Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Источник

Размеры стихотворений

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Всего получено оценок: 415.

Всего получено оценок: 415.

Размеры стихотворений – важный объект изучения в школьном курсе литературы. В данной статье рассматривается понятие стихотворного размера, его виды, способ определения и примеры.

Понятие

Стихотворный размер – это способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Необходимо отличать рифму стихотворения от его размера.

Размер – это один из признаков поэтического произведения, отличающих его от прозаических литературных произведений.

Виды размеров

В литературе насчитывается пять основных видов стихотворных размеров: два из них являются двухсложными размерами, три – трехсложными.

Двухсложные и трехсложные виды отличаются количеством слогов в стопе.

К двусложным относятся хорей и ямб. Для хорея характерно ударение на первом слоге, для ямба – на втором.

К трехсложным относятся дактиль, амфибрахий, анапест. У дактиля ударение падает на первый слог, у амфибрахия – на второй, у анапеста – на третий.

Определение размера

Чтобы понять, как определить размер стихотворения, нужно понять, что такое стопа. Стопа – это последовательность нескольких безударных и одного ударного слога, чередующихся в определенном порядке.

Для определения стихотворного размера необходимо расставить ритмическое ударение.

При расстановке ритмического ударения учитываются все слова, включая союзы и предлоги.

Ударный слог обозначается символом _, безударный – U. Границы стоп обозначаются символом |.

Каждая строка будет иметь определенную комбинацию символов, которые помогут понять, какой размер у стихов.

Примеры

Каждый стихотворный размер имеет свою схему:

Проиллюстрируем конкретными примерами:

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Что мы узнали?

Стихотворный размер – это способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения. Существует пять видов стихотворных размеров, которые зависят от ритмического ударения. Все размеры делятся на двухсложные (хорей: _U | _U |; ямб: U_ | U_ |) и трехсложные (дактиль: _UU | _UU |; амфибрахий: U_U | U_U |; анапест: UU_ | UU_|). Двухсложные и трехсложные размеры отличаются количеством слогов в стопе.

Источник

Хорей, ямб и другие стихотворные размеры

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Виды стихотворных размеров

Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.

Односложные стихотворные размеры: брахиколон

У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).

Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:

И.Сельвинский «Сонет»

Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.

Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей

Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.

Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.

Пример стихотворения, написанного ямбом:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

Пример стихотворения, написанного хореем

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий

Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…

М. Ю. Лертмонтов

Как определить стихотворный размер

Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!

Читайте также:

Источник

Стихотворные размеры

Стихотворный размер (метр) — это число и порядок чередования безударных и ударных слогов в строке.

Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно знать и уметь определять только хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

А для тех, кто готовится к олимпиадам или уже учится в университете с направлением «основы стиховедческого анализа», советуем воспользоваться содержанием в данной статье.

Размер стиха зависит от системы стихосложения. ( в силлабической он определяется количеством слогов, в тонической числом ударных слогов, в силлабо-тонической числом ударных и безударных слогов).

Знаком ‿ обозначается слабый слог (безударный), символом — обозначается сильный (ударный), ´ реальное ударение.

В своих примерах я оставляю ритмическую схему, именно поэтому в моих записях Вы не найдете неправильной записи, например ‿‿ или ——.

Инструкция по определению стихотворного размера ТУТ.

Силлабо-тонические размеры

В силлабо-тонике различают размеры: двухсложные, трехсложные, четырехсложные.

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Двухсложные размеры

К двухсложным размерам относят хорей и ямб.

Хорей

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Схема: —´‿

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
—´‿—´‿—´‿—´‿
—‿—´‿—‿—´
—‿—´‿—´‿—´‿
—´‿—´‿—´‿—´
—´‿—´‿—´‿—´‿
—‿—´‿—´‿—´
—´‿—´‿—‿—´‿
—´‿—´‿—‿—´
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
—´‿—‿—´‿—´‿—´‿
—‿—´‿—´‿—‿—´
—´‿—‿—´‿—‿—´‿
—‿—´‿—´‿—´‿—
Университетская программа
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

—‿—´‿—‿—´‿
—‿—´‿—‿—´‿
—‿—´‿—‿—´
—‿—´‿—‿—´

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Ямб — двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Схема: ‿—´

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
‿—´‿—´‿—´‿—´‿
‿—´‿—´‿—´‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
‿—´‿—´‿—‿—´
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
‿—‿—´‿—´‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
‿—´‿—‿—´‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
Университетская программа
Как ни тяжел последний час –
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья, –
Но для души еще страшней
‿´—‿—´‿—´‿—´
‿—‿—´‿—‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
‿—‿—´‿—´‿—´

Трехсложные размеры

К трехсложным размерам относят дактиль, амфибрахий, анапест. Для простоты запоминания советуем Вам аббревиатуру ДАМА (д — дактиль, ам — амфибрахий, а — анапест).

Дактиль

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Дактиль — трехсложный размер с ударением на первый слог.

Схема: —´‿‿

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿—‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
Университетская программа
Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни!
Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый!
Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною;
Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу.
—´‿‿—´‿‿—´‿‿//—´‿‿—´‿‿—´‿
—´‿‿—´‿‿—´‿‿//—´‿‿—´‿‿—´‿
—´‿‿´—´‿‿—´‿‿//—´‿‿—´‿‿—´‿
—´‿‿—´‿‿—´‿‿//—´‿‿—´‿‿—´‿

Амфибрахий

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Схема: ‿—´‿

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Анапест

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Анапест — трехсложный размер с ударением на третий слог.

Схема: ‿‿—´

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Логаэд

Логаэд — это стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). Логаэд – строгий метр, все строки написаны по одной схеме, стяжение происходит строго в одном месте.

Дольник

Дольник — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 2. (При вычислении мы должны получить 1)

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
Его встречали повсюду
На улицах в сонные дни.
Он шел и нес свое чудо,
Спотыкаясь в морозной тени.
‿—´‿—´‿‿—´‿ (1)—´1—´2—´(1)
‿—´‿‿—´‿‿—´ (1)—´2—´2—´(0)
‿—´‿—´‿‿—´‿ (1)—´1—´2—´(1)
‿‿—´‿‿—´‿‿—´ (2)—´2—´2—´(0)

Сверхсхемные ударения

Сверхсхемные ударения (внеметрические) — это ударения на слабых местах в стихе.

К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿—‿—‿—‿—. Однако при скандировании (прочтение с намеренными сильными ударениями) мы замечаем, что возникает ударение, не входящее в ритмическую составляющую ‿´—´‿—´‿—´‿—´.

Среди сверхсхемных ударений мы выделим только спондей.

Спондей

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Спондей — сверхсхемное ударение, возникающее только в двухсложных размерах.

Схема: ‿´—´ или —´‿´ (записывать — — неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)

Как ни тяжел последний час –
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья, –
Но для души еще страшней
‿´—‿—´‿—´‿—´
‿—‿—´‿—‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
‿—‿—´‿—´‿—´

Пропуски метрических ударений

Пропуск метрических ударений — это пропуск ударного слога, замена ударного слога безударным.

К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿—‿—‿—‿—. При попытке расставить реальные ударения, мы сталкиваемся с тем, что в некоторых стопах ударение пропущено: ‿—‿—´‿—‿—´ — такое явление и называется пропуском метрических ударений.

Среди пропусков метрических ударений мы рассмотрим только пиррихий.

Пиррихий

Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Картинка про Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры. Фото Что такое стихотворные размеры в литературе 5 класс примеры

Пиррихий — пропуск метрического ударения, возникающий только в двухсложных размерах.

Схема: ‿— или —‿ (записывать ‿‿ неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)

—´‿—´‿—´‿—´‿
—´‿—‿—´‿—´
—´‿—´‿—´‿—´‿
—´‿—‿—´‿—´
(как мы можем заметить, реальное ударение
не ставится на союзы, частицы, предлоги,
но ставится на односложные слова)

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
—´‿—‿—´‿—´‿—´‿
—‿—´‿—´‿—‿—´
—´‿—‿—´‿—‿—´‿
—‿—´‿—´‿—´‿—

Тонические размеры

В тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик.

Тактовик

Тактовик — стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4.(При вычислении мы должны получить 2 или 3)

Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стёр с лица.

«Команда, во фронт! Офицеры, вперёд!»
Сухими шагами командир идёт.

И слова равняются в полный рост:
«С якоря в восемь. Курс — ост.

‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿—´ (1)—´1—´3—´2—´(0)
‿—´‿‿—´‿—´‿—´ (1)—´2—´1—´1—´(0)

3-0=3 (ткт)

Никогда не перестану удивляться
Девушкам и цветам!
Эта утренняя прохладца
По белым и розовым кустам…
‿‿—´‿‿‿—´‿‿‿—´‿ (2)—´3—´3—´(1)
—´‿‿—´‿—´ (1)—´2—´1—´(0)
‿‿—´‿‿‿‿—´‿ (2)—´4—´(1)
‿—´‿‿—´‿‿‿—´ (1)—´2—´3—´(0)
4-1=3 (ткт)

Акцентный стих

Акцентный стих — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8.( Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны).

Задание ЕГЭ с данной терминологией

Задание на определение стихотворного размера почти всегда присутствует и находится под номером 14.

Укажите размер, которым написано стихотворение.

Обращаем Ваше внимание на то, что Вы должны указать размер без указания количества стоп (т.е не четырехстопный ямб, а ямб)

Источник

Памятка «Стихотворные размеры в литературе»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Стихотворный размер стихотворения – это упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов. Стопа – это группа слогов, на один из которых обязательно должно падать ударение. Сколько ударных слогов в строке вы насчитаете, столько стоп и будет. Различают двусложные стихотворные размеры (сочетание двух слогов) и трёхсложные (сочетание трёх слогов). Есть, правда, и другие, о которых мы упомянем в самом конце. Двусложные размеры – это ямб и хорей.

Примеры стихотворных размеров

Ямб подразумевает сочетание безударного слога с ударным.

Хорей – подразумевает сочетание ударного с безударным слогом. Для того чтобы стало понятно, приведу несколько примеров.

ОнА всё Ярче, блИже-блИже,

И Оком Ярким, кАк алмАз…

Наблюдаем уверенное чередование безударного слога с ударным, и понимаем, что перед нами ямб. Считаем количество стоп, и вот уже профессионально отмечаем, что имеем дело с четырёхстопным ямбом. Как видно, пока ничего сложного.

МАло, мАло в жИзни скАзок,

МАло Очень в нЕй чудЕс…

Трёхсложные стихотворные размеры

В сочетании трёх слогов ударение будет падать на первый. Кстати, если переводить название термина с греческого языка, то мы наткнёмся на слово «палец». Не лишено смысла, если подумать. Автор будто поднимает палец и заставляет прислушаться к последующему шелесту звуков.

МОлча сижУ, ожидАя сигнАла,

СлЫшен стук сЕрдца да стУк темнотЫ

Если вы определяете шестистопный дактиль, то речь идёт непосредственно о гекзаметре, который известен ещё с античных времён и отлично используется Гомером в его культовых эпических произведениях. Наверное, «Илиада» и «Одиссея» известны почти всем.

Амфибрахий. Уже в самом названии, если руководствоваться переводом, заложена его сущность: «с двух сторон». Ударный слог расположен между двумя безударными.

Я пОмню звонкИ и порОй тишинУ,

СомнЕния, пОлные рОбких намЁков.

3. Анапест – это сочетание трёх слогов, где ударение падает на самый последний. Перевод тоже достаточно любопытный: «отражённый назад».

ГлубокО-глубокО всей душОй

Я вдохнУ запах двУх городОв,

Стоит честно признаться, что в чистом виде размер стихотворения встречается очень редко. Наверное, именно поэтому в качестве примера всегда предлагаются одни и те же стихи, известные по школьной программе. Всё-таки стихотворение передаёт внутреннюю жизнь человека, веления его души, а значит, оно обязано быть живым. Оно должно дышать, содрогаться, обрываться и делать всё то, что делает обычно лирический герой. Именно поэтому следует знать два таких термина, как пиррихий и спондей.

Пиррихий – это два безударных слога рядом, спондей – это сочетание двух ударных слогов подряд. Если вы пытаетесь определить размер стихотворения, но в нескольких местах идёт явное нарушение ритма, то есть вероятность, что использован именно один из этих приемов. Конечно, речь идёт об однократном, двукратном нарушении при условии, что правильное чередование слогов всё-таки просматривается и явно выделяется. В противном случае, когда слоги просто хаотично сплетаются между собой, мы не говорим о стихотворном размере, а заявляем о дилетантстве и непрофессионализме автора. Впрочем, поспешных выводов никогда делать не следует.

Помимо обозначенных стихотворных размеров, можно упомянуть ещё несколько.

Брахиколон – это самый простой и самый оригинальный стихотворный размер, так как подразумевает наличие только ударных слогов. Естественно, что часто такое не встретишь, однако можно обратиться к поэтам Серебряного века, которые крайне любили новые формы и новые приёмы. Таким вот поэтом-гурманом был и Владислав Ходасевич. Первое четверостишье его творения таково:

Александрийский стих имеет прямое отношение к ямбу. Но есть ряд оговорок: ямб обязательно должен быть шестистопным, а рифмовка – парной.

Логаэд – это союз неодинаковых стоп. Например, ямб будет чередоваться с анапестом или дактилем. Главное условие: правильное повторение той или иной последовательности. Сейчас данный размер не используется или используется редко, однако именно им писались древнегреческие трагедии и лирические песни. В эпоху Серебряного века к подобному размеру пришёл, например, В. Брюсов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *