Что такое стихотворение в литературе 5 класс
Стихотворение (стихи) — что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьных лет всем известно, что такое стихотворение.
Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.
Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.
Стихотворение — это.
Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.
Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).
Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:
Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.
Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.
Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.
Виды стихотворений
Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:
По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:
По адресации также выделяют:
Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.
Признаки стихотворения
Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:
В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:
«Лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват»…
Что нужно помнить при анализе стихов
Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.
Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.
Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.
Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.
Скажем, ямб динамичнее хорея, он напоминает стук человеческого сердца, ритм ходьбы и подходит для живого повествования о чём-либо (роман в стихах «Евгений Онегин»). Хорей мягче, женственней, медленней – его можно использовать при описании чувств, замедлении действия и так далее.
Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.
Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (9)
А цитата последняя откуда взята? Хорошо сказано, образно и точно! Но почему не указано, кто автор? Такое чувство, человек, который писал статью, решил присвоить себе эти слова, чтобы все подумали, какой он умный!
Что-то поэтов совсем не стало, если и есть такие, то только тексты для песен пишут, да и те слишком примитивные.
Есть такое дело. Видимо сейчас все заняты гаджетами и соцсетями. Печалька.
очень понравилось спасибо
Для меня главное, чтобы соблюдался ритм в стихотворении. Иначе оно просто раздражает.
Стихи — это очень красивая форма выражения мыслей и чувств. Однако, лучше не писать никак, чем создавать плохие и посредственные произведения.
Самое сложное литературное направление! Вот лично у меня ни разу не получилось написать что-либо в стихотворной форме, сколько ни пробовал. Рассказ в художественной, либо в научно-популярной форме я запросто пишу, а вот стихотворение — нет, ересь какая-то получается.
Сколько в мире поэтов всяких, а читают только нескольких. И это называется классика! Талант от Бога даётся.
Писала стихи в юности, до сих пор храню в отдельной тетрадке, а сейчас вдохновения нет.
Конспект урока по литературе в 5-м классе «В поэтической мастерской» по теме «Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь»
Разделы: Литература
Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.
Оборудование: раздаточный материал (опорные таблицы, схемы, карточки с индивидуальным и домашним заданием), метроном, фонограмма «Марша Черномора»М.И.Глинки из оперы «Руслан и Людмила»,компьютер, интерактивная доска, фотоиллюстрации с изображением пейзажей зимней природы.
Тип урока: изучение нового материала.
Конспект урока
1. Приветствие.
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).
2. Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.
— Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
— Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
— Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).
— Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.
Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.
(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).
— К какому жанру относится это произведение? (Марш)
— А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?
Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.
(Заучивание определения в парах).
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
На дво-рах и до-мах
(Б-Б-У-Б-Б-У)
Снег ле-жит по-лот-ном
(Б-Б-У-Б-Б-У)
И от солн-ца блес-тит
(Б-Б-У-Б-Б-У)
Раз-но-цвет-ным ог-нем.
(Б-Б-У-Б-Б-У)
— Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.
Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).
— Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.
(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)
Самопроверка.
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
3. Понятие о рифме.
— Что же такое рифма?
— Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».
(Инсценировка из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).
Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.
(Заучивание определения по «самарскому варианту»: заучивание, самопроверка, работа в парах, воспроизведение заученного сильным учеником, средним и слабым).)
— Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?
— Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве автора.
— Каких замечательных поэтов вы знаете?
— Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.
(Обращение к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).
4. Знакомство с видами рифмы.
— Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.
а) Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)
б) Снега покрыли гладкие равнины,
Едва заметен санок первый след,
Румянец нежный льет закатный свет,
Окрася розою холмов вершины.
(М. Кузмин)
в) Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)
— Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?
(Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).
— Как вы думаете, почему так названы рифмы?
(Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках).
— Итак, что такое стихотворная рифма?
— Какие виды рифмы вы узнали?
5. Самостоятельная работа.
Урок. Литература. (5 класс) Тема: «Поэзия и проза»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Пудостьская СОШ»
Открытый урок по литературе в 5 классе
по теме: «Поэзия и проза. Основы стихосложения».
— проверить ЗУН, которые должны обеспечить преемственность обучения в начальной и средней школе;
— формирование системы универсальных учебных действий;
-познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;
-дать определение рифме, ритму, формировать представление о белом стихе.
Итоговая цель: Развитие детского интеллекта, его читательских пристрастий. Влияние через произведение на чувства, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной ясной и богато-интонированной речи, на формирование чувства ответственности.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор
— несколько карточек с фрагментами орнамента (рисунок 1,2),
— раздаточный материал (Приложение 2).
1. Организационный момент.
Меня зовут Елена Владимировна Ярцева. Мы с вами будем встречаться на уроках русского языка и литературы. А вам интересны эти предметы или вы их не очень любите?
1ряд – кто любит уроки по русскому языку (постараться писать без ошибок)
2ряд – кто любит уроки литературного чтения (будут моими основными помощниками)
3ряд – кто ничего не любит (верите ли вы, что в конце урока вы займёте места во 2 ряду?)
В 5 классе предмет литературное чтение будет называться – Литература. За 1 мин напишите ассоциации (всё, что приходит в голову, когда вы слышите это слово), когда вы слышите это слово.
Литература – слово многозначное.
Литература Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. Дмитриев. 2003
1. Литература — это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.
2. Литература — это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык.
3. Литература — это совокупность печатных произведений, посвящённых проблемам какой-либо науки, отрасли знаний, тем или иным специальным вопросам.
4. Литература — это один из предметов, входящих в школьную программу.
2. Создание эмоционального настроя.
В литературе художественный образ можно описать либо стихотворным языком, либо языком прозы. А вы, что больше любите читать стихи или прозу?
3. Объяснение нового материала
А вы знаете, чем отличается проза от стиха?
Сейчас мы проверим:
Прочитайте отрывки и сделайте выбор.
1. Ветер упал, повсюду стало тихо, но тяжелая рожь более не поднялась. Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее.
2. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно; в роковом его просторе много бед погребено.
Ри́фма — созвучие в окончании двух или нескольких слов.
Владимир Алексеевич Солоухин (русский писатель, поэт).
Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: Запишите пары
А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.
Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.
А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”.
Я захотел устроить бал,
Купил муку, купил творог,
Пирог, ножи и вилки тут –
Я ждал, пока хватало сил,
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
Вывод: что важно для стихотворения?
-Рифмующиеся слова на конце строчек.
— А теперь посмотрите на следующий отрывок текста.
—Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это или проза.
Задумались? А знаете почему?
Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.
Акутагава Рюноскэ (японский писатель)
Посмотрите, как записал свое произведение автор:
Под большим шатром
-Послушайте, как я его прочитаю. Похоже на стихи?
-Рифма есть? Сравните слова, заканчивающие строчки.
— Но нет и обмана. Это действительно стихи, но только без рифмы. Такие стихи называются белыми.
-Значит, должно быть что-то ещё, кроме рифмы. Что же это?
-Действительно, стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное. Чтобы понять это, посмотрите на этот орнамент.
Красота этого узора заключена в повторении отдельной части. Глазу приятно такое равномерное повторение.
И у стихов, ребята, есть такой узор. Он называется ритмом. Ритм – это и биение нашего сердца, и смена дня и ночи, и в шуме дождя, и в шорохе опавшей листвы его тоже можно услышать. Везде: внутри нас и вокруг нас.
У подлинной прозы всегда есть свой ритм.
Константин Георгиевич Паустовский
А вот по каким законам он строится, мы узнаем с вами на уроках по стихосложению в 5 классе.
Запомните! Стихи создает не рифма (хотя в большинстве стихов она есть), а ритм. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему.
Словарик литературоведческих терминов для 5 класса
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Словарик терминов для 5 класса (УМК под ред. В.Я. Коровиной)
С ловарик составлен на основе ранее известных школьникам терминов, а также изученных в течение курса литературы 5 класса. Определениями следует пополнят этот словарик из года в год. Для каждого класса создаётся новый словарик. В результате накопится материал, который поможет глубже интерпретировать текст, видеть его внешнюю и внутреннюю структуру, соотносить текст с историко-литературным контекстом. А к концу выпускного класса будет собрана вся необходимая информация по теории к подготовке к экзаменам.
Словарик для 5 класса состоит из следующий разделов:
поговорим о теории литературы;
поговорим о родах и жанрах;
поговорим о структуре текста;
поговорим о структуре стихотворения;
поговорим о тропах и стилистических фигурах;
поговорим о художественных средствах создания образа;
поговорим о видах комического.
Термины берутся из следующих источников:
В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях.
Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.
В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
«Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс.
Дидактические материалы по литературе. 5 класс.
Тесты по литературе. 5 класс.
Также могут быть введены любые термины на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки класса и глубины усвоения материала.
Для лучшего усвоения терминологии словарик сопровождает «Рабочая тетрадь по теории литературы для 5 класса», в которой представлены задания на усвоение, структурирование материала в виде схем, таблиц и т.д. Предлагается написать примеры к терминам из изученных произведений. Такая работа поможет не только просто выучить термины, но уметь видеть их в текстах, понимать значение и смысл их употребления. Рекомендуется начинать знакомство с терминами именно с «Рабочей тетради по теории для 5 класса», а словарик использовать в качестве справочного материала при самостоятельном нахождении ответа на нужный вопрос.
Поговорим о теории литературы
Автобиография – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни.
Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Анализ – исследовательское прочтение художественного текста.
Аннотация – краткое изложение книги, рукописи, статьи.
Бестселлер – книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.
«Библиотека поэта» – серия книг, посвящённая творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам. Основана М. Горьким в 1931 году.
Быль – это то, что было в действительности, в отличие от небылицы.
Вопленицы (плакальщицы) – исполнительницы причитаний ( И. Федосова, М. Крюкова и др. ).
Герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения.
Интерпретация – истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
Литературовед – специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.
Литературоведение – наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.
Описание – вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты – интерьер).
Проза – литературное нестихотворное произведение.
Псевдоним – подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.
Рецензия – один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о его героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.
Риторика – наука об ораторском искусстве.
Художественное произведение – произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.
Поговорим о родах и жанрах
Фольклор (устное народное творчество) – искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах.
Эпос – обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.
Лирика – обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.
Драма – обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев.
Жанр – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы.
Стихотворение
Всего получено оценок: 217.
Всего получено оценок: 217.
В русской литературе стихотворения занимают особое место. В данной статье, которая поможет при подготовке к уроку литературы, рассмотрим, что такое стихотворение, каковы его отличительные черты и каковы его виды.
Понятие
Определение стихотворение в литературе имеет следующее: небольшое поэтическое произведение, написанное по законам стихосложения.
Стихотворение – это жанр такого рода литературы, как лирика.
Особенности
Стихотворения, как правило, написаны ритмизированной и рифмованной речью.
В стихотворениях может и отсутствовать рифма.
Ритм является характерной для стихотворения чертой. Это повторяемость тех или иных сходных явлений через определенные промежутки времени.
Ритм стихотворения зависит от системы стихосложения – силлабическая (слоговая), тоническая (ударная), силлабо-тоническая (слогоударная).
Рис. 1. Особенности систем стихосложения
Стихотворение обычно имеет рифму (мужская, женская, дактилическая), рифмовку (парная, перекрестная, кольцевая), размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).
Отличительной чертой стихотворения является то, что в его центре оказывается субъективная человеческая жизнь. Главное – не действия, а чувства и эмоции лирического героя. Сюжет в стихотворении, как правило, отсутствует или отходит на второй план. На первом плане оказываются настроение и переживания лирического героя.
Стихотворение – это движение мыслей поэта, отраженные через лирического персонажа.
Еще одной особенностью стихотворений является широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также стилистических фигур, которые помогают выразить авторскую позицию.
По тематике стихотворения бывают любовными, пейзажными, философскими, гражданскими.
По наличию или отсутствию рифмы стихотворения бывают рифмованными и нерифмованными (белыми).
По жанровой специфике лирические стихотворения бывают следующими: эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, песня, сонет, послание.
Что мы узнали?
Стихотворение – это небольшое поэтическое произведение, написанное по законам стихосложения. Отличительными чертами стихотворения является наличие ритма, рифмы, рифмовки, размера. Центральным в стихотворении оказываются настроение и переживания лирического героя. В стихотворении обычно используется большое количество изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур. Стихотворения классифицируются по разному: по тематике (любовные, пейзажные, философские, гражданские), по наличию или отсутствию рифмы (рифмованные, белые), по жанровой специфике (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, песня, сонет, послание).