Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Стихотворение как способ мышления

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Виды стихотворений

Стандартными считаются стихотворения, написанные четверостишьями и в рифму. В то же время всем наверняка известны японские стихи хокку. Они состоят из трех строк, в которых не всегда присутствует рифма. Виды поэтических произведений различны. Помимо классических стихотворений существуют:

В любом случае автор стихотворения оставляет за собой право на то, как будет выглядеть его творение.

Белые стихотворения написаны без использования рифмованных слов. Тем не менее читаются они плавно и гармонично. Все слова созвучны друг с другом и стилистически выдержаны.

Вольные стихотворения представляют собой поэтические произведения с различными по длине строками. Такой тип используется в баснях, элегиях.

Экспериментальные стихотворения отражают в себе творческое свободолюбие автора, могут обладать различной структурой с произвольным чередованием рифм. Такие стихи были актуальны в Средневековье. Однако они популярны и сегодня среди креативных авторов. К ним относятся фигурные и бесконечные стихотворения.

Фигурными стихотворениями называют поэтические произведения, строки которых образуют какие-либо фигуры. Данный тип стихотворения рассчитан на эстетическое и визуальное восприятие читателями.

Бесконечные стихотворения начинаются и заканчиваются одной и той же строчкой. По сути, они не имеют конца, ведь последняя строка начинает историю автора заново.

В алфавитных стихотворениях каждая строка или двустишие начинается с последующей буквы алфавита. Этот вид использовал В. Маяковский в своих поэтических трудах о буржуазном строе.

Прозаические стихотворения написаны в прозе, но отличается напевностью, мелодичностью, выдержанностью формы произведения.

Ропалистические стихотворения отличаются постепенным увеличением слогов в строках. Впервые их использовал в своем творчестве Гомер.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Смысловая нагрузка стихотворения

В современном поэтическом мире существует огромное разнообразие стихотворений как известных, так и малоизвестных авторов. Но не все из них способны тронуть душу, обратить внимание читателя на важные моральные и духовные ценности, вызвать интерес, заставить прочитать стихотворение вновь, задуматься.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Достоинства стихотворений

Достойные стихи подобны картинам или даже художественному кино. Они обладают таинственной магией и способны переносить читателя в мир автора посредством лишь черных строгих букв на белом фоне. Хорошие стихи хочется читать вновь и вновь, оживляя в сознании образы, которые видел автор. Стоит ли говорить, что стихотворения являются творческим достояниям каждой страны? Они развивают память, мышление, воображение. По этой причине с детьми рекомендуется заучивать стихи, потешки, басни. Стихи великих поэтов включены в школьную программу и подлежат литературному анализу.

Источник

Стихотворение (стихи) — что это такое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьных лет всем известно, что такое стихотворение.

Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.

Стихотворение — это.

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

По адресации также выделяют:

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение
В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:

«Лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват»…

Что нужно помнить при анализе стихов

Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.

Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.

Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.

Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

Скажем, ямб динамичнее хорея, он напоминает стук человеческого сердца, ритм ходьбы и подходит для живого повествования о чём-либо (роман в стихах «Евгений Онегин»). Хорей мягче, женственней, медленней – его можно использовать при описании чувств, замедлении действия и так далее.

Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (9)

А цитата последняя откуда взята? Хорошо сказано, образно и точно! Но почему не указано, кто автор? Такое чувство, человек, который писал статью, решил присвоить себе эти слова, чтобы все подумали, какой он умный!

Что-то поэтов совсем не стало, если и есть такие, то только тексты для песен пишут, да и те слишком примитивные.

Есть такое дело. Видимо сейчас все заняты гаджетами и соцсетями. Печалька.

очень понравилось спасибо

Для меня главное, чтобы соблюдался ритм в стихотворении. Иначе оно просто раздражает.

Стихи — это очень красивая форма выражения мыслей и чувств. Однако, лучше не писать никак, чем создавать плохие и посредственные произведения.

Самое сложное литературное направление! Вот лично у меня ни разу не получилось написать что-либо в стихотворной форме, сколько ни пробовал. Рассказ в художественной, либо в научно-популярной форме я запросто пишу, а вот стихотворение — нет, ересь какая-то получается.

Сколько в мире поэтов всяких, а читают только нескольких. И это называется классика! Талант от Бога даётся.

Писала стихи в юности, до сих пор храню в отдельной тетрадке, а сейчас вдохновения нет.

Источник

Конспект по литературному чтению на тему «Б. Заходер Что такое стихи Анализ стихотворения. «(3 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: литературное чтение

Тема: Б.В. Заходер «Что такое стихи?»

1. Познакомить учащихся с творчеством писателя, со стихотворением «Что такое стихи?»

2. Развивать навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным и отвечать на вопросы; делать выводы,

3. Воспитывать умение слышать и слушать друг друга.

I. Эмоциональный настрой учащихся

– Предлагаю наш урок начать с рукопожатий.

– Возьмите друг друга за руки. Пожелайте своим друзьям интересной работы и успехов на уроке. Не забывайте: тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней!

II. Подготовка к восприятию

Учитель читает стихотворение:

Добрые стихи помню я с детства.
Хочу, чтобы эти стихи прочитали и вы.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.

– Все дети с раннего детства любят слушать стихотворения. Читая стихотворения, вы проникаете в загадочный, чудесный, таинственный мир.

— Какие стихотворения вы знаете наизусть? Назовите автора и название стихотворения (2-3 ученика у доски рассказывают стихи)

— Ребята, скажите тему нашего урока. (Знакомство с новым стихотворением.)

III. Работа с темой урока

1. Знакомство с биографией Б. Заходера.

– Скажите, ребята, кто-нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством писателя Б. Заходера?

– А хотите узнать интересные сведения о его жизни?

Чтение эпиграфа урока учителем.

Ты –
Вдохновенный,
Ты, мой читатель,
Душой одаренный, –
Ты мне нужнее, чем
Сердце в груди
Жду. Приходи.
Б.Заходер.

– Возьмите лист с информацией “Биография Б. Заходера” и самостоятельно прочитайте сведения о писателе.

Борис Владимирович Заходер.

(9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.)

В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.

Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.

Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы.

Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Мильне “Винни-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”.

За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.

Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес.

А знаете ли вы, что в доме Заходера очень много книг – 60 полок!

Читайте книги Бориса Заходера. Это полезное и увлекательное занятие.

– Что вас особенно заинтересовало из прочитанного?

– Остановимся на стихотворении Б. Заходера “Что такое стихи?” (чтение стихотворения учителем)

2. Беседа по содержанию прочитанного.

-Когда мы слышим музыку сердца?

-Может ли разум петь?

3. Физкультминутка. Упражнение для глаз.

На указке прикреплена бабочка (объемное изображение предмета). Учитель держит указку и говорит слова:

Прилетела бабочка.
Села на указку.
Глазками ее поймай –
И за ней понаблюдай.

Далее учитель перемещает указку вправо–влево, вверх–вниз, выполняет круговые вращения, а учащиеся наблюдают глазами за предметом.

4. Чтение стихотворения детьми и продолжение беседы по содержанию прочитанного.

-Что такое вдохновение?

-Когда нас посещает вдохновение?

-Что такое творчество читателя и поэта?

-Как по-другому можно назвать стихотворение?

IY. Творческие задания

1. Борис Заходер писал только стихи.

2. Борис Заходер родился 9 сентября 1918.

3. Стихотворение-это музыка нашего сердцебиения.

4. Стихотворения-это бессмысленная болтовня.

5. Борис Заходер-переводчик.

Ответить на вопросы теста:

За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден:

а) почетной грамотой;

б) почетным дипломом;

в) денежной премией

В детстве самым главным увлечением Заходера были:

Когда нас посещает вдохновение?

б) когда мы читаем стихи;

в) когда мы слушаем музыку

Y. Итог урока. Рефлексия.

– Спасибо, ребята, за работу на уроке.

— Оцените свою работу на уроке (дети оценивают свою работу на уроке с помощью листа самооценки)

YI. Домашнее задание.

С.139,выразительное чтение стихотворения.

Конспект урока чтения «Что такое стихи»
Составитель Ивахина А. Е.
Место проведения: 3 класс, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Котовска Тамбовской области
Дата проведения: 12.04.17
Тип урока: открытие нового знания
Тема: «Что такое стихи»
Цель: понимание особенностей поэтического жанра, анализ образных языковых средств.
УУД
Познавательные:
Ориентация в материале учебника;
Знание особенностей и отличительных черт стихотворений;
Умение воспринимать информацию из различных источников.
Личностные
Серьезное отношение к роли ученика;
Уважение классом каждого ученика в отдельности и уважение учеником класса, осознания себя частью коллектива;
Понимание смысла обучение и значение урока;
Регулятивные
Постановка цели урока;
Способность самооценки деятельности;
Умение направлять свою деятельность на получение результата
Умение предвидеть результат, разумно оценивать силы.
Коммуникативные
Осознание важности правильной, красивой речи;
Стремление в повседневной жизни правильно говорить, следя за голосом;
Построение правильных высказываний с точки зрения правил русского языка и правил литературного звучания звуков;
Умение взаимодействовать с классом, учителем, посредством общения;
Этап Ход урока
Мотивация к познавательной деятельности

Здравствуйте, ребята. Красота и звучность речи очень важна, чего стоит пример с греческим философом и оратором Демосфеном. С детства он страдал дефектом речи и стать оратором, человеком произносящим публично речь он не мог. Но его упорство и желание вести толпу помогли ему оставить след в истории. Тренируя силу голоса, он говорил с камнями во рту, пытался перекричать море и делал многие другие вещи. Так Демосфен остался в истории оратором, двигателем толпы, поборником свободы и независимость Афин.
Актуализация знаний

Что вы запомнили из предыдущего урока? Какие виды сказок бывают?
Что характерно для жанра сказки?
Как отличить народную сказку от литературной?
На ваш взгляд нужно ли ораторское искусство, умение красиво говорить при чтении сказки? Почему?
Давайте потренируем собственную речь, одним из критериев речи служит: устойчивость дыхания, звучность голоса и правильное произношение звуков. Я предлагаю поработать над первым критерием – устойчивостью дыхания. Выпрямите спину, наберите воздух в легкие, при этом мысленно направляя его вниз живота, попробуйте.
Задача проста, мы должны голосом «подняться» на лифте, надо говорить чётко ясно, на одном дыхании, у кого-то получится забраться на 7 этаж, а кому-то выше.
Набрали воздух
И! Первый этаж, второй этаж, третий…. (и так далее)
Выявление затруднений Вы когда-либо слышали, как читают стихи профессионалы?
Опишите как это делают.
А что же такое для вас стихи?
Построение проекта выхода из затруднения

Ребята, что вы хотели бы узнать о стихах?
Какой будет тема урока?
Какую цель поставим?
Реализация построенного проекта

( Музыка сердцебиения, разума и тайное пение, танец.)
Вы согласитесь, что автор обращается к стихотворению, как к живому, прочитайте строки доказывающие это?
Какое условие, указанное в стихотворении необходимо стихотворению, чтобы не быть «пустой болтовнёй»?
Первичное проговаривание во внешней речи

Ребята, что есть в стихотворении, благодаря чему оно певуче?

Ритм, рифма)
Как найти средство выразительности в стихотворении?
Самостоятельная работа

Ребята, я предлагаю вам самостоятельно выполнить несколько заданий:
Подчеркни во фрагменте стихотворения С. Есенина «Доброе утро» средства выразительности.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы
Что есть в стихотворении, чего нет в других жанрах?
Проверка фронтальная.
Включение в систему знания

Ребята, предлагаю провести выразительное чтение стихотворения Заходера.
Прочтем стихотворение по предложению и выделим в каждой строчке слово, на какое нужно сделать акцент.

(Разбор стихотворения)
Кто прочтет стихотворение у доски с чувством, ведя как будто ты диалог? ( Остальные ребята дают советы и рекомендации. Читают 2-3 человека)
Рефлексия

Какой из вопросов, затронутых на уроке показался вам злободневным, актуальным сегодня?
С какими знаниями вы уйдете с этого урока?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Стихи для детей 3 класса: учить наизусть и читать

Дети 3 класса согласно школьной программы России учат красивые добрые и уже довольно серьезные стихи русских поэтов: Пушкина, Фета, Заходера, Михалкова и Барто, Лермонтова, Тютчева, Берестова итд. Сюда входят стихи о природе, животных, зиме, лете, осени и весне, маме итд.

На внеклассном чтении дети читают известные стихи русских поэтов и разбирают их — делают подробный анализ.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Какие стихи учат в 3 классе по программе

1. И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Учить наизусть
2. А.С. Пушкин. Отрывок из по­эмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный…». Учить наизусть наизусть
3. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Фрагмент наизусть
4. А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер» По желанию
5. А.С. Пушкин. «Няне» » По желанию
6. Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначаль­ной…».Наизусть. «Чародейкою зимою…» По желанию
7. АН. Майков. «Осень» По желанию
8. А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…».Наизусть, «Кот поёт, глаза прищуря…» По желанию
9. И.А. Бунин. «Листопад» Фрагмент наизусть По желанию
10. Н.А, Некрасов «Мужичок с ноготок» (отрывок). Учить наизусть
11. Стихи Н.А. Некрасова о природе. «Славная осень…». По желанию
12. Н.А, Некрасов «Зелёный Шум». По желанию
13. Стихи Н.А. Некрасова о природе. «Мороз-воево­да» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)Наизусть
14. И. С. Никитин. «Русь» Фрагмент наизусть
14. И. 3. Суриков. «Детство». Наизусть
15. И. С. Никитин. «Помню я: быва­ло, няня…» По желанию
16. С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день» По желанию
17. Ф.Н. Глинка. «Москва» По желанию
18. Стихи С.А. Есенина. «Нивы сжаты, рощи голы…». Наизусть
19. Стихи С.А. Есенина. «Берёза». Наизусть
20. Стихи С.А. Есенина. «Бабушкины сказки» По желанию
21. К.Г. Паустов­ский. «Заячьи лапы». Фрагмент наизусть
22. Произве­дения С.Я. Маршака. Стихотворение «Урок родного языка». Наизусть
23. Произве­дения С.Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». Наизусть
24. Произве­дения А.П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень». Фрагмент наизусть
25. Произве­дения М.М. Приш­вина. Очерк «Моя Родина». Фрагмент наизусть

В начале у нас приведены стихи, которые нужно учить наизусть, далее — для литературного чтения.

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

У лукоморья дуб зелёный (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

А. С. Пушкин Отрывок наизусть «Сказка о царе Салтане»

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».

В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

А. С. Пушкин Стих «Няне»

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Суриков «Детство»

Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнёшь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум-звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

А. Фет — Кот поет, глаза прищуря…

Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
«Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай».
Мальчик встал. А кот глазами
Поводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.

Есенин С.А. — Стих «Береза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Есенин С. А. — Стих для детей «Черемуха душистая»

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Урок родного языка (Маршак)

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
Заняты школьники делом —
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым,
Перьями пишут и мелом:
«Нам не нужна
Война!»…

Маршак — стих «Ландыш»

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
По солнце раскрывает венчики…

А. Фет Стих «Печальная береза»

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,
-И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Пушкин А.С. — Стих «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Пушкин А. С. — Осень (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Блок — Стих «Ворона»

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!

А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом»

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

Фет А.А. — Стих «Мама! глянь-ка из окошка»

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Некрасов Н. А. — Стих «Славная осень» (отрывок из «Железная дорога»)

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Некрасов «Мужичок с ноготок»

…Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья? —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? —
«Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Никитин «РУСЬ»

Над большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг –
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу –
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

Агния Барто «Песенка птиц»

Идут домой из школы
Четыре ученицы.
Им песенку весёлую
Насвистывают птицы.

«Шестью восемь — сорок восемь»,-
Распевают снегири,
Воробьи с высоких сосен
Повторяют: «Трижды три».

Несут домой тетрадки
Четыре ученицы,
Там цифры в беспорядке,
Зачёркнуты страницы.

Два чижа сидят на ветке.
«Покажи, — поют чижи,-
Покажи свои отметки,
Все тетрадки покажи».

Бегут по переулку
Четыре ученицы:
— Мы вышли на прогулку,
А нас прогнали птицы!

«Трижды три!» — кричат вороны.
«Повтори!» — кричат вороны.
«Пятью пять! — галдят грачи.-
Арифметику учи!»

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Тютчев Ф. И. — Стих «Листья»

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят —
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе —
Играли с лучами,
Купались в росе.
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели —
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей,
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим.

Тютчев Ф. И. — Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам…
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!

Пушкин А. С. — Стих «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Тютчев Ф. И. — Стих 3 класс «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Пушкин А. С. — Короткий стих «Весна, весна»

Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови…
Как чуждо сердцу наслажденье…
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье.
—-
Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний долгий мрак ночей.

Лермонтов М. Ю. — Стих «Весна»

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей.
Гляжу, природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.

Николай Некрасов «Мороз-воевода»

….Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли —
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро

Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»

Пушкин А.С. — Опрятней модного паркета… (отрывок из «Евгения Онегина»)

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

Пушкин А.С. — В тот год осенняя погода… (отрывок из «Евгения Онегина»)

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Пушкин А. С. — Уж небо осенью дышало… (отрывок из «Евгения Онегина»)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Есенин С.А. — Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

Лермонтов М. Ю. — Стих «Утес»

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Тютчев Ф. И. — Стих для детей «Полдень»

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река —
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет —
И Сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.

Брюсов В. Я. — Вечером в дороге

Кричат дрозды; клонясь, дрожат
Головки белой земляники;
Березки забегают в ряд,
Смутясь, как девы полудикие.
Чем дальше, глубже колеи;
Вот вышла ель в старинной тальме…
Уже прозрачной кисеи
Повисла завеса над далями.
Вновь — вечер на лесном пути,
Во всем с иным, далеким, сходен.
Нет, никуда нам не уйти
От непонятно милой родины!
Чу! не прощанье ль крикнул дрозд?
Клонясь, дрожит иван-да-марья.
В просвете — свечи первых звезд
И красный очерк полушария.

Брюсов В. Я. — Роскошен лес в огне осеннем…

Роскошен лес в огне осеннем,
Когда закатом пьян багрец,
И ты, царица, входишь к теням,
И папоротник — твой венец!
Листва живет мгновеньем пышным,
От всех надежд отрешена,
И стало будущее лишним,
И осень стала, как весна!
Но вздрогнешь ты у той поляны,
Где мой припомнится привет,
И долго будет лист багряный
Хранить замедленный твой след.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение

Фет А.А. — Зреет рожь над жаркой нивой…

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Фет А.А. — Учись у них — у дуба, у березы…

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Маяковский В. В. — Кем быть?

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Нужные работники —
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берем бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки —
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки —
желтые игрушки.
А если
нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!

Столяру хорошо,
а инженеру —
лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
сначала
начерчу
дом
такой,
какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
славное,
живое словно.
Это будет
перёд,
называется фасад.
Это
каждый разберет —
это ванна,
это сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи́.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
и крыша есть.
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.

Инженеру хорошо,
а доктору —
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
— Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? —
Погляжу
из очков
кончики язычков.
— Поставьте этот градусник
под мышку, детишки. —
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
— Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам —
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
всё, конечно, заживет. —

Докторам хорошо,
а рабочим —
лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа — уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает —
сделаем вместе.
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
лезьте
в дыры ровные,
части
вместе
сбей
огромные.
Там —
дым,
здесь —
гром.
Гро —
мим
весь
дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и нес
и вез.

На заводе хорошо,
а в трамвае —
лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам
езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
ему весь день
в трамваях ездить можно.
— Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые —
зеленые,
красные
и голубые. —
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
и грейся.

Кондуктору хорошо,
а шоферу —
лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я —
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо —
без рельсы
жителей
доставлю на дом.
Е —
дем,
ду —
дим:
«С пу —
ти
уй —
ди!»

Быть шофером хорошо,
а летчиком —
лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели».
Бояться не надо
ни дождя,
ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
облетаю гору.
«Вези, мотор,
чтоб нас довез
до звезд
и до луны,
хотя луна
и масса звезд
совсем отдалены».

Летчику хорошо,
а матросу —
лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете —
морской дорожкой
на реях и по мачте,
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
полюс
Южный,
а Северный —
наверное.

Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай
на вкус!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *