назначено для всех народов.
Толковая Библия.
Толкование на От Луки 3:4
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Луки 3:4 / Лк 3:4
Максим Исповедник (580−662)
Ст. 4−6 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие
Вопрос: Что есть глас вопиющего в пустыне и последующее? Что значит пустыня, что — путь Господа здесь и что — приготовление его? Каковы стези Его и что значит сделать прямыми их? Каковы долы, и что означает всякий дол да наполнится? Каковы горы и холмы, и что есть понижение их? Что означают кривизны, и каким образом они выпрямляются? Каковы неровные пути, и как они сделаются гладкими? И что означают [слова, сказанные] после всех этих: и узрит всякая плоть спасение Божие?
Ответ: Глас, изначала вопиющий в пустыне, то есть в естестве человеческом или в мире сем, есть, очевидно, всякий святой Бога Слова; либо [он есть тот, кто], наподобие Авеля (Быт. 4:4), приносит от чистоты [сердца] отучневшие в добродетелях первые движения созерцающей души; либо [он есть тот, кто], наподобие Еноха (Быт. 4:26) с помощью твердого упования веры постигает будущие блага, на которые он надеялся, и кто стяжает сильную молитву; либо [он есть тот, кто], наподобие Еноха (Быт. 5:19−24), посредством всеугодной добродетели отсекает полностью ум [свой] от привязанности к сущим и от ведения их, перенося [его] непосредственно к самой премысленной Причине [всего]; либо [он есть тот, кто], наподобие Ноя (Быт. 6:14−22), верой созерцая будущие виды Божественного Суда, приготовляет для себя, словно кивот, подвижническое житие, со всех сторон укрепленное страхом Божиим и спасающее его от будущего гнева (Мф.3:7; Лк. 3:7); либо [он есть тот, кто], наподобие Авраама (Быт. 12:1−9; 22:1−14), зрит чистым оком веры благолепие будущих благ, вняв [гласу Господа] и с ревностью покинув землю [свою], родство и дом отца [своего], то есть оставив привязанность и пристрастие к плоти, чувству и чувственным [вещам], и во время искушений и борений став выше естества, предпочитая ему Причину [этого] естества, как великий Авраам [предпочел] Бога Исааку; либо [он есть тот, кто], наподобие Исаака, посредством высшего бесстрастия и ненасытной [духовной] алчности души жаждет прекрасного созерцания, обладая не могущим отойти от истины (хотя с ним и ведут брань лукавые духи) навыком в добродетели и ведении; либо [он есть тот, кто], наподобие Иакова (Быт. 27:11−16; 27:43−28:5), очищает [свой] ум от косматости материальных вещей и от смешения с ними и благодаря этому становится гладким, а наложением козлиных кож (я имею в виду — наложением на плоть суровости жизни по Богу) приобретает себе, вопреки помышлению плоти, могущество от Бога и вследствие страха перед восстанием страстей и желания высшего научения путем стяжания [духовного] опыта переселяется в Харран — я подразумеваю: переходит к естественному созерцанию, из которого он обретает посредством деятельных трудов всё духовное знание зримого мира, сосредотачивая его в различных рассуждениях и умозрениях, а затем вновь возвращается (Быт. 31:17−21) в собственную и отеческую землю, то есть возвращается к ведению умопостигаемых вещей, приводя с собой, словно жен и служанок, рожденные им незыблемые навыки и осуществления деятельного и созерцательного [любомудрия], а также порожденных последними сынов — плодов [этого любомудрия]. И просто [сказать] — дабы речь [наша] не была многословной сверх должного, повествуя о жизни каждого [святого], — всякий святой, ставший им посредством своего образа жизни, как содержащий в себе Слово, громогласно изрекающее повеления другим людям, бесспорно является гласом и предтечей Слова, соразмерно праведности и вере в нем. Но из всех [этих святых] в наибольшей степени гласом и предтечей Слова является великий Иоанн, без образов и символов указывающий на истинное Пришествие Бога, провозглашающий и являющий Его [людям] неверующим и открыто показывающий Того, Кто берет на Себя грех мира (Ин. 1:29), и для Домостроительства [Божиего] во исполнение тайн вносящий лепту своего служения при Крещении [Господа].
И поскольку по причине благодати каждая, даже случайная, буква Божественного Писания может быть постигнута многоразличным образом для пользы добивающихся добродетели и ведения, то давайте, насколько то возможно нам, и иным способом рассмотрим поставленные вопросы.
Итак, «пустыня», как я сказал, есть естество человеков, мир сей и душа каждого человека, ставшая бесплодной вследствие изначального преступления [заповеди]. «Глас вопиющий» есть восприятие Слова совестью каждого грешника, которая как бы вопиет в тайниках сердца: приготовьте путь Господу. Очевидно и несомненно, что приготовление божественного пути состоит в обращении к лучшему и исправлении помыслов и нравов, а также в очищении от прежних осквернений. Путь же прекрасный и славный есть добродетельная жизнь; по ней, словно по пути, свершает в каждом [из нас Свое] шествие спасения [Бог] Слово, вселяясь [в нас] через веру и входя посредством различных установлений и учений по добродетели и ведению. «Стези» же суть различные способы [осуществления] добродетелей и различное движение жизни по Богу или нравы по Богу; ходящие этими стезями добиваются добродетели и пекутся о Божиих словесах не ради славы, выгоды, заискивания, человекоугодничества или выставления напоказ [своей праведности и учености], но делают, говорят и мыслят всё ради Бога. Ибо Божественному Слову не присуще пребывать на непрямых, даже если Оно и обнаружит в ком-либо приготовленный путь. Я говорю вот о чем: [представим, что] некто постится, воздерживается от возбуждающего страсти образа жизни и способен свершать [многое] другое, что помогает избавлению от порока, — и тем самым приготовил названный путь. Но он предается таким способам [осуществления добродетели] не для того, чтобы соделать нечто богоугодное, а ради тщеславия, выгоды, заискивания, человекоугодничества или по иной какой причине, — подобный человек не сделал прямыми стези Божии: хотя он и понес[великий] труд приготовления пути, но не обрел Бога, шествующего по стезям его. Стало быть, «путь Господа» есть добродетель, а «прямая стезя» — правильный и правдивый способ [осуществления] этой добродетели.
Всякий дол да наполнится — разумеется, [наполнится] теми, которые правильно приготовили путь для Господа и сделали прямыми стези Его; ибо не просто всякий [дол] и не всех: ведь [речь не идет о доле] тех, кто не приготовил путь для Господа и не сделал прямыми стези Его. «Дол» есть плоть каждого [человека], взрезанная бурным потоком страстей, которыми разрывается ее связь и сочетание с душой по духовному закону соединяющего Бога. Под «долом» можно мыслить и душу, размываемую ливнями неведения и лишаемую через порок красоты равнинного благолепия в духе. Поэтому всякий дол, то есть плоть или душа приготовивших путь для Господа и сделавших прямыми стези Его, наполнится через отвержение страстей, делающих неровными их долы, и, обретая естественно присущий ему внешний вид путем привнесения добродетелей, выравнивается духом.
Всякая гора и холм да понизятся. Долам, по-видимому, присуще способствовать неким естественным образом возникновению гор и холмов. «Гора» есть всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2Кор. 10:5), а «холм»— всякий порок, противостоящий добродетели. Если же «горы» суть духи, производящие неведение, а «холмы» — [духи], творящие порок, то, очевидно, что когда всякий дол, то есть, как я сказал, плоть или душа приготовивших путь для Господа и сделавших прямыми стези Его, наполнится ведением и добродетелью благодаря присутствию в нем Бога Слова через [осуществление] заповедей, тогда «понизятся» все духи лжеимянного ведения и духи порока. Их попирает и подчиняет Слово, Которое ниспровергает вознесшуюся лукавую мощь человеческого естества и как бы срывает до основания величие и высоту гор и холмов, наполняя долы. И действительно, если кто-нибудь силой Слова будет завладевать всем тем, что захватывают вопреки естеству бесы, творящие противоестественное неведение и порок, то никогда не будет возноситься вершина неведения и порока, так же как не было бы горы или холма чувственно являемых [вещей], если бы люди обладали механизмом для сравнивания таких гор и холмов и для наполнения долов.
Понижение мыслимых и лукавых гор и холмов есть возвращение в свое исходное состояние естественных сил плоти и души. Вследствие такого возвращения боголюбивый ум, естественным образом выравниваемый богатством добродетели и ведения, размеренным шагом проходит через век сей и без оглядки направляется к неувядающему и нетленному миру умопостигаемых и святых сил, не раздражаемый неровностью невольных искушений, причиняющих боль, и умеренностью в плотских потребностях делая более легким путь заповедей, который [обычно] бывает затруднительным по причине суровых трудов плоти.
«Кривизны» выпрямляются, когда ум, освободив члены тела от страстей, то есть отрезав органы чувств и прочее от любострастного действия, научает их приводиться в движение соответственно простому логосу естества, направляя к Причине, от Которой они произошли. «Неровные пути», то есть натиски невольных искушений, станут гладкими путями, когда ум, благосклонно приняв [все] немощи, скорби и нужды, [не перестает пребывать в духовной] радости и благодушии и через невольные труды лишает всякой силы владычество добровольных страстей. Ибо добивающийся истинной жизни знает, что любой труд, вольный или невольный, становится смертью для наслаждения — матери смерти; поэтому он с радостью воспримет всё «неровные пути», то есть натиски невольных искушений, и, благодаря терпению пребывая в радости, делает скорби легкими и гладкими путями, неуклонно отсылая себя к почести вышнего звания (Флп. 3:14) и среди скорбей благочестиво прокладывая [свой] Божий путь. Итак, он, полностью освободившись с помощью воздержания от извилистого и запутанного наслаждения, многоразличным образом сплетенного с органами чувств, делает неровные пути ровными. А своим терпением попирая трудноодолимый и суровый натиск [подвижнических] трудов, он делает кривизны гладкими путями. Вследствие чего [такой человек], как в награду за добродетель и за тяжкие усилия ради нее, поскольку он добро и законно подвизался (2Тим. 2:5), влечением к добродетели препобеждая наслаждение, любовью к ведению попирая муку и с помощью обоих мужественно перенося божественные борения, узрит спасение Божие. Ибо говорится: И узрит всякая плоть спасение Божие — разумеется, всякая верующая плоть, согласно [словам]: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Деян. 2:17), то есть на верующую [плоть]. Ведь не всякая плоть узрит спасение Божие, поскольку [этого не случится] с плотью нечестивцев, как то делает явным истинное Слово: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис. 26:10), но, уточняя, [лишь] всякая верующая плоть. Священное Писание, говоря в частности о плоти, обычно обозначает всего человека; и, как бы восклицая, [изрекает]: и узрит всякий человек спасение Божие, — разумеется, всякий человек, услышавший вопиющий в пустыне глас, приготовивший, в соответствии с дарованным [ему] смыслом созерцания, путь для Господа, соделавший прямыми стези Его, наполнивший через срывание мыслимых и лукавых гор [свой] дол — душу, которая, вследствие преступления божественной заповеди, собственной впадиной вызвала вознесение и возвышение названных лукавых гор и холмов, таким наполнением произведший понижение лукавых сил, выпрямивший посредством воздержания кривизны добровольных страстей, то есть движения наслаждения, и через терпение выровнявший и сделавший гладкими неровные пути невольных искушений, случившихся с ним. Естественно, что такой человек, обретя чистое сердце, узрит спасение Божие. Вследствие добродетелей и благочестивых умозрений, он сердцем узрит Бога в конце [своих] усердных подвигов, согласно [сказанному]: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8), и вместо трудов ради добродетели воспринимает благодать бесстрастия, которой более всего присуще являть Бога тем, кто обладает [ею].
Для взыскующих высот умозрения возможно и иное рассмотрение этого: в лишенной страстей душе, как в пустыне, [звучит] благодаря добродетелям глас тайно вопиющей божественной мудрости и ведения, поскольку Единое и То же Самое Слово для всех делается всем (1Кор. 9:22), приспосабливаясь к каждому, простираясь на каждого и заранее даруя благодать, словно глас — предтечу, приготовляющую каждого к Его Пришествию. В одних она становится покаянием, как предтеча будущей праведности, в других — добродетелью, как предуготовление ожидаемого ведения, а в третьих — ведением, как изображение будущего божественного состояния. И для созерцающего ума, умозрительно совершающего божественные восхождения Слова и приспосабливающего к каждому Его поразительные и человеколюбивые проявления, соответственно которым Оно для всех делается всем, чтобы спасти всех (1Кор. 9:22) через богатство благости (Рим. 2:4) Своей, просто не хватает времени, [чтобы постигнуть всё это].
Источник: Вопросоответы к Фалассию.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 4−6 Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие
«Путь», который повелевает уготовить, есть образ жизни по учению Христову; ибо Господь вскоре имел проповедовать. «Стези» суть заповеди Закона, как бы уже истертые. Повелевается делать их «прямыми», потому что фарисеи развращали заповеди. Под «путем» можно разуметь и душу, а под «стезями» — помыслы и дела. Итак, нам должно уготовлять душу и делать правыми дела и помышления наши. Потом как бы кто-либо спросил: как же мы совершим это? Ибо добродетель нелегка для исполнения и встречает много козней и препятствий и от лукавых сил, и от живущих в нас страстей? Отвечает, что ничто не будет трудно, но все удобно. Ибо долины «наполнятся», то есть естественные наши силы, ослабевшие для добра и пришедшие в низкое состояние, восполнятся; «всякая гора и холм», то есть противные силы и пожелания, кажущиеся нам вложенными с природой, поистине ослабели: и все сделалось ровным, и кривое переменилось на прямое. Ибо Христос упразднил противные силы, которые здесь называются горами и холмами, и оживил природные наши побуждения к добру, которые евангелист назвал наполняемыми долинами. Ибо Он для того и воплотился, чтобы восставить нашу природу в собственный ее вид. «Узрит всякая плоть, — сказано, — спасение Божие», — не иудеи только и пришельцы, но всякая плоть, ибо Евангелие пронесено по всей земле. Можно было бы сказать и многое другое, но по большей ясности пусть будет сказано это.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 4−6 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие
Евангелист Лука, впрочем, приводит пророчество Исаии в более полном виде, чем Матфей и Марк (Мк. 1:3). Кроме 3-го стиха 40-й главы, он приводит 4-й и 5-й (по тексту Семидесяти, с небольшими собственными изменениями).
«В книге слов…» т. е. в книге, содержащей слова или изречения пророка Исаии (ср. Ам. 1:1: слова Амоса).
«Всякий дол», т. е. всякая долина, низина, овраг (φάραγξ). Это, а равно и следующие выражения: гора, холм, кривизна, неровные пути, — все образы, служащие для обозначения нравственных препятствий, которые должны быть удалены Иоанном с пути, по которому Мессия идет к Своему народу. Удалены эти препятствия могут быть только через искреннее раскаяние народа.
«Спасение Божие» (см. комментарии к Лк. 2:30). Евангелист, согласно с пророком, подразумевает здесь мессианское спасение, которое с пришествием Мессии и через Него сделается доступным созерцанию всех людей («всякой плоти» — это выражение обозначает человечество со стороны его немощи и потребности в Божественной помощи, а равно указывает и на всеобщность спасения, ср. Деян. 2:17). Евангелист, очевидно, именно для того и продолжил цитату из книги Исаии, чтобы дать понять своим читателям, что спасение, приносимое Христом, назначено для всех народов.