Что такое стигма по отношению к вич инфицированным работникам
Что такое стигма по отношению к вич инфицированным работникам
Проблема стигмы и дискриминации была и остается одной из основных сложностей в борьбе с ВИЧ-инфекцией с самого начала эпидемии, вызванной вирусом иммунодефицита человека. Что же означают два этих не вполне понятных широкому кругу читателей термина?
У стигмы, как у медали есть две стороны, она может быть внешней и внутренней, в зависимости от того, направленно ли она на других людей либо на самого себя.
Почему же из всех инфекций и заболеваний именно ВИЧ так «повезло» на стигму? Причина в том, что для развития стигмы необходима почва: незнание и страх. В отношении ВИЧ-инфекции оба фактора налицо. Во-первых, несмотря на широкую санитарно-просветительную работу, и простой обыватель, и даже медицинские работники (это стоит отметить с особым прискорбием) все еще мало знают о ВИЧ, или же их знания в этой области сильно искажены уже существующими стереотипами. Во-вторых диагноз «ВИЧ-инфекция» явно пугает многих, так как на данный момент пока еще не найдено средств для абсолютного излечения данного заболевания. Хотя при регулярном наблюдении и надлежащем уходе ВИЧ-инфицированный человек может жить обычной жизнью.
Таким образом, стигматизация в связи с ВИЧ представляет собой процесс дискредитации людей, живущих с ВИЧ. От этого могут пострадать не только люди, действительно инфицированные ВИЧ, или только подозреваемые в этом, но и те, кто пострадал от вируса иммунодефицита косвенно – например, сироты или дети и члены семей ВИЧ-инфицированных.
Стигматизация может происходить и на другом уровне. Люди, живущие с ВИЧ, часто страдают от «внутренней стигмы» или самостигматизации. Это может проявляться в чувстве стыда, собственной неполноценности, навязчивом самобичевании в связи с тем, что с ними произошло. Все это вместе с чувством социальной изоляции, может привести к развитию депрессии, замыканию в себе и даже возникновению суицидальных мыслей.
Дискриминация – это стигма, которая стала действием. Дискриминация возможна только благодаря неравному распределению власти и контроля в обществе. Так пациент может стигматизировать врачей, считая, что они все плохо относятся к ВИЧ- положительным и ничего не понимают в лечении. Подобные взгляды являются стигмой, но они не могут привести к дискриминации. Если же, к примеру, у врача или руководителя трудового коллектива есть стигма по отношению к пациенту/работнику с ВИЧ, то это явление уже может быть дискриминацией. Ведь подобное отношение может быть выраженно действием/бездействием. Например, медработник может уклонитьсяся от оказания медицинской помощи данному пациенту, а работодатель может поспособствовать всяческому притеснению и даже увольнению своего подчиненного, хотя оба не имеют на это юридического права. Другие примеры дискриминации людей, живущих с ВИЧ, приведены ниже.
На уровне медицинских учреждений: пониженные стандарты ухода, отказ в доступе к уходу и лечению, проведение тестирования на ВИЧ без согласия пациента, нарушение конфиденциальности, включая раскрытие информации о ВИЧ-положительном статусе пациента его родственникам и внешним организациям, негативное отношение и унижающие человеческое достоинство действия со стороны медицинского персонала.
На рабочих местах: отказ в трудоустройстве из-за ВИЧ-положительного статуса, обязательное тестирование на ВИЧ, исключение ВИЧ-положительных сотрудников из пенсионных схем и списков получающих пособия по болезни.
В школах: отказ в приеме детей, пострадавших от ВИЧ, или увольнение учителей.
В тюрьмах: принудительная изоляция ВИЧ-положительных заключенных, недопущение к коллективной деятельности.
Гонение и дискриминация представляет собой серьезнейшее препятствия на пути реализации эффективной профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИДа. Страх подвергнуться дискриминации может удерживать людей от того, чтобы обратиться за лечением в связи с ВИЧ-инфекцией или открыто признать свой ВИЧ(+) статус. Людям инфицированным ВИЧ или подозреваемым в этом, в реальной жизни может быть отказано в получении медико-санитарных услуг, жилья или работы, в страховании или въезде в иностранное государство, от них могут отвернуться их друзья и коллеги. В некоторых случаях их выгоняют из дома их собственные семьи, их супруги подают на развод, известны и случаи физического насилия. Стигма, окружающая ВИЧ и СПИД, может переходить и на следующее поколение, ложась тяжким бременем на плечи детей, пытающихся справиться с последствиями смерти своих родителей от СПИДа.
Поэтому преодоление проблемы стигмы и дискриминации станет залогом успешной борьбы с ВИЧ-инфекцией. Достижению этой цели в первую очередь послужит искоренение первопричин возникновения стигмы и дискриминация – дальнейшая активная санитарно-просветительная работа по вопросам ВИЧ среди населения и особенно медработников, а также внедрение эффективной юридической базы, направленной на проведение антидискриминационной политики на всех уровнях власти.
Разрушители легенд: как в разных странах дестигматизируют людей с ВИЧ
Ал Ковальски
Понятию «стигма» нельзя дать однозначное определение. Оно имеет большое количество форм, проявлений, может стать причиной социальной изоляции, насилия в отношении представителей маргинализированных групп. «СПИД.ЦЕНТР» много пишет о дискриминации людей с ВИЧ — на этот раз рассказываем о том, как дестигматизацией занимаются исследователи и активисты в разных странах.
Природа стигмы
Поскольку стигма проявляется на разных уровнях, то и бороться с ней нужно комплексно. ЮНЭЙДС предлагает работать как с причинами ее возникновения, так и с отдельными группами населения. Например, в качестве целевой аудитории могут быть выбраны те, кто боятся заразиться в быту, и те, кто проводят знак равенства между ВИЧ-статусом и асоциальным поведением. В обоих случаях будут уместны просветительские кампании в медиа и образовательных учреждениях, дискуссии в публичном пространстве.
Согласно рекомендациям UNAIDS, стратегии дестигматизации необходимо продвигать наравне с превентивными программами, поскольку одно тесно связано с другим. В частности, именно наличие предубеждений в обществе мешает продвижению инициатив по профилактике ВИЧ. А оценка их эффективности, конечно, невозможна без сбора статистики.
NAT (National AIDS Trust) выделяет пять подходов к борьбе со стигматизацией, однако подчеркивает, что они могут комбинироваться или дополняться другими стратегиями. Организация также говорит о важности просвещения, которое может быть направлено как на широкую аудиторию, так и на ключевые группы. Однако недостаточно просто рассказать людям о стигме, нужно еще и развивать у них навыки критического мышления, чтобы распознавать ее проявления. Это может происходить, например, в формате воркшопов, в процессе партисипативного образования.
Еще один подход подразумевает работу с самим ВИЧ-положительными людьми (в частности, речь о важности консультирования), что позволит бороться со внутренней стигмой. Последние две стратегии связаны с продвижением законодательных инициатив и структурных изменений на законодательном уровне и с созданием условий, при которых широкая аудитория может пообщаться с людьми, живущими с ВИЧ.
Работа с медицинским сообществом
Обучение сотрудников медицинской сферы — одно из ключевых направлений при работе со стигмой. В 2008 году в четырех вьетнамских больницах были проведены просветительские мероприятия о ВИЧ. Общий охват программы составил около 800 сотрудников, в число которых вошли не только врачи и медсестры, но и обслуживающий персонал (в том числе уборщики).
Для каждой из больниц был подготовлен комплекс мероприятий о вирусе и путях его распространения. В двух учреждениях также дополнительно провели воркшоп о причинах возникновения стигмы, где участвовали люди с ВИЧ. Оба случая имели положительные результаты, но во втором эффективность была выше. В частности, удалось снизить число случаев, когда ВИЧ-статус указывался в медкартах и на кроватях пациентов, врачи стали реже использовать перчатки из боязни заразиться при бытовом контакте.
Большую эффективность контактной стратегии, когда сотрудники могут вживую пообщаться с ВИЧ-положительными людьми, показали и исследования в Гонконге. Две группы студенток-медсестер также участвовали в просветительских тренингах. Часть испытуемых рассказывали о том, как работает стигматизация, какой ущерб она наносит и как ее распознать.
В 2012 году в Таиланде около половины людей, живущих с ВИЧ, поздно обратились за помощью из-за страха столкнуться с дискриминацией. Министерство здравоохранения обнаружило, что около 80 % медицинских сотрудников хотя бы раз негативно относились к ВИЧ-положительным пациентам. Около 20 % опрошенных знали коллег, которые отказывались работать с такими людьми. В ответ на это на государственном уровне были разработаны просветительские инициативы для работников медицинских учреждений. Первые же результаты показали, что эти меры помогают улучшить отношение врачей к пациентам с ВИЧ.
Сотрудников больницы Champasak Hospital в Лаосе обучали вежливому и тактичному общению с пациентами, начиная со стойки регистрации, чтобы с самого начала создать безопасную атмосферу для людей с ВИЧ. Обучение проводилось в 2018 году в рамках программы The Southeast Asia Stigma Reduction QI Learning Network, куда вошли четыре страны из Юго-Восточной Азии.
Положительная репрезентация в медиа
При воздействии с широкой аудиторией могут быть эффективны различные кампании и проекты в СМИ и социальных сетях. Это и фото- и видеоконтент, и фильмы, и текстовые материалы или флэшмобы. Организация NAT проанализировала несколько таких кампаний. К участию в одной из них во Франции и Бельгии привлекли селебрити. На постерах с известными людьми значилась фраза «Вы бы продолжили. если бы я был ВИЧ-позитивным?» Такой ход был призван разрушить стереотипы о людях с ВИЧ.
Похожая кампания проходила в Италии в 2013–2014 годах, продолжает NAT. Организация LILA создала серию ярких изображений с людьми разных профессий, где было написано: «HIV positive or not…» («ВИЧ-позитивный или нет…»), а на обратной стороне содержалась общая информация о ВИЧ. Такие листовки и плакаты распространялись в ресторанах.
О важности положительной репрезентации людей с ВИЧ сообщает и NAT. В 2010 году организация совместно с Национальным союзом журналистов Великобритании (National Union of Journalists) выпустила рекомендации о том, как писать о ВИЧ, а также сообщала о негативных публикациях в местную Комиссию по рассмотрению жалоб на прессу (Press Complaints Commission). Мониторинг медиа показал, что спустя год количество некорректных материалов о ВИЧ снизился, хотя они и не исчезли полностью.
Материалы в СМИ не могут заменить реальную встречу с людьми, живущими с ВИЧ, но это хороший инструмент для работы с теми, у кого нет таких знакомых и кто не может посетить, например, специализированный тренинг. В основу проекта Always Hear («Всегда слышать»), посвященного негативному влиянию стигмы на жизнь людей, вошли реальные истории. А в рамках кампании Life in my Shoes молодежи показывали видео о жизни молодых людей с ВИЧ, после чего проходили совместные обсуждения.
Борьба со внутренней стигмой
Одна из действенных стратегий дестигматизации называется «мобилизация сообщества» (community mobilization) и подразумевает работу с ключевыми группами. Кампания HIVstigma.com была запущена организацией «Альянс сексуального здоровья гомосексуальных мужчин» (Gay Men’s Sexual Health Alliance — GMSH) и была направлена на борьбу со стигмой в отношении ВИЧ среди геев и бисексуальных мужчин.
Их просили ответить на вопрос «Если бы вас отвергали каждый раз, когда вы сообщали о своем ВИЧ+ статусе, продолжили бы вы это делать?» (If you were rejected every time you disclosed, would you?) На протяжении пяти месяцев сайт посетили более 20 тысяч уникальных пользователей сети, почти 4500 человек возвращались туда от 6 до 10 или более раз. В блогах велись дискуссии о том, как отделить страх заразиться от стигматизации конкретных людей, о формах, причинах и последствиях стигмы. Согласно результатам опроса, посетившие сайт люди стали чаще признавать ее существование.
Уничтожение стигмы внутри ключевых групп также стимулирует людей узнавать свой ВИЧ-статус. Исследование показало, что бразильские дальнобойщики отказываются тестироваться из-за стигматизации. В ответ на это Horizons и партнеры разработали инициативу, в рамках которой на таможне был размещен медицинский пункт. Там можно было не только сдать тест на ВИЧ, но и, например, узнать уровень глюкозы в крови, измерить артериальное давление.
На старте меньше половины респондентов когда-либо тестировались на ВИЧ. После появления этой услуги их число увеличилось на 49 % (в месте проведения эксперимента), а участники отмечали, что считают эту услугу полезной, не связывают ее со стигматизацией.
Группа исследователей обнаружила, что в Сенегале МСМ боятся сообщать врачам о своей сексуальной ориентации и это мешает тестированию на ВИЧ и ИППП. Команда проекта занялась внедрением мер по повышению чувствительности сотрудников медучреждений к особым потребностям этой группы. В частности, возможность анонимного тестирования способствует снижению внутренней стигмы.
В Замбии существуют так называемые anti-AIDS clubs — клубы по борьбе со СПИДом, ориентированные на молодежь. Проект имеет собственный ресурсный центр, проводит образовательные и досуговые мероприятия. Одно из направлений проекта — помощь жителям сельских районов, имеющим положительный ВИЧ-статус. Тот факт, что молодежь оказывала им поддержку, снижал уровень предвзятости по отношению к таким людям.
Помимо перечисленных подходов и стратегий, существует и множество других. Можно продвигать решения на уровне законодательства или работать с бизнесами. Важно понимать, что никакая программа не сможет искоренить стигму полностью, но в комплексе разные подходы позволят снизить ее. Кроме того, их эффективность зависит от множества факторов, поэтому без специальных исследований невозможно понять, что будет или не будет работать в России.
Что такое стигма по отношению к вич инфицированным работникам
Автор: О.Н. Суетнов, заведующий отделом профилактики ВИЧ/СПИД ГУ «Гомельский ОЦГЭиОЗ»
Проблема стигматизации, является одной из основных проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом. Стигма стала неотъемлемой частью эпидемии ВИЧ-инфекции.
Феномен стигмы наблюдался на протяжении всей истории человечества. Само слово «стигма» возникло в древней Греции, где людям, изгоняемым по той или иной причине из общества ставили клеймо каленым железом или отмечали иным образом их постоянный статус. На отдельных исторических этапах развития общества стигматизация имела различные основания, но всегда выступала как элемент социальной стратификации общества, поскольку ее действие было связано с общественными нормами и было направлено на поддержание социальной гомогенности и стабильности.
Традиционно стигма трактуется как характерная особенность человека, которая значительно дискредитирует его в глазах окружающих. Стигма связана с социальной инородностью индивида, его невозможностью идентифицировать себя с членами своего сообщества, что давало обществу право применять в отношении него репрессивные меры.
Стигма выступает как онтологический барьер между ВИЧ- инфицированными и другой частью общества, со стигмой связан запрет на определенные виды отношений между людьми (в том числе в сексуальной сфере), что предполагает запрет или ограничение на определенные виды ролей для ВИЧ-инфицированных, (например, роль матери). Хотя, безусловно, в цивилизованном гражданском обществе большинство этих запретов носит неформальных характер, для стигматизируемого лица это не облегчает положения.
Личностная стигма связана с предрассудками и негативными установками человека по отношению к представителям определенных групп людей. По типу эти группы могут быть социальные (например, безработные), демографические (старики), этнические (представители определенной национальности), поведенческие (курящие люди); также возможны дополнительные виды групп, образованные на основе смешения основных типов: например, социально-демографические (работающие подростки), поведенческо-демографические (курящие подростки) и т. д. Существенным обстоятельством является тот факт, что личностная стигма формируется под воздействием общественной и институциональной стигмы. В своей повседневной жизни человек старается избежать контактов с членами стигматизируемых групп, поэтому личностная стигма может явно не проявляться. При взаимодействии со стигматизируемой группой или ее представителями личностная стигма приобретает явный характер и может выражаться либо в форме прямого оскорбления и насилия, либо в косвенной форме (например, не подавать руки, не садиться рядом). Различные виды стигмы влияют друг на друга, поддерживая или разрушая. Существует еще одна очень важная классификация стигмы. Это разделение внешней и внутренней стигмы. Внешняя стигма направлена извне на стигматизируемое лицо. Причем она может быть связана с принадлежностью человека к определенной группе, но может иметь и сугубо индивидуализированный характер. В случае внешней стигмы человек становится объектом стигматизации со стороны других людей, а формы проявления внешней стигмы могут быть различными: физическое насилия, моральное унижение, игнорирование и др.
Внутренняя стигма является результатам рефлексии индивида или, в терминологии И. Гоффмана, актора, и формирует у него само-восприятие как носителя этих качеств. Внутренняя стигма может проявляться как ощущение собственной ущербности, неполноценности, беспомощности и приводить к потере контроля над своей жизнью, к неспособности устанавливать и развивать социальные контакты.
Меры, которые могут уменьшить стигму, относятся к различным областям общественной жизни. Большинство программ, направленных на изменение восприятия ВИЧ-положительных людей, носят образовательный характер. Ведущую роль в борьбе против стигмы должны сыграть СМИ, кампании социальной рекламы, публичное появление людей, живущий с ВИЧ. Стигма в связи с ВИЧ может значительно уменьшиться в результате универсального доступа к антиретровирусной терапии. Всемирная организация здравоохранения определила свою позицию по этому вопросу. Ограниченный доступ к лечению, по мнению ВОЗ, способствует формированию стигмы. В программных документах этой организации указано, что доступ к антивирусной терапии снизит отрицании, стигму, дискриминацию.(WHO/UNAIDS, 2006).
В настоящее время борьбе со стигмой и дискриминацией уделяется значительное внимание как на уровне отдельных стран, так и на уровне международного взаимодействия. В рамках Объединенной программы по СПИДу разработана специальная концепция по преодолению стигмы. Однако, поскольку стигматизация связана со многими глубинными социальными психологическими процессами, кампании против стигмы должны иметь преемственный перманентный характер. Интервенции против стигматизации и дискриминации должны реализовываться на различных уровнях: образовательных, законодательных, политических и даже культурологических. Общество не должно преуменьшать последствия, связанные с ВИЧ-стигмой, поскольку барьеры, возникающие на пути реализации общественных мероприятий против СПИДа, во многом обусловлены стигматизацией как ВИЧ-инфицированных, так и конкретных социальных групп, наиболее уязвимых к ВИЧ-инфекции. Поэтому понимание механизма стигмы и преодоления связанной с ВИЧ/СПИДом стигмы является одной из важнейших задач в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа.
По материалам О.И. Бородкиной «Стигма как социальная проблема эпидемии ВИЧ/СПИДа»
Стигматизация и дискриминация в отношении людей, живущих с ВИЧ
Стигматизация и дискриминация в отношении людей, живущих с ВИЧ
Что такое стигматизация и дискриминация?
Буквальное значение слова «стигма» – «метка» или «пятно» на ком-то или чем-то. На ВИЧ часто смотрят отрицательно, и общественное отношение может нанести ущерб инфицированным людям или тем, кого подозревают в том, что они инфицированы.
Дискриминация определяется, в основном, юридическими правами и правами человека. Когда человек теряет работу из-за отрицательного подтекста или восприятия ВИЧ, это очевидная дискриминация.
Кого касаются стигматизация и дискриминация?
Многие люди становятся изолированными от общества не единожды, а дважды. Сначала их отталкивают из-за их статуса ВИЧ-инфицированного, а затем из-за их предполагаемого поведения, которое привело их к тому, что они стали ВИЧ-позитивными.
Где происходят стигматизация и дискриминация?
На рабочем месте.
В правоохранительных учреждениях.
В средствах информации.
В сообществах.
В системе здравоохранения и т.д.
Все это ведет к социальной изолированности затронутых ВИЧ людей.
Как «работают» стигматизация и дискриминация?
Стигма относится не только к ВИЧ/СПИДу. Она также имеет место в случаях туберкулеза, сифилиса и проказы. Она встречается при заболеваниях, которые связаны с несоответствиями социальным нормам.
Язык имеет ключевое значение для стигматизации. Мощные метафоры используются для усиления и узаконивания стигматизации. В них ВИЧ/СПИД соотносят со смертью, ужасом, стыдом, наказанием и т.д.
Стигматизация может быть внутренней или внешней. Внутренняя стигматизация (которую человек ощущает или воображает) – это стыд, связанный с ВИЧ/СПИДом и страхом дискриминации. Внешняя стигматизация относится к реальным проявлениям дискриминации.
Они могут сделать жизнь невыносимой для тех, кто живет с болезнью.
Стигматизация может вызвать у людей, которые ей подверглись, нежелание проходить тесты, может заставить их изменить поведение, отказаться от профилактических мер, а также привести к низкому качеству ухода и дискриминации.
Например, женщина может не хотеть кормить ребенка из бутылочки, если она думает, что это заклеймит ее как ВИЧ-инфицированную.
Жертвами стигматизации и дискриминации зачастую становятся семьи, друзья, коллеги ВИЧ-инфицированных людей.
Поддержка тех, кто затронут ВИЧ, включает в себя такие мероприятия как:
— программы визитов на дом,
— работа, направленная на преодоление страхов,
— распространение образовательной информации, адаптированной для целевых аудиторий (например, для медицинских работников),
— предоставление слова людям, затронутым ВИЧ/СПИДом,
— поощрение формирования поддерживающей атмосферы через общение,
— защита прав людей, затронутых ВИЧ/СПИДом.
Что такое стигма по отношению к вич инфицированным работникам
Введение
Сейчас большое количество больных подвергается дискриминации и стигматизации со стороны здоровой части населения. Стигматизация взаимосвязана с дискриминацией – критическим отношением общества к больному, которое приводит к снижению его жизненных способностей [1, 2].
В медицине теория стигматизации активно изучается по отношению к психическим и соматическим больным (например, ВИЧ-инфицированные, инвалиды).
ВИЧ-инфицированные (ВИЧ+) также подвержены стигме – им незаслуженно приписываются отрицательные качества, их принимают за безнравственных, недостойных и неблагопристойных людей, которые угрожают обществу. Такое негативное отношение приводит этих людей к самостигматизации.
Самостигматизация несет вред психическому и физическому здоровью человека, и может приводить к негативным последствиям как для больного, так и для окружающих его людей. Они включают в себя утрату дружбы и семьи, потерю учебы и работы, отказ в медицинском обслуживании [1, 3].
Стигматизация ВИЧ+
Стигма – это социально сконструированное явление, которое приводит к обесцениванию человека и имеет негативное влияние на стигматизированного человека. Термин был придуман еще в древней Греции для названия телесных признаков, демонстрирующих внешние или моральные негативные черты человека. Сейчас этот термин также используется, подчеркивая унизительный статус человека как индивида. Возникновение стигмы весьма просто: общество категорирует людей, основываясь на первом впечатлении, а также внешнем виде людей, определяя его социальную идентичность [8].
— телесные недостатки (физические отклонения);
— стиль жизни (гомосексуализм, употребление наркотиков, попытки самоубийства);
— врожденная стигма (раса, национальность, религия) [8].
У человека, подвергающегося стигме, возникает соответствующая реакция, заключающаяся в желании исправить то, что ему кажется собственным пороком, попытке усвоить то, чего не позволяет его недостаток. Также он может использовать собственную стигму с выгодой для себя, принять ее и жить с ней [8].
Стигматизированные люди не понимают, что о них думают другие, любые их ошибки интерпретируются как проявление стигмы, отчего человек начинает ощущать дискомфорт и незащищенность. При этом люди с такой же стигмой оказывают друг другу моральную поддержку, организуя собственный круг «нормальных людей». Как правило, болезни, подвергающиеся стигматизации – это болезни, в приобретении которых общество винит самих больных, это прогрессирующие болезни, неизлечимые. Также это болезни, о которых общество мало осведомлено, либо симптомы, которые тяжело скрыть [8].
Различают внешнюю и внутреннюю стигму. Внешняя касается конкретных проявлений и дискриминации, включающей в себя несколько уровней – политический, социальный, индивидуальный. Она состоит из социальных стереотипов, а также ярко проявляется в агрессии, угнетении и осуждении со стороны общества. Внутренняя стигма включает в себя стыд и страх, комплекс неполноценности и депрессии, перерастая в самостигматизацию. При слиянии двух или более стигм появляется двойная стигма [1, 8].
Стигма ВИЧ возникает во всех сферах жизни – от партнеров до семьи, от соседей до коллег, на рабочем месте и в школах, но, когда она возникает в системе здравоохранения, она особенно вредна для здоровья, будь профилактика заболевания или его лечение. Повсеместное присутствие стигмы в медицинских учреждениях по всему миру хорошо задокументировано. Они варьируются от более видимых форм, таких как прямой отказ в обслуживании и словесные оскорбления, до более тонких форм, таких как низкий уровень ухода, передача обязанностей по уходу от старшего персонала к младшему, сплетни, унижающие язык тела, и более длительное время ожидания [5].
Стигма ВИЧ состоит из трех элементов:
Вмешательства по снижению стигмы:
Был разработан метод предварительной программной теории, который включает в себя следующие компоненты:
Стратегии вмешательств, направленных на снижение стигмы [6]
Средства массовой информации и межличностное общение, фильмы, программы санитарного просвещения, ролевые игры, групповые дискуссии, свидетельские показания защитников ВИЧ, презентация, семинар, вопросы и ответы, обмен сообщениями по мобильному телефону, обучение, мотивационные интервью, обучение сверстников
Антиретровирусная терапия (АРТ), отказ от тестирования, профилактика передачи от матери ребенку, добровольное консультирование и тестирование (ДКТ), мобильные ДКТ, домашние ДКТ, интеграция услуг по ВИЧ и РЗ, общественное тестирование, семейное тестирование и консультирование, привлечение ВИЧ+ к вмешательству
Детские клубы, мобилизация местных консультантов, обсуждение с лидерами сообщества, мобилизация традиционных практикующих врачей
Социально-экономическая поддержка участия сообщества, контакты с пострадавшей группой, улучшение навыков преодоления трудностей путем вовлечения и расширения прав и возможностей, службы поддержки после тестирования, стимулы
Формирование больничного руководящего комитета по надзору за качеством медицинской помощи, разработка больничной политики, применение универсальных мер предосторожности, обеспечение стимулов для тестирования
В общей сложности известно 30 интервенционных исследований, большинство которых было проведено в Африке (19), Азии (5), Южной Америке (3), и Северной Америке (1). Три вмешательства включали сразу несколько стран, а именно Лесото, Малави, Южную Африку, Танзанию, Зимбабве и Таиланд [6].
Предварительные результаты, получившиеся при применении стратегий [6]
Знания о ВИЧ поддаются контролю, профилактическим мерам, измененным негативным убеждениям, измененным нормам сообщества, нормализации, знанию универсальных мер предосторожности, измененным сексуальным табу
Снижение страха (самостигма), снижение воспринимаемой стигмы (стыд и беспокойство), принятие услуг тестирования, повышение терпимости и комфорта с ВИЧ+ в различных ситуациях, принятие ВИЧ+; соблюдение конфиденциальности среди работников здравоохранения, меньшее одобрение политики, направленной на отделение ВИЧ+
Комфорт, взаимодействие ВИЧ+ в сообществе, снижение склонностей к исключению ВИЧ+, уменьшение вины, снижение уровня стигмы, связанной с ВИЧ+ в обществе, поощрение других к тестированию
Заключение по методу программной теории: эти вмешательства дают эффект двумя основными путями:
а) повышение грамотности ведет к изменениям в стигматизации и повышении уровня прохождения теста на ВИЧ
б) повышение грамотности и изменение отношения приводят к изменениям в стигматизирующем поведении и, следовательно, приводят к принятию теста на ВИЧ. Кроме того, эта программная теория поддерживает адаптацию стратегий вмешательства с точки зрения социально-структурного и культурного контекста, а также нацеленность населения на снижение стигмы и повышение уровня тестирования на ВИЧ в странах с низким и средним уровнем дохода (СНСД) [6].
Все больше людей в СНСД сталкиваются с инвалидностью, заболеваемостью и смертностью из-за хронических заболеваний. Неспособность вовлечь ВИЧ+ людей в пожизненный уход и лечение имеет серьезные последствия для здоровья отдельных лиц и населения, продуктивности страны [6].
Стигма ВИЧ+ в разных странах мира
В Индии исследования показали высокий уровень стигмы, связанной с ВИЧ, среди медицинского персонала, что может привести к одобрению политики принуждения, нарушениям конфиденциальности и дифференцированному лечению на основе ВИЧ-статуса. Известно, что медицинские учреждения занимаются такими дискриминационными действиями, как сжигание постельного белья, используемого ВИЧ+, выставление им счетов за расходы на материалы для инфекционного контроля и использование двойных перчаток или перчаток только для взаимодействия с этим пациентом [6].
В странах Африки, расположенных к югу от Сахары, перед системами здравоохранения стоит задача диагностики и удержания растущего числа пациентов, получающих АРТ.
В Замбии около 1,2 млн человек живут с ВИЧ, две трети из которых начали АРТ. 86% людей, живущих с ВИЧ, оставались под наблюдением через 12 месяцев и 78% через 24 месяца после начала АРТ. 22% умерли в течение двух лет после начала АРТ [7].
В ходе опроса 3257 пациентов, находящихся на АРТ было выявлено, что общество приняло ВИЧ+ людей, но они все равно ощущали или ожидали стигму [7].
Пациенты часто отмечали, что бесплатный уход и лечение при ВИЧ является важным структурным фактором, но факт недобровольного раскрытия информации для людей, посещающих клинику, приводит к сплетням в обществе. Поэтому расстояние до клиники, находящейся вне зоны жилья пациентов также сыграло свою роль. Многие посещали медицинские центры за пределами собственного жилого района, чтобы сохранить конфиденциальность, но при этом не имели средств для регулярной оплаты транспорта. Ряд пациентов считали, что медработники играют важную роль в поощрении к позитивному мышлению своего диагноза и оказании им консультативной и эмоциональной поддержки.
Большое количество опрошенных назвали работников здравоохранения наиболее вероятным источником достоверной информации об уходе и лечении ВИЧ+.
Интервью также показали, что медработники часто не уделяли должного внимания деталям, не соответствовали стандартам конфиденциальности, проявляли неуважение и оскорбляли, тем самым способствуя негативному восприятию службы здравоохранения.
Несмотря на многие проблемы, связанные со стигмой, некоторые описали клинику как среду, в которой они получали общую эмоциональную или психосоциальную поддержку от других ВИЧ+ людей. Пациенты также описали строгость процессов ухода за ВИЧ+, включая измерение веса и температуры и анализы крови, в качестве важного фактора их долгосрочного участия в лечении через чувство доверия пациентов к медицинскому работнику и системе здравоохранения.
Почти две трети всех опрошенных ВИЧ+ заявили, что на их участие в лечении и уходе повлияло желание быть здоровым. Они отметили, что здоровье, достаточное для того, чтобы ухаживать за своими детьми, является важным фактором при принятии решения о обращении за лечением.
Для женщин после родов сложилась смешанная картина в отношении мотивации оставаться под опекой. Некоторые женщины боялись раскрывать свой статус мужьям или семье, и отсутствовали мотивы для защиты своего ребенка от ВИЧ-инфекции [7].
Опыт жизни с ВИЧ и участия в его лечении (или вообще любой медицинской помощи) является социальным, а не индивидуальным опытом. Различные уровни социального взаимодействия и взаимозависимости опосредовали готовность (мотивацию) и способность человека (знания и навыки решения проблем) заниматься уходом. Широкие социальные нормы, касающиеся семейной жизни, часто выражали индивидуальные мотивы, такие как цель заботы о детях или их защита [3, 7].
В Российской Федерации употребление инъекционных наркотиков является основным путем передачи ВИЧ от групп высокого риска к населению в целом [4].
Большинство (64–82%) россиян, инфицированных ВИЧ, являются ПИН (употребление инъекционных наркотиков), среди которых передача происходит через совместное использование игл. Это несет в себе потенциальную возможность распространения вируса среди их половых партнеров – «промежуточных групп населения», что подтверждает необходимость профилактики ВИЧ в России для таких групп населения, как ПИН.
Снижение вреда, достигаемое благодаря достаточному обеспечению чистыми шприцами и лечением наркомании, снижает риск передачи ВИЧ.
Методы правоохранительных органов в Российской Федерации часто носят карательный характер и, связаны с рискованным поведением в отношении ВИЧ+ ПИН. Полиция должна включать в свои тренинги принципы эффективной профилактики употребления психоактивных веществ и снижения риска ВИЧ [4].
Профилактика ВИЧ направлена на предотвращение передачи ВИЧ. По мере того, как возрастают данные о роли генетических, экологических и социальных детерминант в отношении здоровья и рискованного поведения, растет и понимание того, что передача ВИЧ – это не просто результат решений и поведения на индивидуальном уровне. Скорее, на риск передачи ВИЧ влияют взаимодействия отдельных, биологических факторов и факторов окружающей среды [4].
Среда риска – это пространство, социальное или физическое, в котором различные факторы окружающей среды взаимодействуют и определяют шансы возникновения риска. Несколько типов среды риска (например, физическая, социальная, экономическая, правовая, политическая) взаимодействуют на различных уровнях воздействия (микро, мезо и макро).
Позитивные изменения в этих различных типах и на разных уровнях среды для снижения передачи ВИЧ могут создать «благоприятную среду» для снижения риска заражения ВИЧ. И среда риска, и индивидуальное поведение могут изменяться и влиять друг на друга. Это означает, что эффективная комплексная профилактика ВИЧ включает не только вмешательства, направленные на индивидуальное поведение, но также изменения в местной среде, способствующие и поддерживающие укрепление здоровья и изменения поведения.
ПИН подвергаются сильной стигматизации в России, и такое отношение, по-видимому, способствует насилию в отношении ПИН [4].
Структурные профилактические меры, направленные на изменение отношения полиции к ПИН, могут повлиять на передачу ВИЧ в разных странах мира, включая Россию.
Заключение
Ограничение эпидемии ВИЧ в мире и России требует не только лечения ВИЧ+ и профилактических программ для изменения индивидуального поведения среди ключевых групп населения. Тренинги полицейских и введение ключевого показателя эффективности их работы, такого как направление ПИН к наркозависимости или лечению ВИЧ-инфекции, – это два возможных вмешательства для изменения среды риска ПИН в России с учетом оперативной среды правоохранительных органов. Решение проблем среды риска путем реализации научно обоснованных программ по профилактике и лечению наркомании и ВИЧ могут предотвратить дальнейшее распространение ВИЧ в России [1, 3].
Страх заражения усугубляется все еще встречающимися недостатком индивидуальных средств защиты, инструментов, не вполне реалистичными представлениями о таком риске заражения при выполнении профессиональных обязанностей, недостаточным знанием алгоритма действий в случае «аварии на рабочем месте».
Необходимо повысить грамотность медицинских работников по вопросам ВИЧ-инфекции. В эти программы следует включить освоение деонтологической тактики различных специальностей. А особое внимание нужно уделить вопросам этики в области ВИЧ-инфекции и СПИДа [3, 4].